Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИКТ И ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИКТ И ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / РАБОТА С КТ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева М. А.

В статье рассматриваются основные проблемы влияния использования ИКТ на состояние здоровья обучающихся, кратко анализируется деятельность педагога в области здоровьесбережения по сохранению здоровья обучающихся и его ориентация на эти проблемы в условиях повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF ICT AND PROBLEMS OF STUDENTS’ HEALTH CARE

The paper describes the main problems of influence Information Technologies on the state of students’ health. The author analyzes a teacher’s activity in the field of a student’s health-saving and his orientation to these problems in terms of the professional development.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИКТ И ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

3. Приказ Министерства образования и науки от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» // URL : https://rg.ru/2011/02/16/obr-sdorovje-dok.html.

4. Проектирование педагогической модели формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у младших школьников : монография /И. Ю. Абросимова. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2013. — 74 с. — («Внедряем новые стандарты образования»).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. — М. : Просвещение, 2016. — 48 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения. — Волгоград : Учитель, 2012. — 48 с.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М. : Проспект, 2015. — 176 с.

8. Формирование экологически целесообразной культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников : монография / И. Ю. Абросимова, О. С. Гладышева, В. В. Нико-лина ; науч. ред. О. С. Гладышева. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2014. — 169 с. — («Внедряем новые стандарты образования»).

ВОЗМОЖНОСТИ ИКТ

И ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

М. А. ЯКОВЛЕВА, кандидат биологических наук,

доцент кафедры здоровьесбережения в образовании НИРО labzd@yandex.ru

В статье рассматриваются основные проблемы влияния использования ИКТ на состояние здоровья обучающихся, кратко анализируется деятельность педагога в области здоровьесбережения по сохранению здоровья обучающихся и его ориентация на эти проблемы в условиях повышения квалификации.

The paper describes the main problems of influence Information Technologies on the state of students' health. The author analyzes a teacher's activity in the field of a student's health-saving and his orientation to these problems in terms of the professional development.

Ключевые слова: здоровье обучающихся, здоровьесберегающая деятельность педагога, работа с КТ, повышение квалификации

Key words: health of students, health saving activity of a teacher, work with KT, professional development

86 О. С. ГЛАДЫШЕВА, И. Ю. АБРОСИМОВА, Е. Е. КУЗОВАТОВА. Дистанционное повышение.

Одной из важных проблем развития социума являются компьютеризация всех отраслей деятельности человека и последствия внедрения цифровой революции, в том числе на здоровье человека.

С одной стороны, применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) облегчает человеку жизнь, а с другой — постоянное использование компьютера в рабочее время и в повседневной жизни может негативно повлиять на физическое, психическое и социальное здоровье человека. Особенно уязвимы в этом плане дети и подростки. Современный школьник выполняет домашние задания за компьютером, использует его для развлечений (компьютерные игры, просмотр фильмов) и общения в социальных сетях. Все это сокращает время, которое может быть потрачено на выполнение других видов деятельности, ограничивает двигательную активность учащихся, общение с окружающими.

Научные исследования, посвященные данной проблеме, отмечают следующие тенденции. Во-первых, у обучающихся постепенно возрастает длительность нахождения за компьютером. Наши исследования, проведенные в Республике Коми, показали, что в 2006 году школьники в среднем проводили за компьютером от одного до полутора часов ежедневно [5]. Для 30 % учеников старших классов длительность работы с ПК составляла в среднем от четырех до шести часов в день [10]. Распространение ИКТ привело к значительному увеличению времени использования компьютера в повседневной практике школьников. Более поздние исследования тех же авторов в 2012 году показали, что уже 60 % учащихся проводят за компьютером от трех до шести часов, а остальные 40% детей — все оставшееся от учебы время, что составляет от шести до десяти часов [2].

Во-вторых, активное приобщение к ИКТ происходит во все более раннем возрасте, сегодня это 5—6 лет.

Обращает на себя внимание факт, что за тот же период, с 2005 по 2012 год, среди детей и подростков отмечен рост заболеваний костно-мышечной системы в 4,8 раза, заболеваний глаз в 2,83 раза [12].

Вместе с тем комплексные научные исследования, посвященные анализу влияния продолжительности работы за компьютером, весьма немногочисленны, противоречивы и чаще всего ограничиваются рассмотрением лишь некоторых аспектов проблемы: социального, гигиенического и психологического, причем возрастная группа обучающихся, относящаяся к «среднему школьному возрасту и пубертату», выпадет из поля внимания исследователей [2; 4].

Установлено, что ежедневное использование компьютера можно отнести к школьным факторам риска со средней значимостью, которое стоит следующим после стрессовых условий обучения и гиподинамии [4]. При этом достоверно увеличивается риск появления головных болей, причем у тех, кто проводит в среднем один час в день за компьютером, относительный риск составляет 1,28, а при увеличении времени до четырех часов риск возрастает до 2,5 (по шкале риска), приближаясь к уровню «умеренный». Для таких обучающихся характерны жалобы на головокружение, нарушение сна, боли в кистях рук и в области шеи, поясничном и грудном отделах позвоночника [1; 4; 8; 12].

Относительно недолгое, но весьма активное существование ИКТ объясняет факт того, что в основном исследования касаются только анализа нарастания симптомов негативного воздействия работы за компьютером на здоровье обучающихся, а не оценки роли данного фактора в формировании заболеваний.

Безусловно, такое положение дел отра-

Ежедневное использование компьютера можно отнести к школьным факторам риска со средней значимостью, которое стоит следующим после стрессовых условий обучения и гиподинамии.

жается и в формирующейся нормативно-правовой документации, регламентирующей безопасную организацию рабочего места и режима труда в образовательных организациях. Если в СанПиН 2.2.2/ 2.4.1340-03 содержались требования к ПК и правила организации работы с ним, то в новой редакции СанПиН 2.4.2.2821-10 (от 2015 г.) уже регламентированы временные параметры для всех видов технических средств визуального отображения информации [10].

Следует признать, что следующим важным шагом в области сохранения здоровья обучающихся в условиях развития информационных технологий должны быть формирование у них ценностного отношения к собственному здоровью, построение здоровьесберегающей среды учебного заведения, формирование здорового образа жизни, культуры здоровья через подготовку педагогов к здоровье-сберегающей деятельности в контексте использования ИКТ.

Усилия школы и педагогов в области здоровьесбережения при работе с ПК, направленные на соблюдение правил поведения и техники безопасности при работе за компьютером, соблюдения правильной позы, временных режимов работы, должны быть дополнены организацией учебного процесса, способного сформировать у обучающихся понимание позитивного и негативного влияния компьютерной техники на здоровье, как психическое, так и физическое, установок на разумное использование ИКТ во всех видах деятельности, самоконтроля и саморегуляции. Негативные последствия работы за компьютером можно снизить или исключить, если школьники будут осознавать ценность собственного здоровья, личную ответственность за его сохранение и

Негативные последствия работы за компьютером можно снизить или исключить, если школьники будут осознавать ценность собственного здоровья, личную ответственность за его сохранение и укрепление.

укрепление, учитывать гигиенические, эргономические требования к организации рабочего места, соблюдать временнЫе режимы занятий, периоды смены видов деятельности при работе за компьютером, выполнять упражнения (так называемые «физкультминутки» и «офтальмо-тренаж») для снятия напряжения глаз, кистей рук, спины [6; 7]. Все это не вызывает сомнения и подтверждено в положениях многих нормативных документов в сфере образования и опыте работы педагогов.

Кафедра здоровьесбережения в образовании ГБОУ ДПО НИРО включает подобные рекомендации в содержание занятий по разделу «Здоровьесберегаю-щие технологии в ОО в рамках ФГОС» в блоке «Общепрофессиональные дисциплины», прохождение которого обязательно для каждого педагогического специалиста, что в течение учебного года охватывает несколько тысяч человек.

Однако ИК-технологии могут быть использованы и для реализации просветительских программ по пропаганде культуры здорового и безопасного образа жизни. В качестве яркого примера можно привести инновационную деятельность педагогов Нижегородской области, которые под руководством кафедры здо-ровьесбережения в образовании ГБОУ ДПО НИРО в течение ряда лет апробируют электронную игру, разработанную авторами федеральной программы «Разговор о правильном питании» для обучающихся 5—6-х классов с использованием интернет-сервисов Web 2.0 [3]. В этой работе участвовала 21 образовательная организация из различных муниципальных образований Нижнего Новгорода и области. Особенно хочется отметить деятельность в данном направлении в школах Дзержинска под общим руководством заведующей отделом МБУ ДО ЭКБЦ Ф. Н. Маркиной. В ходе этой деятельности были разработаны различные варианты использования ЭОР на уроке и внеклассных занятиях. Кроме того, отдельно

следует сказать о возможности включения в данную работу родителей, что является важным элементом сохранения и укрепления здоровья обучающихся путем соблюдения правил зОж в домашних условиях.

Инновационный опыт использования ИКТ для просвещения обучающихся в области культуры правильного питания, декларируемого ФГОС, кафедра широко использует в системе повышения квалификации педагогов, предлагая знакомство как с опытом работы на своей стажер-ской площадке в МБУ ДО ЭКБЦ, так и при проведении в рамках курсовой подготовки мастер-классов тех педагогов, участвующих в инновационной деятельности.

Таким образом, краткий анализ проблемы сохранения и формирования культуры здоровья обучающихся в условиях развития ИКТ актуализирует следующие направления деятельности в области здо-ровьесбережения:

3 по-прежнему важно организовывать и проводить лонгитюдные исследования для всех возрастных категорий обучающихся, позволяющие определить влияние занятий за компьютером на состояние развивающихся систем организма ребенка и подростка, таких как сердечно-сосудистая, опорно-двигательная и респираторная системы, оценить не только субъек-

тивные жалобы и симптомы, но и клинически подтвержденные потенциальные изменения со стороны данных систем;

3 при обучении педагогов на курсах повышения квалификации необходимо структурировать основные блоки изучаемых тем, выделяя следующие разделы:

— современная нормативно-правовая документация по организации работы с ПК и другими средствами визуального отображения информации;

— приемы профилактики нарушений опорно-двигательной, зрительной и нервной систем у обучающихся при работе с компьютером;

— формирование ответственного отношения обучающихся к собственной безопасности при работе с компьютером;

— использования ИКТ для просветительской работы с обучающимися и их родителями в области культуры здорового и безопасного образа жизни.

Необходимо ввести в просветительские здоровьесберегающие программы вышеуказанные разделы, аккумулировать и транслировать в системе повышения квалификации лучшие образцы работы педагогов-практиков в этом направлении.

Необходимо ввести в просветительские здоровьесберегающие программы вышеуказанные разделы, аккумулировать и транслировать в системе повышения квалификации лучшие образцы работы педагогов-практиков в этом направлении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артюнина, Г. П. Влияние компьютера на здоровье школьника / Г. П. Артюнина, О. А Ливинская // Псковский регионологический журнал. — 2011. — № 12. — С. 144—153.

2. Безруких, М. М. Анализ опыта работы за компьютером школьников 14—16 лет / М. М. Безруких, Ю. Н. Комкова // Новые исследования. — 2008. — № 15. — С. 22—30.

3. Безруких, М. М. Разговор о правильном питании / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. — 86 с.

4. Зуева, О. М. О доминантных факторах риска учащихся общеобразовательных школ г. Астаны /

О. М. Зуева, Н. В. Сливкина, Ю. И. Малахова // Омский научный вестник. — 2014. — № 2. — С. 117—120.

5. Итоги эксперимента по модернизации общего образования в Республике Коми / сост. : Э. И. Беланова, С. А. Ныркова, М. А. Яковлева ; Коми республ. ин-т развития образования и переподготовки кадров. — Сыктывкар, 2006. — 136 с.

6. Козловских, М. Е. Модель формирования универсальных действий по здоровьесбережению при обучении информатике в школе / М. Е. Козловских // Науковедение. — 2014. — № 6 // URL: http:// naukovedenie.ru/PDF/184PVN614.pdf.

7. Обжорин, А. М. Профилактика компьютерной и интернет-зависимости в современной школе / А. М. Обжорин // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2011. — № 1. — С. 79—84.

8. Оценка риска для здоровья населения при воздействии переменных электромагнитных полей (до 300 ГГЦ) в условиях населенных мест: методические рекомендации МР 2.1.10.0061-12 // URL: http://zakonbase.ru/content/base/270912.

9. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений : руководство для работников системы образования / под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. — М., 2005. — 584 с.

10. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

11. Сужинин, М. В. Состояние здоровья детского населения в условиях модернизации здравоохранения / М. В. Сухинин, Р. Н. Терлецкая, Е. В. Землянова // Социальные аспекты здоровья населения. — 2013. — № 2.

12. Фатжудтинова, Л. М. Влияние занятий за компьютером на состояние здоровья школьников г. Казани / Л. М. Фатхудтинова, А. Г. Долодаренко, Л. Т. Гараева // Казанский медицинский журнал. — 2005. — № 4. — С. 308—313.

В. А. НИКОЛЬСКАЯ,

кандидат филологических наук,

доцент кафедры математики

и информатики

НГЛУ им. Н. А. Добролюбова

nivr08@rambler.ru

О. Я. РОДЬКИНА,

кандидат технических наук,

доцент кафедры математики

и информатики

НГЛУ им. Н. А. Добролюбова

olgarodkina04@gmail.com

В статье описан опыт внедрения курсов дистанционного обучения в образовательный процесс НГЛУ при обучении студентов гуманитарных специальностей естественнонаучным дисциплинам. Представлены итоги практического использования на системати-

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.