Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SOCIAL INTEGRATION / CHILDREN WITH DISABILITIES / ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION / INCLUSIVE EDUCATION / DIGITAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кийкова Надежда Юрьевна, Васильева Надежда Ивановна

Введение. В данной статье предлагается задача конкретизации содержания, организационных форм и средств социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями средствами физической культуры. Представлено содержание учебной деятельности, формирующей опыт социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями, в условиях актуальных сфер жизнедеятельности: труд и отдых, быт, медицина. В качестве организационных форм, дифференцирующих содержание образования и выбор дополнительных цифровых образовательных ресурсов, представлены четыре медицинские группы здоровья: основная, подготовительная, специальная, реабилитационная. Благодаря этому осуществлена социализация детей и подростков посредством приобщения к сфере охраны здоровья и формирования новых ценностей и ценностных ориентаций в условиях цифровой образовательной среды. Методология. В статье представлен анализ научной психолого-педагогической литературы, нормативных документов и социологических данных. Определены дидактические элементы образовательного процесса с инклюзией в цифровой образовательной среде. Результаты исследования нашли свое отражение в рассмотрении вопросов, способствующих охране и укреплению здоровья школьников средствами физической культуры: 1) в сформированности правильного отношения человека к социальной интеграции, обусловленного образом жизни, системой сохранения здоровья и физкультурно-спортивной деятельности; 2) формировании представлений об осознанном отношении к общим и личным целям, возможностях совпадения индивидуальных и групповых интересов в совместной деятельности; 3) актуализации использования современных образовательных технологий, ориентированных на повышение качества образовательных результатов с помощью цифровых образовательных ресурсов. Заключение. Повышение научной и практической значимостиданнойтемывозможноблагодарярассмотрению вопроса социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями в условиях выбора в качестве ведущего вида физической культуры определенного уровня и соответствующих технологий формирования адаптивной физической культуры (адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивные двигательные рекреации, физическая реабилитация, креативные телесно ориентированные (художественно-музыкальные) практики).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кийкова Надежда Юрьевна, Васильева Надежда Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL INTEGRATION OF CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS WITH THE MEANS OF PHYSICAL EDUCATION UNDER THE CONDITIONS OF USING THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Introduction. This article considers the problem of concretizing the content, organizational forms and means of social integration of children with special educational needs by means of physical culture. The content of educational activities, which forms the experience of social integration of children with special educational needs, in the conditions of relevant spheres of life: work and rest, everyday life, medicine is presented. Four medical health groups are presented as organizational forms that differentiate the content of education and the choice of additional digital educational resources: basic, preparatory, special, and rehabilitation. Thanks to this, the practice of socialization of children and adolescents has been carried out in the form of familiarization with the field of health care through the formation of new values and value orientations in the context of using the digital educational environment. Methodology. The article presents an analysis of scientific psychological and pedagogical literature, regulatory documents and sociological data. The didactic elements of the educational process in the context of inclusion using the digital educational environment have been determined. The research results were reflected in the consideration of issues contributing to the protection and strengthening of the health of schoolchildren by means of physical culture: 1) the formation of the correct attitude of a person to social integration, due to the way of life, the system of maintaining health and physical culture and sports activity; 2) the formation of ideas about a conscious attitude towards general and personal goals, the possibilities of coincidence of individual and group interests in joint activities; 3) updating the use of modern educational technologies aimed at improving the quality of educational results using digital educational resources. Conclusion. Increasing the scientific and practical significance of this topic is possible due to considering the issue of social integration of children with special educational needs in the conditions of choosing a certain level of physical culture as the leading type of physical culture and the corresponding technologies for the formation of adaptive physical culture (adaptive physical education, adaptive sports, adaptive motor recreation, physical rehabilitation, creative body-oriented (artistic and musical) practices).

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

оказанию услуг физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд [Электронный ресурс]. URL: https:// www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/ selfemployed/ (дата обращения: 16.10.2020).

5. Характеристика системы СПО в Российской федерации. Информационный бюллетень по результатам мониторинга качества подготовки кадров [Электронный ресурс]. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/_spo/bulletin_ SPO_RF_2019.pdf (дата обращения: 16.10.2020).

6. Характеристика системы СПО в Российской федерации. Информационный бюллетень по результатам трудоустройства выпускников программ СПО [Электронный ресурс]. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/_spo/bulletin_ Trudoustroystvo_2019.pdf (дата обращения: 16.10.2020).

References

1. Bojs ten'ju: kak rossijskie regiony vvodjat nalog dlja samozanjatyh. [Shadow Fighting: how Russian regions introduce tax for self-employed people]. Available at: https://www. vedomosti.ru/partner/articles/2020/09/07/838507-boi-tenyu (accessed 24.09.2020). (In Russian).

2. Zhukov A. G., Palyanov M. P. Trudovaja samozanjatost': osobennosti podgotovki studentov organizacij srednego professional'nogo obrazovanija [Labor self-employment: key elements of training students of organizations of vocational secondary education]. Siberian Teacher, 2017, no. 4 (113), pp. 40-45. (In Russian).

3. Prikryt' lavochku: OOO i AO v Rossii chashhe zakryvajutsja, chem otkryvajutsja [Close the shop: LLC and JSC in Russia are more often closed than open]. Available at: https://realnoevremya.ru/ articles/129653-statistika-otkrytiy-i-zakrytiy-biznesa-v-regionah-rossii (accessed 16.10.2020). (In Russian).

4. Statistika o predstavlennyh fizicheskimi licami v nalogovye organy uvedomlenijah ob osushhestvlenii dejatel'nosti po okazaniju uslug fizicheskim licam dlja lichnyh, domashnih i (ili) inyh podobnyh nuzhd [Statistics on notifications submitted by individuals to the tax authorities on the activity of providing services to individuals for personal, domestic and/or other similar needs]. Available at: https://www.nalog.ru/rn77/related_ activities/statistics_and_analytics/selfemployed/ (accessed 16.10.2020). (In Russian).

5. Harakteristika sistemy SPO v Rossijskoj federacii. Informacionnyj bjulleten' po rezul'tatam monitoringa kachestva podgotovki kadrov [Characteristics of the STR system in the Russian Federation. Newsletter on the results of training quality monitoring]. Available at: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/_spo/bulletin_SPO_ RF_2019.pdf (accessed 16.10.2020). (In Russian).

6. Harakteristika sistemy SPO v Rossijskoj federacii. Informacionnyj bjulleten' po rezul'tatam trudoustrojstva vypusknikov programm SPO [Characteristics of the STR system in the Russian Federation. Information bulletin on employment results of STR graduates]. Available at: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/_spo/ bulletin_Trudoustroystvo_2019.pdf (accessed 16.10.2020). (In Russian).

УДК/UDC 376:004 Н. Ю. Кийкова, Н. И. Васильева

N. Kiikova, N. Vasilieva

СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

SOCIAL INTEGRATION OF CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS WITH THE MEANS OF PHYSICAL EDUCATION UNDER THE CONDITIONS OF USING THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Введение. В данной статье предлагается задача конкретизации содержания, организационных форм и средств социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями средствами физической культуры. Представлено содержание учебной деятельности, формирующей опыт социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями, в условиях актуальных сфер жизнедеятельности: труд и отдых, быт, медицина. В качестве организационных форм, дифференцирующих содержание образования и выбор дополнительных цифровых образо-

вательных ресурсов, представлены четыре медицинские группы здоровья: основная, подготовительная, специальная, реабилитационная. Благодаря этому осуществлена социализация детей и подростков посредством приобщения к сфере охраны здоровья и формирования новых ценностей и ценностных ориентаций в условиях цифровой образовательной среды.

Методология. В статье представлен анализ научной психолого-педагогической литературы, нормативных документов и социологических данных. Определены дидактические элементы образователь-

ного процесса с инклюзией в цифровой образовательной среде.

Результаты исследования нашли свое отражение в рассмотрении вопросов, способствующих охране и укреплению здоровья школьников средствами физической культуры:

1) в сформированности правильного отношения человека к социальной интеграции, обусловленного образом жизни, системой сохранения здоровья и физ-культурно-спортивной деятельности;

2) формировании представлений об осознанном отношении к общим и личным целям, возможностях совпадения индивидуальных и групповых интересов в совместной деятельности;

3) актуализации использования современных образовательных технологий, ориентированных на повышение качества образовательных результатов с помощью цифровых образовательных ресурсов.

Заключение. Повышение научной и практической значимости данной темы возможно благодаря рассмотрению вопроса социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями в условиях выбора в качестве ведущего вида физической культуры определенного уровня и соответствующих технологий формирования адаптивной физической культуры (адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивные двигательные рекреации, физическая реабилитация, креативные телесно ориентированные (художественно-музыкальные) практики).

Introduction. This article considers the problem of concretizing the content, organizational forms and means of social integration of children with special educational needs by means of physical culture. The content of educational activities, which forms the experience of social integration of children with special educational needs, in the conditions of relevant spheres of life: work and rest, everyday life, medicine is presented. Four medical health groups are presented as organizational forms that differentiate the content of education and the choice of additional digital educational resources: basic, preparatory, special, and rehabilitation. Thanks to this, the practice of socialization of children and adolescents has been carried out in the form of familiarization with the field of health care through the formation of new values and value orientations in the context of using the digital educational environment.

Methodology. The article presents an analysis of scientific psychological and pedagogical literature, regulatory documents and sociological data. The didactic elements of the educational process in the context of inclusion using the digital educational environment have been determined.

The research results were reflected in the consideration of issues contributing to the protection and strengthening of the health of schoolchildren by means of physical culture:

1) the formation of the correct attitude of a person to social integration, due to the way of life, the system of maintaining health and physical culture and sports activity;

2) the formation of ideas about a conscious attitude towards general and personal goals, the possibilities of coincidence of individual and group interests in joint activities;

3) updating the use of modern educational technologies aimed at improving the quality of educational results using digital educational resources.

Conclusion. Increasing the scientific and practical significance of this topic is possible due to considering the issue of social integration of children with special educational needs in the conditions of choosing a certain level of physical culture as the leading type of physical culture and the corresponding technologies for the formation of adaptive physical culture (adaptive physical education, adaptive sports, adaptive motor recreation, physical rehabilitation, creative body-oriented (artistic and musical) practices).

Ключевые слова: социальная интеграция, дети с ограниченными возможностями здоровья, адаптивное физическое воспитание, инклюзивное образование, цифровые технологии.

Keywords: social integration, children with disabilities, adaptive physical education, inclusive education, digital technologies.

Введение

Одной из основных целей и задач государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации средствами физической культуры и спорта является задача создания условий для занятий физической культурой и спортом и формирования потребностей в этих занятиях. Информационно-организационное сопровождение процесса развития физической культуры регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-Ф3; Федеральный закон № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007; Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года»; ФГОС начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; ФГОС общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [8].

Современное образование формирует универсальные способы передачи и изучения социального и культурно-исторического опыта, сохраняющего нормы и ценности общественной жизни и объединяющего некоторую общность людей и способов их жизни в обеспечении их духовной, культурной и этнической идентификации. Основополагающими предпосылками осуществления социальной интеграции детей вокруг общих целей, убеждений, результатов деятельности являются задачи научно-методического и организационного обеспечения здоровья современных детей и подростков, совпадения индивидуальных и групповых интересов детей и подростков в образовательной практике с целью дальнейшего самостоятельного выбора в связи с возможностями состояния здоровья межличностных, жизненных и профессиональных перспектив.

Значительным потенциалом в формировании совокупности ценностей и знаний, укрепляющих духовное, физическое и интеллектуальное развитие человека, его здоровье и правильное отношение к суммарным или новым результатам в зависимости от практики образа жизни, учебной и физкультурно-спортивной деятельности, обладает физическая культура. Физическая культура, как часть культуры, способствует восстановлению функций организма и продуктивности, достижению хорошего самочувствия и настроения, восстановлению умственной и физической работоспособности, формированию здорового образа жизни и социальной адаптации детей и подростков с особыми образовательными потребностями.

Преподавание физической культуры долгое время было направлено исключительно на развитие физических качеств обучающихся, обеспечивающих активный доступный труд и отдых. Исследователи Ю. М. Николаев, С. В. Дмитриев, Н. Н. Пономарев, А. П. Матвеев обозначили в своих исследованиях наметившуюся тенденцию к смещению приоритетов в понимании физической культуры с соматопсихического на социокультурный, не уменьшая их равноценной значимости, обращая внимание на необходимость пропедевтических социокультурных и лечебно-профилактических знаний, формирующих представление родителей и детей о доступных, простых способах укрепления и поддержки здоровья: личная гигиена; закаливание организма; кинетические средства, включающие различные виды физических упражнений, гимнастика, игры, спорт, туризм с направленностью на дальнейшее формирование и развитие значимых личностных образовательных результатов в форме нравственных, физических, интеллектуальных качеств.

Обеспечение социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями предполагает, что в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями детей и подростков образовательная среда должна способствовать раскрытию еще не проявившихся интересов и способностей личности обучающихся, развитию проявляющихся способностей в разных сферах психики (физической, эмоциональной, познавательной, личностной, духовно-нравственной). Формированию у занимающихся осознанного отношения к своим физическим возможностям, развитию двигательных умений и навыков, психологических качеств, обеспечивающих социальную интеграцию содействует адаптивное физическое воспитание, как одно из новых современных направлений в отечественной системе образования и науки. Практика погружения в образовательную среду призвана способствовать осознанию обучающимися своей неповторимости, оригинальности, непохожести на других, раскрытию и признанию различных групп способностей, саморазвитию, личностному становлению. Актуальные документы и материалы по развитию адаптивной физической культуры и спорта представлены на сайтах ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического сопровождения физического воспитания» (Ь|^р://фцомофв.рф) и Министерства спорта Российской Федерации (http://www.minsport.gov.ru/ sport/paralympic/arkhiv/28279).

В зависимости от качества важнейших и перспективных сфер жизнедеятельности инвалида - сфера труда и отдыха, быт или медицина - и проявляющихся в доступных психических формах интересов и способностей в физической, эмоциональной, познавательной, личностной, духовно-нравственной деятельности удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей и возможностей может осуществляться в рамках шести видов адаптивной физической культуры: адаптивного физического воспитания, адаптивного спорта, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, креативных телесно ориентированных (художественно-музыкальных) практик и экстремальных видов двигательной активности [2]. Поэтому необходимо классифицировать содержание учебной деятельности, формирующей опыт социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями средствами физической культуры на разных уровнях ее актуальности, практической целесообразности и результативности для детей и подростков с индивидуальными образовательными возможностями и потребностями.

Обобщенный материал кратко представим в таблице «Содержание учебной деятельности, формирующей опыт социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями, в условиях разных сфер жизнедеятельности».

Проектирование процесса изучения дополнительного содержания индивидуального социокультурного и образовательного опыта детей и подростков в условиях использования междисциплинарных ресурсов цифровой образовательной среды, открытых электронных образовательных материалов помогает решению задачи индивидуальной социальной интеграции детей и подростков посредством формирования новых ценностей и ценностных ориентаций в развитии духовных, физических и интеллектуальных качеств.

Методология

Физическое воспитание и адаптивная физическая нагрузка планируется для каждого обучающегося с особыми образовательными возможностями индивидуально в соответствии с общими рекомендациями специалистов психолого-медико-педагогического консилиума и с учетом характера патологии и степени ограничений здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья занимаются по индивидуальным программам, составленным врачом и педагогом по физическому воспитанию с учетом психолого-медико-педагогических рекомендаций, рекомендаций врачей-специалистов и участия родителей. При уточнении содержания индивидуальной программы предмета «Адаптивная физическая культура» важен анализ возможностей взаимодействия образовательной организации с учреждениями спорта, туризма, культуры и творчества, системой дополнительного образования и библиотечного консультирования, адаптационно-реабилитационного потенциала семьи.

В качестве информационно-методического обеспечения программ адаптивной физической культуры актуально использование литературы [3], междисциплинарных цифровых образовательных ресурсов и открытых электронных образовательных материалов [11], методических рекомендаций для учителей по организации дистанционного обучения по предмету «Физическая культура», подготовленных МГПУ совместно с экспертами Института естествознания и спортивных технологий, для использования возможностей преподавания школьного предмета в дистанционном формате в контексте сложившейся эпидемиологической ситуации [6].

Рекомендации ПМПК отражают важный аспект в выборе формы обучения и адаптационных образовательных программ, так как при правильном выборе типа класса и формы обучения ребенок с ОВЗ получает возможность эффективной реабилитации и социальной адаптации [5]. При грамотной организации занятий физической культурой у ребенка появляется шанс коррекции нарушений развития, нормализации мышечного тонуса, моторики, стимулирования звуковой и речевой активности, стабилизируется психическое состояние. Если по какой-либо причине рекомендации ПМПК не будут учтены, то инклюзивное образование может способствовать тому, что занятия приведут к обратному результату. У данной категории особых детей иная степень сформирован-ности двигательно-координационных способностей, интеллектуального и психомоторного развития, они иначе воспринимают и следуют инструкциям и указаниям учителя. Поэтому уроки физической культуры должны помогать детям преодолевать психологические и физические барьеры, мешающих осознавать себя полноценным членом коллектива, формировать мотивацию к улучшению психических, физических, интеллектуальных качеств. В качестве дополнительных цифровых образовательных ресурсов актуально использование материалов «Организационно-методические рекомендации по использованию технологий, основанных на средствах и методах адаптивной физической культуры, в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов и детей-инвалидов», представляющих основные подходы к выбору содержания образования в зависимости от приоритетных образовательных задач [7].

Благодаря использованию рекомендуемых технологий, позволяющих учитывать физические и психические особенности, индивидуальные возможности и способности обучающихся, планируемые образовательные результаты, способствующие социальной интеграции, возможно уточнение и осуществление дифференцированных организационных форм проведения занятий физической культурой.

Основная группа (I группа), объединяющая учебную деятельность обучающихся без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, формирует опыт систематического укрепления здоровья детей и подростков по образовательной программе физической культуры с целью развития мышечной системы, повышения иммунитета. Формируется культура ведения здорового образа жизни посредством составления режима дня, осуществления правильного питания, ведения наблю-

Таблица

Содержание учебной деятельности, формирующей опыт социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями, в условиях разных сфер жизнедеятельности

Основные виды адаптивной физической культуры Труд, отдых, пространство творчества, формирующие интеллектуальную и психоэмоциональную готовность к социальной интеграции Быт (домашнее и ближайшее пространство), формирующий духовно-нравственные основания социальной интеграции Медицина, укрепляющая физическое и интеллектуальное здоровье

Адаптивное физическое воспитание Развитие процессов восприятия, памяти, мышления. Формирование умений вступать в диалог, способность взаимодействовать в группе, выражать свои мысли, умение задавать вопросы [2], придание смысла практике согласования развития умственных и физических способностей в условиях домашнего и жизненного пространства, формирование психологической вовлеченности в процесс развития [6] Формирование основных представлений о теле, основных внутренних системах человека, готовности к проявлению активности, личной инициативности; контроль самочувствия во время выполнения физических упражнений (рассказ о самоощущениях, измерение частоты сердечных сокращений) Отслеживание продвижения в росте физической нагрузки и в развитии основных физических качеств. Развитие умственных способностей и физического здоровья с помощью элементов кинезиологии, психогимнастики, эвритмической гимнастики

Адаптивный спорт Формирование представлений о законах мотивации, причинности и следствия, субъектной относительности и воплощенности результатов на стадии освоения обучающимися пространства самостоятельного, совместного, семейного труда и отдыха [10] Формирование качеств, общечеловеческих и семейных ценностей. Обсуждение форм, способов и приемов развития умений использовать индивидуальные возможности для укрепления здоровья, выбирать цели, стремиться к ним и достигать их Формирование первоначальных представлений о значении адаптивной физической культуры для укрепления здоровья человека как фактора успешной учебы и социальной интеграции

Адаптивные двигательные рекреации Понимание простых инструкций в ходе игр и при выполнении физических упражнений, овладение доступными видами физкультурно-спортивной деятельности, участие в доступных подвижных играх и занятиях, туристической деятельности, физкультурно-оздоровительных развлечениях Овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (поддерживать индивидуальный режим дня, питания и сна, систематическую утреннюю зарядку, полезные оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.), поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям здоровья, с необходимыми оздоровительными процедурами Проектирование ситуаций и событий, развивающих двигательную, эмоционально-ценностную, интеллектуальную сферу ребенка. Приобретение «нового» опыта в проявлении творческой и социальной активности, мобильности и гибкости

Физическая реабилитация Участие в подвижных играх и элементах спортивных игр с целью развития физических, эмоционально-волевых и психических качеств. Овладение навыками самоконтроля при выполнении физических упражнений; формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью, независимостью Формирование навыка системного наблюдения за своим физическим состоянием, осанкой, величиной физических нагрузок соразмерно собственным индивидуальным особенностям здоровья, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и другие), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, вестибулярной устойчивости) с целью дальнейшего самоопределения Освоение разных форм получения медицинской, реабилитационной, психолого-педагогической, коррекционно-педагогической, социально-психологической и консультативной помощи; участие родителей и педагогов в обсуждении программы индивидуального физического воспитания и стимулирования детей

Креативные телесно ориентированные (художественно-музыкальные) практики Удовлетворение потребностей в самоактуализации, творческом саморазвитии, самовыражении через движение, музыку, образ (танцевальные и ритмико-гимнастические упражнения; игры под музыку и другое) Овладение музыкально-ритмической деятельностью в процессе выполнения доступных упражнений с предметами, создание благоприятных условий для нравственного формирования личности детей, воспитанников Диагностика психических и физических особенностей, здоровых привычек. Обсуждение результатов активизации двигательной активности с дальнейшим обновлением форм, методов, средств

дения за калорийным энергобалансом, стабилизацией двигательной активности ребенка. Также происходит положительное воздействие на развитие личностных и социально значимых качеств: инициативности, решительности, ответственности, силы воли. Использование видео, музыкальных, мобильных приложений, фотоматериалов и материалов инфогра-фики, поддерживающих активность, существенность и наполненность, коммуникацию и интерес к занятиям физической культурой способствует дополнению образовательных программ содержанием социально-культурной направленности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и дает возможность улучшать качество достигаемых индивидуальных результатов. Большой популярностью пользуются различные технологические инструменты, дающие обратную связь, такие как фитнес-браслеты, шагомеры, «умные часы» и другие средства.

Подготовительная группа (II группа) объединяет учеников, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья, с уровнем физической подготовки, не соответствующей возрасту и полу, часто болеющих. Эти дети занимаются в условиях системы интегрированного (инклюзивного) образования по стандартной образовательной программе, учебный материал осваивается постепенно, с учетом особенностей физической готовности. При инклюзивном подходе основное внимание направлено на создание специальной образовательной среды, способствующей гармоничному развитию и воспитанию. В зависимости от характера нарушений отдельные расстройства в процессе обучения могут компенсироваться, сглаживаться, а некоторые полностью преодолеваться. В качестве информационных цифровых ресурсов актуально использование ресурсов, формирующих опыт оценивания, использования, смыслообразу-ющего обобщения образовательных материалов, способствующих согласованности развития умственных и физических способностей, формированию психологической вовлеченности в процесс развития.

Специальная оздоровительная группа (III группа) объединяет школьников с обратимыми заболеваниями. При получении положительной динамики после проведения лечебно-оздоровительных мероприятий дети этой группы могут быть отнесены к подготовительной группе. Занятия физкультурной и спортивной деятельностью имеют оздоровительную направленность и предполагают прохождение медицинского осмотра. Данная процедура выявляет, какие ограничения при выполнении физических упражнений будут иметь обучающиеся в связи с отклонениями в состо-

янии здоровья. Группы здоровья комплектуются при участии медицинского работника на основании заключения о состоянии здоровья, оценке возможности организма и уровне физической подготовленности ребенка. Для учащихся данной категории важна не быстрота и количество выполненных ответов, а тщательное и правильное решение простых заданий [14] в качестве специальных цифровых ресурсов - «маршрутных листов» ребенка с ОВЗ, обеспечивающих индивидуальный подход с учетом заболевания и подбором соответствующих средств и методов обучения. При этом надо учитывать, что с помощью тех или иных методов решаются совершенно конкретные задачи, которые связаны с обучением конкретного ребенка, поэтому учитель физической культуры совместно с педагогическим коллективом школы, психологом, медицинским работником принимает участие в выборе межпредметных образовательных цифровых ресурсов.

Специальная реабилитационная группа (IV группа) объединяет обучающихся с патологическими отклонениями, необратимыми заболеваниями. Особенному ребенку по объективным причинам сложно сконцентрировать свое внимание на освоении определенного физического действия до тех пор, пока он не запомнит разные темповые характеристики и ритмические рисунки и не научится переключать свое внимание, выполняя упражнение под непосредственным контролем; только после этого можно требовать точности исполнения движений. Здесь важна тщательная подготовка каждого этапа урока. Для детей с ОВЗ процесс физического воспитания и обучения необходимо строить таким образом, чтобы ученики научились осмысленно выполнять упражнения, пытаясь их проанализировать, регулировать ритм, темп, координацию движений. Целесообразно использование цифровых ресурсов, формирующих опыт тестирования, изучения физических, функциональных и психологических особенностей, двигательного потенциала; определения индекса физического здоровья и выбора соответствующей физической нагрузки.

Результаты

Методическую поддержку инновационной деятельности педагога по использованию цифровых ресурсов обеспечивают системы тестов и диагностики, системы изучения динамики физического развития ребенка и профессионализма учителя с помощью e-portfolio [9; 10].

Практика осуществления интегрированного (инклюзивного) образования средствами физической культуры формирует опыт социальной интегра-

ции детей и подростков посредством формирования новых ценностей и ценностных ориентаций в развитии духовных, физических и интеллектуальных качеств. Цифровые инновации помогают обучающимся всех возрастов с особыми возможностями к овладению компетенциями реализовывать индивидуальные потребности в благоприятных и противоречивых условиях, а в дальнейшем - последовательно осуществлять непрерывную социальную интеграцию к окружающей действительности. Применение цифровых технологий в условиях реализации индивидуальных образовательных программ облегчит изучение детьми и подростками сложных тем посредством использования межпредметного потенциала, упростит оценку и самоконтроль за уровнем и качеством знаний, приблизит учебный процесс к практике социокультурной интеграции средствами физической культуры.

Заключение

Освоить идеологию инклюзивного образования, изменить себя и свое отношение к «особенным» детям дано не каждому. Поэтому главной задачей педагогов является повышение заинтересованности к овладению технологиями инклюзивного образования; понимание отличий, индивидуальных особенностей учащихся, проектирование ситуации успеха для всех обучающихся; создание и поддержание условий толерантности, сотрудничества, внимания.

Ребенок с ОВЗ должен почувствовать и понять, что он равный среди всех детей. Чтобы это случилось, необходимо наполнить урок доброжелательной атмосферой, компетентной помощью педагога и поддержкой сверстников. Это позволит создать условия для реализации психических функций и двигательно-координационных способностей не только ребенка с ОВЗ, но и здоровых одноклассников. В таких условиях «особенные» дети смогут повысить свою самооценку, выполнить поставленные на уроках задачи быстрее, результативнее, успешнее.

Литература

1. Hamburg I., Bucksch S. Inclusive Education and Digital Social innovation // Advances in Social Sciences Research Journal. 2017. Vol. 4, № 5. P. 161-169. DOI: https://doi.org/10.14738/ assrj.45.2861.

2. Газизова Т. В., Лукин Ю. Л. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на примере уроков физкультуры в начальной школе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-1. С. 65-69.

3. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М., 2016. 616 с.

4. Инклюзивное образование. Вып. 1. М., 2010. 272 с.

5. Кораблева Ю. А., Кузьменко Г А., Ким Т. К. Структуризация образовательного материала по физической культуре для детей с ОВЗ с учетом психологической и двигательно-коор-

динационной подготовленности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 4 (182). С. 204-211.

6. Методические рекомендации для учителей по организации дистанционного обучения по предмету «Физическая культура» [Электронный ресурс]. URL: https://www.mgpu.ru/ distantsionnaya-fizkultura-ne-mif-a-realnost/ (дата обращения: 01.10.2020).

7. Организационно-методические рекомендации по использованию технологий, основанных на средствах и методах адаптивной физической культуры, в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов и детей-инвалидов [Электронный ресурс]. URL: https://minsport. gov.ru/2017/doc/Metod-rekomendacii-reabilitacii-abilitacii-invalidov_detei.pdf (дата обращения: 01.10.2020).

8. Организация адаптивного физического воспитания детей с особыми образовательными потребностями : сб. метод. материалов / под ред. А. В. Кислякова. Челябинск, 2016. 58 с.

9. Преемственная система инклюзивного образования. Т. 2: Инклюзивное образование в системе «Детский сад -школа - ВУЗ» / А. В. Тимирясова, Д. З. Ахметова, З. Г. Нигма-тов, Т. А. Челнокова. Казань, 2016. С. 245-261.

10. Коликова Е. Г, Хафизова Н. Ю. Применение технологий инклюзивного образования для создания без-барьерного обучения детей с ОВЗ [Электронный ресурс]. Челябинск, 2017. 72 с. URL: https://ipk74.ru/upload/iblock/913/913e0927745644a5632e5088 1341a616.pdf (дата обращения: 01.10.2020).

11. Матвеев А. П., Петрова Т. В., Каверкина Л. В. Программа по физической культуре для учащихся I-XI классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. М., 2006.

12. Реестр примерных основных общеобразовательных программ. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://reestru.ru/ fgos-reestr/ (дата обращения: 01.10.2020).

13. Уварова О. Н., Кийкова Н. Ю. Повышение квалификации педагогов по адаптивному физическому воспитанию детей с особыми образовательными потребностями // Современное дополнительное профессиональное образование. 2018. Т. 4, № 3 (16). С. 74-80.

14. Уткина Т. В., Пяткова О. Б., Коликова Е. Г. Особенности преподавания основ безопасности жизнедеятельности учащимся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. Челябинск, 2019. 84 с. URL: https://ipk74.ru/upload/ iblock/6fe/6fea5179e6524756e596c5a8726dc940.pdf (дата обращения: 01.10.2020).

15. Организация современного урока с применением электронного ресурса «Российской электронной школы» [Электронный ресурс] / Т. В. Уткина, В. Н. Шайкина, Н. Ю. Хафизова и др. Челябинск, 2019. 100 с. URL: https://ipk74.ru/ upload/iblock/534/534c0c75495962bda5933c96b579a173.pdf (дата обращения: 01.10.2020).

16. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 01.10.2020).

17. Частные методики адаптивной физической культуры / под ред. Л. В. Шапковой. М., 2007. 608 с.

References

1. Hamburg I., Bucksch S. Inclusive Education and Digital Social innovation. Advances in Social Sciences Research Journal, 2017, vol. 4, no. 5, pp. 161-169. DOI: https://doi.org/10.14738/ assrj.45.2861. (In English).

2. Gazizova T. V., Lukin Yu. L. Formirovanie kommunikativnyh univer-sal'nyh uchebnyh dejstvij obuchayushchihsya na primere urokov fizkul'tury v nachal'noj shkole [Formation of communicative uni-

versal educational actions of students on the example of physical education lessons in primary school]. Problems of Modern Pedagogical Education, 2019, no. 64-1, pp. 65-69. (In Russian).

3. Evseev S. P. Teoriya i organizaciya adaptivnoj fizicheskoj kul'tury [Theory and organization of adaptive physical culture]. Moscow, 2016, 616 p. (In Russian).

4. Inklyuzivnoe obrazovanie [Inclusive education]. Iss. 1. Moscow, 2010, 272 p. (In Russian).

5. Korableva Yu. A., Kuzmenko G. A., Kim T. K. Strukturizaciya obrazovatel'nogo materiala po fizicheskoj kul'ture dlya detej s OVZ s uchetom psihologicheskoj i dvigatel'no-koordinacionnoj podgotovlennosti [Structuring of educational material on physical culture for children with disabilities, considering psychological and motor coordination readiness]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, 2020, no. 4 (182), pp. 204-211. (In Russian).

6. Metodicheskie rekomendacii dlya uchitelejpo organizacii distancionnogo obucheniya po predmetu «Fizicheskaya kul'tura» [Methodological recommendations for teachers on the organization of distance learning in the subject «Physical culture»]. Available at: https://www.mgpu.ru/distantsionnaya-fizkultura-ne-mif-a-realnost/ (accessed 01.10.2020). (In Russian).

7. Organizacionno-metodicheskie rekomendacii po ispol'zovaniyu tekhnologij, osnovannyh na sredstvah i metodah adaptivnoj fizicheskoj kul'tury, v individual'nyh programmah reabilitacii ili abilitacii invalidov i detej-invalidov [Organizational and methodological recommendations for the use of technologies based on the means and methods of adaptive physical culture in individual programs of rehabilitation or habilitation of disabled people and disabled children]. Available at: https://minsport. gov.ru/2017/doc/Metod-rekomendacii-reabilitacii-abilitacii-invalidov_detei.pdf (accessed 01.10.2020). (In Russian).

8. Organizaciya adaptivnogo fizicheskogo vospitaniya detej s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami: sbornik metodi-cheskih materialov [Organization of adaptive physical education for children with special educational needs: a collection of methodological materials]. Ed. A. V. Kislyakova. Chelyabinsk, 2016, 58 p. (In Russian).

9. Timiryasova A. V., Akhmetova D. Z., Nigmatov Z. G., Chelno-kova T. A. Preemstvennaya sistema inklyuzivnogo obrazovaniya. T. 2: Inklyuzivnoe obrazovanie v sisteme «Detskij sad - shkola -VUZ» [Successive system of inclusive education. Vol. 2: Inclusive education in the system "Kindergarten - school - university"]. Kazan, 2016, pp. 245-261. (In Russian).

10. Kolikova E. G., Khafizova N. Yu. Primenenie tekhnologij inklyuzivnogo obrazovaniya dlya sozdaniya bez-bar'ernogo

obucheniya detej s OVZ [The use of inclusive education technologies for the creation of barrier-free education for children with disabilities]. Chelyabinsk, 2017, 72 p. Available at: https://ipk74.ru/upload/iblock/913/913e0927745644a5632e50 881341a616.pdf (accessed 01.10.2020). (In Russian).

11. Matveev A. P., Petrova T. V., Kaverkina L. V. Programma po fizicheskoj kul'ture dlya uchashchihsya I-XI klassov, otnesennyh po sostoyaniyu zdorov'ya k special'nojmedicinskojgruppe [The program on physical education for students of grades I-XI, referred for health reasons to a special medical group]. Moscow, 2006. (In Russian).

12. Reestr primernyh osnovnyh obshcheobrazovatel'nyh programm. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii [Register of approximate basic general education programs. Ministry of Education and Science of the Russian Federation]. Available at: https://reestru.ru/fgos-reestr/ (accessed 01.10.2020). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Uvarova O. N., Kiykova N. Yu. Povyshenie kvalifikacii pedagogov po adaptivnomu fizicheskomu vospitaniyu detej s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami [Professional development of teachers on adaptive physical education of children with special educational needs]. Modern Additional Professional Education, 2018, vol. 4, no. 3 (16), pp. 74-80. (In Russian).

14. Utkina T. V., Pyatkova O. B., Kolikova E. G. Osobennosti prepodavaniya osnov bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti uchashchimsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Features of teaching the basics of life safety to students with disabilities]. Chelyabinsk, 2019, 84 p. Available at: https://ipk74. ru/upload/iblock/6fe/6fea5179e6524756e596c5a8726dc940. pdf (accessed 01.10.2020). (In Russian).

15. Utkina T. V., Shaikina V. N., Khafizova N. Yu., Pyatkova O. B., Kolikova E. G., Vasilyeva N. I. Organizaciya sovremennogo uroka s primeneniem elektronnogo resursa «Rossijskoj elektronnoj shkoly» [Organization of a modern lesson using the electronic resource of the "Russian electronic school"]. Chelyabinsk, 2019, 100 p. Available at: https://ipk74.ru/upload/iblock/534/534c0 c75495962bda5933c96b579a173.pdf (accessed 01.10.2020). (In Russian).

16. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [On Education in the Russian Federation]. Federal Law No. 273-FZ of 29 December 2012. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (accessed 01.10.2020). (In Russian).

17. Chastnye metodiki adaptivnojfizicheskoj kul'tury [Private methods of adaptive physical culture]. Ed. L. V. Shapkova. Moscow, 2007, 608 p. (In Russian).

УДК/UDC 378 Л. В. Коваленко

L. Kovalenko

УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА КАК ОРГАНИЗАТОРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

CONDITIONS OF PERFECTION OF THE TEACHER OF HIGH SCHOOL AS ORGANIZER ACTIVITY OF THE TRAINED

Введение. Актуальность темы обусловлена тем, ным требованиям общественного развития. Главной что высшая школа воздействует на все стороны раз- фигурой в образовательной системе является препо-вития общества, поэтому должна отвечать современ- даватель с определенным образовательным и куль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.