Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ'

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ЗАБОЛЕВАНИЯ С ПОВЕДЕНЧЕСКИМИ РИСКАМИ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / TEACHERS' TRAINING / INNOVATIVE APPROACHES / DISTANT LEARNING TECHNOLOGIES / PREVENTION ACTIVITIES / PUPILS / HEALTH DISORDERS RELATED TO RISKY BEHAVIOR / GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузоватова Е.Е.

В статье рассматриваются вопросы организации работы по профилактике у обучающихся заболеваний, связанных с рисками поведения, обсуждаются инновационные подходы к повышению квалификации педагогов в этом направлении. Показаны возможности применения дистанционных образовательных технологий для повышения практикоориентированности обучения. Представлен опыт формирования у педагогов навыков сетевой коммуникации, использования внешних медиаресурсов, применения видео- и киноматериалов для сопровождения профилактической работы с обучающимися. Актуализация содержания подготовки предполагает учет современных достижений медицинской науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузоватова Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ASPECTS OF TRAINING TEACHERS TO PREVENTIVE WORK

The article is devoted to the problem of arrangement in general educational institutions activities aimed at prevention of health disorders related to risky behavior in pupils. Innovative approaches to improvement of teachers’ skills are discussed. Use of distant learning technologies promotes enhancement of the practice-oriented quality of study. Experience of making-up teachers’ communications networking, utilization of external media resources, and employment of various media products for prevention purposes is presented. Syllabus should be based upon modern advances in health sciences.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ»

) Экспериментальная

и инновационная деятельность

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Е. Е. КУЗОВАТОВА, кандидат медицинских наук,

доцент кафедры здоровьесбережения в образовании НИРО, врач-инфекционист ННИИЭМ им. академика И. Н. Блохиной Роспотребнадзора e.kuzovatova@yandex.ru

В статье рассматриваются вопросы организации работы по профилактике у обучающихся заболеваний, связанных с рисками поведения, обсуждаются инновационные подходы к повышению квалификации педагогов в этом направлении. Показаны возможности применения дистанционных образовательных технологий для повышения практикоориентированности обучения. Представлен опыт формирования у педагогов навыков сетевой коммуникации, использования внешних медиаресурсов, применения видео- и киноматериалов для сопровождения профилактической работы с обучающимися. Актуализация содержания подготовки предполагает учет современных достижений медицинской науки.

The article is devoted to the problem of arrangement in general educational institutions activities aimed at prevention of health disorders related to risky behavior in pupils. Innovative approaches to improvement of teachers' skills are discussed. Use of distant learning technologies promotes enhancement of the practice-oriented quality of study. Experience of making-up teachers' communications networking, utilization of external media resources, and employment of various media products for prevention purposes is presented. Syllabus should be based upon modern advances in health sciences.

Ключевые слова: повышение квалификации педагогов, инновационные подходы, дистанционные образовательные технологии, профилактическая работа, обучающиеся, заболевания с поведенческими рисками, общеобразовательные организации

Key words: teachers' training, innovative approaches, distant learning technologies, prevention activities, pupils, health disorders related to risky behavior, general educational institutions

Профилактическая работа с обучающимися является одним из важных направлений здоровьесбере-гающей деятельности в образовательной организации. Профилактическая модель Программы воспитания и социализации ФГОС ООО предполагает реализацию программ, направленных прежде всего на предупреждение распространения среди обучающихся и воспитанников заболеваний, связанных с рисками поведения. Актуальность проблемы и потребность педагогов в освоении навыков проектирования деятельности по данному направлению обусловили необходимость совершенствования содержательных и методических аспектов программ курсовой подготовки. Слушатели часто отдают предпочтение дистанционным формам повышения квалификации, а для организаторов подготовки применение дистанционных образовательных технологий дает возможность обучения большего числа слушателей, в том числе одновременно. В этом случае возникает необходимость унификации и упрощения форм текущего контроля успеваемости и разработки новых видов заданий с активным использованием форм групповой работы.

Кафедрой здоровьесбережения в образовании ГБОУ ДПО НИРО разработано и реализуется несколько дистанционных курсов подготовки педагогов профилактического направления. Основной курс— «Организация профилактической работы в образовательной организации по вопросам заболеваний, связанных с риском поведения (в рамках реализации областной программы профилактики асоциального поведения)» — предназначен для социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников. Целью обучения является повышение про-фессио-нальной компетентности педагогов в области организации профилактической работы с обучающимися и воспитанниками в рамках реализации ФГОС ООО.

Еще два курса — «Проектирование модели организации в ОО профилактики

вредных привычек у обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО» и «Профилактическая работа в ОО по проблеме ВИЧ в подростковой среде в рамках реализации областной программы профилактики асоциального поведения» — посвящены частным вопросам профилактической работы с обучающимися.

В программу всех курсов обучения включены разделы, в которых рассматриваются принципы и стратегии профилактической работы, системно-деятельностный подход к ее реализации, современные технологии профилактики, вопросы мониторинга и оценки эффективности. Слушатели осваивают навыки проектирования программ профилактической работы с обучающимися [1]. Вместе с тем каждый из представленных курсов имеет свои содержательные и методические особенности.

Сначала базовый курс по организации профилактической работы по вопросам заболеваний с поведенческими рисками был рассчитан на 36 часов. Впоследствии его содержание было дополнено такими важными для организации эффективной профилактики темами, как «Понятие о поведенческих рисках», «Стрессоустойчивость и навыки психологической саморегуляции», «Развитие навыков эффективной коммуникации», и он составил 72 часа. Задания имеют практи-ко-ориентированный характер и направлены не только на закрепление новой информации о заболеваниях с рисками поведения, но и на освоение копинг-страте-гий через контент-анализ литературных текстов и разбор реальных жизненных ситуаций слушателей. Участники анализировали проводимые ими профилактические мероприятия с точки зрения использования эффективных технологий и приемов.

Целям дальнейшего повышения прак-тикоориентированности обучения отвеча-

Профилактическая модель Программы воспитания и социализации ФГОС ООО предполагает реализацию программ, направленных прежде всего на предупреждение распространения среди обучающихся и воспитанников заболеваний, связанных с рисками поведения.

ло включение в содержание новых курсов тем, посвященных использованию наглядных материалов для сопровождения профилактической работы (печатной и видеопродукции). Слушатели знакомились с медиаресурсами по данной тематике, анализировали видеоматериалы, предлагаемые для работы с подростками. В 2019 году курс был также дополнен 18-часовым практическим модулем, который включал три занятия, на которых слушатели в очном режиме осваивали педагогические технологии, практические навыки по отбору и анализу видео-, аудио- и печатных материалов профилактической направленности, участвовали в круглом столе по оценке эффективности профилактических программ в образовательных организациях. Общая трудоемкость дисциплины составила 108 часов.

В качестве итогового проекта слушатели совместно с обучающимися должны были подготовить видеоролик профилактического содержания. Творческий подход к реализации профилактической деятельности, креативность в выборе приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность работы в подростковой группе. Слушатель выступал в роли специалиста по профилактической работе с молодежью. Тема ролика должна была быть связана с профилактикой заболеваний, связанных с поведенческими рисками (предупреждение ВИЧ-инфекции и ИППП, употребления психоактивных веществ, алкоголя, табака). Обучающиеся получали задание самостоятельно подобрать даты, тем или иным образом связанные с темой профилактики, к которым мог быть приурочен показ созданного ими видеоролика, например День борьбы со СПИДом, Всемирный день без табака, День борьбы с наркоманией и т. п. Совместно с учащимися педагог должен был определить:

В качестве итогового проекта слушатели совместно с обучающимися должны были подготовить видеоролик профилактического содержания. Тема ролика должна была быть связана с профилактикой заболеваний с поведенческими рисками.

3 на какую целевую аудиторию будет рассчитан видеоролик (школьники, студенты СПО, родители, педагоги);

3 для какой возрастной группы он предназначен;

3 какой компонент профилактики (специфический или неспецифический) будет отражать.

Организуя групповую работу учащихся, педагог предлагал им разделиться на творческие мини-группы для решения конкретных задач (сценарную, музыкальную, оформительскую и пр.) и в каждой из них распределить роли участников.

В ходе работы над итоговым заданием педагоги совершенствовали навыки проектной деятельности, составляя план реализации своего проекта с указанием этапов, сроков и ответственных лиц, и навыки профилактического воздействия на целевую аудиторию, определяя на основании имеющихся представлений об эффективных стратегиях профилактики, на каких подходах будет базироваться профилактический посыл проектного продукта. Помимо этого, такой вид задания способствовал развитию творческих и организационных способностей учащихся, которые выступили в роли сценаристов, художников-оформителей, музыкальных редакторов, операторов, специалистов по компьютерной графике, продюсеров, ответственных за реквизит, костюмеров, гримеров, актеров и т. д. В рамках 108-часовой курсовой подготовки у педагогов было достаточно времени на выполнение данной работы с обучающимися.

Представленные проекты отражали деятельность по специфической и неспецифической профилактике рискованного поведения. Проектные мероприятия проводились в физкультурно-оздоровительной, культурно-массовой и обучающей формах и были направлены на развитие у учащихся мотивации к ЗОЖ и отказу от вредных привычек, коммуникативных навыков, навыков работы в команде. Мероприятия проводились с учащимися образо-

вательных организаций, воспитанниками детских домов, в том числе с детьми с ОВЗ.

Всего в работу над проектами под руководством 15 педагогов — слушателей курсов было вовлечено около 120 обучающихся.

При оценке выполнения задания в первую очередь учитывались проделанная педагогом организационная работа с обучающимися, аналитическая деятельность по разработке его содержания и реализация мероприятия с детьми (постановка сюжета). Наличие записанного видеоматериала являлось дополнительным плюсом. Защита проекта и представление подготовленных видеоматериалов проходили в рамках практического модуля.

Задание вызвало большой интерес у педагогов, однако не всем из них удалось выполнить его в полном объеме. Например, отчетные видеоматериалы по профилактическим мероприятиям с обучающимися своей образовательной организации (выступления команды КВН с защитой плакатов на тему здорового образа жизни; учащихся-волонтеров, посвященное пропаганде ЗОЖ; агитбригад с использованием профилактического проекта Dance4life или элементов слайд-шоу на тему ЗОЖ; отчет о спортивных мероприятиях) представила только часть слушателей. По результатам работы педагогам было рекомендовано более тщательно подбирать музыкальное сопровождение, критически оценивать тексты песен на предмет наличия скрытых смыслов, сокращать или художественно преобразовывать встречающиеся в видеоматериалах натуралистические моменты, связанные, например, с профилактикой наркомании у старших подростков.

В рефлексии по итогам обучения слушатели особо отмечали его практико-ори-ентированный характер и развитие творческого подхода к выполнению заданий: приобретение новых знаний по проблеме ВИЧ -инфекции (60 % респондентов), навыков самостоятельного создания видеороликов (40 %), освоение умения исполь-

зовать поисковые системы и справочные ресурсы сети Интернет (40 %).

Полагаем, что в целом обучение на данном курсе способствовало формированию у педагогов необходимых навыков проектирования и реализации профилактической работы с обучающимися по проблеме заболеваний с рисками поведения.

Освоению навыков анализа видеоматериалов и их применения для сопровождения профилактической работы с обучающимися было уделено особое внимание и в курсе «Проектирование модели организации в ОО профилактики вредных привычек у обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО». Итоговая проектная работа представляла собой анализ художественного кинофильма, раскрывающего проблемы наркомании, алкоголизма, ВИЧ-инфекции, с оценкой профилактического потенциала произведения. Результат обсуждения следовало представить в виде рецензии на фильм, а также дать заключение о целесообразности его использования в целях профилактики.

Психологами сформулированы основные механизмы воздействия кинофильмов на аудиторию при использовании их в профилактической работе: идентификация, проекция, «здесь и сейчас», актуализация значимой проблемы, «маска» [5]. Это может стать одной из эффективных форм работы с обучающимися, так как метод соответствует актуальной задаче развития подростков — самопознанию и саморазвитию. Активизирующее воздействие кинематографа основано на возможности трансляции обучающимся социокультурного опыта и личностных смыслов, создания условий для внутреннего диалога [2]. Для того чтобы данные механизмы сработали, специалист, проводящий занятие, должен обладать достаточным профессионализмом, а сам фильм быть правильно подобран.

Активизирующее воздействие кинематографа основано на возможности трансляции обучающимся социокультурного опыта и личностных смыслов, создания условий для внутреннего диалога.

Обсуждение кинофильмов проходило в группах по 5—6 человек, в каждой был назначен координатор, отвечающий за своевременность и полноту выполнения задания. Состав каждого «экспертного совета» был определен заранее. Отличительной особенностью обучения в 2019 году явилось значительное количество слушателей, проходивших подготовку одновременно, в связи с чем было организовано 20 групп. Обсуждение проходило на форуме, который был открыт отдельно для каждой назначенной группы. Такая организация работы позволила участникам приобрести также навыки коммуникации в онлайн-сообществах, что является распространенной практикой в подростковой и молодежной среде.

Данный вариант итоговой работы направлен на развитие у педагогов навыков подготовки и проведения с обучающимися занятий с использованием видеометода. Стремление понять содержание фильма дает подростку возможность переосмыслить отношение к действительности, по-новому осознать свой внутренний мир, способствует формированию позитивной системы ценностей [6].

Слушателям было предложено на выбор 24 художественных фильма отечественного и зарубежного производства. При их подборе учитывались наличие прокатного удостоверения, русскоязычной версии для зарубежных фильмов (дубляж), заключения Рос-комнадзора о возрастных ограничениях к просмотру, возможность просмотра на общедоступных ресурсах. При этом сведения о возрастных ограничениях педагогам не давались, они должны были самостоятельно определить возможную целевую аудиторию. Данная информация предоставлялась позднее, после сдачи проекта. К каждой позиции в списке прилагалась краткая аннотация, содержащая информацию о сю-

Стремление понять содержание фильма дает подростку возможность переосмыслить отношение к действительности, по-новому осознать свой внутренний мир, способствует формированию позитивной системы ценностей.

жете, режиссере, актерах, указывались год создания фильма и страна. Предпочтение отдавалось фильмам, прошедшим на широком экране, созданным известными режиссерами и/или с известными актерами в главных ролях.

Список вопросов, ответы на которые рекомендовалось отразить в рецензии, давался слушателям заранее и был предварительно обсужден со специалистами в сфере культуры (актером и режиссером театра, директором областного телевизионного канала).

Активность работы группы во многом определялась активностью деятельности координатора по привлечению участников к обсуждению, распределению ролей в группе, согласованию различных точек зрения и подготовке общей рецензии. Если слушатель не принимал участия в групповой работе и готовил индивидуальную рецензию, она принималась к зачету, но оценка снижалась на 20 %, так как проект предполагал не только анализ кинофильма, но и освоение навыков групповой онлайн-работы, о чем участники были извещены заранее. В общей сложности 99 слушателей подготовили 31 рецензию.

Для сопровождения слушателей в ходе подготовки итогового задания и рефлексии, а также для контроля организации работы в группе дважды был проведен опрос педагогов, участвующих в проекте. В первый раз им предлагалось указать мотивы выбора кинофильма для обсуждения, а сроки заполнения опросника отражали степень готовности группы к работе. В рамках второго слушатели могли высказаться по поводу просмотренного кинофильма и поделиться личными впечатлениями, которые не были отражены в групповой рецензии.

Опросники были созданы специально для данного курса с использованием возможностей сайта ru.surveymonkey. сот, который позволяет конструировать любые опросы и анализировать результаты не только в текстовом, но и в графическом варианте. Также с помощью

данного ресурса можно проанализировать отдельные ответы слушателей и сгруппировать их по любому признаку (например, по выбранному для рецензирования кинофильму).

При заключительном анкетировании педагоги отметили, что обучение на курсе способствовало развитию в первую очередь коммуникативных навыков (26,1 % респондентов), практических навыков профилактической работы с обучающимися (20,2 %, в том числе несколько слушателей за период обучения провели мероприятия профилактической направленности в ОО), получению новых знаний, включая информацию о нормативной базе профилактической работы (20,2 %), развитию навыков психологического анализа жизненных ситуаций и поступков людей (13%), работы с информацией и использования ДОТ (13%), развитию личностных качеств, таких как наблюдательность, терпение и сдержанность, толерантность и гибкость, самоорганизация (8,7 %), организаторских навыков и лидерских качеств (5,8 %), умения писать рецензии (4,3 %).

Отличительной особенностью курса подготовки педагогов к проведению профилактической работы в образовательных организациях по проблеме ВИЧ в подростковой среде явилось создание обучающего контента совместно со специалистами Приволжского окружного центра по профилактике и борьбе со СПИД Нижегородского НИИ эпидемиологии и микробиологии им. академика И. Н. Бло-хиной. Это позволило не только актуализировать информацию по проблеме ВИЧ-инфекции, но и внести в программу обучения разделы, освещающие современные стратегии противодействия развитию эпидемии и преодоления ее последствий, раскрывающие этические и правовые аспекты проблемы, вопросы стигмы и дискриминации, а также школьного насилия в целом.

В отдельной видеолекции была рассмотрена проблема интеграции детей с

ВИЧ-инфекцией в образовательное пространство массовой школы. В подготовке материалов курса были использованы результаты исследований, выполненных совместно кафедрой здо-ровьесбережения в образовании НИРО, Приволжским окружным и Нижегородским областным центрами СПИД [3; 4]. Целью обучения являлось повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации работы по предупреждению ВИЧ-инфекции у обучающих-ся-подростков. Также оно должно было способствовать развитию личной компетентности учителей в вопросах сохранения собственного здоровья в условиях развивающейся эпидемии, формированию толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ, и практическому применению имеющихся знаний. Решению этих задач вполне отвечали предлагаемые слушателям задания, одним из которых являлось освоение методики «Определение уровня компетенции в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции».

Учителя ознакомились с интернет-методикой, разработанной и использованной в рамках Всероссийской акции «СТОП ВИЧ/СПИД», приуроченной к Международному дню памяти жертв СПИДа (оп-рос-молодежи-о-вич.рф). Слушатели в возрасте до 35 лет прошли данный опрос самостоятельно, участники других возрастных групп организовали анкетирование взрослых, соответствующих возрастным критериям отбора (служащих, педагогов, предпринимателей, учащихся колледжей, студентов — всего 40 человек). Таким образом, педагоги на практике ознакомились с методикой и подготовились к проведению интернет-опроса среди учащихся своих образовательных организаций.

На основе этого задания слушатели курсов выполнили итоговый проект — орга-

В подготовке материалов курса были использованы результаты исследований, выполненных совместно кафедрой здоровьесбе-режения в образовании НИРО, Приволжским окружным и Нижегородским областным центрами СПИД.

низовали и провели опрос обучающихся при помощи указанной интернет-методики и подготовили аналитическую справку. Педагоги должны были предварительно проинструктировать подростков о порядке прохождения данной процедуры, а затем организовать либо коллективное анкетирование в компьютерном классе, либо прохождение опроса обучающимися на своих компьютерах с последующим предоставлением скриншотов результатов. Каждый респондент получил сертификат участника от организатора акции — Фонда социально-культурных инициатив под патронажем С. В. Медведевой.

В работе требовалось объяснить, как можно использовать полученные результаты для организации эффективной профилактической работы с целевой группой. Слушатели анализировали ответы своих респондентов и определяли уровень компетенции подростков в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции по пяти шкалам анкеты — эмоциональной, познавательной, практической, поступков, эрудиции, а также по критерию общего отношения к проблемам распространения и способам профилактики ВИЧ-инфекции, готовности к безопасному поведению в условиях эпидемии.

Реализация данного обучающего курса для педагогов позволила привлечь к участию во Всероссийской профилактической акции более 200 человек из числа работающей и учащейся молодежи Нижегородской области (179 подростков — обучающихся ОО и 34 привлеченных взрослых участника в возрасте до 35 лет), а также подготовить педагогов к проведению и анализу результатов опроса и в других группах учащихся и воспитанников.

По результатам анкетирования, большинство обучающихся (85,7 %) имели средний уровень общей компетенции в обла-

Большинство обучающихся (85,7 %) имели средний уровень общей компетенции в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции. Высокий уровень отмечен у 1,8 % подростков, низкий — у 11,9 % респондентов.

сти профилактики распространения ВИЧ-инфекции. Высокий уровень отмечен у 1,8 % подростков, низкий — у 11,9 % респондентов. Юноши, по сравнению с девушками, в два раза чаще демонстрировали высокий уровень компетенции по критерию общего отношения к проблеме (2,6 и 1,1 % соответственно). Однако при этом среди юношей почти в 1,5 раза чаще отмечался и низкий уровень компетенции в вопросах предупреждения распространения и способов профилактики ВИЧ-инфекции, готовности к безопасному поведению в условиях эпидемии (14,1 и 10,1 %, соответственно).

Наш опыт разработки и реализации программ повышения квалификации педагогов по вопросам профилактической работы в образовательных организациях позволяет сделать следующие выводы.

3 Эффективная организация профилактической работы с обучающимися требует актуализации содержания подготовки педагогов по общим и частным вопросам профилактики с учетом современных тенденций и достижений медицинской науки и практики, опыта взаимодействия с медицинскими специалистами в изучаемых областях.

3 Применение дистанционных образовательных технологий предоставляет новые возможности для разработки прак-тико-ориентированных индивидуальных и групповых заданий, в том числе с использованием внешних информационных ресурсов, для освоения педагогами способов внутрисетевой коммуникации, широко распространенной в подростковой и молодежной среде.

3 Использование видеоматериалов, анализ кинопроизведений могут быть эффективными инструментами в работе с обучающимися по предупреждению заболеваний с поведенческими рисками. Применение этой технологии позволяет формировать у учащихся навык решения проблем, развивать личность, интуицию, помогает подросткам познавать себя и окружающий мир, учиться общению и со-

трудничеству во взаимодействии друг с другом. Эффективность данного метода прямо зависит от качества видеоматериалов, используемых технических средств и уровня компетентности педагога. Целесообразно создание и регулярное обнов-

ление базы видеоматериалов, рекомендуемых для использования в профилактической работе с обучающимися в образовательной организации, с разработкой соответствующего методического обеспечения.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Гладышева, О. С. Организация профилактической работы с обучающимися и воспитанниками: систем-но-деятельностный подход : методическое пособие / О. С. Гладышева, Е. Е. Кузоватова, Е. Г. Еделева. —

Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2015. — 162 с.

2. Захарова, Е. И. Кинотерапия: современный взгляд на возможности применения / Е. И. Захарова, О. А. Карабанова // Национальный психологический журнал. — 2018. — № 2 (30). — С. 57—65.

3. Кузоватова, Е. Е. Интеграция детей, затронутых ВИЧ-инфекцией, в образовательное пространство: характеристика социального запроса семьи к ОО / Е. Е. Кузоватова // Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса : сборник материалов XIV Всероссийской научно-практ. конференции с междунар. участием / под общ. ред. Ю. Г. Кузмичева. — Арзамас : АФ ННГУ, 2018. — С. 158—161.

4. Кузоватова, Е. Е. Поиск решения проблемы интеграции детей, затронутых ВИЧ-инфекцией, в образовательное пространство / Е. Е. Кузоватова, О. С. Гладышева, С. В. Надельман // Актуальные вопросы ВИЧ-инфекции. Охрана здоровья детей с ВИЧ-инфекцией в рамках реализации программы «Десятилетие детства в России» : материалы международной научно-практической конференции. — СПб. : Человек и его здоровье, 2018. — С. 74—77.

5. Психологическое консультирование : практическое пособие для вузов / Е. П. Кораблина, И. А. Акинди-нова, А. А. Баканова, А. М. Родина ; под ред. Е. П. Кораблиной. — М. : Юрайт, 2017. — 323 с.

6. Шевченко, С. И. Использование видеоматериалов в работе с подростками / С. Шевченко, И. Князева // Классное руководство и воспитание школьников. — 2012. — № 8. — С. 9—12.

ЦИФРОВАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ

А. Г. МАКЕЕВА, кандидат педагогических наук,

старший научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО (Москва)

Alexandra.Makeeva@ru.nestle.com

В статье рассматриваются возможности использования цифровых инструментов при воспитании основ культуры питания у детей и подростков. Описана цифровая платформа школьной образовательной программы «Разговор о правильном питании» — уникального образовательного ресурса, с помощью которого в школе может быть организована систематическая, комплексная работа по формированию у обучающихся навыков здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.