Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ КАФЕДРЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)'

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ КАФЕДРЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ КАФЕДРЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)»

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (по материалам кафедры естественнонаучного образования)

Верхний ряд (слева направо): Л. И. Асанова, В. В. Новиков, А. Ф. Беленов, И. А. Вдовина; нижний ряд (слева направо): Е. В. Алексеева (зав. кафедрой), Д. А. Булатова

Кафедра естественно-математических дисциплин была создана в Горьковском институте усовершенствования учителей в июне 1990 года. Ее основателем и первым заведующим стал кандидат физико-математических наук, доцент В. Н. Горшенков.

Уже сам факт открытия кафедры означал необходимость ведения ею научных исследований. Однако объединить множество проблематик в одно ведущее направление на кафедре, где представлены различные школьные дисциплины — математика, физика, химия, биология, география, оказалось непросто. В выборе магистрального научного направления кафедре естественно-математических дисциплин в начале 1990-х годов помогли, как ни странно, обстоятельства общественного характера. Перестройка вынесла на гребень политической волны экологические проблемы. С одной стороны, они, широко обсуждаемые, обеспечивали

имидж многим общественным деятелям. С другой стороны, в стране «вызревало» более спокойное, но вместе с тем глубокое осознание экологических проблем, а главное — намечались пути их решения. Под руководством профессора педагогического института Г. С. Кулинич в Нижнем Новгороде была организована группа ведущих преподавателей вузов, а также специалистов городского и областного комитетов по охране природы и рациональному природопользованию, силами которой были проведены первые «экологические школы». Работа ведущих ученых в рамках данного направления помогла сотрудникам кафедры естественно-математических дисциплин более глубоко вникнуть в суть проблем экологического образования. Так экологизация естественнонаучных дисциплин стала основным научным направлением деятельности кафедры, которое во многом предопределило изменения в содержании естественных дисциплин: создавались экологические факультативы и спецкурсы, пересматривалось содержание школьных естественнонаучных дисциплин.

Эти два направления, «поддерживая» друг друга, развивались принципиально по-разному. Программы факультативов и спецкурсов были направлены в основном на освоение учащимися новой экологической информации и отработку новых экологических практик. Пересмотр содержания систематических естественнонаучных дисциплин осуществлялся иначе. К началу 1990-х годов программные курсы, которые уже много раз модернизировались посредством добавления новых тем, разработанных в соответствии с современными научными достижениями, были уже перенасыщены информацией, и учебного времени на последовательную отработку и закрепление материала оставалось все меньше. Еще одной причи-

ной сокращения практических занятий являлось ухудшение материальной базы учебных кабинетов. Добавление новой информации, пусть даже важной, не могло качественно улучшить содержание учебных курсов. На научных семинарах кафедры были осознаны необходимость и возможность пересмотра структуры и содержания систематических курсов с целью их соответствия самому способу деятельности учащихся в рамках современной познавательной модели. В связи с этим возникла потребность в изменении наименования структурного подразделения, которое с 1998 года стало называться кафедрой естественнонаучного образования.

Ведущие специалисты кафедры

Е. В. Алексеева — заведующая кафедрой естественнонаучного образования, кандидат педагогических наук, доцент. Окончила Горьковский государственный педагогический институт им. М. Горького по специальности «Учитель биологии и химии».

В 1986 году начала работать в Горь-ковском областном институте усовершенствования учителей методистом кабинета биологии; в 1988 году стала заведующей кабинета. В связи с реорганизацией института была переведена на кафедру естественных и математических дисциплин в должности старшего преподавателя. В 2005 году назначена заведующей кафедрой естественнонаучного образования.

Круг научных интересов Е. В. Алексеевой — вопросы сохранения и укрепления здоровья школьников, краеведческий подход в образовании. Данные вопросы являются составными компонентами основного направления работы кафедры — экологизации естественнонаучного образования.

Е. В. Алексеева — автор 77 работ, среди которых коллективная монография, учебное пособие для школьников, 22 методических материала, 8 программ, тетрадь для школьников, 16 статей, 28 тези-

сов конференций разных уровней — регионального, межрегионального, всероссийского и международного. Активная работа Е. В. Алексеевой неоднократно отмечалась грамотами института, министерства образования Нижегородской области, Министерства образования СССР (1990 год). В 2005 году за заслуги в области образования ей присвоено звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».

Л. И. Асанова — кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучного образования. Окончила химический факультет Горьков-ского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Автор более 30 научных и учебно-методических работ. Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу среди преподавателей высших учебных заведений в номинации «Психология и педагогика» (Фонд развития отечественного образования, Сочи, 2007 год).

Является председателем областной экспертной комиссии по аттестации преподавателей химии, председателем региональной экспертной комиссии ЕГЭ по химии, научным руководителем проекта по апробации нового учебника «Химия» под редакцией академика В. В. Лунина (издательство «Дрофа»). Читает лекционные курсы и ведет практические занятия по теории и методике преподавания химии, междисциплинарным аспектам преподавания естественнонаучных дисциплин. Л. И. Асанова — разработчик и куратор дистанционных курсов «Теоретические и практические аспекты подготовки к ЕГЭ по химии», «Наиболее сложные темы курса химии в заданиях ЕГЭ».

Е. В. АЛЕКСЕЕВА, заведующая кафедрой естественнонаучного образования, канд. пед. наук, доцент

А. Ф. Беленов — кандидат физико-математических наук, доцент кафедры естественнонаучного образования. Окончил радиофизический факультет Горьков-ского государственного университета им. Н. И. Лобачевского.

А. Ф. Беленов разработал модульные курсы «ЕГЭ для школьников и экспертов», «Современный физический практикум», «Физика макро- и микромира», «Наука и СМИ». Им были созданы программы элективных курсов «Астрофизика», «Естествознание и окружающая среда», «Физический эксперимент», имеющие сертификаты областного экспертного совета. Является разработчиком и куратором дистанционных курсов «Естествознание и окружающая среда», «Астрономические проблемы естествознания».

Принимал активное участие в совместных проектах ГОУ ДПО НИРО и Британского Совета «Наука в Приволжском регионе» и «Апробация учебника "Естествознание"» (с 1997 по 2007 год); входил в число организаторов регионального фестиваля европейской науки, проводимого на базе Нижегородского института развития образования в рамках проекта «Наука в Приволжском регионе».

А. Ф. Беленов — разработчик и редактор сетевого научно-образовательного журнала www.sced.nnov.ru. Совместно с ИПФ РАН организует летние семинары для учителей физики («Круглый стол учителей физики») и является бессменным членом жюри областной олимпиады по астрономии и физике космоса. В течение многих лет А. Ф. Беленов — председатель экспертной группы по аттестации учителей на высшую квалификационную категорию, с 2009 года — председатель экспертной группы ЕГЭ по физике. Автор 63 научных и научно-методических работ.

И. А. Вдовина — кандидат географических наук, доцент кафедры естественно-

Экологизация естественнонаучного образования — основное направление деятельности кафедры, вокруг которого сосредоточена научная работа ведущих сотрудников.

научного образования. Окончила Московский геологоразведочный институт, является специалистом в области геологогео-морфологических основ естественнонаучного образования. Разработала курсы «Геология», «Землеведение», «География России». И. А. Вдовина — автор около 30 научных и научно-методических работ, в том числе учебных пособий по землеведению, публикаций в журналах «Геоморфология», «Вестник МГУ. География», «Записки ВМО».

Область научных интересов — интеграционные аспекты географии, геоморфологии, геологии и межпредметные связи наук о земле. Читает лекционные курсы по теории и методике преподавания географии, краеведения.

Н. В. Горбенко — старший преподаватель кафедры естественнонаучного образования. Окончила биологический факультет Горьковского государственного университета им. Н. И. Лобачевского.

Н. В. Горбенко проводит занятия для педагогов в рамках квалификационных курсов по естествознанию; организует семинары и педагогические мастерские для учителей естественнонаучных дисциплин. Кроме того, курирует преподавание химии в образовательном пространстве Нижегородской области, разрабатывает содержание лекционных и практических занятий для преподавателей дисциплин естественнонаучного цикла, осваивает новые формы курсовой подготовки учителей и реализует программы дистанционного обучения педагогов по вопросам экологизации дисциплин образовательной области «Естествознание».

Научная работа Н. В. Горбенко связана с экологизацией естественнонаучного образования как с основным направлением деятельности кафедры. Она является постоянным участником конференций и научно-практических семинаров по химическому, экологическому и естественнонаучному образованию на региональном и федеральном уровнях.

Н. В. Горбенко — автор более 30 публикаций, среди которых — научные статьи в предметных журналах, тезисы в материалах научно-практических конференций, методические рекомендации для учителей, программы элективных курсов для профильного обучения.

A. А. Королева — старший преподаватель кафедры естественнонаучного образования. Окончила Горьковский государственный педагогический институт им. М. Горького по специальности «География и биология».

В рамках научно-исследовательской работы с 2005 года курирует апробацию УМК по географии для 6-го класса «Полярная звезда» (издательство «Просвещение»). Содержательными результатами этой деятельности являются разработанные на заседаниях рабочей группы тематическое планирование, тесты для проверки знаний учащихся по темам 6-го класса, а также анкета, позволяющая выявить отношение родителей к новому учебно-методическому комплексу.

В 2008/2009 учебном году под руководством А. А. Королевой осуществлялась апробация УМК по географии для 7-го класса «Полярная звезда» издательства «Просвещение», а также УМК издательства «Русское слово».

В 2008 году А. А. Королева была награждена почетной грамотой департамента образования и социально-правовой защиты детства Нижнего Новгорода.

B. В. Новиков — профессор, доктор физико-математических наук. Окончил физический факультет Горьковского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. На протяжении нескольких лет руководил экспериментальной площадкой по апробации авторского курса физики для основной школы. Им разработаны модульные курсы для учителей естественнонаучных дисциплин «Математические модели в естествознании», «Теоретические аспекты термодинамики в курсе химии» и «Решение нестандартных задач по физике».

В. В. Новиков является членом научно-методического экспертного совета ГОУ ДПО НИРО, заместителем председателя экспертной комиссии ЕГЭ по физике, читает лекции и проводит практические занятия в рамках курсов повышения квалификации учителей естественнонаучных дисциплин. Автор более 60 статей.

Основные направления

деятельности кафедры

Научные исследования на кафедре ведутся по нескольким направлениям, приоритетным среди которых, как указывалось выше, является экологизация естественнонаучного образования. В рамках данного направления осуществляется целенаправленная интеграция каждой учебной дисциплины с экологией. В связи с этим особое место в деятельности кафедры занимает разработка учебных образовательных программ спецкурсов, факультативов, курсов по выбору, элективных курсов для учащихся второй и третьей ступеней обучения, образовательных программ интегративного характера. Это важный шаг на пути к решению вопросов профильной и предпрофиль-ной подготовки школьников.

Особую роль в решении проблемы экологизации естественнонаучного образования играет разработка программы и УМК краеведческого модуля, а также «Методических материалов для учителя (поурочных планов)». Они расширяют рамки экологического образования школьников, способствуют формированию экологической культуры, а также позволяют реализовать компетентностный подход к подготовке обучающихся.

Важным направлением деятельности кафедры является создание программ элективных курсов для учащихся, а также дистанционных курсов для педагогов

Важным направлением деятельности кафедры является создание программ элективных курсов для учащихся, а также дистанционных курсов для педагогов и методических рекомендаций по подготовке школьников к ЕГЭ.

и методических рекомендаций по подготовке школьников к ЕГЭ.

Активная компьютеризация образовательного процесса способствует развитию такого направления деятельности кафедры, как разработка, апробация и внедрение дистанционных курсов повышения квалификации учителей образовательной области «Естествознание». Сотрудниками кафедры созданы программы дистанционных курсов, которые носят интегратив-ный характер и предназначены для преподавателей нескольких учебных дисциплин. Среди них: «Астрофизика», «Естествознание и окружающая среда», «Биогенные элементы», «Теоретические и практические аспекты подготовки к ЕГЭ по химии», «Пища глазами химика». Эти курсы не только способствуют повышению квалификации учителей естественнонаучных дисциплин, но и частично восполняют отсутствие УМК по одноименным элективным курсам, предоставляя учителям возможность обогатить занятия теоретическим материалом.

Многие научные разработки кафедры осуществляются совместно с учителями-инноваторами. Образовательными продуктами этой деятельности явились программы элективных курсов, учебные пособия, методические рекомендации для учителей и учащихся, дидактические материалы к урокам, которые представляют собой удачное сочетание теории и практики. Со многими педагогами и школами кафедра активно взаимодействует в области организации экспериментальной работы и проведения курсовых мероприятий.

Профессорско-преподавательский состав кафедры естественнонаучного образования сотрудничает с ведущими вузами, НИИ, общественными и научными организациями Нижегородской области в целях осуществления научно-исследовательской работы и повышения квали-

Кафедра активно взаимодействует со многими педагогами и школами в области организации экспериментальной работы и проведения курсовых мероприятий.

фикации учителей. Кафедры НГПУ, ННГУ им. Н. И. Лобачевского, НГМА, АГПИ им. А. П. Гайдара, а также Нижегородский планетарий, Керженский заповедник, «Вол-гогеология», НИРФИ, ИПФАН, музей науки «Нижегородская радиолаборатория», Институт особо чистых веществ РАН, Ботанический сад используются как ресурсные центры, на базе которых проводятся практические и теоретические занятия с участием ведущих специалистов этих организаций.

Наконец, преподаватели кафедры участвуют в реализации международных проектов:

3 «Наука в Приволжском регионе», в рамках которого был проведен фестиваль европейской науки на базе ГОУ ДПО НИРО;

3 программа по апробации британского учебника «Естествознание» в старших классах на базе гимназии № 13 — экспериментальной площадки ГОУ ДПО НИРО;

3 «Телескопы Фолтеса» (совместно с Британским Советом).

Экологизация естественнонаучного

образования как ведущее направление деятельности кафедры

В конце XX — начале XXI века экологические проблемы становятся особенно актуальными, вызывая необходимость формирования природосообразного экологического мышления личности, что предполагает признание особой социальной ценностью жизни как таковой, экологических благ и здоровья человека. Формирование компонентов экологической культуры школьников, развитие их экологической компетентности являются государственно важными задачами. Это нашло отражение в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Стратегии устойчивого развития РФ на период до 2015 года и Экологической доктрине РФ.

Согласно этим документам, образование является важнейшим фактором

устойчивого развития, направленным на формирование понимания законов природы и последствий их нарушения. Именно поэтому биология, экология, физика, химия и география, изучающие эти законы, представляют сегодня особую важность.

Согласно компетентностному подходу, учебные дисциплины образовательной области «Естествознание» (химия, физика, биология и география) относятся к академическим предметам, содержательную основу которых составляют классические науки, в них доминирует знание-вое содержание. Экологию как школьный учебный предмет можно отнести к ком-петентностным учебным дисциплинам с преобладанием деятельностного содержания. При изучении школьниками основных экологических закономерностей их практическая деятельность в окружающем мире является господствующей.

Экологические компетенции многообразны, и осваивать их помогают различные учебные предметы. Химия, биология, физика и география как учебные дисциплины, включающие, помимо основного курса, набор предметов по выбору, являются базой для овладения межпредметными компетенциями (эколого-биоло-гической, химико-экологической и другими).

Это, в свою очередь, требует интеграции академических учебных дисциплин с предметом «Экология», входящим в компетентностную группу. Подобная интеграция является одним из средств формирования ключевых компетенций учащихся. При этом элементарный знание-вый базис образован содержанием академических предметов, а экологическая составляющая формирует более сложную компетентностную «надстройку».

Экология как отдельная дисциплина практически отсутствует в учебных планах общеобразовательных школ. В муниципальных образовательных учреждениях Нижегородской области реализуется

смешанная модель экологического образования. Знания и умения в отдельных аспектах экологии формируются при изучении основных школьных учебных предметов естественнонаучного цикла. Интеграция и обобщение этих знаний, формирование компетенций, развитие ценностных экологических ориентаций осуществляются в процессе обучения по проектам специальных междисциплинарных блоков-модулей. В связи с введением на старшей ступени профильного обучения решать эти задачи возможно посредством интегративных межпредметных элективных курсов, которые способствуют формированию и развитию межпредметных ком-петентностей школьников.

В этой области сотрудники кафедры работают над созданием программ курсов межпредметного содержания для учителей и учащихся. В учебно-тематический план курсовой подготовки учителей образовательной области «Естествознание» включен теоретический блок «Экологизация естественнонаучного образования». Практические умения учителя-предметники получают на выездных полевых практикумах. Кроме того, организовано сетевое сообщество школьного экологического образования, включающее экспериментальную группу учителей и учащихся и представляющее собой апроба-ционное поле применения новых цифровых технологий и мобильных устройств, адаптированных к целям и задачам экологического образования.

Работа кафедры в данном направлении осуществляется посредством:

3 сотрудничества с общественными экологическими организациями региона — центрами «Дронт», «Великие реки», «Зеленый парус»;

3 взаимодействия с представителями государственных структур — Законодатель-

Кафедра естественнонаучного образования сотрудничает с общественными экологическими организациями региона, взаимодействует с представителями государственных структур, участвует в организации и проведении конференций по экологическому образованию.

ного собрания, министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области;

3 участия в организации и проведении региональных конференций по экологическому образованию на базе НГПУ «Экологическое образование: теория и педагогическая реальность».

Межпредметные компетенции представляют собой элементы содержания, в которых отражены ценностные аспекты образования в данной области, когнитивная составляющая, на основе которой формируются природосообразное мышление и поведение в окружающем мире, и включают в себя:

3 аксиологическую составляющую — понимание роли интеграции знаний, представленных в академических учебных

предметах образовательной области «Естествознание», имеющих экологическое содержание, что способствует реализации идей устойчивого развития;

3 когнитивную составляющую — понимание и применение межпредметных знаний и терминологии для анализа явлений окружающего мира;

3 энотивную составляющую — осуществление хозяйственной деятельности в тех пределах биосферы, превышение которых не приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям;

3 креативную составляющую — умение прогнозировать последствия антропогенного влияния на природную окружающую среду.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕГИОНА

(по материалам кафедры здоровьесбережения в образовании)

О. С. Гладышева (зав. кафедрой)(сидит); стоят (слева направо): Е. Е. Кузоватова, И. Ю. Абросимова, Е. Я. Агафонова

Кафедра здоровьесбережения в образовании была создана 1 мая 2009 года на базе лаборатории проблем здоровья в образовании, которая существовала в ГОУ ДПО НИРО с 1998 года и была создана в рамках областной губернаторской программы «Здоровье и образование».

Новая кафедра призвана осуществлять повышение квалификации педагогических кадров различных специальностей в области сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса на основе разработанного в лаборатории системного подхода к организации здоровьесбережения в общеобразовательных учреждениях.

Актуальность деятельности лаборатории определялась состоянием здоровья учащихся, о чем свидетельствуют данные Всероссийской диспансеризации, кото-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.