ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
О. С. ГЛАДЫШЕВА,
доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой здоровьесбережения в образовании НИРО gladyshevaOS@yandex.ru
М. А. ЯКОВЛЕВА, кандидат биологических наук, доцент кафедры здоровьесбережения в образовании НИРО yakovlev.69@mail.ru
В статье рассмотрены вопросы влияния инновационной работы в области здоровьесберегающей деятельности на изменения в образовательном пространстве общеобразовательной организации и на профессиональное мастерство педагогов. Проанализирована работа кафедры здоровьесбережения в образовании НИРО в данном направлении.
The article reveals the problems of the innovative work in the health saving activities environment influence to the changes in an educational space of a general education organization and to pedagogies' professionalism. The work of the Chair of Health Saving in Education of Nizhny Novgorod Institute of Education Development in this direction is analyzed.
Ключевые слова: здоровьесберегающая деятельность, общеобразовательные организации, педагогические специалисты1, инновации, профессиональными рост
Key words: health saving activities, general educational institutions, pedagogical specialists, innovations, professional advancements
Согласно современным нормативным документам одним из основных направлений образования должна стать реализация здоровьесберегающей деятельности (ЗСД) во всех образовательных организациях [6—10].
Осуществить столь значительные изменения в общеобразовательной практике невозможно без участия «главных ис-
полнителей» — педагогов различных специальностей, работающих как в управленческих структурах, так и непосредственно с детьми.
В данной статье мы не будем обсуждать проблему общей готовности педагогических кадров к подобным действиям в своей профессиональной работе, поскольку она вполне решаема в ходе раз-
личных форм повышения квалификации. Более важный вопрос касается способов организации и реализации ЗСД в системе общепедагогической практики через построение моделей и алгоритмов работы всего педагогического коллектива.
Такое пристальное внимание в последние годы к обозначенной проблеме мобилизует ученых и практиков к поиску и организации оптимальных подходов для решения вопросов здоровьесбережения в общеобразовательных организациях. В Нижегородской области эта работа проводится уже достаточно давно, что позволило не только продумать теоретическую модель реализации ЗСД в общеобразовательной организации, но и апробировать инновационные подходы в данной деятельности через серию сетевых региональных образовательных проектов с выходом на социальные изменения в области здоровьесбережения у обучающихся и воспитанников [1; 2].
С 1998 года сначала на базе лаборатории проблем здоровья в образовании, а в настоящее время на кафедре здоро-вьесбережения в образовании Нижегородского института развития образования совместно с образовательными организациями Нижнего Новгорода и области ведется экспериментальная работа по поиску новых средств и подходов к созданию общеобразовательной организа-
При моделировании здоровьесбе-регающей образовательной организации применение системного подхода оказалось продуктивным, так как позволило найти все многочисленные первопричины ухудшения здоровья обучающихся и воспитанников.
щеобразовательных организациях, согласно которой предлагается внедрение в них необходимых изменений в управленческой, учебной, воспитательной и коммуникативной деятельности, способствующих сохранению здоровья обучающихся и вос-
ции здоровьесберегаю-щей направленности для всех участников образовательного процесса. Научным основанием этой деятельности стала разработанная сотрудниками кафедры системная модель здо-ровьесбережения в об-
питанников, а также формированию у них культуры здорового образа жизни [1; 5].
В 2010 году при решении вопросов здоровьесбережения в общеобразовательных организациях основополагающим принципом сначала в федеральных государственных требованиях, а затем в федеральных государственных образовательных стандартах был обозначен системный подход [8; 9].
Использование системного подхода помогает рассматривать образовательную организацию, содействующую здоровью, как единую систему, в которой весь образовательный процесс организуется согласно принципам адекватности и здоро-вьесбережения. Безусловно, невозможно изменить все внешние факторы в жизни обучающихся и воспитанников, которые отрицательно влияют на состояние их здоровья, однако системный подход поможет выстроить деятельность образовательной организации необходимым образом, а также через координационные советы всех уровней создаст перспективу активного влияния на улучшение социальных факторов.
При моделировании здоровьесберега-ющей образовательной организации применение системного подхода оказалось продуктивным, так как позволило найти все многочисленные первопричины ухудшения здоровья обучающихся и воспитанников, такие как: несоблюдение санитарных правил и норм при организации педагогического процесса, его построение без учета возрастных особенностей развития детей, интенсификация обучения при игнорировании физиологических возможностей обучающихся и воспитанников и т. д. [4].
Важным составляющим элементом рассматриваемой нами педагогической системы являются человеческие ресурсы — педагоги, специалисты, обучающиеся и воспитанники, родители, вступающие в определенные целевые взаимоотношения в ходе реализации ЗСД педагогической системы. Разработка подходов
к решению такой системной проблемы, как сохранение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников, указывает на необходимость привлечения к данной работе педагогических специалистов разных профилей, что повлечет за собой серьезные изменения в деятельности общеобразовательных организаций, затрагивающие их различные функции.
При поиске и использовании инновационных подходов к здоровьесберегаю-щей деятельности в образовательных организациях особое значение приобретает не только владение соответствующими знаниями, но и ценностные установки субъектов, участвующих в этой работе. Таким образом, одной из важнейших задач является привлечение педагогов к решению проблемы формирования ценностных приоритетов здоровья, составляющих основу здорового образа жизни и культуры здоровья как у обучающихся и воспитанников, так и у самих педагогов.
В этой связи любую работу по апробации или внедрению разработанных на кафедре инновационных моделей и алгоритмов организации перехода образовательной организации к ЗСД мы начинали с обучения — повышения компетентности и формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у специалистов, участвующих в инновационной деятельности.
Многолетний опыт кафедры здоровье-сбережения в образовании НИРО в области реализации инновационных подходов для решения задач ЗСД позволил создать систему вхождения педагогических коллективов в эту работу. Она основана на предварительном обучении и проектировании тех или иных условий реализации здоровьесберегающих направлений в образовательной организации. Характер такой предварительной педагогической подготовки позволил также реализовать сетевой стиль общения между участниками проектной деятельности, который основан на принципах «горизонтального» обучения, или обучения, реа-
лизуемого внутри инновационной команды, а также на принципах «равный — равному». Электронные ресурсы позволяют педагогу оперативно делиться с другими членами команды результатами своей инновационной работы, а руководителю площадки — осуществлять супервизию этих разработок.
Если мы обратимся к новому федеральному проекту «Учитель будущего», разработанному в рамках национального проекта «Образование», то именно эти принципы обозначены в нем как ведущие в создании системы педагогического профессионального роста.
Действительно, опыт, накопленный нами в ходе инновационной работы с педагогическими кадрами и коллективами, позволяет увидеть, что ЗСД может создавать «точки роста» и профессионального развития как самого педагога, так и коллектива в целом. Рассмотрим это направление подробнее.
В работе кафедры наблюдается позитивная количественная динамика инновационных тем. Сегодня, по данным отчета «Анализ эффективности инновационной деятельности в ГБОУ ДПО НИРО», их количество составляет более 20 % от всех заявленных тем в рамках работы института.
Главной особенностью организации инновационной работы кафедры является ее сетевой принцип. Например, проект «Апробация учебно-методического сопровождения курса внеурочной деятельности "Вектор"» включает 13 участников из образовательных организаций различных районов Нижегородской области; проект «Разработка и апробация модели преемственности дошкольного и начального общего образования в области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни» — семь детских садов и четыре школы; региональный
Одной из важнейших задач является привлечение педагогов к решению проблемы формирования ценностных приоритетов здоровья, составляющих основу здорового образа жизни и культуры здоровья как у обучающихся, так и у самих педагогов.
сетевой образовательный проект «Нижегородская школа — территория здоровья», продолжающийся с 2009 года, охватывал в разное время до 30 общеобразовательных организаций различного профиля. Такая активная деятельность ка-
федры способствовала созданию определенной очередности этапов проведения работы с педагогами.
На схеме 1 представлена последовательность действий при реализации инновационного проекта.
Схема 1
=
Этапы совместной инновационной работы кафедры и образовательных организаций Нижегородской области
Трансляция инновационной работы и инновационных продуктов
^ Организация ^
Реализация
Деятельность инициативных групп педагогов (ИГП) в рамках инновационного плана
Создание сетевых сообществ для площадки(ок)
Организация обучения: — дистанционного, очного, очно-дистанционного; - малыми группами, индивидуального, коллективного
Анализ готовности ОО и педагогов к инновационной работе
Определение цели, задач и творческих продуктов инновационной площадки
Формирование запроса на инновационную работу в области ЗСД
Организационно-планировочная работа
Безусловно, начало инновационной работы определяется запросами образовательной организации, которые, в свою очередь, зависят от ряда объективных и субъективных факторов, таких как наличие определенных проблем в области организации ЗСД и осознание необходимости их решения, желание изменить уровень позиционирования образовательной организации при оценке социальных заказчиков, поддержать направление развития. Кроме того, инициатором иннова-
ционной деятельности может выступать и сама кафедра, предлагая образовательной организации для апробации уже готовые просветительские, организационные и профилактические программы по культуре здоровья для детей различного возраста, а также разработанные продукты для самоанализа эффективности здоро-вьесберегающей деятельности в образовательной организации, анализа сформи-рованности ориентаций обучающихся и воспитанников на здоровый образ жизни.
На начальном этапе специалисты кафедры определяют инновационный потенциал образовательной организации, в том числе материальные и кадровые ресурсы, накопленный опыт, имеющиеся наработки, внедренческий потенциал и развитость инфраструктуры, необходимой для проведения работы.
Превентивный этап позволяет сформулировать основные цели, задачи и продуцируемые творческие педагогические продукты как для проекта в целом, так и для каждой образовательной организации в частности. На этом же этапе сотрудники кафедры с помощью специалистов школы или детского сада анализируют уровень готовности и мотивацию педагогов и администрации для создания инициативных групп педагогов (ИГП).
Обязательной ступенью инновационной работы является обучение педагогов проектно-исследовательской деятельности на курсах повышения квалификации, разработанных и проводимых кафедрой. Формы обучения — очная, заочная (дистанционная), очно-заочная.
Важно отметить, что спецификой системы организационной работы кафедры с инновационными площадками явилось создание и сопровождение сетевых сообществ на электронной платформе Moodle: на кафедре разработано шесть сетевых сервисов для сопровождения инновационной проектной деятельности.
Структура контента сетевого сообщества инновационного проекта состоит из следующих разделов:
3 нормативно-правовые документы по работе площадки;
3 перечень ИГП, их руководителей и участников;
3 перечень каскадных задач на каждый этап работы с указанием планируемых результатов;
3 диагностический инструментарий, разработанный для каждого этапа инновационной работы;
3 форумы участников, новостные и консультационные;
3 итоговые отчеты (годовые или по завершении проекта).
Использование сетевых сервисов позволяет осуществлять тьюторское и супер-вайзерское сопровождение работы, создавать коммуникационные вертикальные и, что весьма важно, горизонтальные связи, облегчает выполнение задач научного руководителя по организации деятельности инновационного проекта, включающего достаточно большое количество участников, синхронизируя их работу.
Важным, на наш взгляд, является трансляция кафедрой накопленного опыта как внутри сетевой инновационной площадки, так и за ее пределами — на уровне Нижегородской области и России. Также мы организуем областные и межрегиональные конференции и семинары, в которых участвуют практически все педагоги, работающие в рамках того или иного проекта. Эти мероприятия позволяют совместно проанализировать полученные в ходе инновационной работы продукты, оценить идеи, обсудить и скорректировать освоенные методы и технологии ЗСД, а в случае межрегиональных встреч на онлайн-конференциях — представить свои результаты для ознакомления педагогам других субъектов РФ.
Результатом такой совместной инновационной работы кафедры и образовательных организаций являются исследо-вательско-аналитические, методические (рекомендации, пособия, технологии, диагностики), учебные просветительские (просветительские и профилактические программы, учебные и методические пособия, рабочие тетради), организационно-управленческие (системы, алгоритмы, модели) материалы в области здоровье-сберегающей деятельности [3; 11].
Стоит отдельно остановится на результатах качественных и количествен-
Результатом совместной инновационной работы кафедры и образовательных организаций являются исследовательско-аналитиче-ские, методические, учебные просветительские, организационно-управленческие) материалы в области здоровьесберегающей деятельности.
Схема 2
ных изменений, которые наблюдаются ников инновационной работы, а также в са-в течение ряда лет у педагогов — участ- мих школах или детских садах (схема 2).
Качественные изменения в статусе общеобразовательных организаций и педагогов — участников инновационной работы кафедры
Участие в новых инновационных проектах кафедры здоровьесбережения в образовании
Стажерские площадки ГБОУ ДПО НИРО
Ресурсные центры
(областные и муниципальные)
Трансляция инновационного опыта на конференциях
Освоение новых педагогических технологий
Освоение ИКТ и включение в сетевые ресурсы
Участие во всероссийских конкурсах и грантах
С
Изменение в кадровом статусе
Стремление к творческой и исследовательской деятельности
3
Кроме ожидаемых результатов, таких как участие образовательных организаций и педагогов в различных конкурсах, выявлена тенденция перехода образовательных организаций от одного проекта к другому, что мы объясняем не только удовлетворенностью научно-методическим сопровождением инновационной деятельности, но и повышением творческого потенциала коллектива.
Приведем достаточно «свежие» примеры изменения статуса некоторых образовательных организаций - участниц инновационной работы кафедры здоровье-сбережения в образовании. В 2019 году по итогам инновационной работы муни-
ципальными ресурсными центрами стали специальная коррекционная школа г. Ба-лахны и школа-интернат № 9 г. Сарова.
Стажерскими площадками кафедры здоровьесбережения в образовании стали школы и детские сады, в которых апробировались инновационные продукты, разработанные сотрудниками кафедры.
Семь образовательных организаций участвуют в проведении занятий по повышению квалификации, предлагая слушателям курсовых потоков открытые мероприятия с использованием здоровье-сберегающих технологий и способы организации ЗСД, разработанные совместно с нашей кафедрой.
Соавторство в методических разработках
Участие в конкурсах всероссийского уровня
Трансляция педагогического опыта
\
Работа в методических объединениях,
творческих группах __/
Аттестация
Ряд образовательных организаций, активно проводящих инновационную работу, успешно участвует во всероссийских конкурсах. Среди них стоит отметить школу № 118 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижнего Новгорода, ставшую лауреатом рейтинга Топ-500 образовательных организаций в номинации «Лучшие условия для обмена педагогическим опытом и профессионального развития» в 2017 году; школу № 4 г. Бора — победителя в номинации «Лучшая практика психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования» Всероссийского этапа конкурса «Лучшая инклюзивная школа России — 2017»; школу-интернат № 9 г. Сарова — лауреата конкурса «Лучшая школа для детей с ОВЗ» по итогам 2019 года.
Педагоги, участвующие в инновационной работе, также значительно прогрессируют в своей профессиональной деятельности, осваивая новые методы и приемы ЗСД; при этом мы отмечаем рост ИКТ-компетенций. Например, учитель биологии школы № 3 г. Дзержинска Н. В. Дубровина создала сайт, на котором публикует собственные наработки.
Многие педагоги стали соавторами разработанных на кафедре методических пособий к просветительским программам по формированию культуры здоровья у обучающихся и воспитанников: учителя биологии школы № 62 г. Нижнего Новгорода Л. С. Турыгина и школы № 5 поселка Центральный Володарского района М. В. Шуклина; в прошлом учителя начальной школы г. Ворсмы Павловского района, а в настоящее время ее директор О. А. Лобанова и заместитель дирек-
тора С. В. Чеблукова; заместители заведующих детского сада № 430 г. Нижнего Новгорода Е. В. Полюхова и детского сада № 48 г. Заволжья О. В. Зайцева [3].
Кафедра широко транслирует опыт учителей и воспитателей в рамках своих курсов повышения квалификации, проблемных семинаров, стажировок, конференций и круглых столов.
Развитие профессионализма педагогов проявляется и в активном участии в конкурсах различного уровня — от муниципальных до всероссийских, — где они занимают призовые места.
Таким образом, инновационная работа по здоровьесберегающей деятельности непосредственно влияет как на изменение педагогического климата в самом образовательном пространстве школы и детского сада, так и на уровень педагогического мастерства учителя, воспитателя, что наблюдалось нами в течение ряда лет при реализации инновационных исследований.
Следует также отметить, что проведение работы в этом направлении возможно в образовательных организациях различного типа и при участии различных специалистов, то есть инновационная деятельность в области здоровье-сберегающих технологий может быть универсальным средством, влияющим на профессиональный рост педагога, что крайне востребовано при реализации национального проекта «Образование».
Педагоги, участвующие в инновационной работе, также значительно прогрессируют в своей профессиональной деятельности, осваивая новые методы и приемы ЗСД; при этом мы отмечаем рост ИКТ-ком-петенций.
ЛИТЕРАТУРА _
1. Гладышева, О. С. Здоровьесберегающая деятельность как важнейшее направление в образовательной практике: системный подход / О. С. Гладышева // Нижегородской образование. — 2019. — № 1 — С. 15—22.
2. Гладышева, О. С. Инновационные проекты в области здоровьесберегающей деятельности и социальные эффекты / О. С. Гладышева // Формирование здорового образа жизни детей и подростков: традиции и инновации : материалы IV Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. Е. А. Богаче-вой. — Воронеж : Черноземье, 2017. — С. 34—39.
3. Гладышева, О. С. Парциальная образовательная программа «Разговор о здоровье: начало» : учебное пособие / О. С. Гладышева, М. А. Яковлева. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2017. — 179 с.
4. Здоровьесберегающие технологии в образовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения : методические рекомендации / под ред. М. М. Безруких, В. Д. Соньки-на. — М. : Триада-фарм, 2002. — 114 с.
5. Системная модель деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся / науч. ред. О. С. Гладышева. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2008. — 203 с.
6. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». — URL: http://www.kremlin.ru/acst/bank/43027.
7. Указ Президента Российской Федерации от 25.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия Детства». — URL: http://www.kremlin.ru/acst/bank/41954.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155. — М. : Центр педагогического образования, 2014. — 31 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС. — М. : Просвещение, 2019. — 53 с.
10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М. : Омега, 2015. — 141 с.
11. Яковлева, М. А. Мониторинг здоровьесберегающей деятельности в ДОО : учебно-методическое пособие / М. А. Яковлева ; науч. руковод. и отв. ред. О. С. Гладышева. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2018. — 135 с.
В 2019 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышли в свет издания:
Проблемы и перспективы организации практико-ориентированных форматов профориентаци-онной работы в образовательных организациях: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 7—8 ноября 2018 года: В 3 ч. Ч. 3 / Под ред. : А. Ю. Тужилкина, Л. В. Сибиряковой. 158 с.
В сборник включены материалы, посвященные актуальным вопросам, связанным с организацией профори-ентационной работы с обучающейся молодежью; представлен региональный опыт профориентационной деятельности, а также обоснована необходимость в усилении практико-ориентированной составляющей профори-ентационной работы и организации сетевых форм сотрудничества ОО с реальным сектором экономики и профессиональными образовательными организациями.
Публикуемые материалы будут интересны учителям-предметникам, преподавателям профессиональных образовательных организаций, педагогам дополнительного образования детей, администраторам образовательных организаций и всем, кто интересуется вопросами организации профориентационной работы с молодежью.
Петров Ю. Н., Сучкова Н. И. Личностно-профессиональное развитие руководителей и педагогов профессиональных образовательных организаций в современных условиях: Монография. 201 с.
В монографии рассмотрены материалы о личностно-профессиональных качествах руководителей и педагогов профессиональных образовательных организаций в современных условиях. Предлагается модель развития личностных и профессиональных качеств руководителей и педагогов профессиональных образовательных организаций, построенная с учетом требований модернизации российского образования.
Представлены результаты психологических исследований, на основании которых составлены обобщенные портреты руководителя и педагога современной профессиональной образовательной организации.
V_У