Научная статья на тему 'История развития музыкального образования в России XIX - начала XX вв'

История развития музыкального образования в России XIX - начала XX вв Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
8118
693
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР / КОНСЕРВАТОРИЯ / PEDAGOGY / MUSICAL CULTURE / MUSICAL EDUCATION / FOLKLORE / CONSERVATORY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вязьмин Юрий Николаевич

В течение многих веков великие философы, ученые, просветители, педагоги ставили музыкальное искусство и музыкальное образование на одну из важнейших ступеней общего воспитания и образования. Опираясь на богатейший опыт мировой педагогической практики в области музыкального образования, Россия прошла долгий путь трансформации. Исследование базируется на совмещении историко-теоретического, культурологического и музыкальноаналитического методов по отношению к явлениям, располагающимся в обозначенной хронологической взаимосвязи отечественной истории, общей и музыкальной педагогики, музыкознания, культурологии, социологии, философии культуры. История отечественного музыкального образования уходит корнями в Древнюю Русь, в период обращения русского народа к христианскому учению. Вплоть до XIX века в сфере музыкальной культуры очевидный приоритет оставался за духовной музыкой. Востребованность церковной музыки превращала сферу духовной музыкальной культуры в музыкально-образовательную структуру, воспитавшую плеяду русских композиторов, певцов, регентов. Вторая половина XIX столетия ознаменовала новый этап в становлении и развитии музыкального образования в России. Демократические тенденции, происходившие в российском обществе после отмены крепостного права, активизация всех сторон общественной жизни наметили социодинамику развития музыкального образования в сторону разночинного контингента учащихся. На наш взгляд, это послужило толчком для дальнейшего развития российского музыкального образования, в котором значительное место отводилось классическому направлению, изучению и сохранению народного творчества, музыкального фольклора. Представляется очень важным и своевременным создание в это время творческо-музыкальных структур и открытие музыкальных учебных заведений. Яркими событиями стало открытие в 1856 году в Петербурге, а в 1860 году в Москве Императорского Русского музыкального общества, открытие консерваторий в Петербурге (1862 г.) и в Москве (1866 г.), Бесплатной музыкальной школы в Москве (1862 г.). Период второй половины XIX начала XX веков явился определяющим в формировании системы музыкального образования России. Идеи, заложенные более ста лет назад, помогают сохранить фундаментальный, масштабный характер и определить стратегию развития российского музыкального образования в XXI веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL FORMATION OF MUSICAL EDUCATION PHENOMENON IN RUSSIA IN XIX - BEGINNING OF XX CENTURIES

For many centuries, great philosophers, scientists, educators, teachers put the art of music and musical education on one of the most important stages of general education. Based on the rich experience of the world pedagogical practice in the field of music education, Russia has come a long way of transformation. My study is based on the combination of historical, theoretical, cultural and musical-analytical methods in relation to the phenomena located in the designated chronological relationship of national history, general and musical pedagogy, musicology, cultural studies, sociology, philosophy of culture. The history of Russian musical education goes back to Ancient Russia, during the period of the Russian people’s conversion to Christian teaching. Until the 19th century, spiritual music remained an obvious priority in the sphere of musical culture.The demand for Church music turned the sphere of spiritual musical culture into a musical and educational structure that brought up a galaxy of Russian composers, singers and regents. The second half of the XIX century marked a new stage in the formation and development of musical education in Russia. Democratic trends that took place in Russian society after the abolition of serfdom, the activation of all aspects of public life have outlined the sociodynamics of musical education in the direction of a diverse contingent of students. In my opinion, this was the impetus for the further development of Russian music education, in which a significant place was given to the classical direction, the study and preservation of folk art, musical folklore. It seems to me very important and timely to create at this time musical structures and the opening of musical schools. The opening of Imperial Russian musical society in 1856 in St. Petersburg, and in 1860 in Moscow, opening of conservatories in St. Petersburg (1862) and in Moscow (1866), Free musical school in Moscow (1862) became bright events for this time. I believe that the period of the second half of XIX early XX centuries was decisive in the formation of the system of musical education in Russia. I think that the ideas laid down more than a hundred years ago help to preserve the fundamental, large-scale character and determine the strategy of development of Russian musical education in the XXI century.

Текст научной работы на тему «История развития музыкального образования в России XIX - начала XX вв»

DOI: 10.25198/1814-6457-218-6 УДК 372.878

Вязьмин Ю.Н.

Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей,

г Оренбург, Россия E-mail: yuri-vyazmin@yandex.ru

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ XIX - НАЧАЛА XX ВВ.

В течение многих веков великие философы, ученые, просветители, педагоги ставили музыкальное искусство и музыкальное образование на одну из важнейших ступеней общего воспитания и образования. Опираясь на богатейший опыт мировой педагогической практики в области музыкального образования, Россия прошла долгий путь трансформации.

Исследование базируется на совмещении историко-теоретического, культурологического и музыкально-аналитического методов по отношению к явлениям, располагающимся в обозначенной хронологической взаимосвязи отечественной истории, общей и музыкальной педагогики, музыкознания, культурологии, социологии, философии культуры.

История отечественного музыкального образования уходит корнями в Древнюю Русь, в период обращения русского народа к христианскому учению. Вплоть до XIX века в сфере музыкальной культуры очевидный приоритет оставался за духовной музыкой. Востребованность церковной музыки превращала сферу духовной музыкальной культуры в музыкально-образовательную структуру, воспитавшую плеяду русских композиторов, певцов, регентов. Вторая половина XIX столетия ознаменовала новый этап в становлении и развитии музыкального образования в России. Демократические тенденции, происходившие в российском обществе после отмены крепостного права, активизация всех сторон общественной жизни наметили социодинамику развития музыкального образования в сторону разночинного контингента учащихся. На наш взгляд, это послужило толчком для дальнейшего развития российского музыкального образования, в котором значительное место отводилось классическому направлению, изучению и сохранению народного творчества, музыкального фольклора. Представляется очень важным и своевременным создание в это время творческо-музыкальных структур и открытие музыкальных учебных заведений. Яркими событиями стало открытие в 1856 году в Петербурге, а в 1860 году в Москве Императорского Русского музыкального общества, открытие консерваторий в Петербурге (1862 г.) и в Москве (1866 г.), Бесплатной музыкальной школы в Москве (1862 г.). Период второй половины XIX - начала XX веков явился определяющим в формировании системы музыкального образования России. Идеи, заложенные более ста лет назад, помогают сохранить фундаментальный, масштабный характер и определить стратегию развития российского музыкального образования в XXI веке.

Ключевые слова: педагогика, музыкальная культура, музыкальное воспитание, музыкальное образование, народный фольклор, консерватория.

Vyazmin Y.N.

Orenburg State Institute of Arts named by L. and M. Rostropovich, Orenburg, Russia E-mail: yuri-vyazmin@yandex.ru

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL FORMATION OF MUSICAL EDUCATION PHENOMENON IN RUSSIA IN XIX - BEGINNING OF XX CENTURIES

For many centuries, great philosophers, scientists, educators, teachers put the art of music and musical education on one of the most important stages of general education. Based on the rich experience of the world pedagogical practice in the field of music education, Russia has come a long way of transformation.

My study is based on the combination of historical, theoretical, cultural and musical-analytical methods in relation to the phenomena located in the designated chronological relationship of national history, general and musical pedagogy, musicology, cultural studies, sociology, philosophy of culture.

The history of Russian musical education goes back to Ancient Russia, during the period of the Russian people's conversion to Christian teaching. Until the 19th century, spiritual music remained an obvious priority in the sphere of musical culture.The demand for Church music turned the sphere of spiritual musical culture into a musical and educational structure that brought up a galaxy of Russian composers, singers and regents. The second half of the XIX century marked a new stage in the formation and development of musical education in Russia. Democratic trends that took place in Russian society after the abolition of serfdom, the activation of all aspects of public life have outlined the sociodynamics of musical education in the direction of a diverse contingent of students. In my opinion, this was the impetus for the further development of Russian music education, in which a significant place was given to the classical direction, the study and preservation of folk art, musical folklore. It seems to me very important and timely to create at this time musical structures and the opening of musical schools. The opening of Imperial Russian musical society in 1856 in St. Petersburg, and in 1860 in Moscow, opening of conservatories in St. Petersburg (1862) and in Moscow (1866), Free musical school in Moscow (1862) became bright events for this time. I believe that the period of the second half of XIX - early XX centuries was decisive in the formation of the system of musical education in Russia.

I think that the ideas laid down more than a hundred years ago help to preserve the fundamental, large-scale character and determine the strategy of development of Russian musical education in the XXI century.

Key words: pedagogy, musical culture, musical education, folklore, Conservatory.

С древних времен музыка оказывала существенное влияние на формирование личности. Великие философы, ученые, просветители, педагоги различных эпох и общественных формаций, стран и народов, ставили музыкальное искусство и музыкальное образование на одну из важнейших ступеней общего воспитания и образования. Известны древнеиндийские трактаты, китайские взгляды на музыкальное образование, на Среднем Востоке труды о музыке Аль-Кинди, Ибн-Сины.

Главным средством эстетического воспитания античные мыслители (Платон, Аристотель, Плутарх, Пифагор) признавали музыку. На музыкальном воспитании строилась вся система общественного образования древних греков.

В Средневековый период происходит трансформация культуры античности на основе проникновения и установления христианской идеологии. Эстетическое рассматривалось в тесной связи с религиозно-нравственным характером общего воспитания и обеспечивало главную цель - утверждение христианской веры.

Эпоха Возрождения утверждает гуманистический идеал образованного человека, сочетающего в себе личность активную, разумную, преисполненную гражданского долга, способную достижению жизненного успеха на основе христианских ценностей.

Выдающийся педагог и мыслитель своего времени, создатель научной педагогики Я.А. Коменский считал развитие творческих, эстетических дарований важнейшим фактором воспитывающего обучения, основанного на гуманности, религиозности и нравственности.

Идеи, обоснованные Я. А. Коменским, в последующие годы были развиты и дополнены новыми поколениями ученых, философов, педагогов (Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Д. Дьюи, М. Монтессори и др.): образование должно быть направленно на развитие природных дарований детей, на обеспечение естественного роста ребенка, реализацию заложенного в нем потенциала.

Российская педагогика, основанная на вековых традициях русской народной педагогики, получила широкое развитие в трудах великих русских ученых, педагогов, обогативших теорию и практику воспитания прогрессивными идеями, главными из которых являются приро-

досообразность, уважение к личности учащегося, единство нравственного, эстетического и физического начал. Опираясь на богатейший опыт мировой педагогической практики, в том числе и в области музыкального воспитания, русские педагоги определили пути развития российского образования, в котором значительное место было отведено художественно-эстетическому направлению, изучению и сохранению народного творчества, музыкального фольклора.

История отечественного музыкального образования уходит корнями в Древнюю Русь, в период обращения русского народа к христианскому учению. С принятием христианства, наряду с фольклорным направлением, начинает развиваться православное богослужебное пение, имеющее византийские православные традиции. Музыкально-педагогическая мысль того времени базировалась на положениях и учениях Русской Православной Церкви, находивших воплощение в древнерусской православной педагогике.

Основными центрами образования, в том числе музыкального, являлись княжеские дворы и монастыри. В содержание образования этого периода, кроме чтения и письма, входило и богослужебное пение. Особое значение в деле подготовки профессиональных певчих в Древней Руси имели специальные певческие школы. Традиционным было создание певческих школ при церковных хорах, учителями становились опытные певчие, под руководством которых начинающие певцы осваивали основы певческого мастерства.

Важным шагом на пути реорганизации системы музыкального образования на Руси стало открытие на юго-западе страны в XVI - начале XVII вв. Львовской, Луцкой, Киевской и некоторых других братских школ. Отличительной чертой братских школ являлось обучение музыке, что говорит о пересмотре государственными и общественными деятелями взглядов на воспитательные и образовательные возможности музыки и целесообразность ее введения в содержание отечественного музыкального образования.

Принципиально новое для Руси в этот период - появление первых предпосылок музыкального образования светской направленности. Это было связано, прежде всего, с деятельностью профессиональных и полупрофессиональных

музыкантов-скоморохов, главным для которых считалось развлечение слушателей.

На рубеже ХУШ-Х1Х веков уже формировались основы русского национального музыкального мышления. Н.М. Карамзин утверждал музыкальное начало в русской культуре как национально-ментальное. Проблемы музыкального просвещения находят живой отклик у русского писателя, философа, музыкального теоретика В.Ф. Одоевского. Горячо поддерживая музыкальное образование в среде простых людей, он ставил центральным вопросом музыкального обучения - изучение нотной грамоты. В.Ф. Одоевский отмечал, что «этическое», «духовное» всегда оказывалось выше «земного», «чувственного» [17].

В начале XIX века в сфере музыкальной культуры очевидный приоритет оставался за духовной музыкой. Высокий ранг музыки обеспечивался знаменитыми духовными концертами Д.С. Бортнянского и М.С. Березовского, воплощавшими идеи соборности, православия, национального, и именно в такой ипостаси русская музыка воспринималась «всерьез». Востребованность церковной музыки превращала сферу духовной музыкальной культуры не только в наиболее развитую, но и в музыкально-образовательную структуру, воспитавшую плеяду русских композиторов, певцов, регентов.

Вторая половина XIX столетия ознаменовала новый этап в становлении музыкального воспитания и образования в России. Ярким событием в области музыкального просвещения стало открытие в 1856 году в Петербурге, а в 1860 году в Москве Императорского Русского музыкального общества (ИРМО). Главными инициаторами его организации стали выдающиеся деятели того времени: А.Г. и Н.Г. Рубинштейны, Д.В. Стасов, М.Ю. Вильегорский, В.Ф. Одоевский. Одной из основных задач общества было стремление сделать музыку доступной широким массам слушателей. Вскоре, в ряде городов России открываются филиалы Императорского Русского музыкального общества и учебные заведения при них. Кроме просветительской, деятели общества видели свою задачу и в приобщении народных масс к серьезным музыкальным занятиям на профессиональной основе.

В 1862 году была открыта Бесплатная музыкальная школа под руководством компо-

зитора М.А. Балакирева и русского хорового дирижера Г.Я. Ломакина. Концерты Бесплатной музыкальной школы под управлением М. А. Балакирева имели огромное значение в деле музыкального просвещения, являлись центром пропаганды русской классической музыки, развивая и укрепляя национальную хоровую культуру России.

Невозможно переоценить такое событие в истории музыкальной культуры и образования России как открытие консерваторий в Петербурге (1862 г.) и в Москве (1866 г.) Основоположник музыкального профессионального образования А.Г. Рубинштейн определил наиглавнейшие задачи их деятельности - всестороннее развитие личности музыканта, воспитание его эстетических вкусов на основе высокохудожественных образцов музыкальной литературы, стремление найти коллективные формы музыкального исполнительства. Интенсивная деятельность первых русских консерваторий во второй половине XIX столетия обусловила позитивные процессы развития профессионального музыкального образования. Важным итогом работы высших музыкальных учебных заведений явилась подготовка педагогов не только для столиц, но и для других регионов России.

Конец XIX - начало XX вв. - яркий и плодотворный период в истории российского музыкального образования. На фоне значительного экономического подъема, активизации всех сторон общественной жизни, получили широкое развитие просветительская деятельность и музыкальное образование. Демократические тенденции, происходившие в российском обществе, определили иную социальную сферу и наметили социодинамику развития музыкального образования в сторону простого, разночинного контингента учащихся. Музыкальная общественность настойчиво пропагандирует идеи всеобщего музыкального образования и необходимости введения музыкальных занятий в число обязательных предметов общеобразовательной школы. Композитор и музыкальный деятель Н.И. Компанейский в статье «О музыкальном просвещении потребителей музыки» призывает ориентировать на широкое музыкальное просвещение любителей музыки с целью расширения кругозора и развития тонкого чувства.

Известный музыкант и педагог К.Ю. Давыдов неоднократно подчеркивал важность ликвидации разрыва в культурном уровне между столичными городами и провинциальными, что явно наблюдалось в России на рубеже Х1Х-ХХ вв. Он считал первостепенной и важнейшей задачей воспитание большого числа образованных «музыкальных тружеников ». П.Ф. Каптерев в «Дидактических очерках» указывал на необходимость эстетического развития детей, прежде всего через исполнение, а для этого первостепенным считал обучение игре на музыкальных инструментах, хоровому пению [10]. Огромный вклад в дело развития культурно-просветительской деятельности внесла Народная консерватория, открытая в Москве в 1906 году.

Последние десятилетия XIX и начало XX вв. характеризовались активизацией деятельности целой плеяды музыкантов-методистов по созданию методической базы музыкального обучения (С.И. Миропольский, А.Н. Карасев, А.И. Пузыревский, Д.Н. Зарин, А.Л. Маслов и др.). Их выводы относительно содержания, роли и значения музыкального воспитания имели исключительно важное значение для деятельности последующих поколений педагогов-музыкантов.

Особое место среди музыкальных педагогов на рубеже XIX-XX вв. занимает С.В. Смоленский - хоровой дирижер, ученый, методист, посвятивший свою деятельность вопросам народного образования, музыкальной педагогики и методики обучения. Он пропагандировал идеи о всестороннем развитии музыканта, направленности на приобретение глубоких профессиональных навыков, воспитании устойчивого интереса к избранной профессии, ориентации на тесную связь обучения и практики [22].

В начале XX века Г. Рукавишников, затрагивая вопросы обучения детей в раннем детстве, указывает, что в обучении музыке, как и всему подобному, не следует забывать правила: прежде всего - человек, а потом - музыкант.

А.А. Шеншин подчеркивал, что под музыкальным развитием учащихся следует понимать не техническую умелость, а навык воспринимать искусство и полно его усваивать [24].

По мнению известного русского педагога-методиста В.Н. Шацкой, образование музы-

кальных представлений связано с осознанием особенностей музыкального языка, строения музыкальной речи, ее выразительных средств

[23].

Благодаря усилиям передовых русских музыкантов-педагогов были определены пути развития российского музыкального образования, в котором значительное место отводилось классическому направлению, изучению и сохранению народного творчества, музыкального фольклора.

Начало XX века отмечено в истории российского музыкального образования повсеместным открытием государственных и частных учебных заведений музыкального профиля. При определяющем консерваториями направлении музыкального образования, количественную его основу составляли по-прежнему частные учебные заведения и частная педагогическая практика. Традиционно высоким и одновременно дорогим сохранялся уровень домашнего музыкального воспитания. Изменился качественный состав педагогов-музыкантов, среди которых значительное место занимали выпускники консерваторий и училищ, а также институтов благородных девиц, учительских семинарий и университетов.

Особую сферу музыкального образования представляли частные музыкальные школы, классы, курсы, располагавшие большей свободой в выборе и применении учебных программ, в создании социальных условий для различных слоев населения. Большинство частных школ ставило своей задачей давать учащимся всестороннее музыкальное образование, а лучших -готовить к поступлению в консерваторию.

Таким образом, в течение достаточно протяженного временного периода формировалось и крепло российское музыкальное образование, впитавшее лучшие традиции русского национального искусства. Была создана широкая сеть музыкальных учебных заведений, выросла целая плеяда великолепных музыкантов-педагогов, умелых организаторов, исполнителей, композиторов, общественных деятелей. Все это предопределило фундаментальный и масштабный характер развития российского музыкального образования в XX-XXI веках.

30.03.2018

Список литературы:

1. Апраксина, О.А. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / О.А. Апраксина. - М.: Просвещение. - 1990. - 206 с.

2. Арсланов, В.Г. Теория и история искусствознания. Античность. Средние века. Возрождение: Учебное пособие / В.Г. Арсла-нов. - М.: Академический проект, 2015. - 436 с.

3. Гаер, Д. Как начинались великие религии. История духовной культуры человечества / Д. Гаер; Пер. с англ. Л.А. Карпова. -М.: Центрполиграф, 2012. - 255 с.

4. Горелов, А.А. История мировой культуры: Учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Флинта, 2016. - 512 с.

5. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования / А.Н. Джуринский. - М.: КДУ 2013. - 400 с.

6. Джуринский, А.Н. У истоков педагогической мысли и образования / А.Н. Джуринский // Педагогическое образование и наука: журнал. - 2016.- №3. - С. 35-37.

7. Дьюи, Д. Демократия и образование / Д. Дьюи. - М.: Педагогика - Пресс, 2000. - 382 с.

8. Ильина, Т.В. История отечественного искусства от крещения Руси до начала третьего тысячелетия: Учебник для академического бакалавриата / Т.В. Ильина, М.С. Фомина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 501 с.

9. Каптерев, П.Ф. История русской педагогики в 2 ч. Часть 1. Церковно-религиозная и государственная педагогия: практ. пособие для вузов / П.Ф. Каптерев. - М.: Издательство Юрайт, 2016.

10. Каптерев, П.Ф. История русской педагогики в 2 ч. Часть 2. Общественная педагогия: практ. пособие для вузов / П.Ф. Каптерев. - М.: Издательство Юрайт, 2016.

11. Кошман, Л.В. История русской культуры IX-XX вв.: Учебное пособие / Л.В. Кошман и др. - М.: КДУ 2011. - 490 с.

12. Лихачёв, Д.С. Русская культура / Д.С. Лихачёв. - М.: Искусство, 2000. - 440 с.

13. Магаффи, Д.П. История классического периода греческой литературы: Проза: история, ораторское искусство, философия / Д.П. Магаффи. - М.: КД Либроком, 2015. - 440 с.

14. Макаров, М.И. Древнерусская педагогическая мысль в зеркале литературной рефлексии (вторая половина XV-XVI вв.) / М.И. Макаров // Педагогика: журнал. - 2016. - №10. - С. 86-89.

15. Махов, Н.М. Онтология искусства: История, теория, философия «старого» и «нового» искусства. Общие аспекты мировой культуры. Теория эстетической парадигмы; теория / Н.М. Махов. - М.: Ленанд, 2016. - 456 с.

16. Молленгауэр, Н.А. О музыкальном образовании / Н.А. Молленгауэр. - М.: А.А. Левенсон, 1909. - 199 с.

17. Одоевский, В.Ф. Сочинения в 2-х т. / В.Ф. Одоевский. - М.: Худож. лит., 1981. - Т. 1. - 365 с.; Т. 2. - 365 с.

18. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения в 2-х т / И.Г. Песталоцци. - М.: Педагогика, 1981. - Т. 1. - 333 с.; Т. 2. - 408 с.

19. Платон, Государство. Законы. Политик / Платон. - М.: Мысль, 1998. - 798 с.

20. Плутарх, Сочинения / Плутарх. - М.: Худож. лит., 1983. - 703 с.

21. Смоленский, С.В. К вопросу о постановке преподавания церковного пения в духовно-учебных заведениях / С.В. Смоленский. - Церк. вед., 1909. - №7, 10. - С. 10-13.

22. Шацкая, В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н. Шацкая. - М.: Педагогика, 1975. - 200 с.

23. Шеншин, А.А. Принципы и методы общего музыкального образования // Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе, сост. О.А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1987. - С. 18-23.

24. Шестаков, В.П. История истории искусства: От Плиния до наших дней / В.П. Шестаков. - М.: Ленанд, 2015. - 336 с.

25. Энгель, Ю.Д. Музыкальное образование в России, сущее и чаемое / Ю.Д. Энгель // Музыкальный современник. - 1915. -№1. - С. 18-30.

References:

1. Apraksina O.A. Iz istorii muzykal'nogo vospitaniya: Hrestomatiya. [From the history of musk ed^ation: Reader]. Mosmw, Prosveshchenie, 1990, 206 p.

2. Arslanov V.G. Teoriya i istoriya iskusstvoznaniya. Antichnost'. Srednie veka. Vozrozhdenie: Uchebnoe posobie [Theory and history of art. Antiquity. Middle Ages. Revival: Tutorial]. Mosmw, Akademicheskij proekt, 2015, 436 p.

3. Gaer D. Kak nachinalis' velikie religii. Istoriya duhovnoj kul'tury chelovechestva [How the great religions began. The history of the spiritual ^bure of mankind]. Mosmw, Centrpoligraf, 2012, 255 p.

4. Gorelov A.A. Istoriya mirovoj kul'tury: Uchebnoe posobie [History of World Culture: Tutorial]. Mosmw, Flinta, 2016, 512 p.

5. Dzhurinskij A.N. Istoriyapedagogiki i obrazovaniya [History of Pedagogy and Eduction]. Mosmw, KDU, 2013, 400 p.

6. Dzhurinskij A.N. At the origins of pedagogkal thought and edrn:ation. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka: zhurnal. [Pedagogkal ed^ation and science: journal], 2016, no 3, pp. 35-37.

7. D'yui D. Demokratiya i obrazovanie [Democracy and ed^ation]. Mosmw, Pedagogika - Press, 2000. - 382 p.

8. Il'ina T.V., Fomina M.S. Istoriya otechestvennogo iskusstva ot kreshcheniya Rusi do nachala tret'ego tysyacheletiya: Uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata. [The history of Russian art from the baptism of Russia before the beginning of the third millennium: A textbook for academic undergraduate]. Lyubercy, YUrajt, 2016, 501 p.

9. Kapterev P.F. Istoriya russkoj pedagogiki v 2 ch. CHast' 1. Cerkovno-religioznaya i gosudarstvennayapedagogiya: prakt. posobie dlya vuzov [History of Russian pedagogy at 2 part. Part 1. Church-religious and state pedagogy: prad manual for universities]. Mosmw, Izdatel'stvo YUrajt, 2016.

10. Kapterev P.F. Istoriya russkoj pedagogiki v 2 ch. CHast' 2. Obshchestvennaya pedagogiya: prakt. posobie dlya vuzov[History of Russian pedagogy at 2 part. Part 2. Church-religious and state pedagogy: prad manual for universities]. Mosmw, Izdatel'stvo YUrajt, 2016.

11. Koshman L.V. Istoriya russkoj kul'tury IX—XX vv.: Uchebnoe posobie [The history of Russian o^lture IX - XX centuries .: Tutorial]. Mosmw, KDU, 2011, 490 p.

12. Lihadyov D.S. Russkaya kul'tura [Russian ratere]. Mosmw, Iskusstvo, 2000, 440 p.

13. Magaffi D.P. Istoriya klassicheskogo perioda grecheskoj literatury: Proza: istoriya, oratorskoe iskusstvo, filosofiya [The history of the dasskal period of Greek literature: Prose: history, oratory, philosophy]. Mosmw, KD Librokom, 2015, 440 p.

14. Makarov M.I. Old Russian pedagogkal thought in the mirror of literary reflexion (semnd half of the XV - XVI centuries). Pedagogika: zhurnal. [Pedagogy: Journal], 2016, no 10, pp. 86-89.

15. Mahov N.M. Ontologiya iskusstva: Istoriya, teoriya, filosofiya «starogo» i «novogo» iskusstva. Obshchie aspekty mirovoj kul'tury. Teoriya ehsteticheskoj paradigmy; teoriya [The ontology of art: History, theory, philosophy of the «old» and «new» art. General asperts of world culture. Theory of aesthetk paradigm; theory]. Mosmw, Lenand, 2016, 456 p.

16. Mollengauehr N.A. O muzykal'nom obrazovanii [About musk ed^ation]. Mosmw, A.A. Levenson, 1909, 199 p.

17. Odoevskij V.F. Sochineniya v 2-h t. [Works in 2 volumes]. Mosmw, Hudozh. lit., 1981, T. 1, 365 p., T. 2, 365 p.

18. Pestalocci I.G. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya v 2-h t [Selected pedagogical works in 2 volumes]. Moscow, Pedagogika, 1981, T. 1, 333 p., T. 2, 408 p.

19. Platon Gosudarstvo. Zakony. Politik [State. Laws. Politician]. Moscow, Mysl', 1998, 798 p.

20. Plutarh Sochineniya [Writings]. Moscow, Hudozh. lit., 1983, 703 p.

21. Smolenskij S.V. K voprosu o postanovke prepodavaniya cerkovnogo peniya v duhovno-uchebnyh zavedeniyah [On the issue of teaching church singing in spiritual and educational institutions]. Cerk. ved., 1909, no 7, 10, pp. 10-13.

22. SHackaya V.N. Muzykal'no-ehsteticheskoe vospitanie detej iyunoshestva [Musical and aesthetic education of children and youth]. Moscow, Pedagogika, 1975, 200 p.

23. SHenshin A.A. Principles and methods of general music education. Hrestomatiyapo metodike muzykal'nogo vospitaniya v shkole [Reader on the method of music education in school]. Moscow, Prosveshchenie, 1987, pp. 18-23.

24. SHestakov V.P. Istoriya istorii iskusstva: Ot Pliniya do nashih dnej [Art History: From Pliny to the Present Day]. Moscow, Lenand, 2015, 336 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. EHngel' YU.D. Musical education in Russia, existing and tea. Muzykal'nyj sovremennik. [Musical contemporary], 1915, no 1, pp. 18-30.

Сведения об авторе:

Вязьмин Юрий Николаевич, директор центра развития профессионального образования, профессор кафедры хорового дирижирования музыкального факультета Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей, кандидат педагогических наук E-mail: yuri-vyazmin@yandex.ru

460000, Оренбург, ул. Ленинская, 27, 8 (3532) 77-61-19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.