Научная статья на тему 'Проблемы подготовки студентов педагогических специальностей к внеклассной воспитательной работе по социально-экологическому направлению'

Проблемы подготовки студентов педагогических специальностей к внеклассной воспитательной работе по социально-экологическому направлению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВНЕКЛАССНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / SOCIO-ECOLOGICAL UPBRINGING / EXTRA-CURRICULAR WORK / STUDENTS MAJORING IN PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаронова Е. Г.

В статье рассматриваются проблемы подготовки студентов к социально-экологическому воспитанию школьников, выделены критерии и показатели, охарактеризованы уровни готовности. Автором проведена диагностика использования форм социально-экологического воспитания в практике общеобразовательных школ Чувашской республики, представлена тематика спецкурса для студентов по проблеме исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article draws attention to the preparation of students to socioecological upbringing of school pupils. It presents criteria, indicators and levels of readiness. The author has conducted diagnostic research of the use of form of socio-ecological upbringing in Chuvash comprehensive schools. The article presents the topics of a specially designed course for the students on the investigated issue.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки студентов педагогических специальностей к внеклассной воспитательной работе по социально-экологическому направлению»

Педагогика высшей школы

Е.Г. Шаронова

Проблемы подготовки студентов педагогических специальностей к внеклассной воспитательной работе по социально-экологическому направлению

В статье рассматриваются проблемы подготовки студентов к социально-экологическому воспитанию школьников, выделены критерии и показатели, охарактеризованы уровни готовности. Автором проведена диагностика использования форм социально-экологического воспитания в практике общеобразовательных школ Чувашской республики, представлена тематика спецкурса для студентов по проблеме исследования.

Ключевые слова: социально-экологическое воспитание, внеклассная воспитательная работа, студенты педагогических специальностей.

Система образования сегодня претерпевает большие изменения, что, прежде всего, связано с модернизацией школьного образования. В государственных образовательных стандартах третьего поколения отмечается, что в любой образовательной программе будет две части: обязательная, и та, которая формируется школой. В проекте Федерального государственного образовательного стандарта общего образования делается упор на формирование учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, развитие опыта самостоятельной, творческой и ответственной деятельности. Стандарт предусматривает участие обучающихся в процессах преобразования социальной среды, разработки и реализации социальных проектов и программ, развития опыта социальной инициативы, социально значимой деятельности и лидерских качеств [6]. Новый стандарт ориентирован на организацию внеклассной и внешкольной работы: кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия. Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умения применять их в повседневной жизни, использовать в практической деятельности.

В современных условиях образовательным учреждениям необходимы качественно новые программы по организации внеклассной воспитательной работы. Одним из механизмов реализации целей и задач воспитания является создание актуальной воспитательной системы. Под воспитательной системой школы подразумевается целостный социальный организм,

функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегрированными характеристиками, как образ жизни коллектива и его психологический климат [2]. Внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка [1].

Проблемы организации внеклассной воспитательной работы со школьниками по экологическому направлению рассматривают в своих трудах А.Ю. Борисенко, А.А. Бородай, Б.З. Вульфов, Н.В. Добрецо-ва, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, А.И. Никишов, И.Т. Суравегина, Д. Л. Теплов и др. Вопросы подготовки студентов к экологическому воспитанию школьников во внеклассной и внеурочной деятельности отражены в работах А.В. Афониной, Б.С. Кубанцева, С.В. Левиной, Е.С. Сластени-ной. Проблема социально-экологического образования учащейся и студенческой молодежи раскрывается в работах В.С. Шиловой, С.Н. Гла-зачева. В то же время вопросы подготовки студентов педагогических специальностей к внеклассной воспитательной работе социально-экологического направления в современной педагогической науке недостаточно изучены, они имеют фрагментарный характер и требуют глубокого системного изучения.

Социально-экологическое - понятие, употребляемое, когда речь идет об устойчивых, систематических взаимосвязях социального организма с совокупностью условий его существования, которые, в данной исторической ситуации, выступают в качестве обычных, нормальных, естественных для него условий существования [3]. Проанализировав подходы к определению понятий «экологическое воспитание», «социальное воспитание», «социально-экологическое воспитание» (М.В. Емельянова, А.Н. Захлебный, Н.Н. Моисеев, А.В. Мудрик, И.Т. Суравегина, В.С. Шилова и др.), мы рассматриваем социально-экологическое воспитание школьников как один из аспектов воспитания, направленный на усвоение ими части общечеловеческой культуры взаимодействия с окружающей природной и социальной средой, осуществляемый всеми социальными институтами, реализуемый в учебной и внеучебной, внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности; формирование элементов социального опыта: совокупности социально-экологических знаний, умений, навыков; мотивов, установок и интересов, социальноэкологических ценностей, эмоционально-волевых усилий для реализации экологически оправданного поведения, которые необходимы им для правильного взаимодействия в системе «Человек - Общество - Природа - Производство»; как процесс формирования социально-экологически

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

активной личности, самореализующейся в социально-значимой экологической деятельности.

Основой социально-экологического воспитания личности является социально-экологическая деятельность, которая представляет собой процесс взаимодействия личности с природной средой, определяемый эко-центрическим типом сознания и проявляющийся в конкретных действиях и поступках по изучению, охране, восстановлению и возобновлению природно-ресурсного потенциала, развитию среды жизни для будущих поколений. Социально-экологическая деятельность общества и личности представляет собой единый, целостный, сознательный, познавательно-практический процесс взаимодействия с природной средой, преломляющийся через специфические историко-географические, социально-экономические, социально-экологические и другие условия каждого общественного организма и составляющих его личностей, направленный, в конечном счете, на гармонию в отношениях, на создание сбалансированной среды жизни для настоящих и будущих поколений [7, с. 43]. Социально-экологическое направление внеклассной воспитательной работы включает те формы и методы, которые позволяют не просто получать экологические знания, умения и навыки, но, главным образом, формируют социальную активность, ответственность за собственные поступки при взаимодействии с природной средой, активную жизненную позицию.

Нами был проведен анализ участия школьников во внеклассной воспитательной деятельности экологического направления. В исследовании приняло участие 268 учащихся общеобразовательных школ Чувашской республики. Прежде всего, мы выяснили ценностное отношение к природе [4, с. 70-73]. В результате проведенного анкетирования было выявлено, что только как объект эстетического наслаждения воспринимают природу 16,41% учащихся 8-10 классов; как объект познания и изучения - 9,35%; прагматическое отношение к природе у 61,19% школьников; 13,05 % воспринимают ее как объект, который нуждается в охране и заботе. Данные позволяют сделать вывод о том, что природа не является значимой ценностью для школьников, преобладает антропоцентрический тип восприятия природы.

В рамках нашего исследования особое внимание было уделено внеклассной воспитательной работе экологического направления. Анализ показал, что в исследуемых школах основное внимание уделяется таким видам социально-экологической деятельности, как субботники - 89%, походы в природу и экскурсии (как правило, с целью активного отдыха, но не изучения природы родного края) - 27,5%. 18% респондентов

принимали участие в научно-практических конференциях, 14,5% - были в лагерях экологической направленности, 12,25% - участвовало в экологических проектах, 11,5% - посещают кружки экологического направления, 9,5% - принимали участие в экологических акциях, 9,5% -являются членами общественных организаций.

На вопрос «Хотел ли ты принимать участие в практических делах экологической направленности?» 35,07% респондентов ответили положительно, 23,50% - категорически против, 41,43% - возможно, приняли участие. Это позволяет сделать вывод о недостаточной экологической активности школьников. Психолого-педагогическая характеристика данного возраста предполагает активную самореализацию личности через социально-значимую деятельность, которую может и должна предоставить ученику школа. Итоги анкетирования показали, что школами недостаточно широко используются различные формы внеклассной воспитательной работы экологического направления.

Вторым этапом нашего исследования был анализ подготовки студентов педагогических специальностей к внеклассной воспитательной работе экологического направления. Нами было опрошено 146 студентов педагогических специальностей IV курсов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева и Чебоксарского филиала МГГУ им. М. А. Шолохова после прохождения педагогической практики. Анализ показал, что в школе во время их практики из всех воспитательных мероприятий только 10,8% были экологического направления. Отвечая на вопрос о трудностях организации внеклассных воспитательных мероприятий, студенты выделяют следующее.

1. Занятость детей в различных секциях и клубах, в связи с чем достаточно трудно собрать ребят во внеурочное время.

2. Сложность подготовки к внеклассным воспитательным мероприятиям (определенная специфика организации и проведения).

3. Недостаточная осведомленность о формах и методах организации внеклассной воспитательной работы экологического и социально-экологического направления.

4. Одноплановость использования форм внеклассной воспитательной работы социально-экологического содержания.

Для эффективного осуществления воспитательного процесса студенты сами должны иметь достаточный уровень экологической воспитанности. Для проведения диагностики уровня готовности будущих педагогов к социально-экологическому воспитанию школьников нами были проанализированы работы С. А. Дерябо, С.Н. Глазачева, М.В. Емельяновой, И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, В.В. Зотова, Р.К. Репиной, А.П. Сидель-ковского, И.Т. Суравегиной, В.С. Шиловой, В.А. Ясвина и определены

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

следующие критерии: когнитивный, ценностно-мотивационный, эмоционально-волевой, деятельностно-поведенческий. Для каждого из критериев мы определили показатели готовности к социально-экологическому воспитанию школьников.

1. Когнитивный критерий:

- знание основ экологии, социальной экологии, социальной педагогики, экологической педагогики, экологической психологии, экологической этнопедагогики;

- знание исторического опыта взаимодействия в системе «человек - природа - общество - производство»;

- знание социально-экологических проблем современности и путей выхода из них;

- знание нормативно-правовых основ взаимодействия в системе «общество - природа»;

- знание содержания и сущности понятия «социально-экологическое воспитание личности», его компонентов;

- знание форм и методов социально-экологического воспитания школьников;

- знание диагностики социально-экологического воспитания личности;

- знакомство с социальными институтами, которые проводят целенаправленную работу по организации социально-экологического воспитания школьников.

2. Ценностно-мотивационный критерий:

- потребности в социально значимой экологической деятельности;

- убежденность в необходимости применять социально-экологические знания в практической деятельности;

- желание и уверенности в том, что необходимо охранять и приумножать природные богатства для будущих поколений;

- руководство в делах и поступках этическими нормами взаимодействия с природной и социальной средой;

- эстетические чувства по отношению к природной и социальной среде;

- ощущение природы и человека как основополагающих ценностей;

- ценностное отношение к природе и социальной среде (этносу, нации) своего края (региона, республики);

- мотивация к выполнению деятельности по социально-экологическому воспитанию школьников;

- социально-экологические личностные качества: гуманность, эмпатия, бережливость, ответственность за результат своей экологической, социально-экологической деятельности.

3. Эмоционально-волевой критерий:

- внутренняя эмоциональная готовность к проведению мероприятий социально-экологической направленности;

- эмоционально положительный настрой на решение социально-экологических проблем современности разных уровней (глобального, регионального, локального);

- приложение волевых усилий для организации и проведения социальноэкологической деятельности.

4. Деятельностно-поведенческий (практический) критерий:

- участие в мероприятиях социально-экологического содержания (акциях, проектах, конференциях);

- участие в молодежных экологических движениях;

- работа в детских оздоровительных лагерях по реализации социальноэкологических программ;

- экологически грамотное поведение в природной среде;

- умение провести мероприятие социально-экологического направления;

- умение провести диагностику социально-экологической воспитанности школьников.

Нами были определены и охарактеризованы следующие уровни готовности будущих учителей к проведению воспитательной работы социально-экологического направления.

Высокий уровень. Студенты данного уровня характеризуются наличием устойчивых знаний содержания и сущности понятия социальноэкологическое воспитание личности, его компонентов, форм и методов социально-экологического воспитания школьников, диагностики социально-экологического воспитания личности. Студенты обладают широкой эрудицией в области социально-экологического познания, пониманием сущности изучаемого материала, свободным оперированием учебным материалом, творческим применением знаний для получения новых, применением усвоенных знаний при решении нестандартных задач, устойчивым интересом к экологическим и социально-экологическим вопросам и проблемам, наличием опыта участия в практических делах по сохранению и улучшению состояния окружающей природной и социальной среды, осознанием личной причастности к решению экологических проблем, устойчивой потребностью в повышении уровня экологических знаний и умений. При участии в экологической деятельности студентами движут мировоззренческие мотивы, мотивы долга. Экологические ценности и ценности личностного здоровья занимают одно из центральных мест в общей совокупности жизненных ценностей студента. Показывают владение системой эколого-педагогических знаний и умений, необходимых для организации социально-экологического

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

воспитания учащихся. Имеют опыт творческой эколого-педагогической деятельности.

Средний уровень. Студенты данного уровня характеризуются наличием недостаточно устойчивых знаний содержания и сущности понятия социально-экологическое воспитание личности, его компонентов, форм и методов социально-экологического воспитания школьников, диагностики социально-экологического воспитания личности. Они обладают осмысленным воспроизведением знаний на уровне понимания, умением перевести их из одной формы в другую; умениями применять усвоенную информацию, решать задачи по заранее усвоенному образцу; имеют незначительные затруднения с применением знаний при решении нестандартных задач. Практический опыт экологической деятельности у студентов невелик, но проявляется самостоятельность, инициативность в данной деятельности; преобладает убежденность в необходимости сохранения всех природных объектов, независимо от их «пользы» для человека. Экологическая деятельность студента мотивируется познавательными и эстетическими потребностями. В группе жизненных ценностей экологические ценности занимают высокие позиции, однако они не воспринимаются личностью студента как самое дорогое и ценное в жизни. Недостаточно глубокое владение определенной системой эколо-го-педагогических знаний, умений, не всегда достаточных для организации социально-экологического воспитания школьников. Незначительный опыт творческой эколого-педагогической деятельности.

Низкий уровень. Для студентов данного уровня готовности характерно то, что социально-экологические знания и знания основ организации социально-экологического воспитания школьников являются фрагментарными, поверхностными, бессистемными. Опыта социально-экологической деятельности нет. Если они принимают участие в экологической деятельности, то только по принуждению и под контролем, отрицают необходимость личного участия в практическом решении экологических проблем, т.к. считают, что для этого существуют специальные организации. Преобладает убежденность в необходимости сохранения только тех природных объектов, которые служат для удовлетворения человеческих потребностей. Экологическая деятельность и поведение студента мотивируется следующими потребностями: побуждение к деятельности под «давлением» извне, без внутреннего принятия этой деятельности. Экологические и социально-экологические ценности занимают последние места в общей совокупности жизненных ценностей личности студента. Владеет поверхностными бессистемными эколого-педагогическими знаниями, умениями. Нет опыта творческой эколого-педагогической деятельности.

Для выявления уровня экологической воспитанности студентов нами были использованы диагностические методики С.Н. Глазачева, С. Д. Дерябо, Р.К. Репиной, М.В. Емельяновой, В. А. Ясвина и др., адаптированные к проблеме нашего исследования. В исследовании принимали участие 50 человек. Получены следующие результаты.

1. Большинство студентов имеют средний уровень экологической воспитанности по когнитивному критерию (22% - низкий уровень; 78% -средний уровень), высокого уровня нет ни у одного студента.

2. В ходе обработки результатов по методикам изучения ценностномотивационного критерия было определено, что высокого уровня нет ни у одного студента (42% - средний уровень; 58% - низкий уровень).

Существует явная проблема формирования ценностно-мотивационного отношения к природе. Мы считаем, что это связано с общей тенденцией прагматического отношения к природной среде.

3. Результаты исследования уровня сформированности эмоциональноволевого критерия позволяют нам сделать вывод о его недостаточности (58% студентов имеют низкий уровень; 39% - средний уровень; только 3% - высокий уровень).

4. Методики изучения деятельностно-поведенческого (практического) компонента показали, что 56% студентов имеют низкий уровень его сформированности; 42% - средний; 2% студентов обладают высоким уровнем.

Диагностика уровня сформированности компонентов готовности студентов к осуществлению социально-экологического воспитания школьников показало их недостаточный уровень, что позволило нам разработать и внедрить в учебно-воспитательной процесс Чебоксарского филиала МГГУ им. М. А. Шолохова спецкурс «Социально-экологическое воспитание студентов» на психолого-педагогическом факультете. В рамках нашего исследования в программу спецкурса были включены такие темы, как «Внеклассная воспитательная работа экологического содержания», «Формы и методы внеклассной воспитательной работы со школьниками экологического содержания», «Традиционные и инновационные технологии внеклассной воспитательной работы социально-экологического направления», «Диагностика социально-экологической воспитанности школьников», «Взаимодействие социальных институтов по формированию социально-экологической активности личности» и др.

Кроме того, нами были проведены практические занятия по следующим направлениям: экологические тренинги, обсуждение фильмов социально-экологического направления, анализ и рецензия статей социальноэкологического содержания, подготовка сочинений и эссе по проблеме

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

исследования, подготовка статей и сообщений в газету университета «Шупаш», реализация социально-экологических проектов и др.

Данная программа проходит апробацию, но промежуточные результаты позволяют нам сделать вывод о необходимости усиления деятельности по социальной направленности экологической подготовки студентов педагогических специальностей. Основными задачами мы считаем: обучение студентов организации системной природоохранной, природовосстановительной и природоисследовательской деятельности школьников; ориентация на реализацию проектной и научно-исследовательской деятельности; знакомство с инновационными формами и методами социально-экологического воспитания; формирование готовности к социально-экологической деятельности, социальной активности в процессе взаимодействия с природной средой, развитие экологической ответственности.

Библиографический список

1. Дополнительное образование: Словарь-справочник / Автор-сост. Д.Е. Яковлев. М., 2002.

2. Емельянова М.В., Шаронова Е.Г., Репина Р.К. Диагностика экологической воспитанности студентов педагогического вуза. Чебоксары, 2007.

3. Социально-экологический словарь (русско-французский) / Отв. ред. Ремизов И.Н. М., 2002.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование. Проект. М., 2011.

5. Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. М., 2003.

6. Шилова В.С. Социально-экологическое образование студентов (в контексте деятельностного подхода): Монография. Белгород, 2006.

7. Ясвин В.А. Исследование структурных характеристик личностного отношения к природе // Психологический журнал. 1995. № 3. Т. 16. С. 70-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.