УДК 791/43
А.В. ГАЛКИН
О РАБОТЕ КИНОСЕТИ ЧУВАШИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Ключевые слова: история, кино, киносеть, Чувашия, Великая Отечественная война, ХХ век.
Рассмотрена работа киносети Чувашии в годы Великой Отечественной войны.
Всего на территории республики в 1941-1945 гг. насчитывалось три городских кинотеатра, 53 звуковых и 28 немых кинопередвижек. Киноработники республики, несмотря на все трудности военного времени, внесли огромный вклад в патриотическое воспитание населения.
A.V. GALKIN
ABOUT WORK OF THE FILM-NETWORK OF CHUVASHIYA WITHIN GREAT DOMESTIC WAR
Key words: history, cinema, a film-network, Chuvashiya, Great Domestic war, XX century.
Work of a film-network of Chuvashiya within Great Domestic war is considered. In total in territory of republic in 1941-1945 it was totaled three city cinemas, 53 sound cinemas and 28 mute cinemas peredvishes. Film-workers of republic, despite of all difficulties of a wartime, have brought the huge contribution to patriotic education of the population.
Киносеть Чувашии, как и вся кинематография страны, в начале Великой Отечественной войны перестроилось на военный лад. Кино как средство патриотического воспитания населения заняло одно из ведущих мест. В военное время высокоидейный художественный фильм воспитывает в населении чувство патриотизма и усиливает ненависть к врагу [14].
В июле 1941 г. в Чувашии было проведено чрезвычайное собрание киноработников республики, на котором было принято решение о переходе на рабочую деятельность в условиях военного времени и об усилении внимания кинообслуживанию населения. Аналогичные решения были приняты на собраниях киноработников во всех районах республики [9].
Начиная с июня 1941 г. собрания киноработников республики стали проводиться регулярно. На них обсуждались вопросы производственного характера, проводились лекции о международном и внутреннем положении СССР, сбор теплых вещей для Красной Армии и денежных средств в фонд обороны [11].
Для помощи Красной Армии киноработниками республики были проведены компании по размещению займа, денежно-вещевой лотереи, сбору средств на строительство танковой колоны и бронепоезда «Чувашия» [11].
В августе 1941 г. в целях предельной экономии средств в условиях военного времени было проведено максимальное сокращение штатов Управления кинофикации, Киноремснаба и кинотеатров республики [13. Л. 1]. Одновременно с учетом уменьшения объема работы было сокращено количество межрайонных отделов кинофикации. Из 13 межрайотделов осталось восемь. Уменьшение количества межрайотделов не давало желаемого результата. Наличие в штате одного начальника и бухгалтера являлось недостаточным, поскольку они были не в состоянии руководить работой киносети районов [13. Л. 1]. Все это сказывалось на своевременном исправлении неполадок в работе киноустановок и ко всему прочему появлялись большие затруднения в средствах передвижения, не хватало машин для перевозки кинофильмов и киноустановок [13. Л. 1].
К началу 1942 г. стало ясно, что межрайотделы не справляются с возложенными на них обязанностями. Сельская киносеть республики работала слабо. Так, в Канашском межрайотделе объединяющем пять районов, стационарные киноустановки работали только в двух районных центрах. Такое же поло-
жение было в Чебоксарском, Цивильском, Вурнарском и Алатырском межрай-отделах. В ноябре 1942 г. в целях улучшения руководства сельской киносетью было проведено разукрупнение межрайотделов [13. Л. 1].
В условиях военного времени киносеть республики переживала большие трудности. Всего в годы Великой Отечественной войны на территории Чувашии насчитывалось три городских кинотеатра, 53 звуковых и 28 немых кинопередвижек [8]. Техническое состояние находящейся в эксплуатации киноаппаратуры (немой и звуковой, стационарной и передвижной) было неудовлетворительным [13. Л. 3]. Многие из них требовали ремонта. Начатое в 1939 г. строительство Киноремонтной мастерской было закончено в 1941 г., однако технически она была оснащена слабо. В связи с этим мастерская не обеспечивала своевременный и качественный ремонт киноаппаратуры, что влияло на работу киносети республики [10. Л. 7 об.]. Часто киноустановки выходили из строя из-за неопытности киномехаников. Ремонт киноаппаратуры задерживался, и это приводило к массовым простоям киноустановок [10. Л. 7 об.]. Управление кинофикации совместно с Киноремонтной мастерской стремились улучшить кинообслуживание населения, проводило регулярные обследования состояния киноустановок, консультации по эксплуатации киноаппаратуры, искало пути снабжения запасными частями для ремонта киноустановок [13. Л. 2].
Агитационная работа среди кинозрителей в условиях военного времени имела исключительное значение. Формами культурно-массовой работы со зрителями на киносеансах являлись беседы, лекции, доклады, информации и сообщения последних известий Совинформбюро [13. Л. 3].
Уже во второй половине 1941 г. на киноэкранах страны появились художественные и хроникально-документальные фильмы о войне, несколько «Боевых киносборников», в том числе документальные фильмы «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», «Ленинград в борьбе». Более 200 фронтовых кинооператоров вели съемки непосредственно на фронте, в местах боевых действий. На киностудиях страны, часть из которых была эвакуирована в глубокий тыл, шла ускоренная работа по созданию полнометражных лент. В 1942 г. вышел фильм «Секретарь райкома», затем «Она защищает Родину», «Зоя», «Два бойца» «Подводная лодка Т-9», «Непокоренные». Фильмы воспевали проявления патриотизма, силу духа, героические усилия людей. Главные герои кинокартин становились образцом поведения в мирной и боевой обстановке для миллионов людей. Небывалый интерес вызывали фильмы, рассказывающие о боевых действиях на фронтах. Всего за годы войны было выпущено 103 художественных фильма, в том числе более 60 непосредственно о Великой Отечественной войне. Перед руководством страны стояла задача, охватить кинообслуживанием наиболее широкие слои населения, особенно села, где киносеть «развернута слабо и работает с большими перебоями» [1].
Совнарком СССР в конце 1941 г. принял ряд решений, направленных на улучшение кинообслуживания сельского населения. В каждом административном районе создавались отделы кинофикации, на председателей сельсоветов была возложена обязанность обеспечить кинопередвижки транспортом. Райкомы партии при помощи кино проводили агитационную работу среди зрителей [1].
В осуществлении постановления сНк СССР «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне», принятой в 1941 г., кино тоже уделялась большая роль. В колхозах и на предприятиях были организованы показы таких фильмов, как «Воздушный налет», «Группа самозащиты», «Умей оказывать первую помощь», «Простейшие укрытия от авиабомб», «Рукопашный бой» и т.д. Эта работа стала активно проводиться во всех районах
республики. Киноработники республики прилагали все усилия, чтобы кино работало четко и бесперебойно [1].
В 1941 г. в Чебоксарском звуковом кинотеатре был открыт дополнительный кинозал для демонстрации документальной кинохроники с фронтов Отечественной войны [10. Л. 7]. Открытие зала кинохроники стало значимым событием для горожан. В местной и республиканской печати это событие получило широкое освещение. Информация о репертуаре в кинотеатре давалась не только в печати, но по радио. Отдельным кинофильмам посвящались описания и отзывы в газетах «Красная Чувашия» и «Чаваш Коммуни».
Чебоксарский звуковой кинотеатр в 1941-1942 гг. стал местом, где горожане не только могли узнать, но и увидеть самые последние новости с фронтов Отечественной войны. В кинотеатре кроме документальных кинохроник демонстрировались специальные выпуски «Союзкинохроники» [7]. Один из выпусков был посвящен заключению Соглашения между СССР и Англией о совместных военных действиях против Германии. Кинообъектив зафиксировал исторический момент подписания документа, сыгравшего важную роль в истории человечества. Представители двух могучих держав, двух великих народов скрепили своими подписями историческое соглашение. На киноленте были запечатлены
В.М. Молотов, английский посол С. Крипсс и И.В. Сталин. Каждый кадр этого специального выпуска придавал силу и уверенность в победе над Гитлером [6]. К сожалению, в 1942 г. театр кинохроники с ухудшением военной обстановки на фронтах был закрыт. В кинотеатре также имела место большая текучесть кадров, особенно квалифицированных киномехаников, что также отразилось на работе зала кинохроники [10. Л. 7].
Отсутствие квалифицированных киномехаников не было проблемой одного кинотеатра, это касалось всей киносети Чувашии. Свои воспоминания о работе киносети в Чувашии в первые дни войны оставил И.М. Михайлов. Первый профессиональный киноинженер Чувашии, он приложил много сил и знаний в развитие кино республики. В начале войны работал начальником технического отдела Управления кинофикации при СНК Чувашской АССР. В своих воспоминаниях он пишет «что работа в Управлении кинофикации день за днем становилась тяжелее. Количество действующих киноустановок уменьшилось из-за отсутствия киномехаников, которые ушли на фронт» [12].
Роль киномеханика в условиях военного времени возросла. Киномеханик не только организовывал культурное обслуживание населения, он становился агитатором и пропагандистом патриотических идей фильма. Зачастую в связи с отсутствием транспорта приходилось нести киноаппаратуру на себе. Все это требовало от киноорганизаций республики принять меры, чтобы не нарушить нормальный режим работы киноустановок [1].
Правительство республики всячески старалось подержать киноработников. Сельским советам и правлениям колхозов было поручено выполнять все свои договорные обязательства, бесперебойно перевозить киномехаников с аппаратурой из одного пункта в другой. Районные комитеты партии и райсоветы депутатов трудящихся систематически контролировали работу киноустановок, а также всесторонне помогали киномеханикам. На место ушедших на фронт киномехаников готовили новых, преимущественно из женщин. Каждый киномеханик принимал непосредственное участие в подготовке кадров работников кино. Райкомы партии и райисполкомы партии брали под свой контроль деятельность кинопередвижек, регулярно утверждали график их работы, добивались его безусловного выполнения [1].
В Чувашии в годы Великой Отечественной войны проводились различные кинофестивали. В августе 1941 г. в Чебоксарах состоялся шестой городской детский кинофестиваль. Демонстрировались историко-революционные и обо-
ронные кинокартины. В первые дни фестиваля были показаны фильмы «Суворов», «В тылу у врага», «Чапаев». Перед началом киносеанса проводились беседы об Отечественной войне и задачах тыла. За время фестиваля школьники увидели кинокартины: «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 г.», «Человек с ружьем», «Валерий Чкалов», «Щорс», «Тимур и его команда», а также кинорепортажи с фронтов Великой Отечественной войны [2].
С 1 по 10 октября 1944 г. в пяти городах и девяти районных центрах Чувашии прошел комсомольско-молодежный кинофестиваль. В дни фестиваля на экранах кинотеатров демонстрировались лучшие фильмы. В Чебоксарах зрителю были показаны картины «Сталинград», «Фронт», «Кутузов», «Котовский», «Суворов», «Во имя Родины» и др. В Алатырском кинотеатре с большим успехом прошли фильмы «Ленинград в борьбе», «Щорс», «Богдан Хмельницкий» и «Радуга». Ци-виляне в дни фестиваля просмотрели картины «Как закалялась сталь», «Битва за Родину» и др. На экранах Козловского театра демонстрировались фильмы «Валерий Чкалов», «Битва за Сталинград», «Она защищает Родину». В Канаше особый успех у зрителей имела картина «Оборона Царицына». В большинстве городов перед началом показа картин проводились лекции или беседы [5].
Кино в годы войны стало главным оружием пропаганды мощи Красной Армии, мужества и героизма, любви и храбрости, терпимости и веры, надежды на светлое будущее. Даже в госпиталях кино уделялось особое внимание. Управление кинофикации при СНК ЧАССР передало госпиталям на временное пользование десять узкопленочных звуковых кинопередвижек. В качестве киномехаников работали медсестры, прошедшие краткосрочные курсы, организованные при Управлении кинофикации. Управляющий Чувашской конторой Главкинопроката Петр Васильев считал, что содержание фильмов должен доходить до зрителя со всей своей огромной силой агитационного воздействия [1].
Руководство страны требовало поднять кинообслуживание на селе на новый уровень. Перед руководством сельсоветов ставилась задача проводить киносеансы не менее одного-двух раз в месяц. Управление кинофикацией Чувашской АССР должно было следить за тем, чтобы в республике не было ни одной бездействующей установки и передвижки [1]. В колхозах республики к концу 1944 г. уже работало 68 кинопередвижек, из них - 37 звуковых. С большим успехом проходили киносеансы в сельской местности. Население с радостью принимало новые фильмы. С 1944 г. начался показ звукового художественного фильма о Зое Космодемьянской - «Зоя» [3].
В 1944 г. организатор киностудии «Чувашкино» И.С. Максимов-Кошкинский написал сценарий для художественно-документального фильма «Чувашия: дни Отечественной войны». Фильм ставил целью отобразить работу предприятий и колхозов республики в дни Великой Отечественной войны, а также героические подвиги наших земляков, проявленные в боях с немецкими войсками. Сценарий фильма обсуждался на заседании Союза советских писателей Чувашии. Проведение съемочных работ было поручено Московской студии документальных фильмов. К сожалению, фильм не был снят, сценарий фильма не сохранился [4].
В годы Великой Отечественной войны киносеть Чувашии, несмотря на все трудности военного времени, работала слаженно и четко выполняла поставленные перед ним задачи. Вся кинематография страны внесла огромный вклад в патриотическое воспитание населения. За годы войны только Центральной студией документальных фильмов на экраны страны было выпущено 34 полнометражных документальных фильма, 67 короткометражных, 24 фронтовых выпуска, свыше 400 номеров «Союзкиножурнала» и «Новостей дня».
Литература и источники
1. Васильев П.В. Кино на службу Отечественной войне / П.В. Васильев // Красная Чувашия. 1941. 25 июля.
2. Городской детский кинофестиваль // Красная Чувашия. 1941. 13 августа.
3. Кинопередвижки в колхозах // Красная Чувашия. 1944. 3 декабря.
4. Киносценарий «Чувашия дни Отечественной войны» // Красная Чувашия. 1944. 19 мая.
5. Комсомольско-молодежный кинофестиваль // Красная Чувашия. 1944. 8 октября.
6. Николаев А. Правдивый показ героических дней / А. Николаев // Красная Чувашия. 1941. 26 июля.
7. Открылся театр кинохроники // Красная Чувашия. 1941. 18 марта.
8. РГУ «Государственный архив современной истории Чувашской Республики» (ГАСИ ЧР). Ф. 1. Оп. 23. Д. 1191. Л. 4.
9. ГАСИ ЧР. Ф. 2456. Оп. 1. Д. 4. Л. 41.
10. ГАСИ ЧР. Ф. 2456. Оп. 1. Д. 6.
11. ГАСИ ЧР. Ф. 2456. Оп. 1. Д. 6. Л. 6.
12. РГУ «Государственный архив электронной и кинодокументации Чувашской Республики» (ГАЭК ЧР), архив «Чувашкино». «Из рукописных очерковых записок И.М. Михайлова». С. 6.
13. РГУ «Государственный исторический архив Чувашской Республики» (ГИА ЧР). Ф. 1056. Оп. 1. Д. 174.
14. Улучшить кинообслуживание сельского населения // Красная Чувашия. 1944. 11 апреля.
ГАЛКИН АРТУР ВЛАДИМИРОВИЧ - аспирант, ассистент кафедры архивоведения и до-кументоведения, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
GALKIN ARTUR VLADIMIROVICH - post-graduate student, assistant lecturer of department of archives and documents, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.