ДИСТАНЦИОННОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО АКТУАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
О. С. ГЛАДЫШЕВА, доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой здоровьесбережения в образовании НИРО labzd@yandex.ru
И. Ю. АБРОСИМОВА, кандидат
педагогических наук, доцент кафедры здоровьесбережения в образовании НИРО klimash1@yandex.ru
Е. Е. КУЗОВАТОВА, кандидат медицинских наук, доцент кафедры здоровьесбережения в образовании НИРО, врач-инфекционист ННИИЭМ им. академика И. Н. Блохиной Роспотребнадзора kouzovatova@yahoo.com
В статье рассмотрены преимущества использования дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогов по вопросам здоровьесберегающей деятельности в рамках реализации ФГОС как одной из возможностей приобретения ими соответствующих компетентностей в этой области.
Distant learning takes on great importance in continuing education of teachers in health saving issues in framework of FSES implementation. Advantages of this learning technology are discussed. Authers consider distant learning being for teachers an opportunity to obtain the relevant competencies in given field of study.
Ключевые слова: педагоги, повышение квалификации, здоровьесберегающая деятельность, дистантное обучение
Key words: teachers, professional development, health saving activity, distant learnning
Все важные нормативные документы в области общего образования, принятые начиная с 2010 года, определяют охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников как одну из ведущих компетенций образователь-
ной организации [3; 5; 6; 7, ст. 28, 34, 37, 41, 43, 44, 79]. Основные направления этой работы должны затрагивать все элементы педагогической деятельности, включая образовательный, воспитательный и управленческие аспекты, то есть
носить системный характер. Соответственно, каждый специалист, работающий в сфере образования, должен не только разделять эту идеологию, но и владеть соответствующими компетентностями.
В настоящее время в сфере основного и дополнительного образования все более актуальной становится проблема подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, которые могли бы решать эти задачи в области здоровье-сберегающей деятельности (ЗСД). Возникает необходимость обучения педагогов различных специальностей средствам и методам проведения уроков, которые не нарушают здоровья детей; умениям организовать и корректировать учебно-воспитательный процесс в образовательной организации с точки зрения охраны здоровья учащихся; моделированию работы с родителями в целях обеспечения благоприятных условий для здоровья ребенка и т. д.
Кафедра здоровьесбережения в образовании ГБОУ ДПО НИРО, созданная в 2009 году и разделяющая системное видение повышения квалификации в области ЗСД для педагогов всех специальностей, разработала и реализует различные курсы по этому направлению для специалистов разного профиля. Однако если рассматривать эту ситуацию с позиций так называемого «потребителя», то есть педагогического работника, то можно заметить возникающее противоречие. В ходе внедрения и реализации новых стандартов педагог обязан прежде всего повышать квалификацию по своей специальности, изучая новации, для того чтобы использовать их в своей практической работе. Несмотря на то что во всех ФГОС номинирована здоровьесбе-регающая деятельность, в реальности приобретение этих компетентностей не является первоочередной задачей, в том числе из-за нехватки времени.
Возникает необходимость обучения педагогов различных специальностей средствам и методам проведения уроков, которые не нарушают здоровья детей.
В этой ситуации использование дистанционных технологий для повышения квалификации в области ЗСД является весьма перспективным. Кафедра не только оценила данную тенденцию, но и с 2012 года начала последовательно реа-лизовывать это направление в системе повышения квалификации. Сначала были разработаны и реализованы два небольших дистантных курса — «Интерактивные образовательные технологии со здоровье-сберегающим потенциалом» и «Организация профилактической работы в ОО по вопросам заболеваний, связанных с рисками поведения (в рамках реализации программы профилактики асоциального поведения)», что составило 10% от всего объема курсовой подготовки, осуществляемой кафедрой.
В настоящее время доля подобных курсов, реализуемых кафедрой здоровье-сбережения в образовании в 2016— 2017 годах, составляет уже 35 % от общего объема курсовой подготовки. Такой рост данного вида повышения квалификации на нашей кафедре неслучаен. С одной стороны, он тесно связан с не-профильностью такого направления, как ЗСД для педагогов различных специальностей. Дистанционный характер обучения позволяет педагогу расширить свои возможности в приобретении новых ком-петентностей без ущерба для направления своей основной деятельности и проходить курсовую подготовку без отрыва от своей работы. С другой стороны, важно отметить, что популярность такого вида повышения квалификации, безусловно, связана со значительным повышением компетентности педагогов ОО после специальной подготовки, а также преподавателей кафедры в области ИКТ при работе с дистанционной оболочкой Moodle, которая обладает большим спектром возможностей для поддержания достаточно эффективного обучения с использованием различных форм представления учебного материала, коммуникативного взаимодействия преподавателя и слушателей,
что удобно применять при проверке или контроле полученных знаний.
Среди последних изменений в характере дистанционного повышения квалификации следует отметить такую форму, которая носит очно-заочный характер и позволяет не только пройти обучение теоретически, но и познакомиться с результатами использования приобретенных знаний в очной форме, посещая, например, открытые уроки или мероприятия на стажерских площадках кафедры. Данный подход, безусловно, усиливает результативность прошедшего повышения квалификации в плане реализации полученных знаний в своей повседневной практике. Таким образом устроены модули, посвященные знакомству с просветительскими программами по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, и другие.
Постоянная и интенсивная деятельность кафедры здоровьесбережения в образовании в направлении дистанционной формы повышения квалификации дает свои результаты. Курсы дистанционного характера стали одними из самых востребованных среди педагогов различных специальностей, что ориентирует кафедру на расширение тематики такого вида курсовой подготовки. Как уже указывалось выше, если сначала в расписании кафедры были представлены два небольших курса, знакомящих слушателей с педагогическими технологиями, обладающими здоровьесберегающим потенциалом, а также с основами профилактической работы в ОО, то сегодня эти курсы увеличились по объему и содержательной части. Одновременно появились дистанты по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников на основе изучения обширной базы нормативных документов, а также курсы повышения квалификации для специалистов дошкольного образования, начальной школы и других.
Тематика дистанционных курсов кафедры содержательно базируется на основных нормативных документах по реа-
лизации ЗСД [3, 5; 6; 7], а также на многочисленных авторских разработках кафедры, обладающих значительным инновационным потенциалом в этом направлении [1; 2; 4; 8].
По мере приобретения опыта в создании и реализации дистанционных курсов повышения квалификации у преподавателей кафедры изменился подход как в подготовительный период при наполнении содержанием электронных курсов, так и в основной — при проведении и организации учебной деятельности. Материалы, наполняющие курсы, и способы их подачи подверглись существенной корректировке. В частности, усилилась коммуникативная линия, приведшая к изменениям активности слушателей, что было отмечено как преподавателями кафедры, так и самими участниками курсов.
В первых вариантах дистанционных курсов (2012—2013 гг.) содержательная подача учебного материала была выстроена в основном с помощью наполнения курса разного вида файлами (презентация, файлы в форматах pdf, doc), а в настоящее время в дистанционных курсах здоровьесберегающей направленности появился такой элемент системы Moodle, как «Лекция», который позволяет сразу оценить, насколько эффективно слушатели ознакомились с представленным материалом.
Элемент «Лекция» строится по типу чередования страниц с теоретическим материалом и страниц с вопросами к нему. Поэтому преподаватель может отследить продвижение слушателя по учебному материалу, поскольку после каждой небольшой главы лекции предусмотрено какое-либо задание по ее содержанию, что обеспечивает пошаговое продвижение по изучаемой теме. Курсант, давший неправильный ответ на вопрос или прошедший тестирование с большим количе-
Курсы дистанционного характера стали одними из самых востребованных среди педагогов различных специальностей, что ориентирует кафедру на расширение тематики такого вида курсовой подготовки.
ством ошибок, не может дальше знакомиться с материалом, а должен вернуться и проработать этот раздел еще раз до успешного результата выполнения задания, после чего он может двигаться дальше. В конце лекции предусматривается обязательное итоговое тестирование, определяющее усвоение пройденного материала. На наш взгляд, использование такого приема весьма важно при изучении материалов нормативного характера, регламентирующих здоровьесберегатель-ную деятельность в образовательной организации и требующих от педагогов их обязательного знания.
Важной особенностью дистанционных курсов является система коммуникативного взаимодействия между преподавателем и слушателем, что позволяет индивидуализировать процесс обучения. Совершенствование курсов было направлено на усложнение соответствующих элементов курса, таких как форумы и чаты. Именно эти элементы обеспечивают комфортную образовательную среду для сотрудничества преподавателя и слушателей курсов. При этом преподавателю важно организовать оперативные ответы на вопросы слушателей. Ресурсы системы Moodle создают все необходимые условия для этого. Так, на начальных этапах курсовой подготовки коммуникация и системное взаимодействие друг с другом осуществлялись в основном через «обмен сообщениями» и через форум типа «простое обсуждение». Уже в новых разработанных курсах нами были добавлены другие виды форумов. Например, интересная форма форума «вопрос — ответ». Его возможности позволяют задать любой вопрос слушателям, они пишут на него ответы, отсылают на форум и только после этого видят ответы других курсантов.
Еще одним элементом, недавно апро-бированый нами в рамках курса «Совре-
Важной особенностью дистанционных курсов является система коммуникативного взаимодействия между преподавателем и слушателем, что позволяет индивидуализировать процесс обучения.
менные подходы к оцениванию результатов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у обучаемых и воспитанников в условиях реализации ФГОС», стал форум, работающий по принципу «каждый открывает одну тему», где обучающийся имеет право открыть только одну новую тему для обсуждения, но принять участие в обсуждениях он может в каждой теме.
Возможности элемента «Форум» использованы и при освоении курсантами педагогической технологии Insert, когда слушатели представляют на форум собственные тексты, созданные с использованием заданных ключевых слов. После ознакомления всех слушателей с работами друг друга открывается вторая часть задания и проработанный исходный текст отправляется преподавателю уже для индивидуальной проверки. При выполнении данного вида практического задания также удобно использовать формат с индивидуальным пошаговым открытием этапов, однако в таком случае теряется элемент коллективности в работе, который сближает очную и дистанционную формы освоения учебного материала.
Следует отметить, что в тематике чатов также произошли существенные изменения. Если вначале в ходе чата чаще всего решались организационные проблемы или обсуждались вопросы по представленным в курсе заданиям, то сейчас обсуждаются задания или творческие вопросы, связанные с реальными ситуациями, возникающими у педагогов по проблемам реализации нормативных документов по ЗСД в образовательной организации, или технологическим здоровье-сберегающим приемам.
В чате для обсуждения часто предлагаются темы, которые могут возникнуть при взаимодействии с родителями по вопросам здоровья. В качестве примера эффективного обсуждения в чате курса «Организация профилактической работы в образовательной организации по вопросам заболеваний, связанных с риска-
ми поведения» может служить анализ правомерности различных подходов при планировании и реализации профилактических программ с обучающимися. Каждый слушатель предварительно представил на форум эссе с разбором одной из предложенных стратегий профилактики. Особенностью данного задания являлось то, что предлагаемые к обсуждению стратегические подходы нередко используются педагогами в практической деятельности, однако в действительности не являются эффективными. Необходимым условием выполнения данного задания является опора на действующие нормативные документы по профилактике социально значимых заболеваний, а также желательным является пример собственного опыта работы. Данный чат неизменно вызывал интерес слушателей во все годы проведения курса, активность слушателей (2013—2016 гг., пять потоков) можно оценить как высокую (в среднем каждый участник высказывался по 13 раз, продолжительность чата ограничивалась только желанием слушателей обсудить проблему и составляла в разные годы от 50 до 95 минут). По окончании чата педагоги получали правильное представление об эффективности используемых ими стратегий профилактической работы, на что они и указывали в рефлексии к данному разделу курса.
Одной из основных задач дистанционного обучения является система контроля, в рамках которого преподаватель проверяет, как усвоен материал курса. Для этого в системе Moodle традиционно предусмотрены следующие элементы: «Задание», «Анкетный опрос», «Тест», а также отгадывание кроссвордов, викторин. При завершении каждого раздела в курсе обязательно включается «форум-рефлексия», где каждый курсант дает оценку своей деятельности по изучению материала: что нового узнал, какие навыки приобрел, с какими трудностями столкнулся, как они были разрешены.
В курсе по проектированию профи-
лактической работы с обучающимися используется форма итоговой рефлексии «чемодан —мясорубка —мусорная корзина». Участникам предлагается выделить сведения, которые они усвоили и готовы применять на практике; те, которые требуют дальнейшего углубленного изучения; те, которые показались им излишними, ненужными.
Анализ ответов слушателей показал, что не всем из них необходима подробная фактическая информация о природе заболеваний с поведенческими рисками (ВИЧ-инфекция, гепатиты, зависимости, ИППП), их распространенности и особенностях; преимущественный интерес и необходимость более детального изучения этого вопроса отметили только учителя естественнонаучного цикла.
Для более углубленного изучения значительная часть слушателей отправила в «мясорубку» тему «Стрессоустойчивость. Копинг-стратегии и психологическая защита», являющуюся важным аспектом в формировании у обучающихся навыков противодействия вредным привычкам и выбора в пользу здоровья.
Следует отметить, что в целом подборка дополнительных материалов к разделам курса была оценена слушателями как полная и интересная, однако некоторыми из них материалы международных организаций по планированию профилактических программ среди молодежи по проблеме ВИЧ и ПАВ востребованы не были, тогда как другие слушатели решили ознакомиться с результатами исследований по проблеме более глубоко.
Применительно к нашим курсам элемент «Задание» всегда носит творческий характер. Это может быть разработка «мероприятия или урока с использованием технологий со здоровьесберегающим потенциалом» или составление анкеты, учитывающей возрастные и психологические особенности учеников и оценивающей знаниевый компонент, по любой теме,
Одной из основных задач дистанционного обучения является система контроля, в рамках которого преподаватель проверяет, как усвоен материал курса.
связанной с культурой ЗОЖ. Курсант выполняет соответствующее задание и загружает его на сервер для проверки преподавателем. Отличительной особенностью проверки выполненного задания в дистанционном курсе является его разбор преподавателем с соответствующими комментариями, замечаниями и дальнейшим оцениванием работы в баллах. Если оценка ниже допустимой, то преподаватель может предложить доработать задание еще раз, опираясь на замечания и необходимый теоретический материал. В дистанционном курсе можно видеть детальный отчет о характере деятельности курсантов. Если обучающийся не просматривал теоретические материалы и слабо выполнил задание, то зачет по соответствующему модулю он получить не сможет.
Со временем на дистанционных курсах, проводимых кафедрой, появилось больше тестовых заданий и анкетных опросов. При выборе форм контроля материала мы опирались на содержательную часть: если необходимо проверить знания и понимание изучаемого материала (например, нормативные документы по ЗСД, сведения о социально значимых заболеваниях), то для получения быстрого результата удобнее использовать тесты. Так, в разработке тестовых заданий по содержательным аспектам профилактики поведенческих рисков принимали участие специалисты-медики (инфекционисты, наркологи).
Если же материал ориентирован на творческий подход и нужно оценить, как педагоги будут использовать полученные знания в образовательной деятельности, то используется прием «анкетный опрос». Например, чтобы выяснить, какие методы и приемы со здоровьесберегающим потенциалом целесообразно применять при проведении уроков различного вида, пред-
Отличительной особенностью проверки выполненного задания в дистанционном курсе является его разбор преподавателем с соответствующими комментариями, замечаниями и дальнейшим оцениванием работы в баллах.
лагались «задания» с ответом в виде эссе, где можно проследить ход рассуждений слушателей.
В последнее время в целом ряде дистанционных курсов были разработаны и использованы такие задания, которые предполагают одновременно с обучением педагога проводить соответствующую работу с обучающимися по освещаемым в курсах вопросам. Например, в курсе «Интерактивные образовательные технологии со здоровьесберегающим потенциалом» в рамках практического упражнения было предложено провести тестирование учеников на возникновение признаков утомления в ходе урока с помощью корректурной пробы или теппинг-тес-та. Для этой процедуры предлагалось выбрать урок с использованием традиционных педагогических технологий, где применялись технологии деятельностного характера, обладающие хорошим здоровьесберегающим потенциалом. В проведении такого задания исследовательского характера участвовало 32 учителя, преподающих различные предметы. У всех выполнивших это задание получился однозначный результат, демонстрирующий снижение утомляемости учеников в ходе уроков с применением педагогических технологий и ориентированных на системно-деятельностный подход.
Подобные задания используются и в курсе, посвященном «Организации профилактической работы в образовательной организации по вопросам заболеваний, связанных с рисками поведения». Так, с помощью предлагаемой методики слушателям нужно было провести самодиагностику или диагностику своего коллеги / близкого человека с целью определения своего/ его уровня информированности и отношения к проблеме вредных привычек, оценивания степени готовности и имеющихся навыков в их преодолении, а также индивидуальных затруднений. Из 20 слушателей 10 человек провели самодиагностику, остальные 10 диагностировали коллег или близких людей.
Два человека определили свой уровень знаний по проблеме как «достаточный», остальные оценили свой уровень информированности как «средний». Также курсантам предлагалось адаптировать данную анкету для учащихся.
В следующем разделе курса слушатели, используя адаптированную ими анкету или предлагаемый преподавателем вариант анкеты, проводили диагностику уровня информированности и отношения к проблеме вредных привычек у обучающихся, с которыми они проводят или планируют в дальнейшем проводить профилактическую работу по вопросам заболеваний, связанных с поведенческими рисками. Из 20 слушателей полностью выполнили задание 18 человек, при этом восемь педагогов использовали адаптированную ими анкету, а 10 — готовый вариант опросника. Общее число опрошенных подростков составило 302 человека, в основном это были обучающиеся 7—8-х классов.
Третьим этапом работы с элементом «Анкетный опрос» было аналитическое задание: указать, как в дальнейшем можно использовать полученные в ходе опроса результаты для мониторинга эффективности профилактической работы в образовательной организации.
В своем анализе слушатели выделили следующие моменты — определили источники информации по проблеме заболеваний, связанных с поведенческими рисками (в основном для подростков это СМИ, педагоги и друзья); установили уровень знаний обучающихся о пагубном воздействии вредных привычек, глубину информированности о причинах и последствиях употребления алкоголя, ПАВ, курения.
ЛИТЕРАТУРА _
На основе полученных данных по вопросам анкеты о противостоянии вредным привычкам, их отношении к сверстникам, имеющим вредные привычки, можно было определить, какие части программы по профилактике должны быть изменены, а какие расширены и использованы в будущем. Задание на основе элемента «Анкетный опрос» получилось сквозным и использовалось в практической части нескольких разделов курса.
Таким образом, основное преимущество дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогов заключается в том, что оно:
3 позволяет расширить круг слушателей, так как становится более доступным;
3 носит достаточно индивидуализированный характер, что позволяет получать хороший уровень обучения педагогических специалистов различного направления.
Важным элементом обучения можно считать так называемые «сквозные» задания, которые позволяют педагогу сразу использовать их в своей педагогической практике, что, безусловно, увеличивает эффективность повышения квалификации.
Однако среди преимуществ дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогов есть и недостатки. Наиболее существенный из них — значительные временные затраты преподавателя, которые недостаточно оцениваются при подведении итогов курсовой подготовки.
Важным элементом обучения можно считать так называемые «сквозные» задания, которые позволяют педагогу сразу использовать их в своей педагогической практике, что, безусловно, увеличивает эффективность повышения квалификации.
1. Вектор. Формирование социально-позитивного поведения у старших подростков : методическое пособие / И. Ю. Абросимова, Е. В. Алексеева, О. С. Гладышева, Е. Е. Кузоватова [и др.] ; науч. ред. О. С. Глады-шева. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2016. — 176 с.
2. Организация профилактической работы с обучающимися и воспитанниками: системно-деятельностный подход : методическое пособие / авт-сост. : О. С. Гладышева, Е. Е. Кузоватова, Е. Г. Еделева. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2015. — 162 с.
3. Приказ Министерства образования и науки от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» // URL : https://rg.ru/2011/02/16/obr-sdorovje-dok.html.
4. Проектирование педагогической модели формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у младших школьников : монография /И. Ю. Абросимова. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2013. — 74 с. — («Внедряем новые стандарты образования»).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. — М. : Просвещение, 2016. — 48 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения. — Волгоград : Учитель, 2012. — 48 с.
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М. : Проспект, 2015. — 176 с.
8. Формирование экологически целесообразной культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников : монография / И. Ю. Абросимова, О. С. Гладышева, В. В. Нико-лина ; науч. ред. О. С. Гладышева. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2014. — 169 с. — («Внедряем новые стандарты образования»).
ВОЗМОЖНОСТИ ИКТ
И ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
М. А. ЯКОВЛЕВА, кандидат биологических наук,
доцент кафедры здоровьесбережения в образовании НИРО labzd@yandex.ru
В статье рассматриваются основные проблемы влияния использования ИКТ на состояние здоровья обучающихся, кратко анализируется деятельность педагога в области здо-ровьесбережения по сохранению здоровья обучающихся и его ориентация на эти проблемы в условиях повышения квалификации.
The paper describes the main problems of influence Information Technologies on the state of students' health. The author analyzes a teacher's activity in the field of a student's health-saving and his orientation to these problems in terms of the professional development.
Ключевые слова: здоровье обучающихся, здоровьесберегающая деятельность педагога, работа с КТ, повышение квалификации
Key words: health of students, health saving activity of a teacher, work with KT, professional development