АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 1 (3) 2002. с. 38-48.
О КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ЦЕНТРА В ИЛЬМЕННО-БУГРОВОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРИРОДНОМ ЗАКАЗНИКЕ
Л.Ю.Чуйкова, Ю.С.Чуйков Астраханский государственный университет Введение
В соответствии с Федеральным законом РФ "Об особо охраняемых природных территориях", к особо охраняемым природным территориям относятся участки земли и водного пространства, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. На территории Астраханской области существуют 2 государственных природных заповедника - Астраханский государственный биосферный заповедник и Богдинско-Баскунчакский, а также 4 государственных природных заказника и 35 памятников природы.
На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи (ст.7 ФЗ):
а) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
б) организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;
в) осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;
г) экологическое просвещение;
д) участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;
е) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.
Г осударственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Значение, цель и особенности настоящей концепции
Концепция предназначена для установки ориентиров в организации одного из направлений деятельности, связанной с реализацией эко лого-просветительской и образовательной функции заказника. Государственные природные заповедники, заказники и национальные парки осуществляют функцию по дополнительному экологическому образованию, занимая особую социальную нишу, используя свой практический, исследовательский и природоохранный потенциал.
Цель данной Концепции - определение стратегических направлений развития информационного эколого-образовательного Центра, специально созданного для эколого-просветительской и образовательной функции и практического взаимодействия заказника «Ильменно-Бугровой» с образовательными учреждениями.
Концепция призвана послужить основой для разработки стратегии и тактики осуществления экологического образования, необходимого для этого содержания и средств образования школьников близлежащих школ и молодежи, обучающейся в других образовательных учреждениях города и области, а также - для разработки практических действий в интересах охраны окружающей природной среды заказника.
Основным принципиальным положением настоящей Концепции является понимание того, что государственные природные заказники являются государственными учреждениями и функционируют в интересах государства. Общественное признание значимости государственных природных заказников и их престиж зависят, в первую очередь, от того, насколько успешно выполняют они свои задачи и насколько население информировано об этом или даже вовлечено в сферу природоохранной деятельности этих учреждений.
Вторым принципиальным положением Концепции является признание того, что действенность любых природоохранных мероприятий, принимаемых государством, в конечном счете, зависит от
поведения конкретных людей. Поведение человека по отношению к миру природы в значительной мере определяется уровнем его экологического сознания.
Отечественная и мировая практика показала, что охрана природы, основанная лишь на запретительных мерах, малоэффективна. Наиболее надежным гарантом сохранения природных комплексов на территориях заказников является реальная поддержка местным населением их природоохранной деятельности.
Особенности и принципы организации эколого-просветительской деятельности на базе ООПТ
Экологическое образование на базе охраняемых природных территорий отличается от образования, получаемого в школе, в высшем учебном заведении, в системе дополнительного образования: на станциях юных натуралистов, в кружках, Центрах детского творчества и др. Одной из особенностей экообразования, осуществляемого на базе заповедников, заказников, памятников природы, является возможность наблюдать за процессами, происходящими в природе и подтверждать истинность, экологических знаний, полученных в процессе традиционно организованного обучения. Кроме того практика показывает, что жителями административных образований, прилегающих к территории заказника, заповедника, памятника природы, не осознается истинная ценность этих объектов и их значимость в оздоровлении состояния окружающей среды не только в месте их проживания, но и в регионе в целом.
Между тем, возможности, которыми располагают ОПТ, позволяют использовать в целях повышения экологической культуры и уровня экологического образования ряд особенностей, которыми не располагает традиционный процесс образования.
Первой особенностью является благоприятный эмоциональный настрой, который формирует посещение ОПТ, который способствует повышению продуктивности интеллектуального познания.
Другой особенностью является возможность общения с местными жителями, накопившими за годы совместного существования рядом с ОПТ, информации о динамике происходящих в ОПТ явлениях, процессах, событиях. Правильно собранная информация, встречи молодежи с этими людьми, их рассказы помогают более глубоко прочувствовать и понять ценность природы и жизни во всех ее проявлениях.
Третьей особенностью является возможность проводить научно-практические исследования и наблюдения на территории близко расположенного заповедника или заказника и проверять на практике полученные знания. Причем, организация информационного эколого-образовательного Центра заказника в населенном пункте, расположенном на территории, граничащей с заказником, в непосредственной близости со школой позволяет использовать вышеназванные особенности для экологического образования значительно большей части молодежи, чем та часть, что проживает на прилегающих к заказнику территориях.
Большинство педагогов, занимающихся экологическим образованием детей и молодежи сетуют на то, что далеко не в полной мере полученные знания отражаются на поведении обучаемых и способствуют становлению их нравственных установок. Более того, затруднительно в условиях образовательного учреждения, объективно оценить результаты процесса экологического образования на уровне практических умений, навыков, нравственных установок. Важной особенностью экологического образования на базе ОПТ является возможность проверки приобретенных знаний, умений и навыков в практической природоохранной деятельности, являющейся составляющей эколого-образовательной деятельности на базе ОПТ.
Следующей особенностью экологического образования, организованного на базе ОПТ, является возможность наблюдать за естественными процессами и сравнивать их с процессами, происходящими на урбанизированных территориях, отслеживать их динамику и анализировать причины различий в этих процессах.
Еще одной важной особенностью образования в ОПТ является то, что с открытием ОПТ для посещения с образовательной целью происходит переориентация представления людей об ОПТ, их назначении и роли в оздоровлении состояния окружающей среды.
Важно также, что в процессе экологического образования, осуществляемого на базе ООПТ, происходит формирование таких, качеств личности, как патриотизм, любовь к природе родного края к своей малой Родине.
Основные принципы эколого-просветительской деятельности на базе ООПТ основаны на использовании опыта работы ООПТ по экологическому просвещению населения Они заключаются в следующем.
1. Недопущение причинения ущерба ООПТ.
Эколого-просветительская работа в ОПТ должны вестись без причинения ущерба природным комплексам охраняемой территории, в строгом соответствии с режимом особой охраны, регламентированным Положением о конкретном государственном природном заказнике.
2. Профессиональное обеспечение эколого-просветительской работы
Организация эколого-просветительской работы в заказнике должна обеспечиваться профессионально подготовленными штатными специалистами.
3. Широкая социальная направленность эколого-просветительской работы
Эколого-просветительская работа направлена на самые широкие слои населения: местные жители и посетители ООПТ; сельское и городское население; дети и взрослые. Одной из приоритетных категорий являются учащиеся. Эколого-просветительская работа должна проводиться в сотрудничестве с различными социальными структурами - образовательными учреждениями, природоохранными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями и т.д.
4. Использование эколого-просветительского потенциала заказников
Эколого-просветительский потенциал заказника включает как природное и культурное наследие территории (природные ландшафты, объекты флоры и фауны, историко-культурные памятники и т.д.), так и работающих в нем специалистов в области охраны и изучения природного и культурного наследия, а также соответствующую материальную базу (музеи, экспозиции, фондовые и архивные материалы, учебные помещения, обустроенные экологические тропы, фото- и видеотеки, библиотеки и т.д.). Этот потенциал может быть существенно увеличен за счет привлечения активистов-единомышленников, в первую очередь профессиональных педагогов специалистов творческих профессий, к совместной эколого-просветительской деятельности в интересах ООПТ.
5. Ориентация на методологию дополнительного экологического образования
Эколого-просветительская работа заповедников и национальных парков не дублирует и не заменяет содержание, формы и методы школьного и вузовского экологического образования. Эта работа ориентируется, прежде всего, на формирование престижа особо охраняемых природных территорий в глазах населения, углубление экологических и природоохранных знаний людей, ознакомление с местным биологическим и ландшафтным разнообразием, формирование экологической культуры.
6. Социально-психологическое обеспечение эколого-просветительской работы
Эколого-просветительская работа с населением строится с учетом соответствующих социальнопсихологических закономерностей. К этой работе наряду с биологами, географами и другими "традиционными" природоохранными специалистами следует, по возможности, привлекать социологов и психологов, а также журналистов и специалистов других творческих профессий.
Направления и формы взаимодействия заказника «Ильменно-Бугровой» с педагогами и школьниками
1. Взаимодействие с учительским корпусом и органами образования
Эффективность эколого-просветительской работы в государственных природных заповедниках и заказниках парках многократно усиливается, если ведется в тесном сотрудничестве с образовательными структурами, прежде всего с администрацией и педагогами местных образовательных учреждений.
В организации работы информационного эколого-образовательного центра заказника «Ильменно-Бугровой» важная роль отводится взаимодействию с администрацией и педагогическим коллективом Восточнинской средней школы. Они могут иметь взаимно полезное значение. Семинары, организуемые на базе Центра для школьных учителей, организаторов дополнительного образования, круглые столы по актуальным вопросам эколого-просветительской работы с детьми на базе заказника, разработка и реализация совместных эколого-просветительских проектов и мероприятий. Работники заказника могут организовать проведение в школах природоохранных факультативных занятий или способствовать организации на базе информационного эколого-образовательного Центра заказника экологической школы, как комплексной формы ведения эколого-просветительской работы, позволяющей интегрировать другие формы занятий.
2. Школьные экологические лагеря и экспедиции
Школьные экологические лагеря и экологические экспедиции, непосредственно организуемые заказником, либо проводимые при участии их специалистов являются эффективной формой экологопросветительской работы. Данная деятельность позволяет вести эколого-просветительскую работу в максимально интенсивном режиме.
Основная цель - привлечение детей и молодежи к природоохранной деятельности, расширение экологического кругозора, привитие им практических умений и навыков самостоятельной работы на природе.
3. Традиционные формы взаимодействия между заказником и школами и иные формы работы со школьниками
В работе ООПТ со школьниками также важны такие традиционные формы, как шефство заповедников и национальных парков над местными школами, организация школьных десантов и лесничеств, работа с кружками юных натуралистов, в том числе проходящими полевую практику в заповедниках и национальных парках во время школьных каникул.
Две последние формы могут играть существенную роль и в части содействия профессиональной ориентации школьников. Немаловажное значение здесь играет непосредственное привлечение школьников к участию в исследовательских и других мероприятиях, проводимых специалистами заказника.
В эколого-просветительской работе с детьми целесообразно использовать игровые формы занятий -ролевые, соревновательные, имитационные. Игровая деятельность стимулирует высокий уровень заинтересованности и эмоционального включения участников в экологическую проблематику.
З. Экологические праздники и акции
Экологические праздники и акции, такие как уже ставший традиционным Марш парков, а также Всемирный день охраны окружающей среды, День работников леса, Всемирный день Земли, День Воды, различные праздники, которые связаны с традициями местного населения и могут носить достаточно выраженный природоохранный характер, детские экологические фестивали и т.п., являются весьма эффективным средством привлечения внимания людей к проблемам заповедного дела. К организации и совместному проведению подобных акций следует привлекать общественные организации, образовательные структуры, органы власти и местного самоуправления, средства массовой информации, а также потенциальных спонсоров.
Для привлечения внимания общественности к проблемам ООПТ, разъяснения их роли в сохранении природы нашей страны необходимо также использовать и создавать подходящие поводы - открытие выставок детского рисунка, фотографии, поделок из природного материала, посвященных миру природы, представление изданий соответствующих книг и журналов, юбилейных дат заповедников и национальных парков и т.п.
4. Создание информационного эколого-образовательного Центра на базе ООПТ
Создание эколого-образовательного Центра на базе ООПТ - необходимое условие многосторонней эколого-просветительской деятельности заповедника, заказника или национального парка. С его помощью можно решать следующие задачи:
1) углубление знаний школьников в области окружающей среды и природы;
2) демонстрация организации взаимоотношений в природной экосистеме и социальной, анализ сходств и различий;
3) исследование современного состояния объектов природы и экосистем;
4) изучение динамики процессов, происходящих в природных экосистемах;
5) изучение влияния социальной системы (антропогенной деятельности) на природные экосистемы;
6) изучение влияния процессов, происходящих в природных экосистемах на социальные экосистемы, а также на здоровье человека;
7) изучение истории развития общества во взаимосвязи с окружающей природной средой;
8) формирование у школьников экологического мышления.
В странах западной Европы наибольшее внимание уделяется такой форме экологопросветительской деятельности школьников, как научно-практическая. Для этого служат экоцентры, экостанции, Дома охраны природы, экологические летние лагеря, лесные школы, биостанции, экоинтернаты, экоинституты и т. п. Так например, из опыта работы германских педагогов-экологов, можно выделить как наиболее эффективные, два типа экоцентров:
1. Экоцентры, деятельность которых направлена на изучение и решение конкретно существующей экологической проблемы: гибели птиц, лягушек или других животных, защиты животных от линий электропередач, от автомобилей, химической обработки сельскохозяйственных растений и т. п., или, например, проблемы энергосбережения, водосбережения, загрязнение домашнего хозяйства использующими в хозяйстве химическими веществами и т.п.
2. Экоцентры, занимающиеся изучением экологических проблем более глобального характера, например, изучением закономерностей функционирования природных экосистем различных типов или влиянием основной отрасли природопользования на природные экосистемы, на состояние сред и т.п.
Организация информационного эколого-образовательного Центра, в помещении, принадлежащем государственному заказнику «Ильменно-Бугровой», расположенному в селе Восточное Икрянинского района, имеет преимущества по сравнению с вышеперечисленными типами экоцентров. Они заключаются в том, что, с одной стороны, он (Центр) расположен в населенном пункте, связанном с городом неразрывными связями (транспортными, административными и пр.), а с другой - он территориально близко расположен к природному заказнику «Ильменно-Бугровой».
Организация информационного эколого-образовательного центра заказника «Ильменно-
Бугровой»
Во всем мире особо охраняемые природные территории выполняют важную экологопросветительскую функцию. Правильно организованная эколого-просветительская деятельность, осуществляемая на базе особо охраняемых природных территорий, имеет высокую эффективность в формировании экологического сознания и повышении уровня экологической культуры граждан. Особо охраняемыми природными территориями используются самые различные формы и методы экологопросветительской работы. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, одним из наиболее эффективных средств организации активной эколого-просветительской деятельности являются музеи природы, созданные при ООПТ.
Музейное дело для государственных природных заповедников является наиболее старым и традиционным направлением просветительской работы. Для новых государственных природных заказников создание Музея природы в настоящее время связано с весьма значительными финансовыми затратами и поэтому проблематично.
Ключевой идеей данной концепции является идея создания информационного экологообразовательного Центра заказника «Ильменно-Бугровой» в с. Восточном, граничащем территориально с заказником, и, в то же время, находящегося вблизи средней общеобразовательной школы, путем совмещения просветительских функций Музея природы с образовательными функциями школьного кабинета экологии, с исследовательскими функциями учебной лаборатории, а также - экскурсионными наглядно-познавательскими функциями и функциями по организации и проведению практических действий по охране природы, редких видов животных и растений.
Экскурсионные наглядно-познавательные и исследовательские функции является наиболее приоритетным для информационного эколого-образовательного Центра заказника «Ильменно-Бугровой».
Основными элементами, составляющими образовательный компонент информационного экологообразовательного Центра заказника, являются:
1. программа курса экологии для средней школы,
2. программа дополнительного экологического образования школьников на базе заказника,
3. учебное помещение, оформленное в соответствии с требованиями, предъявляемыми к школьному кабинету экологии;
4. музейная экспозиция, содержащая информационный, макетный и модельный материал о заказнике;
5. учебная лаборатория с перечнем оборудования, необходимого для простейших приборных исследований материала, полученного в процессе учебных экскурсии;
6. комплект учебной и методической литературы, необходимой для осуществления учебных научно-практических исследований в условиях заказника «Ильменно-Бугровой», проведения экологических экскурсий;
7. руководство по организации информационной и просветительской работы информационного эколого-образовательного Центра.
Образовательная функция информационного эколого-образовательного центра заказника
«Ильмен н о-Бугровой»
Образовательная функция информационного эколого-образовательного Центра реализуется:
1. При проведении в Центре занятий по школьному курсу экологии с усилением исследовательского и практического компонента программы курса экологии для 5-11 классов средней школы;
2. При проведении дополнительных образовательных занятий (в форме факультатива, экологического кружка, научного общества и т.п.) в соответствии со специально разработанной программой дополнительного образования.
3. Проведение экскурсий по музею Центра для учащихся и студентов, приезжающих на экскурсию в заказник.
В данной концепции не даются методические рекомендации по преподаванию экологии в соответствии с региональной «Программой курса экологии для 5-11 классов средней школы». Это не является целью данной работы. Образовательная функция информационного эколого-образовательного Центра на базе заказника «Ильменно-Бугровой» в основном должна реализовываться через систему дополнительного образования школьников с 5 по 11 класс, к которой в данной концепции даются программы, предлагаются средства и методы.
Организация дополнительного образования школьников и его взаимосвязи с системой общего
экологического образования
В школы Астраханской области введено экологическое образование, которое осуществляется путем преподавания отдельного курса экологии, дополняемое внеклассными формами экологического образования. Центром экологического образования разработана и широко используется в школах города и области региональная «Программа курса экологии для средней школы (5-11 классы)», которая рекомендована Департаментом общего и профессионального образования к использованию в школах области. В основу содержания этой программы, в соответствии с принятой концепцией общего среднего экологического образования и проектом Российского стандарта экологического образования, были положены пять основных типов экологических взаимосвязей и соответствующее им количество рассматриваемых систем: биосферная система с взаимосвязями типа "биосфера - космос", биосистемы с взаимодействиями типа "организм - среда", геосистемы с взаимосвязями типа "ландшафт - общество", антропосистема с взаимосвязями - "человек - среда", социосистема с взаимодействиями "общество-среда". Однако содержание экологического образования в 5-м классе еще не нацелено на изучение этих типов взаимодействий. В этом возрасте экологическое образование должно быть направлено на изучение мира вокруг себя, на создание обобщенных представлений о природных закономерностях и о месте человека в окружающей природе. И только после этого, с 6-го класса содержание материала вводит ребенка в мир экологии как науки, изучающей взаимосвязи. С 7-го класса, когда учащиеся имеют необходимую
общенаучную базу и достаточный уровень интеллектуального развития, начинается наиболее полное рассмотрение всех вышеназванных типов взаимодействий. Весь курс экологии с 5 по 11 класс представлен в виде 3-х ступеней познания, отражающих 3 уровня общего экологического образования. Содержание первого уровня (5-6 кл.) - направлено на создание обобщенного образного представления о целостности и взаимосвязанности природной организации и формирование положительного эмоционального настроя по отношению к природе. На втором уровне (7-9 кл.), который является базисным, содержание знаний направлено на формирование фундаментальных представлений о закономерностях и взаимосвязях живых и неживых составляющих природы, об организации взаимоотношений в природе, на осмысление взаимосвязей человеческого организма с окружающей средой и постижение разнообразных связей общества и природы. Эти знания способствуют формированию направленности сознания ребенка на экологический подход к рассмотрению проблем окружающего мира. На третьем уровне (10-11 кл.) программное содержание экологии выступает в качестве методологического подхода, позволяющего рассматривать различные системы (природные и социальные) с позиций изучения взаимоотношений объектов этой системы с объектами окружения и поисков методологических путей решения проблемы. На этом уровне происходит формирование основ экологического мышления, как способа рассмотрения природных и социальных процессов и явлений.
В содержании программы курса экологии большое внимание уделено изучению экологического состояния региона, включая природную и социальную составляющие.
Программа дополнительного образования на базе информационного эколого-образовательного Центра заказника дает возможность использовать «натуралистический» подход - то есть обучение и воспитание детей в условиях природы.
Программы дополнительного образования школьников на базе информационного экологообразовательного центра заказника «Ильменно-Бугровой»
Программа
дополнительного экологического образования на базе информационного эколого-образовательного Центра заказника «Ильменно-Бугровой» для 5-го класса
Пояснительная записка
Программа дополнительного экологического образования школьников, направлена на углубление знаний, получаемых при изучении курса экологии в 5-м классе, в соответствии с региональной «Программой курса экологии для 5-11 классов средней школы» и на знакомство учащихся с окружающим природным миром заказника «Ильменно-Бугровой». Базой для реализации данной программы является информационный эколого-образовательный Центр заказника «Ильменно-Бугровой».
В процессе специально организованной образовательной деятельности (кружок, научное общество и т.п.) дети познают особенности окружающей среды заказника, составляющие ее объекты животного и растительного мира, течение природных явлений, взаимосвязи живой и неживой природы, влияние человеческой деятельности на состояние природной среды и влияние природы на здоровье и благополучие населения.
Изучение содержания программы осуществляется в форме уроков, экскурсий или наблюдений и проведения практических работ. Основной упор при этом делается на практическую форму обучения.
Результатом дополнительного экологического образования на этом уровне должны стать общие представления о природном мире заказника, его обитателях, их роли в обеспечении жизненных условий, о влиянии деятельности человека на природные территории и влиянии природных территорий на состояние окружающей среды в населенных пунктах.
В процессе осуществления практических действий по исследованию условий окружающей среды, дети приобретают умения в обращении с простейшим оборудованием.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема Урок (час.) Экскурсия или наблюдение (час.) Исследователь ская или практическая работа (час.) Общий объем (час.)
1.Знакомство с компонентами, 2 2 10
составляющими территорию
заказника.
2.Сбор различных видов
организмов на территории 2х2 2
метра.
3. Подготовка отчета 4
4. Водоемы-ильмени. Происхождение ильменей. Их роль в водных системах. 1 2 3
5. Животный мир Ильменно-Бугрового заказника. 6. Наблюдение птиц 7. Изучение природных взаимосвязей 1 1 2 2 6
8. Использование человеком ильменей 9. Влияние на ильмени хозяйственной деятельности 1 2 3
10. Влияние зоны ОПТ на качество воздуха. 11. Движение воздуха. Определение скорости движения воздуха на вершине бугра и у его подножья (методом вертушки) 1 2 3
12. Типичный рельеф заказника Ильменно-Бугровой 13. Состав почвы на буграх и понижениях 14. Воздействие на почву автотранспортом. Эрозия почвы. Признаки эрозии 2 2 2 6
15. Роль растений и микроорганизмов в создании условий для жизни. Ильменно -бугровая система и ее обитатели. 1 2 3
16. Сочинение «Чему меня научила природа» 17. Изготовление модели фрагмента природного ландшафта заказника 18. Подготовка и составление композиции из высушенных растений 2 2
Всего 10 20 6 36
Программа
Дополнительного экологического образования на базе информационного эколого-образовательного Центра заказника «Ильменно-Бугровой» для 6-го класса
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования для учащихся 6-го класса направлена на изучение сезонных изменений в природе на территории заказника «Ильменно -Бугровой». В соответствии с региональной «Программой курса экологии для 5-11 классов средней школы», в процессе изучения экологии в 6-м классе учащиеся подходят к рассмотрению природы как среды жизни человека, природных явлениях и их влиянии на жизнь человека.
Содержание программы дополнительного образования на базе информационного экологообразовательного Центра нацелено на постепенное вовлечение детей в процесс самостоятельного изучения взаимосвязей в природе, сезонных изменений в природе заказника, поведения животных, в соответствии с сезонными изменениями природы.
Основной упор сделан на практические формы обучения: наблюдения, осуществляемые детьми под руководством преподавателя и выполнение практических работ. Овладение методами практического познания природы соответствует возрастным особенностям личности ребенка и наиболее эффективно способствует формированию природоохранных качеств личности. Завершается обучение выполнением
школьниками практических природоохранных действий на территории заказника, которые должны быть заранее согласованы с руководством инспекции заказника.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема Урок (час.) Экскурсия Или наблюдение (час.) Исследователь ская или практическая работа (час.) Общий объем (час.)
1.Сезонные явления в природе. Метод фенологических наблюдений 2.Изучение признаков осени в заказнике 3.Народные приметы. Как ведут себя растения осенью. Как они готовятся к зимнему периоду. 1 1 2 2 2 3 2 3
4. Наблюдения за поведением птиц в заказнике осенью 2 2
5. Фенологические индикаторы сезонных изменений в природе 1 2 3
б.Наблюдения за погодными и температурными условиями в заказнике 1 2 3
7. Животные и растения зимой 2 2 4
8. Признаки весны в заказнике 2 2
9.Растения весной. Сбор весеннего гербария. 2 2
10. Поведение птиц. Наблюдения птиц ранней весной (описание) 2 2 4
11. Половодье. Изменение состояния ильменей весной. Описание фаз весеннего половодья. Ход рыб на нерест. 2 2 4
12. Изменение состояния ландшафта от ранней весны до разгара лета 2 2
13. Практическая деятельность по охране окружающей среды 2
Всего 6 18 12 36
Программа
Дополнительного экологического образования на базе информационного эколого-образовательного Центра заказника «Ильменно-Бугровой» для 7-го класса
Пояснительная записка
Содержание программы дополнительного экологического образования для 7-го класса представляет собой первую ступень в обучении учащихся исследовательской деятельности. В процессе обучения школьники овладевают методами исследования состояния природных сред. В содержании программы наибольший удельный вес занимают экскурсии и полевая практика в качестве наглядных и практических методов образования. Это обусловлено тем, в 7-м классе, в соответствии с «Программой курса экологии для 5-11 классов средней школы», начинается комплексное изучение экологии, ее объектов, взаимоотношений,
функций организмов и экосистем, их роли в природе и на основе этого - принципам организации взаимоотношений в природе и способам сохранения качества окружающей среды.
Дополнительная программа нацелена на практические исследования природного мира заказника «Ильменно-Бугровой», что позволит сделать процесс общего экологического образования в 7-м классе наиболее эффективным и действенным. Поэтому, в соответствии с содержанием предлагаемой программы, учащиеся, занимаясь во внеурочное время в информационном эколого-образовательном Центре, изучают методику проведения простейших полевых исследований. Они приобретают умения и навыки в сборе проб и произведении простейших анализов, позволяющих сделать выводы о состоянии природных сред, не в условиях школьного кабинета, а непосредственно в природе. В процессе наблюдений, осуществляемых на территории заказника или прилегающих природных территорий, они приобретают более глубокие знания о свойствах растений и животных, о многосторонних связях с окружающей средой. Изучение этих связей непосредственно в природе позволит им самостоятельно оценить состояние и качество жизненных сред. Таким образом, теоретические знания будут подкреплены собственными практическими исследованиями окружающей среды.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема Урок (час.) Экскурсия или полевая практика (час.) Исследователь ская или практическая работа (час.) Общий объем (час.)
1. Изучение жизненных сред. Абиотические факторы среды 2. Факторы среды. Освещенность, Температура, влажность. 3. Исследование физикохимических условий водной среды. 4. Исследование физикохимических условий воздушной среды 5. Исследование физикохимических условий почвы. 2 2 2 2 2 2 2 4 2 4 4
2 2 4
6. Приспособленность растений к различным условиям окружающей среды в заказнике 2 2
7.Растения-индикаторы состояния окружающей среды. 2 2
8. Приспособленность животных к различным условиям окружающей среды в заказнике. 2 2
8.Животные-индикаторы состояния водной среды 2 2
9. Изучение различных типов сообществ (пищевые связи). 2 2 4
10. Изучение взаимодействия различных сообществ заказника. 2 2 4
11. Отчет по проведенным исследованиям 2 2
Всего 4 20 12 36
Программа
Дополнительного экологического образования на базе информационного эколого-образовательного Центра заказника «Ильменно-Бугровой» для 8-го класса «Региональная экология»
Пояснительная записка
Содержание программы дополнительного образования в 8-м классе нацелено на дополнение и развитие знаний, полученных при изучении курса региональной экологии в соответствии с региональной «Программой курса экологии для 5-11 классов средней школы», практическими умениями и навыками в исследовании экосистем Ильменно-Бугрового района. Всего на практический курс региональной экологии отведено 36 часов. Из них большая часть времени приходится на выполнение учебно-исследовательских работ. Выполнение этих работ осуществляется в соответствии с действующими методиками. В конце обучения учащиеся пишут отчет, в котором описывают этапы проведенного исследования и делают выводы. Итоговое занятие проводится в виде семинара, на котором учащимися проводится сравнительный анализ состояния природных сред в различных участках территории Ильменно-Бугрового района.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема Урок (час.) Экскурсия или полевая практика (час.) Исследователь ская или практическая работа (час.) Общий объем (час.)
І.Изучение Ильменно-бугрового 2 2 4
ландшафта, его происхождения.
2.Изготовление миниатюрной
модели Ильменно-Бугрового 8 8
ландшафта.
З.Изучение флоры и растительности 2 2 4
Ильменно-Бугрового района.
4.Изучение луговой растительности. 2 2 4
5.Изучение бугровой
растительности. 2 2 4
б.Изучение прибрежной
растительности. 2 2 4
7.Изучение растительности
водоемов. 2 2 4
8. Комплексная оценка состояния 4 4
природных сред, растительного и
животного мира Ильменно-
Бугрового района и прилегающих
территорий.
Всего 6 12 18 36
Программа
Дополнительного экологического образования на базе информационного эколого-образовательного Центра заказника «Ильменно-Бугровой» для 9-го класса «Экология человека»
Пояснительная записка
В содержании региональной программы курса экологии с 5 по 11 класс раздел "Экология человека" изучается в 9 классе. При этом взаимоотношения человека с окружающей средой рассматриваются не только с точки зрения взаимоотношения человеческого организма в окружающей средой, но также с учетом социального аспекта взаимоотношений.
Содержание программы дополнительного экологического образования для учащихся 9-го класса направлено на практическое изучение состояния окружающей среды, которое создал человек в местах своего проживания.
В процессе дополнительного образования школьники овладевают методиками комплексного исследования состояния окружающей природной среды. Получая информацию о состоянии жизненной среды человека, они переходят к изучению демографических показателей и показателей здоровья населения. При этом они овладевают методами социологических исследований. Сопоставление данных о состоянии природных сред, полученных в процессе учебной деятельности, и состояния здоровья населения учащиеся приходят к выводу о тесной взаимосвязи между природой и человеком. Таким образом, полученные знания способствуют формированию системы экологических ценностей.
Курс рассчитан на 72 часа. На последних занятиях проводится семинар, на котором учащиеся докладывают о результатах своей работы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема И О а а Экскурсия или полевая практика (час.) Исследователь ская или практическая работа (час.) Общий объем (час.)
1.Факторы окружающей среды, 2 2
оказывающие влияние на здоровье
человека.
2.Методы изучения состояния
природных сред в населенном 2 2 4
пункте.
3. Экологическое состояние и 2 2
проблемы воздушного бассейна
Астраханской области (по
материалам комитета природных
ресурсов).
4. Изучение источников
антропогенного влияния на 2 2 4
состояние воздушного бассейна в
населенном пункте.
5.Экологическое состояние
растительного и животного мира.
Описание флоры, орнитофауны, 4 2 6
энтомофауны в населенном пункте.
6. Изучение влияния
автомобильного парка на состояние
воздуха в населенном пункте
2 2 4
7. Изучение экологического 2 2
состояния водных объектов.
Методика проведения
гидрологических исследований
водоемов в населенном пункте.
8. Проведение физико-химических
исследований качества природных
вод.
9. Беспозвоночные животные - 2 2 4
биоиндикаторы загрязнения вод.
10. Методика проведения
биологического анализа вод.
Определение класса качества вод в 2 2
природных водоемах в населенном
пункте. 2 2 4
11. Изучение состояния почв. 2 2
Методы исследования почв.
12. Исследование состояния и
качества почв в населенном пункте.
Оценка качества почв. 2 2 4
13. Исследование загрязненности
почв отходами. Картирование
загрязнения почв отходами
производства и потребления. 2 2 4
14. Оценка характера и состояния
растительного покрова почв в
населенном пункте.
15. Картирование растительного
покрова.
2 2 4
2 2
16. Медицинские аспекты экологии 2 2
человека.
17. Демографические показатели
населения в населенном пункте. 2 4 6
18. Заболеваемость населения.
Оценка показателей рождаемости,
смертности, продолжительности 2 4 6
жизни за несколько (3-5) лет.
19.Сопоставление показателей
заболеваемости с показателями
качества природных сред в
населенном пункте.
20. Подготовка и защита отчета.
2 2 4
4 4
Всего: 18 20 34 72
Программа
Дополнительного экологического образования на базе информационного эколого-образовательного Центра заказника «Ильменно-Бугровой» для 10-го класса «Общая экология»
Пояснительная записка
Программа направлена на проведение самостоятельных комплексных экологических исследований экосистем заказника «Ильменно -Бугровой» и взаимосвязей между ними.
Содержание программы нацелено на формирование основ экологического мышления. Основу содержания составляет учебно-исследовательская деятельность учащихся.
Учебные исследования производятся по действующим методикам. Значительная часть времени отводится семинарским занятиям по предложенным темам. На семинарах, педагог должен организовать свободный обмен между учащимися первичной информацией, результатами ее анализа и самостоятельно сформулированными умозаключениями, полученными в процессе учебно-исследовательской деятельности по теме семинара. Семинар следует за экскурсией в заказник или выезд на полевую практику и последующей практической работой. В процессе полевой практики учащиеся отбирают пробы или получают информацию на основании наблюдений. Затем они обрабатывают отобранные пробы или анализируют полученные в процессе наблюдений сведения и готовят отчет. Таким образом, поэтапно учащиеся изучают общие закономерности функционирования природных экосистем. В конце курса проводится итоговый семинар. Такая форма обучения широко распространена в странах западной Европы и Америке и получает все большее распространение в России.
Курс обучения рассчитан на 72 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема Урок (час.) Экскурсия или полевая практика (час.) Исследователь ская или практическая работа (час.) Общий объем (час.)
1.Экология водоемов заказника. 4 6
Водоем как комплексная 2
экологическая система.
2.Определение видового состава и
численности беспозвоночных. 2 2 6
З.Определение видового состава и 2
численности позвоночных
обитателей водоема. 2 2 6
4. Определение видового состава и 2
обилия биомассы растительности
водоема.
5.Определение трофических связей 2 2 6
в водной экосистеме. 2
6. Сукцессии водных экосистем.
2 2 4
2 2 4
7. Экология наземных экосистем. 4 6
Прибрежные и бугровые 2
экосистемы.
8. Определение видового состава и 2 2 6
численности наземных 2
беспозвоночных.
9. Определение видового состава и
численности позвоночных 2 2 6
обитателей наземных экосистем. 2
ІО.Определение видового состава и
обилия биомассы растительности
наземных экосистем. 2 2 6
11. Сукцессии наземных экосистем. 2
2 2 4
12.Исследование трофических 2 4 6
связей между водными и
наземными экосистемами.
13. Подготовка и защита отчет о
проведенных исследованиях
4 2 6
Всего: 20 28 24 72
Программа
Дополнительного экологического образования на базе информационного эколого-образовательного Центра заказника «Ильменно-Бугровой» для 11-го класса «Социальная экология»
Пояснительная записка
Программа направлена на проведение самостоятельных комплексных социо-экологических исследований.
Содержание программы нацелено на формирование у школьников основ экологического мировоззрения.
Изучение содержания программы проходит на основании и в развитие регионального курса «Социальная экология» для 11 класса. Комплексный подход к изучению природных экосистем, приобретенный в процессе обучения на предыдущих курсах, учащиеся используют для изучения состояния социальных систем. Проводимый в конце обучения социологический опрос помогает учащимся оценить реальное состояние экологической культуры населения и, разработать на основании предыдущих знаний, образовательные мероприятия для населения, компенсирующие негативное влияние производственной деятельности. Таким образом, в результате обучения школьники приобретают комплексные знания о закономерностях функционирования природных и социальных систем, о взаимосвязи и взаимообусловленности процессов, происходящих в них. В процессе самостоятельных исследований формируется экологическое мировоззрение, продуктом которого является высокий уровень экологической культуры.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема Урок (час.) Экскурсия или полевая практика (час.) Исследователь ская или практическая работа (час.) Общий объем (час.)
1. Изучение сущности природопользования и состояния его организации в населенном пункте. 2. Изучение состояния 2 2 2 6
природопользования на отдельном предприятии. 3. Изучение и описание источников 2 2 4
воздействия предприятия на атмосферный воздух. 2 2 2 6
4.Изучение характера водопотребления на предприятии. Расчет объемов водопользования и объемов сточных вод. 5.Сточные воды их характеристика, оценка степени очистки сточных вод. 6.Изучение источников сброса сточных вод. 2 2 2 2 2 2 2 2 6 6 4
7.Изучение характера воздействия предприятия на почву, недра, растительный и животный мир. 8.Проблема отходов на предприятии. Изучение номенклатуры отходов 2 2 4
предприятия. 2 2 2 6
9.Комплексная оценка воздействия предприятия на окружающую природную среду. 10.Разработка мероприятий по 2 2 4
компенсации негативного воздействия на окружающую среду. 2 2 4
11.Особо охраняемые природные территории и их роль как фактора поддержания экологического равновесия и охраны экологического потенциала региона и окружающих территорий. 12.Оценка компенсирующего воздействия экосистем заказника «Ильменно-Бугровой» на 2 2 4
окружающую среду. 2 2 4
13. Социологический опрос населения (анкетирование) 14. Анализ социологического 4 2 6
опроса населения. 15. Разработка мероприятий по экологическому просвещению 2 2 4
населения. 2 2 4
Всего: 22 18 28 72
Примечание: Для проведения социологического опроса населения можно использовать следующую анкету. Последующая статистическая обработка анкет поможет выявить проблемы окружающей среды, отношение граждан и степень экологической культуры самих граждан. Это позволит разработать мероприятия по охране окружающей среды и улучшению качества жизненной среды.
А Н К Е Т А
(указать город, район, поселок, село)
1. Возраст
2. Пол
3. Образование: начальное, неполное среднее ,среднее, среднее специальное неоконченное высшее, высшее
4. Вероисповедание
5. Специальность
6. Место работы и должность: сегодня 10 лет назад
20 лет назад
7. Вы живете:
в доме на несколько семей в многоэтажном доме в отдельном доме
8. Есть ли у вас приусадебный участок (дача)
если нет: хотели ли бы иметь приусадебный участок (дачу) если да, то почему
9. Какие экологические проблемы Вас больше всего волнуют: в мире в России
в Астраханской области в Вашем населенном пункте
10. Кто виноват в возникновении этих проблем:
Правительство
руководство области, района
население
лично Вы
11. Что нужно сделать, чтобы исправить положение (решить эти проблемы):
12. Нравится ли Вам (если нет - почему? если да - почему?)
Ваш населенный пункт
Ваш дом
Ваш приусадебный участок (дача)
13. Что Вам не нравится в состоянии Вашей окружающей среды: у Вашего населенного пункта в Вашем дворе (на даче)
в Вашем доме
14. Любите ли Вы:
сажать декоративные деревья (какие) сажать плодовые деревья (какие) выращивать овощи (какие) выращивать цветы: во дворе (на даче) (какие) в комнате (какие)
15. Держите ли Вы домашних животных (каких и почему)
16. Если у Вас нет домашних животных почему каких животных Вы хотели бы иметь
17. Где Вы любите проводить свободное время: в доме (квартире)
на приусадебном участке (даче)
на природе за пределами населенного пункта
на природе
в других регионах страны или за рубежом (если да, то почему)
18. Уделяет ли, по Вашему мнению, достаточно внимания экологическим проблемам: Правительство страны
Руководство области
Исполнительная власть Вашего района (населенного пункта)
19. Что нужно сделать для улучшения экологической обстановки: Правительству страны Руководству области
местной исполнительной власти
20. что бы хотели сделать лично вы для улучшения экологической обстановки: в стране
в области
в Вашем населенном пункте в Вашем доме (квартире) и возле него
Регулярные учебные занятия, проводимые в рамках уроков экологии, должны дополняться поведением научных исследований за объектами природы, явлениями, процессами, происходящими как на территории заказника, так и на территории населенного пункта. Проводя наблюдения и исследования каких-либо процессов важно проводить (если это возможно в рамках темы исследования) сопоставление между событиями, происходящими на территории заказники и в среде населенного пункта или устанавливать взаимосвязи между процессами, происходящими в живой и неживой природе и т. п. Такие исследования имеют большую ценность, при организации которых планируется выявление различного рода взаимосвязей и взаимозависимостей. Такого рода исследования будут иметь реальную экологическую направленность. Ведь экология - это наука о взаимосвязях созданных природой между живыми организмами, между живыми организмами и окружающей неживой средой, между живым организмом и сообществом живых организмов, в которое он входит и т.п.
С точки зрения образовательной научно-практическую деятельность учащихся целесообразно разделить на: практическую исследовательскую работу, на проведение экологического мониторинга, который должен быть разносторонним, и на кратковременные исследовательские задания, организуемые учителем во время учебных экскурсий.
Предварительно учителю необходимо сформулировать проблему, затем помочь учащимся обозначить цели и задачи исследования. После этого наступает этап планирования исследовательской работы. Эта часть работы начинается с изучения литературы по выбранной тематике, подбор методики, оборудования, реактивов, оснащения. В зависимости от выбора темы, планируется периодичность наблюдений или периодичность отбора проб, время и место. После выполнения задач практической части исследования, последующей обработки проб или анализа данных, полученных в результате наблюдений, учащийся анализирует всю полученную информацию и осмысливает результат. Если в результате учащийся формулирует выводы, объясняющие проблему, то работа выполнена и следует правильно оформить ее результаты и сформулировать выводы, а затем правильно доложить выполненную работу перед классом или на специально организованном семинаре, где ребята, занимающиеся научными исследованиями, докладывают о своих исследовательских работах. Важно предварительно отработать с детьми процедуру доклада и провести последующий анализ всех работ. Это очень помогает юным исследователям сформировать критическое мышление, необходимое каждому исследователю природы.