Педагогика высшей школы
Е.Г. Шаронова
Проблемы подготовки студентов педагогических специальностей к внеклассной воспитательной работе по социально-экологическому направлению
В статье рассматриваются проблемы подготовки студентов к социально-экологическому воспитанию школьников, выделены критерии и показатели, охарактеризованы уровни готовности. Автором проведена диагностика использования форм социально-экологического воспитания в практике общеобразовательных школ Чувашской республики, представлена тематика спецкурса для студентов по проблеме исследования.
Ключевые слова: социально-экологическое воспитание, внеклассная воспитательная работа, студенты педагогических специальностей.
Система образования сегодня претерпевает большие изменения, что, прежде всего, связано с модернизацией школьного образования. В государственных образовательных стандартах третьего поколения отмечается, что в любой образовательной программе будет две части: обязательная, и та, которая формируется школой. В проекте Федерального государственного образовательного стандарта общего образования делается упор на формирование учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, развитие опыта самостоятельной, творческой и ответственной деятельности. Стандарт предусматривает участие обучающихся в процессах преобразования социальной среды, разработки и реализации социальных проектов и программ, развития опыта социальной инициативы, социально значимой деятельности и лидерских качеств [6]. Новый стандарт ориентирован на организацию внеклассной и внешкольной работы: кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия. Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умения применять их в повседневной жизни, использовать в практической деятельности.
В современных условиях образовательным учреждениям необходимы качественно новые программы по организации внеклассной воспитательной работы. Одним из механизмов реализации целей и задач воспитания является создание актуальной воспитательной системы. Под воспитательной системой школы подразумевается целостный социальный организм,
функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегрированными характеристиками, как образ жизни коллектива и его психологический климат [2]. Внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка [1].
Проблемы организации внеклассной воспитательной работы со школьниками по экологическому направлению рассматривают в своих трудах А.Ю. Борисенко, А.А. Бородай, Б.З. Вульфов, Н.В. Добрецо-ва, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, А.И. Никишов, И.Т. Суравегина, Д. Л. Теплов и др. Вопросы подготовки студентов к экологическому воспитанию школьников во внеклассной и внеурочной деятельности отражены в работах А.В. Афониной, Б.С. Кубанцева, С.В. Левиной, Е.С. Сластени-ной. Проблема социально-экологического образования учащейся и студенческой молодежи раскрывается в работах В.С. Шиловой, С.Н. Гла-зачева. В то же время вопросы подготовки студентов педагогических специальностей к внеклассной воспитательной работе социально-экологического направления в современной педагогической науке недостаточно изучены, они имеют фрагментарный характер и требуют глубокого системного изучения.
Социально-экологическое - понятие, употребляемое, когда речь идет об устойчивых, систематических взаимосвязях социального организма с совокупностью условий его существования, которые, в данной исторической ситуации, выступают в качестве обычных, нормальных, естественных для него условий существования [3]. Проанализировав подходы к определению понятий «экологическое воспитание», «социальное воспитание», «социально-экологическое воспитание» (М.В. Емельянова, А.Н. Захлебный, Н.Н. Моисеев, А.В. Мудрик, И.Т. Суравегина, В.С. Шилова и др.), мы рассматриваем социально-экологическое воспитание школьников как один из аспектов воспитания, направленный на усвоение ими части общечеловеческой культуры взаимодействия с окружающей природной и социальной средой, осуществляемый всеми социальными институтами, реализуемый в учебной и внеучебной, внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности; формирование элементов социального опыта: совокупности социально-экологических знаний, умений, навыков; мотивов, установок и интересов, социальноэкологических ценностей, эмоционально-волевых усилий для реализации экологически оправданного поведения, которые необходимы им для правильного взаимодействия в системе «Человек - Общество - Природа - Производство»; как процесс формирования социально-экологически
Педагогика и психология
Педагогика высшей школы
активной личности, самореализующейся в социально-значимой экологической деятельности.
Основой социально-экологического воспитания личности является социально-экологическая деятельность, которая представляет собой процесс взаимодействия личности с природной средой, определяемый эко-центрическим типом сознания и проявляющийся в конкретных действиях и поступках по изучению, охране, восстановлению и возобновлению природно-ресурсного потенциала, развитию среды жизни для будущих поколений. Социально-экологическая деятельность общества и личности представляет собой единый, целостный, сознательный, познавательно-практический процесс взаимодействия с природной средой, преломляющийся через специфические историко-географические, социально-экономические, социально-экологические и другие условия каждого общественного организма и составляющих его личностей, направленный, в конечном счете, на гармонию в отношениях, на создание сбалансированной среды жизни для настоящих и будущих поколений [7, с. 43]. Социально-экологическое направление внеклассной воспитательной работы включает те формы и методы, которые позволяют не просто получать экологические знания, умения и навыки, но, главным образом, формируют социальную активность, ответственность за собственные поступки при взаимодействии с природной средой, активную жизненную позицию.
Нами был проведен анализ участия школьников во внеклассной воспитательной деятельности экологического направления. В исследовании приняло участие 268 учащихся общеобразовательных школ Чувашской республики. Прежде всего, мы выяснили ценностное отношение к природе [4, с. 70-73]. В результате проведенного анкетирования было выявлено, что только как объект эстетического наслаждения воспринимают природу 16,41% учащихся 8-10 классов; как объект познания и изучения - 9,35%; прагматическое отношение к природе у 61,19% школьников; 13,05 % воспринимают ее как объект, который нуждается в охране и заботе. Данные позволяют сделать вывод о том, что природа не является значимой ценностью для школьников, преобладает антропоцентрический тип восприятия природы.
В рамках нашего исследования особое внимание было уделено внеклассной воспитательной работе экологического направления. Анализ показал, что в исследуемых школах основное внимание уделяется таким видам социально-экологической деятельности, как субботники - 89%, походы в природу и экскурсии (как правило, с целью активного отдыха, но не изучения природы родного края) - 27,5%. 18% респондентов
принимали участие в научно-практических конференциях, 14,5% - были в лагерях экологической направленности, 12,25% - участвовало в экологических проектах, 11,5% - посещают кружки экологического направления, 9,5% - принимали участие в экологических акциях, 9,5% -являются членами общественных организаций.
На вопрос «Хотел ли ты принимать участие в практических делах экологической направленности?» 35,07% респондентов ответили положительно, 23,50% - категорически против, 41,43% - возможно, приняли участие. Это позволяет сделать вывод о недостаточной экологической активности школьников. Психолого-педагогическая характеристика данного возраста предполагает активную самореализацию личности через социально-значимую деятельность, которую может и должна предоставить ученику школа. Итоги анкетирования показали, что школами недостаточно широко используются различные формы внеклассной воспитательной работы экологического направления.
Вторым этапом нашего исследования был анализ подготовки студентов педагогических специальностей к внеклассной воспитательной работе экологического направления. Нами было опрошено 146 студентов педагогических специальностей IV курсов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева и Чебоксарского филиала МГГУ им. М. А. Шолохова после прохождения педагогической практики. Анализ показал, что в школе во время их практики из всех воспитательных мероприятий только 10,8% были экологического направления. Отвечая на вопрос о трудностях организации внеклассных воспитательных мероприятий, студенты выделяют следующее.
1. Занятость детей в различных секциях и клубах, в связи с чем достаточно трудно собрать ребят во внеурочное время.
2. Сложность подготовки к внеклассным воспитательным мероприятиям (определенная специфика организации и проведения).
3. Недостаточная осведомленность о формах и методах организации внеклассной воспитательной работы экологического и социально-экологического направления.
4. Одноплановость использования форм внеклассной воспитательной работы социально-экологического содержания.
Для эффективного осуществления воспитательного процесса студенты сами должны иметь достаточный уровень экологической воспитанности. Для проведения диагностики уровня готовности будущих педагогов к социально-экологическому воспитанию школьников нами были проанализированы работы С. А. Дерябо, С.Н. Глазачева, М.В. Емельяновой, И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, В.В. Зотова, Р.К. Репиной, А.П. Сидель-ковского, И.Т. Суравегиной, В.С. Шиловой, В.А. Ясвина и определены
Педагогика и психология
Педагогика высшей школы
следующие критерии: когнитивный, ценностно-мотивационный, эмоционально-волевой, деятельностно-поведенческий. Для каждого из критериев мы определили показатели готовности к социально-экологическому воспитанию школьников.
1. Когнитивный критерий:
- знание основ экологии, социальной экологии, социальной педагогики, экологической педагогики, экологической психологии, экологической этнопедагогики;
- знание исторического опыта взаимодействия в системе «человек - природа - общество - производство»;
- знание социально-экологических проблем современности и путей выхода из них;
- знание нормативно-правовых основ взаимодействия в системе «общество - природа»;
- знание содержания и сущности понятия «социально-экологическое воспитание личности», его компонентов;
- знание форм и методов социально-экологического воспитания школьников;
- знание диагностики социально-экологического воспитания личности;
- знакомство с социальными институтами, которые проводят целенаправленную работу по организации социально-экологического воспитания школьников.
2. Ценностно-мотивационный критерий:
- потребности в социально значимой экологической деятельности;
- убежденность в необходимости применять социально-экологические знания в практической деятельности;
- желание и уверенности в том, что необходимо охранять и приумножать природные богатства для будущих поколений;
- руководство в делах и поступках этическими нормами взаимодействия с природной и социальной средой;
- эстетические чувства по отношению к природной и социальной среде;
- ощущение природы и человека как основополагающих ценностей;
- ценностное отношение к природе и социальной среде (этносу, нации) своего края (региона, республики);
- мотивация к выполнению деятельности по социально-экологическому воспитанию школьников;
- социально-экологические личностные качества: гуманность, эмпатия, бережливость, ответственность за результат своей экологической, социально-экологической деятельности.
3. Эмоционально-волевой критерий:
- внутренняя эмоциональная готовность к проведению мероприятий социально-экологической направленности;
- эмоционально положительный настрой на решение социально-экологических проблем современности разных уровней (глобального, регионального, локального);
- приложение волевых усилий для организации и проведения социальноэкологической деятельности.
4. Деятельностно-поведенческий (практический) критерий:
- участие в мероприятиях социально-экологического содержания (акциях, проектах, конференциях);
- участие в молодежных экологических движениях;
- работа в детских оздоровительных лагерях по реализации социальноэкологических программ;
- экологически грамотное поведение в природной среде;
- умение провести мероприятие социально-экологического направления;
- умение провести диагностику социально-экологической воспитанности школьников.
Нами были определены и охарактеризованы следующие уровни готовности будущих учителей к проведению воспитательной работы социально-экологического направления.
Высокий уровень. Студенты данного уровня характеризуются наличием устойчивых знаний содержания и сущности понятия социальноэкологическое воспитание личности, его компонентов, форм и методов социально-экологического воспитания школьников, диагностики социально-экологического воспитания личности. Студенты обладают широкой эрудицией в области социально-экологического познания, пониманием сущности изучаемого материала, свободным оперированием учебным материалом, творческим применением знаний для получения новых, применением усвоенных знаний при решении нестандартных задач, устойчивым интересом к экологическим и социально-экологическим вопросам и проблемам, наличием опыта участия в практических делах по сохранению и улучшению состояния окружающей природной и социальной среды, осознанием личной причастности к решению экологических проблем, устойчивой потребностью в повышении уровня экологических знаний и умений. При участии в экологической деятельности студентами движут мировоззренческие мотивы, мотивы долга. Экологические ценности и ценности личностного здоровья занимают одно из центральных мест в общей совокупности жизненных ценностей студента. Показывают владение системой эколого-педагогических знаний и умений, необходимых для организации социально-экологического
Педагогика и психология
Педагогика высшей школы
воспитания учащихся. Имеют опыт творческой эколого-педагогической деятельности.
Средний уровень. Студенты данного уровня характеризуются наличием недостаточно устойчивых знаний содержания и сущности понятия социально-экологическое воспитание личности, его компонентов, форм и методов социально-экологического воспитания школьников, диагностики социально-экологического воспитания личности. Они обладают осмысленным воспроизведением знаний на уровне понимания, умением перевести их из одной формы в другую; умениями применять усвоенную информацию, решать задачи по заранее усвоенному образцу; имеют незначительные затруднения с применением знаний при решении нестандартных задач. Практический опыт экологической деятельности у студентов невелик, но проявляется самостоятельность, инициативность в данной деятельности; преобладает убежденность в необходимости сохранения всех природных объектов, независимо от их «пользы» для человека. Экологическая деятельность студента мотивируется познавательными и эстетическими потребностями. В группе жизненных ценностей экологические ценности занимают высокие позиции, однако они не воспринимаются личностью студента как самое дорогое и ценное в жизни. Недостаточно глубокое владение определенной системой эколо-го-педагогических знаний, умений, не всегда достаточных для организации социально-экологического воспитания школьников. Незначительный опыт творческой эколого-педагогической деятельности.
Низкий уровень. Для студентов данного уровня готовности характерно то, что социально-экологические знания и знания основ организации социально-экологического воспитания школьников являются фрагментарными, поверхностными, бессистемными. Опыта социально-экологической деятельности нет. Если они принимают участие в экологической деятельности, то только по принуждению и под контролем, отрицают необходимость личного участия в практическом решении экологических проблем, т.к. считают, что для этого существуют специальные организации. Преобладает убежденность в необходимости сохранения только тех природных объектов, которые служат для удовлетворения человеческих потребностей. Экологическая деятельность и поведение студента мотивируется следующими потребностями: побуждение к деятельности под «давлением» извне, без внутреннего принятия этой деятельности. Экологические и социально-экологические ценности занимают последние места в общей совокупности жизненных ценностей личности студента. Владеет поверхностными бессистемными эколого-педагогическими знаниями, умениями. Нет опыта творческой эколого-педагогической деятельности.
Для выявления уровня экологической воспитанности студентов нами были использованы диагностические методики С.Н. Глазачева, С. Д. Дерябо, Р.К. Репиной, М.В. Емельяновой, В. А. Ясвина и др., адаптированные к проблеме нашего исследования. В исследовании принимали участие 50 человек. Получены следующие результаты.
1. Большинство студентов имеют средний уровень экологической воспитанности по когнитивному критерию (22% - низкий уровень; 78% -средний уровень), высокого уровня нет ни у одного студента.
2. В ходе обработки результатов по методикам изучения ценностномотивационного критерия было определено, что высокого уровня нет ни у одного студента (42% - средний уровень; 58% - низкий уровень).
Существует явная проблема формирования ценностно-мотивационного отношения к природе. Мы считаем, что это связано с общей тенденцией прагматического отношения к природной среде.
3. Результаты исследования уровня сформированности эмоциональноволевого критерия позволяют нам сделать вывод о его недостаточности (58% студентов имеют низкий уровень; 39% - средний уровень; только 3% - высокий уровень).
4. Методики изучения деятельностно-поведенческого (практического) компонента показали, что 56% студентов имеют низкий уровень его сформированности; 42% - средний; 2% студентов обладают высоким уровнем.
Диагностика уровня сформированности компонентов готовности студентов к осуществлению социально-экологического воспитания школьников показало их недостаточный уровень, что позволило нам разработать и внедрить в учебно-воспитательной процесс Чебоксарского филиала МГГУ им. М. А. Шолохова спецкурс «Социально-экологическое воспитание студентов» на психолого-педагогическом факультете. В рамках нашего исследования в программу спецкурса были включены такие темы, как «Внеклассная воспитательная работа экологического содержания», «Формы и методы внеклассной воспитательной работы со школьниками экологического содержания», «Традиционные и инновационные технологии внеклассной воспитательной работы социально-экологического направления», «Диагностика социально-экологической воспитанности школьников», «Взаимодействие социальных институтов по формированию социально-экологической активности личности» и др.
Кроме того, нами были проведены практические занятия по следующим направлениям: экологические тренинги, обсуждение фильмов социально-экологического направления, анализ и рецензия статей социальноэкологического содержания, подготовка сочинений и эссе по проблеме
Педагогика и психология
Педагогика высшей школы
исследования, подготовка статей и сообщений в газету университета «Шупаш», реализация социально-экологических проектов и др.
Данная программа проходит апробацию, но промежуточные результаты позволяют нам сделать вывод о необходимости усиления деятельности по социальной направленности экологической подготовки студентов педагогических специальностей. Основными задачами мы считаем: обучение студентов организации системной природоохранной, природовосстановительной и природоисследовательской деятельности школьников; ориентация на реализацию проектной и научно-исследовательской деятельности; знакомство с инновационными формами и методами социально-экологического воспитания; формирование готовности к социально-экологической деятельности, социальной активности в процессе взаимодействия с природной средой, развитие экологической ответственности.
Библиографический список
1. Дополнительное образование: Словарь-справочник / Автор-сост. Д.Е. Яковлев. М., 2002.
2. Емельянова М.В., Шаронова Е.Г., Репина Р.К. Диагностика экологической воспитанности студентов педагогического вуза. Чебоксары, 2007.
3. Социально-экологический словарь (русско-французский) / Отв. ред. Ремизов И.Н. М., 2002.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование. Проект. М., 2011.
5. Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. М., 2003.
6. Шилова В.С. Социально-экологическое образование студентов (в контексте деятельностного подхода): Монография. Белгород, 2006.
7. Ясвин В.А. Исследование структурных характеристик личностного отношения к природе // Психологический журнал. 1995. № 3. Т. 16. С. 70-73.