АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 4 (22) 2012. с. 154-158.
Методика
КРАЕВЕДЕНИЕ (ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Зульфия Загидуллаевна Бисалиева zul369@mail.ru МБОУ г. Астрахани «ООШ№»3»
Экологическое образование, краеведение
В публикации приводится программа курса «Краеведение» для 5 класса средней школы Астраханской области.
REGIONAL STUDIES (COURSE PROGRAM FOR HIGH SCHOOL STUDENTS OF
THE ASTRAKHAN AREA)
Zulfiya Zagidullaevna Bisalieva zul369@mail.ru MBOW Astrakhan ' high school No. 3 ”
Environmental education, study of local lore
in the publication is the "Lore " of course program for grade 5 of the Astrakhan region.
Пояснительная записка
Интерес к проблеме изучения родного края продиктован потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и культурным ценностям своей Родины.
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, эстетического, интеллектуального, трудового развития личности. Знакомство с прошлым и настоящим своей малой родины, особенностями природы, экономическими, культурными условиями способствует формированию у школьника мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к малой Родине.
Краеведение помогает реализовывать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ «Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта:
• воспитание гражданственности и любви к Родине;
• формирование у учащихся научной основы понимания мира, адекватной современному уровню знаний;
• формирование экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
• формирование представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира;
• овладение приёмами естественнонаучных наблюдений, опытов исследований и оценки достоверности полученных результатов;
Необходимо усилить внимание к краеведению как условию достижения личностных и метапредметных результатов федерального государственного образовательного стандарта.
Краеведческая работа наглядно показывает учащимся насколько прошлое и настоящее своего края увлекательно и интересно. А главное - все это здесь, рядом с нами. Не нужно ехать за сотни километров, нужно только внимательно посмотреть вокруг, изучить окружающее. И это помогает учащимся углубить и расширить свои знания, полюбить свою малую Родину. А из этой любви развивается более глубокая любовь к своей великой Родине. Изучение родного края, населенного пункта, где человек родился и вырос, пробуждает гордость за свою малую Родину, желание сделать свой край процветающим, формирует чувство хозяина.
Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.
Данный курс составлен для учащихся 5 класса и рассчитан на 35 часов в год (один час в неделю).
Основные цели курса:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Основные цели данного курса реализуются через систему следующих задач:
• познакомить учащихся с основами краеведения;
• научить из большого объема информации выбирать главное, оформлять готовый материал, публично выступать с докладом;
• создать условия для ознакомления учащихся с разными сторонами развития истории и культуры родного края;
• развивать картографические умения, навыки ведения визуальных наблюдений, инструментальных измерений, умений обрабатывать и анализировать результаты наблюдений;
• формировать основы экологического мышления;
• развивать способность учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
• развивать умения применять краеведческие знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
• развивать у учащихся опыт самостоятельной и творческой деятельности: образовательной, учебно-исследовательской и проектной, социальной, информационно-исследовательской, художественной и др.;
Содержание программы
1. Введение (1час)
Краеведение. Понятие краеведения. Предмет исследования. Цели, задачи. Направления краеведения: историческое, географические, биологическое, литературное и др.
2. Уникальность земли Астраханской (14 часов)
Положение области на карте мира, Евразии, России. Географические координаты. Основные населенные пункты. Достопримечательности Астраханской области: озеро Баскунчак, гора Большое Богдо, Богдино-Баскунчакский заповедник, Астраханский государственный заповедник, озеро Тинаки, Бэровские бугры.
Общие черты климата. Характеристика сезонов года. Условные обозначения для составления дневника наблюдения за погодой. Оформление таблицы дневника наблюдений за погодой на месяц.
Почвы астраханской области. Изучение почвенной карты Астраханской области. Антропогенное влияние на состояние земель. Мероприятия по охране земель в Астраханской области.
Водные ресурсы Астраханской области. Каспийское море, реки и озёра в Астраханской области. Хозяйственное использование рек и озёр. Антропогенное влияние на состояние рек. Загрязнение вод бытовыми, промышленными и сельскохозяйственными стоками. Влияние судоходства на состояние рек.
Флора и фауна Астраханской области. Лекарственные и ядовитые растения и их заготовка. Флора и фауна степи. Флора и фауна пустыни и полупустыни. Растительный и животный мир дельты Волги. Растительный и животный мир Каспийского моря. Роль водных систем Нижней Волги в сохранении биоразнообразия.
Практические работы:
1. Составление таблицы дневника наблюдений за погодой на месяц.
2. Исследование структуры различных видов почв.
3. Влияние загрязняющих веществ (мазута, бензина, моторного масла) на перьевой покров птиц.
Экскурсии:
1. Обзорная экскурсия по городу
2. Посещение Астраханского краеведческого музея
3. Астрахань - жемчужина Каспия (8 часов)
История образования г.Астрахани. Астраханский кремль. Строительство кремля. Здания, находящиеся на территории кремля (Успенский собор, Троицкий собор, Архиерейский дом с домовой церковью, гауптвахта, Пречистенские ворота (Колокольня), здание цейхгауза, Консистория, Кирилловская часовня и др.). Роль Петра I в образовании и развитии Астраханской губернии. Население края. Каспийская флотилия, её значение для Астрахани и для России в целом. История образования Астраханской области. Астраханская область - центр экономической политики России в Каспийском регионе. Экскурсия:
Астраханский кремль - сердце Астрахани
4. Природа - источник духовных и творческих качеств человека (4 часа)
Астраханский край - вдохновитель творчества поэтов, художников, музыкантов. Природа и быт в картинах Астраханских художников.
Проект по теме: «Природа - источник духовных и творческих качеств человека». Экскурсия:
Посещение музея им. Б. М. Кустодиева
5. Охрана природы в Астрахани и Астраханской области. (6 часов)
Красная книга Астраханской области. Редкие виды растений и животных области. Особо охраняемые территории Астраханской области. Заповедники и заказники Астраханской области. Памятники природы. Ботанические, зоологические, ландшафтные памятники природы. Научно-исследовательские организации, предприятия и организации, занимающиеся природоохранной деятельностью.
Проект: «Будущее родного края».
Экскурсии:
1. Посещение КаспНИРХа.
2. Посещение управления биосферного заповедника.
Итоговое занятие (2 часа) Защита проекта: Будущее родного города (края).
Учебно-тематический план
№ Наименование тем Количество часов
Введение 1 час
1 Краеведение. Предмет исследования. Направления краеведения 1
Уникальность земли Астраханской 15 часов
2 Физико-географическое положение Астраханской области. Достопримечательности Астраханской области 1
3 Обзорная экскурсия по городу 1
4 Климат Астраханской области. Характеристика сезонов года. Практическая работа: Составление таблицы дневника наблюдений за погодой на месяц 1
5 Почвы Астраханской области 1
6 Практическая работа: Исследование структуры различных видов почв 1
7 Водные ресурсы Астраханской области 1
8 Хозяйственное использование рек и озёр. Антропогенное влияние на состояние рек. Практическая работа: Влияние загрязняющих веществ на перьевой покров птиц 1
9 Флора и фауна Астраханской области 1
10 Лекарственные и ядовитые растения и их заготовка 1
11 Флора и фауна степи 1
12 Флора и фауна пустыни и полупустыни 1
13 Растительный и животный мир дельты Волги 1
14 Растительный и животный мир Каспийского моря 1
15 Роль водных систем Нижней Волги в сохранении биоразнообразия 1
16 Экскурсия в Астраханский краеведческий музей 1
Астрахань —жемчужина Каспия 7 часов
17 История образования г. Астрахани 1
18 Экскурсия: Астраханский кремль - сердце города. 1
19 Роль Петра I в образовании Астраханской губернии. 1
20 Жизнь и быт астраханцев в разные исторические периоды 1
21 История образования Астраханской области. 1
22 Каспийская флотилия, её значение для Астрахани и для России в целом. 1
23 Астраханская область - центр экономической политики России в Каспийском регионе. 1
Природа — источник духовных и творческих качеств человека 4 часа
24 Астраханский край - вдохновитель творчества поэтов, художников и музыкантов. 1
25 Проект по теме «Природа - источник духовных и творческих качеств человека» 1
26 Экскурсия: Посещение музея им. Б. М. Кустодиева 1
27 Защита проектов по теме «Природа - источник духовных и творческих качеств человека» 1
Охрана природы в Астрахани и Астраханской области. 8 часов
28 Красная книга Астраханской области. Особо охраняемые территории Астраханской области. 1
29 Проект по теме «Будущее родного края» 1
30 Заповедники и заказники Астраханской области 1
31 Памятники природы: ботанические, зоологические, ландшафтные памятники природы 1
32 Предприятия и организации, занимающиеся природоохранной деятельностью Экскурсия: Посещение КаспНИРХа, встреча с учёными 1
33 Предприятия и организации, занимающиеся природоохранной деятельностью. Экскурсия: Посещение управления биосферного заповедника, встреча с работниками заповедника 1
34 Защита проекта: Будущее родного города (края) 1
35 Защита проекта: Будущее родного города (края) 1
Итого 35
Литература
1. Ионина Н. А. Сто великих замков. Москва: Вече 2000, 2004.
2. Мех, Н.В. Экология в вопросах, загадках, ребусах и кроссвордах / Н.В. Мех, Л.Ю. Чуйкова // рабочая тетрадь по экологии для 5 класса. - Астрахань, 2000. - 72 с.
3. Никонова Н.М. Астраханская область - центр экономической политики России в Каспийском регионе. Астрахань: Астраханские краеведческие чтения выпуск III, 2011.
4. Пилипенко В.Н., Липчанский А.М., Бесчетнова Э.И. и др. Природа, прошлое и современность Астраханского края. Астрахань: ИД "Астраханский университет", 2008.
5. Пилипенко В.Н., Чуйков Ю.С. Флора и растительность западного ильменно-бугрового района. -Изд-во Нижневолжского центра экологического образования. - Астрахань, 2001. - 68 с.
6. Русанов Г.М. Птицы дельты Волги и окружающих её территорий. Астрахань: Центр экологического образования Астраханской области, 2002.
7. Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю. Каталог основных экологических экскурсионных объектов Астраханской области. Астрахань: Центр экологического образования Астраханской области, 2006.
8. Чуйков Ю.С. (ред.) Красная книга Астраханской области. - Астрахань: Изд-во Нижневолж. центра экологич. образования, 2004. - 356 с.