Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ШКОЛЬНИКИ / TEACHERS TRAINING / HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE / DISTANCE LEARNING / PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абросимова И. Ю.

В статье рассмотрены основы курсовой подготовки педагогов, направленной на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся и воспитанников общеобразовательных организаций. В качестве примера предлагается один из дистанционных курсов, разработанных на кафедре здоровьесбережения в образовании НИРО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A DISTANCE TRAINING OF TEACHERS FOR A HEALTH SAVING ORGANIZATION IN GENERAL EDUCATION INSTITUTIONS

The article reveals the basics of teachers training aimed at creating a culture of healthy and safe lifestyles among students of educational institutions. One of the distance courses developed in the Chair of Health Saving in Education of Nizhny Novgorod Institute of Education Development is proposed as an example.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

И. Ю. АБРОСИМОВА, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры здоровьесбережения в образовании НИРО klimash1@yandex.ru

В статье рассмотрены основы курсовой подготовки педагогов, направленной на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся и воспитанников общеобразовательных организаций. В качестве примера предлагается один из дистанционных курсов, разработанных на кафедре здоровьесбережения в образовании НИРО.

The article reveals the basics of teachers training aimed at creating a culture of healthy and safe lifestyles among students of educational institutions. One of the distance courses developed in the Chair of Health Saving in Education of Nizhny Novgorod Institute of Education Development is proposed as an example.

Ключевые слова: обучение педагогов, здоровье, здоровый образ жизни, дистанционное обучение, школьники

Key words: teachers training, health, healthy lifestyle, distance learning, pupils

Согласно отчетам Национального медицинского исследовательского Центра здоровья детей Министерства здравоохранения РФ, во время обучения в школе показатели состояния здоровья подрастающего поколения ухудшаются к старшим классам [6]. Это свидетельствует о том, что современный образовательный процесс лишь в незначительной степени ориентирован на сохранение здоровья школьников и воспитание у них осознанного отношения к этому вопросу, за исключением, возможно, уроков физкультуры. В то же время федеральные государственные образовательные стандарты начального общего (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) подчеркивают, что укрепление физического, духовного здоровья, выполнение правил и формирование установок на здоровый и безопасный образ жизни для

себя и окружающих являются важным фактором развития детей и подростков [11].

Одним из условий формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся и воспитанников является подготовка педагогов к работе в данном направлении. На кафедре здо-ровьесбережения Нижегородского института развития образования были разработаны авторские дистанционные курсы по различной тематике: «Здоровьесбере-гающие технологии в контексте систем-но-деятельностного подхода», «Здоровье-сберегающие практики в деятельности педагогов образовательной организации», «Современные подходы к оцениванию результатов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у обучаемых и воспитанников в условиях реализации ФГОС» и т. д. [3].

Дистанционный характер обучения

позволяет слушателю пройти курсовую подготовку и приобрести новые компетентности без отрыва от работы. Кроме этого, дистанционное обучение носит прак-тико-ориентированный характер, поскольку параллельно происходит формирование навыков и ценностей здорового образа жизни у школьников, так как задания для педагогов предусматривают их одновременную практическую работу с детьми, которая осуществляется в рамках проведения внеурочной деятельности и мероприятий здоровьесберегающей тематики. Также осуществляются мониторинговые процедуры, направленные на оценку интереса учащихся к получению знаний «о здоровье и здоровом образе жизни» и уровня сформированности у них ценностей ЗОЖ. Таким образом, для того чтобы выполнить все задания и получить зачет, учителям необходимо реализовы-вать на практике все рекомендации дистанционного курса, то есть процесс обучения педагогов и трансляция учащимся полученных знаний происходит одновременно.

Мы предполагаем, что результатами такой подготовки педагогов должны стать: 3 повышение компетентности в вопросах воспитания у детей стойкой ценностной ориентации на здоровый образ жизни;

3 умение организовывать и корректировать учебно-воспитательный процесс в образовательной организации с точки зрения охраны здоровья учащихся;

3 создание системы планирования работы с родителями в целях обеспечения благоприятных условий для сохранения здоровья ребенка в домашних условиях.

На примере дистанционного курса «Современные подходы к оцениванию результатов формирования культуры здорового

Дистанционное обучение носит практико-ориентированный характер, поскольку параллельно происходит формирование навыков и ценностей здорового образа жизни у школьников, так как задания для педагогов предусматривают их одновременную практическую работу с детьми.

и безопасного образа жизни у обучаемых и воспитанников в условиях реализации ФГОС» рассмотрим процесс подготовки педагогов, позволяющей после обучения осуществлять здоровьесберегающую деятельность в конкретной общеобразовательной организации, а затем проводить процедуру оценивания мотивации и сформированности у школьников ценностей здоровья и ЗОЖ. Одной из задач данного курса является одновременный анализ ценностной компоненты в области здорового и безопасного образа жизни и у педагогов, и у их учеников.

На данном курсе обучались педагоги из разных районов Нижегородской области и Нижнего Новгорода. Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 часов. Курс состоит из восьми разделов, шесть из которых являются тематическими, а два последних объединяют анализирующие и обобщающие задачи курса. По каждому из тематических разделов предусмотрены практические задания и контрольные работы, разработка анкет и мониторингового инструментария для школьников; в аналитическом разделе проводятся анкетирование и тестирование педагогов, занятия и мониторинговые процедуры с учащимися; в итоговом разделе каждый слушатель выполняет зачетную работу и осуществляет рефлексию.

Во вступительных разделах курса освещаются основные нормативные документы по здоровьесберегающей деятельности (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования и основного общего образования, а также стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья; санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях; Федеральный закон «О защите информации» и т. д.). В них определен обязательный уровень ЗСД в образовательной органи-

зации, поэтому в качестве итоговой работы по этим разделам педагогам были предложены задания, с помощью которых мы проверяли осмысленное понимание данной законодательной информации. Оно оценивалось с помощью тестирования и контрольной работы.

Средний результат тестирования составил 8 баллов из 10 возможных. Слушатели успешно справились с первой частью контрольной работы по краткой характеристике нормативных документов по ЗСД (средний балл составил 86 из 100); со второй частью, где требовалось ознакомиться с федеральными государственными образовательными стандартами и выбрать основные позиции, касающиеся организации здоровьесберегающей деятельности в школе, справились полностью только 52 % слушателей. Остальные в документах ФГОС НОО и ФГОС ООО указали только «Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни» и раздел «Программы воспитания и социализации». Однако этими программами здоровьесберегающая деятельность в школах не исчерпывается, поэтому в рамках данного курса разбирались основные ошибки при работе с базовыми документами — обращалось внимание слушателей на все позиции ЗСД, которые повысили бы эффективность работы в данном направлении.

Также педагогам было предложено определить уровень здоровьесберегающей деятельности в их общеобразовательных организациях, используя для этого матрицу [5], которая была разработана с учетом требований нормативных документов. Она разделена на восемь частей по основным направлениям ЗСД, указанным в нормативных документах. В каждой части есть обязательные и вариативные позиции. Проанализировав все положительные и отрицательные ответы на вопросы по каждой позиции, а затем суммируя все баллы по каждому разделу, можно определить уровень реализации здоровьесберегающей деятельности в конкретной школе.

Работа педагогов с матрицей показала, что 25 % слушателей завысили показатели ЗСД своей образовательной организации, получив в сумме свыше 80 баллов. Сомнения у нас вызвали следующие пункты, которые отметили учителя: наличие системной модели реализации ЗСД в образовательной организации; участие в реализации здоровьесберегающей деятельности всех педагогов; осуществление занятий физической культурой со всеми группами здоровья, включая специальную; наличие подготовленных педагогов по реализации просветительских и профилактических программ; присутствие обученной группы по проведению мониторинга, отслеживающей показатели ЗСД.

Оптимальный уровень здоровьесбере-гающей деятельности (60—80 баллов) в своих школах отметили 40,6 % слушателей; 54 % указали допустимый уровень ЗСД; у 5,6 % курсантов получились низкие баллы (30—40).

В рамках курса проводился индивидуальный разбор заполненных оценочных матриц, а также в чатах и на форумах совместно обсуждались некоторые критериальные позиции матрицы, которые вызвали сомнения у большинства слушателей. После этого предлагалось еще раз оценить свою образовательную организацию по всем спорным критериям.

Следует отметить, что работа с педагогами в рамках курса предполагала постоянную обратную коммуникативную связь, что способствовало разрешению трудных ситуаций при организации здо-ровьесберегающей деятельности в конкретных школах. Педагоги смогли увидеть и оценить нерешенные проблемы в своей образовательной организации, что в дальнейшем поможет им скорректировать собственные действия в этом направлении и привлечь внутренних специалистов (психологов, социальных педагогов, учи-

В рамках курса разбирались основные ошибки при работе с базовыми документами, обращалось внимание слушателей на все позиции ЗСД, которые повысили бы эффективность работы в данном направлении.

телей физической культуры) для совместного осуществления ЗСД с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся.

В ходе изучения модулей дистанционного курса педагоги также знакомились с новыми просветительскими программами по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни для всех ступеней образования, включая программу «Вектор» для 8—9-х классов [2; 7—10]. Новизна данных программ состоит в том, что они ориентированы на практическую деятельность и активность в вопросах сохранения и поддержания здоровья во всех его аспектах (биологическом, социальном, духовном) и здорового образа жизни. Не менее важным является формирование представлений об активной жизненной позиции в вопросах здоровья и безопасности жизнедеятельности. Кроме того, данные программы ориентируют учителя на такие формы обучения, когда при проведении «уроков здоровья» используются технологии со здо-ровьесберегающим потенциалом.

Важно отметить, что программы и методические рекомендации представлены в четкой линейной и концентрической последовательности для всех возрастных ступеней обучения, и в пособия включены разработанные критериальные системы анкетирования и тестирования для оценки результатов школьников по сфор-мированности практических навыков, направленных на ведение здорового образа жизни. Слушатели курса детально ознакомились с методическими пособиями «Уроки здоровья» для начальной и основной ступеней обучения, разработанными на кафедре здоровьесбережения в образовании группой авторов под научным руководством О. С. Гладышевой [2; 7— 10]. Педагогам в рамках курса предлагался дифференцированный выбор освоения учебных материалов: учителя на-

В ходе изучения модулей дистанционного курса педагоги также знакомились с новыми просветительскими программами по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни для всех ступеней образования, включая программу «Вектор» для 8—9-х классов.

чальной и основной школ работали в модулях, где представлены материалы и методические пособия, соответствующие ступеням обучения их учеников; заместители директора, классные руководители, социальные педагоги, психологи могли работать во всех модулях или выбрать наиболее подходящий для их профессиональной деятельности.

В качестве контрольной работы нужно было перечислить основные цели и задачи изученных просветительских и профилактических программ, а также составить авторские анкеты, соотносимые с задачами, представленными в методических пособиях. Средний результат выполнения предложенных заданий составил 75 баллов. Такой высокий показатель объясняется тем, что задания носили практический характер, для педагогов данный вид контроля был более понятным, поскольку касался их непосредственной педагогической деятельности.

Не менее важной частью курса является раздел, посвященный аксиологическому (ценностному) подходу — основополагающему при становлении культуры здорового и безопасного образа жизни, а также критериям и показателям, по которым мы оцениваем сформированность культуры здоровья и ценностных ориен-таций на ЗОЖ. По утверждению А. Мас-лоу, «здоровую личность невозможно представить без упоминания о ее системе ценностей», поэтому для дальнейшей работы с педагогами мы опирались на следующие позиции:

3 понятия «ценность», «ценность здоровья», «ценностные ориентации на ЗОЖ»;

3 ряды построения ценностей (иерархия ценностей);

3 этапы формирования ценностных ориентаций на ЗОЖ [1].

Кроме того, в этом же разделе слушателям предлагалось проанализировать здо-ровьесберегающие технологии, с помощью которых эффективность формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни значительно возрастает.

В заключительных модулях курса пред-

ставлены мониторинговые разработки, которые позволили педагогам определить уровень утомления детей (теппинг-тест), их работоспособность, концентрацию внимания при использовании технологий со здоровьесберегающим потенциалом. Для оценки этих показателей учителя должны были провести один урок с применением традиционных технологий, а второй — здо-ровьесберегающих, затем сравнить уровни утомления и работоспособности учащихся.

В аналитической части курса были предусмотрены другие виды анкетирования учащихся, с помощью которых педа-

гоги оценивали мотивационный критерий (вызывают ли интерес у детей мероприятия, связанные с ЗСД), деятельностно-поведенческий критерий, отображающий выполнение правил ЗОЖ подростками, иерархию ценностей школьников (использовали модифицированный тест М. Роки-ча) [1]. В этом анкетировании по оценке иерархических рядов ценностей (см. диаграмму) приняли участие ученики 7— 9-х классов, всего 98 человек. Как видно из диаграммы, подростки продемонстрировали, что здоровье является для них одной из важных ценностей, поставив ее на второе место.

Рейтинговое распределение ценностных рядов у подростков 7—9-х классов

Баллы 10

8

6

4

2

0

/

/ У У с?

У * / / ° /

/ ^ / А. / /

^ СР ^ * ^ у

Также с помощью модифицированного теста М. Рокича слушатели дистанционного курса выяснили, что инструментальными ценностями подростков, заинтересованных в сохранении своего здоровья, являются:

3 регулярные занятия спортом — 46 % учащихся;

3 возможность лечиться у хорошего врача — 61 %;

3 деньги, чтобы хорошо питаться, отдыхать, посещать спортивный зал и т. д., — 69 %;

3 знания о том, как заботиться о своем здоровье, — 52 %;

3 хороший отдых — 62 %;

3 хорошие природные условия (чистый воздух, вода и т. д.) — 62 %;

3 ежедневное выполнение правил здорового образа жизни (соблюдение режима дня, регулярное питание, занятия физкультурой и т. д.) — 57,7 %.

Кроме этого, выяснилось, что ежедневно делают утреннюю зарядку и совершают пробежку 23 % опрошенных подростков; регулярно питаются (завтракают, обедают, ужинают) от 93 до 95 % детей; гуляют на свежем воздухе 73 % учащихся; спят не менее 10 часов 55% опрашиваемых; занимаются спортом 41 %

учеников; ежедневно принимают душ или ванну 35 % учащихся.

Также анкетирование показало, что школьникам интересно узнавать о своем здоровье (ответы были «скорее да, чем нет»), они считают все знания о здоровье полезными.

Несмотря на то что подростки поставили здоровье на второе место в рейтинге ценностей, результаты дальнейших опросов продемонстрировали, что это не соответствует действительности, поскольку большинство детей признали, что их собственное здоровье зависит от хорошего врача и наличия денег, а не от усилий, направленных на его укрепление и сохранение. Такие показатели свидетельствуют о том, что в данных образовательных организациях не осуществлялась системная работа по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни, что подтвердил и опрос педагогов, прошедших дистанционное обучение на данном курсе. Вместо систематической работы по комплексному формированию ценностей здоровья и ЗОЖ в конкретных образовательных организациях проводились единичные акции и мероприятия в рамках здоровьесберегающей

деятельности, большинство из них являлись профилактикой употребления алкоголя, наркотиков и курения. Исходя из этого, ученики воспринимают данные понятия на обыденном уровне и, скорее всего, постановка ценности «здоровье» на ведущее место была продиктована модой, а не четкой жизненной позицией и ценностной установкой на здоровый образ жизни.

Таким образом, анкетирование учащихся явилось входным результатом для слушателей данных курсов. Оно подтвердило, что процесс формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должен носить постоянный и системный характер.

Дальнейшая работа педагогов с учениками может быть построена согласно всем содержательным направлениям курса, поскольку он носит рекомендательный и модельный характер, затрагивающий разные аспекты здоровьесбережения в образовательной организации. Продолжая данную деятельность после завершения обучения, педагоги смогут добиться положительных результатов: ценностные ориентации учащихся изменятся в сторону здорового образа жизни.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Абросимова, И. Ю. Проектирование педагогической модели формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у младших школьников : монография / И. Ю. Абросимова. — Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013. — 74 с.

2. Вектор. Формирование социально-позитивного поведения у старших подростков : методическое пособие / И. Ю. Абросимова, Е. В. Алексеева, А. А. Камин [и др.] ; науч. рук. и отв. ред. О. С. Гладышева. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2016. — 176 с.

3. Гладышева, О. С. Дистанционное повышение квалификации педагогов по актуальным вопросам здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации / О. С. Гладышева, И. Ю. Абросимова, Е. Е. Кузоватова // Нижегородское образование. — 2017. — № 1. — С. 79— 85.

4. Калинкина, Е. Г. Развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в процессе повышения квалификации педагогов / Е. Г. Калинкина, Н. И. Городецкая // Нижегородское образование. — 2017. — № 1. — С. 131—138.

5. Материалы для проведения мониторинга здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных организациях : методическое пособие / авт.-разраб. : О. С. Гладышева, И. Ю. Абросимова. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2017. — 64 с.

6. Руководство по гигиене детей и подростков, медицинскому обеспечению обучающихся в образовательных организациях: модель организации, федеральные рекомендации оказания медицинской помощи обучающимся / под ред. В. Р. Кучмы. — М. : ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России, 2016. — 610 с.

7. Уроки здоровья : методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу : первый год обучения / ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» ; авт.-разраб. : О. С. Гладышева, И. Ю. Абросимова. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2010. — 69 с.

8. Уроки здоровья : методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу : второй год обучения / ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» ; авт.-разраб. : О. С. Гладышева, И. Ю. Абросимова. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2010. — 94 с.

9. Уроки здоровья : методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу : третий год обучения / Министерство образования Нижегородской области ; ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» ; авт.-разраб. : О. С. Гладышева, И. Ю. Абросимова. — Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 2003. — 87 с.

10. Уроки здоровья : методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу : четвертый год обучения / Министерство образования Нижегородской области ; ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» ; авт.-разраб. : О. С. Гладышева, И. Ю. Абросимова, О. А. Лобанова, С. В. Чеблукова. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2008. — 105 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М. : Просвещение, 2019. — 31 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М. : Просвещение, 2016. — 62 с.

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Н. В. КОТРЯХОВ, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Вятского государственного университета (Киров) n248kirov@gmail.com

В статье рассматриваются вопросы формирования регулятивных универсальных учебных действий школьников средствами проектного обучения в условиях реализации ФГОС ООО. Охарактеризованы важнейшие педагогические условия, способствующие этому процессу.

The article discusses the problems of formation of students' regulative training activities by means of project training in conditions of the FSES realization. The most important pedagogical conditions contributing this process are characterized.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, проектное обучение, проектная деятельность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.