Научная статья на тему 'Киноиндустрия «Большого Урала» в годы Великой Отечественной войны'

Киноиндустрия «Большого Урала» в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
557
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙНА / КИНОИНДУСТРИЯ / КИНОФИКАЦИЯ / КИНОХРОНИКА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ / ИДЕЙНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / КИНОФЕСТИВАЛЬ / АГИТКИНОБРИГАДА / WAR / FILM INDUSTRY / CINEMAFICATION / NEWSREEL / FEATURE FILM / IDEOLOGICAL AND EDUCATIONAL WORK / PARTY AND STATE AUTHORITIES / PERSONNEL TRAINING / FILM FESTIVAL / FILM PROPAGANDA BRIGADE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ряпусова Дарья Николаевна

В статье раскрываются особенности развития киноиндустрии Уральского региона в период Великой Отечественной войны. Предпринимается попытка показать роль «важнейшего из искусств» в процессе формирования и поддержания высокого духовного потенциала воюющего социума. На примере трех уральских областей (Свердловской, Молотовской и Челябинской) показаны основные направления, формы и методы развития системы кинофикации и ее использования в деле достижения Великой Победы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Big urals" film industryin the great patriotic war period

The article reveals the peculiarities of the film industry development in the Ural region during the Great Patriotic War period. The author made an attempt to display the role of "the main art" in the process of formation and support of high level of spiritual potential of the people carrying war. Taken tree Ural regions as an example (Sverdlovsk, Molotovsk and Chelyabinsk regions) the author shows the main directions, forms and methods of the cinemafication system and its usage for achieving the Victory.

Текст научной работы на тему «Киноиндустрия «Большого Урала» в годы Великой Отечественной войны»

УДК 94 (470.5) ”1941/1945” ББК ТЗ(2)622-7 +Щ373(2Р36)

КИНОИНДУСТРИЯ «БОЛЬШОГО УРАЛА» В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Д. Н. Ряпусова

“BIG URALS” FILM INDUSTRY IN THE GREAT PATRIOTIC WAR PERIOD

D. N. Ryapusova

В статье раскрываются особенности развития киноиндустрии Уральского региона в период Великой Отечественной войны. Предпринимается попытка показать роль «важнейшего из искусств» в процессе формирования и поддержания высокого духовного потенциала воюющего социума. На примере трех уральских областей (Свердловской, Молотовской и Челябинской) показаны основные направления, формы и методы развития системы кинофикации и ее использования в деле достижения Великой Победы.

Ключевые слова: война, киноиндустрия, кинофикация, кинохроника, художественный фильм, идейно-воспитательная работа, партийно-государственные органы, подготовка кадров, кинофестиваль, агиткинобригада.

The article reveals the peculiarities of the film industry development in the Ural region during the Great Patriotic War period. The author made an attempt to display the role of “the main art” in the process of formation and support of high level of spiritual potential of the people carrying war. Taken tree Ural regions as an example (Sverdlovsk, Molotovsk and Chelyabinsk regions) the author shows the main directions, forms and methods of the cinemafication system and its usage for achieving the Victory.

Keywords: war, film industry, cinemafication, newsreel, feature film, ideological and educational work, party and state authorities, personnel training, film festival, film propaganda brigade.

Каждый век имеет свое лицо, свои неповторимые черты и памятные даты. Одним из наиболее трагических событий XX столетия, определившим многие тенденции последующего общественного развития стала Великая Отечественная война. Это была самая тяжелая и кровопролитная из всех войн, когда-либо пережитых нашим народом. Однако она была не только драматичным, но и героическим периодом в нашей истории. Летопись войны хранит множество примеров мужества и героизма советских людей, самоотверженно защищавших Отечество. И чем дальше мы уходим от того тревожного и героического времени, тем величественнее кажутся нам их подвиги и тем выше значимость совершенного ими.

Любая война — это трагедия, несущая неисчислимые бедствия и страдания народам. Ее исход во многом зависит от морально-нравственных качеств социума, вступившего в вооруженное противоборство. Роль духовного потенциала советского общества в период Великой Отечественной войны невозможно переоценить, поскольку именно он явился фундаментом, «становым хребтом», на котором базировались мужество, стойкость и героизм нашего народа1.

Формирование духовного облика общества в значительной мере определяется идейно-политической линией государственной власти. В условиях повсеместной реализации лозунга «Все для фронта,

все для победы» шел целенаправленный процесс перестройки сознания людей. С первых дней войны работа по идейно-политическому воспитанию была выстроена в соответствии с директивой СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г., явившейся программой трансформации всей жизни страны, программой борьбы русского народа против фашизма2.

На основе с этой установки были приняты меры по активизации всех средств идеологического воздействия: устной пропаганды и агитации, печати, радио, кино, литературы и искусства. СНК и ЦК ВКП(б) призвали все государственные и общественные структуры к стойкости и организованности, выдержке и дисциплине, к политической бдительности и мобилизации всех народных сил для разгрома врага. Особое внимание в дни войны уделялось воспитанию советских людей в духе патриотизма, ненависти к фашистским захватчикам, к разоблачению их агрессивных планов. Первоочередной задачей называлась пропаганда справедливого, освободительного характера Отечественной войны со стороны Советского Союза. Это способствовало поддержанию высокого морального духа воинов и тружеников тыла3.

Среди прочих действенных средств, консолидирующих воюющий социум, властными структурами особенно выделялось кино. Оценивая его с точки зрения колоссального влияния на сознание народа,

И. В. Сталин писал: «Кино обладает исключительными возможностями воздействия на массы, оно мобилизует советских людей, рабочих, крестьян, интеллигенцию на еще более эффективную помощь фронту в борьбе с фашистскими варварами. Полностью и до конца использовать эту огромную силу — кино, в интересах нашего дела — завоевания победы над врагом — вот задача, которую должны разрешить работники кинофикации и проката4. Взяв во внимание и тот факт, что кино имеет наибольшую доступность широким массам населения, партийногосударственные органы направляли деятельность кинематографистов в необходимое политическому режиму идеологическое русло.

Руководство кинематографом в годы войны осуществлялось на основании постановлений и приказов центральных органов власти, которые дублировались и принимались к исполнению местными управленческими структурами. Это позволило четко и всемерно поддерживать жесткую государственную линию в деятельности органов кинофикации. Данная линия вполне отвечала требованиям времени и трансформировалась в зависимости от целей и задач каждого этапа войны. Так, в условиях сокращения киносети 25 ноября 1941 г. вышел приказ Комитета по делам кинематографии при СНК СССР «О работе органов кинофикации и проката в условиях военного времени» за номером 112/463. Приказ, в частности, предусматривал организацию новых специальных маршрутов и графиков для демонстрации фильмов, содержание которых отвечало сложившейся политической ситуации. В подобные маршруты входили фильмы хроникального, оборонного и военно-инструктивного содержания5.

В ходе улучшения обстановки на фронтах летом 1943 г. было проведено специальное совещание в ЦК ВКП(б) по вопросам кино, на котором обсуждались задачи его развития в изменившихся условиях. 12 августа 1943 г. Комитет по делам кинематографии издал приказ о расширении выпуска широкопленочной и передвижной аппаратуры, что способствовало расширению материальной базы киносети. 9 сентября 1943 г. СНК СССР принял постановление «О мероприятиях по восстановлению киносети в городах и районах, освобожденных от немецкой оккупации»6. Для освобожденных территорий создавался резерв, в который передавалась киноаппаратура из регионов, не пострадавших от оккупации, в том числе и с Урала.

С 1943 г. в городах и селах увеличивается число киносеансов, вводятся дополнительные ночные сеансы. В 1944 г. СНК СССР принимает решение «О мероприятиях по улучшению кинообслуживания населения». В постановлении указывалось на необходимость всемерно расширять сеть киноустановок, освобождать помещения кинотеатров, занятые под военные нужды, вводить в эксплуатацию часть бездействующей киноаппаратуры, гототовить дополнительный штат киномехаников звукового и немого кино в замен ушедшим в армию7.

В годы войны указанные процессы отчетливо проявились и в развитии киноиндустрии Урала. В строгом соответствии с центральными приказами и постановлениями, на всех уровнях руководства

уральского региона (от исполнительных комитетов районных Советов депутатов трудящихся до областных партийных комитетов) поднимались вопросы использования киноискусства в целях мобилизации масс, решались задачи изменения структуры, штата, управленческого аппарата киносети, утверждения кинорепертуара и т. п. В частности, партийным руководством Южного Урала в разное время были рассмотрены вопросы «Об улучшении работы сельской киносети в Челябинской области», «О восстановлении и ремонте киноаппаратуры, имеющейся в районах области», «О мероприятиях по улучшению кинообслуживания населения Челябинской области». Партийными властями Западного Урала подробно анализировались вопросы «О состоянии кинофикации в Молотовской области», «О мерах по реализации постановления ЦК ВКП(б) о ремонте киноаппаратуры для сельской местности по Молотовской области». Областная партийная организация Среднего Урала за период войны приняла решения «Об улучшении кинообслуживания населения промышленных центров Свердловской области», «О расширении киносети в промышленных центрах области и об организации производства запасных частей к киноаппаратуре»8. Отделы пропаганды и агитации при областных комитетах ВКП(б) контролировали деятельность всех предприятий и организаций области, занятых в сфере производства и распространения продукции кино. Сюда стекались документы о количественных и качественных показателях работы киносети, проводимых ею мероприятиях и формах работы с аудиторией, существующих проблемах с комплектованием материальной базы и кадров, о состоянии фильмофонда и т. п.

В условиях растущего военного противостояния первоочередные меры были направлены на предотвращение резкого сокращения киносети и сохранение ее материально-технической базы. В предвоенные годы шел процесс быстрого развития киноиндустрии. К началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе насчитывалось более 28 тыс. киноустановок, из них 19 тыс. находилось в сельской местности, включая 4 тыс. колхозных стационаров9. Развивалась и уральская киносеть. К началу войны в Свердловской области насчитывалось 899 различного рода киноустановок, 410 из них находились в сельской местности. По данным на 1 июля 1941 г. в государственной сети области действовало 214, а в профсоюзной и ведомственной (ДК, клубы, учебные заведения, санатории и т. п.) — 340 киноустановок. Молотовская область в предвоенный год имела 543 установки, в том числе 277 государственные и 266 ведомственные10.

В начале войны во всех областях и республиках региона, как и в целом по стране, наблюдалось снижение интенсивности работы киносети. Многие помещения стационарных кинотеатров в городах и районных центрах были заняты под военные нужды. В них развертывались госпиталя, цеха эвакуированных предприятий, эвакопункты, мобилизационные центры и т. п. Значительно уменьшилось и число кинопередвижек, так как большинство автомашин, используемых для перемещения аппаратуры и механиков по рабочим маршрутам, было от-

правлено в действующую армию. Так, Молотовская область передала в армию 59 автомашин. По этой причине в течение пяти военных лет в области не было ни одной автозвуковой передвижки, что значительно сказалось на качественном и количественном обслуживании населения. Перевод автопередвижек на гужепередвижки шел крайне медленно, так как сопровождался значительными денежными затратами. В частности, по плану развития киносети Молотовской области в 1943 г. предусматривалось приобретение гужевого транспорта на сумму 250 тыс. рублей, что вызывало серьезные трудности в финансировании11.

Одной из мер по сохранению должного кинообслуживания населения стал приказ Комитета по делам кинематографии «Об улучшении работы ведомственной киносети» за № 142, который предусматривал аренду профсоюзных и клубных установок, ранее не занятых в обслуживании широких зрительских масс. Выполнение приказа тормозилось тем, что государственные органы кинофикации не имели непосредственного контроля над ведомственными киноустановками12. К началу 1943 г. общая численность киноустановок на Урале в сравнении с довоенным периодом уменьшилась с 1750 до 1300, т. е. на 25,6 %13.

Помимо прямого сокращения количества киноустановок, возникло множество факторов, затрудняющих деятельность имеющейся сети. В некоторых районных центрах кинотеатры не работали из-за недостатка топлива и электроэнергии, которая предназначалась, прежде всего, промышленным предприятиям. Киноустановки, вступившие в строй в довоенный период, в ходе длительной эксплуатации приходили в негодность. Большая часть парка киноаппаратуры постоянно простаивала, ожидая поступление запасных частей. Управления кинофикации, стремясь сохранить и увеличить материальную базу сети, старались не прекращать использование старых киноаппаратов, что нередко вело к порче фильмокопий и срывам показов.

Возникла явная угроза уничтожения внушительной части фильмофонда. Вместо установленной нормы амортизации в один процент фильмокопии за 6 сеансов, подобный износ происходил за 4—4,5, а в отдельных случаях за 1,5—2 показа. С целью остановить «хищническую эксплуатацию кинокартин», 30 июня 1942 г. Комитет по делам кинематографии издал приказ «Об усилении борьбы за сохранность фильмофонда». Со стороны управлений кинофикации максимально возрос технический надзор за ремонтом кинопроекционной и усилительной аппаратуры. Приказ Комитета от 16 июля 1942 г. «О мероприятиях по сохранению и учету киноаппаратуры и кинооборудования» обязал начальников управлений во всех случаях раскомплектования, порчи, утери киноимущества производить расследование и материалы передавать органам прокуратуры для привлечения к суду ответственных лиц.

Действие данных приказов распространялось на начальников отделов кинофикации и руководителей киноустановок, но прежде всего на киномехаников. Так, летом 1942 г. к уголовной ответственности за халатное отношение к своим обязанностям были

привлечены киномеханик Кочергин, работавший в одном из клубов г. Первоуральска, киномеханик Ильина, демонстрировавшая фильмы в клубе «Металлург» Михайловского завода14. Решительные действия властей, несмотря на жесткость, способствовали выполнению задач сурового времени, и прежде всего — сохранения материально-технической базы киноиндустрии.

По мере стабилизации обстановки на фронтах постепенно удалось переломить тенденцию к сокращению киносети. В конце войны численность киноустановок на Урале составляла 94,2 % от довоенного уровня. Наиболее успешно этот процесс шел в Свердловской области, где число киноустановок к 1945 г. даже превысило показатели 1941 г. В Молотовской области удалось восстановить 85 %, а в Челябинской — 59,9 % киносети15.

Во второй половине Великой Отечественной войны при решении задач кинообслуживания населения Урала резко обозначилась проблема нехватки квалифицированных кадров киномехаников. Потребность в пополнении их численности существовала и ранее. В довоенный период требовалась подготовка определенного числа специалистов для вновь вводимых в строй киноустановок, при сохранении уже имеющегося контингента и с учетом текучести кадров по обычным причинам (смена места работы, уход на пенсию, увольнение по различным причинам и т. п.). С июня 1941 г. ситуация резко изменилась. Началась мобилизация военнообязанных в ряды Красной Армии, что привело к значительному сокращению количества киномехаников. В начале войны только в Свердловской области на фронт было отправлено 132 специалиста16. Большие кадровые потери в имелись в Челябинской и Молотовской областях.

Несмотря на трудности военного времени, центральное руководство предъявляло жесткие требования к кадрам киномехаников и обязало управления кинофикации «организовать неослабное наблюдение за тем, чтобы к работе... не допускались лица, не проверенные квалификационной комиссией, а равно не допускались к самостоятельному демонстрированию картин ученики киноаппаратных камер»17.

Поэтому, естественно, что для начавшегося с 1943 г. процесса восстановления киносети требовалась подготовка новых кадров работников кино. В связи с этим партийно-государственные органы управления уральских областей наметили и осуществили ряд мер. В постановлении Свердловского ОК ВКП(б) «Об улучшении кинообслуживания населения промышленных центров Свердловской области» содержалось прямое требование «наладить работу курсов киномехаников, увеличить контингент учащихся, главным образом, за счет активного привлечения к обучению девушек и инвалидов войны»18.

Централизованные курсы в г. Свердловске были организованы еще в 1935 г. и к началу Великой Отечественной войны имели контингент учащихся в 300 чел. По технической оснащенности, укомплектованности квалифицированными кадрами и постановке обучения, курсы принадлежали к числу лучших в стране. В условиях военной мобилиза-

ции численность учащихся снизилась в 2, а затем в 3 раза. Изменился и контингент слушателей. На обучение стали направляться, главным образом, женщины и не достигшие совершеннолетия юноши. Недостаток педагогического состава, исправной аппаратуры и оборудования, учебных и подсобных помещений, их разбросанность, неустроенность жилищно-бытовых условий, — все это негативно сказывалось на успеваемости слушателей и обусловливало их большой отсев. Например, Свердловское областное управление кинофикации в 1943 г. направило на обучение 116 чел., 55 из которых были впоследствии отчислены19.

Однако постепенно ситуация стабилизировалась и к началу 1945 г. курсы киномехаников были открыты еще в ряде населенных пунктов Среднего Урала: Алапаевске, Ирбите, Туринске, Ревде, Манчаже, Бутке. В результате Свердловская область превратилась в крупный центр подготовки киномехаников. Выпускники свердловских курсов направлялись на работу не только в населенные пункты Среднего, но и Южного и Западного Урала.

Впрочем учебные заведения этого профиля создавались и в других областях уральского региона Так, для удовлетворения нужд Челябинской области в областном центре были организованы две группы по подготовке киномехаников с общим количеством 55 человек20.

Если в Свердловской области значительный контингент киномехаников готовился через курсы, то в Молотовской наибольшее распространение получило бригадное обучение. Так, для покрытия потребности в кадрах киномехаников на 1943 год планировалось подготовить 236 работников государственной и 70 работников ведомственной кино-сети. При этом планом предусматривалось обучить 90 чел. через курсы и 216 — путем бригадного обучения. Распределение учеников по киноустановкам находилось в зависимости от квалификации работников киноаппаратной. В среднем на каждый кинотеатр планировалось по два, а на передвижку по одному ученику киномеханика21. Суть данного способа обучения состояла в том, что к опытному киномеханику прикреплялся ученик или группа учеников, и в процессе практической работы они постигали азы своей будущей профессиональной деятельности. После того как ученик овладел основными навыками, решением специальной аттестационной комиссии ему присваивалось квалификация помощника киномеханика.

Несмотря на достаточно широкую популярность и востребованность ученичества, этот путь восполнения кадрового состава киносети имел существенный недостаток. Он позволял в довольно короткий срок увеличить численность киномехаников, но по качеству обучения значительно уступал централизованным курсам, где квалифицированные специалисты давали курсанту более полные теоретические и практические знания и умения. В начале 1944 г. метод подготовки кадров киномехаников через производственное ученичество был запрещен приказом Комитета по делам кинематографии22.

Важнейшим направлением деятельности киноиндустрии Уральского региона было создание

и показ населению документальных фильмов. Сама жизнь выдвинула кинохронику на первое место. Участники войны и ее свидетели средствами кино превращали героические события в исторические документы, в летопись. Люди хотели знать и видеть своими глазами то главное, чем жила страна. Кинооператоры-документалисты осознавали большую ответственность и проявляли исключительную активность, творческий и производственный энтузиазм, преданность делу. Однако в отличие от операторов и режиссеров центральных студий кинохроники, работавших, главным образом, над фронтовыми сюжетами, уральские документалисты были сориентированы на отражение проблематики тыла. Единственная на Урале студия кинохроники, расположенная в Свердловске, была призвана запечатлеть трудовую жизнь региона, превратившегося в опорный край обороны страныб, его лучших людей, которые героическим трудом на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах, на транспорте, и на учебе ковали в дни великих испытаний успех Красной Армии. Уже 25 июня 1941 г. на экраны был выпущен номер киножурнала «Сталинский Урал», в котором каждый кадр дышал войной. Деятельность студии кинохроники, отображавшей, прежде всего, проблематику тыла в годы войны, часто тесно увязывалась с темой помощи фронту и даже с конкретной обстановкой на полях сражений. Так, в тревожные дни 1941 г., когда Красная Армия отступала, а колонны немецких танков мощными ударами прорывали нашу оборону, Свердловская студия кинохроники получила от Комитета по делам кинематографии заказ на съемку для всесоюзного и местного киножурналов различных сюжетов оборонного содержания. В первую очередь были запрошены сюжеты о производстве советских танков на Урале. Решение производить съемки на оборонных предприятиях Свердловской области не встретило возражений ни в органах НКВД, ни в областном комитете партии23.

Сюжеты, созданные киностудией, включали самые разнообразные темы: транспорт, промышленность, наука и искусство, спорт. К примеру, в № 24 «Сталинского Урала» в одном сюжете зрителю продемонстрировали работу мастеров скоростных плавок Уралмашзавода Ибрагима Валеева и Дмитрия Сидоровского. Другой был посвящен производству самолетов. Третий показывал деятельность тружеников сельхозартели имени XXIV годовщины Октября Нижне-Мулуллинского района по сбору урожая. Еще один сюжет показал танкостроителей, получающих знамя Государственного Комитета Обороны за первое место во всесоюзном социалистическом соревновании и клянувшихся Сталину произвести столько машин, сколько потребует фронт25.

Кино служило и оборонно-массовой работе. Студия начала выпускать фильмы, помогающие овладеть военными знаниями. Целью съемок, производимых в частях уральского военного округа, было отражение в киножурналах «Сталинский Урал» напряженной учебы боевых резервов, показ героев Отечественной войны, передающих бойцам и командирам свой личный боевой опыт26.

Кроме того, за время войны было создано несколько короткометражных документальных филь-

ма: «Город Н» — очерк об одном уральском городе, дававшем фронту различные виды вооружения, «Шестидесятая параллель» — фильм о городе Серове, которому исполнилось полвека, «Урал—ЗИС» — очерк об автомобильном заводе построенном на Урале, «За здоровье бойца», «Свердловск — столица Урала» и ряд других27. Вместе с Куйбышевской киностудией удалось создать фильм «Урал кует победу», обошедший с большим успехом все экраны Советского Союза. В 1943 г. Свердловская студия документальных фильмов заняла второе место во Всесоюзном социалистическом соревновании. Позднее ей было присуждено первое место и переходящее знамя ВЦСПС и Комитета по делам кинематографии. Этот успех был обеспечен напряженной работой всего коллектива, в том числе кинооператоров 3. М. Бабасова, И. М. Косинина, режиссера В. Н. Бойкова и других28.

Огромная работа была проделана уральскими мастерами документального кино и по съемке материалов для союзного киножурнала. За период войны уральцы предоставили ему 136 сюжетов на тему «Урал — фронту». Все эти фильмы, отражающее трудовой энтузиазм уральцев во имя достижения победы, должны были оказать огромное мобилизующее воздействие не только на мирное население, но и на военнослужащих, которым наглядно демонстрировалась мощь и несокрушимость тыла, его непоколебимая уверенность в победе. Многие фильмы уральских кинематографистов с этой целью отправлялись в расположение действующей армии, показывались бойцам на самой передовой линии фронта. В частности большой успех у фронтовиков имел киножурнал-письмо, рассказывающий о героях тыла, а также направленный специально для показа бойцам Уральского добровольческого танкового корпуса фильм «Столица Урала», повествующий о трудовых буднях Свердловска. Всего за годы войны уральскими кинодокументалистами было отснято 1484 400 метров пленки, было выпущено на экран 242 киножурнала, включавших в себя 552 сюжета29.

Значительную роль в мобилизации населения на отпор врагу играло художественное кино. Еще до Великой Отечественной войны фильмы определенной властными структурами тематики выпускались огромными тиражами. «Чапаев» был размножен в 1019, «Ленин в 1918 году» — в 1149, «Щорс» — в 1184, «Человек с ружьем» — в 1006 звуковых копий. Таких тиражей не знала ни одна страна в мире30. Однако в начале войны кинематография страны понесла большие потери. Оккупанты разрушили киностудии в Киеве, Одессе, Ялте, кинопленочную фабрику в Шостке, заводы киноаппаратуры. В эвакуацию были отправлены Московская и Ленинградская студии, Союзмультфильм и др. В результате этого производство художественной кинопродукции было существенно затруднено. В ходе развернувшегося восстановления на повестку дня настоятельно выдвинулся вопрос о создании студии игрового кино в уральском регионе — крупнейшем культурном центре страны. Необходимо было на месте изучить материальные возможности открытия предприятия. С этой целью

в декабре 1942 г. в Свердловск приехал председатель Комитета по делам кинематографии при СНК СССР И.Г. Большаков. С представителями советских и партийных органов были рассмотрены все вопросы, касающиеся материальной, организационной, технической и кадровой стороны. 9 февраля 1943 г. И.Г. Большаков подписал Приказ № 59 об организации Свердловской киностудии художественных фильмов31.

Работники кинематографии совместно с городскими властями приложили большие усилия для создания технической базы, обеспечивающей выпуск кинокартин. Одним из важных факторов успешного начала производственной деятельности студии было прибытие на Урал киноспециалистов, эвакуированных из западных районов. Деятельность самой молодой в стране и единственной на Урале студии художественных фильмов на начальном этапе протекала в тяжелейших условиях организационного формирования, производственного, технического и кадрового оснащения. Параллельно осуществлялись и строительные работы. В сжатые сроки был закончен монтаж основных цехов, освоено сложное оборудование, подготовлены квалифицированные рабочие по всем основным специальностям производственно-технического процесса, что в основном решило кадровую проблему. В 1944 г. при Свердловской киностудии художественных фильмов возникла школа киноактера, призванная обеспечить студию актерскими кадрами32.

С огромным трудом коллектив справлялся со своими основными задачами в условиях военного времени. По воспоминаниям кинорежиссера Я. Лапшина, во время работы над первой художественной картиной «Сильва» киностудию окружала «... суровая мрачная жизнь». Кругом были голодные очереди бедно одетых людей, молодые инвалиды-фронтовики, ждущие милостыни на углах темных улиц с грохочущими трамваями. Поэтому «... дамы и кавалеры в роскошных туалетах, мундиры с позументами, лязг шпор, непрерывные танцы и пьянящая музыка...» выглядели на этом фоне неестественно33.

И все же коллектив студии, сняв сложную постановочную картину «Сильва» (1944 г.), добился определенного творческого успеха. Прежде, чем картина появилась на экранах кинотеатров Урала, ее посмотрели советские солдаты, участвовавшие в освобождении Европы от фашизма. В широкий прокат фильм вышел уже после войны. Он с большим успехом был показан советскому и зарубежному зрителю и получил широкое общественное признание34.

Ежедневный непомерный труд по сохранению и преумножению материальной базы и кадрового состава киносети, организации кинопроизводства, в конечном итоге был направлен на достижение главной цели, поставленной партийно-государственными органами перед работниками кинофикации. Необходимо было максимально охватить зрительскую аудиторию кинообслуживанием, чтобы в полной мере использовать кино в мобилизации населения на отпор врагу и достижение победы. Коллективный акт восприятия фильма необычайно усиливал эффективность пропагандируемых с экрана идей, объ-

единял и создавал единый эмоциональный порыв. Поэтому репертуар демонстрируемых уральскому зрителю фильмов был четко определен властями в соответствии с общесоюзным планом кинообслуживания. Естественно и закономерно происходило обращение к историко-революционным и историческим тема. Особой популярностью пользовались фильмы, посвященные героической борьбе нашего народа с иноземными захватчиками, фильмы, посвященные Октябрьской революции и Гражданской войне, а также антифашистские фильмы. Безмерна была впечатляющая сила этих картин. Они будили чувства патриотизма, ненависти к врагу, звали к мести, мобилизовали волю наступающей армии и воюющего тыла35.

В деле привлечения зрителя большую роль играла реклама. В Уральском регионе, как и в целом по стране, рекламированию фильмов уделялось особое внимание. В промежутках между военными сводками по радио передавались короткие сообщения о демонстрируемых картинах. На страницах местных газет регулярно печатался анонс кинофильмов. Например, в «Уральском рабочем» за 9 октября 1941 г. даны следующие сведения: «МЮД» —«Шел солдат с фронта»; «Октябрь» — «Небо и ад», «Свинопас», «Союзкиножурнал 91 —Героическая оборона Одессы»; «Рот Фронт» — «Чапаев»; «Сталь» — «Борьба продолжается»36. На фасадах кинотеатров, в местах большого скопления народа развешивалась шрифтовая и литографическая реклама37.

Партийно-государственные органы Урала стремились теснее увязать показ кинофильма с другими формами агитационно-пропагандистской работы. Последняя предполагала как повседневную деятельность, так и единовременные кампании. Перед сеансами устраивались политинформации по вопросам внешней и внутренней политики. В фойе кинотеатров оборудовались выставки агитплакатов, фотодокументов, отражающих события проходившей войны. В сельской местности, наряду с военно-патриотическими мероприятиями, перед демонстрацией кинофильмов проводились лекции и беседы на агротехнические и санитарные темы.

Регулярно осуществлялась устная агитация в челябинском кинотеатре имени А. С. Пушкина. Перед сеансами здесь только за 1942 г. было проведено более 100 лекций и бесед38. В свердловском кинотеатре «Темп» ежедневно организовывались консультации по различным вопросам, выступления врачей по профилактике инфекционных заболеваний. В кинотеатре «Октябрь» в 1941 г. городским комитетом партии был организован агитпункт. Каждый вечер в фойе кинотеатра проходили политинформации, беседы лекции на различные темы — о великих русских полководцах, донорстве, тактике в современной войне. Была вывешена огромная карта, на которой отмечался ход военных действий на всех фронтах Великой Отечественной войны. В фойе проводились художественные выставки о героическом прошлом русского народа. Одна из них была посвящена Отечественной войне 1812 г. Здесь демонстрировались картины изображающие эпизоды этой войны, портреты полководцев. Другие выставки отображали героические эпизоды из

истории русского народа: поход князя Игоря на половцев, армию при Петре I, Семилетнюю войну и вступление русских войск в Берлин. Здесь же размещалась и галерея портретов Героев Советского Союза. В верхнем фойе была развернута выставка по истории Гражданской войны39.

В период войны во всех уральских областях мероприятиями значительного масштаба являлись кинофестивали. Они длились от 2—3-х недель до нескольких месяцев, и были особенно востребованы в сельской местности. Часто кинофестивали приурочивались к предстоящей посевной либо уборочной кампании. Так, в Свердловской области с 5 января по 5 апреля 1942 г. проводилось «массовое политическое мероприятие, мобилизующее колхозников на успешную подготовку и проведение весенней кампании». В постановлении Свердловского обкома ВКП(б) от 7 января 1942 г. указывался перечень фильмов, которые должны быть продемонстрированы на кинофестивале: «Александр Невский», «В тылу врага», «Фронтовые подруги», «Всадники», «Суворов», «Минин и Пожарский», «Большая жизнь», «Чапаев», «Профессор Мамлок», «Депутат Балтики», а также короткометражные военно-инстуктивными фильмы. Для привлечения внимания населения все кинопередвижки снабжались художественной рекламой, листовками с подробным описанием содержания демонстрируемых кинофильмов. Редакциям областных и районных газет, облрадиокомитету и радио местного вещания предписывалось «обеспечить освещение задач кинофестиваля и пропаганду кинофильмов на страницах печати и радио»40.

Были организованы агиткинобригады, включавшие пропагандистов райкома партии. Перед сеансом зачитывался доклад, лектор отвечал на вопросы. Агиткинобригады оснащались наглядным материалом: фотовыставками, плакатами, лозунгами, политическими картами, популярной оборонной литературой. Задачи обороны страны увязывались в докладах с вопросами укрепления тыла. Во время фестиваля помимо художественных фильмов демонстрировались и документальные киноленты: «Победа будет за нами», «За полный разгром немецких захватчиков», «Разгром немецких войск под Москвой», учебные ленты: «Как бороться с зажигательными бомбами», «Борьба за высокий урожай». За время фестиваля в 18 районах области состоялось более 1300 сеансов, собравших около 190 тыс. зрителей41.

Очень популярными на Урале были оборонные рейды. В отличие от кинофестивалей они проходили 5—7 дней и демонстрировали зрителям не более одного—двух фильмов. Однако их преимущество заключалось в том, что они проводились чаще фестивалей и оперативнее доводили до зрительской аудитории новый киноматериал. Примером таких мероприятий может служить рейд, организованный в Челябинской области в декабре 1942 г. Специально созданная кинобригада с фильмами «Фронтовые подруги» и «В тылу врага» работала в 6 районах Южного Урала. О популярности этого рейда свидетельствует тот факт, что план посещаемости был перевыполнен в 4 раза42. Эффективными формами

массово-политической работы, повышающими действенность кинопоказа были также фронтовые месячники и кинолектории43.

Энергичные меры по осуществлению руководства и развития системы кинофикации на Урале, предпринимаемые партийно-государственными структурами и учреждениями киноискусства в годы войны дали серьезный позитивный результат. Так, если в 1940 г. по Свердловской области системой кинопроката было охвачено 13 млн 405 тыс. зрителей, то к концу 1942 г. эта цифра достигла уже 20 млн чел. Рост посещаемости наблюдался также в Челябинской, Молотовской областях. Хорошая посещаемость уральцами кинотеатров обусловила и рост валового сбора от продажи билетов. В среднем за годы войны по Свердловской области он увеличился в 3, а по Челябинской и Молотовской — в 2,5 раза44.

В целом, подводя итоги вышеизложенного, можно отметить, что в развитии сферы киноискусства «Большого Урала» в годы войны имели место две основные тенденции, связанные с трудностями военного времени. Первая выразилась в усилении нагрузки на киносеть региона при одновременном сокращении числа действующих киноустановок и кадров киномехаников. Другая проявилась в увеличении масштабов воспитательной и агитационно-пропагандисткой работы среди широких масс населения. Обе тенденции способствовали трансформации киноиндустрии Урала, обусловили прогрессивную поступательность ее развития в экстремальных условиях войны.

Примечания

1. Сперанский А.В. В горниле испытаний. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны (1941— 1945). — Екатеринбург : УрО РАН, 1996. — С. 5—6.

2. Максакова Л.В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. — М. : Наука, 1977, —С. 17.

3. Савельев В. М., Саввин В. П. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне. — М. : Мысль, 1971, —С. 207, 208.

4. Сталин И. В. О Великой Отечественной войне Советского Союза (доклады, речи, выступления и приказы). — М. : Госполитиздат, 1953. — С. 63.

5. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 38. Д. 168. Л. 74.

6. История советского кино : в 4 т. — Т. 3. 1941— 1952 гг. —М.: Искусство, 1975. — С. 5; Сперанский А. В. Указ. соч. — С. 234.

7. Максакова Л. В. Указ. соч. — С. 21.

8. Сперанский А. В. Указ. соч. — С. 235, 236.

9. Кабанов П. И. История культурной революции в

СССР. Краткий очерк. — М. : Высшая школа, 1971. — С. 140.

10. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 37. Д. 182. Л. 101; ГАПО. Ф. Р-990. Оп. 1.Д. 9. Л. 3.

11. ГАПО. Ф. Р-990. Оп. 1. Д. 7. Л. 5, об.; Максакова Л. В. В рядах воюющего народа (Из истории советской культуры в годы Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг.). — М. : Мысль, 1965. — С. 228.

12. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 38. Д. 168. Л. 74.

13. Сперанский А. В. Указ. соч. — С. 239.

14. ГАСО. Ф. Р-2103. Оп. 1. Д. 39. Л. 4,7,9.

15. Сперанский А.В. Указ. соч. — С. 239—240.

16. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 36. Д. 237. Л. 46.

17. ГАСО. Ф. Р-2103. Оп. 1. Д. 39. Л. 7.

18. Сперанский А. В. Указ. соч. — С. 40.

19. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 37. Д. 182. Л. 109; Оп. 38. Д. 168. Л. 108; Оп. 39. Д. 178. Л. 94,95; ГАСО. Ф. Р-2103. Оп. 1. Д. 46. Л. 16.

20. Сперанский А. В. Указ. соч. —С. 240, 241.

21. ГАПО. Ф. Р-990. Оп. 1. Д. 7. Л. 4, 34.

22. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 39. Д. 178. Л. 11, 14, 38.

23. Сперанский А.В. Указ. соч. — С. 237.

24. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 37. Д. 182. Л. 10; Оп. 38. Д. 168. Л. 123; Оп. 39. Д. 110. Л. 9, 10.

25. Уральский рабочий. — 1942. — 1 июля.

26. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 38. Д. 168. Л. 83.

27. Живая летопись // Свердловск. — Свердловск : Свердл. обл. госуд. изд-во, 1946. — С. 333.

28. Урал — фронту. — М. : Экономика, 1975. — С. 274—275.

29. Сперанский А.В. Указ. соч. — С. 237, 238.

30. ЦДООСО. Ф. 248. Оп. 1. Д. 12. Л. 24.

31. Вечерний Свердловск. — 1976. — 10 июля; Уральский рабочий. ■— 2001. — 13 февр.

32. ГАСО. Ф. Р-2258. Оп. 1. Д. 2. Л. 1—3; Д. 3. Л. 6.

33. Кириллова Н. Б. Феномен уральского кино. — Екатеринбург : Уральский рабочий, 2003. — С. 21.

34. Бирюков Е. Визитные карточки Свердловского кино // Рабочее слово. — 1993. — 5—11 алр.; Кириллова Н. Б. Указ. соч. — С. 26.

35. Максакова Л. В. Указ. соч. — С. 232.

36. Уральский рабочий. — 1941. — 9 окт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37. ГАПО. Р-1317. Оп. 1. Д. 2. Л. 30; ЦДООСО. Ф. 248. Оп. 1. Д. 15. Л. 47.

38. Сперанский А. В. Указ. соч. — С. 242—243.

39. Уральский рабочий. — 1941. — 8 окт.

40. Культурное строительство на Среднем Урале : сб. док. —Свердловск : Ср.-Урал. кн. изд-во, 1987. — С. 117.

41. Развитие культуры уральской советской деревни. 1917—1987 гг. — Свердловск : УрО АН СССР, 1990. — С. 72.

42. Сперанский А.В. Указ. соч. — С. 245.

43. Уральский рабочий. — 1941. — 3 окт.

44. Сперанский А.В. Указ. соч. — С. 236—23 7, 246, 247.

Поступила в редакцию 17 июня 2010 г.

РЯПУСОВА Дарья Николаевна, в 2008 году с отличием окончила исторический факультет Уральского государственного педагогического университета. В настоящий момент является аспиранткой третьего года очного обучения Института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук (Екатеринбург).

RYAPUSOVA Daria Nikolaewna graduated with honors from the History Faculty of Ural State Pedagogical University. Now she is a third year post graduate full time student at Institute of History and Archeology, Ural branch of Russian Academy of Science (Ekaterinburg).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.