Научная статья на тему 'Виртуальная экскурсия как средство социализации старших дошкольников'

Виртуальная экскурсия как средство социализации старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
38
Поделиться
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ / VIRTUAL EXCURSION / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бостан Марина Дмитриевна

В статье рассматриваются особенности виртуальной экскурсии как одной из современных форм образовательной деятельности дошкольников, которая позволяет повысить познавательный интерес современных детей. Автором обобщен и представлен опыт работы в данном направлении одного из сельских дошкольных образовательных учреждений Вологодской области. Доказано, что использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бостан Марина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Виртуальная экскурсия как средство социализации старших дошкольников»

- оздоровительный туризм (совершение походов по родному краю в сочетании с проведением краеведческих наблюдений, исследований и изучением отдельных особенностей района похода);

- музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческого музея);

- экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения экскурсий);

- семейное краеведение.

Организационными формами краеведческой деятельности могут выступать:

- краеведческие кружки, работающие на базе детских садов;

- музейные коллективы, работающие на базе музеев детских садов;

- выставки рисунков, фотографий, макетов, поделок, компьютерных произведений;

- встречи с известными людьми;

- знакомство с бытом и традициями, с календарно-обрядовыми праздниками, с фольклором народов Поволжья, писателями и поэтами.

- составление «Генеалогического дерева своей семьи» может быть дополнено рассказами о традициях в семье ребенка [5, с. 27].

Таким образом, основная идея работы по приобщению ребенка к культуре родного края заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее как в ДОУ, так и семье.

Список литературы / References

1. Глоба Л.Г. Технология воспитания патриота и гражданина (для воспитателей, психологов, логопедов, старших педагогов, работающих в детских дошкольных учреждениях) // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.), 2015. С. 3-6.

2. Кондрашова Н.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU, 2012. № 81 С. 1020-1030.

3. Мазуренко О.В. Патриотическое воспитание дошкольников в процессе выполнения заданий краеведческой направленности // Молодой ученый, 2015. № 20.1. С. 24-26.

4. Негина Т.А. Приобщение дошкольников к родной культуре // Обучение и воспитание: методики и практика, 2015. №18 С.218-223.

5. Программа и методические материалы по художественному творчеству детей 5-7 лет / Авт.-сост. А.Н. Чусовская; под ред. О.А. Соломенниковой. М.: АРКТИ, 2013.

6. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. М.: Мозаика-Синтез, 2008.

7. Суетина Л. Р. Воспитание гражданина и патриота через историю и культуру родного края // Молодой ученый, 2014. №17. С. 544-546.

8. Тюлепаева Э.Р. Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре родного края // Вестник ЧГПУ, 2010. № 6 С. 201-207.

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Бостан М.Д. Email: Bostan636@scientifictext.ru

Бостан Марина Дмитриевна — студент, кафедра дошкольного образования, Череповецкий государственный университет, г. Череповец

Аннотация: в статье рассматриваются особенности виртуальной экскурсии как одной из современных форм образовательной деятельности дошкольников, которая позволяет повысить познавательный интерес современных детей. Автором обобщен и представлен опыт работы в данном направлении одного из сельских дошкольных образовательных учреждений Вологодской области. Доказано, что использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию.

Ключевые слова: виртуальная экскурсия, дошкольное образование, образовательная деятельность.

VIRTUAL TOURS AS A MEANS OF SOCIALIZATION OF SENIOR

PRESCHOOLERS Bostan M.D.

Bostan Marina Dmitrievna - Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION, CHEREPOVETS STATE UNIVERSITY, CHEREPOVETS

Abstract: in the article features of a virtual excursion as one of modern forms of educational activity ofpreschool children which allows to increase cognitive interest of modern children are considered. The author summarized and presented the experience of working in this direction of one of the rural pre-school educational institutions of the Vologda region. It is proved that the use of virtual excursions forms the children's needs for obtaining information, increases the motivation for cognition, and forms an active personal position. Keywords: virtual excursion, preschool education, educational activity.

УДК 373.24

«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра» Джон Дьюи [1; 12]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения и развития детей. Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста только начинается [3; 18].

Актуальность данной темы определяется развитием современного общества и неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.

Информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение в условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования.

Безграничный познавательный интерес современного дошкольника успешно реализуется через организацию виртуальных экскурсий.

Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.

Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.

Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Дети не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Как пишет современный исследователь Ю.М. Горвиц, это успешно достигается путем постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определенных творческих заданий [4; 99].

Использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.

В 2016-2017 учебном году на базе детского сада МБДОУ «Юбилейный детский сад № 19 «Журавушка» работала ресурсная площадка по художественно-эстетическому развитию, где мы активно использовали данную форму в работе с детьми. Нами были подобраны виртуальные экскурсии в музей вологодского кружева, в мастерские по городецкой, гжельской, жостовской росписям и изготовлению каргопольской, филимоновской и богородской игрушек. «Виртуальная экскурсия» дала нам возможность посетить недоступные места, предложив уникальные путешествия: «Путешествие в мир искусства», «Выставка произведений М.В. Васнецова»,

«Галерея портретов и натюрмортов», «Экскурсия в музей»; викторины: «Осень в картинах художников», «Жанры искусства», «История создания картин И. Левитана», Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии. Это позволило повысить эффективность занятий художественно - эстетической направленности, повысить познавательную мотивацию детей, раскрыть их творческий потенциал, обеспечить наглядность, эффективное восприятие и запоминание нового материала, вовлечь в образовательную деятельность пассивных воспитанников, показать с помощью анимации и видеоряда явления и события в динамике, смоделировать ситуации, которые нельзя или сложно показать детям в ходе НОД либо увидеть в повседневной жизни.

Так как мы проживаем в условиях сельской местности, то социальный опыт наших детей невелик: нет возможности посещать музеи, театры, выставки. Экскурсии всегда сводятся к минимуму: магазины, почта, библиотека, природные объекты.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, мы заметили, что лучше всего познавательный интерес ребенка развивается в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Этот факт учитывали в своей работе, но старались не переусердствовать, не погасить его в ребенке.

Мы сделали вывод, что постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений - одно из важнейших условий развития полноценной игровой деятельности. Мы решили уделить особое внимание использованию информационно-коммуникационных технологий при организации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста. Нами были подобраны мультфильмы, презентации и виртуальные экскурсии к сюжетно-ролевым играм «Библиотека», «В лесу», «Дизайнерская студия», «Завод», Зоопарк», «Исследователи космоса», «Кафе. Пицеррия», «Моряки подводники», и т.д. Например, после просмотра виртуальной экскурсии на стройку дети не только закрепили знания о строителе, но и познакомились с такими профессиями, как прораб, архитектор, каменщик, бетонщик, кровельщик, столяр, плотник, маляр, штукатур, плиточник. Свои впечатления дошкольники смогли перенести в огромную стройку многоэтажного дома. А вот виртуальная экскурсия на подводную лодку сподвигла детей на создание макета лодки из бросового материала, в результате чего была организована развернутая режиссерская игра.

В результате проведенной работы наблюдается положительная динамика. Дети стали самостоятельно играть, пытаются придумать новые сюжеты, фантазируют, комбинируют знания, получаемые из информационно-коммуникационной среды со своими фантазиями. Ребята проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домыслить предложенный вариант сюжета. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы.

Список литературы / References

1. Андерсен Б.Б. Мультимедиа в образовании: специальный учебный курс. Информационные технологии в образовании. 2-е изд. исправленное и дополненное/ М.: «Дрофа», 2007.

2. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образованиУчебное пособие для студентов вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 224 с.

3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. 204 с.

4. Горвиц Ю.М. Зачем нужны компьютеры в детском учреждении? // Информатика и образование, 1994. № 3. С. 99-103.