Научная статья на тему 'Организация внеклассной учебно-исследовательской и практической деятельности учащихся в опорной по экологическому образованию населения школе'

Организация внеклассной учебно-исследовательской и практической деятельности учащихся в опорной по экологическому образованию населения школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Людмила Александровна

Автор данной статьи делится опытом организации экологического образования в школе. Подробно описанные образовательные программы, составленные с учетом возраста школьников и позволяющие соблюсти принцип преемственности при переходе с одной ступени обучения на другую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация внеклассной учебно-исследовательской и практической деятельности учащихся в опорной по экологическому образованию населения школе»

Организация внеклассной учебно-исследовательской и практической деятельности учащихся в опорной по экологическому образованию населения школе

Автор данной статьи делится опытом организации экологического образования в школе. Подробно описанные образовательные программы, составленные с учетом возраста школьников и позволяющие соблюсти принцип преемственности при переходе с одной ступени обучения на другую.

Андреева

Людмила Александровна,

заслуженный учитель РФ, учитель географии и экологии школы имени С.С. Ракитиной, г. Мураши Кировской области

Создание условий для формирования системы экологического образования

Наша школа была образована в 1893 году. Здание школы неоднократно видоизменялось; последняя пристройка была сделана в 2000 году. Именно тогда и появилась идея создания школьного центра экологического образования и природоохранной работы. К этому времени школой был накоплен большой опыт экологического образования и просвещения не только учащихся, но и родителей, учителей, населения города и района. В 1997 году приказом Департамента образования Кировской области школа была назначена опорной по экологическому образованию населения в районе. Центр экологического образования было решено создать на базе кабинета экологии, где накапливались материал, оборудование, результаты исследований, дидактические пособия, разработки уроков и внеклассных мероприятий для организации учебных занятий и экологических исследований учащихся. Имея такую базу, мы можем предложить ученикам разные элективные курсы и направления работы, что особенно важно в условиях организации предпрофильной подготовки и профильного образования. В Центре есть условия и для личного творчества. А именно творчество и самовыражение, как утверждал известный английский педагог Александр Нилл, «являются единственными вещами, с которыми следует считаться в образовании».

На базе экологического центра проводятся районные экологические мероприятия, семинары руководителей школ

Андреева Людмила Александровна

района, заседания методических объединений и конференций учителей естественного цикла, «круглые столы» и встречи с сотрудниками природоохранных организаций, мастер-классы, занятия школы экологического актива, экологические лагери, консультации жителей города и студентов по экологическим вопросам.

Основными целями экологического образования являются становление экологической культуры и экологически целесообразного поведения.

Отвечают этим целям и задачи учебной и внеклассной работы нашей школы: создание оптимальных условий для развития учащихся и педагогов; формирование интереса к исследовательской работе; просвещение населения по вопросам экообразования; развитие способности к самостоятельной деятельности на благо окружающей природы.

Основные направления работы школы по экологическому образованию школьников и населения:

- учебно-исследовательская деятельность;

- сбор и анализ информации об экологической обстановке в месте проживания в рамках областной программы «Школьный экологический мониторинг»;

- просветительская и пропагандистская деятельность;

- охрана природы и практическая деятельность, направленная на решение местных экологических проблем. Одной из задач школы является формирование бережного отношения к богатствам природы и навыков культурного общения с ней. Поскольку лес является самой распространенной экосистемой и главным природным богатством нашего края, то основные формы, методы и приемы образовательной деятельности в нашей школе направлены на изучение, исследование лесных сообществ и оказание им помощи.

В школе сложилось свое образовательное пространство, в рамках которого работают детские экологические объединения по ступеням обучения, организуется внеклассная деятельность экологической направленности, складывается сотрудничество с учреждениями и организациями города и района.

Внеклассная воспитательная работа строится по принципу преемственности. Знания и умения, которые школьники получают на одной ступени обучения, используются и усложняются на последующей. Все ребята в соответствии с возрастом занимаются в детских школьных экологических объединениях. Работа объединений строится согласно Положениям об организациях, утвержденным на совете школы. В течение нескольких лет школа сотрудничает с детским садом № 2. Это позволяет соблюдать принцип преемственности и при переходе от дошкольного к школьному образованию.

Формы экологического образования младших школьников

1

Цветкова И.И. Эко-

логия для начальной школы. Игры и проекты. Популярное издание для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 192 с.

В системе экологического образования в нашей школе большое внимание уделяется занятиям с учащимися младших классов. Несколько лет они работали по программе «Друзья Маленького принца»1, в настоящее время объединены программой «Незнайка и его друзья». В течение года школьники участвуют в экологических и социальных проектах: «Заячья полянка», «Птичья столовая», «Следы на снегу», «День птиц», «Окно радости», экскурсиях по экологической тропе и других массовых экологических мероприятиях. На заключительном празднике в конце учебного года четвероклассники принимают участие в празднике Берендея. Победителям вручают медали Берендея, а самые активные экологи получают галстуки зеленого цвета и посвящаются в члены экологической дружины «Лукоморье».

С 2006 года учащиеся младших классов работают по авторской программе организации учебно-познавательной деятельности «Лесовичок». Ее цель - дать первичные научные сведения о лесе, познакомить со следующими экологическими понятиями: «структура леса», «ярусность», «пищевые связи». Ведущий метод - ценностный подход - обоснование средообразующей роли каждого животного и растения леса. Программа реализуется на Уроках леса, которые проводятся один раз в месяц для каждого класса. Уроки леса включены в учебное расписание. С целью развития познавательной активности, самостоятельности учащимся предлагается работать над «Дневничками ученика Лесной школы». Каждый ребенок имеет возможность реализовать свои творческие способности, выполняя домашние задания от Лесовичка. Большинство заданий предполагают организацию элементарных наблюдений и исследований учащихся. Занятия проходят в игровой форме на основе сотрудничества педагога и детей.

Для этой возрастной группы школьников разработана авторская детская экологическая познавательная программа «Малый мир». Летом активисты программы «Друзья Маленького принца» (учащиеся 2-4-х классов) приглашаются для участия в работе экологического лагеря.

Экологические лагери становятся признанной формой внешкольной работы в рамках экологического образования. Их цель - ведение наблюдений за отдельными объектами природы и природными комплексами, ознакомление школьников с хозяйственной деятельностью человека, насущными проблемами окружающей среды. Уже наработаны формы и методы организации таких лагерей для учеников старших классов. Большое значение имеют различные формы практической деятельности. Но многие из видов и методов работы доступны

Андреева Людмила Александровна

только школьникам, прошедшим в течение учебного года теоретическую экологическую подготовку.

С 2005 года для учащихся начальных классов организуются экологические лагери с содержанием деятельности на основе сюжетно-ролевых игр. Их программа предусматривает ознакомление в игровой форме с наиболее распространенными видами растений и животных, средой их обитания и условиями жизни. В то же время в процессе игры школьники приобретают экологические знания и умения.

Наряду с натуралистической работой большое внимание уделяется эмоциональному развитию учащихся, формированию умения понимать красоту творений природы, восхищаться ею. Возрастные особенности детей и подростков позволяют прививать экологические ценности путем развития их эмоционально-чувственной сферы в процессе непосредственного контакта с природой в ходе ролевой игры2. Учитывая эти особенности, мы включаем в содержание активные формы работы, развивающие творческие способности и воздействующие на эмоциональную сферу детей. Занятия не носят характера навязчивости, назидания и обязательности. Цели некоторых из них определяют участники, они же сами предлагают алгоритм работы. Существенным элементом изучения природы и окружающей среды должна быть деятельность на открытом воздухе. Дети должны испытывать вдохновение и удовольствие от общения с природой. Поэтому в лагере использованы наиболее результативные формы и способы работы: индивидуальные и коллективные наблюдения, исследования, имитационные игры, экологические спектакли, экскурсии, походы, совместный труд.

Деятельность учащихся 3-5-х классов в экологическом лагере «Я - исследователь природы» (2004) была организована в рамках блочно-модульной структуры. Смена видов и форм деятельности, работа по простейшим методикам исследования позволили учащимся получить не только новые знания и умения, но и много положительных эмоций.

ГСодержательный блок «Изучение орнитофауны».

Цели: обучить школьников методикам наблюдений за птицами, их определения и описания; ознакомить с видовым составом птиц в микрорайоне школы и окрестностях города Мураши.

Результаты:

- составлена таблица видового состава птиц;

- составлена картосхема плотности населения птиц;

- получены навыки определения птиц по голосам и с помощью определителя.

II. Содержательный блок «Лес и его проблемы».

Цели: ознакомить со структурой леса, его обитателями, его проблемами; научить составлять гербарии растений.

2

Червонецкий В.В. Экологическое образование в развитых странах мира. - М., 1992. -С. 73-79.

Результаты:

• получены навыки составления формул леса, описания растительности по ярусам;

• составлен маршрут «Экологическая тропинка»;

• изготовлены листовки и памятки на противопожарные темы;

• отработаны навыки ориентирования в лесу по компасу и местным признакам;

• получены навыки оформления гербария и работы с гер-барным материалом;

• получены навыки исследовательской работы по описанию муравейника.

III. Содержательный блок «Живые организмы - индикаторы качества природы».

Цели: ознакомить с методами оценки качества окружающей среды; привить навыки экологически целесообразного поведения в природе. Результаты:

• проведены исследования автотранспортной нагрузки по улицам Халтурина, Маяковского, Коммуны;

• получены навыки проведения простейших тестов для определения степени загрязненности воздуха и воды;

• очищен от мусора родник;

• получены навыки работы с определителями, микроскопом, лупой, прибором Алямовского;

• составлены картосхемы по результатам исследований. Основная тема экологического лагеря 2005 года - «Мы

в мире животных». Ведущий метод - ценностный подход -обоснование средообразующей роли каждого животного. Участники представляли себя разными животными. В первый же день были изготовлены визитные карточки типа «Лиса Катя», «Заяц Максим» и т.д. Участники объединились в три микрогруппы - «стаи», под руководством «вожаков» -старших школьников, имеющих опыт работы в экологическом лагере. Каждый день в лагере был посвящен одному из участников-«животных» - он был хозяином этого дня. Утром он проводил зарядку, показывая движения и упражнения, характерные для изображаемого им животного. Остальные дети готовили для него подарки: инсценировки, танец, песню, рисунки, поделки, украшения и т. д. В конце дня «хозяин лагеря» награждал особо отличившихся, самых активных или тех, кого он особенно ценит или уважает. Так, например, проходил День Зайца:

• утренняя зарядка от Зайца;

• инсценировка сказки «Заяц и Лиса»;

• поход на Заячью полянку (наблюдения, поиски следов пребывания зайцев и других животных, уборка территории от мусора).

В лагере формируется доброжелательная, творческая атмосфера, которая помогает детям по-другому взглянуть на себя, своих ровесников и немного приоткрыть дверцу в тот хрупкий мир, который рядом, но не всегда доступен и знаком.

В 2006 году в школе работал экологический тематический лагерь «Школа Чиполлино». Цель работы: развитие интереса к окружающему миру и привитие навыков изучения природы родного края; особое внимание уделялось изучению растений. Участники лагеря были поделены на две команды: «Чиполлино и его друзья» и «Принц Лимон и его окружение». Каждый из участников представлял одного из героев сказки Дж. Рода-ри, у каждого был бейдж с именем персонажа. Работа «Школы Чиполлино» была организована по всем правилам работы настоящей школы: выбран директор - сам Чиполлино (ученик постарше, с опытом работы в экологическом лагере), завуч, библиотекарь. В нашей школе были мастер и мастерская, игровик и уголок для игр, лаборант и лаборатория с оборудованием для исследований, художник и его салон, санитары и санчасть, а также цветоводы, костюмеры и ди-джей. Отвечали за подготовку групп классные руководители - старшие учащиеся. Занятия были организованы в форме уроков и проходили в кабинете экологии. Кабинет был поделен на несколько зон: учебную, зоны отдыха и тихих игр, мастерскую, художественный салон. Была составлена ментальная карта вымышленной страны Ли-монии, на которой привычные объекты получили новые названия: Овощное море, Большой лес, стадион Рекордов, парк Друзей и т.д. Исследование природы в микрорайоне школы было организовано как путешествие по стране Лимония. Привычные дела тоже получили экзотические названия: изучение городского пруда - «морской круиз по Овощному морю» и т. д. Учебные занятия в форме уроков перемежались тематическими переменками, играми, театральными постановками. Каждому в этом лагере нашлось дело по душе.

Расписание занятий в «Школе Чиполлино»

1 июня 2 июня 3 июня 4 июня 5 июня 6 июня 7 июня

Урок географии Урок изобрази- Урок гео- Урок ботаники Зеленая День Воды в Детективная

«Италия - роди- тельного искус- графии. Ори- на тему «Фор- переменка. «Школе Чипол- игра «Загадоч-

на Чиполлино». ства. Встреча ентирование мы листьев». Озеленение лино». Круиз ный объект

Музыкальная с Чиполлино и по компасу, Практикум по пришкольного по Овощному в лесу»

переменка его друзьями составление теме «Сбор ли- участка в честь морю (поход

(подвижные карты микро- стьев деревьев Дня защиты к пруду на ули-

игры под музы- района и кустарников окружающей це Свердлова,

ку итальянских и оформление среды. По- забор пробы

композиторов) гербариев» сажено пять воды, очистка

кустов сирени, и благоустрой-

два куста ство пруда)

терновника

8 июня 9 июня 10 июня 11 июня 12 июня 13 июня 14 июня

Урок труда Веселая пере- Урок ботаники. Урок изобрази- Урок химии на Урок литера- Морское

и творчества менка Работа тельного искус- тему «Анализ туры. Чтение путешествие

«Морской «Игры итальян- с определите- ства «Букет для физико- отрывков из по Ово-

коллаж» ских детей» лями растений Чиполлино» химических сказки Джанни щному морю

и составление свойств воды Родари «При- (конкурсная

гербария. из Овощного ключения программа)

Викторина моря» Чиполлино»

«Знатоки

овощей»

Виталий Бенеаминович Бианни(1894-1959)

По окончании летней оздоровительной кампании состоялось заседание методического совета школы, на котором обсуждались формы и методы организации работы в летних лагерях. Эффективность работы в экологическом лагере «Лукоморье -2006» по результатам анкетирования учащихся, отзывам родителей и общественности была признана самой высокой.

Программа экологического лагеря «Лесная газета» (2007 год) была посвящена Виталию Валентиновичу Бианки, писателю, который умел слышать голоса и живой, и неживой природы. Эта программа рассчитана на не только любознательных и наблюдательных, но и грамотных школьников. Благодаря ей они получили возможность выразить через прессу свое отношение к происходящим в природе явлениям и событиям. Свои впечатления участники лагеря представили как сотрудники редакционных групп, выпуская мини-газеты. Работа в лагере проходила под руководством журналиста местной газеты «Знамя труда» Мельчаковой О.Н.

Работа младших школьников в экологических лагерях помогает им в старших классах при выборе профильных элективных курсов и тем проектов экологического содержания. Таким образом, экологические лагери стали в нашей школе одним из звеньев преемственности при переходе на старшую ступень обучения.

Организация экологического образования учащихся основной школы

Учащиеся 5-8-х классов объединены в экологическую дружину «Лукоморье». Организуются традиционные экологические праздники и проекты: «День птиц», «День дерева», «День защиты окружающей среды», «Продли жизнь елочке», «Березкины слезки», «Лесная почта», экскурсии по экологической тропе, встречи со специалистами природоохранных организаций, беседы об охране природы, конкурс «Лесная газета», конкурсные экологические программы и праздники, работает школьный экологический театр. Для учащихся 8-х классов (старшие в экологической дружине) в течение учеб-

Андреева Людмила Александровна

ного года работает «Лесная школа». На «Уроках Леса» школьники получают теоретические и практические знания по основам лесоведения. В проведении уроков участвуют работники Мурашинского леспромхоза, охотобщества, комитета по охране природы и других природоохранных организаций. Ребята составляют стенгазеты, бюллетени, посвященные проблемам леса, знакомятся с деятельностью природоохранных общественных организаций, всероссийскими и международными акциями, направленными на сохранение лесных богатств, выпускают плакаты «Сохраним лес от пожаров», специальные номера школьного экологического журнала «Заяц Кузя».

Летом участники «Лесной школы» работают в экологическом лагере «Лукоморье», на практике знакомятся с лесным сообществом и осуществляют природоохранную деятельность в лесу. В организации работы лагеря принимают участие сотрудники Мурашинского лесхоза, студенты Суводского лесхоза-колледжа, учащиеся 10-х классов (бывшие воспитанники «Лесной школы»), которые работают консультантами.

Из участников лагеря формируются тематические группы, каждая из которых в течение всей смены выполняет определённые задания, работая на трех опорных площадках. Первая группа называется «Лишайники». Ее главная цель -провести лихенодиагностику экосистем леса в районе старой и новой водокачек и лиственничной рощи, собрать коллекцию лишайников, определить их видовой состав, сделать выводы. Вторая группа - «Лесная экосистема». Основное содержание ее работы - описать те же участки леса по ярусам, собрать гербарии, травянистые растения, коллекцию повреждений шишек, побегов и древесины. Третья группа - «Лес и человек». Основная цель работы - определить формы и степень антропогенной нагрузки и ее влияние на экосистему леса3. Четвертая группа - «Вода и почва». В задачи этой группы входят исследование физических и химических свойств воды и почвы; сравнительный анализ почвы леса и луга в районе старой и новой водокачек, в лиственничной роще и её окрестностях, а также водоёмов: рек Талица, Переходница, Елховка и прудов в районе старой и новой водокачек. Результаты исследований представляются группами на конференции по окончании работы экологического лагеря.

Интересным природоохранным мероприятием можно назвать экологическое расследование «Мусор в лесу» на окраине города. Школьники составили классификацию мусора и картосхему несанкционированных свалок. Часть мусора уничтожили (сожгли, закопали), изготовили и установили аншлаги.

Опыт организации занятий в «Лесной школе» послужил базой для авторской программы элективного курса «Основы лесоведения и лесоводства».

3

Мы изучаем лес / Автор-составитель В.А. Самкова. - М.: Центр «Экология и образование», 1993. - 112 с.

Организация экологической деятельности учащихся старших классов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Старшеклассники получают внеклассное экологическое образование, участвуя в работе клуба исследователей природы (КИП) и изучая проблемы в рамках программы «Школьный экологический мониторинг».

Клуб исследователей природы школы имени С.С. Ракити-ной создан для организации совместной деятельности учащихся старших классов по изучению проблем окружающей среды и развития интереса к занятиям научно-исследовательской деятельностью. Руководит работой Совет клуба, в который входят школьники, имеющие опыт индивидуальной исследовательской деятельности и участвовавшие в конкурсах, конференциях разных уровней. Общий сбор клуба проводится раз в четверть. Наболевшие вопросы обсуждаются в неформальной обстановке за чаем с ягодным пирогом, поэтому сбор (по аналогии с театральным «капустником») называется «ягодником» («Брусничник», «Клюквенник», «Клубничник» и т. д.).

Основные задачи клуба:

углубление и расширение знаний школьников в области экологических исследований;

обучение разнообразным методам сбора и обработки материалов;

формирование умений анализировать ситуацию и обобщать полученные результаты;

участие в пропаганде экологических знаний среди населения города;

осуществление практической деятельности по защите окружающей среды;

методическая помощь учащимся младших классов в проведении проектно-исследовательской деятельности. Основные принципы работы клуба:

• формирование практических умений в области организации проектно-исследовательской деятельности;

• ориентация на природу как ценность;

• учет личностных достижений учащихся;

• содействие их творческому росту.

Формирование практических умений в области проектно-исследовательской деятельности старшеклассников происходит в процессе их участия в элективном курсе «Основы исследовательской деятельности», курсе НРК «Основы проектной деятельности», в ходе самостоятельной индивидуальной работы в школьном экологическом центре. Личностные достижения учеников отражаются в их портфо-лио. Презентации исследовательских работ и проектов для

Андреева Людмила Александровна

учащихся младших классов, родителей, общественности, а также результаты районных, областных и республиканских предметных олимпиад, конференций, конкурсов позволяют наблюдать заметный творческий рост ребят и повышение уровня их знаний в области экологии.

Экологический мониторинг является ведущим направлением деятельности опорной школы. В процессе работы ученики на практике знакомятся с действием экологических законов в экосистемах, в том числе и антропогенных4. Основные методы исследования не требуют материальных затрат и специальной подготовки. Ведущим руководством в организации экологических исследований, наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния природной среды является книга Т.Я. Ашихминой «Школьный экологический мониторинг», в которой предлагаются доступные методики определения качества окружающей природы5.

Школьники в процессе участия в исследовательской работе получают знания, личный опыт, осознают, что результаты их деятельности представляют интерес не только для них, но и для окружающих. Большинство проводимых ими исследований находят практическое приложение. Результаты экологической работы учащихся публикуются в местной газете «Знамя труда», обсуждаются на педагогических советах, школьных родительских собраниях, заседаниях городской думы. Кроме того, школьники получают сведения о возможности и путях решения экологических проблем, а в решении некоторых из них принимают активное участие. В нашей школе программа экологического мониторинга ведется с 1997 года.

Основное содержание программы «Школьный экологический мониторинг»:

• теоретическая подготовка учащихся на уроках экологии, географии, консультациях и в летних экологических лагерях;

• практикумы по оценке состояния городской среды микрорайона школы по следующим направлениям: изучение типов застройки; наблюдение за транспортной системой; оценка уровня загрязнения воздуха; оценка состояния водных объектов; наблюдение за городскими отходами; изучение состояния зеленых насаждений и наблюдение за животными в городе; оценка степени загрязненности почвы;

• оформление материалов наблюдений, анализ полученных данных, построение карт, графиков, диаграмм;

• сравнение данных, полученных при наблюдении за различными объектами в течение ряда лет;

• организация школьных экологических конференций по итогам исследований;

Рыжов И.Н., Ягодин Г.А. Школьный экологический мониторинг городской среды: Учебное пособие по экологическому образованию школьников. - М.: Галактика, 2000. - 192 с.

5 Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Ашихминой. -М.: АГАР, 2000.

• представление итогов исследований в периодическую печать, природоохранные организации, местные органы управления;

• организация практической деятельности по улучшению состояния окружающей среды.

Для сравнения качества природной среды исследуются также природные объекты, которые не испытывают высокой антропогенной нагрузки.

Ежегодно по программе школьного экологического мониторинга работают 30-50 человек. Исследования ведутся как индивидуально, так и в группах. В Кировской области организована система оценки качества экологических исследований: проводятся конкурсы исследовательских работ, экологические конференции, слеты юных экологов, работает школа юных экологов под руководством сотрудников Эколого-биологического центра. Лучшие проекты школьников участвовали в республиканских конкурсах «Вода на Земле» и «Человек на Земле», получили дипломы 4-6 степеней.

В основном исследования проводится в небольших группах, но некоторые школьники пишут индивидуальные работы. Вот темы некоторых из них: «Проблемы лесопользования на примере Мурашинского лесхоза», «Определение содержания свинца в грибах разных мест обитания», «Исследование лиственничных посадок в окрестностях города Мураши», «Геоэкологическая оценка Щучьего озера».

В нашей школе организованная деятельность учеников представлена на разных уровнях. Значительная часть их (50-60 %) продолжает свое экологическое образование и воспитание, участвуя в массовых экологических и природоохранных проектах. Это, в основном, те школьники, у которых уже сформировался устойчивый интерес к предметам других циклов (спортивный, технический, филологический и т. д.). Примерно 25-30 % школьников хотят реализоваться через традиционные и инновационные объединения экологической направленности: экологический лагерь, кружки, элективные курсы. И, наконец, часть школьников (15-20 %) имеет возможность принимать участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, готова заниматься индивидуальной проектно-исследовательской деятельностью. Таким образом, внеклассная экологическая работа, созданные в школе условия для получения положительного опыта по решению социальнозначимых задач могут определить способность учеников осознанно осуществлять экологически оправданное поведение. ии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.