Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 44.03.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С ПРОФИЛЕМ «МУЗЫКА»'

МОДЕРНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 44.03.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С ПРОФИЛЕМ «МУЗЫКА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / DIGITAL-КОМПЕТЕНЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Ирина Аркадьевна, Корчагина Наталия Викторовна, Сергиенко Ирина Николаевна

Статья отражает актуальную тенденцию современной педагогики -поиск методов и средств взаимодействия с обучающимися в условиях стремительно меняющихся внешних обстоятельств и социальных катаклизмов. Авторы акцентируют внимание на модернизации музыкально-инструментальной подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 Педагогическое образование с профилем «Музыка». В теоретической части статьи обосновано включение цифровых технологий в музыкально-педагогический процесс вуза, обусловленное как пандемийными ограничениями 2020-2021 годов, так и участием в программе «Приоритет 2030». В практической части описаны перспективы и направления модернизации современного музыкального образования. Подробно охарактеризован опыт модернизации подготовки бакалавров, внедряемый преподавателями кафедры музыкально-инструментальной подготовки Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского. Приведено описание преобразования ряда дисциплин кафедры, предлагаемых студентам очной и заочной форм обучения, с использованием комбинации традиционных форм преподавания (в их актуализированной форме) и цифровых технологий. Принципиальные отличия предлагаемых шагов по модернизации от традиционной формы обучения: разделение содержания дисциплины на теоретическую и практическую части; введение групповых теоретико-практических занятий, которые можно «перевести» в дистанционный формат или создать видеолекции для самостоятельного изучения студентами; применение индивидуального практического занятия с педагогом как одной из форм работы, но не как единственной и уникальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF MUSICAL AND INSTRUMENTAL TRAINING OF BACHELORS TO THE DIRECTION 44.03.01 PEDAGOGICAL EDUCATION WITH A PROFILE “MUSIC”

The article reflects the current trend of modern pedagogy the search for methods and means of interaction with students in rapidly changing external conditions and social cataclysms. The authors focus their attention on the modernization of musical and instrumental training of bachelors to the direction “Pedagogical education with a profile “Music”. In the theoretical part of the article, the inclusion of digital technologies in the musical and pedagogical process of the university is justified, due to both the pandemic restrictions of 2020-2021 and participation in the “Priority 2030” program. The practical part of the article describes the prospects and directions of modernization of modern music education. The article describes in detail the experience of modernization of musical and instrumental bachelors training, implemented by teachers of the Department of Musical and Instrumental Training at the Saratov National Research State University named after N. G. Chernyshevsky. The article describes the transformation of a number of disciplines of the department offered to full-time and part-time students using a combination of traditional forms of teaching (in their updated form) and digital technologies. The principal differences between the proposed program from the traditional form of education: the division of the content of the discipline into theoretical and practical parts; the introduction of group theoretical and practical classes that can be “translated” into a distance format or create video lectures for independent study by students; the use of individual practical classes with a teacher as one of the forms of work, but not as unique.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 44.03.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С ПРОФИЛЕМ «МУЗЫКА»»

134

DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-4-134-147

МОДЕРНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 44.03.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С ПРОФИЛЕМ «МУЗЫКА»

И. А. Королева, Н. В. Корчагина, И. Н. Сергиенко,

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Институт искусств, Саратов, Российская Федерация, 410012

Аннотация. Статья отражает актуальную тенденцию современной педагогики -поиск методов и средств взаимодействия с обучающимися в условиях стремительно меняющихся внешних обстоятельств и социальных катаклизмов. Авторы акцентируют внимание на модернизации музыкально-инструментальной подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 Педагогическое образование с профилем «Музыка». В теоретической части статьи обосновано включение цифровых технологий в музыкально-педагогический процесс вуза, обусловленное как пандемийными ограничениями 2020-2021 годов, так и участием в программе «Приоритет 2030». В практической части описаны перспективы и направления модернизации современного музыкального образования. Подробно охарактеризован опыт модернизации подготовки бакалавров, внедряемый преподавателями кафедры музыкально-инструментальной подготовки Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского. Приведено описание преобразования ряда дисциплин кафедры, предлагаемых студентам очной и заочной форм обучения, с использованием комбинации традиционных форм преподавания (в их актуализированной форме) и цифровых технологий. Принципиальные отличия предлагаемых шагов по модернизации от традиционной формы обучения: разделение содержания дисциплины на теоретическую и практическую части; введение групповых теоретико-практических занятий, которые можно «перевести» в дистанционный формат или создать видеолекции для самостоятельного изучения студентами; применение индивидуального практического занятия с педагогом как одной из форм работы, но не как единственной и уникальной.

Ключевые слова: музыкально-педагогическое образование, музыкально-инструментальная подготовка, digital-компетенции, модернизация, цифровизация, современный образовательный процесс.

© Королева И. А., Корчагина Н. В., Сергиенко И. Н., 2022

lioc^ © 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License К^^НЗ^Н The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Благодарность. Данная статья выполнена в контексте научной работы кафедры музыкально-инструментальной подготовки Института искусств Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского. Авторы выражают благодарность педагогическому коллективу за помощь в подготовке и оформлении исследования.

Для цитирования: Королева И. А., Корчагина Н. В., Сергиенко И. Н. Модернизация музыкально-инструментальной подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 Педагогическое образование с профилем «Музыка» // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2022. Т. 10. № 4. С. 134-147. DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-4-134-147.

DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-4-134-147

MODERNIZATION OF MUSICAL AND INSTRUMENTAL TRAINING OF BACHELORS OF THE DIRECTION 44.03.01 PEDAGOGICAL EDUCATION WITH A PROFILE "MUSIC"

Irina A. Koroleva, Nataliya V. Korchagina, Irina N. Sergienko,

Saratov National Research State University named after N. G. Chernischevsky, Saratov, Russian Federation, 410012

Abstract. The article reflects the current trend of modern pedagogy - the search for methods and means of interaction with students in rapidly changing external conditions and social cataclysms. The authors focus their attention on the modernization of musical and instrumental training of bachelors to the direction "Pedagogical education with a profile "Music". In the theoretical part of the article, the inclusion of digital technologies in the musical and pedagogical process of the university is justified, due to both the pandemic restrictions of 2020-2021 and participation in the "Priority 2030" program. The practical part of the article describes the prospects and directions of modernization of modern music education. The article describes in detail the experience of modernization of musical and instrumental bachelors training, implemented by teachers of the Department of Musical and Instrumental Training at the Saratov National Research State University named after N. G. Chernyshevsky. The article describes the transformation of a number of disciplines of the department offered to full-time and part-time students using a combination of traditional forms of teaching (in their updated form) and digital technologies. The principal differences between the proposed program from the traditional form of education: the division of the content of the discipline into theoretical and practical parts; the introduction of group theoretical and practical classes that can be "translated" into a distance format or create video lectures for independent study by students; the use of individual practical classes with a teacher as one of the forms of work, but not as unique.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION

2022. Т. 10. № 4 2022, vol. 10, no. 4

135

Keywords: musical and pedagogical education, musical and instrumental training, digital competence, modernization, digitalization, modern educational process.

Acknowledgement. This article is made in the context of the scientific work of the Department of Musical and Instrumental Training of the Institute of Arts of the Saratov National Research State University named after N. G. Chernyshevsky. The authors express their gratitude to the teaching staff for their help in the preparation and design of the study.

For citation: Koroleva I. A., Korchagina N. V., Sergienko I. N. Modernization of Musical and Instrumental Training of Bachelors to the Direction 44.03.01 Pedagogical Education with a Profile "Music". Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2022, vol. 10, no. 4, pp. 134-147 (in Russian). DOI: 10.31862/23091428-2022-10-4-134-147.

Актуальность исследования

Основными причинами, побудившими авторов настоящей работы обратиться к обозначенной проблеме, стали изменение содержания вузовского образования в связи с введением компетентностного подхода в последние десятилетия и необходимость его формализации ввиду перевода в цифровой формат, в частности из-за пандемии 2020-2021 годов. лч/ Традиционно главной задачей всех инструментально-исполнительских дисциплин, включённых в основную образовательную программу по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование с профилем «Музыка», было развитие и совершенствование навыков игры студентов на каком-либо инструменте. Обучение игре на музыкальном инструменте - чрезвычайно консервативная сфера педагогики. Методы и подходы к этому процессу сложились давно и подвергались лишь незначительному «осовремениванию», обусловленному, скорее, появлением новых музыкальных инструментов, чем обновлением социального или культурного контекста. Индивидуальные занятия, личный контакт

«учитель - ученик», передача исполнительских навыков «из рук в руки», использование традиционного репертуара как основы для формирования музыкально-исполнительских навыков - вот тот незыблемый остов, на котором строилось обучение музыкально-инструментальным дисциплинам в течение нескольких веков, вне зависимости от условий, в которых оно осуществлялось.

Современное состояние проблемы

Ситуация, сложившаяся в образовании сегодня, показывает малую эффективность обучения игре на инструменте в традиционном формате в рамках педагогического образования по профилю «Музыка», потому что исполнительство является не о сновным, а лишь дополнительным (хотя и очень важным) видом деятельности в работе учителя музыки в средней общеобразовательной школе. Отметим, что выпускники Института искусств указанного направления подготовки приобретают квалификацию, предусматривающую работу именно в системе дошкольного (детские сады), среднего

общего или дополнительного образования в досуговых организациях (кружки, клубы, студии), но не в ДМШ или ДШИ. Универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, обладателями которых должны стать выпускники педагогического направления в результате освоения музыкально-инструментальных дисциплин, носят в большей степени социально-педагогический характер, нежели исполнительский. Следовательно, содержание учебных предметов должно быть пересмотрено именно с этих позиций.

В период пандемии педагогика музыкального образования, как и остальные сферы художественного образования, трансформировала методы и средства подачи материала, коммуникацию учителя и учащихся, организацию учебного процесса в целом. Неожиданная необходимость перевести музыкально-инструментальные дисциплины в дистанционный формат актуализировала процесс интенсивного поиска возможностей использования цифровых технологий в обучении, внедрения их в те аспекты музыкального образования, которые до этого времени казались «неприступными» для проникновения всеобщей компьютеризации. Кроме того, в конце 2021 года Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского вступил в программу «Приоритет 2030» [1]. Среди направлений программы есть проект «Цифровой университет», который предполагает цифровую трансформацию СГУ через развитие ^ка1-компетенций у преподавателей и студентов.

Приведённые обстоятельства побудили к соответствующей модернизации музыкально-инструментальной подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 Педагогическое образование с профилем

«Музыка». И если благодаря Федеральным государственным образовательным стандартам на сегодняшний день стали понятными пути организации музыкально-педагогического пространства в направлении компетентностного подхода, то с его цифровизацией ясности пока нет, несмотря на ряд существующих официальных документов, где поднимаются вопросы использования цифровых технологий в образовательном процессе [2; 3; 4; 5].

С целью понимания реальной ситуации с цифровыми технологиями в сфере преподавания музыки нами был проведён опрос. Вопросы анкеты адресованы научно-педагогическим и административным работникам учреждений дошкольного, основного, дополнительного, среднего профессионального и высшего музыкального образования. Содержание вопросов направлено на выявление личного отношения респондентов к проблеме циф-ровизации музыкально-педагогического пространства, опыта использования информационных технологий (1Т) в профессиональной деятельности анкетируемых, а также технических возможностей для трансформации образовательного процесса в сторону его цифровизации.

На вопросы отвечали представители различных образовательных учреждений, так или иначе причастные к музыкальному искусству - музыкальные руководители детских садов, преподаватели и концертмейстеры школ искусств, руководители кружков клубной системы, концертирующие исполнители (20 респондентов, жители Саратова и Саратовской области). Стаж профессиональной деятельности большей части респондентов - от 2-х месяцев до 12 лет, среди опрошенных только один имел стаж 37 лет. Таким образом, большинство участников анкетирования - представители молодого поколения.

137

Преобладающее количество респондентов показало, что являются обладателями акустического музыкального инструмента, однако положительно относятся к инструментам электронным, некоторые имеют возможность ими пользоваться на работе. Абсолютно все опрошенные считают, что слушать музыку лучше в концертных залах в живом исполнении, но делают это редко в связи с нехваткой свободного времени, поэтому для слушания музыки (и по своим интересам, и по профессиональной необходимости) чаще всего используют электронные носители (плеер, компьютер, телефон). На работе, в учебно-воспитательном процессе опрошенные в основном пользуются акустическими инструментами, при подготовке методических материалов активно обращаются к сети Интернет. Среди компьютерных программ респонденты чаще всего используют Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, очень редко - Sibelius.

Заметно осторожное отношение респондентов к разного рода экспресс-курсам в Интернете по обучению чему-либо, связанному с профессией музыканта. Напротив, особое внимание у большинства участников опроса вызывают всевозможные группы по профессиональным интересам в социальных сетях и мессендже-рах, которыми в основном пользуются с целью упрощения некоторых организационных моментов. Что же касается содержания учебного процесса, все респонденты единодушно считают, что в последнее время оно значительно не изменилось, однако отмечают добавление в свой методический арсенал новых современных средств и форм проведения учебно-воспитательных занятий.

При характеристике положительного влияния введения цифровых технологий в процесс обучения были выделены:

возможность активного использования визуального материала, его дифференциация для разных учебных групп или индивидуальных форматов, его преимущество при организации и проведении с учащимися аналитической работы по различным учебным проблемам; процесс сближения преподавателя с родителями, которые сами становятся участниками образовательного процесса (речь идёт об учреждениях основного и дополнительного образования).

К числу отрицательных сторон были отнесены сбои в сети Интернет (периодическое «заикание» звучащей музыки, отставания видео от звука), искажение звуковой передачи по сети, что приводит к невозможности адекватно оценить звуко-извлечение в процессе онлайн-занятия, сложности у учащихся с усидчивостью перед экраном. По мнению респондентов, малоэффективными оказались онлайн-за-нятия для детей с низкой мотивацией, с несформированными навыками самостоятельной работы и для детей с ОВЗ. Отсутствие возможности во время он-лайн-занятий «вести» в правильном направлении ученика посредством тактильных ощущений особенно вредным может оказаться для обучения на начальном этапе освоения музыкального инструмента.

Таким образом, почти все опрошенные респонденты, владеют навыками работы на компьютере и в сети Интернет и воспринимают цифровой формат проведения занятий как возможный вариант из множества. Наблюдается достаточно терпимое отношение к электронным инструментам, однако их технические возможности (записывать своё исполнение, экспериментировать с тембрами, импровизировать с аранжировкой) используются не в полной мере и далеко не всеми преподавателями. Вероятно, такому положению дел способствует крайне малое

количество электронных инструментов в образовательных учреждениях; отсутствие в программе обязательного обучения на цифровых инструментах; недостаточное владение самими наставниками навыками работы с электронными инструментами.

Несмотря на большой выбор дистанционных курсов в сети Интернет, респонденты предпочитают приобретать необходимые умения в области музыкального искусства самостоятельно или при обучении в учебных заведениях. Данный спрос, как представляется, должен найти отклик в образовательных программах вузов. В целом молодое поколение музыкантов не только готово к происходящим в обществе и в профессиональной сфере изменениям, но и ищет возможные подходы, средства, формы и методы преподавания музыки в соответствии с требованиями времени, в том числе, опираясь на цифровые технологии [6; 7], видя в их внедрении широкие возможности и перспективы.

Основные концептуальные основы модернизации музыкально-

инструментальной подготовки бакалавров по направлению

«Педагогическое образование» с профилем «Музыка»

В течение нескольких последних лет коллектив кафедры музыкально-инструментальной подготовки Саратовского университета поэтапно осуществляет процесс модернизации музыкально-инструментальной подготовки.

Среди принципов, на которых он базируется, выделим следующие:

• принцип профессиональной мобильности;

• принцип вариативности;

• принцип мотивации и активности студентов;

• принцип учёта их индивидуальных особенностей.

Главными задачами модернизации музыкально-инструментальной подготовки определяются нижеизложенные:

1. Предусмотреть большую вариативность учебного процесса (смена заданий внутри одного семестра, разнообразие в темах и формах работы, межсеместровая смена преподавателей).

2. Создать три траектории обучения: для студентов без музыкального образования, с начальным музыкальным образованием, со средним профессиональным образованием.

3. Внедрить в процесс современные достижения: информационные и цифровые технологии, электронные музыкальные инструменты, электронные образовательные ресурсы.

4. Подкрепить практические занятия заданиями по теории, чтобы уменьшить количество «пробелов» в знаниях студента, оставшихся с предыдущей ступени образования.

5. Создать условия в учебном процессе для формирования профессиональной самостоятельности студента.

Принципиальные отличия предлагаемых шагов по модернизации от предыдущей традиционной формы обучения:

• разделение содержания дисциплины на теоретическую и практическую части;

• введение групповых теоретико-практических занятий, которые можно «перевести» в дистанционный формат или создать видеолекции для самостоятельного изучения студентами [8];

• качественно иное отношение к индивидуальным практическим занятиям со студентом не как к единственной, как это было ранее, а как к одной из нескольких форм работы.

Содержание модернизации музыкально-

инструментальной подготовки бакалавров очной формы обучения

Организация учебного процесса выстраивается по семестрам системно в течение четырёх лет обучения, чередуя задания «от простого к сложному», от этапа тесного взаимодействия педагога и студента на первом курсе до самостоятельных творческих заданий на четвёртом. Тем самым становится возможным охватить максимально возможный широкий круг задач, которые выпускнику по данному направлению придётся решать в будущей профессиональной деятельности. Выстраиваемая логическая последовательность заданий учитывает современные требования к профессии педагога-музыканта, а также позволяет восполнить имеющиеся «пробелы» музыкальной подготовки студентов.

Так, в рамках групповых занятий уделяется внимание уточнению знаний по различным способам написания нотного текста, обозначениям в нотах, мелизмати-ке. По каждой теме предполагается устлал ная форма отчётности в соответствии с уровнем подготовки студента. Исполнительская составляющая выступления представляет собой показ фрагмента урока музыки, включающего игру и словесные комментарии к 3-5 произведениям, объединённым единой темой, соответствующей одной из школьных программ обучения. В данном виде работы оценивается адаптация собранного материала для определённого возраста детей; выразительные средства в беседе о музыке (стихи, картины художников, прямая речь, видео и аудио-фрагменты, презентация и т.д.); мизансцены и особенности работы у доски и т.п.

Кроме того, студенты изучают способы исполнения распеваний. С этой целью

педагоги кафедры разрабатывают небольшое нотное издание, где собраны 40-50 различных видов распеваний (от простого к сложному), которые необходимо освоить в течение семестра. Для закрепления навыка ориентирования в тональностях студенту предлагается транспонировать хорошо известные ему произведения, ноты которых он должен принести в класс или подобрать на слух. В связи с этим изучается буквенная нотация для записи подобранного на слух аккомпанемента и отрабатывается навык прочтения записи песни в формате мелодия + аккорды, зашифрованные буквенными обозначениями. Изучаются различные виды аккомпанемента: аккорды (марш), альбертиевы басы и другие ар-педжированные виды аккомпанемента, бас с аккордами (полька, вальс) и т.д.

На групповых занятиях по изучению синтезатора студентом оформляется электронное методическое портфолио, включающее 1-2 произведения с использованием возможностей синтезатора, и исполняется в актовом зале одно произведение с применением фонограммы. Кроме того, студенты группой работают за компьютером, отрабатывая навык записи музыкального материала в нотном редакторе.

В рамках формирования концертмейстерских навыков на индивидуальном занятии в классе отрабатываются умения читать с листа и играть аккомпанемент песни, возможно - с одним или несколькими вокалистами. Развитие ансамблевых навыков происходит в ходе разучивания одного-двух произведений в 2, 4, 8 рук и др. В состав ансамбля могут быть привлечены и педагоги кафедры в качестве со-исполнителей.

В финале изучения дисциплины «Музыкально-инструментальная подготовка» обучающимся предлагается самостоятельно организовать в актовом зале

Института искусств инструментальный концерт, в котором каждый студент принимает участие в качестве ведущего, режиссёра-постановщика, декоратора, оператора и т.д. и обязательно выходит на сцену в качестве исполнителя-инструменталиста.

Предлагаемая система модернизации учебного процесса студентов очной формы обучения прошла многолетнюю проверку на кафедре музыкально-инструментальной подготовки Института искусств Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского.

Содержание модернизации музыкально-инструментальной подготовки бакалавров заочной формы обучения

Модернизация музыкально-инструментальной подготовки студентов-заочников в настоящее время находится ещё в стадии разработки. Преподавателями изучается теоретический и практический опыт работы [9; 10], в том числе опыт работы на основе дистанционных форм обучения [11; 12; 13; 14; 15]. Однако некоторыми собственными методическими находками для дистанционного обучения коллектив кафедры готов поделиться.

Модуль 1. Составление музыкально-просветительской беседы о музыке. Студентам предлагалось подобрать 5 разнохарактерных пьес из репертуара, предназначенного для прослушивания на уроках музыки в СОШ. К этим пьесам было необходимо составить краткую тематическую музыкально-просветительскую беседу о музыке, содержащую вступление, основную часть, раскрывающую тему, и заключение. Тема обозначалась ориентировочно: приветствовалась творческая фантазия студента в её формулировке в

рамках предложенного тематического направления. В качестве рекомендуемых тем для музыкально-просветительских бесед о музыке предлагались заголовки из тематического планирования основных программ по музыке, используемых учителями в современной общеобразовательной школе: «Россия - Родина моя», «Мир детства в музыке», «Образ праздника в музыке», «Образы природы в музыке», «Музыка в кино, театре, цирке, концертном зале», «Музыка вокруг нас», «Музыка XVIII - XIX веков», «Музыка наших дней».

Приветствовалось сопровождение текста беседы фотоиллюстрациями, уместными для возраста слушателей и для содержания беседы; наличие в ней теоретического анализа (в доступной для понимания детей форме) выразительных средств, используемых композиторами: мелодия, гармония, темп, ритм, штрихи, динамика и т.п. Критериями оценки данного вида работы были: наличие основной идеи, связывающей пьесы с рассказом о них одной тематической линией; логичность построения текста; оригинальность идеи беседы и др. В этом за- 414 дании студенты, используя Интернет в качестве источника информации и цифровые средства аудио- и видео-редактирования, учились готовить учебно-просветительские мероприятия для внеклассных мероприятий средней общеобразовательной школы.

Модуль 2. Прослушивание и анализ инструментальных концертов. Студентам предлагалось прослушать и проанализировать онлайн-концерты с сайта Московской филармонии и выразить собственное мнение об услышанном в форме свободного высказывания, характеризуя:

1) понимание исполнителями авторского замысла и стилевых особенностей произведений;

2) художественную выразительность, образность, эмоциональность исполнения;

3) качество творческой интерпретации артистом произведения.

Отзыв о концерте должен был содержать достаточно развёрнутую характеристику, приближенную к музыкально-критическому анализу. Преподаватели оценивали выполненное задание по следующим критериям: качество проведённой аналитической работы; самостоятельность суждений о прослушанном концерте; качество и объём отзыва. Данное задание способствовало приобщению обучающихся к актуальному музыкально-исполнительскому процессу с помощью современных цифровых технологий.

Модуль 3. Исполнение подготовленной в течение семестра программы, состоящей из двух произведений. Произведения подбирались и разучивались по согласованию с преподавателем, с использованием индивидуальных онлайн консультаций у педагога по дисциплине «Музыкально-инструментальная подготовка». Студенты создавали видеозаписи собственного исполнения на музыкальном инструменте подготовленной в течение семестра программы. Критериями оценивания задания выступали: содержательность, осмысленность исполнения, понимание авторского замысла и стилевых особенностей произведений; исполнительская свобода: степень владения средствами музыкальной выразительности, исполнительскими приёмами (колористичность звучания, разнообразие туше, тонкость нюансировки, педализация и т. д.), а также основами исполнительской техники; творческая индивидуальность, глубина художественно-образного мышления, инициативность и самостоятельность в подготовке выступления.

В рамках дистанционного обучения значительную трансформацию претерпела и дисциплина «Концертмейстерская подготовка». Формирование концертмейстерских навыков обычно бывает основано почти исключительно на индивидуальном практическом тренинге, на многолетней отработке умений чтения с листа, транспонирования и т.п., не допускающих, как казалось, никакого дистанционного формата обучения. В условиях отсутствия возможности аккомпанировать партнёру были апробированы и некоторые новые формы индивидуального взаимодействия со студентами. Появилась возможность посвятить время изучению теоретической базы концертмейстерского мастерства, которой обычно не уделяется достаточно внимания. В систему обучения студентов-заочников были включены следующие виды деятельности и формы отчётности по данной дисциплине.

Выбор пьес из одного из электронных сборников с определением в них тональности. В предоставляемой им подборке были пьесы с разным количеством знаков (диезов и бемолей). В этом задании закреплялись теоретические знания о квар-то-квинтовом круге и умение определять тональность исполняемого произведения, что необходимо в искусстве аккомпанемента.

Перевод 20 музыкальных терминов и обозначений с итальянского на русский язык и наоборот; расшифровка буквенных обозначений аккордов из электронных сборников. Студент мог (для получения бонусных баллов) представить не только расшифровку «цифровок», но и выписать на нотном стане различные виды фактуры для левой руки, которые уместны в аккомпанементе каждой конкретной песни. В этих двух заданиях также закреплялись аспекты теоретической подготовки, необходимые учителю-музыканту

в практической работе в школе и связанные с умением расшифровать нотный текст и используемые в нём различные цифровые и иноязычные обозначения.

Предоставление сообщения о деятельности одного из выдающихся концертмейстеров нашего времени или прошлых лет, в России или за рубежом: Святослав Рихтер, Джеральд Мур, Евгений Шендерович, Яков Флиер, Важа Ча-чава, Давид Лернер, Ивари Илья, Симон Каган или др. по выбору студента. Данное задание было направлено на расширение кругозора молодого музыканта в сфере искусства аккомпанемента.

Подготовка эссе об особенностях работы концертмейстера с разными типами солистов (коллективов). Например, о работе концертмейстера с солистом-вокалистом, с солистом-инструменталистом, с хором, с вокальным ансамблем, с хореографическим коллективом и т.п. Данное задание расширяло представление студента о специфике работы концертмейстера в каждой из сфер. Как правило, в реальной практике концертмейстер никогда не работает во всех перечисленных направлениях деятельности, а только в од-ном-двух, имея при этом слабое представление об особенностях аккомпанемента другим составам и сольным исполнителям. Предложенное задание способствовало устранению этого недостатка.

Прослушивание онлайн концертных выступлений музыкантов, анализ услышанного и обоснование своего мнения в форме свободного высказывания. Отзыв о концерте должен был содержать достаточно развёрнутую характеристику, приближенную к музыкально-критическому высказыванию. Помимо изложения общего впечатления от исполненной музыки одному-двум прослушанным произведениям давалась более подробная характеристика. В качестве критериев

оценивания концертных выступлений студентам были предложены: качество ансамбля между солистом и аккомпаниатором; художественная выразительность, образность, эмоциональность исполнения; проявление личностного отношения к исполняемым произведениям.

Для прослушивания были выбраны онлайн ссылки на сольные и ансамблевые выступления студентов-вокалистов Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, Российской академии музыки имени Гнесиных и др. Данное задание способствовало приобретению студентами опыта осуществления музыкально-критической работы; умения «посмотреть» на работу концертмейстера «со стороны», объективно оценить её с тем, чтобы впоследствии адекватно оценивать собственное умение аккомпанировать.

Заключение

Современный стиль функционирования общества в ситуации постоянной смены глобальных и частных парадигм, вторгся в «стабильную» музыкально-педагогическую систему и проверяет её на прочность. Каковы будут результаты обучения по предложенному варианту модернизации музыкально-инструментальной подготовки студентов? Сделать окончательный вывод об этом можно будет, вероятно, через несколько лет, когда выпустятся из учебных заведений молодые преподаватели, завершившие своё образование в ситуации частично дистанционного обучения с помощью цифровых технологий. Однако уже сегодня есть основания утверждать, что апробация разработанной модели модернизации в Институте искусств Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского на протяжении пяти

лет, начиная с 2019-2020 учебного года, подтвердила её эффективность. Свидетельством тому является повышение учебной мотивации студентов как очной, так и заочной форм обучения и их успеваемости по музыкально-инструментальным дисциплинам.

Опыт, приобретённый преподавателями в период пандемии (он продолжает обогащаться и сегодня), представляется уникальным. Никогда ещё информационные технологии не играли столь значительной роли в обучении игре на инструменте. Никогда контакт «учитель-музыкант - ученик-музыкант» не осуществлялся на расстоянии регулярно и системно в образовательном процессе.

В этих условиях каждый педагог был вынужден начать поиск новых возможностей для продолжения музыкально-образовательного и музыкально-исполнительского процесса, не зная заранее результат их применения, в ситуации неопределённости. При этом коллектив кафедры Саратовского университета, осуществляющий учебный процесс по музыкально-инструментальным дисциплинам, постарался сохранить в создавшихся условиях ценности российской системы музыкального образования, в том числе традиционных способов обучения инструментальному исполнительству будущих музыкантов-педагогов в вузе, и даже обогатив их на основе современных информационных технологий.

144

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Киселева С. Ректор представил программу «Приоритет 2030» на Учёном совете / Сайт Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского. URL: https://www.sgu.ru/news/2021-12-02/rektor-predstavn-programmu-prioritet-2030-na (дата обращения: 07.09.2022).

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022). URL: https://www.zakonrf.info/ zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения: 09.09.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. N 126 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование» (с изменениями и дополнениями) Редакция с изменениями N 1456 от 26.11.2020. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/ FG0S%20V0%203++/Mag/440401_%D0%9C_3_17062021.pdf (дата обращения: 25.08.2022).

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. N 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» (с изменениями и дополнениями). Редакция с изменениями N 1456 от 26.11.2020. URL: https://fgosvo.ru/ uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/440301_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 25.08.2022).

5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования». Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2021 No 1701). URL: https://docs.edu.gov.ru/document/f9321ccd1102ec99c8b7020bd2e97 61f/download/4444/ (дата обращения: 28.08.2022).

6. Моисеев Е. О. Электронные образовательные ресурсы как педагогический инструментарий в процессе обучения эстрадному пению // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2020. Т. 8. № 2. С. 161-176. DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-2-161-176.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION

2022. Т. 10. № 4 2022, vol. 10, no. 4

7. Горбунова И. Б., Плотников К. Ю. Музыкально-компьютерные технологии в образовании как инструмент реализации полимодальности музыкального восприятия // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2020. Т. 8. № 1. С. 25-40. DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-1-25-40.

8. Николаева Е. В., Матиевич И. П. Педагогический потенциал мультимедийного приложения к учебнику «Методика музыкального образования» // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2022. Т. 10. № 1. С. 146-160. DOI: 10.31862/2309-1428-2022-101-146-160.

9. Фурсенко Т. Ф. Особенности дистанционного формата подготовки педагогов-музыкантов в условиях заочной формы обучения // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2022. Т. 10. № 1. С. 161-176. DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-1-161-176.

10. Гвоздевская Г. А. Методы поддержания психической активности обучающихся при освоении музыкальных инструментов в режиме онлайн (на примере фортепиано) // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2021. Т. 9. № 3. С. 66-80. DOI: 10.31862/2309-1428- 2021-9-3-66-80.

11. Барвинская Е. М. Влияние дистанционной формы обучения на содержание и организацию занятий в классе сольного академического пения // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2020. Т. 8. № 4. С. 107-115. DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-4107-115.

12. Суслова Н. В. Возможности и риски дистанционного формата музыкального обучения школьников // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2020. Т. 8. № 4. С. 116- 135. DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-4-116-135.

13. Бодина Е. А., Ушакова О. Б. Проблемы музыкального образования в эпоху пандемии // Сетевой электронный научный журнал «Педагогика искусства». 2022. № 1. С. 6-11.

14. Воронина Е. А., Курьян М. Л. Взаимосвязь принятия студентами информационных технологий в обучении и удовлетворённости онлайн-дисциплинами в условиях тотального перехода на удалённое образование // Педагогика и психология образования. 2022. № 2. С. 144-160.

15. Сорокоумова Е. А. и др. Диагностика психологических рисков обучающихся в цифровой образовательной среде / Е. А. Сорокоумова, Е. П. Пучкова, Л. В. Темнова и др. // Педагогика и психология образования. 2022. № 2. С. 161-177.

145

Поступила 13.07.2022; принята к публикации 12.12.2022.

Об авторах:

Королева Ирина Аркадьевна, заведующая кафедрой музыкально-инструментальной подготовки Института искусств Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского (ул. Астраханская, д. 83, Саратов, Российская Федерация, 410012), кандидат педагогических наук, korolev-saratov@yandex.ru

Корчагина Наталия Викторовна, доцент кафедры музыкально-инструментальной подготовки Института искусств Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского (ул. Астраханская, д. 83, Саратов, Российская Федерация, 410012), кандидат педагогических наук, доцент, knv-piano@mail.ru

Сергиенко Ирина Николаевна, доцент кафедры музыкально-инструментальной подготовки Института искусств Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского (ул. Астраханская, д. 83, Саратов, Российская Федерация, 410012), кандидат педагогических наук, доцент, siren.com@yandex.ru

Авторами прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

146

1. Kiseleva S. Rektor predstavil programmu "Prioritet 2030" na Uchenom sovete [Rector Presented the Program "Priority 2030" at the Academic Council]. Website of Saratov National Research State University named after N. G. Chernyshevsky. Available at: https://www.sgu.ru/news/2021-12-02/rektor-predstavil-programmu-prioritet-2030-na (accessed: 07.09.2022) (in Russian).

2. Federal Law No. 273-FZ of29.12.2012 (as amended on 30.12.2021) "On Education in the Russian Federation" (with Amendments and Additions, Intro. Effective from 01.01.2022). Available at: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (accessed: 09.09.2022) (in Russian).

3. Decree of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 126 dated February 22, 2018 "On Approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education - Master's degree in the field of training 44.04.01 Pedagogical Education" (with amendments and additions) Revision with amendments No. 1456 of 11/26/2020. Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20 V0%203++/Mag/440401_%D0%9C_3_17062021.pdf (accessed: 25.08.2022) (in Russian).

4. Decree of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 121 dated February 22, 2018 "On Approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education -Bachelor's Degree in the Field of Training 44.03.01 Pedagogical Education" (with Amendments and Additions). Revision with amendments No. 1456 of 11/26/2020. Available at: https://fgosvo.ru/ uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/440301_B_3_15062021.pdf (accessed: 25.08.2022) (in Russian).

5. The State Program of the Russian Federation "Development of Education". Strategic Priorities in the Implementation of the State Program of the Russian Federation "Development of Education" Until 2030 (Ed. Decree of the Government of the Russian Federation Dated 07.10.2021 No. 1701). Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/f9321ccd1102ec99c8b7020bd2e9761f/ download/4444 (accessed: 28.08.2022) (in Russian).

6. Moiseev E. O. Electronic Educational Resources as Pedagogical Toolkit in the Process of Teaching Pop Singing. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2020, vol. 8, no. 2, pp. 161-176 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-2-161-176.

7. Gorbunova I. B., Plotnikov K. Yu. Music Computer Technologies in Education as a Tool for Implementing the Polymodality of Musical Perception. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2020, vol. 8, no. 1, pp. 25-40 (in Russian). DOI: 10.31862/23091428-2020-8-1-25-40.

8. Nikolaeva E. V., Matievich I. P. Pedagogical Potential of Multimedia Application to the Textbook "Methods of Music Education". Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2022, vol. 10, no. 1, pp. 146-160 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-1-146-160.

9. Fursenko T. F. Features of the Distance Format of the Training of Teachers-Musicians in the Conditions of Correspondence Education. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION

2022. Т. 10. № 4 2022, vol. 10, no. 4

Education. 2022, vol. 10, no. 1, pp. 161-176 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-1161-176.

10. Gvozdevskaia G. A. Methods of Maintaining the Mental Activity of Students when Learning to Play Musical Instruments Online (On the Example of Learning to Play). Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2021, vol. 9, no. 3, pp. 66-80 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-3-66-80.

11. Barvinskaya E. M. The Impact of Distance Learning for the Content and Organization of Solo Academic Singing Classes. Muzykal'noe iskusstvo i obrazivanie = Musical Art and Education. 2020, vol. 8, no. 4, pp. 107-115 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-4-107-115.

12. Suslova N. V. Opportunities and Risks of Distance Format in Music Learning to Schoolchildren. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2020, vol. 8, no. 4, pp. 116135 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-4-116-135.

13. Bodina E. A., Ushakova O. B. Problemy muzykal'nogo obrazovaniya v epokhu pandemii [Problems of Music Education in the Era of the Pandemic] // Online Electronic Scientific Journal "Pedagogika iskusstva" = "Pedagogy of Art". 2022, no. 1, pp. 6-11 (in Russian).

14. Voronina E. A., Kuryan M. L. Vzaimosvyaz' prinyatiya studentami informatsionnykh tekhnologii v obuchenii i udovletvorennosti onlain-distsiplinami v usloviyakh total'nogo perekhoda na udalennoe obrazovanie [Interrelation of Students' Acceptance of Information Technologies in Education and Satisfaction with Online Disciplines in Conditions of Total Transition to Remote Education]. Pedagogy and Psychology of Education. 2022, no. 2, pp. 144-160 (in Russian).

15. Sorokoumova E. A., Puchkova E. P., Temnova L. V. et al. Diagnostika psikhologicheskikh riskov obuchayushchikhsya v tsifrovoi obrazovatel'noi srede [Diagnostics of Psychological Risks of Students in the Digital Educational Environment]. Pedagogy and Psychology of Education. 2022, no. 2, pp. 161-177 (in Russian).

Submitted 13.07.2022; revised 12.12.2022.

About the authors:

Irina A. Koroleva, Director of the Department of Musical and Instrumental Training of the Art Institute of Saratov National Research State University Named after N. G. Chernischevsky, (Astrakhan str., 83, Saratov, Russian Federation, 410012), Associate Professor, korolev-saratov@yandex.ru

Nataliya V. Korchagina, Associate Professor at the Department of Musical and Instrumental Training of the Art Institute of Saratov National Research State University Named after N. G. Chernischevsky (Astrakhan str., 83, Saratov, Russian Federation, 410012), Associate Professor, PhD in Pedagogy, knv-piano@mail.ru

Irina N. Sergienko, Associate Professor at the Department of Musical and Instrumental Training of the Art Institute of Saratov National Research State University Named after N. G. Chernischevsky (Astrakhan str., 83, Saratov, Russian Federation, 410012), PhD in Pedagogy, Associate Professor, siren.com@yandex.ru

The authors have read and approved the final version of the manuscript.

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.