Научная статья на тему 'КАК ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ ВЛИЯЕТ НА ИХ ПОВЕДЕНИЕ, СВЯЗАННОЕ С ПИТАНИЕМ'

КАК ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ ВЛИЯЕТ НА ИХ ПОВЕДЕНИЕ, СВЯЗАННОЕ С ПИТАНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
95
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ПИТАНИЕ / ИЗБЫТОЧНЫЙ ВЕС / РАЦИОН / РЕЖИМ ПИТАНИЯ / ЦИФРОВЫЕ УСТРОЙСТВА / ПРОФИЛАКТИКА / HEALTH / NUTRITION / EXCESSIVE WEIGHT / DIET / DIGITAL DEVICES / PREVENTIVE MEASURES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Макеева А. Г.

В статье представлены современные данные мировой литературы, посвященные изучению того, как активная «диджитализация» современных детей и подростков влияет на их питание. Главным образом, внимание исследователей сосредоточено на изучении негативных изменений в режиме и рационе питания школьников. Однако сами исследования пока носят фрагментарный характер, не охватывая все характеристики поведения, связанного с питанием. Между тем, это направление исследований имеет очень важное значение для понимания реальных последствий вовлечения школьников в использования цифровых устройств для их здоровья, а также для разработки профилактических мер, препятствующих риску развития заболеваний.The article reviews current international literature on how active “digitalization” of contemporary children and adolescents affects their nutrition. Mainly, the attention of researchers is focused on the study of negative changes in the diet of schoolchildren. However, the research itself does not cover all the characteristics of behaviour related to nutrition. Meanwhile, this line of research is very important for understanding how the use of digital devices influences the health of school children. It also contributes to the development of measures preventing diseases.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАК ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ ВЛИЯЕТ НА ИХ ПОВЕДЕНИЕ, СВЯЗАННОЕ С ПИТАНИЕМ»

КАК ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ ВЛИЯЕТ НА ИХ ПОВЕДЕНИЕ, СВЯЗАННОЕ С ПИТАНИЕМ

А.Г. Макеева1

ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Москва

В статье представлены современные данные мировой литературы, посвященные изучению того, как активная «диджитализация» современных детей и подростков влияет на их питание. Главным образом, внимание исследователей сосредоточено на изучении негативных изменений в режиме и рационе питания школьников. Однако сами исследования пока носят фрагментарный характер, не охватывая все характеристики поведения, связанного с питанием. Между тем, это направление исследований имеет очень важное значение для понимания реальных последствий вовлечения школьников в использования цифровых устройств для их здоровья, а также для разработки профилактических мер, препятствующих риску развития заболеваний.

Ключевые слова: здоровье, питание, избыточный вес, рацион, режим питания, цифровые устройства, профилактика

Studying how using digital devices by school children influences food behaviour. The article reviews current international literature on how active "digitalization" of contemporary children and adolescents affects their nutrition. Mainly, the attention of researchers is focused on the study of negative changes in the diet of schoolchildren. However, the research itself does not cover all the characteristics of behaviour related to nutrition. Meanwhile, this line of research is very important for understanding how the use of digital devices influences the health of school children. It also contributes to the development of measures preventing diseases.

Keywords: health, nutrition, excessive weight, diet, digital devices, preventive measures

ВВЕДЕНИЕ

Повсеместное распространение мобильных технологий существенно изменило жизнь современных людей, как взрослых, так и, в особенности, представителей молодого поколения. Цифровые устройства разного формата начинают активно использоваться уже в раннем возрасте. Так, по данным американских исследователей [21] 66 % детей уже в возрасте 3-4 лет проводят перед экраном компьютера или мобильным устройством 3 часа в день, к 5 годам это время увеличивается до 4, 5 часов. К подростковому же возрасту количество часов, проведенных с цифровым устройством, возрастает до 7,5 - 10 часов [17].

Столь сильная вовлеченность в использование цифровых устройств в значительной степени отражается на образе жизни современных детей и подростков, их физическом, психологическом и социальном здоровье. В научной литературе обсуждаются такие негативные эффекты использования мобильных технологий как

Контакты: 1 Макеева А.Г. - E-mail: <[email protected]>

снижение двигательной активности, сужение социальных контактов, низкая концентрация внимания, снижение способности анализировать информацию и т.д. [2].

Одним из наиболее часто упоминаемых последствий использования цифровых устройств является распространение избыточного веса и ожирения среди детей и подростков [5; 10].

Консультативный комитет по питанию США на основании проведенного ме-таанализа более 30 исследований, делает вывод о наличии ярко выраженной связи между временем, затрачиваемым на работу с цифровыми устройствами и риском появления избыточного веса. Наличие этой связи проявляется как среди взрослых пользователей, так, в особенности, среди детей [19].

На первый взгляд, эффект влияния продолжительности времени работы с цифровыми устройствами на появление избыточного веса, очевиден и связан с снижением доли физической активности в ежедневном расписании детей и подростков. Однако, целый ряд исследований подтверждает наличие и других важных форм влияния вовлеченности ребенка в использование мобильных технологий на риск появления избыточного веса. Прежде всего, это изменение структуры и характера питания.

Влияние вовлеченности школьников в использование цифровых устройств на их рацион питания

В целом ряде работ отмечается, что активная вовлеченность в использование цифровых устройств обуславливает повышение частоты употребления высококалорийных продуктов - сладостей, снеков, напитков с высоким содержанием сахара и т.д [14; 15; 18] Эта особенность проявляется как среди девочек, так и мальчиков, в разных возрастных группах - от дошкольников до подростков.

Изменение структуры рациона может быть связано с несколькими причинами. Во-первых, с влиянием специальной рекламы высококалорийных продуктов, которая активно размещается как на телевидении, так и в социальных сетях [8]. Во-вторых, с тем, что просмотр телевизионных программ, также как и вовлечение в он-лайн активности (игры, общение и т.д.) в определенной степени снижает чувство сытости. Это, в свою очередь, способствует избыточному употреблению пищи в течение дня [13].

Влияние вовлеченности школьников в использование цифровых устройств на их режим питания

Еще один важный аспект влияния использования мультимедийных ресурсов на поведение детей и подростков, связанное с питанием, выражается в пропусках основных приемов пищи. По данным исследователей [11; 23] примерно каждый десятый респондент 6-14 лет пропускал по крайней мере один прием пищи каждую неделю для просмотра телевизора или игры в компьютерные игры. Еженедельный пропуск приема пищи происходит более регулярно у мальчиков, в сравнении с девочками. С возрастом частота пропусков пищи возрастает. Частота пропусков пищи возрастает также по мере возрастания вовлеченности в использование цифровых устройств. Так, подростки, регулярно играющие в компьютерные игры 3-4 раза в неделю, пропускают в течение недели приемы пищи в 2 раза

чаще по сравнению с их ровесниками, не вовлеченными в регулярный гейминг. У тех же подростков, кто играет в компьютерные игры более 4 раз в неделю, частота пропусков пищи возрастает в 10 раз [11].

Вовлечение в использование цифровых устройств влияет и на продолжительность приемов пищи, существенно сокращая их [11; 23]. Так, у подростков, проводящих от 2 до 4 часов с компьютером или мобильным устройством, среднее время, которое они тратят на еду в течение дня, составляет 50-60 минут. При увеличении времени использования компьютерных и мобильных устройств до 5-6 часов время на еду сокращается и составляет 35-40 минут в течение дня.

Как влияют разные формы использования цифровых технологий на рацион питания школьников.

Использование цифровых устройств детьми и подростками имеет разные цели - может быть связано с обучением, развлечением (компьютерные игры, просмотр видео), социальным общением, самоидентификацией (размещение постов, ведение блогов, подготовка и размещение видео). У разных пользователей цифровых устройств может преобладать тот или иной вид деятельности.

Может ли преобладание того или иного формата использования цифрового устройства по-разному влиять на поведение, связанное с питанием? В научной литературе нет специальных исследований, посвященных анализу именно этого аспекта. Однако в ряде работ есть отдельное упоминается о гейминге, как наиболее существенном факторе, влияющем на поведение, связанное с питанием, провоцирующем возрастание частоты употребления выскокалорийных продуктов [2; 10; 20].

Профилактика негативных последствий вовлеченности школьников в использование цифровых технологий.

В качестве основной формы профилактики любых негативных влияний вовлеченности детей и подростков в использование цифровых устройств чаще всего рассматривается сокращение времени использования. Так, анализ результатов интервенций, направленных на сокращение «экранного времени» у пользователей, подтверждает их позитивное влияние на индекс массы тела (его снижение). Однако при этом не анализируется, что именно меняется в поведении испытуемых, в том числе и в поведении, связанном с питанием [12]. Этот вопрос требует дополнительных специальных исследований и анализа.

Однако сегодня активно развивается и другое направление профилактики негативных эффектов цифровизации за счет использования самих цифровых технологий. Речь идет о специальных образовательных инструментах, которые направлены как на формирование у различных групп населения знаний о здоровом образе жизни, так и на формирование конкретных навыков здорового образа жизни. В метаобзоре [25] было отмечено более 19 работ, в которых рассматривается позитивный эффект использования диджитальных технологий для профилактики развития избыточного веса и ожирения, в том числе и за счет изменения поведения, связанного с питанием.

Так, в исследовании [24] анализировался эффект влияния специальной профилактической программы для подростков, внедряемой в Испании. Программа

представляет собой интерактивный комикс для детей и родителей. Комикс включает 6 разделов. В каждом из разделов есть информационный блок, интерактивные задания-тесты, а также блок постановки специальных целей-задач на неделю. Все цели связаны с освоением того или иного правила здорового образа жизни. Еженедельно пользователи этой программы получают специальные сообщения-напоминания о необходимости анализа достигнутых результатов и постановки новых целей.

В работе [6] рассматриваются результаты апробации канадской веб-платформы «Команда Нутриатлон». Платформа рассчитана на подростков и предполагает командное участие. Основная цель программы - увеличение употребления школьниками фруктов, овощей и молочных продуктов. Классы-участники регистрируются на сайте. Каждый из учащихся в течение месяца отмечает на сайте с помощью специальных значков-иконок: какие овощи, фрукты и молочные продукты он сьел в течение дня. За каждый полезный продукт участнику начисляется балл. Баллы участников одной команды суммируются. В конце месяца подводятся итоги и сравниваются результаты разных команд.

Примером российской он-лайн образовательной платформы, направленной на формирование у детей и подростков навыков правильного питания является сайт программы «Разговор о правильном питании» - www.prav-pit.ru [1] На сайте размещен целый комплекс образовательных инструментов, предназначенных как для педагогов, так и семей - детей и родителей. Образовательные игры «Формула правильного питания», «Город здоровья», он-лайн тесты, он-лайн кулминарная студия и т.д. Цель этих инструментов - не только расширить знания детей и взрослых о здоровом образе жизни, но и мотивировать их заботиться о своем здоровье. Поэтому все задания и активности, в которых участвуют пользователи сайта, предполагают выполнение реальных действий - приготовление полезного блюда, занятия спортом и т.д. В качестве подтверждения участники на сайте должны загрузить соответствующую фотографию.

Абсолютное большинство исследований, посвященных роли цифровых устройств в формировании навыков здорового питания, отмечают эффективность такого рода инструментов. Одновременно отмечается, что пока изучен только краткосрочный эффект внедрения. Для определения масштаба влияния цифровых инструментов и их роли в профилактике заболеваемости необходимо дальнейшее изучение результатов внедрения [7; 9]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из значимых негативных эффектов вовлеченности школьников в использование цифровых устройств являются изменения их рациона и режима питания. Они проявляются в возрастании частоты использования высококалорийных продуктов, снижении частоты использования полезных продуктов (овощи и фрукты), пропусках основных приемов пищи и сокращением времени на еду в течение дня. Эти изменения отмечаются среди разных возрастных групп, как у мальчиков, так и у девочек. Выраженность изменений напрямую зависит от степени вовлеченности школьников в использование цифровых устройств - чем она больше, тем сильнее проявляются негативные изменения.

Одним из эффективных направлений профилактики негативного влияния ди-джитализации школьников на характер их питания заключается в разработке специальных цифровых инструментов, которые способствуют формированию у детей и подростков навыков правильного питания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Макееева А.Г и др. Формирование основ культуры питания у детей и подростков - методические аспекты. Вопросы детской диетологии. 2013. Т.11№ 2:.44-47.

2. Allen M.S., Vella S.A. Screen-based sedentary behaviour and psychosocial well-being in childhood: cross-sectional and longitudinal associations. Ment. Health and Phys. Act. 2015. V 9:41-47

3. Antwi F, Fazylova N, Garcon MC, Lopez L, Rubiano R, Slyer J. The effectiveness of web-based programs on the reduction of childhood obesity in school-aged children: A systematic review. JBI Libr Syst Rev. 2012; 10:1-14.

4. Danielsen YS, Juliusson PB, Nordhus IH, et al. The relationship between lifestyle and cardio-metabolic risk indicators in children: the importance of screen time Acta Paediatr. 2011; 100: 253-259

5. Dietz WH, Gortmaker SL. Preventing obesity in children and adolescents. Annual Rev Public Health. 2001; 22:337-339

6. Chamberland K, Sanchez M, Panahi S, Provencher V, Gagnon J, Drapeau V. The impact of an innovative web-based school nutrition intervention to increase fruits and vegetables and milk and alternatives in adolescents: a clustered randomized trial. The International journal of behavioral nutrition and physical activity. 2017; 14(1): 140

7. Evans CE, Christian MS, Cleghorn CL, Greenwood DC, Cade JE. Systematic review and meta-analysis of school-based interventions to improve daily fruit and vegetable intake in children aged 5 to 12 y. American Journal of Clinic Nutrition. 2012; 96(4):889-901

8. Halford JC, Boyland EJ, Hughes GM, Stacey L, McKean S, Dovey TM. Be-yond-brand effect of television food advertisements on food choice in children: the effects of weight status. Public Healthy Nutrition. 2008; 11(9):897-904.

9. Howerton MW, Bell BS, Dodd KW, Berrigan D, Stolzenberg-Solomon R, Nebeling L. School-based nutrition programs produced a moderate increase in fruit and vegetable consumption: meta and pooling analyses from 7studies. Journal of nutrition education and behavior. 2007;39(4):186-96

10. De Jong E., Visscher T.L.S., HiraSing R.A., Heymans M.W., Seidell J.C., Renders C.M. Association between TV viewing, computer use and overweight, determinants and competing activities of screen time in 4- to 13-year-old children. International Journal of Obesity. 2013; 37:47-53.

11. Kathleen Custers, Jan Van den Bulck. Television viewing, computer game play and book reading during meals are predictors of meal skipping in a cross-sectional sample of 12-, 14- and 16-year-olds' Public Health Nutrition. 2009;13(4): 537-543.

12. Lei Wu, Samio Sun, Yao He, Bin Jiang. The effect of interventions targeting screen time reduction a systematic review and meta-analysis. Medicine (Baltimore).

2016; 95(27): e4029

13. Matheson DM, Killen JD, Wang Y, Varady A, Robinson TN. Children's food consumption during television viewing. American Journal of Clinic Nutrition. 2004; 79:1088-1094.

14. Montoye Alexander H; Karin A Pfeiffer; Katherine Alaimo; Heather Hayes Betz; Hye-Jin Paek; Joseph J Carlson; Joey C Eisenmann. Junk food consumption and screen time: association with childhood adiposity American journal of health behav-ior.2013; 37: 395-403

15. Pearson N, Biddle SJ, Gorely T. Family correlates of fruit and vegetable consumption in children and adolescents: a systematic review. Public Health Nutrition. 2009;12(2):267-83

16. Pérez-Farinós Napoleón. Screen time and frequency of food and drink consumption in Spain in the 2011 and 2013 ALADINO: a cross-sectional study. BMC Public Health. 2017; 17(1):33.

17. Rideout, V., Foehr, U., & Roberts, D. Generation M2 Media in the lives of 8 to 18-year-olds. Kaiser Family Foundation Study. 2010. https://www.kff.org/other/poll-finding/report-generation-m2-media-in-the-lives

18. Shang L, Wang J, O'Loughlin J, Tremblay A, Mathieu M-E, Henderson M, et al. Screen time is associated with dietary intake in overweight Canadian children. Preventive Medicine reports. 2015; 2:265-269.

19. Spahn, J.M., Lyon, J.M.G., Altman, J.M.2011. The systematic review methodology used to support the 2010 Dietary Guidelines Advisory Committee. Journal of American Dietary Association. 2010:111(4):520-523.

20. Siegmund LA, Naylor JB, Santo AS, Barkley JE. The effect of a peer on VO2 and game choice in 6-10 year old children Frontiers in Physiology. 2014; 5:202.

21. Tandon PS, Zhou C, Lozano P, Christakis DA. Preschoolers' total daily screen time at home and by type of child care. Journal of Pediatric. 2011; 158(2):297-300.

22. Tufano JT, Karras BT. Mobile eHealth interventions for obesity: a timely opportunity to leverage convergence trends. Journal of Medical Internet Researches. 2005; 7(5):e58.

23. Van den Bulck J, Eggermont S. Media use as a reason for meal skipping and fast eating in secondary school children; Journal of Human Nutrition Diet. 2006; 19: 110.

24. Verdaguer S, Mateo KF, Wyka K, Dennis-Tiwary TA. Web-Based Interactive Tool to Reduce Childhood Obesity Risk in Urban Minority Youth: Usability Testing Study. Pediatric. 2010; 125(4):756-767.

25. Weihrauch-Blüher S, Koormann S, Brauchmann J, Wiegand S. Electronic media in obesity prevention in childhood and adolescence. International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2017; 14(1):97.

REFERENSES

1. Makeeeva A.G i dr. Formirovanie osnov kul'tury' pitaniya u detej i podrostkov - metodicheskie aspekty'. Voprosy' detskoj dietologii. 2013. T.11.№ 2:.44-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.