УДК 323.329:631(470.344)«1941/1945»
ББК Т3(2Рос.Чув)622-283.2
М.А. ШИРОКОВА
СЕЛЬСКИЕ РАБОТНИКИ КУЛЬТУРЫ ЧУВАШИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ:
ШТРИХИ К СОЦИАЛЬНОМУ ПОРТРЕТУ*
Ключевые слова: Чувашия, Великая Отечественная война, тыл, село, работники учреждений культуры, социальный портрет.
Изучена деятельность работников сельских учреждений культуры Чувашии в период Великой Отечественной войны. Проведен анализ источников и историографии по теме, рассмотрены основные характеристики, составляющие социальный портрет.
M. SHIROKOVA
RURAL CULTURAL WORKERS OF CHUVASHIA IN THE GREAT PATRIOTIC WAR: STROKES TO THE SOCIAL PORTRAIT
Key words: Chuvashia, the Great Patriotic War, the home front, village, workers of cultural institutions, the social portrait.
The article studied the activities of workers of rural cultural institutions of Chuvashia in the Great Patriotic War. The sources and historiography on the subject were studied, the basic characteristics that make up the social portrait were considered.
Становление советского строя в нашем государстве сопровождалось созданием новой культуры, в которой агитация и пропаганда стали главным инструментом воспитания граждан в духе коммунизма. В огромной аграрной стране эффективность этого процесса во многом зависела от создания сети учреждений культуры и деятельности их сотрудников. К началу 1940-х гг. в сельской местности работали клубы, библиотеки, избы-читальни, редакции газет, передвижные театры и киноустановки. Они формировали социокультурную среду, организовывали досуг населения, занимались образовательной и воспитательной деятельностью. Особенно ярко их роль проявилась в годы военных испытаний, когда боевой дух населения имел решающее значение в достижении Победы.
В науке рассматриваемая нами тема изучена фрагментарно, специальные работы отсутствуют. В целях более подробного изучения деятельности работников культуры мы ограничиваемся территориальными рамками одного региона - Чувашской АССР. Хронологические рамки охватывают период
1941 - 1945 гг. - время Великой Отечественной войны.
Таким образом, тема представляется актуальной с точки зрения изучения исторического опыта деятельности работников культуры, их роли в подъеме культурного уровня жителей села, а также расширения историографии Великой Отечественной войны.
Цель статьи: изучить социальный портрет и профессиональные группы сельских работников культуры Чувашии в 1941 - 1945 гг.
Работники культуры являлись частью сельской интеллигенции. В рассматриваемый период на территории Чувашии они были представлены сотрудниками домов культуры, изб-читален, библиотек, редакций газет, передвижных киноустановок, которые и формируют объект нашего исследования.
Источниковая база представлена в значительной степени неопубликованными документами трех архивов Чувашской Республики - Государственного исторического архива (ГИА ЧР), Государственного архива современной истории (ГАСИ ЧР) и Государственного архива печати (ГАП ЧР). Можно выделить несколько групп источников: 1) нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность учреждений культуры как общесоюзного, так и республиканского
* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-11-21010а(р).
уровня; 2) делопроизводственная документация органов управления и учреждений различного уровня (ГИА ЧР. Ф. 203. Совет Министров ЧАССР, Ф. 1041. Президиум Верховного Совета ЧАССР, Ф. 1581. Управление по делам искусств при Совете министров ЧАССР, Ф. 1893. Чувашский республиканский передвижной театр); 3) партийные документы (ГАСИ ЧР. Ф. 1. Чувашский Республиканский комитет КП РСФСР г. Чебоксары); 4) статистические источники, предоставляющие информацию о численности, профессиональном составе, половозрастных и социальных характеристиках (ГиА ЧР. Ф. 872. Статистическое управление ЧАССР); 5) периодическая печать, представленная республиканскими и районными газетами.
В качестве дополнительных источников можно отметить все то, что формировало культурную среду села в военную пору, в которой происходила жизнь работников культуры: литературные произведения, фильмы, изобразительное искусство того времени.
В годы советской власти культурная жизнь села формировалась во многом под влиянием специальных учреждений культуры, создание которых стимулировалось государственной политикой. В сельской местности Чувашии в годы войны большую долю культурных учреждений занимали избы-читальни -к 1940 г. более 70%. Они стали самым приемлемым вариантом для сел и деревень, так как дома культуры, стационарные кинотеатры, клубы располагались лишь в больших населенных пунктах - городах и районных центрах. Как форма организации просвещения народа изба-читальня появляется уже в XIX в. С 1920-х гг. она получает широкое распространение. Направление и содержание работы изб-читален определялись циркуляром ВЦИК и СНК РСФСР от 18 сентября 1924 г., а затем постановлением Цк ВКП (б) от 11 ноября 1929 г. «Об избах-читальнях» [5. С. 167-168]. В 1920 - 1930-е гг. избы-читальни являлись центром политической пропаганды и культурно-просветительской работы в деревне, так как в составе их актива обязательно присутствовали представители партийных и комсомольских ячеек. Они играли значительную роль в ликвидации неграмотности среди крестьянства и приобщении его к сельскохозяйственным знаниям, к культуре, помогали советским и партийным организациям в проведении коллективизации сельского хозяйства. В Чувашии они могли одновременно сочетать функции школы ликвидации неграмотности и медицинского пункта, лекционного и концертного зала, читальни, кинотеатра, танцевальной площадки и спортивной базы [6]. Например, в 1941 г. из 617 изб-читален 364 проводили регулярные киносеансы [2. Д. 1233. Л. 26]. Впоследствии, по мере распространения грамотности, количество изб-читален сокращается, однако в изучаемый нами период они зачастую были единственными культурными учреждениями в сельской местности.
В 1920 - 1930-е гг. были сделаны шаги в подготовке кадров для культурнодосуговых учреждений. Начиная с 1919 г. при совпартшколах были открыты по-литпросветотделения, в центре и на местах функционировали краткосрочные курсы для избачей и библиотекарей. В 1930-е гг. была создана сеть высших учебных заведений, готовящих работников культурно-досуговых учреждений.
Статистические данные по сельским учреждениям культуры не дают полного представления о положении и деятельности их сотрудников. К примеру, из 636 изб-читален в 1941 г. отчет о своей деятельности предоставили только 467 [2. Д. 1233. Л. 26], а в военное время этот показатель еще больше ухудшился: в 1943 г. из 621 - только 366 изб-читален [3. Д. 6. Л. 61]. Кроме того, в них не всегда были штатные платные работники, и эффективность работы во многом зависела от местного руководства и энтузиазма интеллигенции. Статуправление рассылало уведомления о необходимости подачи
отчетной документации, однако в годы войны сбор этих сведений был крайне неэффективен. Анализируя данные статистики, необходимо иметь в виду вышеуказанный фактор. Тем не менее представить более или менее достоверную картину социокультурного портрета и деятельности работников культуры вполне возможно по данным имеющихся источников.
На 1 октября 1939 г. было учтено 605 изб-читален, годом ранее их насчитывалось 558 [2. Д. 1030. Л. 51]. Несмотря на неплохие темпы развития, в отчете указано, что количество действующих изб-читален все же недостаточно для удовлетворения культурных нужд населения и проведения эффективной государственной политики. В ноябре 1939 г. в сельской местности республики насчитывалось 859 клубных учреждений разных типов: 612 изб-читален, 14 районных домов культуры, 199 колхозных клубов, 19 клубных учреждений профсоюзов, 15 клубов кооперации [2. Д. 1030. Л. 52]. В этот же период в селах работали 752 библиотеки (из них только 88 имели более 1000 книг). Библиотек с платны-ми1 библиотекарями было 74, в них работал 91 библиотекарь, остальные не имели штатных должностей [2. Д. 1030. Л. 54]. К октябрю 1940 г. количество изб-читален увеличилось до 635. Кроме того, работали колхозные клубы, клубные учреждения профсоюзов, кооперации и прочих, которых было 236. В целом сельских клубных учреждений к 1940 г. стало 871 [2. Д. 1299. Л. 47]. Не во всех клубных учреждениях были платные работники, в отмеченном ранее 871 работали только 782 сотрудника. Однако количество таких учреждений сокращалось, что оказывало значительное влияние на качество их работы [2. Д. 1299. Л. 64об.]. Таким образом, в довоенный период отмечалась положительная динамика развития сети учреждений культуры на селе.
На 1 января 1941 г. в сельской местности Чувашии трудились 703 заведующих избами-читальнями, клубами и домами культуры и прочих платных культработников. Среди них наблюдается значительное преобладание мужчин, из 703 культработников было только 188 женщин (26,7%). В отличие от учителей они в большинстве своем были членами партии - 525 из 703 (74,7%) [2. Д. 1233. Л. 15об.]. Уровень образования работников культуры также был сравнительно невысок. Из 703 только 1 имел высшее образование, 51 - среднее, 417 - неполное среднее, а 234 не имели даже неполного среднего образования. Данные об опыте работы показывают, что это были начинающие специалисты -676 работали не более 5 лет и только 27 - от 5 до 10 лет [2. Д. 1233. Л. 15об.].
Сеть массовых самостоятельных сельских библиотек в 1940 г. по сравнению с 1939 г. увеличилась на 9 единиц [2. Д. 1229. Л. 65]. На 1 октября 1939 г. массовых библиотек в сельской местности было 752, причем основу этой цифры составляли небольшие библиотеки при избах-читальнях - 521 [2. Д. 1229. Л. 65].
На 1 января 1941 г. из общего количества массовых библиотек в ЧАССР (810) большинство было сельскими (792). В них числилось 709 библиотекарей, следовательно, работа ряда библиотек, как и клубных учреждений, строилась на основе общественной инициативы. Несмотря на подавляющее большинство сельских библиотек, нужно также учитывать, что это были библиотеки с небольшим книжным фондом, тогда как одна республиканская библиотека превосходила их всех по данному показателю. Из общего числа сельских библиотек на 1 января 1941 г. только 72 были самостоятельными и массовыми, число их платных работников достигало 66. Наиболее распространенными были небольшие библиотеки при различных культурных учреждениях. Однако в них чаще всего не было платных работников.
1 Речь идет именно о категории платных работников, так указано в тексте источников, в статистических таблицах.
В годы войны произошло значительное сокращение. По отчетам Нарком-проса в 1942 г. в селах ЧАССР насчитывалось 464 библиотеки, большинство из них - 351 - состояло при избах-читальнях [2. Д. 1630. Л. 11]. Кроме того, работало 617 изб-читален с 561 платным работником, 19 районных домов культуры и районных клубов с 41 платным работником и 202 колхозных клуба с 90 платными работниками [2. Д. 1630. Л. 12]. В 1943 г. в ЧАССР насчитывалась 621 сельская изба-читальня, в большинстве из них были платные работники [3. Д. 6. Л. 61]. На 1 января 1944 г. в сельской местности ЧАССР было 416 изб-читален с 413 платными работниками, 15 ДСК с 31 платным работником и 149 колхозных клубов с 109 работниками [3. Д. 6. Л. 52].
Самостоятельных массовых библиотек в 1943 г. в сельской местности было 45 с 47 платными библиотекарями. Также работала 21 районная библиотека, в них было 37 сотрудников. На 1 января 1944 г. в селах работало 19 библиотек, имеющих платных работников. Большая часть библиотек - 228 - находилась при избах-читальнях, в них не было платных библиотекарей [3. Д. 6. Л. 53].
Библиотекари совместно с другими представителями сельской интеллигенции были призваны выполнять просветительные и пропагандистские функции посредством распространения литературы. Политика советского правительства была направлена на борьбу с безграмотностью и ориентацию населения на регулярное чтение, прежде всего газет и журналов.
Еще одним важным средством идеологической политики стал кинематограф, который выполнял и развлекательную роль. В связи с этим возникла необходимость в квалифицированных киномеханиках. В сети Управления кинофикации при СНК ЧАССР работали на 1 января 1941 г. 276 чел., из которых 231 - это кадры межрайонных отделов - киномеханики. Подготовка киномехаников звукового кино велась через централизованные курсы, проводимые в городах Саратов, Воронеж, Казань, Болохов (Орловская область). За девять месяцев 1941 г. было подготовлено 79 механиков звукового кино, в том числе 31 женщина. И все они направлены на работу в периферию. В начале 1941 г. учились на киномехаников звукового кино в г. Болохово 29 чел., г. Казань -12 человек, всего 41 человек, в том числе 12 женщин, которые прибыли в распоряжение Управления кинофикации в конце 1941 г. и начале 1942 г.
В мае-июне 1941 г. в г. Чебоксары были организованы курсы механиков немого кино и мотористов звуковой кинопередвижки, посредством которых были подготовлены 40 чел., из которых 15 механиков немого кино и 25 мотористов звуковой передвижки отправлены работать на периферию.
В целях поднятия квалификации работников киносети путем заочного обучения были организованы Воронежские курсы и подготовлено 5 киномехаников звукового кино и 1 кинотехник [4. Д. 119. Л. 11]. По окончании программы заочного обучения и программы производственного обучения киномеханики проверялись Государственной квалификационной комиссией (ГКК) и после заключения приступали к работе. Таким образом за девять месяцев 1941 г. было аттестовано 11 человек, в том числе 2 киномеханика первой категории, 5 киномехаников второй категории и 4 помощника киномеханика [4. Д. 119. Л. 12].
В источниках встречаются сведения о частых задержках заработной платы работникам кино и в довоенные годы. В частности, по сообщению Янти-ковского райкома ВКП(б) в 1941 г. обслуживание населения в плане кинопоказов значительно ухудшилось ввиду ликвидации Янтиковского отделения кинобазы [1. Д. 342. Л. 39]. Основная причина заключалась в халатном отношении руководства, так как не выполнялись элементарные условия безопасности работы киномехаников в кинобудке. Зимой она не отапливалась, и механики работали при температуре -20°С и ниже, что представляло угрозу их
здоровью, а также выходу из строя дорогостоящей аппаратуры. Старшему киномеханику Михайлову было дано указание выезжать только в близлежащие селения, тем самым без кинопросмотров остались все дальние колхозы. В феврале 1940 г. при демонстрации картины «Папанинцы» из-за холода чуть не испортилась кинолента, и механик был оштрафован на 252 руб. при его зарплате в 280 руб. С одной стороны, согласно техническим правилам он не должен был проводить демонстрацию в таких условиях, но с другой - ему угрожал Межрайотдел, если он сорвет показ фильма. К этому также нужно добавить постоянные задержки заработной платы, которые подрывали дисциплину. Так, работники Межрайотдела были замечены в воровстве: они использовали брезент служебной машины для пошива личных плащей [1. Д. 342. Л. 40]. Согласно источникам, среди киномехаников встречались случаи мошенничества. Так, бывший начальник Сундырской стационарной киноустановки Андреев, впоследствии приговоренный к тюремному заключению за хулиганство, в целях личной наживы через типографию Сундырского района изготовлял поддельные кинобилеты [1. Д. 342. Л. 39]. Киномеханик Комсомольского МРО Иванов за плату сельхозпродуктами незаконно организовал у себя на квартире киносеанс. Но, несмотря на указанные преступления, всегда сложно оценивать поступки людей, не зная подробностей случившегося. Возможно, плохое материальное положение и крайняя необходимость в продуктах стали причиной поступка тов. Иванова, а вовсе не излишняя жадность или жажда наживы. Государственные службы стремились пресечь подобные преступления, которые, особенно в годы войны, становились угрозой социальному порядку. Таким образом, неблагополучное материальное положение киномехаников было связано не только с начавшейся войной. Хотя в военное время оно только ухудшилось. Источники содержат большое количество свидетельств о плохих условиях работы, жилья и снабжения продуктами. Киномехаников, работающих в сельской местности, снабжали хлебом по нормам, установленным областными исполкомами для рабочих [1. Д. 342. Л. 33]. Заработная плата киномехаников зависела от количества рабочих дней и типа оборудования. Например, в 1941 г. в Шемуршинском районе должность киномеханика с окладом в 280 руб. предполагала 20 рабочих дней в месяц [1. Д. 126. Л. 7]. Бытовые условия работников киносети были плохими. Начальники межрайотделов в районах не прикреплялись к столовым, точно так же киномеханики кроме хлебного пайка больше ничего не получали. Основными проблемами также были недостаточное финансирование, старые киноустановки, нуждающиеся в модернизации, отсутствие приспособленных помещений, дефицит новых фильмов.
На 1 октября 1941 г. государственная сеть насчитывала 12 сельских кинотеатров и 44 кинопередвижки [1. Д. 126. Л. 7]. Стационарных киноустановок в селах было 29 [4. Д. 119. Л. 1]. С началом войны большое сокращение произошло по профсоюзной и ведомственной сети киноустановок. Согласно отчетам в 1941 г. их было 9, а в 1942 г. осталась одна [4. Д. 180. Л. 4]. В целом, по данным статистики, сложно представить истинные масштабы кинофикации в ЧАССР периода войны. Многие работники киноустановок не сдавали отчеты вовремя, а также были часты случаи выхода оборудования из строя. В 1942 г. из запланированных 25 сельских звуковых широкопленочных киноустановок фактически работали только 12, из 25 немых - 20, а из 20 узкопленочных - 7. Таким образом, из 79 киноустановок по республике фактически работали 46, причем 29 из них были сельскими [4. Д. 180. Л. 6].
В системе Управления кинофикации при СНК Чувашской АССР на 1 октября 1941 г. работали 276 человек, в том числе 231 киномеханик. Подготовка механиков звукового кино велась через централизованные курсы в г. Сара-
тов, г. Воронеж, г. Казань и в г. Болохово Орловской области. За девять месяцев 1941 г. подготовлено 79 механиков звукового кино, из них - 31 женщина. И все они были направлены работать на периферию [4. Д. 120. Л. 10-11].
К концу 1941 г. согласно плану государственная киносеть республики должна была составлять 127 киноустановок, из которых предполагалось 36 -сельских стационарных, 34 - звуковых широкопленочных и 29 узкопленочных кинопередвижек, а также 19 немых кинопередвижек [4. Д. 175. Л. 1-2]. Но в апреле 1942 г. киносеть состояла только из 119 установок. Из 36 сельских стационарных киноустановок работали только 13, из 34 звуковых кинопередвижек -только 28 широкопленочных и 29 узкопленочных. Однако возросла доля немых кинопередвижек - их стало 40, хотя в довоенное время их планировалось полностью заменить звуковыми аппаратами. Начавшаяся война помешала выполнению этих планов.
Еще более сложная ситуация сложилась с кадрами киномехаников. В
1942 г. в сельской местности Чувашии их требовалось 75, а в действительности работали только 17 [2. Д. 1437. Л. 23, 30]. Дефицит специалистов был причиной простоя аппаратуры в 10% случаев, и эта тенденция сохранялась на протяжении всех лет войны. В 1943 г. потребность в кадрах киномехаников была удовлетворена только наполовину - 54 работника вместо 106. В условиях военного времени Управление кинофикации пыталось решить данную проблему посредством организации месячных курсов киномехаников. В 1943 г. 11 человек окончили курсы механиков немого кино в Чувашии. На Казанских курсах звукового кино было подготовлено 17 специалистов, на Загорских курсах обучался 1 человек. Качество подобного кратковременного обучения в тяжелых военных условиях оставляло желать лучшего. К примеру, в источниках низко оценивается квалификация механиков, обучавшихся на Казанских курсах. Курсанты жаловались на отсутствие стабильного расписания занятий и частые направления на сельскохозяйственные работы. По окончании обучения никто из слушательниц не смог самостоятельно завести двигатель и провести киносеанс. Низкий уровень знаний и навыков и отсутствие опыта также были частыми причинами выхода аппаратуры из строя.
На 1 января 1944 г. в системе государственной киносети ЧАССР насчитывалось 98 киноустановок - 7 сельских стационарных кинотеатров, 53 звуковых кинопередвижки и 28 немых [4. Д. 214. Л. 19]. Однако более половины из них не работали по разным причинам, поэтому в источниках отмечается крайне низкий уровень обслуживания сельского населения. В частности, план на 1943 г. по данному показателю был выполнен лишь на 50,1% [4. Д. 214. Л. 20]. В требованиях по улучшению кинопоказа указывается, что необходимо обеспечить кинообслуживание каждого сельсовета не менее одного раз в месяц, из чего можно сделать вывод и о более редком кинообслуживании. В целях улучшения уровня подготовки киномехаников Комитетом по делам кинематографии был подготовлено издание «Круг навыков и знаний», обязательных для них [4. Д. 212. Л. 12]. Чувашская АССР в годы войны занимала средние позиции в Советском Союзе по кинофикации и качеству обслуживания населения. По некоторым позициям, например, по вводу в эксплуатацию бездействующих киноустановок в 1944 г. республика заняла первое место в своем регионе.
Обычно киномеханики были молодыми людьми с уровнем образования не ниже начальной школы [4. Д. 148]. Чаще всего у них было неполное среднее образование - 7 классов, хотя, по всей видимости, минимальный образовательный уровень равнялся начальной школе. Большая часть киномехаников были беспартийными. В основном это были мужчины, так как профессиональные обязанности предполагали тяжелый физический труд - транспортировку и установку оборудования.
Война объективным образом сказалась и на кадровом обеспечении прессы. На республиканском совещании редакторов районных газет 3 апреля 1942 г. редактор аликовской газеты «Пурнад дулёпе» Саперкин выступил с докладом: «Плохо обстоит дело с кадрами в редакции. За время войны пришлось сменить трех секретарей, в связи с уходом их в армию» [1. Д. 683. Л. 4об]. Редактор одной из шумерлинских газет Антонов также жаловался, что «кадры редакции часто меняются» [1. Д. 683. Л. 6] и некоторые должности не заняты вообще. Секретарь редакции алатырской газеты «Ленинский путь» особо отметил, что «в дни войны печать приобретает особо важное значение. В газету часто пишут районные партийно-советские работники, агрономы, врачи, учителя и др.» [1. Д. 683. Л. 5-5об]. При данной газете состояли 283 рабселькора, из которых действительно активно участвовали 50-60 чел. На базе редакции имелись курсы для подготовки рабселькоров, посредством которых до войны были подготовлены 47 заочников. Кроме того, часто проводились семинары с редакторами стенгазет. На подобных заседаниях обсуждались также и недостатки газет. Например, редакция цивильской газеты «Сталинец» подверглась критике за то, что не освещала вопросы о работе школ, политпросветучреждений, больниц, сельсоветов и др. Замечание было сделано и сотрудникам редакции газеты «Колхоз хадачё»: «Несмотря на то, что Аликовский район по населению является основным чувашским районом, иногда допускает статьи и на русском языке» [1. Д. 683. Л. 12об.].
При многих газетах были организованы курсы рабселькоров и редакторов стенных газет. Их эффективность зависела от многих факторов и не всегда была высокой. Например, в 1941 г. при редакции красноармейской газеты «Коммунизм дулёпе» из 20 человек курсы закончили 8. На заочных курсах при редакции газеты «Ёд ялавё» состояли 19 человек, газеты «£ёнё Пурнад» колхоза «Красное Сормово» - 9 [1. Д. 342. Л. 47]. Сложности с прохождением курсов были связаны с тем, что колхозы порой направляли на них людей малограмотных, не посещающих консультации. Сотрудники редакций посещали курсантов на дому. Хотя дело не только в грамотных редакторах стенных газет: люди жаловались, что у них нет бумаги, а редакции просили выделить им пишущие машинки и велосипеды для сотрудников [1. Д. 683. Л. 61].
Работники культуры в период войны выполняли важные задачи пропаганды, агитации и формирования морального потенциала сельского населения. Это были в основном молодые специалисты со средним и ниже среднего уровнем образования и опытом работы до пяти лет. Под влиянием мобилизации в их среде возросло количество женщин.
Литература
1. ГАСИ ЧР. Ф. 1. Оп. 23.
2. ГИА ЧР. Ф. 872. Оп. 11.
3. ГИА ЧР. Ф. 872. Оп. 17а.
4. ГИА ЧР. Ф. 1056. Оп. 1.
5. Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании: сб. док. за 1917-1947 гг. М., 1947.
6. Сергеев Т.С. Изба-читальня // Чувашская энциклопедия. 1^1.: Мр://епс.сар.ги/?1=риЬІ &Іпк=548 (02.09.2013).
ШИРОКОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - старший преподаватель кафедры истории и культуры зарубежных стран, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected])
SHIROKOVA MARINA - senior teacher of Foreign History and Culture Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).