Научная статья на тему 'Система природоохранного воспитания и обучения молодежи в Чувашии в 30-е годы XX века'

Система природоохранного воспитания и обучения молодежи в Чувашии в 30-е годы XX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / РОЛЬ ПРИШКОЛЬНЫХ УЧАСТКОВ / СТАНЦИИ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ И ЮННАТОВ / СОЗДАНИЕ КОЛХОЗОВ / ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВЛКСМ / ОТРЯДОВ ПИОНЕРОВ / КРУЖКОВ ЮННАТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терехова Ольга Павловна

В статье впервые осуществляется историко-педагогический анализ состояния природоохранного воспитания и обучения подрастающего поколения Чувашии в 30-е годы XX века. Представлена система формирования экологической культуры молодежи как совокупность деятельности преемственных образовательных учреждений, внеклассной работы, внешкольных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система природоохранного воспитания и обучения молодежи в Чувашии в 30-е годы XX века»

УДК 371.033(470.344)

СИСТЕМА ПРИРОДООХРАННОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ЧУВАШИИ В 30-е ГОДЫ XX ВЕКА

ENVIRONMENTAL EDUCATION AND TRAINING SYSTEM OF YOUTH IN CHUVASHIA IN THE 30s OF THE XX CENTURY

О. П. Терехова

O. P. Terekhova

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», г. Чебоксары

Аннотация. В статье впервые осуществляется историко-педагогический анализ состояния природоохранного воспитания и обучения подрастающего поколения Чувашии в 30-е годы XX века. Представлена система формирования экологической культуры молодежи как совокупность деятельности преемственных образовательных учреждений, внеклассной работы, внешкольных учреждений.

Abstract. The historical and pedagogical analysis of the condition of environmental education and training of the rising generation in Chuvashia in the 30s years of the XX century is carried out in the article for the first time. The system of formation of ecological culture of youth as a set of activities of successive educational institutions, out-of-class work, out-of-school institutions is presented.

Ключевые слова: метод проектов, роль пришкольных участков, станции юных техников и юннатов, создание колхозов, природоохранительная работа ВЛКСМ, отрядов пионеров, кружков юннатов.

Keywords: method ofprojects, role of school sites, stations of young technicians and young naturalists, creation of collective farms, environmental activity of Vsesoyuzny Leninsky Kommunistichesky Soyuz Molodyozhi (VLKSM), groups of pioneers, circles of young naturalists.

Актуальность исследуемой проблемы. Среди множества проблем, стоящих перед человечеством на современном этапе, самая важная - охрана окружающей среды. В эпоху радикальных преобразований в современном обществе и модернизации системы образования особую актуальность приобретают проблемы научного анализа и критического переосмысления исторического опыта, накопленного в предыдущие периоды истории страны в различных сферах общественной жизни и народном образовании. Подчеркивается возможность творческого использования идей и положительного опыта по природоохранному воспитанию и обучению подрастающего поколения в 30-е гг. XX века в современном педагогическом процессе.

Материал и методика исследований. Материалом исследований явились научнопедагогические источники, архивные документы. Методы проведенных исследований: аналитический, сравнительно-исторический, статистический. В процессе исследования

автором изучены труды классиков и современных ученых в области историографии педагогики, историко-архивные материалы учреждений народного образования и НКП ЧАССР, проанализированы нормативные документы регионального и федерального уровня, учебные планы, программы, учебники.

Результаты исследований и их обсуждение. Изучение прогрессивных педагогических достижений прошлого, исследование и анализ важнейших направлений в истории педагогической мысли способствуют обогащению содержания педагогического образования, выработке творческого подхода к историческому опыту, педагогическому наследию, накопленному в предыдущие периоды истории страны. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры, на региональных научнопрактических конференциях. В результате работы над исследованием разработаны и апробированы лекции, тематика курсовых работ и практических занятий.

Исследователи отмечают, что у чувашского народа привитие любви к природе, формирование бережного отношения к окружающей среде занимают важное место в подготовке подрастающего поколения к жизни, составляя ее основу. За тысячелетия чувашский народ накопил богатый природоохранительный опыт и связанные с природой традиции. «Для чувашей связь с природой, разумное использование ее богатств, - отмечает Г. Н. Волков, - это образ их жизни» [1, 62].

Совершим небольшой экскурс в историю внедрения в учебно-воспитательный процесс природоохранительных знаний. В 1930-е гг. органы народного образования занимались распространением метода проектов. В Чувашской Республике, как и в других регионах, проводились конференции, совещания работников просвещения по этому вопросу для подготовки учителей к работе по новому методу. Так, 15-17 июня 1930 г. была проведена республиканская конференция работников просвещения, на которой с докладом о методе проектов выступил Васильев. Он отметил: «Метод проектов зародился в САСШ. Занятия по методу проектов повышают успеваемость на 10,0 %. Но о проведении этого метода в массовой форме сейчас ставить вопрос рискованно, хотя метод проектов отвечает настоящему времени, он наиболее интересен по сравнению с другими методами. Естественная база к проведению этого метода есть как в школе 1 ступени, так и в других. Метод проектов должен строиться с учетом детских представлений. Второй момент - накопление опыта. В области технических проектов в особенности можно применить метод проектов. Необходимо, чтобы проекты ребят интересовали, даже материально. Для каждого возраста должны быть соответствующие проекты» [7, 15].

В отчете Наркомпроса отмечается, что применение метода проектов в республике в прошлом не имело широкого распространения в начальных школах, но в ШКМ в 1930/31 учебном году всю работу стали проводить по этому методу.

Но, как известно из истории школ и педагогики, после выхода Постановления ЦК об осуждении метода проектов школам было дано указание не пользоваться этим методом.

В ЧАССР велась большая работа по повышению культуры и грамотности населения. В 1930/31 учебном году в республике было введено всеобщее начальное обучение, начата политехническая перестройка школы, развернута большая работа по ликвидации неграмотности и малограмотности взрослого населения (охвачено обучением 86,0 % неграмотного и малограмотного населения). В Постановлении № 1102 Совета Народных Комиссаров РСФСР от 14 октября 1931 г. положительно оценивается работа Наркомпро-са Чувашской АССР, отмечаются значительные успехи ЧАССР в деле культурного

строительства. Совет Народных Комиссаров РСФСР считает, что благодаря этим успехам ЧАССР вплотную подошла к осуществлению сплошной грамотности в республике и введению семилетнего обучения. Для ускорения введения всеобщего семилетнего обучения было решено не позднее 1 января 1932 г. в сельских местностях реорганизовать все школы шестилетки в школы колхозной молодежи.

Совнарком Чувашской АССР постоянно обращал серьезное внимание на развитие природоохранного воспитания и юннатского движения в школах и внешкольных учреждениях. Так, 19 января 1933 г. на заседании обсуждался вопрос «О внешкольной работе среди детей в 1933 году». Было принято постановление: «Поручить НККХозу совместно с НКПросом в декадный срок разработать план использования летом и зимой городских общественных садов для внешкольной работы с детьми, а также план необходимых мероприятий по оборудованию их» [5, 38]. Вурнарскому, Козловскому райисполкомам, Чебоксарскому и Алатырскому горсоветам было предложено в месячный срок проработать вопрос об организации специальных парков, которые должены обеспечить широкое развертывание комплекса форм внешкольной работы среди детей по примеру промышленных районов Союза.

НКПросу предлагалось обратить внимание на развертывание и качественное улучшение работы детских технических и сельскохозяйственных станций и особенно экскурсионно-туристической базы в г. Чебоксарах как опорно-методических центров в деле организации и надлежащей постановки внешкольной работы среди детей.

НКЛегпрому и систему Кустпромсоюза обязали организовать массовое производство качественного и дешевого оборудования для развертывания внешкольной работы среди детей (оборудование технических и сельскохозяйственных станций, инвентарь для детских экскурсий и лагерей, спортивный инвентарь и оборудование для массовых игр).

Чувашский республиканский комитет ВКП(б) руководил работой по народному образованию. Так, в «Протоколе № 54 заседания секретариата Чувашского ВКП (б)» от 9 апреля 1933 г. отмечается, что был обсужден вопрос об учебниках для начальной и средней школы, принято постановление обязать Народный комиссариат просвещения составить и издать для чувашских школ стабильные учебники, такие как: букварь, грамматика чувашского и русского языков, книги для чтения на русском и чувашском языках, сборник чувашских песен, хрестоматии по чувашской литературе, учебник по истории чувашей как дополнение к учебнику истории для русских школ. А учебники по математике, естествознанию, обществоведению, географии и др. было решено перевести на чувашский язык со стабильных русских учебников, изданных Наркомпросом РСФСР.

Большое значение в природоохранном, физическом и трудовом воспитании учащихся имела работа на пришкольном участке. 10 марта 1933 г. Совет Народных Комиссаров ЧАССР рассмотрел вопрос «О состоянии пришкольных хозяйств». В постановлении Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР отмечается, что директива о наделении школ земельными участками выполнена лишь на 68,0 %, значительное количество выделенных участков (40,0 %) имеет размер менее 1 га и не огорожено (44,0 %), отсутствует инвентарь (88,0 %). Имеющийся же инвентарь не соответствует возрастным особенностям учащихся школ. Подверглось критике слияние школьных участков с колхозным хозяйством и безвозмездная передача сельскохозяйственного инвентаря школ колхозам. Такое слияние назвали левацким перегибом, ликвидацией пришкольных хозяйств.

В качестве большого недостатка была отмечена слабая организация агротехнических мероприятий на пришкольных участках: участки обрабатываются несвоевременно и небрежно, урожай убирается с опозданием, уход и наблюдение за садом, огородом, полем не установлены. В большинстве школ не налажены учет и ответственность расходования продуктов с пришкольных хозяйств, вследствие чего имеются случаи хищения продуктов. Недостаточно развернута работа по разведению в пришкольных хозяйствах кроликов, поросят, кур, а также по выращиванию разных сортов огородных культур.

Отмечено отсутствие конкретной помощи школам в организации и укреплении пришкольных хозяйств со стороны районных исполнительных комитетов и сельских советов. Наркомпрос и РОНО не наладили действительного инструктажа школ по ведению пришкольных хозяйств и не обеспечили увязку учебной работы с сельскохозяйственным производительным трудом, вследствие чего труд учащихся на пришкольном хозяйстве не всегда содействовал приобретению учащимися политехнических знаний.

В целях укрепления материальной базы школы, поголовного охвата учащихся горячими завтраками, а также создания условий для увязки учебной работы с производительным трудом в сельском хозяйстве на основе подчинения труда учебным и воспитательным целям школы Совнарком Чувашской АССР постановил:

1) предложить Народному Комиссариату Земледелия Чувашской АССР не позднее 1 апреля 1933 г. закончить наделение всех сельских школ удобными по расстоянию, рельефу, качеству почвы земельными участками с расчетом не менее 2 га для начальной и 5 га для ШКМ, не нарушая севооборота колхозов. Обязать райисполкомы и сельсоветы под ответственность председателей до начала весеннего сева обеспечить огораживанием все пришкольные огороды и сады, привлекая к этому делу силы и средства колхозов и единоличников (отчисления от самообложения, участие в порядке субботников и т. д.);

2) всем заведующим школами не позднее 20 марта с. г. при содействии агрономических сил закончить составление производственных планов работы пришкольных участков. Обеспечить посев не менее 25,0 % участка овощами (картофель, капуста, свекла и проч.);

3) предложить НКПросу, РОНО и всем заведующим школами обеспечить своевременную обработку и засев школьных участков, уход за ними, превращая их в показательный по осуществлению агротехнических мероприятий участок. Обеспечить школы методическими указаниями по вопросам работы на пришкольных земельных участках и в подсобных хозяйствах к 25 марта;

4) предложить НКЗему и НКПросу до начала весеннего сева закончить обратную передачу школам безвозмездно переданных школами в пользование колхозов сельскохозяйственных машин и орудий, рабочий скот и др. или замену их равноценным инвентарем;

5) обязать сельсоветы и колхозы оказать школам полное содействие в засеве и уборке пришкольных участков (помощь семенами, инвентарем в проведении вспашки и т. д.), рационально используя труд учащихся на пришкольном участке и не допуская детей на непосильную работу;

6) предложить НКПросу совместно с НКЗемом в период весенних каникул пропустить учителей начальных школ через инструктаж по работе на земельных участках, привлекая к этому делу в качестве руководителей участковых агрономов и агрономов ШКМ;

7) установить, что весь урожай от пришкольных земельных участков подсобных хозяйств должен быть использован на организацию горячих завтраков для учащихся [5, 50].

Вся страна, партия и правительство были заинтересованы вопросами трудового, патриотического, нравственно-экологического воспитания подрастающего поколения. Наркомпрос РСФСР присылал в автономные республики циркулярные письма, свои приказы и решения коллегии. Так, на совместной Коллегии Наркомпроса РСФСР и президиума ЦЕКПРОСА 10 марта 1933 г. был рассмотрен вопрос «В каждой школе - земельный участок». «В целях наиболее успешного разрешения поставленной задачи коллегия Наркомпроса и президиум Цекпроса постановляют:

1) установить 10 премий сельским школам и учителям за отменное выполнение посевной и уборочной кампаний на своих земельных участках: две первых премии по 5000 руб. -школе и по 1500 руб. - учителю; три вторых премии по 3000 руб. - школе и по 750 руб. -учителю; пять третьих премий по 2000 руб. - школе и по 500 руб. - учителю;

2) основным показателем премирования установить: а) высокую урожайность на пришкольном земельном участке; б) содействие своему району образцовой работой и хорошими результатами на пришкольном земельном участке в борьбе за повышение урожайности на колхозных полях; в) выполнение установленной для сельских школ нормы засева (2 га для начальной школы, 5 га для ШКМ).

Нарком РСФСР по просвещению А. Бубнов» [8, 85].

Для оценки работы школ и учителей и для назначения премий было создано жюри, в состав которого включены представители из Наркомзема СССР, Наркомпроса РСФСР, ЦК ВЛКСМ, из редколлегий газет «Правда» и «Крестьянская газета». Школьному сектору Наркомпроса совместно с отделом снабжения и быта Цекпроса было предложено в однодневный срок разработать указания отделам народного образования и школам о порядке представления школ и учителей на премирование.

Чувашия в основном была сельскохозяйственной республикой, ежегодно серьезное внимание уделялось подготовке и проведению весенней сельскохозяйственной кампании, в которой должно было участвовать все население республики. В 1933 г. на коллегии Наркомпроса было решено, чтобы школы, избы-читальни, ликпункты и техникумы приняли активное участие в доведении плана весенних сельскохозяйственных работ до каждого колхоза. Работа школьной ячейки ВЛКСМ, отрядов юных пионеров, академических кружков, учкома и других ученических организаций должна быть приспособлена к осуществлению задач весенней сельскохозяйственной кампании.

Для успешного осуществления поставленных задач культурно-просветительские учреждения должны перестроить всю свою воспитательную работу, улучшив работу и на пришкольных участках, и на культурных гектарах колхозов и земобществ. Агрономиза-ция школы и ее политехнизация должны быть положены во главу угла работы на этих участках.

ЦК ВЛКСМ И ЦБ ДКО установили 8 маршрутов колхозной эстафеты - борьба: 1) за сплошную коллективизацию; 2) за хлеб; 3) за овощи и плоды; 4) за корм, за животноводство; 5) за культуру и т. д.

Важную роль в формировании экологической культуры подрастающего поколения играл Республиканский центр дополнительного образования «Эткер» (наследие) Минобразования Чувашии, созданный в 1931 г. как детская туристическая станция и сегодня превратившийся в Центр детского и юношеского туризма и экскурсий.

После установления советской власти усилилось государственное управление природопользованием и охраной природы. В 1924 г. в России было создано общество охраны

природы. До создания государственных органов вопросами экологии занималось Всероссийское общество охраны природы (ВООП), которое имело свои филиалы в союзных и автономных республиках. Чувашская республиканская организация общества охраны природы также входила в состав ВООП. Первичные организации этого общества были на каждом предприятии, в школе и т. п. Организации общества охраны природы вели пропагандистскую работу среди взрослого населения, школьников и проводили массовые мероприятия по озеленению, а также вели противоэрозионную борьбу. Ф. А. Карягин пишет, что Чувашская республиканская организация охраны природы добивалась хороших результатов. Он объясняет причину таких успехов как работой активных руководителей, так и умелым использованием сложившихся традиций чувашского народа по отношению к природе. «Чувашская организация ВООП в середине 30-х годов под руководством партийных и советских органов организовала массовую посадку деревьев вдоль строящейся автомагистрали Чебоксары - Канаш, а в послевоенные годы, участвуя в реализации сталинского плана преобразования природы, - в создании полезащитных лесных полос», -отмечает Ф. А. Карягин. [4, 106]. В 1935 г. Чувашская АССР была удостоена ордена Ленина за большие успехи в сельском хозяйстве и дорожном строительстве.

В период индустриализации страны и сплошной коллективизации сельского хозяйства были приняты законодательные акты по регулированию эксплуатации природных ресурсов и охране природы.

Коренные преобразования в сельском хозяйстве в связи с коллективизацией в конце 1920-х - начале 1930-х гг. вызвали глубокое разделение труда в сельскохозяйственном производстве, в колхозной жизни возросла потребность хозяйствовать грамотно и эффективно. Изменилась организация всей хозяйственной и культурной жизни крестьянина. Появилась необходимость в квалифицированных специалистах-агрономах, зоотехниках, ветеринарах и т. д. В большинстве хозяйств агрономами работали практики, прошедшие двухтрехмесячные курсы. Как свидетельствуют архивные документы, к началу первой пятилетки в Чувашии функционировали землеустроительный техникум и садово-огородная школа. В 1929-1930 гг. были открыты ветеринарно-зоотехнические техникумы, садово-огородная школа была преобразована в садово-огородный техникум. Как отмечается в истории ЧАССР, за две пятилетки и два года третьей пятилетки средние сельскохозяйственные учебные заведения Чувашской АССР подготовили 1041 специалиста [2, 149].

В 1931 г. в Чебоксарах был открыт сельскохозяйственный институт, в котором функционировали два факультета - молочного животноводства и кормодобывания, на каждый факультет принимали по 50 человек. Открытие института сельскохозяйственного профиля в ЧАССР было связано с экономической необходимостью. Сельское хозяйство издавна являлось основой экономической отрасли республики. Но, к сожалению, на рассматриваемом этапе оно было отсталым. Возникла острая необходимость в квалифицированных кадрах. Недавно созданным колхозам и совхозам республики нужны были специалисты различных профилей.

Постепенно институт становился подлинной кузницей квалифицированных сельскохозяйственных кадров для Чувашии. Деятельность института отразилась на качественном составе работников сельскохозяйственного производства: к 1940 г. в республике 19,3 % председателей колхозов имели высшее образование; 435 агрономов работали в сельскохозяйственных артелях, из них высшее образование имели 148 человек [6, 87].

В 1933 г. было открыто 12 районных колхозных школ. Только в 1933/34 учебном году они подготовили 330 бригадиров-полеводов, 228 бригадиров-животноводов, 308 счетоводов, 95 специалистов по ремонту сельхозмашин. Число районных колхозных школ ежегодно увеличивалось, в 1937 г. их было 23, и в них обучалось 4117 человек.

Колхозы, школы и общественность по воспитанию у учащихся любви к земле, бережного отношения к ней должны были действовать согласованно. Наркомпрос совместно с Наркомземом требовали, чтобы для организации и эффективной работы учащихся на пришкольных участках в качестве руководителей привлекали участковых агрономов и агрономов ШКМ. Главная цель работы на земельных участках школы - агрономизация школы и ее политехнизация.

Большое значение для обеспечения школ ЧАССР кадрами имело открытие Чувашского государственного педагогического и Канашского учительского институтов. К 1940 г. они подготовили 807 учителей семилетних и средних школ. Кроме того, за этот период педагогические техникумы республики окончили 3624 человека. В результате к 1940 г. по сравнению с 1928 г. количество учителей в школах Чувашии увеличилось почти в 3,8 раз [3, 250].

Школьники и пионеры Чувашии были активными юннатами, проводили опытническую работу, вели шефскую деятельность, участвовали на различных выставках. Так, в «Обязательствах Чувашской пионерской организации в соревновании с национальными автономиями Г орьковского края (УАО И МАО) по итогам Всесоюзного и Краевого (1931-1935 гг.) совещания пионерработы» указано: организовать при 115 животноводческих фермах шефство над молодняком; установить в 85 отрядах дорожные посты по охране дорог.

Центральная детская техническая и сельскохозяйственная станция и районные детские технические станции (ДТС) играли важную роль в природоохранном воспитании школьников. В «Кратком отчете Чувашской центральной детской технической и сельскохозяйственной станции» за летний (май-август) период 1938 г. подчеркивается, что за отчетный период в Чувашской Республике работали 11 ДТС: центральная в г. Чебоксары, районные: Алатырская, Аликовская, Батыревская, Вурнарская, Канашская. Козловская, Марпосадская, Цивильская, Ядринская и Яльчикская. В центральной станции работали 5 лабораторий: авиамодельная, сельскохозяйственная, фото, радио и транспортная лаборатории. Электротехническая лаборатория, действовавшая в зимнее время, за отсутствием инструктора в летнее время не работала [9, 5].

Летнюю оздоровительную работу станция проводила по особо составленному плану в опытном плодово-ягодном хозяйстве ДТС, пионерских лагерях, в лесу и на лугах. На выбранной площади в 1 га (в поле) юные натуралисты произвели опытный посев различных зерновых, технических и овощных культур. Из собранного урожая составлены коллекции зерновых культур, зерна, кормовых трав, болезней зерновых культур.

Юными натуралистами из школы № 6 выращено 2 плодоносящих винограда, которые с плодом отправлены на ВСХВ. Юные натуралисты в процессе своих работ, наблюдений в природе и лаборатории собрали коллекции бабочек, жуков, вредителей сада.

Силами юннатов были посажены цветы в 1-м республиканском пионерлагере. С юными натуралистами проведен ряд экскурсий с целью изучения местности, птиц, насекомых, сбора коллекций и т. п.

Проявление интереса ребят к сельскому хозяйству видно и по тому, что в начале летней работы в сельскохозяйственной лаборатории было всего 15 чел., а уже к концу лета, т. е. к началу учебного года, - свыше 100 чел.

В республиканском пионерском лагере была организована подстанция (филиал) ДТС с техническими кружками.

В основном станция юных натуралистов проводила свою работу в пионерлагерях, кружках на станции, опытном плодово-ягодном хозяйстве ДТС; были организованы экскурсии, походы, проведены республиканские соревнования, слеты, велась работа по подготовке к соревнованиям Всесоюзного масштаба.

В отчете Центральной детской технической и сельскохозяйственной станции подчеркивается, что в районные ДТС организовали свою работу по такому же типу, как и Центральная техническая и сельскохозяйственная станция. В районных пионерских лагерях работали технические кружки под руководством инструкторов ДТС. Летом 1938 г. (август) была проведена республиканская выставка детского творчества. Юные натуралисты г. Чебоксары, работающие в сельскохозяйственной лаборатории, представили в Центральную станцию коллекцию зерновых и кормовых культур, зерна, пораженных болезнями зерновых культур. Юные мичуринцы представили коллекцию прививок в садоводстве и др.

Резюме. Экологическое воспитание включает в себя вооружение детей природоохранительными знаниями, формирование навыков бережного отношения к окружающей среде, активное их участие в охране природы. Система природоохранного воспитания молодежи в 30-е годы XX в. представляла собой совокупность деятельности учебных заведений, республиканской и районных детских технических и сельскохозяйственных станций, работы школьной ячейки ВЛКСМ, пионерской организации, кружков юных натуралистов, садоводов, полеводов и т. п.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков, Г. Н. Чувашская этнопедагогика / Г. Н. Волков. - Чебоксары : ЧИЭМ СПбГПУ, 2004. -

488 с.

2. История Чувашской АССР : в 2 т. Т. 1. - 2-е изд. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1983. - 370 с.

3. История Чувашской АССР : в 2 т. Т. 2. - 2-е изд. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1997. - 387 с.

4. Карягин, Ф. А. Роль хозяйственной деятельности в изменении природной среды Чувашской Республики / Ф. А. Карягин. - Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. - 430 с.

5. Центральный государственный архив Чувашской Республики (ЦГА ЧР). - Ф. 221. - Оп. 1. - Д. 4. -Л. 38-39, 50.

6. ЦГА ЧР. - Ф. - 221. - Оп. 1. - Д. 222. - Л. 6.

7. ЦГА ЧР. - Ф. 221. - Оп. 1. - Д. 611. - Л. 15.

8. ЦГА ЧР. - Ф. 221. - Оп. 1. - Д. 668. - Л. 1, 85.

9. ЦГА ЧР. - Ф. 221. - Оп. 1. - Д. 1775. - Л. 5, 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.