Формирование гражданской позиции обучающихся с использованием цифровых образовательных ресурсов
Фахрутдинова Гузалия Жевдятовна,
доктор педагогических наук, профессор, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма E-mail: [email protected]
Ботова Любовь Николаевна,
кандидат педагогических наук доцент, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
E-mail: [email protected]
Тихонова Зинаида Андреевна,
аспирант, 1 Казанский (Приволжский) федеральный университет
E-mail: [email protected]
Статья освещает тему формирования гражданской позиции обучающихся с использованием цифровых образовательных ресурсов, использование которых положительно влияют на учебно-воспитательный процесс в образовательных организациях.
В ней рассмотрены плюсы использования цифровых образовательных ресурсов, также классификация цифровых образовательных ресурсов. Авторы приводят классификацию цифровых образовательных ресурсов, помогающие в формировании гражданской позиции обучающихся: информационно-справочные цифровые образовательные ресурсы - ресурсы, где можно найти нужную информацию по нормативно-правовым документам о правах и обязанностях школьника, родителей, школы, по истории России и т.д..; общекультурного характера цифровые образовательные ресурсы - ресурсы, где школьники могут ознакомиться с культурным наследием страны, также смогут в игровой деятельности узнать о государстве или проявить себя; поддержка и развития познавательного процесса ЦОР, направленные на поддержку и развитие познавательного характера - это ресурсы, с помощью которых учитель сможет усовершенствовать учебно-воспитательный процесс. Раскрыта основная идея и показаны примеры использования отдельных цифровых образовательных ресурсов.
Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, гражданская позиция, классификация цифровых образовательных ресурсов.
Введение
В современном образовательном процессе перед школой ставятся задачи: повышение качества учебно-воспитательного процесса, повышение уровня преподавания и воспитания школьников, прочное усвоение основами наук и умение применять их в жизни. Изменения, происходящие в современном информационном обществе, с подвигают использовать новые информационные технологии в образовательном процессе для достижения более высоких результатов. Это влияет на деятельность учителя, если раньше он просто передавал знания, то сейчас у него более значимая роль - организатора деятельности школьников по приобретению новых знаний, умений, компетентностей[3-6].
Для достижения целей в своей деятельности учителя с приходом компьютерных технологий, начали их использовать как средства упрощения в своей работе. Но прогресс не стоит на месте, что позволило использовать цифровые образовательные ресурсы для совершенствования учебного процесса [2].
Основная часть
Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе ведет к изменениям в методике обучения и воспитания обучающихся. Так внедрение цифровых образовательных ресурсов имеет большой потенциал, возможности для создания условий, в которых будет успешное реализация дидактических задач. Рассмотрим положительные стороны цифровых образовательных ресурсов.
Плюсы использования цифровых образовательных ресурсов:
- включение каждого ученика в познавательный процесс, также применение знаний на практике;
- возможность работать дистанционно в команде для более продуктивного взаимодействия в решении проблем;
- расширение возможностей в получении необходимой информации за короткий срок. Дадим расширенное определение цифровым
образовательным ресурсам (ЦОР) представленное в работе Гороховой Л.И., которое звучит так: «представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объ-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
екты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.» [2].
Другими словами, это некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.
В настоящее время рассмотрены множество классификаций цифровых образовательных ресурсов [1].
Рассмотрим классификацию цифровых образовательных ресурсов по типу в таблице 1.
Таблица 1. Классификация цифровых образовательных ресурсов
Тип ЦОР Примеры
Электронно - информационные продукты Презентация, мультимедийная запись и т.д.
Представление бумажных изданий и инфор -мационных материалов в электронном виде Учебник, учебно - методическое посо -бие (УМК), атлас и т.д.
Программные про -дукты Автоматизированная информационно -библиотечная систе -ма, приложения iOS и т.д.
Инструментальные средства для создания электронных средств обучения - для создания электронных систем контроля знаний и психофизиологи ческого тестирования, - для создания электронных лабораторных практикумов, - для создания электронных учебных и восстановительных курсов и т.д.
Программно информационные продукты Электронные словарь, справочник, энциклопедия и т.д.
Электронные средства обучения Электронный учебник, задачник, электронная система контроля знаний и т.д.
Комплексные и вспо -могательные средства Развивающая компьютерная игра, электронный учебный курс т.д.
Специализированные 1п1ете1-ресурсы Поисковая система, 1п1ете1-каталог и т.д.
Для рассмотрения цифровых образовательных ресурсов, которые помогут в формировании гражданской позиции в средних классах, используем следующую классификацию ЦОР (рис. 1).
о с
U
сэ см о см
Рис. 1. Классификация цифровых образовательных ресурсов
Информационно-справочные ЦОР - ресурсы, где можно найти нужную информацию по нормативно-правовым документам о правах
и обязанностях школьника, родителей, школы, по истории России, Татарстана и т.д. Например, к ним будем относить:
- «КонсультантПлюс» - это компьютерная система для поиска и работы с правовой информацией, в ней более 160 млн документов;
- сайты Правительства РФ, Правительства Татарстана и т.д., где обучающиеся смогут ознакомится с работой государственных органов;
- электронные справочники по истории России, Татарстана и т.д. для более полного изучения и быстрого доступа к ним.
ЦОР общекультурного характера - ресурсы, где школьники могут ознакомиться с культурным наследием страны, также смогут в игровой деятельности узнать о государстве или проявить себя. Например, к ним будем относить:
- сайты различных музеев, театров, картинных галерей, с помощью которых школьники могут ознакомиться с историей России, что повлияет повышению эмоционального компонента гражданской позиции;
- компьютерные игры, с помощью которых дети могут ознакомиться с историей России. Например, компьютерная игра «Sid Meier's Civilization».
ЦОР, направленные на поддержку и развитие познавательного характера - это ресурсы, с помощью которых учитель сможет усовершенствовать учебно-воспитательный процесс. Например, к ним будем относить:
- приложение «Plickers», с помощью него можно быстро провести опрос по пройденной теме или оценить обстановку на занятии;
- образовательная платформа «Learnis», с помощь нее можно провести викторины, квесты, связанные с гражданско-патриотическим направлением.
Более подробно ознакомимся с данными ЦОР. «Plickers» - это приложение для быстрой оценки знаний школьников прямо на занятии. Провести опрос целого класса можно буквально за полминуты.
Принцип работы приложения «Plickers» заключается в следующем:
- приложение должно быть скачено на телефон учителя;
- у каждого ученика есть индивидуальная карточка для ответов, сгенерированная программой;
- надо задать вопрос ученикам, и они отвечают с помощью карточки, где указаны варианты ответов A, B, C, D;
- надо отсканировать ответы учеников с помощью камеры телефона и вывести ответы на интерактивную доску;
- приложение подсчитывает сколько человек ответили правильно в процентах.
Например, на одном из занятий проверяли знания шестиклассников на тему знания нормативно-правовых документов. Примерный вопрос можете увидеть на рис. 2.
Какие из перечисленных примеров не
является нормативно-правовым документом о правах и обязанностях детей?
[а Устав школы [с ФЗ "О субденых
В Конституция РФ |~D ФЗ "О персональных
приставах
Рис. 2. Пример вопроса, созданный в приложении «РПскеге»
Данное приложение удобно тем, что:
- обучающимся не нужно использовать телефон во время опроса на занятиях; - происходит полное вовлечение класса;
- невозможно исправить ответ после того, как ответил.
«^еагтв» - образовательная платформа, созданная российским преподавателем из Екатеринбурга Максимом Юрьевичем Новиковым, с помощью нее можно создавать:
- образовательные квесты;
- Своя игра - дидактическая игра;
- терминологические словари;
- интерактивное видео.
Рассмотрим пример, использованный на одном из занятий по формированию гражданской позиции в средних классах. На рисунке 3 представлена викторина, связанная:
- с общей историей страны, с историей Татарстана,
- нормативно-правовыми документами о правах и обязанностях детей,
- стихотворениями, раскрывающие исторические события.
Рис. 3. Пример викторины, созданной на образовательной платформе «Learnis»
Данное приложение удобно тем, что можно собрать данные по группе школьников, увидеть качество выполнения заданий индивидуально каждого ученика или группы учеников. Способствует активной деятельности обучающихся и заинтересованности в занятиях.
Заключение
Таким образом, цифровые образовательные ресурсы могут быть использованы во внеурочных занятиях по формированию гражданской позиции. ЦОР способствует активному участию учеников на занятиях, повышает интерес к изучаемой теме, так-
же одним из главных плюсов является включение школьника в познавательный процесс, с применением знаний на практике. Дополняет и помогает лучше усвоить информацию, касающуюся гражданско-патриотического направления.
Литература
1. Сиговцев Г.С., Чарута М.А. О классификации и оценке цифровых образовательных ресурсов // Дистанционное и виртуальное обучение.- 2009.- № 11. - С. 24-33.
2. Горохова Л.И. Применение цифровых образовательных ресурсов // Фестиваль педагогических идей 2006-2007 [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/index.php (дата обращения: 08.09.2020).
3. Гиниятуллина Д.Р., Фахрутдинова Г.Ж. Педагогическое наследие арабского просветителя в контексте реализации принципа диалога культур // Казанская наука. 2013. № 9. С. 254256.
4. Fahrutdinova G.Z., Konovalov I.E., Boltikov Y.V. Pedagogical model of formation of readiness of people with health disabilities to integration into the educational environment of a higher education institution // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. Т. 12. № 5. С. 607618.
5. Fahrutdinova G.Z., Solovyova E.G. Formation of the value-oriented polycultural personality of a future teacher in the contemporary education space // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11s. С. 272-276.
6. Фахрутдинова Г.Ж., Ботова Л.Н., Заячук Т.В., Шамарданова Г.Ф. Гуманизация педагогического процесса в условиях поликультурного пространства общеобразовательной школы // Современное педагогическое образование. 2019. № 11. С. 137-139.
FORMATION OF CITIZENSHIP OF STUDENTS USING DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES
Fahrutdinova G. Zh., Botova L.N., Tikhonova Z.A.
Kazan (Volga region) Federal University, Volga State Academy of physical culture, sports and tourism
The article covers the topic of the formation of students' civic position using digital educational resources, the use of which has a positive effect on the educational process in educational organizations. It considers the advantages of using digital educational resources, as well as the classification of digital educational resources. The authors cite the classification of digital educational resources that help in the formation of the civic position of students: information-reference digital educational resources - resources where you can find the right information on the legal documents on the rights and responsibilities of schoolchildren, parents, school, Russian history, etc.; the cultural nature of the digital educational resources - resources where schoolchildren can learn about the cultural heritage of the country, will also be able to learn about the state or prove themselves in the game activities; support and development of the cognitive process of the JOR, aimed at supporting and developing cognitive character - these are the resources by which the teacher will be able to improve the educational process. The basic idea is revealed and examples of the use of separate digital educational resources are shown.
С
о
DO Р
■ ■ i &
А
О ОТ "О
З
о
от
А
Keywords: digital educational resources, citizenship, classification
of digital educational resources
References
1. Sigovtsev G.S., Charuta M.A. On the classification and assessment of digital educational resources // Distance and virtual learning.- 2009. - No. 11. - P. 24-33.
2. Gorokhova L.I. Application of digital educational resources // Festival of pedagogical ideas 2006-2007 [Electronic resource]. URL: http://festival.1september.ru/index.php (date accessed: 09/08/2020).
3. Giniyatullina D.R., Fakhrutdinova G. Zh. The pedagogical heritage of the Arab educator in the context of the implementation of
the principle of the dialogue of cultures // Kazan Science. 2013. No. 9. P. 254-256.
4. Fahrutdinova G.Z., Konovalov I.E., Boltikov Y.V. Pedagogical model of formation of readiness of people with health disabilities to integration into the educational environment of a higher education institution // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. Vol. 12. No. 5. P. 607-618.
5. Fahrutdinova G.Z., Solovyova E.G. Formation of the value-oriented polycultural personality of a future teacher in the contemporary education space // Life Science Journal. 2014. Vol. 11. No. 11s. P. 272-276.
6. Fakhrutdinova G. Zh., Botova L.N., Zayachuk T.V., Shamardano-va G.F. Humanization of the pedagogical process in the conditions of the multicultural space of the secondary school // Modern pedagogical education. 2019. No. 11. P. 137-139.
o d
u
o
CM
o
CM