История образования и педагогической мысли
О.П.Терехова
Природоохранное воспитание и обучение в системе народного образования Чувашии в 40-е годы XX века
В статье впервые рассматриваются вопросы природоохранительного воспитания и обучения в школах Чувашии в 1940-е гг. Подчеркивается, что, несмотря на трудное военное и послевоенное время, учебный процесс в школах Чувашской Республики проходил в соответствии с утвержденным Министерством просвещения учебным планом, продолжалась юннатская работа, на пришкольных участках школьники проводили опытно-экспериментальную работу.
Ключевые слова: история образования, природоохранное воспитание и обучение, пришкольные участки, юннаты, опытническая работа, Чувашская Республиканская выставка работ юннатов.
Великая Отечественная война с фашистской Германией, начавшаяся 22 июня 1941 г., вызвала большие изменения во всех сферах жизни. Вся работа в стране была направлена на борьбу с врагом. Учреждения народного образования в эти годы испытывали значительные затруднения: существовала нехватка учителей, часть школ была занята на эвакогоспитали, военные учреждения, промышленные предприятия, во многих школах в классы влились эвакуированные дети. В школах не хватало топлива, учебников, учебных принадлежностей. Большинство школ Чувашской республики работало в две смены. В 22 городских школах занятия проводились в три смены. В 1941-1945 гг. многие подростки работали в колхозах, на предприятиях.
Несмотря на трудное время, в школах Чувашской Республики учебный процесс проходил в соответствии с утвержденным министерством
История образования и педагогической мысли
просвещения учебным планом и разработанными Министерством просвещения РСФСР программами, активно работали кружки юннатов, на пришкольных участках проводилась опытно-экспериментальная работа. Инспекторы роно и Совнаркома ЧАССР проверяли состояние учебновоспитательной работы и качество знаний учащихся, а также использование пришкольных земельных участков. Привлекались к таким проверкам и общественные инспекторы. Приводим «Примерный перечень вопросов для общественных инспекторов по проверке использования пришкольных земельных участков», составленный заместителем начальника Управления школ Чувашской Республики А. Отачкиным 27 октября 1941 г.: «1) Размер пришкольного участка? 2) Конкретный план использования пришкольного участка (выполнение плана)? 3) Количество деревьев и кустарников, посаженных на пришкольном участке? 4) Какая площадь отведена для огородных культур? 5) Имеется ли в школе кружок юных натуралистов, какую работу ведет кружок на пришкольном участке? 6) Каков урожай (отдельно по культурам) школа получила с пришкольного участка и как расходуется весь доход со школьного участка? 7) Как пропагандируются среди учащихся идеи и методы селекционной работы и как практически осуществляется выведение новых сортов по методу Мичурина? 8) Конкретно, какие опыты были заложены на учебноопытном участке и их результаты?» [5]. Инспекторы отмечали достижения юных натуралистов, при обнаружении недостатков давали рекомендации и указывали сроки для их преодоления.
С началом войны в Чувашской республике развернулось движение по выращиванию скота в личных хозяйствах для сдачи в фонд обороны. Почину взрослых последовали школьники. По примеру учащихся Яль-чикской средней школы десятки школ республики взялись вырастить и выкормить для Красной Армии кур, гусей, уток, свиней и др. По данным Центрального государственного архива ЧР, на февраль 1942 г. колхозниками и школьниками выращивалось и откармливалось в личных хозяйствах для передачи в фонд обороны 370 голов крупного рогатого скота, 1 611 голов свиней, 2 418 овец и коз, 17 687 голов домашней птицы [1, с. 124].
В соответствии с приказом Совнаркома ЧАССР «Об участии учащихся неполных и средних школ в сельскохозяйственных работах» школьники ежегодно участвовали в посевной и уборочной кампании, закрепляли практически полученные на занятиях теоретические знания по биологии в кружках юных овощеводов, полеводов и т. п.
Послевоенные годы стали напряженным временем по созданию полноценных условий для работы учебных заведений. Первоочередными
задачами стали развитие школьной сети, формирование квалифицированного учительского корпуса, вовлечение во всеобщее обязательное обучение всех детей с семилетнего возраста, налаживание работы средних специальных и высших учебных заведений.
В 1947 г. министерством просвещения, министерством сельского хозяйства Чувашской АССР, обкомом ВЛКСМ и Республиканской станцией юных техников и натуралистов было решено провести Республиканскую выставку работ юных техников и натуралистов. Было разработано «Положение о проведении республиканской выставки работ юных техников и натуралистов». В нем отмечалось, что выставка состоится в г. Чебоксары в Доме пионеров в сентябре 1948 г., задачи: с наибольшей полнотой выявить достижения юных техников и натуралистов республики за 1947-1948 учебный год, подвести итоги конкурсов на лучшего юного садовода, опытника-растениевода, птицевода, животновода, а также выявить участников в связи с предполагаемой организацией в 1950 г. Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В «Положении» было указано, что в выставке могут принять участие школы, станции юных техников и натуралистов, Дома пионеров, пионерские лагеря, детские дома, кружки юннатов и техников, а также отдельные пионеры и школьники. Для руководства выставкой и оценки экспонатов создается выставочный комитет при Чувашской республиканской станции юных техников и натуралистов [6]. Выставочным комитетом были определены виды экспонатов для представления на выставку по натуралистической работе: гербарии, коллекции насекомых, полезных ископаемых, палеонтологических находок, натуральные экспонаты овощных, плодово-ягодных, зерновых, технических и других культур, дневники о проделанных работах над растениями и животными, карты-дневники экскурсий и походов, статьи и заметки юннатов, опубликованные в местной и республиканской печати.
Министерство просвещения, обком, райкомы ВЛКСМ, пионерская организация заботились об организации качественной природоохранной, юннатской работы среди учащихся. Передовые школы обращались к другим школам с призывом. Для примера приводим выписку из протокола №50 заседания бюро Канашского райкома ВЛКСМ от 30 марта 1948 г. «Бюро РК ВЛКСМ отметило, что комсомольцы, пионеры и школьники Тобурдановской 7-летней школы проявили ценную инициативу и постановило: 1. Одобрить обращение комсомольцев, пионеров и школьников Тобурдановской 7-летней школы об оказании помощи колхозам в деле получения высокого урожая и озеленения пришкольного участка, улиц деревни и общественных мест села. 2. Обязать все школьные
Педагогика и психология
История образования и педагогической мысли
комсомольские, пионерские организации поддержать начинания ком-комсомольские, пионерские организации поддержать начинания комсомольцев, пионеров и школьников Тобурдановской 7-летней школы. Предложить школьным комсомольским, пионерским организациям, сочетая усиленную подготовку к испытаниям и экзаменам, участвовать в деле подготовки колхозам к весеннему севу. 3. Практиковать проведение сборов звеньев, отрядов с приглашением председателей, бригадиров и агрономов колхозов. 4. Улучшить во всех школах района работу кружков юных натуралистов, привлекая к этой работе лучших педагогов-естество-ведов. 5. Предложить отделу пионеров (тов. Иванову), школьным комсомольским, пионерским организациям осветить участие учащихся в деле организации помощи колхозам в подготовке к весеннему севу, в работе кружков юных натуралистов на страницах районной, республиканских газет» [3, л. 10].
В республике ежегодно проводили «День птиц", «Неделю сада", декадники по посадке деревьев и т.п. Для директоров и методистов районных станций юных техников и натуралистов проводились семинары по эффективной организации в районах этих мероприятий. В «Информационном бюллетене» №7-8 за 1949 г. отмечено: «Активное участие в проведении “Недели сада” принимают пионеры и школьники нашей страны, проводя посадку плодово-ягодных растений на пришкольных участках, в колхозах, совхозах и приусадебных участках родителей» [2]. Во всех школах республики проведен традиционный праздник «День птиц». Так, в школах республики в 1948 г. силами учащихся изготовлено и развешано 18 709 декоративных гнездовий для птиц. В каждой школе проведены утренники, посвященные пернатым друзьям, выпущены специальные номера газет, проводились беседы среди учащихся о пользе и охране птиц.
Районные станции юных техников и натуралистов систематически информировали Чувашскую республиканскую станцию юных техников и натуралистов о состоянии природоохранной работы и о проведенных мероприятиях. Так, директор Яльчикской детской технической станции А. Семенова 5 июля 1948 г. сообщила, что всего по Яльчик-скому району имеется 26 пришкольных участков. Директор станции информирует о проведенных с учащимися 5-6 классов экскурсиях по изучению родного края, его исторического прошлого, о собранных гербариях, коллекциях, посещении полей передового колхоза имени Ворошилова [3, л. 15].
Большую работу по природоохранной работе проводили школьники и члены кружка юннатов. Приводим «Отчет о работе кружка юных натуралистов Лащ-Таябинской средней школы Яльчикского района»
(руководитель кружка юных натуралистов И.К. Ксенофонтов), составленный 15 августа 1948 г.: «В 1946-1947 гг. юннатами школы посажено 110 корней смородины, из которых привились 107 корней. Посажено 200 корней малины, которые привились все. Посажено 30 корней сирени. В 1947 г. весною было посажено 75 яблонь, из которых привились все. С 1945 г. перед школой разбит цветник... Уход за растениями организован в порядке дежурства по классам. К работе по уходу привлекаются все учащиеся школы» [3, л. 35].
В те годы Шумерлинская станция юных техников и натуралистов являлась филиалом Республиканской станции юных техников и натуралистов и считалась передовой, творчески работающей. В «Информации о работе Шумерлинской станции юных техников и юннатов за 1947 год» директор Ф.Ф. Федоров сообщает: «Станция в течение 1947 г. вела систематическую пропаганду среди пионеров и школьников за озеленение пришкольных участков, улиц и палисадников родителей учащихся. <...> Приказ Министерства просвещения РСФСР № 534 от 25 августа 1947 г. об озеленении пришкольных участков нами доведен до каждой школы. В помощь юным цветоводам весной нами рассылались семена цветочных растений. На 1 ноября 1947 года юннатами-участниками конкурса проделана следующая работа: 1) посажено весной и осенью декоративных деревьев и кустов 12 849 шт.; 2) выращено цветов 10 200 шт.; 3) проведено опытов с грунтовыми посевами цветочных растений в трех школах; 4) выращено из семян комнатных декоративных растений 270 шт.; 5) размножено отводками и черенками многолетних комнатных растений 230 шт.; 6) собрано гербариев цветочных растений 38 шт.; 7) собрано семян цветочных растений 6 кг; 8) посажено акации и других видов декоративных деревьев и кустарников на площади 100 кв.м.» [3, л. 89].
Министерство просвещения Чувашской АССР уделяло большое внимание изучению учащимися природы родного края, воспитанию у подрастающего поколения бережного отношения к природе. Так, в Приказе по Министерству Чувашской АССР № 305 от 16 октября 1948 г. подчеркивается: «Считать организацию путешествий пионеров и школьников по родному краю важнейшей задачей органов народного образования, школ, внешкольных детских учреждений. Заведующим рай(гор)ОНО:
а) в каждой школе до 1 ноября организовать отряды путешественников по изучению родного края, назначив руководителями отрядов учителей;
б) в каждой школе к 1 января 1949 года обсудить и утвердить на педсовете план проведения походов по изучению родного края на 1949 год» [7].
Чувашская республиканская станция юных техников и натуралистов руководила работой по экологическому воспитанию и выработке навыков
Педагогика и психология
История образования и педагогической мысли
у пионеров и школьников природоохранной работы. В отчете ЧРСЮТН за 1948 г. (директор С.С. Федотова) отмечается, что станция юных техников и натуралистов обслуживает 1041 школу и 18 детских домов: «Ежегодно под руководством сотрудников станции проводились конкурсы на лучшего юного садовода, птицевода, растениевода, животновода. Во всех школах проведены вечера с беседами о пользе птиц, декламациями о птицах, выступления хоровых кружков и постановки. Проведены однодневные экскурсии по изучению родного края, экскурсия в г. Горький по обмену опытом работы и ознакомлению с Ботаническим садом, зоопарком» [4].
Таким образом, несмотря на трудности военного и послевоенного времени учебный процесс в школах Чувашской Республики проходил в соответствии с утвержденным Министерством просвещения учебным планом и разработанными Министерством просвещения РСФСР программами, продолжалась юннатская работа, на пришкольных участках проводилась опытно-экспериментальная работа. Школьники проводили серьезную природоохранную работу. В республике ежегодно проводили «День леса», «День птиц», «Неделя сада», декадники по посадке деревьев и кустарников. Чувашская республиканская станция юных техников и натуралистов проводила республиканские выставки работ с целью выявления достижений юных техников и натуралистов республики за учебный год, подведения итогов конкурсов на лучшего юного садовода, опытника-растениевода, птицевода, животновода.
Библиографический список
1. Бойко И.И., Харитонова В.Г. История Чувашии новейшего времени: Кн. II. Чебоксары, 2009.
2. Информационный бюллетень. 1949. № 7-8 // Центральный государственный архив Чувашской республики. Ф. 1953. Оп. 1. Д. 21. Л. 226.
3. Отчет Министерства просвещения ЧАССР // Центральный государственный архив Чувашской республики. Ф. 1953. Оп. 1. Д. 6. Л. 10, 15, 35, 48-49, 89.
4. Отчет Республиканской станции юных техников и натуралистов // Центральный государственный архив Чувашской республики. Ф. 1953. Оп. 1. Д. 6. Л. 51.
5. Отчет Управления школ ЧАССР // Центральный государственный архив Чувашской республики. Ф. 221. Оп. 1. Д. 2195. Л. 161.
6. Положение о проведении республиканской выставки работ юннатов // Центральный государственный архив Чувашской республики. Ф. 1953. Оп. 1. Д. 5. Л. 54.
7. Приказ министерства просвещения Чувашской АССР // Центральный государственный архив Чувашской республики. Ф. 1953. Оп. 1. Д. 8. Л. 6.
8. Приказ Народного комиссара просвещения Чувашской АССР // Центральный государственный архив Чувашской республики. Ф. 212. Оп. 1. Д. 2195. Л. 8-12.