Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕГИОНА (ПО МАТЕРИАЛАМ КАФЕДРЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ)'

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕГИОНА (ПО МАТЕРИАЛАМ КАФЕДРЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕГИОНА (ПО МАТЕРИАЛАМ КАФЕДРЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ)»

ного собрания, министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области;

3 участия в организации и проведении региональных конференций по экологическому образованию на базе НГПУ «Экологическое образование: теория и педагогическая реальность».

Межпредметные компетенции представляют собой элементы содержания, в которых отражены ценностные аспекты образования в данной области, когнитивная составляющая, на основе которой формируются природосообразное мышление и поведение в окружающем мире, и включают в себя:

3 аксиологическую составляющую — понимание роли интеграции знаний, представленных в академических учебных

предметах образовательной области «Естествознание», имеющих экологическое содержание, что способствует реализации идей устойчивого развития;

3 когнитивную составляющую — понимание и применение межпредметных знаний и терминологии для анализа явлений окружающего мира;

3 энотивную составляющую — осуществление хозяйственной деятельности в тех пределах биосферы, превышение которых не приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям;

3 креативную составляющую — умение прогнозировать последствия антропогенного влияния на природную окружающую среду.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕГИОНА

(по материалам кафедры здоровьесбережения в образовании)

О. С. Гладышева (зав. кафедрой)(сидит); стоят (слева направо): Е. Е. Кузоватова, И. Ю. Абросимова, Е. Я. Агафонова

Кафедра здоровьесбережения в образовании была создана 1 мая 2009 года на базе лаборатории проблем здоровья в образовании, которая существовала в ГОУ ДПО НИРО с 1998 года и была создана в рамках областной губернаторской программы «Здоровье и образование».

Новая кафедра призвана осуществлять повышение квалификации педагогических кадров различных специальностей в области сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса на основе разработанного в лаборатории системного подхода к организации здоровьесбережения в общеобразовательных учреждениях.

Актуальность деятельности лаборатории определялась состоянием здоровья учащихся, о чем свидетельствуют данные Всероссийской диспансеризации, кото-

48

Экологизация естественнонаучного образования

НИРО - 80 лет

рая была проведена Минздравом России в 2002 году*.

Другой аспект работы лаборатории был связан с возрастающей асоциальностью школьников и их подверженностью вредным привычкам. Причины кризиса здоровья учащихся имеют многоплановый характер, но часть из них связана непосредственно с процессом обучения в школе. Такая ситуация предопределила основное направление деятельности коллектива лаборатории — это работа над теоретическими и прикладными основами системной модели образовательной школы, содействующей здоровью.

В основу научной методологии этого направления был положен компетентност-ный подход, обусловливающий переход к более целостной модели образования, определяющий уровень функциональной грамотности, образованности и соответствующей личностной самоориентации.

Определяя в мотивационной сфере важность ценностно-смысловых ориентиров (аксиологический подход), в компе-тентностной модели образования среди первоочередных мер можно назвать расширение в предметах и предметных областях межпредметной компоненты и интеграции знаний, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, обусловливающих мировоззренческие установки и ценностные ориентиры социализирующейся личности школьника. При этом здоровье рассматривается не только в физическом, но и в духовно-нравственном аспекте.

Основная цель работы кафедры состоит в повышении уровня профессиональной деятельности педагогических кадров, направленной на переориентацию общеобразовательных учреждений в сторону здоровьесбережения. Основной путь ее осуществления — научно-исследовательская деятельность кафедры в рамках актуальных проблем здоровьесбережения,

реализуемых в ходе образовательного процесса, и, как следствие, содержательное обогащение процесса повышения квалификации практических работников сферы образования.

Достижение главной цели, лежащей в основе всех направлений деятельности кафедры, связано с созданием системной модели школы, содействующей здоровью, и реализацией на базе этой модели комплексного повышения квалификации педагогических кадров для подготовки к деятельности в этом направлении.

Модель школы, содействующей здоровью на основе законов физиологического развития ребенка и его возрастной периодизации, построена нами как система с адаптивным алгоритмом управления процессами обучения и воспитания учащихся, целью которых является здоровый, высоконравственный и компетентный выпускник.

Работа такой школы должна осуществляться с применением субъект-субъектных подходов в организации предметной дидактики и технологий обучения, основанных на деятельностных принципах. Все это определяет создание необходимых для сохранения здоровья учащихся педагогических условий, включающих развитие соответствующей инфраструктуры школы.

За десять лет, предшествующих созданию кафедры, лабораторией проблем здоровья в образовании сделано немало:

3 разработана и апробирована системная модель образовательной школы, содействующей здоровью;

3 созданы УМК для работы педагогов в школе (здоровьесбережение, профилактика вредных привычек, формирование

Модель школы, содействующей здоровью на основе законов физиологического развития ребенка и его возрастной периодизации, построена нами как система с адаптивным алгоритмом управления процессами обучения и воспитания учащихся.

* Ее результаты неутешительны: лишь 32,1 % детей признаны здоровыми, 51,7% имеют функциональные отклонения, 16,2% — дети с хроническими заболеваниями.

О. С. ГЛАДЫШЕВА, заведующая кафедрой здоровье-сбережения в образовании, доктор биологических наук, профессор

культуры здоровья у школьников различных возрастных групп);

3 определены концептуальные подходы и прикладные алгоритмы сопровождения профессиональной деятельности педагога и сохранения здоровья участников педагогического процесса;

3 созданы технологии и проводятся мониторинговые исследования эффективности разрабатываемых моделей и алгоритмов их передачи в общеобразовательные учреждения.

Проведена апробация всех прикладных продуктов в рамках ОЭР. Теперь лидирующее направление этой деятельности связано с повышением квалификации педагогов разных категорий. Такое содействие становлению профессиональной компетентности педагога, его инициативности, самостоятельности, творчества в решении задач здоровьесбережения делает результаты работы кафедры чрезвычайно востребованными в педагогической среде.

В ходе внедрения этих результатов в образовательный процесс ГОУ ДПО НИРО в образовательном пространстве области вокруг кафедры объединилось педагогическое сообщество, заинтересованное в реализации разработанных образовательных продуктов.

Ведущие специалисты кафедры

О. С. Гпадышева — заведующая кафедрой, доктор биологических наук, профессор. Окончила Горьковский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, а в 1971 году — очную аспирантуру на кафедре физиологии и биохимии человека и животных, защитив кандидатскую диссертацию. С этого времени она являлась научным сотрудником НИИ прикладной

математики и кибернетики лаборатории биокибернетики, а затем — НИЦ биоавтоматики. В 1994 году становится доцентом кафедры естественнонаучного образования, с 1998-го — возглавляет лабораторию проблем здоровья в образовании Нижегородского института развития образования.

В 2005 году О. С. Гладышева успешно защитила докторскую диссертацию по специальности «Физиология человека и животных» и была приглашена на кафедру физиологии и биохимии человека и животных в ННГУ им. Н. И. Лобачевского. В ноябре 2008 года ей присвоено звание профессора этой кафедры, а в мае 2009-го она возглавила кафедру здоровьесбережения в образовании ГОУ ДПО НИРО.

Совместно со своими сотрудниками и учениками О. С. Гладышева разработала учебно-методические комплексы нового поколения по воспитанию культуры здоровья школьников различных возрастных групп «Уроки здоровья и ОБЖ» (1 — 4-е классы) и «Уроки здоровья и ОБЖ» (5—7-е классы), а также классные часы для старшеклассников «Поговорим о здоровье».

Особое внимание было уделено методическому пособию «Профилактика ВИЧ и наркомании у подростков средствами образования», созданному в ходе реализации масштабного российско-британского проекта и внесенному в реестр образовательных программ ЮНЕСКО. В 2008 году под руководством О. С. Гла-дышевой было разработано и издано методическое руководство «Системная модель деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся», востребованное многими нижегородскими школами и школами других регионов.

В настоящее время вместе со школами — экспериментальными площадками кафедры, внедряющими эту модель в практику, О. С. Гладышева разрабатывает и готовится возглавить сетевой об-

50

Организация здоровьесберегающей деятельности...

ластной проект «Нижегородская школа — территория здоровья».

Все это время О. С. Гладышева не оставляет работу и в ННГУ им. Н. И. Лобачевского: читает общий лекционный курс «Психофизиология» для студентов V курса биологического факультета, а также ряд спецкурсов, осуществляет руководство курсовыми и дипломными работами студентов, ведет работу с аспирантами. Под ее руководством защищены две кандидатских диссертации.

О. С. Гладышева является членом Европейского общества исследователей и неоднократно выступала на международных симпозиумах в Германии, Швейцарии, Испании, Словении, США; читала лекции в университетах США, институте Макса Планка в Германии.

О. С. Гладышева имеет 200 публикаций, среди которых статьи и тезисы докладов в российских и зарубежных изданиях, а также монографии, учебные пособия и методические руководства. Она возглавляет научное направление, связанное с организацией здоровьесберега-ющей деятельности в общеобразовательных учреждениях. Является членом Ученого совета ГОУ ДПО НИРО, а также диссертационного совета по защите докторских диссертаций в ННГУ им. Н. И. Лобачевского, председателем ГАК естественно-географического факультета АГПИ им. А. П. Гайдара, областным координатором федеральной программы «Разговор о правильном питании».

Е. Е. Кузоватова — доцент кафедры, кандидат медицинских наук. Сфера ее научных интересов — разработка новых образовательных подходов в организации профилактики заболеваний, связанных с риском поведения, а также изучение особенностей работы с родителями в вопросах здоровьесберегающей деятельности. Е. Е. Кузоватова — автор 45 печатных работ и соавтор трех методических руководств.

_НИРО - 80 лет

И. Ю. Абросимова — старший преподаватель кафедры. Ее научные интересы связаны с разработкой аксиологическо-деятельностной составляющей в формировании культуры здоровья учащихся. Она является автором 26 публикаций, в том числе соавтором УМК «Уроки здоровья и ОБЖ» (1—4-е классы), «Поговорим о здоровье» и других. В настоящее время завершает подготовку кандидатской диссертации.

Е. Я. Агафонова — специалист по учебно-методической работе, отвечает за организационно-методическую деятельность на кафедре и оказывает значительную помощь в координации работы по федеральной программе «Разговор о правильном питании».

Основные направления деятельности кафедры

Кафедра ведет научно-исследовательскую деятельность по следующим направлениям:

3 содержательное обеспечение здо-ровьесберегающей деятельности в общеобразовательных учреждениях, включая формирование культуры здоровья участников образовательного процесса;

3 проектирование организации здоро-вьесберегающей деятельности в ОУ исходя из системных подходов к ее организации;

3 обеспечение и сопровождение внедрения образовательных продуктов, разработанных кафедрой в области здоровье-сбережения.

Активная научно-исследовательская деятельность кафедры дает серьезные результаты:

3 создана и внедряется в практику «Системная модель деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся»;

3 совместно с информационно-аналитическим отделом осуществляется мони-

Кафедра ведет научно-исследовательскую деятельность, направленную на проектирование, организацию, содержательное обеспечение и сопровождение здоровьесберегающей деятельности в ОУ региона.

торинг здоровьесберегающей деятельности в ОУ Нижегородской области;

3 совершенствуются методические материалы для педагогов, работающих по вопросам здоровья с родителями учащихся;

3 обобщаются материалы опытно-экспериментальной деятельности по сохранению здоровья учителя;

3 ведется поиск новых способов обмена опытом среди школ, работающих по проблеме здоровьесбережения.

Учебная работа кафедры сосредоточена вокруг следующих направлений:

3 повышение квалификации педагогических работников различных специальностей с помощью базового спецкурса по охране здоровья и жизни учащихся в составе надпредметного блока квалификационных курсов;

3 проведение квалификационных курсов по организации здоровьесберегаю-щей деятельности в ОУ для педагогов школ, работающих в этом направлении;

3 организация проблемных семинаров, педагогических мастерских, мастер-классов по отдельным направлениям здоро-вьесберегающей деятельности;

3 создание специальных модулей по выбору в накопительной системе повышения квалификации здоровьесбе-регающей направленности;

3 участие в аттестационной работе.

Учебно-методическая деятельность предполагает:

3 разработку учебных программ различных курсов по вопросам здоровье-сберегающей деятельности в ОУ;

3 создание дидактических портфелей и диагностических материалов для различного рода курсовой подготовки педагогов;

3 создание методических материалов и руководств для педагогов, работа-

Кафедра ведет интенсивную опытно-экспериментальную деятельность, направленную на внедрение разработанных подходов и учебно-методических материалов с целью стабилизации и сохранения здоровья учащихся при высоком качестве обучения.

ющих со школьниками и родителями по вопросам формирования культуры здоровья и другим аспектам здоровьесбере-жения.

Среди основных направлений опытно-экспериментальной работы отметим:

3 организацию системной деятельности педагогических коллективов в режиме здоровьесбережения;

3 введение учебного интегрированного курса «Уроки здоровья и ОБЖ» для учащихся начальной и средней ступени, классных часов «Поговорим о здоровье» для старшеклассников;

3 разработку концепции реализации программы профессионального саморазвития и здоровья педагога;

3 совершенствование работы с родителями по вопросам здоровья учащихся;

3 сопровождение федеральной программы «Разговор о правильном питании».

В 2009 году на базе кафедры, как указывалось выше, планируется открытие сетевого проекта «Нижегородская школа — территория здоровья».

В настоящее время кафедра здоровье-сбережения в образовании участвует в реализации:

3 областной программы «Здоровье и образование» (с 1998 года);

3 областной программы «Профилактика асоциального поведения среди детей и молодежи» (с 2001 года);

3 федеральной программы «Разговор о правильном питании» (с 1999 года).

Сотрудники кафедры осуществляют мониторинговые исследования, связанные с реализацией данных программ.

В 2008 году совместно с информационно-аналитическим отделом Нижегородского института развития образования по материалам данных исследований создан информационный банк «Здоровьесбере-гающая деятельность ОУ Нижегородской области».

52

Организация здоровьесберегающей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.