Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА (БАКАЛАВРИАТ) К КУЛЬТУРНОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА (БАКАЛАВРИАТ) К КУЛЬТУРНОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
92
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ПРАВОСЛАВИЕ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MUSICAL ART / ORTHODOXY / SPIRITUAL CULTURE / PROFESSIONAL TRAINING / PEDAGOGUE-MUSICIAN / CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Грязнова Татьяна Михайловна, Асатрян Ольга Федоровна, Грязнов Станислав Игоревич

Исследование посвящено проблеме освоения русского православного музыкального искусства студентами музыкально-педагогических вузов и факультетов. Культурнопросветительская деятельность педагога-музыканта должна основываться на фундаментальных мировоззренческих принципах изначальной связи отечественной культуры с вековечными традициями, соборности, которая занимает центральное место в русском философствовании и духовной жизни, возрождения христианских заповедей и изучении Библии. Тенденция возрождения культовой жизни церкви должны отражаться в живой и регулярной практике богослужебного пения и глубокого познания текстов молитв. Они требуют осмысления и оценки. В исследовании нуждается и музыкальная поэтика: необходимо познавать смысл музыки, его воплощение в музыкальном становлении. Эти процессы могут быть органично включены в профессиональную подготовку будущих педагогов-музыкантов в российских вузах в рамках факультативных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Грязнова Татьяна Михайловна, Асатрян Ольга Федоровна, Грязнов Станислав Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL ART OF RUSSIAN ORTHODOXY IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF THE FUTURE TEACHER-MUSICIAN (BACHELOR) FOR CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES

This study is devoted to the problem of mastering Russian Orthodox musical art by students of music and pedagogical universities and faculties. The cultural and educational activity of a pedagogue-musician should be based on the fundamental worldview principles of the initial connection of Russian culture with centuries-old traditions, cathedral principle, which has a central place in Russian philosophy and spiritual life, the revival of Christian commandments and the study of the Bible. The tendency to revive the cult life of the church should be reflected in the living and regular practice of liturgical singing and deep knowledge of the texts of prayers. They require reflection and evaluation. Musical poetics also needs research: it is necessary to know the meaning of music, its realization in musical form. These processes should be organically included in the professional training of future pedagogue-musicians in Russian universities.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА (БАКАЛАВРИАТ) К КУЛЬТУРНОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Музыкальное искусство русского Православия в профессиональной подготовке будущего педагога-музыканта (бакалавриат) к культурно-просветительской деятельности

Грязнова Татьяна Михайловна,

кандидат философских наук, доцент доцент кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки, Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева E-mail: regphil@mail.ru

Асатрян Ольга Федоровна,

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой музыкального образования и методики преподавания музыки, Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева E-mail: asatrian_o@mail.ru

Грязнов Станислав Игоревич,

старший преподаватель кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева E-mail: stassult@mail.ru

Исследование посвящено проблеме освоения русского православного музыкального искусства студентами музыкально-педагогических вузов и факультетов. Культурно-просветительская деятельность педагога-музыканта должна основываться на фундаментальных мировоззренческих принципах изначальной связи отечественной культуры с вековечными традициями, соборности, которая занимает центральное место в русском философствовании и духовной жизни, возрождения христианских заповедей и изучении Библии. Тенденция возрождения культовой жизни церкви должны отражаться в живой и регулярной практике богослужебного пения и глубокого познания текстов молитв. Они требуют осмысления и оценки. В исследовании нуждается и музыкальная поэтика: необходимо познавать смысл музыки, его воплощение в музыкальном становлении. Эти процессы могут быть органично включены в профессиональную подготовку будущих педагогов-музыкантов в российских вузах в рамках факультативных курсов.

Ключевые слова: музыкальное искусство, Православие, духовная культура, профессиональная подготовка, педагог-музыкант, культурно-просветительская деятельность.

о с

U

сэ см о см

Исследование выполнено в рамках сетевого гранта между МГПИ и ЮУрГГПУ по теме «Научно-методическое сопровождение процесса подготовки бакалавров к культурно-просветительской деятельности в ходе освоения музыкальных дисциплин» (руководитель - И.С. Кобозева).

Введение. Трагическое столетие России не могло не найти отражение в культуре и искусстве. Русская музыка ХХ-ХХ1 веков прошла большой путь от богоборчества к богоискательству, и музыкальное искусство русского православия занимает все более важное место в профессиональной подготовке педагогов-музыкантов к культурно-просветительской деятельности. Осознание ренессанса православной музыки началось в преддверии тысячелетия Крещения Руси. Тогда на страницах научных журналов появились эмоциональные отклики о духовной музыке, культурологические исследования о творческом, образовательно-просветительском и идейно-нравственном потенциале, исторические очерки о развитии церковной музыки О. Антоновой и З. Кузнецова [1]. Однако научно-методических и педагогических исследований, посвященных роли музыкального искусства русского православия в профессиональной подготовке педагогов-музыкантов, формам и методам освоения традиций церковной музыки, по-прежнему не много, несмотря на актуальность данной проблематики.

Близкими теме ренессанса православной культуры и значимости просветительской деятельности педагогов и музыкантов оказались работы М. Шинкаревой о «точках соприкосновения между искусством и религией» [13, с. 5], В. Малышева о «поиске опоры в период духовного кризиса» [8, с. 8], Н. Бекетовой о религиозном самоопределении как «способности морального противостояния злу» [3, с. 12], Е. Танкелевича о «духовной сущности музыки» [11] и др. В концертный репертуар все чаще стали входить сочинения современных композиторов религиозной тематики, а образовательные программы школ, училищ и вузов - духовные сочинения культового и светского характера. К образовательному, воспитательному и культурно-просветительскому процессу подключились представители духовенства (А. Носов [10]), однако проблема методики освоения студентами-бакалаврами духовных жанров русской музыки не только прошлого, но и настоящего, за редким исключением [14], не становилась объектом пристального внимания ученых.

Изложение основного материала статьи. В. Медушевский, выделяя в качестве основы русской культуры православную веру, отмечает, что «жизнь народа протекает в свете заповедного нам духовно-нравственного совершенства, на духовно-смысловой глубине в сокровенности сердца» [9, с. 14]. Россиянин начала XXI века - это

глубоко потрясенный, страдающий от несовершенств окружающего мира, духовно потерянный индивид, ставший свидетелем чудовищной разрушительной силы конца ХХ столетия. Богоборчество начала столетия и семьдесят лет безбожия вылились в конце века в творчестве композиторов в тенденцию «богоискательства».

Обретенная композиторами последней трети ХХ века вера, пока еще не закрепленная какими-либо обрядами, стала невидимой защитой от жизненных невзгод. Она оказалась для художников спасением: так ведущие композиторы Губайдулина, Щедрин, Каретников, Шнитке, Си-дельников, Буцко ограждали себя от безбожия советского государства [6]. Концентрация веры в музыке не могла не отразиться и на образовательном процессе, особенно на профессиональной подготовке педагогов-музыкантов, культурно-просветительская деятельность которой должна основываться на фундаментальных мировоззренческих принципах русской культуры - ее изначальной связи с вековечными традициями, соборности, которая занимает центральное место в русском философствовании и духовной жизни, возрождения христианских заповедей и изучении Библии [12].

В русской культуре конца ХХ века «самой мощной формой пробуждения по отношению к религии стала духовная тема, которая породила новое отношение к важнейшей ветви национального наследия» [6, с. 134]. Однако духовная тема нашла слабый отклик в программах подготовки педагогов-музыкантов, в которых музыке русского православия отводится весьма скромное место. Кроме того, сегодняшняя реальность системы музыкально-педагогического образования характеризуется нерешенностью как общих, так и частных проблем преподавания различных профильных дисциплин от индивидуальных до групповых музыкально-теоретических и исторических предметов.

Вузовские курсы истории музыки или музыкальной литературы включают большой ряд вокальных, инструментальных и театральных произведений зарубежных и отечественных композиторов преимущественно светского плана, притом, что на протяжении всего пути развития человечества духовная музыка занимала важнейшее место в жизни общества. Кроме того, оперные и балетные, камерные и симфонические опусы, по давней традиции прослушиваемые в записи и анализируемые по клавирам, воспринимаются и оцениваются студентами-бакалаврами как музыкальные сочинения той или иной эпохи, стиля, жанра. Православная же музыка русских композиторов имеет не только иные мировоззренческие установки, но и эстетические принципы, остающиеся за пределами курсов музыкально-теоретических или исторических дисциплин.

В искусстве России конца ХХ века возник активный творческий (но не педагогический!) интерес к культовым жанрам, но сказалось долгое от-

сутствие системы работы над подобными произведениями, и потому наиболее часто композиторы обращаются к хоровому концерту, в котором так или иначе присутствуют духовные тексты, образы, символы. Налицо и расширение границ возможностей духовной музыки. Она не ограничивается отражением только личных религиозных переживаний автора (хотя это, бесспорно, важнейшая составляющая сочинений подобного рода), индивидуально воплощая догматы богословия, и это особенно актуально в свете современного многообразия способов религиозного самовыражения и полистилистики музыкального языка. В творчестве Ю. Буцко В. Агафонникова, К. Волкова, Г. Дмитриева, А. Караманова, В. Кикты, В. Пожи-даева, С. Трубачева и других реализовалась глубокая и нерасторжимая связь музыки и философии духовно-религиозного содержания. Русские композиторы предстают в своих культовых и светских сочинениях мыслителями истинно христианского миропонимания, а значит обращение к ним сохраняет преемственную связь поколений православной Руси.

Так, в основе созданного Ю.М. Буцко практически всегда заложена та или иная религиозная идея, и весь творческий путь композитора символизирует истинное служение Богу. В его работе в свете религиозности автора главенствующее место отведено идее духовного характера. Буцко выбирает для воплощения тех или иных религиозных идей область сочинений концертного предназначения, отдавая предпочтение крупным жанрам - кантатам, ораториям, концертам на тексты духовных стихов. В «Литургическом песнопении» (1982), «Метаморфозах» (1995) и «Песнослове» (1999) Буцко последовательно воплощается концепция большого духовного акта в направлении совершенствования человеческой души - движения по «лествице духовной», о которой с древних времен много написано богословами, религиозными философами, писателями. Началом и условием подлинной христианской жизни является покаяние, необходимые для достижения духовной вершины и Царствия Небесного. Путь духовного становления определяется триадой «покаяние -преображение - смирение», на которую указывают Евангелие, Церковь и жития ее святых. Это же на музыкальном языке «проповедует» и Ю.М. Буцко: покаяние, преображение и смирение - такой ответ на вопрос о духовном возрастании личности мы находим в его сочинениях. Так в произведениях композитора отражается закрепленная культурой национальная духовная идея, поэтому они служат сильнейшим средством раскрытия веры. Музыка Буцко сродни распетой церковной службе, а ее создание - литургическому служению.

Религиозность может быть отражена и в особом мышлении, взгляде не историю России. В Седьмой симфонии А. Курченко «Русская быль (Николай II)» воплощена последовательность событий, в которых увековечены трагические дни в России 1917-1918 гг. Каждая часть симфонии

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

сэ см о см

раскрывает один из сюжетов последних дней жизни Николая II: 1. Увертюра (1917 год), 2. Монолог (Николая II), 3. Молитва (царской семьи), 4. Интермедия (расстрел), 5. Скерцо (все вперед!..), 6. Акафист царю-искупителю Николаю II. В цикле учтены композиционные решения житийных икон разных эпох. Как и в житийной иконе, целостное понимание центрального образа симфонии формируется в композициях, повествующих сюжеты из жития святого, события которого плавно перетекают одно в другое. В шестой части Акафист как музыкальный тематизм, так и форма построения связаны с закрепленной в церковной службе формой обряда. Композитор представил духовыне идеи в соответствии с их традиционным, истинным содержанием независимо от поэтического источника. На основе взаимодействия особенностей светского и церковного искусства, используя выразительные возможности оркестра, ярко выражающего характер, душу и особенности речи русского народа, композитор реализовал философскую концепцию надежды на светлое будущее - в единстве православного народа.

Преподавание музыкально-теоретических и исторических дисциплин долгое время, по известным причинам, осуществлялось без глубокого погружения в певческую богослужебную практику, а изучение богатейшего творческого наследия православной ориентации русских композиторов Х!Х-начала ХХ вв. было эскизным. Прикосновение к знаменному, киевскому, греческому, болгарскому распевам и духовному концерту русских композиторов, вложивших свой гений в религиозную музыку, прерывалось и потому создавалось ощущение, что на протяжении XVNI-XX веков развивалась исключительно светская музыка. До сих пор, несмотря на профессиональный подход к исполнению и изучению духовной музыки, в системе музыкально-педагогического образования не разрешены два противоречия:

1. Актуальная необходимость изучения музыкальных произведений духовной тематики в контексте теорий мировоззренческого характера и проблем восприятия музыкальных произведений православной традиции.

2. Отсутствие общефилософской концепции образования и специальных методов освоения религиозно-духовного и культурно-просветительского потенциала музыкальной культуры русского православия.

Назрела необходимость создания отдельного методического пособия, дополняющего курс истории русской музыки для создания объективной картины развития жанров и основных стилевых тенденций Х!Х-ХХ! столетий, которое отражало бы эволюцию канонических и духовно-концертных жанров, а также их влияние на развитие светских. Возросло значение факультативных курсов, практики частичного или полного прослушивания звукозаписей русской православной музыки, способного формировать необходимые религиозно-философские, мировоззренческие

и художественно-эстетические представления будущих педагогов-музыкантов о музыкальной культуре русского православия [2; 4; 5; 7]. Однако это только часть пути решения существующей проблемы.

Более трудная часть пути связана с необходимостью профессионального подхода к рассматриваемому явлению, несмотря на значительный объем программы курса истории музыки и обзорный план ознакомления со многими стилями, жанрами и произведениями. Процессы возвращения Церкви в социально-культурную жизнь россиян и тенденция возрождения культовой жизни церкви должны отражаться в живой и регулярной практике богослужебного пения и глубокого познания текстов молитв, ибо в песнопениях Русской Православной Церкви молитва и музыка проникают друг в друга на высшем духовно-познавательном уровне. Тексты молитв нуждаются в осмыслении и оценке. Исследования требует и музыкальная поэтика во всей полноте художественных средств, включающих музыкальные параметры и композиционные детерминанты. И, конечно, необходимо познавать смысл музыки, его воплощение в музыкальном становлении и знаменной нотации.

Православное пение по знакам характеризуется специфическими качествами, которые отражают, с одной стороны, практическую составляющую богослужебного пения, а с другой - мировоззренческие принципы православного человека. Знаменная нотация изначально была предназначена для подготовленного, осведомленного певчего, который постепенно приобщался к святому «богодухновенному пению». Церковно-певческая практика полностью отсутствует в профессиональной подготовке педагогов-музыкантов (бережно сохранена она в программах подготовки музыковедов в консерваториях России), а между тем в нашем отечестве важнейшую основу их будущей культурно-просветительской деятельности составляет искусство русского православия.

Духовное искусство не возможно вне диалога богословия и музыки. Комплекс знаков знаменной нотации включал в себя знаки нравственно-дидактического, хвалитно-доксологического, евхотологического значения и символизирующие факты из библейской истории. Возникает параллелизм символической трактовки знаков с сюжетным и эмоциональным наполнением текстов, параллелизм певческих знаков и литургическим словом. Открывающийся символический подтекст соответствует значению действий священнослужителей. Таким образом, осваивая знаменный распев, человек приобщается к таинствам христианства.

Многие правила и духовные принципы в пении никогда не выражались словами, но постигались только интуицией и опытом, которые представляются истинным путем постижения духовной сущности Православия. Религиозное сознание восточных христиан создало сложную систему сакральных знаков и символов, без которых оно

не могла бы описать свое содержание. Знаменная нотация была основана на знаках, отражающих христианскую символику и само вероучение, путь познания которого проходит через практическое освоение песнопений на языке сакральных знаков. Только путем восхождения к небесной мудрости певчий «умными очами» может проникнуть в философию певческого искусства и через Божественное озарение, посредством Святого Духа, постичь сокрытое в учении содержание.

Выводы. Знание о русской православной музыке выступает как форма эзотерического знания, как тайная мудрость, необходимая для освещения жизненного пути человечества. Музыкальное искусство, зародившись из области духовного (григорианский хорал, знаменный распев), в современную эпоху новейшей сакральности активно возвращается к своей первичной миссии -возносить хвалу Богу, подобно пению небесных ангелов. Об этом говорит количество созданных в ХХ-ХХ1 веках духовных произведений как концертного, так и богослужебного предназначения. Эти произведения служат жизненно необходимым художественным материалом и культурной формой, используемыми педагогами-музыкантами в своей культурно-просветительской деятельности. Однако сам этот материал остается за пределами программ подготовки бакалавров в области музыкальной педагогики. Исправить данную ситуацию способна живая и регулярная практика богослужебного пения с целью глубокого познания текстов молитв и сакральных знаков и символов, отражающих содержание Православия. Процессы познания глубоких смыслов музыкально-певческого искусства православной ориентации могут быть органично включены в процесс профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов (бакалавров) в рамках факультативных курсов. Искусство мастеров церковного пения представляет собой не только форму божественного Откровения и славословий, но и выполняет важные функции в литургической службе, являясь для слушателя способом соборного сопереживания, источником понимания религиозных истин, духовного и культурно-просветительского опыта. Исполнение хоровой музыки православной ориентации требует от бакалавра музыки глубокого погружения в тексты Евангельских преданий, знание специфики певческой и исполнительской традиций, основанных на знаменных распевах и системы Осмогласия (И. Дамаскин), этико-эстетических концепциях русской религиозной философии, закрепленной в содержании русской культуры, национальной духовной идеи, понимаемой как: Любовь, Истина, Красота, Соборность, Вера, Добродетель, Милосердие, Благодать.

Таким образом, культурно-просветительская деятельность педагога-музыканта нацелена на возрождение духовных и нравственных начал у подрастающего поколения, исторически и культурологически сложившихся в недрах русского Православия, которое должно занять достойное

место в профессиональной подготовке будущих

бакалавров музыки.

Литература

1. Антонова, О. А., Кузнецов, З. Музыкальное искусство и религия: философско-исторический очерк // Историческое развитие церковной музыки. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1986. -С. 24-107.

2. Асатрян, О.Ф. Теоретико-методологические основы сущностной природы социально-ценностных профессиональных ориентации учителя музыки XXI века /О. Ф. Асатрян // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование, 2015. № 2 (10). - С. 83-94.

3. Бекетова, Н. Проблема веры в отечественной культуре как проблема свободы // Отечественная культура ХХ века и духовная музыка: тезисы докл. всесоюзн. науч.-практ. конф. / отв. ред. Т.В. Франтова. - Ростов н/Д: Б. и., 1990. С.12-13.

4. Грязнова, Т.М. Изучение музыкального искусства православной ориентации будущими учителями музыки в педагогическом вузе / Т.М. Грязнова // Инновационные формы и методы организации внеаудиторной работы студентов: коллективная монография / под ред. Л.П. Карпушиной, О.Ф. Асатрян, Л.Г. Паршиной; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2018. -С.144-161.

5. Грязнова, Т.М. Воспитательный потенциал музыкального искусства русского Православия в духовном становлении личности будущего учителя музыки [Электронный ресурс] / Грязнова Т.М., Грязнов С.И. // Современные проблемы науки и образования. - Москва, 2015.-№ 2. - С. 587.

6. Долинская, Е. Б. О русской музыке последней трети ХХ века: учеб. пособие по курсу «История современной отечественной музыки» для студентов музыкальных вузов. - М.: Престиж, 2001.- 160 с.

7. Кобозева, И.С. Осмысление духовного пути личностного развития студентов-музыкантов педагогического вуза / И.С. Кобозева, Н.В. Те-плова // Гуманитарные науки и образование.-2019. - Том 10, № 3. - С. 73-82

8. Малышев, В. Культура советского общества и христианство // Отечественная культура ХХ века и духовная музыка: тезисы докл. все-союзн. науч.-практ. конф. / отв. ред. Т.В. Франтова. - Ростов н/Д: Б. и., 1990. С. 7-9.

9. Медушевский, В.В. Святая традиция Руси // Традиции русской художественной культуры: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3. - М.: М-во образования РФ, 2000. - С. 12-19.

10. Носов, А. Три вопроса мастеру // Собеседник.-1990.- № 34. - С. 12-15.

11. Танкелевич, Е. Духовная сущность музыки // Отечественная культура ХХ века и духовная музыка: тезисы докл. всесоюзн. науч.-практ.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

конф. / отв. ред. Т.В. Франтова. - Ростов н/Д: Б. и., 1990. С. 24-26.

12. Хватова, С.И. От богоборчества к богоискательству: к изучению истории русской музыки рубежа XX-XXI веков // Музыкальное искусство и наука в XXI веке: история, теория, исполнительство, педагогика. - Астрахань: изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2009. - С. 376-392.

13. Шинкарева, М. Искусство и религия - проблема соотношения // Отечественная культура ХХ века и духовная музыка: тезисы докл. все-союзн. науч.-практ. конф. / отв. ред. Т.В. Франтова. - Ростов н/Д: Б. и., 1990. С. 5-7.

14. Щирин, Д. В. К вопросу о педагогике восприятия литургических произведений (на материале великих ектений композиторов рубежа XIX-XX веков) // Музыка и время.- 2005.- № 8. -С. 60-65.

MUSICAL ART OF RUSSIAN ORTHODOXY IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF THE FUTURE TEACHER-MUSICIAN (BACHELOR) FOR CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES

Gryaznova T.M., Fedorovna A.O., Gryaznov S.I.

Mordovian State Pedagogical University Education named after M.E. Evseviev

This study is devoted to the problem of mastering Russian Orthodox musical art by students of music and pedagogical universities and faculties. The cultural and educational activity of a pedagogue-musician should be based on the fundamental worldview principles of the initial connection of Russian culture with centuries-old traditions, cathedral principle, which has a central place in Russian philosophy and spiritual life, the revival of Christian commandments and the study of the Bible. The tendency to revive the cult life of the church should be reflected in the living and regular practice of liturgical singing and deep knowledge of the texts of prayers. They require reflection and evaluation. Musical poetics also needs research: it is necessary to know the meaning of music, its realization in musical form. These processes should be organically included in the professional training of future pedagogue-musicians in Russian universities.

Keywords: musical art, Orthodoxy, spiritual culture, professional training, pedagogue-musician, cultural and educational activities.

References

1. Antonova, O., Kuznetsov, Z. Musical art and religion: a philosophical and historical essay // Historical development of Church music. - Tomsk: publishing house of the Tomsk University, 1986. - P. 24-107.

2. Asatryan, O.F. Theoretical and methodological foundations of the essential nature of socio-valuable professional orientations of music teachers of the XXI century /O. F. Asatryan // Bulletin of the UNESCO Department of Music art and education, 2015. № 2 (10). - P. 83-94.

3. Beketova, N. The problem of faith in Russian culture as a problem of freedom // Russian culture of the twentieth century and spiritual music: theses of the Dokl. all-Union scientific.-pract. Conf. / ed. edited by T.V. Mantova. - Rostov n / A: B. I., 1990. P. 12-13.

4. Gryaznova, T.M. The Study of the musical art of the Orthodox orientation were present museums in the pedagogical Institute / T.M. Gryaznova // Innovative forms and methods of organizing the external work of the Studio: a collective monograph / ed. By L. p. L. Karpushina, O.F. Asatryan, L. G Parshina; Mordovia State I.P. eto-T.-Saransk, 2018. - P. 144-161.

5. Gryaznova, T.M. The Experimental potential of musical art Russian Pravoslav in the ancient method of human personality was the current tool [Electron resource] / Gryaznova T.M., Gryaznov S.I. // Modern problems of science and reputation. -Moscow, 2015. - No. 2. - P. 587.

6. Dolinskaya, E.B. About Russian music of the last third of the twentieth century: studies. manual for the course "History of modern Russian music" for students of music universities. - M.: Prestige, 2001.- 160 p.

7. Kobozeva, I.S. Understanding the spiritual path of personal development of students-musicians of a pedagogical University / I.S. Kobozeva, N.V. Teplova // Humanities and education.-2019. - Volume 10, No. 3. - P. 73-82

8. Malyshev, V. Culture of Soviet society and Christianity // Russian culture of the twentieth century and spiritual music: theses of the Dokl. all-Union scientific.-pract. Conf. / ed. edited by T.V. Mantova. - Rostov n / D. B. I., 1990. P. 7-9.

9. Medushevsky, V.V. The Holy tradition of Russia // Traditions of Russian artistic culture: inter-University collection of scientific Tr. Issue 3. - Moscow: M-vo obrazovaniya RF, 2000. - P. 1219.

10. Nosov, A. Three questions for the master // Interlocutor.-1990. - No. 34. - P. 12-15.

11. Tankelevich, E. the Spiritual essence of music // Russian culture of the twentieth century and spiritual music: theses of the Dokl. all-Union scientific.-pract. Conf. / ed. edited by T.V. Mantova. -Rostov n / D B. I., 1990. P. 24-26.

12. Khvatova, S.I. From the God-fighting to the God-seeking: to study the history of Russian music at the turn of the XX-XXI centuries // Musical art and science in the XXI century: history, theory, performance, pedagogy. - Astrakhan:

13. Shinkarev, M. Art and religion - the problem of the relation // Russian culture of the twentieth century and spiritual music: theses of the Dokl. all-Union scientific.-pract. Conf. / ed. edited by T.V. Mantova. - Rostov n / D. A: B. I., 1990. P. 5-7.

14. Shchirin, D.V. On the question of pedagogy of perception of liturgical works (based on the great litanies of composers of the turn of the XIX-XX centuries) // Music and time.- 2005. - No. 8. - P. 60-65.

о с

u

СЭ CM

о

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.