Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ'

ЦИФРОВАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ / КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА / DIGITAL TECHNOLOGIES / DIGITAL RESOURCES / FOOD CULTURE / HEALTHY LIFESTYLE / DIGITAL PLATFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макеева А.Г.

В статье рассматриваются возможности использования цифровых инструментов при воспитании основ культуры питания у детей и подростков. Описана цифровая платформа школьной образовательной программы «Разговор о правильном питании» - уникального образовательного ресурса, с помощью которого в школе может быть организована систематическая, комплексная работа по формированию у обучающихся навыков здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A DIGITAL MODEL OF ORGANIZING TEACHING SCHOOLCHILDREN BASES OF PROPER NUTRITION

The article reveals the opportunities of using digital instruments in the bases of the food culture education of schoolchildren and teenagers. A digital platform of school education program as a unique educational resource with help of which systematic, complex work for formation a healthy lifestyle in schoolchildren and teenagers can be released is described in the article.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ»

трудничеству во взаимодействии друг с другом. Эффективность данного метода прямо зависит от качества видеоматериалов, используемых технических средств и уровня компетентности педагога. Целесообразно создание и регулярное обнов-

ление базы видеоматериалов, рекомендуемых для использования в профилактической работе с обучающимися в образовательной организации, с разработкой соответствующего методического обеспечения.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Гладышева, О. С. Организация профилактической работы с обучающимися и воспитанниками: систем-но-деятельностный подход : методическое пособие / О. С. Гладышева, Е. Е. Кузоватова, Е. Г. Еделева. —

Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2015. — 162 с.

2. Захарова, Е. И. Кинотерапия: современный взгляд на возможности применения / Е. И. Захарова, О. А. Карабанова // Национальный психологический журнал. — 2018. — № 2 (30). — С. 57—65.

3. Кузоватова, Е. Е. Интеграция детей, затронутых ВИЧ-инфекцией, в образовательное пространство: характеристика социального запроса семьи к ОО / Е. Е. Кузоватова // Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса : сборник материалов XIV Всероссийской научно-практ. конференции с междунар. участием / под общ. ред. Ю. Г. Кузмичева. — Арзамас : АФ ННГУ, 2018. — С. 158—161.

4. Кузоватова, Е. Е. Поиск решения проблемы интеграции детей, затронутых ВИЧ-инфекцией, в образовательное пространство / Е. Е. Кузоватова, О. С. Гладышева, С. В. Надельман // Актуальные вопросы ВИЧ-инфекции. Охрана здоровья детей с ВИЧ-инфекцией в рамках реализации программы «Десятилетие детства в России» : материалы международной научно-практической конференции. — СПб. : Человек и его здоровье, 2018. — С. 74—77.

5. Психологическое консультирование : практическое пособие для вузов / Е. П. Кораблина, И. А. Акинди-нова, А. А. Баканова, А. М. Родина ; под ред. Е. П. Кораблиной. — М. : Юрайт, 2017. — 323 с.

6. Шевченко, С. И. Использование видеоматериалов в работе с подростками / С. Шевченко, И. Князева // Классное руководство и воспитание школьников. — 2012. — № 8. — С. 9—12.

ЦИФРОВАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ

А. Г. МАКЕЕВА, кандидат педагогических наук,

старший научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО (Москва)

Alexandra.Makeeva@ru.nestle.com

В статье рассматриваются возможности использования цифровых инструментов при воспитании основ культуры питания у детей и подростков. Описана цифровая платформа школьной образовательной программы «Разговор о правильном питании» — уникального образовательного ресурса, с помощью которого в школе может быть организована систематическая, комплексная работа по формированию у обучающихся навыков здорового образа жизни.

The article reveals the opportunities of using digital instruments in the bases of the food culture education of schoolchildren and teenagers. A digital platform of school education program as a unique educational resource with help of which systematic, complex work for formation a healthy lifestyle in schoolchildren and teenagers can be released is described in the article.

Ключевые слова: цифровые технологии, цифровые ресурсы, культура питания, здоровый образ жизни, цифровая платформа

Key words: digital technologies, digital resources, food culture, healthy lifestyle, digital platform

Учитывая объективные возможности цифровых ресурсов, а также их высокую популярность среди молодых людей, можно отметить, что «цифровизация» воспитательных направлений имеет значительные перспективы.

Цифровые технологии стремительно входят в сферу современного образования, радикально меняя его структуру и содержание. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» предполагает активное внедрение инновационных технологий для решения стратегических задач образования прежде всего подрастающего поколения. Уже сегодня использование электронных инструментов, дистанционное обучение при реализации учебных курсов стали повседневной частью жизни большого числа школ.

Несмотря на активное внедрение цифровых инструментов в процесс обучения детей и подростков, вопрос применения цифровых ресурсов при организации воспитательного процесса, в том числе связанного с формированием культуры здорового образа жизни, остается практически вне внимания и ученых, и педагогов-практиков. Между тем, учитывая объективные возможности цифровых ресурсов (широкий охват аудитории, свободный доступ для всех, интерактивный характер взаимодействия и т. д), а также их высокую популярность среди молодых людей, можно отметить, что «цифровизация» воспитательных направлений имеет значительные перспективы.

Следует отметить, что сегодня в целом ряде европейских стран в медицинской сфере активно развивается цифровая образовательная профилактика [8]. Цифровые ресурсы помогают не только диагностировать болезнь, но и предотвратить ее — с помощью специальных приложений людей обучают контролировать состояние своего здоровья, режим питания, двигательную активность и т. д.

Цифровые ресурсы также могут быть использованы и в педагогической сфере при решении задач, связанных с обучением основам здорового образа жизни.

Прежде всего это специальные сайты, посвященные теме здорового образа жизни. Они создаются как государственными структурами, научными институтами, общественными организациями, так и отдельными приверженцами ЗОЖ. Сегодня из всех видов цифровых ресурсов сайты — наиболее востребованный педагогами инструмент (более 40 % опрошенных нами учителей отметили, что пользуются информацией различных сайтов при подготовке и проведении мероприятий, связанных с формированием у школьников компонентов ЗОЖ). Подобные сайты также используются и учащимися.

Несмотря на востребованность информационных сайтов, у них есть важный фактор, ограничивающий их «воспитательные» возможности, — они обеспечивают односторонний канал влияния, без обратной связи от пользователя.

Кроме сайтов, есть еще одна группа

цифровых инструментов, применяемых в сфере профилактического образования. Она представляет собой мобильные приложения, базирующиеся на двусторонней коммуникации с пользователем. С помощью обучающих игр, тестов дети не только получают информацию о различных аспектах здорового образа жизни, но и осваивают реальные навыки поведения, связанные с заботой о собственном здоровье. В научной литературе можно найти целый ряд исследований, подтверждающих эффективность этого типа цифровых ресурсов. Правда, пока речь идет об исследовании краткосрочного эффекта обучения — сразу после использования приложения (отсроченный результат не изучался) [8].

Одним из многочисленных примеров обучающих мобильных приложений может служить игра «Рыбка Тамми», рас-читанная на детей 3—6 лет. Основная задача этого цифрового ресурса — научить ребенка контролировать свой питьевой режим, побуждать его пить в течение дня достаточное количество воды. Каждый раз, как только ребенок выпивает стакан воды, он фиксирует это в приложении, получая обратную связь в игровой форме. Простая механика позволяет успешно и эффективно формировать полезный навык. Сегодня это приложение активно используется в целом ряде стран Европы и Ближнего Востока [9].

И информационные сайты, и мобильные приложения ориентированы на решение узких задач — формирование конкретных знаний, отработку определенного поведенческого навыка. Для решения же задачи формирования культуры здорового образа жизни в целом требуется комплексный подход, организация последовательного, систематического обучения. Обеспечить необходимые условия может цифровая платформа, объединяющая разнообразные цифровые ресурсы.

Платформы сегодня заняли свою нишу в онлайн-образовании, позволяя создавать виртуальную образовательную сре-

ду, которая в ряде случаев успешно заменяет офлайн-пространство традиционной образовательной организации. Возможности платформы могут быть использованы для формирования воспитательного пространства (как виртуального, так и реального), в котором успешно происходит процесс освоения элементов культуры, в том числе культуры здоровья.

Для эффективной и удобной интеграции цифровой платформы в школьную среду платформа должна отвечать ряду условий:

3 базироваться на максимально простых технических решениях, не требующих наличия сложного оборудования (сложный технический дизайн расширяет возможности цифрового обучения, но вместе с тем существенно снижает его доступность и сужает масштабы внедрения);

3 цифровая платформа должна не просто объединять всех участников воспитательного процесса, но и обеспечивать им дополнительную возможность для коммуникаций и взаимодействия между собой (по типу локальных социальных сетей);

3 основной принцип работы цифровой платформы должен базироваться на побуждении участников к реальной деятельности, в которой формируются навыки заботы о здоровье (онлайн-ресурс выполняет информационную, организационную функции, обеспечивает обратную связь для участников, однако основные действия они совершают офлайн, осваивая конкретные модели поведения).

В отечественной школе реализация воспитательных программ через цифровые платформы носит пока единичный характер. Одним из примеров такой практики может служить платформа образовательной программы «Разговор о правильном питании» — prav-pit.ru [6], которая внедряется в работу школ с 1999 го-

Для решения задачи формирования культуры здорового образа жизни требуется комплексный подход, организация последовательного, систематического обучения. Обеспечить необходимые условия может цифровая платформа.

да. Она реализуется в рамках внеурочной деятельности, ориентирована на детей 6—12 лет. Основная ее цель — формирование полезных привычек, связанных с питанием. В настоящее время программу взяли на вооружение в 60 регионах, ежегодно в ней принимают участие около 1,5 млн детей.

Программа состоит из трех содержательных модулей для школьников 6— 8 лет, 9—11 лет, 11—12 лет, продолжительность реализации каждого из модулей составляет 30—34 часа. Для работы по данной программе подготовлены учебно-методические материалы для педагогов (рабочие тетради, методические пособия), для родителей (плакаты, информационные материалы).

Содержание программы охватывает разные аспекты питания — как валеоло-гические (влияние питания на здоровье, рост, развитие), так и культурологические (питание как компонент культуры общества, кулинарные традиции и обычаи, особенности формирования национальных моделей питания и т. д.).

Методика реализации программы базируется на игровых технологиях, с помощью которых учащиеся осваивают конкретные формы поведения, учатся заботиться о собственном здоровье. Также в игре дети учатся соблюдать правила гигиены, контролировать свой режим питания, выбирать продукты и блюда, отдавая предпочтение полезным.

Для того чтобы повысить эффективность обучения, в рамках проекта для педагогов, детей и родителей ежегодно дополнительно проводятся конкурсы, носящие мотивационный и обучающий характер и помогающие освоить новые знания и навыки, направленные на здоровый образ жизни.

Цифровые ресурсы стали использоваться при реализации программы более десяти лет назад. Первоначально это был

Методика реализации программы базируется на игровых технологиях, с помощью которых учащиеся осваивают конкретные формы поведения, связанные с заботой о собственном здоровье.

сайт, выполняющий информационную и организационную функции (что само по себе было важно, учитывая фактически национальный охват программы). Постепенно функционал сайта расширялся за счет разработки и размещения дополнительных цифровых образовательных инструментов, которые становились важными компонентами обучения детей.

В настоящее время платформа состоит из трех секций — для педагогов, родителей, детей и объединяет 15 обучающих цифровых инструментов. Благодаря разнообразному инструментарию решается целый комплекс образовательных и воспитательных задач. Прежде всего — это обеспечение педагога методическими материалами, необходимыми для проведения регулярных обучающих занятий. Учитель имеет доступ к интерактивным презентациям и сценариям по каждой из тем программы. Презентации могут демонстрироваться как на электронной доске, так и с помощью обычного проектора.

Разработчики платформы заведомо отказались от использования формата электронного учебника, подходящего для организации традиционных уроков. Занятия, связанные с формированием социальных навыков, главным образом должны строиться на активном, реальном взаимодействии участников («учитель — учащиеся», «ученик — ученик»). Следует отметить, что далеко не во всех школах ученики имеют техническую возможность пользоваться электронным учебником, а схема организации занятий с использованием презентаций оказывается более доступной и эффективной.

Содержательная архитектура платформы включает ресурсы, обеспечивающие интерактивное взаимодействие «ученик — техническое средство — онлайн-тесты и онлайн-игры». Они предназначены для самостоятельной работы детей (в классе или дома). Их цель—используя формат игры, дать возможность учащемуся оценить свои знания, а также получить новые (ряд заданий побуждает ребенка

к дополнительному поиску знаний). После успешного прохождения каждого из разделов игры или теста ученик может распечатать диплом с количеством набранных баллов. Таким образом, в обучение вносится элемент соревновательности, а педагог получает информацию о качестве усвоения знаний.

Дополнительными инструментами для проведения занятий являются короткие мотивационные видео. Каждое из них длится не более одной минуты (популярный формат для современных детей), доступно и убедительно доносит мысль о важности заботы о своем здоровье.

Эффективным ресурсом, позволяющим формировать у участников программы реальные поведенческие навыки, связанные с питанием, является кулинарная онлайн-студия. На сайте размещено десять видеоуроков, демонстрирующих приготовление вкусных и полезных блюд. Использовать видео может как педагог (организуя кулинарный урок в классе), так и родители вместе с детьми.

После проведения занятия дети могут загрузить подтверждающую фотографию и проголосовать за фотографии других пользователей. Специальная мотива-ционная система способствует большему вовлечению участников: каждый загрузивший не менее трех фотографий в течение года получает возможность распечатать диплом от партнера программы — Национальной ассоциации кулинаров России. Участники, чьи фотографии набрали максимальное количество баллов, получают призы.

Еще один эффективный ресурс программы — игра «Город здоровья», в которой участвуют как семьи детей, изучающих программу, так и педагоги. Игра выполняет несколько важных функций — диагностическую (проверка уровня знаний), образовательную (возможность получить новую информацию при выполнении заданий) и мотивационную (побуждение к деятельности, связанной с заботой о собственном здоровье).

В «Городе здоровья» находятся несколько активных зон — «Школа», «Вернисаж», «Музей», «Кафе», «Стадион». В каждой из них размещены задания для детей и родителей. Участники выполняют их (готовят блюда, занимаются физической активностью и т. д.) и размещают подтверждающие фотографии на сайте. Через функционал «Почта» участникам рассылаются мотиваци-онные сообщения, что позволяет им общаться друг с другом. Таким образом, у детей формируется своя локальная социальная сеть, а педагог может отслеживать активность учеников класса через свой личный кабинет.

Для того чтобы оценить возможности использования цифровых ресурсов в формировании культуры питания, было проведено специальное исследование. Сравнивались две группы школьников 8—9 лет. Первая группа изучала программу с помощью печатных учебных материалов, в то время как ресурсы цифровой платформы выполняли вспомогательную функцию. Обучение участников второй группы осуществлялось исключительно с помощью цифровой платформы.

В обеих группах не выявлено существенных различий ни в уровне осведомленности об аспектах питания, ни в характеристиках самого питания (особенности режима, рациона, соблюдение правил гигиены и т. д.) — разные варианты обучения оказывались одинаково эффективны для формирования знаний и навыков правильного питания. Однако при сравнении вовлеченности детей в практическую деятельность, связанную с организацией питания, можно увидеть значительную разницу: школьники, использующие цифровые ресурсы, чаще участвуют в приготовлении пищи, а также по поручению родителей покупают продукты в магазине.

Разные варианты обучения одинаково эффективны для формирования знаний и навыков правильного питания. Однако школьники, использующие цифровые ресурсы, чаще участвуют в приготовлении пищи, а также покупают продукты в магазине.

Кроме этого, установлено, что цифровые ресурсы влияют и на формирование интереса учащихся к программе как таковой: те, кто знакомятся с ней с помощью цифровой платформы, чаще оценивают ее как «интересную» и высказывают желание продолжить изучение проекта.

Таким образом, цифровая модель организации обучения обеспечивает дополнительные возможности для форми-

ЛИТЕРАТУРА _

рования навыков правильного питания. В настоящее время в цифровую модель реализации программы «Разговор о правильном питании» вовлечено более 100 тыс. участников, ежегодный прирост составляет 15—20%.

В дальнейшем планируются расширение охвата участников цифровой модели, разработка дополнительных инструментов, повышающих эффективность обучения.

1. Абрамова, Е. С. Источники информации подростков о здоровом образе жизни / Е. С. Абрамова // Концепт. — 2015. — № 1. — С. 56—60.

2. Быков, А. С. Педагогический потенциал социальных сетей / А. С. Быков // Педагогический имидж. — 2017. — Вып. 3 (36). — С. 36—44.

3. Губанов, Д. А. Модели влияния в социальных сетях / Д. А. Губанов, Д. А. Новиков, А. Г. Чхартишвили // Управление большими системами : сборник трудов. — 2009. — Вып. 27. — С. 205—281.

4. Дегтярева, В. В. Образовательный потенциал социальных сетей / В. В. Дегтярева // Философия образования. — 2010. — Вып. 3. — С. 30—35.

5. Извекова, М. Н. Влияние информационно-коммуникационной среды на становление молодежи как социальной группы / В. В. Дегтярева // Теория и практика общественного развития. — 2010. — № 1. — С. 56—60.

6. Макеева, А. Г. Влияние школьной образовательной программы правильного питания на семьи детей — участников обучения / А. Г. Макеева // Новые иследования. — 2017. — № 3 (52). — С. 63—69.

7. Щелина, Т. Т. Использование возможностей социальных сетей в формировании установки на ведение здорового образа жизни / Т. Т. Щелина, А. О. Чудакова // Молодой ученый. — 2015. — № 23-2. — С. 41—43.

8. Allen, M. S. Screen-based sedentary behaviour and psychosocial well-being in childhood: cross-sectional and longitudinal associations / M. S. Allen, S. A. Vella // Ment Health and Phys Act. — 2015. — Vol. 9. — P. 41—47.

9. Antwi, F. The effectiveness of web-based programs on the reduction of childhood obesity in school-aged children: A systematic review / F. Antwi, N Fazylova, M. C. Garcon [ect.] // JBI Libr Syst Rev. — 2012. — № 10. — P. 1—14.

(\

Журнал «Практика школьного воспитания» приглашает к сотрудничеству

Журнал издается Нижегородским институтом развития образования при поддержке Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области. Редакция журнала рассматривает актуальные материалы от руководителей образовательных организаций и методических служб, педагогов, воспитателей, психологов и других специалистов по работе с детьми. Подробная информация: http://www.niro.nnov.ru/?id=1483 и по телефону (831) 468-08-03.

ч_)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.