Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК РЕСУРС ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ЕЕ СУБЪЕКТОВ'

ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК РЕСУРС ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ЕЕ СУБЪЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЛАТФОРМЕННЫХ РЕШЕНИЙ / ПОЗИЦИОННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГА / ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ / DIGITAL EDUCATION ENVIRONMENT / DIGITAL LEARNING / FUNCTIONAL CAPABILITIES OF PLATFORM SOLUTIONS / POSITIONAL SELF-DETERMINATION OF A TEACHER / PROTECTING AND PROMOTING THE HEALTH OF SCHOOLCHILDREN AND TEENAGERS / A HEALTHY FOOD CULTURE OF MODERN SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лескина И.Н., Сажин А.Ю.

В статье раскрыто содержание понятий «цифровая образовательная среда» и «цифровое обучение» в контексте вопросов охраны и укрепления здоровья школьников в современном высокотехнологичном обществе. Представлены функциональные возможности образовательных платформенных решений, способствующих эффективному сотрудничеству семьи и школы в вопросах формирования культуры здорового питания учащихся. Введено представление о позиционном самоопределении педагога в условиях цифрового общества по данным вопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лескина И.Н., Сажин А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A RESOURCE OF HEALTH SAVING ITS SUBJECTS

The article reveals the content of the concepts «digital education environment» and «digital learning» in the context of protecting and promoting the health of schoolchildren in the modern high-tech society. Functional capabilities of educational platform solutions that promoting effective cooperation between the family and the school in the formation of a healthy food culture for students are presented. The idea of the positional self-determination of a teacher in a digital society on these issues is introduced.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК РЕСУРС ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ЕЕ СУБЪЕКТОВ»

девиантного поведения, формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 21 ноября 2018 г.). — М. : ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2018. — С. 67—70.

6. Работа с подростками и молодежью в трудной жизненной ситуации : учебное пособие / под ред. Т. Э. Петровой. — М. : РУСАЙНС, 2016. — 146 с.

7. Рожков, М. И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / М. И. Рожков. — М. : Книга по Требованию, 2014. — 240 с.

8. Рудакова, И. А. Девиантное поведение / И. А. Рудакова, О. С. Ситникова, Н. Ю. Фаль-чевкая. — М. : Феникс, 2016. — 160 с.

9. Фадеева, С. А. Оценка качества воспитания школьников: традиции, возможности, этика / С. А. Фадеева // Нижегородское образование. — 2017. — № 3. — С. 12—19

10. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями).

11. http://www.takzdorovo.ru/.

12. http://www.fcprc.ru/.

13. http://www.niro.nnov.ru/?id=50732.

ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК РЕСУРС ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ЕЕ СУБЪЕКТОВ

И. Н. ЛЕСКИНА, кандидат педагогических наук, руководитель центра социально-педагогических измерений в образовании, доцент кафедры информационных технологий НИРО inleskina@yandex.ru

А. Ю. САЖИН,

генеральный директор

АНО «Национальная открытая школа»

(Москва)

a.sazhin@coreapp.ai

В статье раскрыто содержание понятий «цифровая образовательная среда» и «цифровое обучение» в контексте вопросов охраны и укрепления здоровья школьников в современном высокотехнологичном обществе. Представлены функциональные возможности образовательных платформенных решений, способствующих эффективному сотрудничеству семьи и школы в вопросах формирования культуры здорового питания

учащихся. Введено представление о позиционном самоопределении педагога в условиях цифрового общества по данным вопросам.

The article reveals the content of the concepts «digital education environment» and «digital learning» in the context of protecting and promoting the health of schoolchildren in the modern high-tech society. Functional capabilities of educational platform solutions that promoting effective cooperation between the family and the school in the formation of a healthy food culture for students are presented. The idea of the positional self-determination of a teacher in a digital society on these issues is introduced.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, цифровое обучение, функциональные возможности платформенных решений, позиционное самоопределение педагога, охрана и укрепление здоровья детей и подростков, культура здорового питания современных школьников

Key words: digital education environment, digital learning, functional capabilities of platform solutions, positional self-determination of a teacher, protecting and promoting the health of schoolchildren and teenagers, a healthy food culture of modern schoolchildren

Важным фактором качества жизни в современном обществе и условием эффективной реализации радикальных изменений в экономике Российской Федерации является здоровье граждан. При этом особого внимания заслуживают вопросы охраны и укрепления здоровья детей и молодежи, которые будут жить в высокотехнологичном обществе [4; 6].

Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования определены направления по разработке основных образовательных программ, ориентированных на формирование общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, в частности культуры здорового питания. Фундамент здоровья человека закладывается в семье, а развитие первичных навыков пищевой культуры продолжается в школе, когда происходят интенсивное биологическое развитие ребенка, физиологическая перестройка, возрастает подвижность нервных процессов и т. п. Следовательно, формирование навыков и привычек, связанных с культурой здорового и безопасного образа жизни в цифровом мире, должно осуществляться на основе консолидации усилий семьи и школы.

Парадоксальность существующей ситуации состоит в том, что приоритетными для детей и подростков теперь являются вопросы, касающиеся освоения непрерывно совершенствующихся технических устройств и новых технологий, а вопросы, связанные с охраной и укреплением собственного здоровья, волнуют их в меньшей степени, хотя как раз это имеет первоочередную значимость в период роста и развития организма. Таким образом, недобросовестное отношение к элементарным правилам здоровьесбере-жения, и в частности, к культуре пищевого поведения в детском и подростковом возрасте ставит под угрозу вопрос о продолжительности полноценной жизни человека в высокотехнологическом обществе. Необходимо отметить, что для пропаганды культуры здорового питания среди «digital natives» (цифрового поколения) наряду с традиционными (беседа, классный час и др.), но утрачивающими свою эффективность в условиях цифровой образовательной среды, востребованы новые формы и способы.

«Цифровая образовательная среда — это открытая совокупность информационных систем, применение которых на основе новых педагогических технологий направлено на создание возможностей для приобретения обучающимся компетенций,

способствующих переходу личных потенциальных способностей в категорию реальных, что в перспективе позволит "управлять собственным развитием в нестабильном и сложном мире"» [3, с. 27—28].

Сегодня, в период стремительного развития цифровой образовательной среды, происходит трансформация традиционной классно-урочной модели школы в формат цифровой, что является вектором в парадигме развития цифрового обучения, технологии, формы и способы которого ориентированы непосредственно на «digital natives». В контексте нашего исследования содержание термина «цифровое обучение» подразумевает понимание пользователем (взрослым и ребенком) устройства цифровой образовательной среды в целом, умение эффективно использовать возможности отдельных ее компонентов для нахождения в минимальные сроки в глобальных источниках информации нужных единиц знаний, их фильтрации, классифицирования и применения здесь и сейчас с учетом охраны собственного здоровья.

В этой связи целью нашего исследования является определение эффективных механизмов интеграции в образовательную среду школы, современного социального института, образовательных платформенных решений, ориентированных на эффективное сотрудничество семьи и школы в вопросах формирования культуры здорового питания школьников. В свою очередь это будет способствовать созданию качественного кадрового потенциала цифровой экономики России, ориентированного на осуществление «прорывного научно-технологического и социально-экономического развития РФ» [1; 4].

Гипотеза нашего исследования заключается в том, что достижению национальных целей развития страны [5], а

По данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня во всем мире одной из актуальных проблем является «широкая распространенность детского ожирения», что обусловлено низким уровнем пищевой культуры обучающихся.

также обеспечению «ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере» и повышению «ожидаемой продолжительности жизни» населения будут способствовать:

3 применение современных технологий для формирования у школьников мотивации к здоровому образу жизни и культуре здорового питания в частности;

3 позиционное самоопределение взрослых — педагогов в роли тьюторов, конструкторов, архитекторов и, возможно, дидактов в области создания условий для воспитания культуры здорового питания; родителей в роли тьюторов по вопросам пищевого поведения детей и подростков [3].

По данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня во всем мире одной из актуальных проблем является «широкая распространенность детского ожирения», что обусловлено не только малоподвижным образом жизни, но и низким уровнем пищевой культуры обучающихся в условиях ускоряющегося темпа жизни. По результатам последних исследований ВОЗ, в Российской Федерации «более 2,7 миллиона детей страдают избыточным весом (и 0,5 миллиона из них — ожирением различной степени)». Среди основных причин этого, кроме «влияния продовольственных систем, коммерческих интересов и социальных детерминантов», была выявлена закономерность, связанная с уровнем образования родителей и их компетентностью в вопросах формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся [2].

В современном обществе самым распространенным способом, применяемым родителями для привития детям пищевой культуры, по-прежнему остается «методика запретов» потребления неполезных продуктов питания (фастфудов, газировки и т. д.). Однако запретами проблему решить нельзя, важно, чтобы сами дети и молодежь были ориентированы в повседневной жизни на такие продукты, которые обеспечат организм необходи-

мыми для нормального роста и развития веществами, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности обучения, сохранению энергии и укреплению иммунитета.

Вопросы организации питания школьников решаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 37) и в соответствии с СанПиНами. В дневных общеобразовательных организациях, где обучается основная часть детей и подростков, питание организовано с учетом всех требований и рекомендаций государственного законодательства. Согласно результатам мониторингов Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам организации питания школьников, в 58,5 % дневных общеобразовательных организациях расширен ассортимент продуктов, повышено потребление молока и различных молочных продуктов, обогащенных кальцием, и др.; в 78,9 % дневных общеобразовательных организациях осуществляется дополнительная витаминизация блюд для школьного питания. При этом необходимо учитывать, что не у всех обучающихся есть возможностью получать горячее питание в школе (это может быть обусловлено различными причинами, в том числе особенностями здоровья), а организация питания школьников во внеурочное время находится в основном в ведении родителей. В этом контексте возрастает значимость сотрудничества семьи и школы по вопросам привития детям и подросткам культуры правильного питания, что обуславливает необходимость определения новых эффективных механизмов для организации непрерывного сопровождения детей и подростков при формировании пищевой культуры.

Важно отметить, что в условиях воспитания культуры здорового питания, реализуемого в образовательных организациях, школа должна оказывать родителям помощь в освоении компетенций тью-

торского сопровождения обучающихся совместно с педагогами.

По данным мониторингов Министерства просвещения РФ, в 78 % общеобразовательных организаций реализуются образовательные программы по формированию здорового образа жизни и культуры здорового питания; в 93 % общеобразовательных организаций совместно с родительским сообществом проводится информационно-разъяснительная работа с обучающимися и их родителями; в 82 субъектах Российской Федерации с помощью средств массовой информации, интернет-площадок активно пропагандируется здоровое питание среди обучающихся, введен запрет на рекламу детского фастфуда; в 60 субъектах РФ активно используется разработанная Институтом возрастной физиологии Российской академии образования, программа «Разговор о правильном питании», ориентированная на дошкольников и школьников.

Национальной открытой школой при поддержке АНО «Агентство стратегических инициатив» и АНО «Российская система качества» реализуется интерактивный образовательный проект «Здоровое питание от А до Я». Он стартовал в 2018 году в шести субъектах Российской Федерации при участии педагогов, учащихся начальных классов и родителей. В 2019 году проект взят на вооружение уже в 20 субъектах РФ и ориентирован на педагогов, обучающихся начальных классов и среднего звена школы и их родителей.

Необходимо отметить, что проведение мероприятий с привлечением интернет-площадок для размещения рекомендаций для детей и молодежи по вопросам здорового питания, вебинаров и общественных обсуждений, например вреда фастфуда, — это эффективные формы

В условиях воспитания культуры здорового питания, реализуемой в образовательных организациях, школа должна оказывать родителям помощь в освоении компетенций тьюторского сопровождения обучающихся совместно с педагогами.

пропаганды здорового питания обучающихся, которые развивают у них коммуникативные навыки в интернет-пространстве. Формирование культуры здорового питания школьников будет более эффективным на основе проектно-конструктор-ской деятельности, направленной на создание современной образовательной среды, позволяющей осуществлять сотрудничество детей, родителей и педагогов с использованием цифровых технологий. Сегодня наряду с сетевыми ресурсами

для реализации информационной и коммуникационной составляющих популяризации культуры здорового питания агре-гаторами цифровых систем совместно с представителями здравоохранения, науки и образования разрабатываются и внедряются платформы для онлайн-обу-чения и проектно-конструкторской деятельности в области формирования пищевой культуры. Функциональные возможности платформ ориентированы как на детей, так и на взрослых (см. таблицу).

Функциональные возможности платформ

Основная информация о проектах Участники проекта Возможности платформенных решений

Проект «Разговор о правильном питании» (https://www.prav-pit.ru/) — разработан и реализуется Институтом возрастной физиологии Российской академии образования совместно с ООО «Нестле Россия» при поддержке Министерства просвещения РФ Дети 6—14 лет, педагоги, родители 3 Электронный конструктор учебных материалов для педагогов; 3 методическая библиотека для педагогов и родителей; 3 интернет-викторины; 3 обучающие игры; 3 интерактивные задания для детей

Проект «<Здоровое питание от А до Я» (https://zdorovoe.menu/) — разработан и реализуется АНО «Национальная открытая школа» совместно с Группой компаний Данон (Россия) и Фонда Луи Бондюэля при поддержке Агентства стратегических инициатив Обучающиеся начальных классов и среднего звена, педагоги, родители 3 Платформа адаптивного микрообучения CORE для помощи педагогам в создании дидактических материалов; 3 методические рекомендации для педагогов и родителей; 3 интерактивные обучающие комплексы для школьников и их родителей; 3 система вебинаров; 3 система обратной связи [5]

В отличие от широко распространенных сегодня «рамочных» решений в области информационно-методического сопровождения детей и подростков по вопросам культуры здорового питания (сайтов, порталов с полезной информацией) платформа адаптивного онлайн-микрообу-чения CORE, на которой реализуется проект «Здоровое питание от А до Я» (https://zdorovoe.menu), располагает функциональными возможностями для различных видов деятельности (информационной, коммуникативной, образовательной и конструкторско-дидактической), ориентированных на создание условий для сопровождения детей и подростков.

Основными преимуществами платформы CORE являются:

3 наличие интерактивных обучающих комплексов для школьников, педагогов и родителей;

3 возможность интеграции интерактивных дидактических материалов как в учебную, так и во внеурочную деятельность в соответствии с ФГОС;

3 вариативность дидактических материалов, основанных на современных методиках и учебниках;

3 функциональные возможности для создания авторских дидактических материалов;

3 условия для реализации персонализированных траекторий обучающихся в интерактивном формате;

3 наличие инструментов диагностики и обратной связи;

3 адаптивность для использования контента в разных браузерах и операционных системах.

Основными результатами участия в интернет-проектах «Разговор о правильном питании» и «Здоровое питание от А до Я» для детей и подростков стали:

3 формирование и совершенствование культуры здорового питания как важного условия сохранения и укрепления здоровья;

3 рост мотивации к выполнению правил здорового образа жизни человека в современном обществе;

3 повышение информированности о профилактике ожирения и болезней органов пищеварения.

Результаты педагогов и родителей:

3 совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области цифрового обучения;

3 формирование компетентности педагогов и родителей в области применения новых технологий, ориентированных на поддержку и пропаганду правильного питания и сохранения здоровья школьников.

Эффективное формирование культуры здорового питания учащихся на основе применения возможностей платформы адаптивного онлайн-микрообучения CORE возможно при:

3 переосмыслении педагогом собственной позиции в цифровой образовательной среде: он должен быть не только тьютором, но и конструктором, архитектором и дадактом в области создания условий, способствующих охране и укреплению здоровья учащихся;

3 активной поддержке родителей обучающихся, направленной на непрерывное сопровождение (в учебной и внеучебной деятельности) детей и подростков по вопросам пищевого поведения.

Образовательная облачная платформа CORE сегодня применяется в школах для смешанного обучения, в частности, в области формирования культуры здорового питания школьников. Функциональ-

ные возможности CORE позволяют педагогу конструировать занятия для своей школы, отдельного класса, конкретного обучающегося на основе образовательного контента проекта «Здоровое питание от А до Я», а также с привлечением других ресурсов, в том числе авторского цифрового образовательного контента, что не только дополняет личностные возможности педагога, но и увеличивает его профессиональный потенциал [5].

Использование ресурсов платформы CORE и интерактивного дидактического обеспечения в области формирования культуры здорового питания может способствовать:

3 развитию у школьников базовых навыков и умений в цифровой среде, необходимых для их профессионального самоопределения как будущих специалистов, ориентированных на здоровый образ жизни, которым предстоит работать в условиях цифровой экономики;

3 внедрению в образовательную деятельность «новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс» [4; 6];

3 сотрудничеству с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья школьников;

3 созданию условий для роста «ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 65 лет» [4; 6] на основе формирования у населения культуры правильного питания еще в детском и подростковом возрасте;

3 повышению мотивации учащихся и их родителей к здоровому образу жизни, включая здоровое питание;

3 увеличению количества граждан, ведущих здоровый образ жизни, следующих нормам правильного питания;

Образовательная облачная платформа CORE сегодня применяется в школах для смешанного обучения, в частности, в области формирования культуры здорового питания школьников.

Качество сопровождения детей и подростков по вопросам формирования пищевой культуры в условиях цифрового общества зависит от двух факторов: внешнего — когда функциональные возможности цифрового образовательного пространства становятся возможностями субъекта (педагога и родителя), и внутреннего — стремления к преобразованию собственной позиции в области формирования культуры здорового питания ребенка как представителя «digital natives».

Грамотное использование интерактивных обучающих комплексов и функциональных возможностей совершенствующихся образовательных платформ позволит сформировать культуру здорового питания у школьников, сохранить их здоровье, улучшить образовательные результаты, развить навыки в области применения цифровых технологий.

ЛИТЕРАТУРА _

Работая над повышением качества информационно-методического сопровождения учащихся при формировании культуры здорового питания, необходимо предусмотреть консалидацию возможностей семьи и школы с ресурсами организаций здравоохранения, науки и образования, общественных организаций, органов государственной и региональной власти, бизнеса.

Современные образовательные платформы и онлайн-проекты по здоровье-сбережению могут стать для педагогов и родителей универсальным инструментом для сопровождения формирования и развития у детей и подростков базовых навыков и умений деятельности в цифровой среде, необходимых им в будущем для профессионального самоопределения в цифровом обществе, ориентированном на здоровый образ жизни.

1. Государственная программа «Развитие образования» на 2018—2025 годы: утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642. — URL: http://government.ru/ programs/202/events/.

2. Доклад Всемирной организации здравоохранения. — URL: http://www.whogis.com/gho/ publications/world_health_statistics/ru/.

3. Лескина, И. Н. Цифровая школа как пространство позиционного самоопределения педагога / И. Н. Лескина, Е. Г. Калинкина // Нижегородское образование. — 2019. — № 2. — С. 27—34.

4. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 года № 1632-р. — URL: http://static.govemment.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.

5. Организация смешанного обучения на основе функциональных возможностей «<CORE» — конструктора образовательных материалов : учебно-методическое пособие / И. Л. Леонова, И. Н. Лескина, А. Ю. Сажин. — М. : АНО «Национальная открытая школа», 2019.— 100 с.

6. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». — URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.