Научная статья на тему 'Экологическое образование и активизация познавательной деятельности учащихся в школе'

Экологическое образование и активизация познавательной деятельности учащихся в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическое образование и активизация познавательной деятельности учащихся в школе»

• наглядные методы: демонстрации опытов, приборов, объектов - при ознакомлении с образцом действий по проведению наблюдений или других форм исследования;

• практические методы: организация исследовательских работ, проводимых учащимися, консультации при подготовке отчетов и презентаций.

Проекты и учебно-исследовательские работы могут выполняться в рамках межпредметной интеграции, что расширяет возможности самореализации обучающегося, а в качестве соруководителей работ могут выступать преподаватели различных предметов школьного курса.

Важным элементом реализации курса является оценивание работы. Возможно использование различных методик оценки: бальная (рейтинговая система), система «зачетных единиц», использование анкеты «ЭЗОП». Предусматривается составление «Индивидуального образовательного маршрута», учитывается уровень знаний, умений, опыт публичных выступлений при обсуждении результатов. Успешность участия в мероприятиях районного экологического проекта, юношеских научно-практических конференциях различного масштаба, творческих конкурсах экологической тематики, исследовательских турах предметных олимпиад - основные формы оценки результативности занятий.

По окончании обучения возможно проведение анкетирования с последующим использованием материала при диагностике и для возможного корректирования программы. В настоящее время продолжается работа над созданием УМК элективного курса «Социально-экологический практикум школьника», возможно создание блока интегрированных элективных курсов в рамках изучаемых базовых дисциплин.

Н. Ю. Калиничева, И. В. Полуян

Экологическое образование и активизация познавательной деятельности учащихся в школе

Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ.

Анализ содержания школьных программ показывает, что сегодня экологическое образование в них представлено педагогически

235

слабо, элементы экологических знаний включены преимущественно в содержание предметов естественно-научного цикла и носят в основном информационно-справочный характер, а методика их ориентирована на формальное заучивание. Параллельно с изучением теоретических основ экологии необходимо включить школьников в практико-ориентированную деятельность. На наш взгляд, для этого необходима разработка и реализация программы непрерывного экологического образования, адаптированной для каждого образовательного учреждения.

Одним из приоритетных направлений работы в ОУ № 303 на протяжении более 10 лет является экологическое образование. Работа в этом направлении была начата в 90-х годах ХХ в. учителем биологии ОУ № 303, доктором биологических наук О.М. Терешенковым. Однако и сегодня экологическое образование продолжает оставаться не менее актуальным.

Формирование у учащихся ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью, здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных норм, формирование экологического мышления, понимания единой картины мира, привлечение школьников к практической экологической деятельности - вот задачи, стоящие перед педагогами сегодня. Для их реализации была выбрана следующая система экологического образования:

• учащиеся начальных классов школы под руководством классных руководителей успешно осваивают начальные знания в области экологии на уроках природоведения и реализуют их, участвуя в мероприятиях районного экологического проекта;

• в 5-7 классах средней школы на уроках естественно-научного цикла вопросам экологии уделяется также должное внимание. Кроме того, акцент делается на воспитательную работу. Формируются и подготавливаются команды для участия в мероприятиях экологической направленности районного масштаба, городских конкурсах, олимпиадах по биологии и экологии;

• особое внимание уделяется учащимся 8-11 классов, ведь именно в этом возрасте необходимы не только умения, но и знания.

С 2007 г. по согласованию с администрацией ОУ на базе школы отдел естествознания ДДЮТ Фрунзенского района Санкт-Петербурга реализует ряд образовательных программ. Занятия по данным программам проводят педагоги дополнительного образования и учителя предметов естественнонаучного цикла. Дифференциация обучения осуществляется на основе сочетания курсов трех типов: базовых, профильных и элективных.

236

Познавательные интересы старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного им профильного обучения. Эти элективные курсы носят «внепредметный» или « надпредметный» характер, но их наличие очень важно, так как среднее (полное) образование - завершающая ступень общего образования, призванное обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию учащихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.

Учащимся восьмых классов предложено прослушать элективный курс «Технология исследования». В данном возрасте появляется желание самореализации, имеется возможность впервые участвовать в проекте районной программы «Воспитание», «Купчинские чтения: наука творчество, поиск». Однако выбор «узкой» темы еще затруднителен. Цель курса - ознакомить ребят с основными формами исследовательской деятельности в области биологии, экологии и других наук естественно-научного цикла, научить правильно, оформлять полученные данные, готовить презентации или стендовые доклады, составлять резюме или тезисы. У ребят впервые появляется возможность выступить перед широкой аудиторией. Учащиеся могут использовать полученные материалы на различных уроках в виде сообщений, рефератов.

На базе девятых классов осваивается дополнительная образовательная программа «Экология и охрана природы». Основные материалы позволяют детям по-новому взглянуть на окружающую природную, социальную и техногенную среду. В ходе реализации программы учащиеся приобретают новые знания в области экологии, знания экологических понятий и законов, знакомятся с природоохранным законодательством. Практическая часть программы предусматривает приобретение навыков нахождения в природе, навыков природоохранной деятельности, знакомит с методами оценки экологического состояния объектов. Одна из целей программы - показать возможные пути решения экологических проблем на основе знания основных экологических законов. Учащиеся готовятся к участию в районных экологических проектах, выполняют исследовательские работы экологической направленности. Презентация этих работ может осуществляться на олимпиадах, в «Купчинских чтениях», на конференциях разного уровня по предметам естественнонаучного цикла, географии и, как показывает практика, психологии. Сертификаты участника, дипломы, грамоты - форма оценки результативности занятий по представленной программе, могут быть значимы при формировании партфолио выпускника 9 класса.

237

Учащимся 10 классов предлагается для реализации программа элективного курса « Социально-экологический практикум школьника». Содержание и методический аппарат программы ориентированы на формирование у подростков восприятия экологической науки, с одной стороны - как системы уже открытых фактов и сформулированных теорий, а с другой - как процесса реального научного поиска. Экология как междисциплинарная область имеет высокую социальную значимость - непременная основа профориентационной работы. Программа предусматривает реальную практически ориентированную деятельность в этом направлении. Одна из задач программы - создание условий для творческой самореализации и саморазвития. Успешность участия в мероприятиях районного экологического проекта, юношеских научно-практических конференциях, творческих конкурсах экологической тематики - основные формы оценки результативности занятий.

Учащимся 11 класса предлагается элективная образовательная программа «Экологический туризм: на пути к экологической тропе». Программа носит практическую направленность. Учащиеся не только «создают» собственный маршрут экологической экскурсии, но и готовят его презентацию. Так как ОУ является школой с углубленным изучением иностранного языка, в рамках межпредметной интеграции возможна совместная работа с преподавателями иностранного языка. Это дает возможность принимать участие в мероприятиях, проводимых в данной предметной области, тем самым расширяя возможности самореализации выпускников.

Использование потенциала дополнительного образования при освоении программ указанных элективных курсов и дополнительных программ позволило учащимся ОУ № 303 не только освоить такую отрасль знаний, как экология, но и активизировать исследовательскую деятельность, прежде всего, в области естественных наук.

Особое внимание педагогов направлено на презентацию результатов работ учащихся. Прежде всего, это уровень школы -предметные недели биологии, географии, физики, химии, немецкого языка. Наибольшее количество выступлений учащихся происходит на районном уровне. Кроме того, ребята регулярно выступают на городских мероприятиях - конференциях, организуемых гимназиями Санкт-Петербурга, НПО «Крисмас», ЭБЦ «Крестовский остров». Возможность широкого участия учащихся в научно-практических конференциях школьников закладывается при формулировании темы будущей исследовательской работы, а также во время выбора методики исследования. Поэтому с руководителями работ часто выступают учителя физики и химии.

238

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.