Научная статья на тему 'Организация киносети в Чувашии в первой трети XX века'

Организация киносети в Чувашии в первой трети XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
324
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / КИНО / КИНОСЕТЬ / ЧУВАШИЯ / ХХ ВЕК / HISTORY / CINEMA / A FILM-NETWORK / CHUVASHIYA / XX CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галкин Артур Владимирович

Рассмотрена организация киносети в Чувашии в первой четверти XX в. Первый кинотеатр был открыт в 1908 г. В 1918 г. кинотеатры в Алатыре и Чебоксарах были национализированы. В 1926 г. появились первые немые кинопередвижки советского производства. В 1927 г. был организован кинотрест «Чувашкино» для эксплуатации киносети на территории Чувашии. В 1932 г. был организован прокат звуковых кинофильмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF A FILM-NETWORK IN CHUVASHIYA IN THE QUARTER XX OF CENTURY

The organization of a film-network in Chuvashiya in the first quarter XX of century is considered. The first cinema was open 1908. In 1918 the cinemas in Alatire and Cheboksarax were nationalized. In 1926 first have appeared mute cinemas peredvishes of the soviet manufacture. In 1927 the film-trust "Chuvashcino" for operation of a film-network in territory of Chuvashiya was organized. In 1932 the hire of sound films was organized.

Текст научной работы на тему «Организация киносети в Чувашии в первой трети XX века»

УДК 791.43

А.В. ГАЛКИН

ОРГАНИЗАЦИЯ КИНОСЕТИ В ЧУВАШИИ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА

Ключевые слова: история, кино, киносеть, Чувашия, ХХ век.

Рассмотрена организация киносети в Чувашии в первой четверти XX в. Первый кинотеатр был открыт в 1908 г. В 1918 г. кинотеатры в Алатыре и Чебоксарах были национализированы. В 1926 г. появились первые немые кинопередвижки советского производства. В 1927 г. был организован кинотрест «Чувашкино» для эксплуатации киносети на территории Чувашии. В 1932 г. был организован прокат звуковых кинофильмов.

А.У. GALKIN

ORGANIZATION OF A FILM-NETWORK IN CHUVASHIYA IN THE QUARTER XX OF CENTURY

Key words: history, cinema, a film-network, Chuvashiya, XX century.

The organization of a film-network in Chuvashiya in the first quarter XX of century is considered.

The first cinema was open 1908. In 1918 the cinemas in Alatire and Cheboksarax were nationalized. In 1926 first have appeared mute cinemas peredvishes of the soviet manufacture.

In 1927 the film-trust "Chuvashcino" for operation of a film-network in territory of Chuvashiya was organized. In 1932 the hire of sound films was organized.

Сегодня нам трудно представить тот восторг, который испытывали первые чувашские кинозрители, глядя на экран, на котором возникали движущиеся картины, лишенные цвета и звука. Искусство кино появилось в России, в том числе и в Чувашии, когда человечество достигло высокого уровня научной и технической зрелости, научилось укрощать стихийные силы природы, создавать сложные и точные приборы. Как техническое изобретение, кинематограф стоял в одном ряду с великими открытиями XIX и XX вв. - электричеством, телеграфом, телефоном, радио.

Кинематограф с самого начала стал символом технического прогресса человечества, совершенно новым явлением, а потому завоевал раз и навсегда огромную популярность у всего населения. Кинематограф на глазах двухтрех поколений из технической новинки и ярмарочного развлечения превратился в часть повседневной жизни миллиардов людей, в новое искусство, масштабное зрелище, явление культуры, которое непрерывно развивается. Возникновение кинематографа явилось закономерным этапом в истории художественной культуры человечества.

В Чувашии кинематограф появился в 1908 г., когда в уездном городе Алатыре Симбирской губернии частный предприниматель Ф.И. Блохин открыл кинотеатр «Патэ», приспособив для этого каменный торговый дом [1, 6]. Он оснастил кинотеатр самым новейшим кинооборудованием. «Патэ» располагал значительным для того времени кинозалом на 200 мест. Первым киномехаником стал студент Казанского технологического института, житель г. Алатырь Пушков [4, с. 1].

В 1911 г. Блохин от эксплуатации кинотеатра получил прибыль, которая удивила даже алатырское купечество. Количество желающих посмотреть на движущиеся картинки увеличивалось с каждым днем. В кино стали ходить целыми семьями. Приезжали смотреть из соседних городов и селений. В 1912 г. алатырское купечество, организовав специальную компанию, открыло второй кинотеатр в городе под названием «Муленруж», а в конце года был открыт третий кинотеатр - «Художественный». Не выдержав конкуренции с «Патэ», эти кинотеатры были вынуждены закрыться. В 1914 г. Ф.И. Блохин продал свой кинотеатр купцу Агею Серебрякову и уехал из города [4, с. 2]. Необходимо отметить, что кинотеатр за свою историю неоднократно подвергался ре-

конструкции, менялись названия. Здание кинотеатра существует и в настоящее время под названием «Арс».

Весной 1914 г. в г. Чебоксары был открыт кинотеатр «Рекорд». Хозяином его был частный предприниматель, инженер-механик Вощагин. Кинотеатр располагался на берегу Волги. Место было очень живописным. Известно то, что Вощагин, приехал из г. Казани и остановился на частной квартире. Он сразу же обратился в городскую управу с просьбой о выделении земельного участка для строительства кинотеатра. Достаточно быстро просьба Вощагина была удовлетворена, поскольку предложение заинтересовало местные власти [7]. Дело в том, что в г. Чебоксары не было ни одного кинотеатра, в то время как в Казани и Нижнем Новгороде насчитывалось несколько десятков кинотеатров. Казань в эти годы стала центром распространения кинематографа. Только с 1908 по 1914 г. в Казани было открыто 16 кинотеатров, и около трёх десятков ресторанов, гостиниц и трактирных заведений, которые получили право установки киноаппаратов для демонстрации картин [4, с. 3].

Открытие кинотеатра «Рекорд» состоялось показом кинофильмов «Потоп» и «Камо грядеши», поставленные по романам Г. Сенкевича. Кинозал насчитывал около 200 зрительских мест и не мог вместить всех желающих. Открытие кинотеатра стало выдающимся событием для города. В кинотеатре демонстрировались зарубежные и российские фильмы, которые доставлялись из Казани на пароходе. Вощагин сам работал киномехаником, в помощники взял Н.А. Андреева, который стал первым киномехаником и кинотехником Чебоксар, посвятившим свою жизнь работе в этой области [4, с. 3]. Так произошло знакомство чебоксарцев с кинематографом.

В 1918 г. кинотеатры в Алатыре и Чебоксарах были национализированы. Кинотеатр «Патэ» переименовали в «Свет», а позднее в «Арс». Чебоксарский летний кинотеатр «Рекорд» работал до 1930-х годов и по ветхости был разобран.

В первое время после октябрьской революции 1917 г. в г. Чебоксары не было здания для большой аудитории. Надобность в нем ощущалась большая, поскольку ежедневно проходили собрания и митинги горожан. Тогда городской совет приспособил для этих целей мочальный склад, который стоял в устье р. Чебоксарки. В этом здании были установлены три поста стационарного кинооборудования. Так появился в Чебоксарах постоянно действующий кинотеатр. В этом же здании в 1921 г. размещается Чувашский драматический театр под руководством И.С. Максимова-Кошкинского. Такое совмещение учреждений получило название «Чувашское зрелищное предприятие». С образованием Наркомпроса Чувашии это предприятие было подчинено его полит-просветотделу. Лишь в 1924 г. другой мочальный склад, на улице Карла Маркса, приспособили под рабочий клуб, и туда переехал кинотеатр [4, с. 4].

В деревнях на пальцах можно было пересчитать людей, видевших «движущиеся картинки» В 1920-х годах впервые представилась возможность показать кино жителям чувашских деревень. Стационарные кинематографы, как их называли, работали тогда в Чебоксарах, Алатыре, Мариинском-Пасаде и Яд-рине только по случаю больших торжеств. В середине 1920-х годов в Чебоксары приехал уполномоченный Главполитпросвета А.В. Терский с киноустановкой «ГОЗ». Ему предложили кольцевой маршрут радиусом в 50 верст от города, дали в сопровождение переводчика Анисова [3]. По сохранившемуся отчету Анисова можно восстановить некоторые подробности первых киносеансов в чувашском селе. Демонстрация фильмов сопровождалась объяснениями на чувашском языке, так как репертуар, привезенный Терским, не совсем понимали местные зрители. Фильмы были в основном дореволюцион-

ные и зарубежные. Наибольшей популярностью пользовались картины коммерческого содержания: «Слоны», «Четвероногий вор», «Сильные соседи», а из производственных фильмов большой интерес вызвала картина о производстве спички [3].

После сеансов зрители толпой обступали киномеханика, сердечно благодарили, просили приезжать почаще. Крестьяне говорили, что им нужны не пустые развлекательные фильмы, а картины о жизни других стран и народов, о том, как лучше и правильнее вести хозяйство. Они высказывали просьбы показать фильмы о деятельности Советского правительства, чтобы они, «не выезжая, видели наших вождей в их повседневной работе». За время месячного пребывания в Чувашии кинопередвижка посетила 15 населенных пунктов, было проведено 32 киносеанса, на них побывало 4539 человек. Нельзя не отметить то, что больше половины сеансов были бесплатными [3].

В 1926-1927 гг. в Чувашии появились немые кинопередвижки советского производства. Это были первые 4 комплекта передвижной аппаратуры типа ГОЗ. С этого времени и нужно считать начало кинофикации республики [5, л. 20]. Далее из года в год нарастающими темпами растет киносеть в республике. Через год после появления первых кинопередвижек киносеть республики уже насчитывала в эксплуатации 3 стационарных кинотеатра (в Алатыре, Чебоксарах и Мариинском Посаде) и 10 передвижек, а в 1928 г. были открыты кинотеатры в Ядрине, Цивильске, Канаше и Порецком, и число кинопередвижек увеличилось до 25 комплектов. Уже к концу 1920-х годов в республике была создана широкая сеть культурно-просветительских учреждений, в частности сеть городских, сельских кинотеатров и кинопередвижек [5, л. 20]. В связи с увеличением киносети в республики не хватало квалифицированных киномехаников. В 1927 г. в г. Казани были организованы краткосрочные курсы по подготовке киномехаников, на которых обучалось пять киномехаников из Чувашии [5, л. 21].

Развитие кинодела в Чувашии до 1928 г. было сосредоточено при Чуваш-главполитпросвете, который осуществлял руководство как сетью киноустановок, так и производством национальных кинофильмов [2, л. 3]. В связи с возрастающим интересом населения к кино возникла необходимость создания в Чувашии самостоятельной киноорганизации. Правительство республики в декабре 1927 г. приняло решение об организации при НКП ЧАССР кинотреста «Чувашкино» и предоставило ему монопольное право эксплуатации киносети на территории Чувашской АССР [2, л. 4].

В этот период развития кино впервые приобретает строго плановую систему. Все мероприятия в области кинофикации Чувашии, начиная с 1929 г. проводятся по разработанному пятилетнему плану, в которые входят: производство фильмов, расширение и эксплуатация киносети, капитальное строительство кинотеатров и подготовка кинокадров [2, л. 4].

О расширении городской и сельской киносети мы можем судить по следующим данным (табл. 1, 2) [2, л. 6].

Таблица 1

План роста киносети 1-й пятилетки

Наименование киносети 19281929 гг. 19291930 гг. 19301931 гг. 19311932 гг. 19321933 гг.

Городская киносеть 5 9 10 11 11

Сельская стационарная передвижная сеть 32 42 32 62 71

Таблица 2

Фактическое выполнение плана кинофикации Чувашии за 1-ю пятилетку

Наименование киносети 1929 г. 1930 г. 1931 г. 1932 г.

Городская киносеть 6 7 7 7

Сельская стационарная передвижная сеть 35 67 67 75

Пятилетний план кинофикации Чувашии за 4 года был выполнен на 100%. Сопоставив количество передвижной сети с количеством районов Чувашии, мы увидим, что в среднем на каждый район приходилось по четыре с лишним передвижных киноустановок без учета городской киносети. Следовательно, по сельской киносети намеченная по пятилетнему плану цифра была выполнена с превышением. Такое расширение сельской киносети объясняется проявлением большого интереса сельского населения к кино. С появлением звукового кино еще больше усиливается развитие киносети. Уже в 1932 в г. Чебоксары был организован прокат звуковых кинофильмов. В республику стали поступать новые звуковые кинофильмы и звуковая киноаппаратура. В конце 1932 г. закончилось строительство Чебоксарского звукового кинотеатра, были озвучены Ядринский, Алатырский, Цивильский и Маринско-Посадский кинотеатры [5, л. 23].

Таким образом, рост киносети республики, улучшение ее материальнотехнической базы, фильмофонда и кадров киномехаников конце 1920-х годов, было большим достижением на начальном этапе кинофикации Чувашии.

Литература и источники

1. Галкин А.В. К вопросу об истории чувашского кино / А.В. Галкин // Вестник Чувашского университета. 2008. № 4. С. 17-22.

2. ГИА ЧР Ф. 483. Оп.1. Д. 180.

3. Питернова В. На первом киносеансе // Советская Чувашия. 1984, 8 декабря.

4. РГУ «Государственный архив электронной и кинодокументации Чувашской Республики» (ГАЭКД ЧР), архив «Чувашкино». «Из материалов И.М. Михайлова». С. 1.

5. РГУ «Государственный исторический архив Чувашской республики» (ГИА ЧР) Ф. 1056. Оп.1. Д. 327.

6. Сорокин В. Кино в Чувашском крае // Советская Чувашия. 1996, 25 мая.

7. Шишкин В. Из всех искусств... // Советская Чувашия. 1984, 2 октября.

ГАЛКИН АРТУР ВЛАДИМИРОВИЧ - аспирант, ассистент кафедры архивоведения и до-кументоведения, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (artur-galkin@mail.ru).

GALKIN ARTUR VLADIMIROVICH - post-graduate student, assistant lecturer of archives and documents department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.