Научная статья на тему 'Природоохранное воспитание и обучение в системе народного образования Чувашии в 40-е годы XX века'

Природоохранное воспитание и обучение в системе народного образования Чувашии в 40-е годы XX века Текст научной статьи по специальности «История образования и педагогики. Персоналия»

CC BY
62
14
Поделиться
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИРОДООХРАННОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ / ПРИШКОЛЬНЫЕ УЧАСТКИ / ЮННАТЫ / ОПЫТНИЧЕСКАЯ РАБОТА / ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ВЫСТАВКА РАБОТ ЮННАТОВ / CHUVASH REPUBLICAN WORKSHOP OF VOLUNTEER'S WORKS

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Терехова О. П.

В статье впервые рассматриваются вопросы природоохранительного воспитания и обучения в школах Чувашии в 1940-е гг. Подчеркивается, что, несмотря на трудное военное и послевоенное время, учебный процесс в школах Чувашской Республики проходил в соответствии с утвержденным Министерством просвещения учебным планом, продолжалась юннатская работа, на пришкольных участках школьники проводили опытно-экспериментальную работу. The paper firstly addresses the issues of environmental education and training of students in Chuvashia in the 1940-ies. It is stressed that despite the difficult times of war (in schools there is not enough fuel, textbooks, school supplies, teacher training, etc.), the learning process in schools of the Chuvash Republic was held in accordance with the approved by the Ministry of Education curriculum, volunteer work continued on the school grounds, students carried out the experimental work.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Природоохранное воспитание и обучение в системе народного образования Чувашии в 40-е годы XX века»

История образования и педагогической мысли

О.П.Терехова

Природоохранное воспитание и обучение в системе народного образования Чувашии в 40-е годы XX века

В статье впервые рассматриваются вопросы природоохранительного воспитания и обучения в школах Чувашии в 1940-е гг. Подчеркивается, что, несмотря на трудное военное и послевоенное время, учебный процесс в школах Чувашской Республики проходил в соответствии с утвержденным Министерством просвещения учебным планом, продолжалась юннатская работа, на пришкольных участках школьники проводили опытно-экспериментальную работу.

Ключевые слова: история образования, природоохранное воспитание и обучение, пришкольные участки, юннаты, опытническая работа, Чувашская Республиканская выставка работ юннатов.

Великая Отечественная война с фашистской Германией, начавшаяся 22 июня 1941 г., вызвала большие изменения во всех сферах жизни. Вся работа в стране была направлена на борьбу с врагом. Учреждения народного образования в эти годы испытывали значительные затруднения: существовала нехватка учителей, часть школ была занята на эвакогоспитали, военные учреждения, промышленные предприятия, во многих школах в классы влились эвакуированные дети. В школах не хватало топлива, учебников, учебных принадлежностей. Большинство школ Чувашской республики работало в две смены. В 22 городских школах занятия проводились в три смены. В 1941-1945 гг. многие подростки работали в колхозах, на предприятиях.

Несмотря на трудное время, в школах Чувашской Республики учебный процесс проходил в соответствии с утвержденным министерством

История образования и педагогической мысли

просвещения учебным планом и разработанными Министерством просвещения РСФСР программами, активно работали кружки юннатов, на пришкольных участках проводилась опытно-экспериментальная работа. Инспекторы роно и Совнаркома ЧАССР проверяли состояние учебновоспитательной работы и качество знаний учащихся, а также использование пришкольных земельных участков. Привлекались к таким проверкам и общественные инспекторы. Приводим «Примерный перечень вопросов для общественных инспекторов по проверке использования пришкольных земельных участков», составленный заместителем начальника Управления школ Чувашской Республики А. Отачкиным 27 октября 1941 г.: «1) Размер пришкольного участка? 2) Конкретный план использования пришкольного участка (выполнение плана)? 3) Количество деревьев и кустарников, посаженных на пришкольном участке? 4) Какая площадь отведена для огородных культур? 5) Имеется ли в школе кружок юных натуралистов, какую работу ведет кружок на пришкольном участке? 6) Каков урожай (отдельно по культурам) школа получила с пришкольного участка и как расходуется весь доход со школьного участка? 7) Как пропагандируются среди учащихся идеи и методы селекционной работы и как практически осуществляется выведение новых сортов по методу Мичурина? 8) Конкретно, какие опыты были заложены на учебноопытном участке и их результаты?» [5]. Инспекторы отмечали достижения юных натуралистов, при обнаружении недостатков давали рекомендации и указывали сроки для их преодоления.

С началом войны в Чувашской республике развернулось движение по выращиванию скота в личных хозяйствах для сдачи в фонд обороны. Почину взрослых последовали школьники. По примеру учащихся Яль-чикской средней школы десятки школ республики взялись вырастить и выкормить для Красной Армии кур, гусей, уток, свиней и др. По данным Центрального государственного архива ЧР, на февраль 1942 г. колхозниками и школьниками выращивалось и откармливалось в личных хозяйствах для передачи в фонд обороны 370 голов крупного рогатого скота, 1 611 голов свиней, 2 418 овец и коз, 17 687 голов домашней птицы [1, с. 124].

В соответствии с приказом Совнаркома ЧАССР «Об участии учащихся неполных и средних школ в сельскохозяйственных работах» школьники ежегодно участвовали в посевной и уборочной кампании, закрепляли практически полученные на занятиях теоретические знания по биологии в кружках юных овощеводов, полеводов и т. п.

Послевоенные годы стали напряженным временем по созданию полноценных условий для работы учебных заведений. Первоочередными

задачами стали развитие школьной сети, формирование квалифицированного учительского корпуса, вовлечение во всеобщее обязательное обучение всех детей с семилетнего возраста, налаживание работы средних специальных и высших учебных заведений.

В 1947 г. министерством просвещения, министерством сельского хозяйства Чувашской АССР, обкомом ВЛКСМ и Республиканской станцией юных техников и натуралистов было решено провести Республиканскую выставку работ юных техников и натуралистов. Было разработано «Положение о проведении республиканской выставки работ юных техников и натуралистов». В нем отмечалось, что выставка состоится в г. Чебоксары в Доме пионеров в сентябре 1948 г., задачи: с наибольшей полнотой выявить достижения юных техников и натуралистов республики за 1947-1948 учебный год, подвести итоги конкурсов на лучшего юного садовода, опытника-растениевода, птицевода, животновода, а также выявить участников в связи с предполагаемой организацией в 1950 г. Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В «Положении» было указано, что в выставке могут принять участие школы, станции юных техников и натуралистов, Дома пионеров, пионерские лагеря, детские дома, кружки юннатов и техников, а также отдельные пионеры и школьники. Для руководства выставкой и оценки экспонатов создается выставочный комитет при Чувашской республиканской станции юных техников и натуралистов [6]. Выставочным комитетом были определены виды экспонатов для представления на выставку по натуралистической работе: гербарии, коллекции насекомых, полезных ископаемых, палеонтологических находок, натуральные экспонаты овощных, плодово-ягодных, зерновых, технических и других культур, дневники о проделанных работах над растениями и животными, карты-дневники экскурсий и походов, статьи и заметки юннатов, опубликованные в местной и республиканской печати.

Министерство просвещения, обком, райкомы ВЛКСМ, пионерская организация заботились об организации качественной природоохранной, юннатской работы среди учащихся. Передовые школы обращались к другим школам с призывом. Для примера приводим выписку из протокола №50 заседания бюро Канашского райкома ВЛКСМ от 30 марта 1948 г. «Бюро РК ВЛКСМ отметило, что комсомольцы, пионеры и школьники Тобурдановской 7-летней школы проявили ценную инициативу и постановило: 1. Одобрить обращение комсомольцев, пионеров и школьников Тобурдановской 7-летней школы об оказании помощи колхозам в деле получения высокого урожая и озеленения пришкольного участка, улиц деревни и общественных мест села. 2. Обязать все школьные

Педагогика и психология

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

История образования и педагогической мысли

комсомольские, пионерские организации поддержать начинания ком-комсомольские, пионерские организации поддержать начинания комсомольцев, пионеров и школьников Тобурдановской 7-летней школы. Предложить школьным комсомольским, пионерским организациям, сочетая усиленную подготовку к испытаниям и экзаменам, участвовать в деле подготовки колхозам к весеннему севу. 3. Практиковать проведение сборов звеньев, отрядов с приглашением председателей, бригадиров и агрономов колхозов. 4. Улучшить во всех школах района работу кружков юных натуралистов, привлекая к этой работе лучших педагогов-естество-ведов. 5. Предложить отделу пионеров (тов. Иванову), школьным комсомольским, пионерским организациям осветить участие учащихся в деле организации помощи колхозам в подготовке к весеннему севу, в работе кружков юных натуралистов на страницах районной, республиканских газет» [3, л. 10].

В республике ежегодно проводили «День птиц", «Неделю сада", декадники по посадке деревьев и т.п. Для директоров и методистов районных станций юных техников и натуралистов проводились семинары по эффективной организации в районах этих мероприятий. В «Информационном бюллетене» №7-8 за 1949 г. отмечено: «Активное участие в проведении “Недели сада” принимают пионеры и школьники нашей страны, проводя посадку плодово-ягодных растений на пришкольных участках, в колхозах, совхозах и приусадебных участках родителей» [2]. Во всех школах республики проведен традиционный праздник «День птиц». Так, в школах республики в 1948 г. силами учащихся изготовлено и развешано 18 709 декоративных гнездовий для птиц. В каждой школе проведены утренники, посвященные пернатым друзьям, выпущены специальные номера газет, проводились беседы среди учащихся о пользе и охране птиц.

Районные станции юных техников и натуралистов систематически информировали Чувашскую республиканскую станцию юных техников и натуралистов о состоянии природоохранной работы и о проведенных мероприятиях. Так, директор Яльчикской детской технической станции А. Семенова 5 июля 1948 г. сообщила, что всего по Яльчик-скому району имеется 26 пришкольных участков. Директор станции информирует о проведенных с учащимися 5-6 классов экскурсиях по изучению родного края, его исторического прошлого, о собранных гербариях, коллекциях, посещении полей передового колхоза имени Ворошилова [3, л. 15].

Большую работу по природоохранной работе проводили школьники и члены кружка юннатов. Приводим «Отчет о работе кружка юных натуралистов Лащ-Таябинской средней школы Яльчикского района»

(руководитель кружка юных натуралистов И.К. Ксенофонтов), составленный 15 августа 1948 г.: «В 1946-1947 гг. юннатами школы посажено 110 корней смородины, из которых привились 107 корней. Посажено 200 корней малины, которые привились все. Посажено 30 корней сирени. В 1947 г. весною было посажено 75 яблонь, из которых привились все. С 1945 г. перед школой разбит цветник... Уход за растениями организован в порядке дежурства по классам. К работе по уходу привлекаются все учащиеся школы» [3, л. 35].

В те годы Шумерлинская станция юных техников и натуралистов являлась филиалом Республиканской станции юных техников и натуралистов и считалась передовой, творчески работающей. В «Информации о работе Шумерлинской станции юных техников и юннатов за 1947 год» директор Ф.Ф. Федоров сообщает: «Станция в течение 1947 г. вела систематическую пропаганду среди пионеров и школьников за озеленение пришкольных участков, улиц и палисадников родителей учащихся. <...> Приказ Министерства просвещения РСФСР № 534 от 25 августа 1947 г. об озеленении пришкольных участков нами доведен до каждой школы. В помощь юным цветоводам весной нами рассылались семена цветочных растений. На 1 ноября 1947 года юннатами-участниками конкурса проделана следующая работа: 1) посажено весной и осенью декоративных деревьев и кустов 12 849 шт.; 2) выращено цветов 10 200 шт.; 3) проведено опытов с грунтовыми посевами цветочных растений в трех школах; 4) выращено из семян комнатных декоративных растений 270 шт.; 5) размножено отводками и черенками многолетних комнатных растений 230 шт.; 6) собрано гербариев цветочных растений 38 шт.; 7) собрано семян цветочных растений 6 кг; 8) посажено акации и других видов декоративных деревьев и кустарников на площади 100 кв.м.» [3, л. 89].

Министерство просвещения Чувашской АССР уделяло большое внимание изучению учащимися природы родного края, воспитанию у подрастающего поколения бережного отношения к природе. Так, в Приказе по Министерству Чувашской АССР № 305 от 16 октября 1948 г. подчеркивается: «Считать организацию путешествий пионеров и школьников по родному краю важнейшей задачей органов народного образования, школ, внешкольных детских учреждений. Заведующим рай(гор)ОНО:

а) в каждой школе до 1 ноября организовать отряды путешественников по изучению родного края, назначив руководителями отрядов учителей;

б) в каждой школе к 1 января 1949 года обсудить и утвердить на педсовете план проведения походов по изучению родного края на 1949 год» [7].

Чувашская республиканская станция юных техников и натуралистов руководила работой по экологическому воспитанию и выработке навыков

Педагогика и психология

История образования и педагогической мысли

у пионеров и школьников природоохранной работы. В отчете ЧРСЮТН за 1948 г. (директор С.С. Федотова) отмечается, что станция юных техников и натуралистов обслуживает 1041 школу и 18 детских домов: «Ежегодно под руководством сотрудников станции проводились конкурсы на лучшего юного садовода, птицевода, растениевода, животновода. Во всех школах проведены вечера с беседами о пользе птиц, декламациями о птицах, выступления хоровых кружков и постановки. Проведены однодневные экскурсии по изучению родного края, экскурсия в г. Горький по обмену опытом работы и ознакомлению с Ботаническим садом, зоопарком» [4].

Таким образом, несмотря на трудности военного и послевоенного времени учебный процесс в школах Чувашской Республики проходил в соответствии с утвержденным Министерством просвещения учебным планом и разработанными Министерством просвещения РСФСР программами, продолжалась юннатская работа, на пришкольных участках проводилась опытно-экспериментальная работа. Школьники проводили серьезную природоохранную работу. В республике ежегодно проводили «День леса», «День птиц», «Неделя сада», декадники по посадке деревьев и кустарников. Чувашская республиканская станция юных техников и натуралистов проводила республиканские выставки работ с целью выявления достижений юных техников и натуралистов республики за учебный год, подведения итогов конкурсов на лучшего юного садовода, опытника-растениевода, птицевода, животновода.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Бойко И.И., Харитонова В.Г. История Чувашии новейшего времени: Кн. II. Чебоксары, 2009.

2. Информационный бюллетень. 1949. № 7-8 // Центральный государственный архив Чувашской республики. Ф. 1953. Оп. 1. Д. 21. Л. 226.

3. Отчет Министерства просвещения ЧАССР // Центральный государственный архив Чувашской республики. Ф. 1953. Оп. 1. Д. 6. Л. 10, 15, 35, 48-49, 89.

4. Отчет Республиканской станции юных техников и натуралистов // Центральный государственный архив Чувашской республики. Ф. 1953. Оп. 1. Д. 6. Л. 51.

5. Отчет Управления школ ЧАССР // Центральный государственный архив Чувашской республики. Ф. 221. Оп. 1. Д. 2195. Л. 161.

6. Положение о проведении республиканской выставки работ юннатов // Центральный государственный архив Чувашской республики. Ф. 1953. Оп. 1. Д. 5. Л. 54.

7. Приказ министерства просвещения Чувашской АССР // Центральный государственный архив Чувашской республики. Ф. 1953. Оп. 1. Д. 8. Л. 6.

8. Приказ Народного комиссара просвещения Чувашской АССР // Центральный государственный архив Чувашской республики. Ф. 212. Оп. 1. Д. 2195. Л. 8-12.