Мир Науки
научный интернет-журнал
Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. co m/ 2017, Том 5, номер 6 (ноябрь - декабрь) https://mir-nauki. com/vol5-6. html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/74PDMN617.pdf Статья опубликована 26.01.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:
Евдокимова В.Е. Использование цифровых образовательных ресурсов в формировании представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6 https://mir-nauki.com/PDF/74PDMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 004.912
Евдокимова Вера Евгеньевна
ФГОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», Россия, Шадринск1 Доцент кафедры «Физико-математического и информационно-технологического образования»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Использование цифровых образовательных ресурсов в формировании представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация. Использование цифровых образовательных ресурсов в деятельности дошкольного образовательного учреждения является одним из приоритетов современного образования. Необходимость использования цифровых ресурсов в образовательном процессе дошкольного учреждения, а именно, в формировании представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста определяет актуальность выбранной темы.
В статье представлена программа по формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста «Путешествовать и познавать мир» и на основе проведенного анализа основных образовательных программ обосновано ее использование в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Автором представлены формы организации учебного процесса по формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста, раскрыты цель и задачи программы. Представленные в программе темы по познавательному развитию «Богатство Африки», «Великолепие Северной и Южной Америки», «Белый континент», «Красота Океании», «Удивительное путешествие по Евразии» направлены на формирование элементарных географических представлений о частях света Земли. К каждой теме прилагается цифровой образовательный ресурс (виртуальная экскурсия или виртуальное путешествие по карте).
Определены уровни формирования представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста «достаточный», «близкий к достаточному» и «недостаточный», которые определяются после выполнения интегрированных заданий, представленных в цифровых образовательных ресурсах.
Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста; образовательный процесс; дошкольное образовательное учреждение; цифровой образовательный ресурс; программа по
1 641870, Курганская область, г. Шадринск, ул. Карла Либкнехта, 3
формированию представлений об окружающем мире; уровни сформированности; требования к цифровым образовательным ресурсам
Дошкольный возраст является периодом расцвета детской познавательной активности, выражающейся в заинтересованном принятии информации, в желании получить и углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.
В настоящее время система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, использованию новых подходов, способствующих обновлению возможностей традиционных методов. Согласно новым требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) использование информационных коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе и цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения призвано улучшить качество обучения и повысить мотивацию к получению новых знаний у детей старшего дошкольного возраста [11].
Формирование представлений об окружающем мире у старших дошкольников входит в образовательную область основных образовательных программ дошкольного образования и называется «Познавательное развитие».
Во ФГОС ДО определены задачи познавательного развития а именно развитие интересов дошкольников, их любознательности и познавательной мотивации; воображения и творческой активности; формирование познавательных действий, становление сознания и первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
При организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) при формировании представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста необходимо сохранять специфику, присущую игре, так как в данном возрасте игра является одной из форм практического мышления. В игре дошкольник оперирует своими впечатлениями, знаниями, опытом, отображенными в форме игровых способов действия. Именно эта способность является главной базой для введения в игровую деятельность дошкольника персонального компьютера как игрового и обучающего средства
[4].
Общение с техникой в процессе обучения вызывает у детей живой интерес, сначала преобладает игровая, а затем и учебная деятельность. Этот интерес лежит в основе формирования таких структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, развитие творческих способностей и креативность принимаемых решений. Благодаря использованию ЦОР становится результативным обучение целеполаганию, планированию, контролю и самооценке. Ребенок, увлекаясь сюжетом игры, усваивая ее правила, подчиняет им свои действия, стремится к достижению более высоких результатов [7].
Цифровые образовательные ресурсы могут содержать в себе одновременно графическую, текстовую, речевую, видео-, аудио информацию и фотографии, которая способствуют развитию у детей воображения, образного мышления и творческой активности старших дошкольников. Такие образовательные ресурсы позволяют увеличить объем предлагаемого материала, что имеет огромное значение при обучении дошкольников, ведь один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм его подачи.
Мир Науки
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
Образовательная ценность ЦОР заключается в моделировании жизненных ситуаций или явлений, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни, например, полет ракеты, солнечная система, круговорот воды в природе и прочие.
В настоящее время существует огромное множество цифровых образовательных ресурсов, предназначенных для обучения и развития детей старшего дошкольного возраста и рекомендованных министерством образования Российской Федерации, но, несмотря на их многообразие, педагоги дошкольного образования создают свои, авторские цифровые ресурсы, так как именно они направлены на решения конкретных образовательных задач по образовательным программам.
Рассмотрим общие требования, предъявляемые к цифровым образовательным ресурсам, предназначенным для детей старшего дошкольного возраста, которые на наш взгляд необходимо учитывать педагогу при их разработке:
• соответствовать содержанию образовательной программы дошкольного учреждения, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации;
• ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
• обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения детей старшего дошкольного возраста, использование как самостоятельной, так и групповой работы с детьми;
• основываться на достоверных, актуальных и доступных данному возрасту материалах [7].
В качестве цифровых образовательных ресурсов для детей дошкольного возраста на занятиях по познавательному развитию целесообразно использовать ресурсы, созданные в форме виртуальной экскурсии, виртуального путешествия, «путешествия по реке времени», «путешествия по карте», НОД с использованием мультимедийной презентацией. Рассмотрим более подробно данные формы.
Виртуальная экскурсия или виртуальное путешествие - это цифровой образовательный ресурс, который представляет собой законченный интерактивный мультимедийный продукт, направленный на достижение дидактических целей и решения образовательных задач. Он выражается в виде информационного источника, содержащего в себе графическую, текстовую, звуковую и видеоинформацию.
Мультимедийная презентации - это совокупность информационных коммуникационных технологий, одновременно использующих несколько средств: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, используемых с высококачественным звуковым сопровождением.
Непосредственная образовательная деятельность (НОД) с детьми старшего дошкольного возраста в сочетании с мультимедийной презентацией может выступать в качестве наглядного демонстрационного материала по ознакомлению дошкольников с окружающим миром. Сочетание теоретических сведений энциклопедического характера с объединением аудио-, видео-, и анимационными эффектами, возможностями демонстрации объектов, которые сложно наблюдать в повседневной жизни (например, дома индейцев «типи», изображения бизонов), а также наличие продуктивной деятельности детей, чтение стихотворения, решения проблемных вопросов, способствует погружению детей в тему познавательного занятия.
Путешествие по карте или путешествие по реке времени - предполагает освоение дошкольниками пространственных схем и отношений. В качестве наглядного материала для данных путешествий нужны большая физическая карта полушарий, географическая карта России или какой-то объект-символ, которые поможет перемещаться во времени. Такой наглядный материал служат своего рода метафорой целостного «пространства мира», а его объекты являются наглядно-графическими заместителями. Начиная воображаемое путешествие, педагог и дошкольники обсуждают и выбирают пункт назначения, вид транспорта, намечают маршрут на карте или возможные разные пути, высказывают предположения о том, что или кто может встретиться в пути, какие непредвиденные обстоятельства могут произойти. В таких играх-путешествиях расширяются представления детей об окружающем мире, его основных исторических событиях; путешествуя на пароходе, самолете, поезде дети рассматривают и сравнивают возможности транспорта в разных климатических зонах. Посещая интересные географические и исторические места, дошкольники в игровой форме получают знания о родной стране, крае, природе с активным участием отвечая на игровые вопросы педагога.
Следует заметить, что цифровые образовательные ресурсы, используемые в НОД, перечисленные выше формы работы с дошкольниками не заменяют участие педагога в образовательном процессе, а лишь дополняют и расширяют его возможности.
Современные цифровые образовательные ресурсы, а именно виртуальные экскурсии (путешествия) способны значительно расширить кругозор детей, стимулировать активность дошкольников в получении сведений энциклопедического характера на «островках» познавательно-исследовательской деятельности, а также обогащать представления о возможностях мультимедийных технологий, как одно из приоритетных направлений в развитии современного общества.
Образовательная область «Познавательное развитие» является обязательной для основных образовательных программ, регламентирующих деятельность ДОУ. Проведенный анализ основных программ «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), «Детский сад - Дом радости» (Н. М. Крылова), «Из детства в отрочество» (Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик), «Детство» (под редакцией: Т. Н. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. И. Гурович), «Истоки» (Л. А. Парамонова) и других показал, что некоторые темы, а именно темы, связанные с формированием элементарных географических представлений о частях света Земли, выпушены, или на них в учебном процессе отведено недостаточно времени. В связи с этим становится целесообразным разработка программы формирования представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста «Путешествовать и познавать мир», направленной на развитие у них познавательно-исследовательской деятельности.
Программа базируется на методологических подходах, которые являются основополагающими при выборе содержания образования, организации развивающей предметно-пространственной среды, определении форм, методов и приемов взаимодействия с детьми. В программе отражена технология организации совместной познавательно-исследовательской деятельности взрослого и ребенка с помощью культурно-смысловых контекстов, служащих своеобразным посредником между педагогическими интересами и интересами детей. Культурно-смысловым контекстом в данном случае выступает виртуальное путешествие, которое используется для занятий познавательного цикла и доступно дошкольникам.
Следует заметить, что данная программа призвана не заменить основную обязательную программу, а лишь дополнить ее. Программа рассчитана на один год обучения для детей
Мир Науки
Мир Науки
старшего дошкольного возраста (ориентирована на возраст детей 6-7 лет) и состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.
Главная цель программы заключается в формировании элементарных географических представлений о частях света Земли у детей старшего дошкольного возраста. Основные задачи программы:
• формировать представления детей старшего дошкольного возраста о частях света Земли, географического положения континентов, их природных и культурных символах, многообразии стран и народов мира;
• развивать представления о целостности природы и взаимосвязях ее компонентов, взаимодействии живых организмов между собой и с различными средами обитания; умение создавать систему знаков и применять ее, прокладывать и считывать маршруты, придумывать символы или знаки событий или мест (пиктограммы);
• создавать благоприятные условия для развития самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей;
• способствовать развитию у детей умения общаться в процессе решения познавательных задач: выдвигать идеи, включаться в обсуждение, пользуясь при этом точной, аргументированной и доказательной речью;
воспитывать настойчивость, ответственность действий самоконтроля и самооценки.
в преодолении трудностей,
Программа «Путешествовать и познавать мир» построена с учетом принципов проектирования образовательного процесса, которые предполагают использование цифровых образовательных ресурсов на занятиях по окружающему миру.
1) принцип интеграции в построении образовательной деятельности на основе возрастных и индивидуальных особенностей каждого дошкольника предполагает интеграцию предложенного содержания образования с использованием ЦОР с различными видами детской познавательной деятельности;
2) принцип научной обоснованности и практического применения в дальнейшей свободной деятельности детей предполагает возможность подготовки качественного обучающего материала энциклопедического характера при помощи цифровых образовательных ресурсов;
3) принцип учета основных стилей восприятия опирается на выбор визуального, аудиального, двигательного и кинестетического вида визуализации при создании ЦОР по конкретным темам по познавательному развитию;
4) принцип интерактивности основывается на диалоговом режиме работы с компьютером (использование на занятиях интерактивных презентаций), предполагающих возможность индивидуализации обучения дошкольников;
5) принцип виртуальности предполагает возможность демонстрации объектов, процессов или событий, которые невозможно отследить в реальной жизни;
6) принцип создания проблемных ситуаций, которые характеризуются определенным уровнем трудностей, связанных с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью самостоятельного поиска решений.
Рассмотренные выше принципы призваны формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о целостной картине мира через познавательно-исследовательскую
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
деятельность с использованием на занятиях цифровых образовательных ресурсов и элементарных географических представлений о частях света Земли.
Программа содержит следующие основные темы: «Богатство Африки», «Великолепие Северной и Южной Америки», «Белый континент», «Красота Океании», «Удивительное путешествие по Евразии». К каждой теме прилагается цифровой образовательный ресурс (виртуальные путешествия, виртуальные экскурсии), в котором отображены задачи темы, теоретический познавательный материал и диагностические задачи на закрепление знаний.
Такие виртуальные экскурсии и путешествия могут создаваться педагогами в программах Microsoft PowerPoint, Libre Office Impress, так как данные программы имеют все возможности для создания мультимедийных презентаций. Для обработки видео- и звуковых файлов, для включения их в ЦОР, используются любые программы для работы со звуком и видео.
Отбор содержания образовательных материалов по темам, представленным выше, зависит от уровня познавательного развития дошкольников, их самостоятельности, желаний, интересов, потребностей и возможностей, а также профессионального мастерства педагогов.
Основное содержание образования в программе сориентировано на зону ближайшего развития детей старшего дошкольного возраста. Но так как в группе детей могут оказаться дошкольники, опережающие по уровню развития возрастную норму, то часть содержания программы рассчитана и на зону дальнего развития. Используя цифровые образовательные ресурсы, педагоги имеют возможность вариативно подходить к предложенному в программе содержанию образования: его можно несколько упростить или наоборот дополнить и обогатить новыми интересными теоретическими знаниями и дидактическими заданиями.
После изучения предложенных в программе тем педагог, также используя ЦОР, проводит с детьми диагностику по выявлению уровней сформированности у них представлений об окружающем мире. Детям на разных слайдах предлагаются диагностические интерактивные задания-игры, например, «Назови континенты Земли», «Зоологическое лото» и др.
Показатель оценки результатов сформированности представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста определяется по следующим уровням:
• «достаточный» уровень ставиться, если ребенок без особого труда связно и последовательно отвечает на все вопросы педагога, распределяет объекты по категориям, справляется с заданиями дидактических интерактивных игр, аргументирует свой выбор.
• уровень «близкий к достаточному» ставится, если ребенок справляется с заданиями при помощи взрослого, знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
• «недостаточный» уровень ставится, если ребенок часто допускает ошибки, не всегда аргументирует свой выбор; не справляется с заданиями, затрудняется отвечать или не отвечает на вопросы педагога.
Виртуально путешествуя с детьми, педагог должен помнить о том, что занятия с детьми старшего дошкольного возраста проводятся не чаще трех раз в неделю не более 15 мин. 1 раз в день. Занятия, на которых используются ЦОР, сопровождается проведением физкультминутки, а после занятий следует обязательно проводить гимнастику для глаз, так как это позволит у дошкольников снять напряжение.
Предложенные рекомендации необходимо учитывать педагогам при планировании занятий с использованием ЦОР в формировании представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, в работе с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно использовать дополнительную программу по формированию у них представлений об окружающем мире «Путешествовать и познавать мир», которая способствует значительному расширению кругозора детей о элементарных географических представлениях, стимулирует активность дошкольников в получении сведений энциклопедического характера, а так же обогащает представления современного ребенка о цифровых образовательных ресурсах, тем самым формируя психологическую готовность к жизни в информатизированном обществе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Науч. рук. Л. А. Парамонова. - 5-е изд. перераб. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 192 с.
2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016. - 352 с.
3. Корнеева, А. Виртуальная экскурсия как форма обучения в начальной школе [Текст] / А. Корнеева, Л. А. Милованова // Наука XXI века: взгляд в будущее: материалы Всерос. заоч. студен. науч.-практ. конф. - Шадринск: ШГПИ, 2013. -С. 104-106.
4. Марич Е. М. Внедрение новых форм организации воспитательно-образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий в дошкольных организациях [Текст] / Е. М. Марич - М.: ООО «Интелин», 2014. - 132 с.
5. Новоселова, Ю. Г. Информационно-коммуникационные технологии в работе воспитателя [Текст] / Ю. Г. Новоселова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - N 8. - С. 6-16.
6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
7. Плащенко О. И. Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. Гос ун-та, 2013. -227 с.
8. Полуэктова, И. В. Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОО [Текст] / И. В. Полуэктова, О. Н. Новикова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 4. - С. 6-13.
9. Примерная основная образовательная программа дошкольного [Электронный ресурс] - режим доступа образования - http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/P00P_D0.pdf.
10. Создание цифрового образовательного ресурса «Календарь природы» для детей дошкольного возраста с помощью ИКТ // Дошкольное воспитание. - № 4. - М.: ООО Изд. дом «Воспитание дошкольника», 2016/ -http://elibrary.ru/item.asp?id=25609165.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 96 с. (Правовая библиотека образования).
Мир Науки
Evdokimova Vera Evgen'evna
Shadrinsk state pedagogical university, Russia, Shadrinsk E-mail: [email protected]
The use of digital educational resources in the formation of ideas about the world in children of senior preschool age
Abstract. The use of digital educational resources in the activities of preschool educational institutions is one of the priorities of modern education. The need to use digital resources in the educational process of preschool institutions in the formation of ideas about the world in children of senior preschool age determines the relevance of the chosen topic.
The article presents the program for the formation of ideas about the world in children of senior preschool age "to Travel and explore the world" and on the basis of the analysis of the main educational programs justified its use in the educational process of the preschool.
The author presents the forms of organization of educational process on the formation of ideas about the world in children of senior preschool age, revealed the purpose and obj ectives of the program. Submitted to the program of topics in cognitive development "the Wealth of Africa", "the Splendor of North and South America", "White continent", "the Beauty of Oceania", "Amazing journey through Eurasia" aimed at the formation of elementary geographic ideas about the continents of the Earth. To each topic is included digital education resource (a virtual tour or a virtual tour of the map).
Define the levels of formation of representations about the world in children of senior preschool age "sufficient", "close to sufficient" and "insufficient", which are determined after the implementation of integrated tasks presented in digital learning resources.
Keywords: children of preschool age; educational process; preschool education; digital educational resources; the program for forming ideas about the world; levels of formation; requirements for digital educational resources
Мир Науки