© Черевань, С.В., 2023 УДК 780.7
DOI: 10.24412/2308-1031-2023-2-178-189
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ЭЛЕКТРОННО-ЦИФРОВЫХ УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ
С.В. Черевань1
1 Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, 454091, Российская Федерация
Аннотация. В статье предпринята попытка обобщения опыта дистанционного преподавания музыкально-теоретических дисциплин в методологическом ракурсе в период пандемии COVID-19 (2020 г.). Актуальность темы связана с общим вектором модернизации российского образования в соответствии с цифровизацией современной среды, обусловлена задачей совершенствования технологий в подготовке профессионалов-музыкантов, интеграцией технологий и методов дистанционного образования в практическую сферу. На основе анализа применения инновационных технологий обучения в цифровом формате в образовательной среде музыкальной специализации обоснованы критерии отбора обучающих коммуникативных методов и форм работы со студентами. Рассмотрена методология преподавания теоретических дисциплин музыкального цикла в цифровом ракурсе с опорой на обобщение, сравнение, аналитические аспекты. Выявлены черты процесса синтеза, органично сочетающие в себе традиционные методики обучения студентов музыкальной специальности, инновационные интернет-информационные и технологии, объединяющие опыт преподавания очно-контактной формы и дистанционного формата. Научная новизна статьи состоит в обращении к предмету исследования, ставшему актуальным для отечественного образования недавно - с 2020 г., в связи с инфекцией COVID-19, в анализе применения инновационных технологий обучения музыкантов в дистанционном формате. Представленные результаты собственного процесса преподавания, опыта коллег, обоснование критериев отбора обучающих методов и форм работы со студентами являются новым и востребованным материалом. Практические рекомендации по организации занятий в удаленном режиме по сольфеджио, музыкальной форме, авторские результаты, изложенные в статье, прошли успешную апробацию на практике и, надеемся, могут оказать методическую помощь в преподавании музыкально-теоретических дисциплин в начальном, среднем, высшем звене. Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, методы преподавания сольфеджио, музыкальная форма, цифровые средства музыкального обучения, музыкально-теоретические дисциплины
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Черевань С.В. Методологические особенности дистанционного преподавания музыкально-теоретических дисциплин в электронно-цифровых условиях современности // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 2. С. 178-189. DOI: 10.24412/23081031-2023-2-178-189.
METHODOLOGICAL FEATURES OF DISTANCE TEACHING OF MUSICAL-THEORETICAL DISCIPLINES IN ELECTRONIC-DIGITAL CONDITIONS OF OUR TIME
S.V. Cherevan1
1 Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, 454091, Russian Federation
Abstract. The article attempts to generalize the experience of distance teaching of musical and theoretical disciplines from a methodological perspective during the COVID-19 pandemic (2020). The relevance of the topic is connected with the general vector of modernization of Russian education in accordance with the digitalization of the modern environment, due to the task of improving technologies in the training of professional musicians, the integration of technologies and methods of distance education into the practical sphere. Based on the analysis of the application of innovative learning technologies in digital format in the educational environment of musical specialization, the criteria for the selection of teaching and communicative methods and forms of work with students are substantiated. The methodology of presenting the theoretical disciplines of the musical cycle in a digital perspective based on generalization, comparison, analytical aspects is considered; the features of the synthesis process are revealed, organically combining traditional methods of teaching music students and innovative Internet information and technologies, combining the experience of teaching face-to-face contact form and distance format. The scientific novelty of the article consists in addressing the subject of research that has become relevant for domestic education recently -since 2020, in connection with the COVID-19 infection; in analyzing the use of innovative technologies for teaching musicians in a distance format. The presented results of their own teaching process, the experience of colleagues, the justification of the criteria for the selection of teaching methods and forms of work with students are new and in-demand material. Practical recommendations on the organization of classes in remote mode on solfeggio, musical form, the author's results, presented in the article, have been successfully tested in practice and, hopefully, can provide methodological assistance in teaching music-theoretical disciplines in primary, secondary, higher education.
Keywords: distance learning technologies, methods of teaching solfeggio, musical form, digital
means of musical education, musical-theoretical disciplines
Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests.
For citation: Cherevan, S.V. (2023), "Methodological features of distance teaching of musical-
theoretical disciplines in electronic-digital conditions of our time", Journal of Musical Science,
Vol. 11, no. 2, pp. 178-189. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-2-178-189.
Эпидемиологическая ситуация с весны 2020 г. глобально перестроила систему образования, неожиданно переведя ее в дистанционный формат. Процесс обучения вновь поставил перед педагогом трудные задачи с неизвестными, которые предстояло решить с учетом открывшихся обстоятельств, уровня учащихся и опыта преподавания. Социально-экономические потрясения в России периода самоизоляции стали не только проверкой мобильности, прочности социальных систем, стойкости духа, гражданской ответственности, но и толчком для изобретения новых способов обучения.
Сольфеджио - одна из самых сложных, трудоемких музыкально-теоретических дисциплин в вузе, в условиях пандемии 2020 г. словно
столкнулась с гигантским айсбергом. Основанная на методе практического взаимодействия между учителем и учеником, на сольном и коллективном пении, игре на инструменте, дыхании, слуховых видах работы, импровизации, она в один момент утратила свою опору. Весь опыт работы, накопленный десятилетиями в собственном классе и другими замечательными педагогами, оказался нецелесообразным по техническим причинам. Если с теоретической частью дисциплин цифровое обучение справлялось с первых дней пандемии с помощью конспектов лекций, то «говорящая голова» педагога, сеющая разумное и вечное, абсолютно не соответствовала специфике сольфеджио с его творчеством, «живой» атмосферой
урока и другими необходимыми составляющими.
Схожие эмоции - первоначальной растерянности, поиска и обретения нового способа взаимодействия с учениками в процессе электронного обучения, испытало огромное количество преподавателей музыки. Как пишет М.В. Карасева «все одномоментно оказались в ситуации, когда надо было быстро собрать самое необходимое, как перед отправкой в больницу "по скорой" -остальное донесут потом» (2020, с. 23). Позднее опыт преподавания в цифровой среде воплотился в методических статьях1, научно-практических семинарах.
Практически всех педагогов объединяет один важный посыл - при всем отстаивании приоритетности очно-контактной формы обучения музыкантов, обозначении проблем различного характера, - возникло осознание неизбежности внедрения цифровых технологий в современную учебную реальность. Поэтому многими педагогами акцентированы положительные моменты, достижения в рамках дистанционного учебного формата, накоплен и осмыслен бесценный опыт, найден «свет в конце тоннеля»2. Важнейший вклад в исследования цифрового преподавания внесли труды педагога Московской государственной консерватории М.В. Карасевой, в особенности статья за 2020 г., опубликованная в Вестнике МГК. В аннотации к работе автор указывает, что «даны практические рекомендации, как организовать занятия в режиме онлайн по сольфеджио и другим предметам музыкально-теоретического цикла» (Карасева М., 2020, с. 22).
Взрывоподобный всплеск к теме музыкального образования посредством интернет-технологий обнаруживается в тематике многочисленных конференций. В 2020 г. в Уфе вышел сборник «Актуальные проблемы современных общественных наук в условиях вызовов мировой пандемии СОУГО-19», включающий в себя материалы IX Международной заочной научно-практической конференции молодых ученых, состоявшейся в июне 2020 года. В Магнитогорской государственной консерватории им. М.И. Глинки 23-26 ноября 2021 г. состоялись российские педагогические ассамблеи искусств «Искусство и художественное образование в цифровую эпоху». 14 февраля 2023 г. в Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова завершилась работа двухнедельных дистанционных курсов повышения квалификации «Современные технологии и методики преподавания теории и истории музыки». 148 педагогов средних и высших музыкальных учебных заведений из 34 регионов России пополнили свой багаж знаний и навыков.
Приведенные факты подчеркивают актуальность предмета и объекта изучения. Предметом рассмотрения в статье стала особенность использования дистанционных образовательных технологий в обучающем процессе. Методология исследования опирается на теоретические основы, включающие в себя обобщение, сравнение, аналитические аспекты. Среди практических методов наиболее важными стали: включенное наблюдение, ретроспективное обобщение-анализ периода удаленного обучения в системе высшего образовательного звена музыкально-исполнительской специализации.
Обобщение результатов дистанционной работы педагогов представляет собой неизученный пласт, формирующийся на наших глазах, открытую, дискуссионную тему. В статье предпринята попытка поделиться собственными методическими принципами в организации уроков on-line, внести вклад в актуальную тему цифрового образования. В целом опыт обучения на карантине оказался полезным и многие компоненты связи на площадках Skype, Zoom возможно использовать и при очно-контактной форме, тем более они важны для заочного обучения.
Основные проблемы обнаружились не с первых занятий, поскольку в связи с новизной ситуации с достаточной легкостью преодолевались «странности» процесса on-line, с интересом выполнялись задания (хорошо зарекомендовали себя тестовые задания из фонда оценочных средств Челябинского государственного института культуры, позволяющих оценить сформиро-ванность компетенций по дисциплине, в том числе пение модуляций, романсов, секвенций и т.д.). Никто не ожидал, что удаленное обучение надолго станет реальностью, при которой придется фиксировать результаты, сдавать экзамены, изучать новые темы и в целом - что представляется самым важным для учителя - найти возможности для реализации системного подхода в преподавании и обучении. Изыскать те методики, технологии, которые помогут вновь обрести устойчивость в предлагаемой дистанционной среде, добиться, чтобы задания стали не заполнением свободного времени студента, ожида-
нием возвращения в полноценный контактный режим, а формой обучения, позволяющей длительное время стабильно, надежно осуществлять образовательный процесс. И обязательно интересно, учитывая репутацию многострадального сольфеджио, называемого с начального звена многими сложной, скучной дисциплиной, по причине чего многие дети пропускают занятия, и последствия пропусков проявляются даже в вузе. Вместе с тем на сольфеджио происходит главный процесс кристаллизации профессионального слуха, важного инструмента для музыканта, включающего развитие звуковысотно-мелодических, метроритмических гармонических, тембровых, архитектонических составляющих.
В процессе нескольких месяцев преподавания сольфеджио в цифровом формате сложились формы работы, которые способствовали преодолению сложного, поначалу даже драматичного периода. Обретение верных путей было тернистым -через поиск и осмысление ошибок, эвристических озарений. Во многом ощущалась поддержка со стороны студентов. В период дистанта (и контактного обучения) учебный процесс представлял собой движение навстречу учащихся, поэтому главными критиками и помощниками, конечно же, были они. Успехи и неудачи, высказывания студентов способствовали тщательному выбору форм и методов работы, которые утвердились и выдержали успешную апробацию, либо, наоборот, показали отрицательный результат и были преданы забвению.
В самый ранний период пандемии 2020 г. занятия осуществлялись по-
средством связи через программу Skype, использовалось фортепиано педагога «Элегия», были предприняты попытки коллективного пения. Однако качество трансляции звука, стабильность связи в целом оставляли желать лучшего, и эта форма коммуникации не прижилась.
С конца марта 2020 г. в социальной сети «ВКонтакте» были созданы закрытые рабочие группы, беседы. Установилась практика сдачи домашнего задания в формате фото-, видео-, аудиофайлов через социальные сети и электронную почту. Закономерно, что ответственность за создание каналов связи, организацию полноценного учебного процесса несли педагоги. На подготовку к занятиям, предполагающим дистанционный формат, потребовалось гораздо больше времени. Это объясняется привлечением новых устройств, техническим освоением неизвестных ресурсов и необходимостью создания новых учебно-электронных пособий, разработок как краткого, наглядного характера, так и развернутых лекци-онно-обучающих материалов.
Вопрос сохранения высокого качества обучения оказался особенно востребованным в работе со студентами заочной формы обучения, занимающимися платно. Перспектива возникновения юридических проблем, требований по снижению оплаты в связи с новым режимом занятий представлялась очень реальной. Актуальность дистанционных форм сохранилась также в марте 2021 г. для студентов из Казахстана в связи с закрытыми границами с Россией.
Режим on-line снова подтвердил, что студенты, ответственно занимающиеся в очном формате, не менее хорошо учились и «на удаленке».
Поведение учащихся, систематически не занимающихся при контактном обучении, не посещающих уроки, не изменилось с переходом на электронную связь. Поэтому представляется закономерным, что все студенты, которые учились добросовестно, очень хорошо сдали предмет. С новых, более ярких позиций проявились интровертные личности. Отдельная сложность возникла в группах с иностранными студентами, для которых общение через монитор было огромной проблемой. Уроки со студентами из Южно-Африканской Республики, находящимися в Челябинске, пришлось перестроить на автономные, отделив от русскоязычного контингента учащихся, практически, перейти на индивидуальные консультации.
Учитывая невозможность осуществления традиционных певческих форм работы on-line, вектор обучения в целом был направлен на культурологический ракурс с привлечением видеосредств, электронных пособий для активности восприятия и запоминания. Вначале следовало концентрированное объяснение темы педагогом, практический разбор с опорой на формулу «знаю - строю - слышу - пою». Обязательным стал и творческий компонент - «импровизирую» (сочиняю), знаю музыкальные произведения, в которых есть изучаемое музыкальное явление. Для наг ля д-ности использовались опции платформы Zoom:
- демонстрация экрана (shared screen), который одновременно могут видеть и преподаватель, и его ученики; с обязательным включением совместного звука компьютера для качественного воспроизведения;
- доска сообщений (вкладка - доска для записей Whiteboard), на ней можно виртуально рисовать разным цветом, выбрать толщину линий. Данную форму студенты встретили с удовольствием, она оказалась очень продуктивна в отображении различных схем, при разборе теоретического материала, незаменима в рамках дисциплин «Музыкальная форма» и «Основы музыкально-теоретических знаний».
Интерактивная нотная доска издательства «Музыка»3 стала неоценимым помощником, средством обучения музыкально-теоретическим дисциплинам, огромная благодарность ее создателям. Виртуальный ресурс представляет собой нотный стан в скрипичном ключе с возможностью добавления и удаления нот, знаков, звуков, рисования цветных символов, выделения различным цветом. Замечательное устройство оснащено еще возможностью звуко-извлечения изучаемых элементов. Фортепианная мини-клавиатура, расположенная рядом с нотным станом, озвучивается при наведении на нее курсором и нажатии левой клавишей «мышки» компьютера. Фактически, данный раздел-слайд, называемый «Упражнение на построение», дублирует аналогичный методический момент объяснения в классе с доской и фортепиано, с возможностью играть и рисовать как студентам, так и преподавателю.
Интерактивные пособия по сольфеджио и слушанию музыки московского издательства «Музыка -П. Юргенсон» - красочные, хорошего визуального качества - были открыты до конца августа 2020 г. В настоящее время доступна краткая demo-версия c предоставлением
отдельных файлов; по ним возможно продолжение занятий, конечно, с использованием заданий, соответствующих требованиям ФГОС ВО и специфике специализации4. Например, доминантовый септаккорд с обращениями (Б7), представленный в разделе «Распредели аккорды № 2» нотами-звуками, предлагается поместить не просто в нужный раздел, а спеть и разрешить в широком расположении в основную тональность, в тональности других ступеней лада, используя завершающий кадансовый оборот с альтерацией аккордов субдоминанты, доминанты: 8-8*-К-Б-Б*-Т.
Для развития внутреннего слуха, музыкальной памяти и создания межпредметных связей, которые предусмотрены современными образовательными программами, предлагается узнавание мелодии по ступеням, представленным на слайде в виде ступеней-елочек (раздел «Определи ступень»), мысленное пропевание звуками в конкретной тональности, а далее - пение в других тональностях. Различные формы работы с электронными пособиями издательства «Музыка» - «Монетками в виде обращений трезвучий» со слайда «Остров сокровищ» и другими были продемонстрированы 17 февраля 2023 г. в докладе на конференции «Информационные технологии в музыкальном искусстве и образовании. Вопросы теории, методологии и практики».
Задачей педагога в работе с описываемым ресурсом стала адаптация материала к вузовским требованиям, значительное повышение уровня сложности заданий. Однако автор в очередной раз убедилась, что яркость, игру, наглядность любят
и дети, и взрослые, процесс обучения даже в высшем звене может содержать игровые аспекты. Рутинных форм работы, требующих длительной тренировки в достижении цели и методической помощи преподавателя в вузовском классе сольфеджио, достаточно много. Студенты, помимо рассмотренных «оживляжей» (термин из театрально-постановочной эстетики), поют сложную, атональную музыку XX в., энгармонические модуляции.
Рассмотрим специфику методических закономерностей преподавания и в ее контексте покажем освоение учебного материала на оп-Ипе-уро-ке. Исследователь А. А. Андреев, основываясь на изучении проблемы особенностей преподавания в трудах И.Я. Лернера, С.Г. Шаповален-ко, М.Н. Скаткина, Ю.Г. Фокина, М.Г. Гарунова, под методом обучения определяет «дидактическую категорию, дающую теоретическое представление о системе норм взаимодействия преподавателя и обучающихся», в процессе чего происходит «организация и регулирование деятельности обучающихся, обеспечивающей усвоение ими содержания и тем самым достижение целей обучения» (Андреев А., 1999, с. 41).
Таким образом, в организации норм взаимосвязанной деятельности «каждый из методов обучения предписывает (задает) деятельность преподавателя и указывает на адекватные ей действия обучающихся» (Андреев А., 1999, с. 41). А.А. Андреев указывает, что И.Я. Лернер выявил функционирование пяти общедидактических методов обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследо-
вательский, охватывающих «всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся» (Андреев А., 1999, с. 41).
При использовании пяти общедидактических методов отметим важность концентрированной подачи материала на дистанте (устной и письменной), хорошую артикуляцию педагога, четкое представление поставленных задач, самостоятельной работы студентов и конечного результата. Этапы урока:
1. Объяснение теоретического материала с помощью интерактивной доски, наглядной демонстрации на нотном стане, фиксирование процесса студентами с помощью записи, фото (вегеепвЬо^ страниц;
2. Пение изучаемых элементов педагогом и отдельными студентами (в силу технической невозможности коллективно-синхронного пения);
3. Транспонирование - аналогичное задание выполняется самостоятельно от другого звука или в другой тональности, проверяется, вновь пропевается, воспроизводится на инструменте. По ссылке педагога (раздел «Упражнение на построение ») на нотном стане интерактивной доски необходимые элементы могут строить и сами учащиеся как в классе у доски, а также играть на фортепиано (на своих инструментах -из дома, класса), либо в интернет-пространстве (на виртуальной клавиатуре с извлечением звука нажатием «мышки»);
4. Закрепление учебного материала с помощью примеров из музыкальной практики - просмотр видео (фрагменты из опер, балетов, концертов), прослушивание аудио (возможно применение роликов
с канала «You Tube», соединяющих воспроизведение музыки с трансляцией нот). Подробный анализ;
5. Методические рекомендации педагога для успешного выполнения самостоятельной внеурочной работы.
Планирование занятия предполагает учет объективных форс-мажорных обстоятельств, возникающих при дистанционном обучении, и, как правило, непредсказуемых. Из минусов «дистанта» отметим помехи технического характера (с компьютером, средством связи, Интернет-соединением), частое отсутствие условий для полноценного занятия у студентов (посторонний шум в общежитии, квартире, при отсутствии компьютера, планшета многие работают с телефона, обеспечивающего лишь мелкое изображение, ограничены возможности коллективного пения по сольфеджио).
Из собственного опыта отмечу проблемы с персональным компьютером, пережившим несколько ремонтов, не выдержавшим бесконечного режима on-line, скачивания книг, материалов для студентов, видеозаданий. При цифровой коммуникации «учитель - ученик» качество учебного процесса зависит не только от мастерства и готовности педагога, но и от социально-бытовых обстоятельств, технической обеспеченности. Одним из методов по преодолению сложностей технически-бытового характера стало интерактивное решение - размещение всех лекций, тестов, вопросов, теоретически-практических объяснений в специальных рабочих группах социальной сети «ВКонтакте».
Как указывают коллеги, «остается не полностью решенной проблема идентификации личности студентов
при выполнении отдельных заданий» (Буслова Е., 2021, с. 17). Эта проблема была решена сдачей домашнего задания в формате видеофайла.
Среди значительных плюсов дистанционных средств обучения отметим:
1. Возможность работы с виртуально-электронными нотами, детального анализа музыкального текста с помощью демонстрации на экране на площадке Zoom при сдаче домашних заданий и объяснений на уроке;
2. Просмотр красочных микровидеофрагментов, необходимых для изучения теоретического материала по дисциплинам «Сольфеджио», «Музыкальная форма»;
3. Открытие ресурсов You-Tube-трансляции (одновременное воспроизведение аудиозаписи и нот музыкальных произведений) является важной опорой на музыкально-теоретических уроках. Данные методы уже взяты на вооружение и при очно-контактном обучении в классе. Подборка указанных материалов, поиск и хронометрирование нужного фрагмента в объемном файле, конечно, требуют тщательной предварительной подготовки, но результат прочно закрепляется в памяти студентов.
К примеру, в рамках изучения темы «Альтерация IV ступени в миноре», «Неаполитанское трезвучие» с помощью видеотехнологий с интересом была проанализирована песня Т. Хренникова «Как соловей о розе» в исполнении М. Магомаева5. Тема «Фригийский оборот» ярко запечатлелась в памяти студентов после звучания вступительных аккордов посмертного Ноктюрна cis-moll
Ф. Шопена, в начале фильма «Пианист»6, повествующего о трагической судьбе польского пианиста во время Великой Отечественной войны. Осваивая тему «"Золотая" диатоническая секвенция», аудитория с интересом воспринимала сочинение студентов Санкт-Петербургской консерватории (класс профессора Н.А. Бергер).
Неоценимое методическое подспорье в слуховых формах работы на дистанте принадлежит проекту педагога В.В. Громадина «Сольфа. ру». На сайте в прекрасном качестве звучания собраны одно- и многоголосные диктанты, последовательности интервалов и аккордов, модуляции разного уровня сложности. Как и при контактной форме обучения, дается настройка, диктант проигрывается 6-8 раз в оптимальном темпе для запоминания и записи. Автором проекта проделана огромная работа, представлено 3214 диктантов, последовательностей - 1758, разрешений аккордов - 515757.
Многообразен жанрово-стилевой ракурс слуховых упражнений, привлечены фрагменты из народной, классической музыки, представлены авторские темы, прилагаются и ноты-ответы для проверки из многочисленных сборников диктантов. Слуховое пособие В.В. Громадина оказалось настоящим открытием. Учащиеся получили возможность регулярной самостоятельной работы над слуховыми упражнениями (с предварительными методическими рекомендациями преподавателя). Данная форма работы сохраняет востребованность и в контактном формате обучения, особенную ценность она имеет для студентов-заочников. В цифровом режиме не-
обходимо представление нотной записи диктанта, пение в формате видеофайла (в основной тональности и в транспонированном виде в заданную тональность).
Электронные пособия Димитров-градского музыкального колледжа -это познавательно-развивающие музыкально-теоретические те-
сты по различным темам сольфеджио и гармонии. Преподаватель В.А. Котляренко, автор цифровых разработок, указывает, что дисциплина сольфеджио, связанная с практическими видами работ «никак не поддавалась тестовым структурам. Но выход был найден. В основу тестовых заданий по сольфеджио легли практические задания, развивающие слуховые представления у студентов»8. В пособии сделан акцент на развитие внутреннего музыкального слуха, слухового анализа средств музыкальной выразительности, поэтому преобладающие формы работы - музыкальный диктант, определение на слух гармонической последовательности в форме классического периода9.
В учебном процессе, конечно, используются собственные пособия и статьи автора, помимо привлечения опыта других педагогов, ресурсов коллег. Выборочно укажем среди них методические материалы, хорошо зарекомендовавшие себя на практике, успешно освоенные студентами:
1) методические материалы для изучения темы «Лады, тритоны», опубликованные в статье «Актуальные сложности предмета сольфеджио и квест "1У-У11, У1-П" как способ их преодоления» (Черевань С., 2019);
2) методические материалы с универсальной таблицей для выбо-
ра общего аккорда в модуляции (для пения и слухового анализа), также представленные в статье «Проблема изучения системы родства тональностей и авторская таблица-навигатор как алгоритм решения» (Черевань С., 2020);
3) учебно-методическое пособие по анализу с краткой классификацией типовых и нетиповых музыкальных форм, включая специфические вокальные формы: «Комплексный анализ музыкального произведения: (на примере анализа Сонаты для флейты и фортепиано В. Наговицина)» (Черевань С., 2016). Пособие рекомендовано многими учебными заведениями, в том числе Московским государственным институтом музыки им. А.Г. Шнитке (http: / /www. schnitt ke - mgim. ru / science/library/recommendedbooks/ Musicalform/).
В результате обобщения опыта преподавания музыкально-теоретических дисциплин на дистанте подчеркнем наличие в нем ведущих устоев, необходимых для высшего образовательного звена в целом: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, многовариантность, многоуровне-вость, фундаментализация, стандартизация, информатизация, непрерывность, индивидуализация. Как и при очно-контактной форме обучения, в цифровом учебном процессе остаются важными мотиваци-онно-ценностные аспекты формирования профессионального умения и навыков - когнитивный, технологический и творческий элементы. Для преподавателя необходимыми компонентами являются не только высокий уровень знаний по специальности, владение методами обуче-
ния, но и умение работать с учетом новых технологий, выстраивание качественного коммуникационного процесса со студенческой аудиторией, требовательность к себе и обучающимся. Возвращаясь к задачам статьи, считаем, что они достигнуты, методология преподавания на дистанте на примере практического опыта автора статьи раскрыта. Методология музыкально-теоретических дисциплин в дистанционном формате, таким образом, представляет собой интегративный процесс, объединяющий традиционные методики обучения музыкантов и современные информационные и телекоммуникационные технологии, синтезируя опыт преподавания offline и on-line.
Цифровизация становится одной из ключевых стратегий государственной политики Российской Федерации и «необходимым условием для создания качественно новой модели формирования нравственной, ответственной, самостоятельно
_ о о 10
мыслящей, творческой личности»10. За цифровизацией сфер жизнедеятельности, включая конференции, библиотечные фонды, театральные трансляции в виртуальном пространстве, безусловно, видится перспективность, будущее, в то же время дистанционное образование представляется вынужденной мерой, которая, конечно, не заменит реального процесса.
Однако жизнь сольфеджио в условиях on-line также способна «бить ключом» при сохранении живого контакта, не превращаясь в говорящую «голову Гудвина». Согласимся с мнением Марины Карасевой: «"Дистанционка", безусловно, будет совершенствоваться и войдет
в систему музыкального образова- останется педагогика в формате жи-ния. Как составная часть, а не как вого человеческого общения» (2020, основная. Базой же по-прежнему с. 42).
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Суслова Н.В. Возможности и риски дистанционного формата музыкального обучения школьников // Музыкальное искусство и образование. 2020. Т. 8, № 4. С. 116-135.
2 Гусева Т.В., Суслова Н.В. Управление музыкальной школой в дистанционном режиме в условиях действия ограничительных мер, связанных с пандемией корона-вируса // Материалы IX Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современных общественных наук в условиях вызовов мировой пандемии COVID-19». 15-30 июня 2020 г. Уфа, 2020. C. 48-57.
3 Интерактивное пособие по сольфеджио: Интерактивное учебное пособие по предмету «Сольфеджио» для учащихся 4-х классов детских музыкальных школ и детских школ искусств. М.: Музыка, 2018. URL: https://musica.ru/EOR/solfeggio/ solfeggio-3-4/demo/#/home (дата обращения: 3.03.2023).
4 Черевань С.В. Сольфеджио: Рабочая программа дисциплины: Программа бакалавриата «Дирижирование академическим
хором» по направлению подготовки 53.03.05 Дирижирование. Челябинск: ЧГИК, 2019. 40 с. (ФГОС ВО версия 3++).
5 Песня из музыки к комедии В. Шекспира «Много шума из ничего».
6 Историческая драма польского кинорежиссера Романа Полански.
7 Громадин В.В. Сайт музыкальных диктантов SolFa.ru. URL: http://solfa.ru/ (дата обращения: 03.03.2023).
8 Котляренко В.А. Опыт создания и использования on-line мультимедийных пособий в музыкальном образовании // Andante-music.narod.ru. URL: http://andante-music. narod.ru/na9/ON_LINE.pdf (дата обращения: 03.03.2023).
9 Там же.
10 Цифровизация в сфере культуры. Комитет по культуре провел парламентские слушания // Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации. Комитет по культуре: Официальный сайт. URL: http://komitet2-3.km.duma.gov.ru/ NovostiKomiteta/item/1558440 5 (дата обращения: 02.03.2023).
ЛИТЕРАТУРА
Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. М.: РАО, 1999. 120 с.
Буслова Е.В., Ахлестина А.Ю., Боброва Э.В. Дистанционные образовательные технологии в профессиональной подготовке педагогов-музыкантов в университете. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» // The scientific heritage. 2021. № 64. С. 14-17. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/distantsionnye-obrazovatelnye-tehnologii-v-professionalnoy-podgotovke-pedagogov-muzykantov-v-universitete (дата обращения: 03.03.2023).
Карасева М.В. Музыкант-педагог онлайн: Проблемы и решения // Научный вестник Московской консерватории. Т. 11. Вып. 2 (июнь 2020). С. 22-65. URL: https:// nv.mosconsv.ru/articles/muzykant-pedagog-onlayn-problemy-i-resheniya (дата обращения: 03.03.2023).
Черевань С.В. Комплексный анализ музыкального произведения: на примере анализа Сонаты для флейты и фортепиано В. На-
REFERENCES
Andreev, A.A. (1999), Didakticheskie osnovy distantsionnogo obucheniya [Didactic foundations of distance learning], RAO, Moscow, 120 p. (in Russ.)
Buslova, E.V., Akhlestina, A.Yu., Bobrova, E.V. (2021), "Distance learning technologies in the professional training of music teachers at the university. The text of a scientific article on the specialty «Sciences of education»", The scientific heritage, no. 64, pp. 14-17, Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/distantsionnye-obrazovatelnye-tehnologii-v-professionalnoy-podgotovke-pedagogov-muzykantov-v-universitete (Accessed 3 March 2023). (in Russ.)
Cherevan, S.V. (2016), Kompleksnyi analiz muzykalnogo proizvedeniya: na primere analiza Sonaty dlya fleity i fortepiano V. Nagovitsyna [Complex analysis of a musical composition: on the example of the analysis of the sonata for flute and piano by V. Nagovitsin], ChGIK, Chelyabinsk, 84 p. (in Russ.)
говицина: Учеб.-метод. пособие. Челябинск: ЧГИК, 2016. 84 с.
Черевань С.В. Актуальные сложности предмета сольфеджио и квест «1У-У11, У1-11» как способ их преодоления // Культура - искусство - образование: Материалы ХЬ науч.-практ. конф. науч.-пед. работников ин-та. Челябинск: ЧГИК, 2019. С. 362-369.
Черевань С.В. Проблема изучения системы родства тональностей и авторская таблица-навигатор как алгоритм решения // Культура - искусство - образование: Материалы ХЬ1 науч.- практ. конф. науч.-пед. работников ин-та. Челябинск: ЧГИК, 2020. С. 273-277.
Cherevan, S.V. (2019), "Actual difficulties of the subject of solfeggio and the quest «IV-VII, VI-II» as a way to overcome them", Kul'tura - iskusstvo - ob-razovanie [Culture -art - education], ChGIK, Chelyabinsk, pp. 362-369. (in Russ.)
Cherevan, S.V. (2020), "The problem of studying the system of kinship of tonalities and the author's navigator table as a solution algorithm", Kul'tura - iskusstvo - ob-razovanie [Culture - art - education], ChGIK, Chelyabinsk, pp. 273-277. (in Russ.)
Karaseva, M.V. (2020), "Musician-teacher Online: problems and solutions", Nauchnyi vestnik Moskovskoi konservatorii [Scientific bulletin of the Moscow conservatory], vol. 11, issue 2, pp. 22-65, Available at: https:// nv.mosconsv.ru/articles/muzykant-pedagog-onlayn-problemy-i-resheniya (Accessed 3 March 2023). (in Russ.)
Сведения об авторе
Черевань Светлана Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории музыки Челябинского государственного института культуры
Author Information
Svetlana V. Cherevan, Cand. Sc. (Art Criticism), associate professor of the Department of Music History and Theory at the Chelyabinsk State Institute of Culture
Поступила в редакцию 04.03.2023 После доработки 25.05.2023 Принята к публикации 29.05.2023
Received 04.03.2023 Revised 25.05.2023 Accepted for publication 29.05.2023