Научная статья на тему 'Особенности хормейстерской работы в классе дирижирования с будущими учителями музыки (на материале русской литургической музыки)'

Особенности хормейстерской работы в классе дирижирования с будущими учителями музыки (на материале русской литургической музыки) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
73
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / ХОРОВАЯ МУЗЫКА ПРАВОСЛАВНОЙ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ / РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ / КЛАСС ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ / ВЕРБАЛИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Грязнова Т. М., Планова С. Е., Грязнов С. И.

В статье выявляются особенности изучения хоровой музыки православной ориентации русских композиторов в учебной деятельности и современной практике преподавания музыкально-исполнительских дисциплин будущим учителям музыки в педагогическом вузе. Выявляется важность культурологического и философского подходов к аналитическому исследованию хоровой партитуры, построения исполнительской концепции, исполнения хоровой партитуры, самостоятельной работы обучающихся с учебным материалом. Авторы видят решение задач методического обеспечения в русле инновационных подходов к содержанию педагогического процесса, нахождению баланса художественного и технического в практике дирижирования. Определена значимость диалога и личностного взаимодействия педагога и студента в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности хормейстерской работы в классе дирижирования с будущими учителями музыки (на материале русской литургической музыки)»

Особенности хормейстерской работы в классе дирижирования

с будущими учителями музыки

(на материале русской литургической музыки)

Грязнова Татьяна Михайловна

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, [email protected]

Планова Светлана Евгеньевна

старший преподаватель кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, [email protected]

Грязнов Станислав Игоревич

аспирант кафедры философии, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, [email protected]

В статье выявляются особенности изучения хоровой музыки православной ориентации русских композиторов в учебной деятельности и современной практике преподавания музыкально-исполнительских дисциплин будущим учителям музыки в педагогическом вузе. Выявляется важность культурологического и философского подходов к аналитическому исследованию хоровой партитуры, построения исполнительской концепции, исполнения хоровой партитуры, самостоятельной работы обучающихся с учебным материалом. Авторы видят решение задач методического обеспечения в русле инновационных подходов к содержанию педагогического процесса, нахождению баланса художественного и технического в практике дирижирования. Определена значимость диалога и личностного взаимодействия педагога и студента в учебном процессе. Ключевые слова: музыкально-образовательный процесс, учитель музыки, хоровая музыка православной ориентации, литургические жанры, русские композиторы, исполнительская концепция, философский анализ, класс хорового дирижирования, вербализация музыкального содержания.

о

с ^

00

о см

<0

О!

В российском обществе как никогда ранее остро стоят вопросы сохранения и возрождения духовных традиций. Восстанавливаются храмы, издается православная литература, вводится предмет «Основы православной культуры», история религии в учебные планы школ, лицеев, университетов. Исполнением же церковной и средневековой музыки в концертных залах ныне уже никого не удивишь, ибо это стало традицией. И все же невольно думаешь: нынешняя духовная ситуация в России поразительно схожа с иными, уже пройденными переломными моментами отечественной истории. Мы наблюдаем и безудержные поиски «нового пути», и попытки реставрировать недавнее прошлое, и споры о своем, особом российском менталитете, и обилие лжепророков. Все это уже было. Поэтому сегодня так важно усвоить весь опыт исторического развития России, прежде всего - ее культурное наследие.

В связи с этим, особое значение в системе подготовки будущего учителя музыки (бакалавра), приобретает обращение к духовным традициям в воспитании подрастающего поколения, в контексте освоения культуры православной ориентации, которая ценна не только как важная часть обряда, но и как общечеловеческая культура, несущая нам через века свет истины Бытия. И важным в приобщении к духовным общечеловеческим ценностям является осознание каждым студентом уникальности своей личности в окружающем мире и, главное, - ее востребованностью в обществе. Искусство Православия в целом, и музыкальное, в частности, зажженная свеча, которая не гаснет во тьме, потому что уже зажжена.

Обращение к хоровому наследию православия обусловлено тем, что современный учитель музыки не может считаться профессионалом, если он не знает истоков русской хоровой музыки. Экскурс в историю музыкальной педагогической мысли свидетельствует о том, что на протяжении веков развития человечества, Православие было важнейшей частью жизни и быта народов, отражало их моральные принципы и нормы, духовные потребности, эстетические воззрения и социальные установки. Эта уникальная жизнеспособность обусловлена его способностью к взаимодействию с другими сферами культуры и человеком, позволила ему развиваться, совершенствоваться и, вместе с тем, сохранить свою универсальность [1, с.47].

Хоровые произведения, включённые в структуру православного богослужения, выполняют во-

первых, культовую функцию и обращены к религиозным образам, идеям, заставляя человека переживать и подкреплять религиозные верования, являясь объектом культового поклонения; во-вторых, им свойственна эстетическая функция, ибо они есть продукт художественного «сотворчества» и вызывают у слушателей эстетические чувства [6, с. 8].

Важно разобраться, что мы вкладываем в понятие «Православное музыкально-певческое искусство». Прежде всего, это литургическая музыка богослужений, дошедшая до нас в нотных образцах или в устной исполнительской традиции, в многообразных жанрах: тропарь, кондак, светилен, стихиры, псалмы, антифоны, концерты и пр. Но ноты молчаливо хранят память веков, если их не исполнять. Вот здесь и возникают проблемы: для исполнения вокальной музыки без сопровождения нужна профессиональная музыкальная подготовка, умение петь в хоре, владеть певческим голосом, чисто интонировать, иметь навыки чтения «с листа», ввиду огромного и разнообразного репертуара, понимать церковно-славянский язык, а также уметь настраивать себя на адаптацию в хоровом коллективе, И для будущего учителя музыки нужно много поработать над собой, чтобы овладеть искусством вокального пения a cappella (без сопровождения) произведений литургических жанров.

Какие же пути освоения православной хоровой музыки могут быть осуществлены в классе дирижирования? Как помочь студенту приблизиться к восприятию духовной музыки, пониманию интонационного и словесно-мелодического склада?

Авторы полагают, что на пути достижения результатов по освоению произведений певческого искусства православия, лежит планомерная и серьезная подготовительная работа самого педагога. Как известно, первое впечатление от «встречи» с музыкой остается надолго в памяти, поэтому интересная презентация музыкального видеоряда, исполнение голосом, или на инструменте, должно быть ярким, на хорошем профессиональном уровне.

Познание музыкального произведения начинается с прочтения нотного текста на инструменте. Непременное сольфеджирование всех партий, выстраивание гармонических вертикалей партитуры, пение с учетом интонационных и ладовых тяготений и пр. Музыкант зрительно охватывает нотные знаки, «предслышит» хоровое звучание партитуры внутренним слухом, анализирует и синтезирует основные моменты строения музыкальной ткани. Именно на первом этапе, как отмечает П. Г. Чесноков, необходимо целостное восприятие музыкального произведения, его основных характерных моментов [6].

Сущность феномена религиозного певческого искусства проявляется в устойчивой стабильности содержания, форм, жанровой принадлежности и строго санкционируется каноническими предписаниями, и не меняются веками. Сущностная основа хоровых произведений - есть результат целост-

ной духовно-практическои деятельности человека, направленной одновременно на познание и отражение жизни, поиск истины и передачу духовных, нравственных и эстетических ценностей и, главное, на создание единой художественно-воображаемой модели бытия. Таким образом, музыкально-певческое искусство православия, традиция ритуала, есть художественно-творческое воссоздание и «удвоение» духовно-практического опыта и содержания смысла жизни человека. Именно в этом раскрывается сущностный и сакральный смысл музыкального наследия в системе религиозного культа («синтез искусств» - П. Флоренский), дающего возможность расширить и углубить опыт личности посредством проживания «горней (духовной) жизни» в созданных образах, а также истинная ценность культуры Православия как особого способа мировидения и миропонимания, совершенствования человека [8, с.71-75]. Проблема музыкального смысла привлекает внимание мыслителей, ученых уже на протяжении нескольких тысячелетий. Однако до сих пор в ее решении нет единого подхода, способного претендовать на приоритетность. Исторический экскурс в эту проблему позволяет увидеть, что изначально она решалась семиотически (хотя не только).

В ХХ веке обсуждение проблемы музыкального смысла, традиционно осуществляемое философами, музыкантами-теоретиками, музыкальными критиками, оказалось на пересечении психологии, музыкальной социологии, семиотики, герменевтики, культурологии, антропологии, кибернетики. Это позволило взглянуть на музыкальный смысл и смысл музыки под иным углом зрения. Имеются основания понимать музыкальный смысл как музыкально-звуковую объективацию личностного смысла. Личностный смысл проявляется как ин-тенциональное состояние, которое связано не только с направленностью человека на предмет смысла, но и с выражением его отношения к этому предмету. Оно отличается от базового состояния субъекта значимыми подвижками на всех уровнях психики. В нем сплетены воедино эмоции, мысли, двигательные акты, ощущения, представления, идеи и пр., возникающие в результате взаимодействия человека с предметом интенции. Все эти продукты работы психики музыка способна отражать и транслировать. А потому она несет в себе не только знание-переживание, но и отношение-состояние. Переживаемое знание является вместе с тем средством научения человека отношению к Миру, к себе, к другим людям. Такое понимание музыкального смысла позволяет увидеть и смысл музыки в новом свете. Искусство звуков предстает как эффективный инструмент культивирования Духовных начал в Человеке.

Но, пожалуй, главная особенность хоровых композиций православной ориентации, отличающая его от других форм художественной культуры, состоит в самом предмете его познания и художественного воспроизведения (хорового исполнения). Сложность обусловлена сопряженностью

о о го -о m

т

m х х О m

П

m Д А

х m о т; О m

О сл -о А ы О ГО А X S

m

о

с ^

00 о

2

О!

в нем объективного и субъективного, материального и духовного начал. Например, все литургические произведения обращены к Богу, душе человека, а смысловой контекст - преображение и спасение человека реального, ищущего света истины и смысла своей собственной жизни, ответа на сложные вопросы в правде Спасителя. Музыкальная палитра литургических песнопений разнообразна по жанровой принадлежности (это двунадесятые праздники - Пасха, Рождество, Крещение; особое место занимают песнопения Великого поста, аскетически - молитвенный настрой которых приводит наше сердце и душу к пересмотру, («ревизии») нашей жизни, покаянию), и мелодической структуре, ладовой и гармонической организации. Евангельские предания, псалмы Давида, положенные на музыку композиторами или безымянными авторами, раскрывая то или иное явление, событие, не только духовно осмысляет и переживает, но и рассматривает его в ценностном отношении с точки зрения самого человека, так что именно человек, как воплощение духовного начала, образа мыслей, чувств, становится главным предметом художественного познания. В этом заключается «тайна» образной сферы, которая несет в себе единство познания и ценностной нравственно-эстетической оценки бытия. Это единство и составляет духовную сущность содержания музыкальной культуры православия. Вместе с тем, музыкально-певческое искусство соотносится с тремя высшими духовными категориями: истиной, добром и красотой. Соответственно, можно говорить, что в основе духовного содержания произведений литургических жанров лежит ценностное триединство истины, добра и красоты. В этом случае и постижение Священных текстов песнопений приобретает определенный смысл: они становятся процессом самопознания, раскрытия и обогащения духовного мира, процессом самосовершенствования личности. Постигая смысл литургической музыки, осознание того, как именно ты, сможешь понять и решать вечные проблемы человеческого бытия. Потому что религиозное искусство взывает к душе и обращено к каждому из нас, заставляя человека глубоко анализировать свои поступки, и для каждого в храме найдется место: «И к отворившему мне войду, и вечерять буду...» (Откровение 3: 14 -22) [4].

В хоровых произведениях православной ориентации особый мир музыкальных и художественных образов: Спасителя, Богородицы, Святых (свт. Николай, Кирилл и Мефодий), Великие праздники (Рождество, Пасха, Тройца), требы (венчание, крещение, панихида) и др. Хоровые произведения величественно разнообразны по жанровой принадлежности, интонационно-мелодическому коду, священные тексты излагаются на церковно-славянском языке [3]

Процесс репетиционной работы над образной сферой произведения состоит из непрерывного ряда «решений», которые хормейстер должен выносить, чтобы материализовать свой исполни-

тельский замысел. Эти решения выбора эстетически оправданных форм, движений, красок, звуков, слов - всегда основывается на сложном сочетании того, что студент осознает, и того, что им как мотив решения, осознается плохо, или даже не осознается вовсе. Этот неосознаваемый мотив решений присутствует в художественном творчестве [6].

Постижение образной сферы произведения и художественное «живое» исполнение партитуры невозможно реализовать без аналитического анализа хоровой партитуры, умения «смотреть вперед», определяя « интонационное зерно» партитуры, выстраивать смысловую логику исполнительского замысла, с целью предугадать «впереди звучащую» музыку, - все эти задачи невозможно решить без развития творческого воображения студента, дирижера-хормейстера и определенного уровня его музыкального опыта и общей культуры [1, с. 94].

При подборе репертуара для аудиторной и самостоятельной работы, следует учитывать индивидуальные способности каждого студента (наличие музыкального слуха и памяти, готовность к самостоятельной работе), а также наличие музыкальной грамотности, состояние голосового аппарата, общий культурный уровень, принадлежность родителей к религии, вероисповеданию, отношение к религиозным традициям в семье и т. п.

В работе с литургическими произведениями в классе дирижирования, следует учитывать ценность музыкального контента с культурологических позиций (обогащение музыкального опыта студента, расширение кругозора в области знаний о принадлежности к конкретному событию православного календаря, или праздника; ценность для решения технических задач, развития дирижерских и вокальных исполнительских навыков; для понимания жанрового многообразия (стихира, тропарь, кондак, светилен, концерт) и стилей, образно-смысловой сферы для выстраивания исполнительской концепции. Например, при изучении музыкального материала Великих праздников - «Рождества», «Пасхи», следует опираться на дидактические принципы: постепенность и последовательность, доступность и систематичность, наглядность и достоверность; активизацию восприятия и образного мышления, индивидуальный подход в условиях коллективного обучения. На рубеже XIX начала XX вв. в русской музыкальной культуре появляется новая генерация композиторов, в творчестве которых остался яркий след в области православного певческого искусства: П. И. Чайковский, А. Д. Кастальский, С. В. Рахманинов, М. М. Ипполитов-Иванов, П. Г. Чесноков, А. Т. Гречанинов; их композиции отличает строгая приверженность к интонациям Знаменного распева, приоритет священного Слова, баланс художественного и технического, знание хоровой певческой традиции. Предназначение хоровой религиозной музыки - воздействие на эмоциональную сферу человека, способность настраивать его мысли и чувства на восприятие особого мира об-

разов, идей и устремлений. Перед преподавателем встают сложные задачи: как ввести студента в мир образов певческой культуры православия, как понимать сакральный смысл произведения в работе над художественным образом партитуры, как выстраивать исполнительскую концепцию, с воплощением в мануальной технике.

Очевидно, что студенту в классе дирижирования, сложно выучить хоровые номера из «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова (Соч. 37), но в качестве самостоятельной работы, можно предложить прослушать выборочно: «Богородице, Де-во, радуйся», «Блажен муж», «Ныне отпущаеши» и написать эссе, с последующим обсуждением в классе. Имя великого русского композитора П. И. Чайковского известно многим почитателям его таланта. Но композитор ревностно относился и к сохранению традиций знаменного пения, о чем свидетельствуют его письма к императору, когда он сетовал о недопущении в православные храмы произведений итальянских композиторов, «ита-льянщины» (Сарти, Галуппи). В Литургии «Иоанна Златоуста» П. И. Чайковского (соч. 41) есть номера, доступные для эскизного ознакомления в классе, например, «Святый Боже», «Милость Мира», «Херувимская», но для учебной практики они сложны технически и по тесситурным условиям голосового диапазона [2].

В богослужебной практике нет ничего случайного и, как было отмечено выше, все происходящее в храме, определено и санкционировано Каноном: (иконопись, песнопения архитектура, убранство храма, цветовая палитра облачений священства) - все направлено для достижения главной цели, - Евхаристии, Причастию Святых Христовых Таинств, через молитвенное покаяние и преображение. Знание сущностной составляющей православной культуры в целом, и музыкального искусства, в частности, поможет будущему учителю музыки понимать и различать русское Православие и иные христианские традиции. Актуально на сегодняшний день через искусство русского Православия, его духовные традиции, пробудить любовь молодого поколения к нашему духовному наследию, Отечеству, исконным корням русской культуры. Для будущего учителя музыки этот процесс всегда связан с восприятием особого и прекрасного мира звуков, с анализом музыкальных произведений, несущих в себе вечный свет христианских идеалов.

Хоровое искусство относится к исполнительским, сценическим видам искусства; соответственно возникает вопрос о том, как научить студента в классе хорового дирижирования воспринимать и понимать художественный контекст изучаемых музыкальных произведений, с учетом особенностей хормейстерской работы с партитурой, образной сферой произведения. Это целенаправленный музыкально-педагогический процесс по формированию у обучающихся способности переживать, понимать, любить и оценивать явления музыкального искусства, духовно обогащаться в ходе музыкальной деятельности. Средством,

с помощью которого осуществляется учебная работа над исполнительским замыслом хорового произведения, служат различные виды музыкальной деятельности: активное слушание (восприятие), сообщение-эссе об истории создания произведения, с использованием Интернет-ресурсов, вокальное исполнение педагогом, или в записи. Но, пожалуй, самое важное в проведении индивидуальных занятий в классе дирижирования - это профессиональный доверительный диалог педагога и студента, дискуссии в процессе работы над разнообразным миром музыкальных образов хоровых произведений православной ориентации. Вот здесь-то и начинаются самые сложные задачи, от решения которых зависит в дальнейшем отношение студента-музыканта к хоровой музыке, как явлению культуры в жизни человека и общества в целом.

В чем мы видим суть инновационных подходов к процессу вокально-хоровой работы, постижения образной сферы литургических произведений в классе дирижирования? Прежде всего, это изменение и совершенствование учебно-методического процесса, его организации и, в частности, необходимости шире использовать творческие диалоги, диспуты со студентами для установления устойчивой обратной связи.

1. Чрезвычайно важно формировать у будущих учителей музыки ценностное отношение к окружающему миру, к позитивной деятельности, учебе. Нужно помочь им изменить отношение к получению музыкально-теоретических представлений и знаний; оно должно стать ценностным. И здесь огромные потенциальные возможности для творческого диалога преподавателя и студента.

2. Необходимо обеспечить студентов учебно-методическим сопровождением: презентации, с ярким хоровым исполнением изучаемых произведений, применять в музыкально-педагогическом процессе новое поколение учебников, учебных пособий, экспериментальных элективных курсов, нужны проблемные консультации с преподавателями гуманитарного блока, вовлечение в научную и проектно-исследовательскую деятельность.

3. Особого внимания требует организация самостоятельной работы студентов. Необходимо учить молодое поколение самостоятельно добывать знания, выработать потребность в непрерывном пополнении новых знаний.

4. И главное, сам преподаватель современной Высшей школы должен меняться: необходимо научиться понимать и принимать личность современного студента, сформировать у студента позитивную концепцию «Я - учитель», «Я - воспитатель», «Я - личность», «Я - профессионал».

Разнообразные формы и методы работы над партитурой православного музыкального искусства, хоровых произведений (творческие дискуссии, диалоги, тестирование, деловая игра, «мозговой штурм», использование Интернет-ресурсов, пробуждает и укрепляет эмоциональные и рациональные элементы восприятия, способствует формированию эмоционально-образной сферы,

о о

го -о т

т

т х х О т

П

т Д А

х т о т; О т

О сл -о А ы О ГО А

X

^

т

о

с

^

00

0 сч

<0

01

интеллектуальной осведомленности и опыта практического освоения элементов вокально-хоровой грамотности при изучении учебного материала.. В этом смысле вокально-хоровое искусство православной ориентации наиболее действенно влияет на проявление творческой инициативы студентов, их готовности заниматься музыкой, искусством. Известно, что глубина духовных и нравственных убеждений обучающихся в процессе самостоятельной и аудиторной работы над образной сферой хоровых произведений зависят от степени их проникновения в эмоциональную область их сознания. Именно поэтому на развитие и совершенствование эмоционально-образной сферы студента направлены все виды и формы художественного и музыкально-эстетического образовательного процесса.

Различные формы работы над партитурой хоровых произведений способствуют целостному развитию личности студента, формированию образного мышления, музыкальной культуры, самовоспитанию и мобильности в современном социуме. Чувство удовлетворения от сознания собственной полезности порождает желание добиться еще больших успехов в овладении исполнительским мастерством, формирует потребность трудиться, настойчиво и целеустремленно добиваться успехов в учебе, преодолевать трудности, что связано с формированием и проявлением волевого начала, самостоятельности, творческой активности.

На сегодняшний день современное общество ищет новые способы запечатлеть соотнесенность окружающего мира и внутреннего мира человека, с его слабостями и просчетами. Огромную помощь в этих исканиях может оказать религиозное искусство православной ориентации, в частности, хоровое наследие русских композиторов конца XIX начала XX веков. Именно в нем расставлены акценты, возвышающие искусство к миру Горнему, Богу. Вечные идеалы «Соборности», единение людей на основе Истины, Добра и Красоты. Эти идеалы вне истории. Их осмысление на примере православной музыки в ее многообразных художественных связях позволяет приближаться к пониманию истинных ценностей мира и феномена духовности - сложной и для многих непонятной категории человеческого бытия. Для будущих учителей музыки - этот процесс связан с восприятием особого и прекрасного мира звуков и гармонии, новых музыкальных интонаций, новым музыкальным опытом, поиском и открытием особого сегмента в творчестве русских композиторов - русской хоровой музыки православной ориентации, несущей немеркнущий свет христианских идеалов.

Итак, музыкально-образовательный процесс в вузе направлен не только на изучение музыкальных произведений программы, их художественно-эстетической ценности, но и на оптимизацию всех сущностных сил студента, формирование его духовного мира, с целью освоения определенных

нравственных норм поведения и активной гражданской и жизненной позиции.

Литература

1. Абрамова, О. А. Искусство и Православие /

0. А. Абрамова. - М. : Республика, 2008. - 136 с.

2. Грязнова, Т. М. Воспитательный потенциал музыкального искусства русского Православия в духовном становлении личности будущего учителя музыки / электронный журнал «Современные проблемы науки и образования» // Грязнова Т.М., Грязнов С.И. (от 22 сентября 2015,).: [материалы] [Электронный ресурс]. СПНиО, №2, 2015. -Москва, 2015. http://www.science-education.ru/

3. Грязнова, Т. М. Религиозное воспитание как фактор духовного воспитания школьников в Воскресных школах Мордовии / Т. М. Грязнова, С. И. Грязнов // Музыкальное искусство и образование: Вестник кафедры ЮНЕСКО при Московском педагогическом государственном университете): МГПУ, - М., 2015. ISSN - 2309 - 1428. - № 4(8) /2014 г.

4. Новый Завет (Библия. Откровение Иоанна Богослова

5. Лотман, Ю. М. / Эстетика музыкального творчества / Ю. М. Лотман - М.. Искусство, 2009. - 175 с.

6. Чесноков, П. Г. Хор и управление им [Электронный ресурс]: пособие для хоровых дирижеров / П. Г. Чесноков. - Режим доступа: http//horist/ru/biblioteka/biblioteka.shtml /

7. Флоренский, П. А. / Храмовое действо как синтез искусств / П. А. Флоренский // Музеум. -1988. - №157. - С. 71-75.

8. Борченко И.Д. Феномен традиционной боевой культуры России (культурологический аспект): дисс. ... кандидата культурологии / Челябинская государственная академия культуры и искусства. Челябинск, 2009

Features of choir work in a conducting class with future music

teachers (based on Russian liturgical music) Gryaznova T.M., Planova S.E., Gryaznov S.I.

Mordovian State Pedagogical Institute Education named after M .E. Evseviev

The article reveals the peculiarities of studying choral music of the Orthodox orientation of Russian composers in educational activities and the modern practice of teaching music performing disciplines to future music teachers in a pedagogical university. The importance of cultural and philosophical approaches to the analytical study of the choral score, the construction of the performing concept, the performance of the choral score, the independent work of students with educational material is revealed. The authors see the solution of the problems of methodological support in line with the innovative approaches to the content of the pedagogical process, finding the balance of artistic and technical in the practice of conducting. The significance of the dialogue and personal interaction between the teacher and the student in the educational process is determined. Key words: musical and educational process, music teacher, Orthodox choral music, liturgical genres, Russian composers, performing concept, philosophical analysis, class of choral conducting, verbalization of musical content References

1. Abramova, O. A. art and Orthodoxy / O. Abramova. - Moscow:

Republic, 2008. - 136 p.

2. Gryaznova, T. M. Educational potential of the musical art of Russian Orthodoxy in the spiritual formation of the personality

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of the future music teacher / electronic journal "Modern problems of science and education" // Gryaznova T. M., Gryaznov S. I. (September 22, 2015). : [materials] [Electronic resource]. Spno, No. 2, 2015. - Moscow, 2015. http://www.science-education.ru/

3. Gryaznova, T. M. Religious education as a factor in the spiritual education of pupils in the Sunday schools of Mordovia / T. M. Gryaznov, S. I. Gryaznov // Musical art and education: journal of the UNESCO chair at the Moscow state pedagogical University): Moscow state pedagogical University, Moscow, 2015. ISSN - 2309 - 1428. - № 4 (8) / 2014

4. New Testament (Bible. Revelation Of John

5. Lotman, Yuri M. / the Aesthetics of musical creativity / Y. M.

Lotman - M.. Art, 2009. - 175 p.

6. Chesnokov, P. G. Chorus and its management [Electronic resource]: manual for choral conductors / P. G. Chesnokov. -Access mode: http//horist/ru / biblioteka / biblioteka.shtml /

7. Florensky, P. A. / the Temple action as a synthesis of arts / P.

Florensky / / the Museum. - 1988. - №157. - P. 71-75.

8. Borchenko I.D. The phenomenon of traditional military culture of

Russia (cultural aspect): Diss. ... candidate of culturology / Chelyabinsk State Academy of Culture and Art. Chelyabinsk, 2009

O O 00 -o m

m x

X

o

m n m

A

x m o t; O m

O Q1 -o A u O 00 A X

s m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.