Научная статья на тему 'Экологический туризм как средство развития метапредметных умений школьников'

Экологический туризм как средство развития метапредметных умений школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ЛИЦЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ЛАГЕРЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА / ECOTOURISM / INTERDISCIPLINARY SKILLS / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русских Галина Анатольевна, Макаренко Зинаида Петровна, Двинина Галина Геннадьевна

Проанализирован опыт работы учителя природоведения в лицее естественных наук по развитию метапредметных умений школьников средствами экологического туризма. Раскрыто содержание воспитательной программы «Зеленый мир», реализуемой в городском лагере труда и отдыха, центральное место в которой отводится учебной научно-исследовательской деятельности, а учебные занятия направлены на обучение методикам изучения природы и формирование навыков научно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русских Галина Анатольевна, Макаренко Зинаида Петровна, Двинина Галина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological tourism as a means of developing interdisciplinary skills of pupils by means

The experience of a teacher of natural history in the Lyceum of natural Sciences on the development of interdisciplinary skills pupils by means of ecotourism is analyzed. The content of the educational programme "the Green world" implemented in the urban labor camp and rest is shown, the central place of which is reserved for educational research and development activities and training sessions are aimed at teaching methods in the study of nature and the skills of research activity.

Текст научной работы на тему «Экологический туризм как средство развития метапредметных умений школьников»

Конференция считается завершенной, если будут оформлены ее материалы. Кроме аналитического отчета по итогам конференции оргкомитет формирует список лучших исследовательских, практических, методических работ и готовит их к публикации.

Победители конкурса исследовательских работ награждаются дипломами разных степеней (1-3) и грамотами по отдельным номинациям. Оргкомитет утверждает специальные призы победителям.

Таким образом, научно-практическая конференция - это одна из наиболее эффективных форм организации учебно-познавательной деятельности студентов, которые занимаются исследовательской деятельностью и стремятся к углублению знаний по специальности или интересующей их области знания.

Технология подготовки и проведения научно-практической конференции требует большой отдачи практически от всего педагогического коллектива образовательного учреждения по вовлечению студентов в исследовательскую деятельность, а затем участию в конкурсе исследовательских работ и обсуждению этих работ и проблем, связанных с ними, на научно-практической конференции.

Выпадение одной из составляющих подготовительной работы по проведению научно-практической конференции или одной из составляющих самой научно-практической конференции резко снижает эффективность этой продуктивной формы организации педагогического процесса.

УДК 379.85; 374.1; 372.854; 001.891.7

Г. А. Русских, В. П. Макаренко,

Г. Г. Двинина

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ

ШКОЛЬНИКОВ

Проанализирован опыт работы учителя природоведения в лицее естественных наук по развитию метапредметных умений школьников средствами экологического туризма. Раскрыто содержание воспитательной программы «Зеленый мир», реализуемой в городском лагере труда и отдыха, центральное место в которой отводится учебной научно-исследовательской дея-

тельности, а учебные занятия направлены на обучение методикам изучения природы и формирование навыков научно-исследовательской деятельности.

The experience of a teacher of natural history in the Lyceum of natural Sciences on the development of interdisciplinary skills pupils by means of eco-tourism is analyzed. The content of the educational programme "the Green world" implemented in the urban labor camp and rest is shown, the central place of which is reserved for educational research and development activities and training sessions are aimed at teaching methods in the study of nature and the skills of research activity.

Ключевые слова: экологический туризм, метапредметные умения, универсальные учебные действия, лицейское образование, эколого-краеведчес-кий лагерь, исследовательская группа.

Keywords: ecotourism, interdisciplinary skills, universal educational actions, College.

Метапредметные умения, как известно, включают универсальные учебные действия, которые составляют основу обобщённого умения учиться.

Среди комплекса действий «умение учиться» мы акцентируем особое внимание на следующие метапредметные результаты: 1) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способ действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответст-

w __w \ _

вии с изменяющейся ситуацией; 2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 3) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Как сформировать эти умения средствами экологического туризма? Ответить на этот вопрос позволяет система развития мета-предметных умений в условиях лицейского образования.

Программа в классах социально-экономического направления предполагает углублённое изучение географии. Для применения

изученного, а также для получения географических знаний непосредственно в природе, для обеспечения практических навыков в лицее существует традиционная система внеклассной географической работы. В данной статье изложен опыт работы учителя природоведения, классного руководителя и педагога-организатора Г. Г. Двининой.

Первой ступенью включения пятиклассников в практику является кружок «Краеведческий актив». Кружок работает по программе, включающей разделы как природы Кировской области, так и культурной жизни. Чтобы занятия не превращались в традиционные уроки, примерно 60% учебного времени отведено на походы, экскурсии и практические занятия.

В развитии метапредметных умений школьников средствами кружковой работы большую роль играют связи с различными организациями. Это городская и областная станция туристов, городской научно-естественный музей, МВК «Природа», областной краеведческий музей, ГПЗ «Нургуш», библиотека им. А. Лиханова, исторический клуб «Мир», ЦДЮТ г. Кирова, ЦДЮТиЭ г. Котель-нича и г. Слободского и др.

Важно, что при подготовке к работе в полевых условиях ученики проходят подготовку по технике пешеходного туризма и правилам безопасной жизнедеятельности. Параллельно дети включаются во все экологические творческие конкурсы: поделок, рисунков, фотографий, некоторые пробуют силы в научной деятельности.

Логическим концом первого года работы в краеведческом кружке является летний школьный эколого-краеведческий лагерь «Зелёный мир». Его особенность состоит в сочетании учёбы с учетом интереса и потребностей школьника, труда и отдыха.

В Положении отражены следующие задачи лагеря: 1) расширение знаний детей об истории, природе и культуре Кировской области; 2) развитие экологического мировоззрения на основе приобретения знаний о природе родного края; развитие трудовых и исследовательских навыков, навыка выступления с научным докладом; 3) сбор экспонатов для естественнонаучной коллекции музея, составление индивидуальных коллекций по геологии, энтомологии и ботанике.

Воспитательная программа «Зеленого мира» содержит все элементы городского лагеря труда и отдыха, но центральное место

отводится учебной научно-исследовательской деятельности. Учебные занятия направлены на обучение методикам изучения природы, на формирование навыков научно-исследовательской деятельности. Трудовая экологическая практика включает посильный труд: озеленение пришкольной территории, экологические десанты в парковых зонах города, благоустройство детских площадок. Лагерь очень мобильный. За 18 дней бывает до десятка выездов не только в пригороды Кирова, но и в районы области. Любимые маршруты: Котельничский район - к парейазаврам, Советский район - на Немдинский природный комплекс, Слободской район -пос. Первомайский, Бакулевка, д. Чирки, Нижнеивкино. Программа лагеря составляется так, чтобы экскурсии и маршруты походов не повторялись, так как многие ребята посещают лагерь 2-3 года подряд. Патриоты «Зелёного мира» в старших классах с удовольствием становятся вожатыми. В конце работы лагеря обязательно проводится научно-практическая конференция, где каждый ученик выступает со своим докладом по результатам творческой работы.

С 2008 г. традиционной для лицеистов стала летняя экспедиция в заповедник «Нургуш». Программа разрабатывалась совместно с отделом экологического просвещения и научным отделом Государственного природного заповедника (ГПЗ) «Нургуш». Научные сотрудники заповедника курируют работу исследовательских групп учащихся:

1) Геоботаники. Задачи: познакомиться с растительностью, собрать гербарий, провести картирование тропиночно-дорожной сети некоторых кварталов охранной зоны заповедника. Формы работы: экскурсия, лекция, практическая работа по закладке гербария, фотосъёмка, практическая работа с картой.

2) Гидробиологи. Задачи: составление паспорта водоёмов. Форма работы: практическая работа по измерению ширины, глубины реки Прость, определение скорости течения, вычерчивание профиля дна на измеряемом участке; проведение химического анализа воды, биоиндикация.

3) Орнитологи. Задачи: познакомиться с видовым составом птиц на территории ГПЗ, пронаблюдать за их поведением в разное время суток, научиться различать голоса некоторых птиц, провести утренний и вечерний учёт певчих птиц, провести учёт и картирование кузниц дятлов. Формы работы: экскурсия, беседа, наблюде-

ние, ведение дневника наблюдений, фотосъёмка, нанесение на карту квартала замеченных кузниц дятлов.

4) Энтомологи. Задачи: сбор насекомых луга и леса способом «кошения» травы сачком, обработка собранного материала, составление коллекции собранных насекомых и учёт насекомых заповедника на основе коллекции, сбор коллекции следов жизнедеятельности насекомых (кора, древесина, листья деревьев и кустарников). Формы работы: полевая практика, лекция, практическая работа по составлению коллекции с «морилками» и «выпрямилка-ми», экскурсия.

5) Териологи. Задачи: научиться узнавать и измерять следы жизнедеятельности разных животных (погрызы деревьев бобрами, бобриные норы, кротовины, отпечатки копыт кабана и лося, зарубки клыков кабана на деревьях, помёт кабана, лося, медведя, выползки кожи змей, обкусанные лосями ветки осин, ночные лёжки медведя, разрытые муравейники), провести учёт и картирование следов млекопитающих. Формы работы: экскурсия, лекция, наблюдение, фотосъёмка, анализ следов животных, постановка ловушек на мелких животных, практическая работа с картой.

По итогам работы каждая исследовательская группа готовит отчёт в виде доклада на школьной конференции. Кроме научного потенциала комплексная экспедиция имеет и большое воспитательное значение. Традиционно программы разных лет имеют значительные отличия, которые связаны с возрастом участников экспедиции, местом стоянки палаточного лагеря и тематикой научно-исследовательской работы.

Для желающих продолжить летние путешествия лицей предлагает несколько маршрутов: 1) лагерь «Детская империя туризма» в Алтайском крае; 2) лагерь «Исследователи Балтики» в Калининградской области; 3) эколого-литературный лагерь «У Лукоморья» в Псковской области (с. Михайловское).

Результаты творческой деятельности оформляются в сборниках творческих работ лицеистов и используются как информационные источники на уроках географии, биологии, природоведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.