Гончаренко Ольга Николаевна
СТАНОВЛЕНИЕ КИНОФИКАЦИИ В ТЮМЕНСКОМ КРАЕ В 1919-1939 ГГ.
В статье рассматривается вопрос о становлении кинофикации в Тюменском крае в первое советское двадцатилетие. Автор приводит архивные и статистические данные расширения киносети в регионе, обозначает существующие кадровые проблемы и сложности кинофикации сельских и северных национальных территорий, делает обоснованный вывод о том, что в 1920-1930-е годы начались положительные сдвиги в деле кинофикации региона.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/12-1/13.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 1. C. 63-66. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/12-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
4. Будкеев С. М. Органная культура в системе отечественного образования // Философия образования. 2008. № 3 (24). С. 276-280.
5. Усанова А. Л. Искусствоведение в формировании художественно-образного мышления у студентов творческих специальностей // Учителя и ученики: материалы международной научной конф. к 190-летию МГХПА им. С. Г. Строганова. М.: Изд-во МГХПА, 2016. С. 269-273.
6. Философский энциклопедический словарь / сост. Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.
7. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. 378 с.
SYSTEM APPROACH IN SCIENTIFIC RESEARCH ON ART CRITICISM
Budkeev Dmitrii Sergeevich Budkeev Sergei Mikhailovich, Doctor in Art Criticism, Associate Professor Altai State University, Barnaul budkeev@rambler. ru
The article analyzes the principles of methodological support of the process of scientific research on art criticism, the content and interaction of the components of the methodological apparatus, technologies of their application. The main attention is paid to the system approach as one of the most important factors ensuring the selection of adequate methods, means of research and achievement of objective scientific results.
Key words and phrases: theory; conception; approach; system approach; element; integrity; connection.
УДК 93
Исторические науки и археология
В статье рассматривается вопрос о становлении кинофикации в Тюменском крае в первое советское двадцатилетие. Автор приводит архивные и статистические данные расширения киносети в регионе, обозначает существующие кадровые проблемы и сложности кинофикации сельских и северных национальных территорий, делает обоснованный вывод о том, что в 1920-1930-е годы начались положительные сдвиги в деле кинофикации региона.
Ключевые слова и фразы: кинофикация; киномеханик; кинопередвижки; пропаганда; Тюменский край. Гончаренко Ольга Николаевна, к.и.н., доцент
Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень Goncharenko-65@mail. гы
СТАНОВЛЕНИЕ КИНОФИКАЦИИ В ТЮМЕНСКОМ КРАЕ В 1919-1939 ГГ.
С первых дней своего существования советская власть столкнулась с вопросом о формировании коммунистического сознания у населения Советской России. Проводником большевистских идей должна была стать наряду с коммунистами интеллигенция, как старая русская, так и вновь создаваемая, а одним из действенных инструментов было признано кино, так как этот аудиовизуальный способ передачи информации мог содействовать либо укреплению, либо ослаблению официальной идеологии. Нельзя не согласиться с авторитетным мнением Ю. М. Лотмана, что «сила воздействия кино - в разнообразии построенной, сложно организованной и предельно сконцентрированной информации, понимаемой в широком смысле, как совокупность разнообразных интеллектуальных и эмоциональных структур, передаваемых зрителю и оказывающих на него сложное воздействие - от заполнения ячеек его памяти до перестройки структуры его личности» [13, с. 24]. Для продвижения кинолент необходима была кинофикация, то есть система мероприятий, обеспечивающих развитие киносети и кинообслуживания населения. Кинофикация в период советского общества выступала как индикатор происходящих исторических, идеологических, социальных и культурных изменений, что в значительной степени способствовало разрешению многих культурных и политических противоречий. Развитие отечественного кино в советский период и укоренение его в социокультурном пространстве приобрело огромные масштабы. Вместе с тем каждый регион имел отличительные черты и условия для продвижения кино в народные массы. Кинематография долгое время являлась областью исследования не только исторической, но и искусствоведческой, педагогической наук. В большей части этих работ рассматривались частные аспекты: появление и распространение кино, природа экранного творчества, партийное руководство киноискусством и другие. В основном исследования осуществлялись в рамках истории культуры такими советскими историками, как В. А. Куманев, Л. M. Зак, С. А. Федюкин, Д. В. Кривцун, А. В. Чунаков, Г. А. Бордюгов, Ю. С. Борисов, В. Т. Ермаков и др. При этом региональные аспекты становления и развития кинофикации как в советской, так и в современной российской историографии рассмотрены
недостаточно полно. Ситуация мало изменилась с середины 1960-х годов, когда Л. М. Зак, ведущий историк советской культуры, отмечала, что «о советской кинематографии, об этом самом массовом из искусств, написаны десятки книг. Однако большинство из них касается чисто профессиональных вопросов. Вне поля зрения исследователей осталось развитие кинофикации страны, огромная роль кино в воспитании масс. То же можно сказать и о радио» [8, с. 17]. В начале XXI в. о недостаточности изученности темы пишет Е. Л. Храмкова, делая вывод, что «социокультурный феномен отечественной кинематографии требует дальнейшего научного изучения» [17, с. 130]. В современный период появились работы таких историков, как А. В. Сперанский, М. Ф. Щербинин, О. В. Сиротин, И. Ю. Сомова, С. И. Линец, Ю. Д. Уляшов, Н. П. Храмкова. Региональные аспекты кинофикации на Урале и в Сибири рассмотрены в статьях и диссертациях С. В. Зяблицевой, Д. Н. Ряпусовой, В. А. Ватолина, Л. Эглита и др. Вместе с тем история кинофикации Тюменского края отдельно не изучалась, а только в рамках истории Уральской области либо Западной Сибири. В статье используется географическое название Тюменский край, так как в обозначенный период наблюдались многократные административные изменения в регионе: 1919 г. - Тюменская губерния; 1924-1933 гг. -Тюменский округ в составе Уральской области; 1933-1934 гг. - Обь-Иртышская область в составе Тюменского, Тобольского районов, Остяко-Вогульского и Ямало-Ненецкого округов; 1934-1944 гг. - Тюменский, Тобольский районы, Остяко-Вогульский и Ямало-Ненецкий округа Омской области.
27 августа 1919 года был подписан декрет Совета народных комиссаров РСФСР о национализации киноиндустрии. Отныне кино, как говорилось в декрете, должно было служить «самообразованию и саморазвитию рабочих и крестьян». Началось продвижение кинокартин в народные массы. О роли и значимости кино для народных масс говорил и В. И. Ленин, который подчеркивал в разговоре с А. В. Луначарским, что «существует необходимость установления определенной пропорции между увлекательными кинокартинами и научными». Владимир Ильич, пишет в своих воспоминаниях А. В. Луначарский, сказал, что производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями, отражающих советскую действительность, надо начинать с хроники. «Если вы будете иметь хорошую хронику, серьезные и просветительные картины, то неважно, что для привлечения публики пойдет при этом какая-нибудь бесполезная лента, более или менее обычного типа. Конечно, цензура все-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь место». К этому Владимир Ильич прибавил: «...вы должны будете развернуть производство шире, а в особенности продвинуть здоровое кино в массы в городе, а еще более того - в деревне... Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» [16, с. 10].
Во второй половине двадцатых годов по инициативе ЦК партии был проведен ряд всесоюзных и республиканских совещаний по отдельным вопросам практики киностроительства. В 1928 году на Всесоюзном совещании при ЦК ВКП(б) по вопросам кино указывалось: «Имея задачей социалистическую перестройку сельского хозяйства, необходимо дать деревне образцы хорошо поставленного крупного хозяйства совхоза и колхозов. Следует в качестве одной из задач поставить создание фильмов из жизни батрачества. При демонстрации деревни необходимо обратить внимание на представление льгот деревенской бедноте, особенно детям бедноты» [15, с. 257]. Всероссийское совещание по сценарному делу (март 1929 г.), Всесоюзное совещание по кинофикации деревни, совещания по вопросам культурфильма и детского кино - все эти мероприятия определили те огромные успехи советской кинематографии, которые характерны для рассматриваемого периода. О количественной стороне этих успехов говорят следующие цифры: в 1925 году по СССР насчитывалось 3 700 киноустановок, в 1930 году - 22 000, то есть за пять лет произошло увеличение почти в шесть раз. При этом увеличение шло главным образом за счет клубной и деревенской сети: в 1925 году в СССР было около 700 сельских установок, в 1930 году - около 14 000 (увеличение почти в двадцать раз!) [11].
В документах за 1919 год отсутствует полная информация о количестве кинопередвижек и кинотеатров в Тюменской губернии. Но о том, что киноустановки и кинотеатры были, говорит тот факт, что 23 августа 1919 года был организован Союз работников искусств, в состав которого наряду с музыкантами, артистами, служащими театра вошли и служащие кинематографа. Причем последних в губернии ощущалась нехватка в связи с быстрым развитием кинофикации [5, д. 88, л. 8 - 9 об.].
В 1920 году в Тюмени функционировал стационарный кинотеатр «Гигант», где ежедневно демонстрировались фильмы по 3 сеанса, и ленты менялись 5-7 раз в месяц. Кинотеатры имелись в Ишиме, Ялуторовске и один вновь оборудованный - в Тобольске. То есть к приходу советской власти в Тюменскую губернию, после вытеснения армии Колчака, имелось четыре стационарных кинотеатра. Особой заботой в этот период были окружены красноармейцы. При постановках спектаклей для красноармейцев отпускалось из отделов народного образования в среднем 270 билетов, в уездах - одна треть мест, на киносеансы в Тюменском гарнизоне - ежедневно 300 мест, а в уездах, где были кинотеатры, одна треть мест - бесплатно [12, с. 57].
В 1924 году в г. Тюмени функционировало 25 кинопередвижек и 2 коммерческих кинозала [1, д. 75, л. 20 об.]. Началось продвижение документального пропагандистского кино. В 1927 году было показано (документальное пропагандистское кино) - 376 картин, обслужено 88 364 человека. Сеансов платных - 320 и бесплатных - 56 [2, д. 3, л. 34]. В этот же период начал распространяться кинопрокат на детскую аудиторию. В отчетном докладе окрпрофбюро от 8 сентября 1928 года говорилось: «Детских утренников и киносеансов было проведено - 13, с обслуживанием 1790 человек» [3, д. 296, л. 51-59].
Сельские районы испытывали дефицит снабжения кинокартинами. Особенно возникали сложности с обслуживанием отдаленных районов. Многие села оставались вообще без киноснабжения. Задержка кинообслуживания бывала из-за отказа переброски киномехаников из одного села в другое, несмотря на то, что
«председатели сельсоветов и колхозов обязаны были безоговорочно выделять подводы для обслуживания населения кино» [1, д. 1155, л. 8]. Большинство кинокартин, направляемых в колхозы районов, были низкой технической годности. Почти не имелось новых фильмов, в основном все фильмы шли повторно. К 1930 году, как свидетельствуют архивные материалы, появилась первая статистика о наличии кинопередвижек в сельской местности Тюменского округа: «кинопередвижек - 33, против 28 в 1929 году» [Там же].
В 1920-е годы остро стоял вопрос подготовки кадров киномехаников. Наибольший недостаток специалистов ощущался в сельской местности. Тяжелые бытовые условия, разъездной характер работы, огромные территории, невысокая зарплата приводили к текучести кадров. От киноработников требовалось не только знание аппаратуры и кинодела, но и умение вести агитацию. Партийным и комсомольским организациям области поручалось выделять «постоянных товарищей из культурных сил села для ведения массовой работы на киносеансах (читка надписей, объяснения и т.д.)» [4, д. 98, л. 102-105]. В некоторых селах в помощь механикам привлекали грамотную молодежь.
В 1930-е годы кинофикация в Тюменском крае проводилась через строительство кинотеатров, формирование сети клубов и кинопередвижек, организацию курсов подготовки работников кино. Архивные документы подтверждают, что сплошной кинофикации районов Обь-Иртышской и затем Омской областей предшествовала большая и трудная работа. Прежде всего, надо было заменить установки немого кино, эпоха которого закончилась, на звуковые аппараты. Так как кино становилось самым массовым видом искусства, нужно было готовить кадры для продвижения этого искусства в народ. В клубах стали устанавливать стационарные киноустановки. И все же главное внимание уделялось кинопередвижкам, так как из-за своей мобильности они могли охватить большое количество населения. На небольшие расстояния киноаппаратуру и фильмы механики переносили сами или с помощью любителей кино, а на далекие - использовали гужевой и автомобильный транспорт, моторные лодки. К 1934 г. в Обь-Иртышской области на учете состояли 133 киноустановки, в том числе 1 звуковая и 87 сельских передвижных киноустановок [6, д. 9, л. 48 об.].
Вопрос «О кино» неоднократно слушался на заседаниях оргбюро окружного ВКП(б). Так, в октябре 1934 года был определен размер затрат на кинооборудование, намечены мероприятия по обслуживанию области кинопередвижками. Редакторов областных и районных газет, а также многотиражек обязали снабжать газеты информацией и литературой для кино. Несмотря на рост киносети, имеющихся аппаратов для вещания не хватало. Каждой передвижке приходилось обслуживать в среднем от двух до шести сел. Многие села оставались вообще без кинообслуживания. Несмотря на то, что председатели сельсоветов и колхозов обязаны были безоговорочно выделять подводы для доставки кинопередвижек, это предписание выполнялось далеко не всегда. Для культурно-массового обслуживания колхозников в посевную организовывались районные агитбригады. В Тобольском округе было создано для работы с сельским населением 5 агитбригад в составе 50 человек. Бригады были обеспечены медработниками, кинопередвижками, затейниками и т.п. В художественном оформлении использовался местный материал того колхоза, в котором располагалась агитбригада. Как отмечали пропагандисты, большинство кинокартин, которые привозили в районы, были низкой технической годности. Почти не имелось новых фильмов, в основном они шли повторно [4, д. 98, л. 102-105].
Сложной оставалась ситуация в северных округах. Если в Остяко-Вогульском округе в 1933 году было 28 кинопередвижек, то в Ямало-Ненецком они стали только появляться на так называемых культурных базах (далее - культбазы) [10, с. 156]. Две первые культбазы под руководством Комитета Севера при Президиуме ВЦИК были созданы в 1932-1934 гг. Начальник Ямальской культбазы М. М. Броднев вспоминал: «На культбазе построили школу-интернат. Первый год обучалось всего 7 ребятишек. Ямальская культбаза имела 2 красных чума. На культбазе ненцы впервые увидели первый спектакль на ненецком языке. И посмотрели первую кинокартину» [Там же, с. 167]. К 1938 году киноустановки имели уже все школы-интернаты и туземные районные исполнительные комитеты [Там же, с. 182].
Немая киноаппаратура, обслуживающая население в 1920-е годы, уже никак не удовлетворяла потребности населенных пунктов Тюменского края, да и выпуск немых фильмов в начале 1930-х годов сократился. Начался процесс вывода из эксплуатации установок немого киновещания и их замены на звуковое оборудование. 11 декабря 1934 года выходит постановление СНК СССР «Об организации звукового кино в районных центрах». Это кульминационный период в осознании огромной пропагандистской мощи кинематографа, и именно звукового. Теперь кинофикация находится под особо пристальным вниманием партийного аппарата, лично генерального секретаря И. В. Сталина, который в газете «Правда» от 11 января 1935 г. констатировал: «Кино в руках Советской власти представляет огромную неоценимую силу... Обладая исключительными возможностями духовного воздействия на массы, кино помогает рабочему классу и его партии воспитывать трудящихся в духе социализма, организовывать массы на борьбу за социализм, подымать их культуру и политическую боеспособность» [14]. В архивных документах имеются сведения о том, что за два года до указанного постановления, в 1932 году, была получена первая автозвуковая кинопередвижка для Тюменского района. Ожидалось также прибытие звукового полнометражного фильма «Доклад тов. Сталина на VIII Всесоюзном съезде Советов о проекте Конституции Союза СССР», который должны были показать во всех населенных пунктах [6, д. 9, л. 48].
В Тюменском районе к концу 1937 года насчитывалось 46 зрительных залов и 9 киноустановок. В городе Тобольске - 2 кинотеатра и 6 кинопередвижек, которые обслуживали учебные заведения Тобольского района, участки леспромхоза, колхозы района и ближайшие районы Омской области [10, с. 172-174]. Как сообщала плановая комиссия Тюменского горисполкома, в г. Тюмени на 1 января 1939 года насчитывалось
79 100 жителей. В городе имелось 24 школы, 1 музыкальная школа, пединститут, учительский институт, учительский институт иностранных языков, подготовительные курсы педагогов, педагогическое училище, фельдшерско-акушерская школа, ясельная школа, сельскохозяйственный техникум, фабрично-заводское училище, 3 библиотеки, газета. Отдельной строкой было написано, что в городе имеется «стационарное звуковое кино кинотеатр - Темп (требует ремонта) на 515 мест, 3 клубных звуковых установки» [7, д. 16, д. 45, 46]. На Крайнем Севере к концу 1939 года действовало 15 звуковых установок, главным образом кинотеатры, тогда как в 1935 году был всего один [10, с. 180].
Таким образом, в Тюменском крае, как и во многих регионах Советского Союза, в 1920-1930-е годы начались положительные сдвиги в деле кинофикации региона. Стационарные киноустановки имелись во всех районных центрах, сельские и северные населенные пункты снабжались кинопередвижными установками. К новому виду искусства приобщались малые народы Севера. По подсчетам С. В. Зяблицевой, в промежутке между 1928 г. и 1940 г. по темпам кинофикации Западная Сибирь опережала все административные территории европейской части страны, а по количеству киноустановок уступала только Центральному району с Москвой во главе [9, с. 36]. Вместе с тем в регионе повсеместно наблюдалась значительная диспропорция между темпами кинофикации городских и сельских, южных и северных территорий, определившая неравные возможности населения в этой сфере культурного досуга и просвещения.
Благодаря созданию звукового кинематографа идейно-эстетическое воздействие фильмов на зрителей еще больше возросло. Кино прочно вошло в жизнь советского народа. Художественное и документальное кино той эпохи способствовало политическому, патриотическому и нравственному воспитанию молодежи, продемонстрировав впечатляющее воздействие кинокартин на психику рядового человека. Профессия киномеханика стала значимой. Этого специалиста ценили как в городах, так и в селах. Он был связующим звеном между традиционной обыденной жизнью и всем миром.
Список источников
1. Государственный архив социально-политической истории Тюменской области (ГАСПИТО). Ф. 3. Оп. 1.
2. ГАСПИТО. Ф. 3. Оп. 4.
3. ГАСПИТО. Ф. 3. Оп. 5.
4. ГАСПИТО. Ф. 30. Оп. 13.
5. Государственный архив Тюменской области (ГАТО). Ф. 101. Оп. 1.
6. ГАТО. Ф. 721. Оп. 1.
7. ГАТО. Ф. 759. Оп. 1.
8. Зак Л. М. История культурного строительства в СССР в советской историографии (1956-1963 гг.) // Вопросы истории. 1964. № 2. С. 3-21.
9. Зяблицева С. В. Формирование и развитие социально-культурной сферы Западной Сибири (начало 1920-х - середина 1950-х гг.): автореф. дисс. ... д.и.н. Кемерово, 2012. 45 с.
10. Из истории культурного строительства в Тюменской области: сборник документов: 1918-1975 гг. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1980. 392 с.
11. Исторический путь развития кинопроката в России [Электронный ресурс]. URL: http://mirznanii.eom/a/128991/ istoricheskiy-put-razvitiya-kinoprokata-v-rossii (дата обращения: 07.11.2017).
12. Культурно-просветительская работа в рядах Красной Армии // Октябрьский сборник. Тюмень: Издание октябрьской комиссии Тюменского губернского исполнительного комитета и губернского комитета РКП(б), 1922. С. 56-58.
13. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти Раамат, 1973. 92 с.
14. Правда. 1935. 11 января.
15. Сиротин О. В. В начале киновека: кино в Пензенском крае (1896-1932 гг.). Пенза: ООО «Типография № 1», 2009. 328 с.
16. Советское кино. 1933. № 1-2.
17. Храмкова Е. Л. Отечественная историография истории кино 1941-1945 годов на рубеже ХХ-ХХ1 веков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 78. С. 123-130.
THE SPREADING OF THE MOTION-PICTURE INDUSTRY IN TYUMEN KRAI IN 1919-1939
Goncharenko Ol'ga Nikolaevna, Ph. D. in History, Associate Professor Northern Trans-Ural State Agricultural University, Tyumen Goncharenko-65@mail. ru
The article deals with the question of the spreading of the motion-picture industry in Tyumen Krai during the first Soviet twenty years. The author presents the archival and statistical data of the expansion of the film network in the region, identifies the existing personnel problems and the difficulties in the spreading of the motion-picture industry in the rural and northern national territories, makes a valid conclusion that positive changes began in the spreading of the motion-picture industry in the region in the 1920s-1930s.
Key words and phrases: spreading of motion-picture industry; projectionist; cinema vans; propaganda; Tyumen Krai.