УДК 791.45 (571.13)
Л.Д. Прохорова, L. D. Prokhorova, e-mail: [email protected] Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk state technical university, Omsk, Russia
КИНО КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ, ПРОПАГАНДЫ И АГИТАЦИИ:
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СССР В 1930-Е ГОДЫ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
CINEMA AS A MEAN OF EDUCATION, PROPAGANDA AND AGITATION: CREATION OF CONDITIONS FOR USING ON AREA OF USSR IN 1930 YEARS (WITH OMSK REGION TAKEN FOR EXAMPLE)
В статье рассматриваются основные направления и особенности развития кинофикации Омской области в 1930-е годы, роль кино в процессе воспитания нового поколения.
This article considers the main directions and features of the cinefication development in the Omsk region in the 1930s, the role of movie in education of a new generation.
Ключевые слова: кинофикация, кинотеатр, кинопередвижка, курсы киномехаников, кино, репертуар Keywords: cinefication, theatre of cinema, field equipment, the projectionists courses, cinema, repertoire
В условиях построения социализма развитие кино становилось одним из важнейших направлений культурного строительства, рациональным средством внедрения культуры в массы, воспитания нового сознания, что в итоге являлось главной задачей провозглашенной партией культурной революции. В.И. Ленин называл кино самым важным из всех искусств. Для обслуживания населения в условиях обширных территорий оно было доступнее, чем прочие виды искусства, так как все зависело только от киномеханика и аппаратуры, перемещение которых было возможно в короткий срок и в самые глухие места.
Развитие кинофикации Омской области в 1930-е годы осуществлялось по следующим основным направлениям: организация системы управления процессом кинофикации края, создание материальной базы, обеспечение кадрами, контроль в области репертуарной политики и работа со зрителем (особо - с детьми).
Органы кинофикации Омской области находились в подчинении всероссийским структурам управления, точно выполняя все директивы и распоряжения. Кроме того, они постоянно подвергались реорганизации. Очередной виток перемен совпал с образованием в декабре 1934 годы Омской области, объединившей Тюменский, Остяко-Вогульский (Ханты-Мансийский), Ямало-Ненецкий округа - всего 78 действующих районов. Постановлением президиума Омского областного исполнительного комитета от 15.01.1935 был создан Областной трест по кинофикации [1]. Трест подчинялся Омскому Облисполкому, а в центральных органах - Управлению кинофикации СНК РСФСР. В его ведение входило управление деятельностью городских и сельских кинотеатров, кинопередвижек, подсобных предприятий. С 1 января 1939 г. при Омском облисполкоме было организовано Управление кинофикации и утверждена новая типовая структура отделов.
В начале 1930-х годов в Омской области действовало всего 7 кинотеатров, из них 4 в Омске. В сельской местности - 50 кинопередвижек. В дальнейшей кинофикации края прослеживается положительная динамика. На 1 января 1936 г. село располагало уже 126 аппаратами (из них стационарных -15 и кинопередвижек - 111) [2], в 1937 г. пущено в эксплуатацию еще 8 звуковых кинопередвижек [3]. Снабжение кинофильмами всех киноустановок области осуществляла контора «Главкинопрокат», которая для этой цели имела полнометражный фильмофонд в количестве 754 копий, в том числе 274 звуковых, 480 немых [4]. В 1938 г. по Омской области насчитывалось уже 37 стационаров (16 звуковых и 21 немых) и 209 передвижек (36 звуковых и 173 немых) [5]. Однако, почти все сельские установки не имели собственных зданий (за исключением Калачинска и Муромцево). Они находились, как правило, в районных клубах и домах культуры, которые часто занимались местными партийными
организациями для проведения хозяйственных и политических мероприятий или использовались колхозно-совхозными театрами. Киноустановки часто были обречены на простои. Основные причины: отсутствие электроэнергии, аварии аппаратуры и неимение запасной, отсутствие киномехаников звукового кино, бездорожье, часто несвоевременное снабжение горючим. Все это снижало результаты культурной работы в крае. Грандиозные планы дальнейшей кинофикации предполагались на третью пятилетку, однако им не суждено было осуществиться в связи с началом Великой Отечественной войны.
На всем протяжении 1930-х годов пытались решить проблему обеспечения киносети кадрами, что осуществлялось двумя путями: силами городских структур и с помощью командировок в другие города Западной Сибири. Подготовка проводилась с помощью курсов (краткосрочных и долгосрочных). Для того чтобы привлечь людей для обучения, во все отделения кинофикации направлялась информация о курсах. Например: «Ежемесячно производится прием на курсы киномехаников звукового кино. Принимаются граждане обоего пола, достигшие 18 летнего возраста с образованием 7 классов. Имеющие образование ниже 7 класса принимаются на подготовительные отделения. Обращаться в районах в отделения кино-треста, в г. Омске, ул. Пушкина 64» [6]. В 1936 году трестом было произведено два выпуска трехмесячных курсов киномехаников немого кино, организованных в городе Тюмени (подготовлено 24 специалиста). Также использовались курсы звуковых киномехаников в Челябинске и Свердловске [7]. Всего для Омской области было подготовлено 59 человек. Трест оплачивал обучающимся курсантам только проезд, на остальное деньги выделяло государство. Омский трест большое внимание уделял семьям киномехаников, направляемых на централизованные курсы. Им выплачивалось заработная плата и пособия, тем самым руководство старалось заботиться не только о киномеханиках, но и о семьях, которые оставались в городе.
Увеличению профессионализма работников кинофикации способствовали соревнования между киномеханиками, которые проводились как по инициативе кинотреста, так и по инициативе самих работников. Большую роль играло развернувшееся по всей стране стахановское движение. Все это в совокупности дало импульс развитию кадров в 30-е годы, но, несмотря на все попытки решить эту проблему, она оставалась актуальной и в последующие годы.
Много внимания уделялось привлечению зрителей в кино. Одним из способов решения этой задачи было регулирование цен в интересах зрителей. Так 1936 г. звуковые сеансы для взрослых стоили от 1 до 2 рублей; немые сеансы - от 50 коп. до 1 руб.; цена детских сеансов в городе - 35 коп., в селе - 25 коп. [8] Новые цены вводились и с 1.07.1937 года. [9] Все это способствовало увеличению числа посещений кинотеатров.
Кино имело идеологическую направленность: его смотрели те, кто трудился на великих стройках пятилетки, колхозники, дети - будущее страны, и армия - защитница страны и народа. В связи с этим чрезвычайно важной оказывалась проблема репертуара. Кино подлежало строгому регулированию со стороны правительства. Свидетельство тому - создаваемые реперткомы, репертуарные листы, приказы по регулированию проката. Репертуар всех кинотеатров, как в столице, так и самых отделенных городах был один и тот же, потому что репертуарная политика формировалась в центре, в дальнейшем распространяясь по всей территории страны.
Все фильмы 30-х годов создавались на самых крупных киностудиях Советского Союза -«Мосфильм», «Ленфильм», Киностудии им. А.М. Горького и им. А.П. Довженко и других. Именно здесь ставились основные фильмы, определился состав кинорежиссеров и актеров, сложились основные сюжетные линии. За период 1930-1934 годов советская кинематография добилась существенных успехов на пути художественного воплощения важных событий и явлений действительности. Самым популярным фильмом этого времени стал «Чапаев» (Г.Н. Васильев и С.Д. Васильев). Он был крупнейшей победой социалистического реализма в звуковом кино. На международном фестивале в Москве (1935) «Чапаев» был в числе нескольких картин, представленных «Ленфильмом» и получившим первую премию вместе с фильмами «Юность Максима» и «Крестьяне». Во второй половине 1930-х годов вышли фильмы «Партийный билет», «Цирк», «Семеро смелых», «Тринадцать», «Великий гражданин», «Член правительства». Создается большая серия исторических картин: «Александр Невский», «Петр I», «Суворов», «Щорс» и «Яков Свердлов». Кинокомедии: «Богатая невеста», «Трактористы», «Веселые ребята», «Волга-Волга». Импорт фильмов в эти годы был минимален. Закупались лишь некоторые фильмы США, Франции, Великобритании. Кино работало целиком на собственных произведениях и материале.
В Омске существовало Главное управление контроля над репертуаром и зрелищами, которое выпускало списки фильмов, разрешенных к прокату. Причем непременно указывалось содержание фильма. Сохранившиеся аннотации к фильмам 1930-х годов позволяют ощутить уровень аудитории, иллюстрируют жизнь эпохи, позволяют увидеть, какие фильмы интересовали аудиторию того времени.
Все киносеансы в рассматриваемый период начинались с показа кинохроники. Среди зрителей распространялась анкета для изучения запросов и получения предложений. Для удобства зрителя практиковали метод доставки билетов на дом, но в жизни это не привилось, тогда появилась практика бронирования билетов по телефону.
Особо организовывалась работа с детьми. В 1935 году в Омске открылся кинотеатр «Пионер», который обслуживал только детскую аудиторию и работал 24 дня в месяц по 2 сеанса в день. В штат кинотеатра «Пионер» были введены особые должности, которых не было в других кинотеатрах -массовик, лектор, педагоги. Проведение всей работы было возложено на директора кинотеатра, который помимо выше перечисленных специалистов привлекал педагогов и пионервожатых. В фойе проводились игры, песни, художественные рассказы, громкие читки и беседы. В работе с детьми широко использовались настольные игры - шашки и шахматы; на специальных столиках лежали детские журналы («Еж», «Пионер»). Здесь демонстрировались специальные детские фильмы: «Новое платье короля», «Самый юный пионер», «Морозко», «Золотой мед» и другие.
К концу 1930-х годов кино стало любимым времяпрепровождением советских людей. Очевидной его целью была организация культурного досуга, но в государственном масштабе с его помощью решалась задача важнейшая, иногда завуалированная, скрывающаяся под художественной формой - формирование нового сознания и нового человека. Позднее это назовут «идеологической пропагандой» или «идеологическим оболваниванием» (оценка зависит от политических пристрастий обращающих свой взгляд к советскому прошлому). Но как бы сегодня не относились к наследию советской эпохи, очевидно одно: поколение родившихся в 1920-е годы - плод советского воспитания, в том числе, средствами кинематографа, ибо по силе воздействия на человека кино занимает особое место, влияя на формирование мировоззрения человека и его системы ценностей. Главным экзаменом этого поколения на зрелость, патриотизм и силу духа стала Великая Отечественная война, а закономерным ее исходом - Великая Победа советского народа над фашизмом, изменившая всю дальнейшую мировую историю.
Библиографический список
1. Казенное учреждение Омской области «Исторический архив Омской области» (далее -ГИАОО). - Ф. Р-241. - Оп. 1. - Д. 5. - Л. 46.
2. ГИАОО. - Ф. Р-241. - Оп.1. - Д. 16. - Л. 20.
3. ГИАОО. - Ф. Р-241. - Оп.1. - Д. 128. - Л. 35
4. ГИАОО. - Ф. Р-241. - Оп.1. - Д. 111. - Л. 50
5. ГИАОО. - Ф. Р-241. - Оп.1. - Д. 128. - Л. 35
6. ГИАОО. - Ф. Р-241. - Оп.1. - д. 191. - Л. 7.
7. ГИАОО. - Ф. Р-241. - Оп.1. - д. 70. - - Л. 43.
8. ГИАОО. - Ф. Р-241. - Оп.1. - д. 70. - Л. 41.
9. ГИАОО. - Ф. Р-241. - Оп.1. - д. 70. - - Л. 42.