ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ И ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ КАК ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Асянова М.Н. Email: [email protected]
Асянова Мария Николаевна — магистрант, психолого-педагогический факультет, Арзамасский филиал Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Арзамас
Аннотация: в статье анализируются основные аспекты по приобщению дошкольников к культуре и истории родного края при использовании разнообразных методов и форм работы, а также по ряду наиболее актуальных направлений. Отмечается, что система работы по патриотическому воспитанию дошкольников должна основываться на интеграции различных видов детской деятельности. Рассматриваются условия, направления, организационные формы работы ДОУ по патриотическому воспитанию.
Автор подчеркивает, что знакомство детей с историей и культурой родного края является основой для патриотического воспитания подрастающего поколения, следовательно, воспитателю необходимо подобрать такие методы работы, которые позволят вызвать эмоциональный отклик детей и желание самостоятельно получать знания. Ключевые слова: патриотизм, культура и история родного края, воспитание.
CONNECTION OF PRESCHOOLS TO CULTURE AND THE HISTORY OF THE NORTHERN EDGE AS THE BASIS OF THE PATRIOTIC EDUCATION OF THE UNDERSTANDING GENERATION Asyanova M.N.
Asyanova Maria Nikolaevna - Master Student, FACULTY OF PSYCHOLOGY AND EDUCATION, ARZAMAS BRANCH
OF NIZHNY NOVGOROD STATE UNIVERSITY NAMED BY N.I. LOBACHEVSKY, ARZAMAS
Abstract: the article analyzes the article analyzes the main aspects of involving preschoolers in the culture and history of their native land when using a variety of methods and forms of work, as well as a number of the most relevant areas. It is noted that the system of work on the patriotic education ofpreschool children should be based on the integration of various types of children's activities. Conditions, directions, organizationalforms ofwork of the Dow on patriotic education are considered.
The author emphasizes that acquaintance of children with the history and culture of their native land is the basis for patriotic education of the younger generation, therefore, the educator needs to choose such methods of work that will cause the emotional response of children and the desire to independently acquire knowledge.
Keywords: patriotism, culture and history of the native land, education.
УДК 37.013.42
Ориентация российской системы образования на общекультурное развитие исторически является одной из приоритетных позиций. Она находит отражение и в тексте Закона Российской Федерации «Об образовании», где отмечено, что «общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в Отечестве...» [7, с. 544].
Основная цель работы с дошкольниками по ознакомлению их с историей и культурой родного города заключается в воспитании у ребенка чувства гордости и уважения к месту его проживания. Дети должны знать различные факты об истории и природе родного края. Ознакомлению дошкольников с родным городом способствуют разнообразные формы работы, как традиционные (фоторепортажи, беседы об известных людях, создание художественных альбомов, чтение стихотворений), так и инновационные (создание макета здания; изучение карты города и нанесение на нее наиболее значимых объектов; фоторепортажи).
Отметим, что знакомство детей с историей и культурой родного края является основой для патриотического воспитания подрастающего поколения, следовательно, воспитателю необходимо подобрать такие методы работы, которые позволят вызвать эмоциональный отклик детей и желание
самостоятельно получать знания. К таким формам работы относятся, например, викторины, составление рассказов, подбор пословиц с краеведческой тематикой, создание папок-передвижек с иллюстрациями о животном и растительном мире родного края. [8, с. 201].
Также для патриотического воспитания необходимо включать в работу народные игры, песни, в которых дошкольники активно ребята приобщаются к традициям народа, учатся проявлять взаимовыручку.
Работа по формированию патриотических чувств у дошкольников должна быть систематичной и включать в себя активную деятельность самих дошкольников и педагогов, а также родителей. Патриотическое воспитание в ДОУ должно способствовать приобщению детей к общечеловеческим ценностям, к истории и культуре Родины в целом и родного края в частности; быть нацеленной на развитие у дошкольников любознательности, познавательной активности, что обеспечит интеллектуальное развитие ребенка, поможет создать условия для развития личности гражданина.
Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников основана на интеграции различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой.
Развитию патриотических чувств, расширению знаний о родном крае способствует посещение экскурсий, встреч с интересными людьми, бесед в музеях, детских библиотеках. Делать это можно как в рамках ДОУ, так и в семейном воспитании [2, с. 1021].
Работа по развитию патриотических чувств у старших дошкольников начинается с ознакомления их с тем населенным пунктом, где он и проживают и где находится детский сад. Дети рассматривают план города, знакомятся с наиболее интересными и памятными его местами, учат свой домашний адрес.
В этой работе может быть использована дидактическая игра «Где мы были - мы расскажем». Ее суть состоит в том, что дети должны по изображению отгадать и потом рассказать о тех местах, которые зафиксированы на фотографиях (памятники, здания).
Как правило, такое знакомство с родным краем вызывает положительный отклик у детей, стремление передать в художественных образах полученные впечатления. Следовательно, работа по изучению истории и культуры города продолжается на занятиях по изобразительной деятельности. Через рисунки, аппликацию, поделки дошкольники имеют возможность передать чувство любви к своей Родине [4, с. 222].
Дошкольный возраст рассматривается в психолого-педагогической науке как время интенсивного становления личности ребенка, ведь в это время закладываются основы его мировоззрения, формируется его отношение к окружающему миру. Именно в старшем дошкольном возрасте детей необходимо познакомить с государственными символами: флагом, гербом, гимном. Далее можно рассмотреть аналогичные символы города. Это позволит ребенку чувствовать себя сопричастным истории своей страны, например, при просмотре Парада Победы. Дети должны прийти к выводу о том, что государственные символы объединяют всех людей, проживающих в государстве, они как бы служат всем гражданам страны отличительными знаками [6, с. 49].
Приобщение ребенка к культуре родного края предполагает соблюдение следующих условий:
1. Непосредственное участие в краеведческой деятельности и взрослых, и детей.
2. Использование народного опыта непосредственно в жизни детей (сбор лекарственных трав, работы на садово-огородном участке);
3. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
4. Немаловажную роль в развитии патриотизма и любви к родине должна играть семья. Именно здесь должны закладываться базовые ценности и прививаться любовь к родному краю [3, с. 26].
Работа по приобщению ребенка к культуре родного края может развиваться по ряду направлений:
- историческое краеведение (военно-историческое, историко-культурное, историко-архивное);
- естественно - научное краеведение (географическое, экологическое, биологическое, геологическое);
- этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное);
- туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время туристических походов);
- спортивный туризм (совершение спортивных туристических походов в сочетании с проведением краеведческих наблюдений и разносторонним изучением района похода);
- оздоровительный туризм (совершение походов по родному краю в сочетании с проведением краеведческих наблюдений, исследований и изучением отдельных особенностей района похода);
- музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческого музея);
- экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения экскурсий);
- семейное краеведение.
Организационными формами краеведческой деятельности могут выступать:
- краеведческие кружки, работающие на базе детских садов;
- музейные коллективы, работающие на базе музеев детских садов;
- выставки рисунков, фотографий, макетов, поделок, компьютерных произведений;
- встречи с известными людьми;
- знакомство с бытом и традициями, с календарно-обрядовыми праздниками, с фольклором народов Поволжья, писателями и поэтами.
- составление «Генеалогического дерева своей семьи» может быть дополнено рассказами о традициях в семье ребенка [5, с. 27].
Таким образом, основная идея работы по приобщению ребенка к культуре родного края заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее как в ДОУ, так и семье.
Список литературы / References
1. Глоба Л.Г. Технология воспитания патриота и гражданина (для воспитателей, психологов, логопедов, старших педагогов, работающих в детских дошкольных учреждениях) // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.), 2015. С. 3-6.
2. Кондрашова Н.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU, 2012. № 81 С. 1020-1030.
3. Мазуренко О.В. Патриотическое воспитание дошкольников в процессе выполнения заданий краеведческой направленности // Молодой ученый, 2015. № 20.1. С. 24-26.
4. Негина Т.А. Приобщение дошкольников к родной культуре // Обучение и воспитание: методики и практика, 2015. №18 С.218-223.
5. Программа и методические материалы по художественному творчеству детей 5-7 лет / Авт.-сост. А.Н. Чусовская; под ред. О.А. Соломенниковой. М.: АРКТИ, 2013.
6. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
7. Суетина Л. Р. Воспитание гражданина и патриота через историю и культуру родного края // Молодой ученый, 2014. №17. С. 544-546.
8. Тюлепаева Э.Р. Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре родного края // Вестник ЧГПУ, 2010. № 6 С. 201-207.
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Бостан М.Д. Email: [email protected]
Бостан Марина Дмитриевна — студент, кафедра дошкольного образования, Череповецкий государственный университет, г. Череповец
Аннотация: в статье рассматриваются особенности виртуальной экскурсии как одной из современных форм образовательной деятельности дошкольников, которая позволяет повысить познавательный интерес современных детей. Автором обобщен и представлен опыт работы в данном направлении одного из сельских дошкольных образовательных учреждений Вологодской области. Доказано, что использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию.