Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии.
Самарская Лука. 2009. - Т. 18, № 2. - С. 221-227.
УДК 911.3:613.77 (571.63)
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ, КАК РЕСУРС ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ © 2009 Н.В. Мех*
Астраханский государственный природный биосферный заповедник,
г. Астрахань (Россия) [email protected] Поступила 25 декабря 2008 г.
Пропагандируется опыт экологического образования Астраханского заповедника.
Ключевые слова: экологическое образование, Астраханский заповедник.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - это заповедники, национальные парки и другие природные территории России, имеющие особый режим охраны и использования. В соответствии со статьями 6 и 12 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 года N ЗЗ-ФЗ государственные природные заповедники национальные парки являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями. При этом экологопросветительская деятельность на базе ООПТ не должна вступать в противоречие или наносить ущерб реализации других ее функций - природоохранной и научно-исследовательской. Основные цели эколого-просветительской деятельности на базе ООПТ: расширение знаний и представлений о природе родного края, об уникальной ценности природных территорий, развитие бережного и ответственного отношения к живой природе, вовлечение в практическую исследовательскую и природоохранную деятельность. Каждый заповедник и национальный парк разрабатывает свою стратегию ведения экологопросветительской работы опираясь, как на собственный экологообразовательный потенциал, так и на реальные возможности с учетом особенностей ООПТ и региона, в котором она расположена.
Под образовательным потенциалом (ОП) заповедника или национального парка понимается совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для экологического образования и просвещения населения. Если рассматривать образовательный потенциал ООПТ с точки зрения педагогики, то можно констатировать, что они обладают достаточно высоким обучающим, воспитательным и развивающим потенциалом.
Во-первых, образовательный потенциал ООПТ основывается, главным образом, на их уникальности. Каждый российский заповедник и национальный парк является природным эталоном на фоне окружающей среды, изме-
*
Наталья Викторовна Мех, заместитель директора по экологопросветительской работе
ненной в процессе антропогенной деятельности. В каждом регионе заповедники и национальные парки отражают уникальность местной природы и культуры, система ООПТ в целом отражает уникальность и многообразие природных и культурных особенностей России.
Во-вторых, образовательный потенциал ООПТ позволяет реализовать принцип научности. Во многих регионах России ООПТ выступают в качестве носителя наиболее актуальной научной и объективной природоохранной информации, а мнение «заповедных» ученых является авторитетным в природоохранных кругах, т.к. основано на многолетних систематических полевых исследованиях. В отличие от системы общего образования изучение природных процессов и экологических проблем на базе ООПТ происходит не «по книгам», а непосредственно в «полевых условиях» или на основе результатов «полевых исследований».
Однако непосредственное использование ООПТ в качестве объекта для организации познавательной, исследовательской и природоохранной деятельности учащихся имеет некоторые ограничения связанные с режимом охраны этих территорий. В этой связи в практике эколого-просветительской работы ООПТ широко используется просветительская, исследовательская и природоохранная работа со школьниками на сопредельных территориях в тесном сотрудничестве с другими природоохранными организациями, а также с учреждениями образования и культуры. В рамках этого сотрудничества, происходит внедрение в образовательный процесс актуальной природоохранной информации, накопленной специалистами ООПТ в рамках научной, охранной и эколого-просветительской деятельности.
В эколого-просветительской практике ООПТ используется широкий спектр отечественных и зарубежных приемов и методов работы с различными возрастными и социальными группами населения. Большое значение при этом уделяется социально-экологическому аспекту взаимодействия человека с окружающей природной средой. Это связано с необходимостью переориентации прагматичного отношения общества к природным ресурсам от позиции «неисчерпаемости» к позиции «рациональности». В целом система экологопросветительской работы на базе ООПТ направлена на развитие духовного, эстетического и природоохранного восприятия личностью окружающего мира, стимулирование позитивных изменений в развитии экологического сознания детей и взрослых, формировании экологической культуры населения. Именно в этом заложен гуманитарный компонент образовательного потенциала ООПТ.
Экологическая культура общества - это признание нормой общественного поведения соблюдение природоохранных законов и рациональное использование природных ресурсов, как непосредственно во взаимодействии с окружающей природной средой, так и опосредовано в другой деятельности (социальной, трудовой, творческой и т.п.), не связанной с изучением, использованием и охраной природы.
Н.Ф. Реймерс дает следующие определения понятий «экологическая культура» и «экологическое сознание». Экологическая культура - этап и составная часть развития общемировой культуры, характеризуемые острым,
глубоким и всеобщим осознанием насущной важности экологических проблем в жизни и будущем развитии человечества. Экологическое сознание -это индивидуальная и коллективная (общественная) способность понимания неразрывной связи человека и человечества с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека и использования этого понимания в практической деятельности (Реймерс, 1990). Таким образом, экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в повседневной бытовой и профессиональной деятельности. Без соответствующего уровня культуры люди могут обладать знаниями, но не владеть ими. Это означает, что экологическая культура человека кроме экологического сознания должна включать также и экологическое поведение. В. А. Ясвин определяет экологическое поведение как «совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредовано связанных с воздействием на природное окружение, использование природных ресурсов. Экологическое поведение человека определяется уровнем его экологического сознания и освоенными практическими умениями в области природопользования» (Ясвин, 2004).
В эколого-просветительской деятельности большинства ООПТ приоритетной является работа со школьниками. Основным принципом экологопросветительской работы со школьниками в Астраханском биосферном заповеднике является педагогическая модель «экологическое воспитание детей для экологического просвещения взрослых». В основе этой модели заложен глубокий психологический и педагогический смысл. Как показывает опыт большинства ООПТ, эколого-просветительская работа с взрослым населением не всегда приводит к изменению мировоззрения и стереотипов поведения. Взрослый человек представляет собой сформировавшуюся личность с определенными жизненными приоритетами и общественным статусом. В сознании взрослого человека экологические проблемы чаще всего занимают одно из последних мест, а основными жизненными приоритетами являются - здоровье, семья, материальное благополучие семьи, забота о детях и их будущем. Дети, в отличие от взрослых, имеют недостаточно сложившуюся систему представлений и стереотипов поведения, максимально восприимчивы и в то же время обладают уникальной возможностью неформального социального и психологического воздействия на взрослых. Педагогический опыт показывает, что в семье и своем обычном социальном окружении дети делятся своими впечатлениями и новыми знаниями и таким образом «транслируют» результаты своих исследований и полученных знаний на окружающих сверстников и взрослых. Овладев новыми моделями поведения и деятельности в природной среде, они могут не только сами принимать активное участие в решении локальных экологических проблем, но и стать «носителем» и «пропагандистом» норм ответственного отношения к природе в своем социуме (семье, классе, селе и др.). Таким образом, педагогический феномен этой модели заключается в том, что дети являются как бы «посредниками» и «коммуникаторами» между учеными-экологами и местным населением (родителями, родственниками, соседями, друзьями и др.).
Большое значение для эффективности экологического просвещения имеет и выбор форм и методов работы со школьниками. Большинство экологопросветительских мероприятий, реализуемых в рамках деятельности Астраханского заповедника, имеют проектный характер. Проектная деятельность -один из наиболее эффективных видов учебно-исследовательской деятельности учащихся, в ходе которой происходит не только углубление экологических знаний, но и совершенствование исследовательских, природоохранных и коммуникативных умений, реализация которых возможна как в учебном процессе, так и в обычном социальном окружении. Основной педагогический принцип, используемый при работе со школьниками на базе ООПТ - обучение через деятельность. Интерес ребенка к любому виду деятельности во многом определяется тем, насколько он уверен в конечном успехе и в своей личной роли в его достижении. Основной предпосылкой для развития интереса у школьников к участию в проектной деятельности является то, что каждый проект должен быть направлен на решение вполне конкретной локальной экологической проблемы.
Использование проектных технологий в образовательной и просветительской деятельности позволяет наиболее эффективно использовать образовательный потенциал ООПТ и способствует переводу ученика из пассивного объекта обучения в полноправного участника педагогического процесса, где он сам становится деятельной и творческой личностью. Весь образовательный процесс, ориентирован на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств, творческих способностей и социальной адаптации в обществе через исследовательскую, природоохранную и социальную деятельность.
Опыт работы с местным населением показал, что для того чтобы сотрудничество с ООПТ стало для местных жителей действительно интересным необходимо исходить из понимания того, что само понятие «сотрудничество» предполагается учет интересов обеих сторон. Заповедник или национальный парк для местного населения должен быть не только «организацией охраняющей природу», но и организацией, защищающей интересы местного сообщества.
Одним из путей развития сотрудничества может быть выявление местных экологических проблем и поддержка местных инициатив в решении проблем, связанных с охраной природы и улучшения социально-экономических условий. Этот этап является началом любого «экологического проекта». Важно выявить эти проблемы и инициативы вместе с детьми, поручив им провести опрос общественного мнения, или проведя с ними самими беседу, «мозговой штурм» или тренинг. После определения «круга проблем» организуется обсуждение. Сначала потенциальные участники проекта узнают, о проблеме в целом и о возможных путях ее решения. В ходе последующей беседы они получают возможность выразить свою точку зрения, о причинах проблемы в каждом конкретном случае (например, в их селе) и предложить свои пути решения проблемы. Такая форма общения вызывает большой интерес, особенно у школьной аудитории. Учащиеся Полдневской средней школы - участники одного из таких мероприятий так оценили его результаты: «было приятно,
что с нами говорили о таких серьезных проблемах на равных и по-взрослому». Уже получив самую начальную информацию о проблеме, каждый ребенок в дальнейшем имеет возможность применения своих экологических знаний в общественной жизни, воздействуя на свое социальное окружение в интересах охраны природы и рационального природопользования.
Для достижения главной цели проекта необходимо ставить учащихся в условия, близкие к жизненной и профессиональной практике, готовить их к активному включению в реальную природоохранную деятельность. «Лучше зажечь маленькую свечу, чем всю жизнь проклинать темноту!», говорил Конфуций. Этот афоризм можно считать основным девизом проектной экологической деятельности. Каждый эколого-просветительский или природоохранный проект, инициируемый ООПТ - это и есть та самая свеча, которую необходимо зажечь. Следующий этап проектной деятельности представляет собой разработку стратегии решения выявленной проблемы. Если предыдущие два этапа (выявление и изучение проблемы) были в большей степени основаны на использовании и пополнении теоретических знаний, то третий этап основывается на изучении существующего практического опыта и выработке на его основе технологии дальнейшего развития проекта. Вместе с детьми определяются промежуточные задачи, основные мероприятия, реализация которых позволит приблизиться к достижению цели и решению выявленной проблемы.
Учебная проектная деятельность является одним из эффективных средств подготовки учащихся к решению реальных проблем в сфере экологии. В рамках проектной деятельности учащиеся приобретают опыт организации собственной деятельности. Эколого-просветительские и природоохранные проекты имеют в основном прикладной характер и могут быть использованы для решения экологических проблем локального масштаба (на уровне села, участка реки, отдельного природного объекта и т.п.). Большое значение имеет обязательное публичное представление результатов проектной деятельности учащихся: в СМИ, на конференциях, в виде издания информационной эколого-просветительской продукции с использованием детских работ. Участвуя в проектной деятельности, школьники, с одной стороны, сами приобретают новые знания, умения и навыки в сфере охраны природы и рационального природопользования, а с другой стороны, передают эти знания, «транслируя» результаты своих исследований и практической деятельности внутри своего социального окружения, тем самым, способствуя формированию общественного экологического сознания внутри своего социума.
Таким образом, привлечение к участию в проектной экологопросветительской и природоохранной деятельности способствует формированию у подрастающего поколения ответственного отношения к природе, развитию умений анализировать экологические проблемы и прогнозировать последствия деятельности человека в природе, выработке активной гражданской позиции, основанной на чувстве сопричастности к решению социальноэкологических проблем и ответственности за состояние окружающей среды.
Направления проектной деятельности на базе ООПТ и прилегающих территорий могут быть весьма разнообразны и зависят от целей учебновоспитательного процесса и возможностей территории. Основные направления проектов, реализуемых на базе Астраханского биосферного заповедника и прилегающих к его территории населенных пунктов, входящих в зону сотрудничества биосферного резервата: исследовательские, природоохранные, ресурсосберегающие, творческие, социологические, краеведческие и др. По данным анкетных опросов школьников наибольший интерес вызывают проекты и практические занятия, связанные с изучением ихтиофауны (80,8%), орнитофауны (38,4%) и флоры (26,0%) дельты Волги, ресурсосберегающие проекты (20,3%) и творческие эколого-просветительские проекты (68,9%).
Систематическая работа в этом направлении в сотрудничестве учреждениями общего и дополнительного образования очень актуальна, т.к. количество часов на предмет «Экология» в учебных планах школ значительно сокращен или исключен вовсе. Не во всех общеобразовательных школах есть возможность организовать дополнительные факультативные занятия по этому предмету. Так, например, по данным анкетного опроса учащихся городских и сельских школ, проведенном в 2007 году, более половины респондентов ответили, что в школах дополнительные занятия по охране природы «проводятся, но редко» (56%), «не проводятся» (6%), и 38% опрошенных учащихся ответили, что такие занятия проводятся «ежемесячно».
Одним из показателей эффективности эколого-просветительской деятельности ООПТ может служить расширение знаний и представлений о природе родного края и уникальной ценности ООПТ, повышение осведомленности о местных экологических проблемах и путях их решения, обеспечение поддержки идей заповедного дела широкими слоями населения, заинтересованность и готовность местных жителей участвовать в решении местных экологических проблем и поддержке природоохранной деятельности.
В качестве примера приведем результаты опроса детей и взрослых, постоянно проживающих в селах, расположенных вблизи границ территории Дамчикского участка Астраханского заповедника. Результаты опроса школьников (61 чел.) участников экологического лагеря «Заповедная смена», показали, что никогда не задумывались над проблемой сохранения природы только 6,5% юных сельчан. Для сравнения, опрос 117 взрослых жителей этих же сел показал, что проблемы охраны природы совершенно не волнуют 53,9% респондентов. Большинство опрошенных детей в качестве своего природоохранного вклада по традиции «сажают деревья» (68,9%), «участвуют в различных природоохранных акциях» (65,6%), «стараются производить меньше мусора» (52,5%), «экономят воду, тепло, электричество» (19,7%), а также «помогают спасать молодь рыб» (18,0%). Во многом такой активной природоохранной деятельности детей способствует систематическая экологопросветительская работа, которая проводится Астраханским заповедником в сотрудничестве с сельскими школами. При проектировании образовательной среды и разработке эколого-просветительских и природоохранных проектов следует учитывать также и «особенности коммуникативного взаимодействия между субъектами образовательной среды и, в первую очередь, учащихся
между собой, с педагогами и родителями» (Панов, 2004). Именно семейные, общественные, производственные и другие отношения людей имеют большое значение в становлении и развитии личности. Семья как структурообразующая система общественной жизни («ячейка общества») фокусирует все кардинальные изменения, происходящие в обществе, в семье происходит модернизация, адаптация и возникновение новых социальных образцов поведения. Так постепенно, в ходе практической деятельности (познавательных, хозяйственных, обучающих и иных практик) формируется и фиксируется в нормативно-ценностных системах экологическая культура личности. В этой связи «становление личности можно рассматривать и как становление ее нравственного сознания - специфического и свойственного только человеку, способному понимать свое место в мире, в обществе» (Каландаров, 1999).
Однако не только семья и общество оказывают воздействие на формирование личности, но и сама личность способна оказывать воздействие на семью и общество. Именно этот педагогический феномен используется в практике эколого-просветительской работы Астраханского заповедника как модель «экологическое воспитание детей для экологического просвещения взрослых». Этот подход соответствует представлениям о том, что экологическое образование должно давать не знания как таковые, а формировать мировоззрение и способствовать формированию «экологичной» и социально активной личности, обладающей активной гражданской позицией и способной воздействовать на свое социальное окружение в интересах охраны природы и рационального природопользования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Каландаров К.Х. Экологическое сознание. Сущность и способы формирования. М.: Гуманитарный центр «Монолит», 1999. 48 с.
Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 197 с.
Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. 484
с.
Ясвин В.А. Формирование экологической культуры. Пособие по региональной экологической политике. М.: Акрополь, ЦЭПР, 2004. 196 с.
ESPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES,
AS THE RESOURCE OF ECOLOGICAL EDUCATION
© 2009 N.V. Mech
Experience of ecological education of the Astrakhan reserve is propagandized.
Keywords: ecological education, the Astrakhan reserve.