УДК 373.5.033
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF SOCIALLY-ECOLOGICAL CULTURE OF SCHOOLCHILDREN IN OUT-OF-CLASS WORK
Е. Г. Шаронова E. G. Sharonova
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье представлены результаты экспериментальной части исследования: определены группы задач, решение которых позволило выявить педагогические условия повышения эффективности процесса формирования социально-экологической культуры школьников во внеклассной работе.
Abstract. The results of a skilled-experimental part of research are presented: a number of problems which decision has allowed to reveal pedagogical conditions of efficiency increase of the process of formation of socially-ecological culture of schoolchildren in out-of-class work are defined in the article.
Ключевые слова: педагогические условия, социально-экологическая культура, внеклассная работа.
Keywords: pedagogical conditions, socially-ecological culture, out-of-class work.
Актуальность исследуемой проблемы. Новые образовательные стандарты диктуют переориентацию системы школьного образования на творческое развитие личности школьника, ориентацию на индивидуальную познавательную деятельность в сфере изучения различных научных направлений. В проекте Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования отмечается, что «условия реализации основной образовательной программы должны обеспечить участникам образовательного процесса возможности для развития личности, ее способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через организацию учебной и внеклассной деятельности, социальной практики, общественно полезной деятельности, через систему творческих, научных и трудовых объединений, в том числе реализованных в социальных сетях, кружках, клубах, секциях, студиях, на основе взаимодействия с другими учреждениями (организациями) общего, дополнительного и профессионального образования» [3, 14]. Формирование социально-экологической культуры школьников является одним из приоритетных направлений развития педагогической науки и практики, так как оно ориентировано на воспитание личности, способной к безопасному существованию в окружающей ее природной среде. Большие возможности в ре-
шении этого вопроса предоставляет внеклассная работа, которая понимается как «организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка» [1, 7]. Содержание внеклассной работы не ограничивается рамками школьной программы, она позволяет учащимся расширить и углубить свои знания, умения и навыки, приобрести опыт самостоятельной деятельности, а педагогам осуществить индивидуальный и дифференцированный подход. Особенность внеклассной работы заключается в том, что она строится с учетом интересов и потребностей учащихся, дает неограниченные возможности для развития творческой активности школьников. Для выявления сути проблемы обратимся к формулировке понятия «социально-экологическая культура», которая представляет собой «научный феномен, отражающий человеческое общество в аспекте его отношений с окружающей средой в процессе непосредственного взаимодействия с ней по поводу использования природных и культурных богатств» [4, 68]. Основным компонентом социально-экологической культуры школьников является их социальная активность по взаимодействию с природной средой. В данной статье мы раскрываем возможности использования компонентов природной среды для формирования социально-экологической культуры школьников, выделяем педагогические условия эффективности.
Материалы и методика исследований. Нами была проведена экспериментальная работа, использованы следующие методы психолого-педагогического исследования: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, наблюдение за реальной практикой школ и внешкольных образовательных учреждений.
Результаты исследований и их обсуждение. Для решения проблемы исследования нами была разработана и реализована в СОШ №№ 25 и 17 г. Чебоксары (учителя Л. Н. Прохорова, В. В. Ионова) программа внеклассных воспитательных мероприятий, осуществлялось взаимодействие с внешкольными образовательными учреждениями экологического направления (С. Г. Александрова - Центр «Эткер»); были задействованы студенты Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, Чебоксарского филиала Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова.
В рамках исследований осуществлялись определенные виды деятельности:
1. Нами были разработаны: программа для учащихся 8-10 классов «Человек и среда обитания», учебно-методические пособия для учителей, организаторов внеклассной воспитательной работы и педагогов дополнительного образования «Диагностика экологической культуры школьников», «Формирование экологической культуры школьников во внеклассной работе», «Организация внеклассной воспитательной работы школьников по экологическому направлению».
2. Специалисты центра внешкольной работы совместно с нами осуществляли методическую и консультационную помощь учителям в разработке и реализации мероприятий социально-экологического содержания.
3. Учителя школ апробировали разработанную нами программу внеклассных занятий «Человек и среда обитания», направленную на формирование социально-экологической культуры школьников.
4. Студенты вузов на педагогической практике проводили опрос школьников по выявлению их активности во внеклассной работе экологического направления, а также прини-
мали участие в реализации экологических программ детских оздоровительных (пришкольных) лагерей.
На первом этапе нами была проведена диагностика участия школьников во внеклассной воспитательной работе по экологическому направлению. Опрос проводился в общеобразовательных школах № 55, 47, 25, 17, гимназии № 2, лицее № 4 г. Чебоксары. Общее количество респондентов - 268 учащихся 8-10 классов. Анализ показал, что в школах основное внимание уделяется следующим видам внеклассной социально-экологической деятельности: субботники - 89,0 %, походы на природу и экскурсии (как правило, с целью активного отдыха, но не изучения природы родного края и ее охраны) - 27,5 %; 18,0 % респондентов принимали участие в научно-практических конференциях, 14,5 % были в лагерях с экологической направленностью, 12,25 % участвовали в экологических проектах, 9,5 % принимали участие в экологических акциях, 11,5 % посещают кружки экологического направления, 9,5 % являются членами общественных организаций. На вопрос «Хотел ли ты принимать участие в практических делах экологической направленности?» 35,25 % ответили положительно, 23,75 % - категорически против, 40,75 % - затруднились ответить. Это позволяет сделать вывод о недостаточной социально-экологической сознательности и активности школьников. Психолого-педагогическая характеристика данного возраста предполагает самореализацию личности через социально значимую деятельность, которую может и должна предоставить ученику школа. Итоги анкетирования показали, что школами недостаточно широко используются различные формы внеклассной воспитательной работы по формированию социально-экологической активности личности.
На втором этапе нами была разработана программа социально-экологической направленности «Человек и среда обитания» для учащихся 8-10 классов, которая включала в себя такие разделы, как:
1. Теоретические занятия по темам «Исторические этапы взаимодействия в системе «человек - природа - общество - производство»», «Мое здоровье и среда обитания», «Социально-экологические проблемы и пути их решения», «Этноэкологические основы взаимодействия человека с природной средой» и др.
2. Практические занятия: «Информационно-пропагандистская деятельность»,
«Социально-экологическое проектирование», «Исследовательская деятельность», «Практические природоохранные дела», «Волонтерское экологическое движение», «Научно-практические конференции» и др.
На третьем этапе шла апробация программы на базе СОШ №№ 25, 17 г. Чебоксары совместно с центром внешкольной работы «Эткер».
Четвертый этап включал реализацию воспитательных мероприятий социальноэкологического содержания на базе детских оздоровительных (пришкольных) лагерей.
Пятый этап исследования заключался в обработке результатов и выявлении педагогических условий. Для выявления условий формирования социально-экологической культуры школьников во внеклассной работе нами был определен и реализован ряд педагогических задач. Педагогическая задача представляет собой «осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий» [2, 41]. Л. Ф. Спирин, М. Л. Фрумкин определили задачу как результат осознания субъектом деятельности, ее условий и проблем. Решить задачу -значит найти вариант эффективной помощи школьнику. Рассмотрим задачи, которые были реализованы во внеклассной деятельности.
1. Задачи, решение которых было направлено на формирование и развитие коллектива как определенной организации и системы педагогически целесообразных связей и отношений. В деятельности детских коллективов реализовались следующие элементы их организации:
—наличие общих целей как выражение коллективных потребностей, их развитие как условие осуществления воспитательных функций;
— систематическое включение всех учащихся в природоохранную деятельность, обеспечивающую социальную ответственность всего коллектива;
— обеспечение связи коллективов классов (групп) с окружающей социальной средой;
— развитие отношений творческого содружества педагогов и учащихся во внеучебной деятельности социально-экологического направления.
2. Задачи, решение которых было направлено на вооружение учащихся системой социально-экологических знаний. В нашей работе важное место было отведено познанию природы и социально-экологических проблем современного общества, изучению основ этноэко-логического взаимодействия с окружающей средой. Эти знания выступают важнейшим критерием формирования социально-экологических отношений, которые содержат объективную информацию о школьнике, его внешних и внутренних позициях, мировоззрении.
3. Задачи, направленные на формирование умений и навыков практической социально-экологической проектной деятельности как основы индивидуального личностного развития и формирования навыков командной работы. Для решения данной задачи нами были разработаны и реализованы социально-экологические проекты для школьников по темам: «Мой двор», «Молодежь и здоровье», «Пришкольный участок», «Свалки нашего города» и др. Данная работа позволяет учащимся проявить социальную активность, почувствовать свою значимость, возможность и необходимость решения социально-экологических проблем.
4. Задачи, решение которых было направлено на формирование социально-экологической активности в процессе практической деятельности. Нами была организована практическая природоохранная и природоисследовательская работа на базе Детского зооуголка «Ковчег» Республиканского центра дополнительного образования детей «Юнитэкс». Здесь учащиеся познавали азы природоохранной деятельности, изучали животный мир, проводили наблюдения, ставили опыты, осуществляли уход за своими питомцами. Старшие школьники совместно с его сотрудниками выхаживали больных и ослабленных животных, вели наблюдение за их поведением в неволе, процессом восстановления и выпуска здоровых особей в природу. Другим направлением практической деятельности социально-экологического содержания были работы на базе школьных лесничеств по посадке лесных насаждений, охране лесов от пожаров, лесовосстановлению и лесовоспроизводству. Также нами были проведены такие практические дела, как экологические субботники, изготовление и установление скворечников, очистка территорий от мусора и др. Непосредственная практическая деятельность углубляет знания учащихся по биологии и экологии, развивает интерес к исследовательской работе, формирует социально-экологическое мышление.
5. Задачи, решение которых было направлено на формирование социально-эколо-ги-ческой воспитанности школьников с использованием ролевых и деловых экологических игр. Этому предшествовала большая подготовительная работа по распределению ролей, сбору информации. Со школьниками были проведены игры по темам: «Зеленая аптека под
ногами», «Первоцвет», «Мое здоровье» и др. Экологические игры помогают школьникам глубже осознать проблемы охраны природы, рационального природопользования, способствуют углублению знаний о природе родного края, развитию природоохранительной позиции, чувства гражданской ответственности, повышают социально-экологическую активность, экологический самоконтроль. Во время игры у учащихся проявляется определенное отношение к существующим проблемам, убежденность в необходимости действовать.
6. Задачи, направленные на приобщение школьников к исследовательской деятельности. Особое место в социально-экологическом воспитании школьников занимают науч -но-исследовательские, практические, экспериментальные работы экологического направления. Исследовательский подход является стимулом к изучению экологии и социально-экологических проблем современности, активизации познавательного интереса. Исследовательская деятельность побуждает подростков совершенствовать свои знания, так как без них невозможен процесс изучения природы. Социальная направленность исследований была связана с такими направлениями, как здоровьесбережение, этноэкология, социальная экология.
7. Задачи, решение которых позволяло делать воспитательный процесс непрерывным. Данная группа задач решалась сразу в нескольких направлениях: в учебной и внеу-чебной работе, внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности, на базе детских оздоровительных лагерей (пришкольные лагеря СОШ № 25 и 17, гимназии № 2 г. Чебоксары). В связи с тем, что период активной жизнедеятельности живых организмов совпадает с каникулами, в целях непрерывного экологического образования в нашей экспериментальной работе мы уделяли важное место детским оздоровительным лагерям. Специфической особенностью экологического образования и воспитания наших школьников в оздоровительных лагерях в летний период является то, что здесь создается временный коллектив; воспитательный процесс проходит более интенсивно, определяясь кратковременностью лагерной смены. Для экологического воспитания школьников мы стремились максимально использовать возможности природного окружения лагеря. В экологических лагерях нами были проведены разнообразные массовые мероприятия: экологическая сказка, экологическая эстафета, экологические КВНы, экологические десанты и субботники. Эти мероприятия одновременно способствовали сплочению коллектива, формированию активной жизненной позиции во взаимодействии с окружающей природной средой.
8. Задачи, решение которых было направлено на формирование единства экологического сознания и поведения. Данная группа задач решалась на основе индивидуального и дифференцированного подходов. Индивидуальный подход к учащимся мы рассматривали как условие достижения коллективного успеха в деятельности. Главным в этой работе являлось создание таких условий, которые будут наиболее благоприятными для формирования у них социально-экологической культуры. Индивидуальный подход позволяет осуществить мониторинг знаний учащихся по экологии, корректировать продвижение ученика от одного уровня развития к другому.
Решение поставленных в исследовании задач позволило выявить педагогические условия, способствующие успешному социально-экологическому воспитанию учащихся в процессе внеклассной работы. Педагогические условия представляют собой совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, которые должны обеспечить достижение целей обучения и воспитания. Эти условия составляют среду, в которой явления возникают, существуют и развиваются. Поиску педагогических условий, способствующих повышению эффективности
учебно-воспитательного процесса, посвящены исследования В. И. Андреева, Ю. К. Бабанского, Л. В. Занкова. А. М. Матюшкина, Ю. П. Сокольникова, И. С. Якиманской и др.
В результате проведенной экспериментальной работы, анализа и синтеза нами был выявлен ряд педагогических условий, позволяющих повысить эффективность формирования социально-экологической культуры школьников.
К первой группе были отнесены общие педагогические условия. Основополагающим является методологическое обеспечение процесса формирования социально-экологической культуры учащихся. Одним из основных методологических принципов является системный подход (Ю. П. Сокольников, М. В. Емельянова, Г. Н. Григорьев), сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Системный подход позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики, составляющие систему отдельных элементов. При данном подходе педагогическая система рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: целей образования, субъектов педагогического процесса, содержания образования, методов и форм педагогического процесса и материальных средств. Отсюда следует, что вторым условием формирования социально-экологической культуры учащихся является кадровое обеспечение этого процесса. Педагог должен владеть социально-экологическими компетенциями для успешной реализации воспитательного процесса. Следующим условием успешности формирования социально-экологической культуры является методическое обеспечение педагогического процесса, использование инновационных технологий. Организованная нами методическая и консультационная помощь по формированию социально-экологической культуры школьников для педагогов и организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы обеспечивала рост их профессионального мастерства. Четвертым условием является организационно-управленческое обеспечение педагогического процесса, поддержка внеклассной воспитательной работы социально-экологического направления со стороны администрации образовательных учреждений. Опыт показывает, что администрация образовательных учреждений поддерживает начинания социально-экологического направления: волонтерское экологическое движение, школьные лесничества, социально-экологические проекты школьников, экологические агитбригады, экологические театры, научно-исследовательскую деятельность.
В ходе экспериментальной работы нами были выявлены частные педагогические условия, которые существенно повышают уровень социально-экологической культуры подростков. Первым условием является систематическая диагностика уровня сформиро-ванности экологической культуры учащихся и на ее основе корректировка учебно-воспитательного процесса. Обеспечение этого условия позволяет вести целенаправленную воспитательную работу, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход. Для его реализации нами было разработано учебно-методическое пособие «Диагностика экологической культуры школьников». Следующим условием является внедрение в Концепцию воспитания образовательного учреждения социально-экологического компонента, включающего в себя следующие направления: национально-региональный компонент, здоровьесберегающие технологии, мероприятия по формированию социальной активности школьников во взаимодействии с окружающей природной средой. Еще одним условием формирования социально-экологической культуры школьников является организация учебно-познавательной деятельности, способствующей
глубокому, осознанному усвоению учащимися всей системы социально-экологических понятий. Внедрение современных педагогических технологий, введение интеллектуальных видов учебных и внеклассных занятий, научно-исследовательская работа и активная экологическая деятельность позволяют повысить уровень социально-экологической культуры школьников.
Наши исследования показали, что при решении социально-экологических задач в большей степени формируются и проявляются следующие умения:
1. Умение оперировать понятиями. Владение понятиями связано с анализом, синтезом, сравнением, сопоставлением, абстрагированием, обобщением и, следовательно, с мыслительными процессами. Оценивая умения, мы судим об экологическом мышлении подростков.
2. Умение применять теоретические знания в решении практических социально-экологических задач. Практика - это материальная, целеполагающая деятельность школьника, освоение и преобразование объективной действительности, основа развития общества.
3. Умение самостоятельно мыслить заключается в умении выделять главное, сравнивать предложенное с настоящей ситуацией и находить правильное оптимальное решение проблем.
4. Умение использовать экологические знания в ситуациях, когда необходимо отстаивать свои убеждения.
Следующим условием успешности формирования социально-экологической культуры подростков во внеклассной воспитательной работе является использование индивидуальных, групповых и коллективных форм воспитания. Наиболее подходящими для реализации данной цели являются такие методы воспитания, как метод формирования положительного опыта в деятельности, методы убеждения, стимулирования, контроля, самоконтроля и самовоспитания. Нами было выделено еще одно условие успешности выполнения цели нашего исследования - учет индивидуальных особенностей учащихся в учебно-воспитательном процессе, который реализовывался в индивидуальной практической и исследовательской деятельности школьников.
Результат исследования - обретение школьником социально ориентированного «Я», стремление к самосовершенствованию, формирование активной жизненной позиции, ответственное отношение к окружающей природной и социальной среде.
Резюме. В свете изложенного, можно сделать вывод о том, что предложенный комплекс взаимосвязанных педагогических условий, выявленных на основе педагогических задач, является необходимым и достаточным для успешности протекания процесса социально-экологического воспитания школьников во внеклассной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дополнительное образование детей. Словарь-справочник / автор-составитель Д. Е. Яковлев. - М. : АРКТИ, 2002. - 112 с.
2. Коджаспирова, Г. МПедагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М. : Академия, 2001. - 176 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Проект. - М. : Российская академия образования, 2011. - 38 с.
4. Шилова, В. С. Социально-экологическое образование школьников: теория и практика / В. С. Шилова. - Белгород : Изд-во Бел. гос. ун-та, 1999. - 244 с.