Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УРОВНЯ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В ОБЛАСТИ ПРОФИЛАКТИКИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ'

АНАЛИЗ УРОВНЯ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В ОБЛАСТИ ПРОФИЛАКТИКИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
75
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / КОМПЕТЕНЦИИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ-ПОДРОСТКИ / ИНТЕРНЕТ-ОПРОС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузоватова Елена Ефимовна, Зайцева Наталья Николаевна

Введение. Решение проблемы распространения ВИЧ-инфекции в молодежной и подростковой среде связывают в том числе с системной реализацией первичной профилактики в образовательных организациях, результатом которой должно стать формирование у обучающихся необходимых компетенций по противодействию рискам здоровью. Цель работы - определить уровень компетенции подростков в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции. Материалы и методы. С использованием методики интернет-опроса изучен уровень вышеуказанной компетенции у подростков, обучающихся в общеобразовательных организациях Нижегородской области. Выполнен сравнительный анализ показателей в подгруппах юношей и девушек. Результаты исследования. Уровень компетенции определен по четырем основным шкалам (эмоциональной, познавательной, практической и шкале поступков) и по дополнительной шкале (эрудиции). В целом в группе респондентов отмечен высокий уровень исследуемой компетенции. Девушки имели достоверно более высокие показатели по всем компонентам компетенции по сравнению с юношами (р < 0,001). В обеих подгруппах наиболее интенсивно выражен компонент «эрудиция». Для девушек важной составляющей является сопереживание ситуации. Выявлены различия в значимости отдельных аспектов оцениваемой компетенции. Из четырех приоритетных направлений деятельности по профилактике распространения ВИЧ-инфекции наибольшую значимость в глазах респондентов имеет управление охраной здоровья, эффективное взаимодействие ответственных структур (р < 0,001). Заключение. Результатом профилактической работы с подростками в образовательных организациях является формирование компетенций, необходимых для эффективного социального взаимодействия в вопросах предупреждения распространения ВИЧ-инфекции. Содержание и формы реализации профилактической работы должны содействовать развитию у обучающихся способности и готовности к самосохранению, саморазвитию, освоению навыков прогностического поведения. Оценка уровня компетенции, характеристика интенсивности ее компонентов, выявление приоритетов в выборе сферы приложения усилий по противодействию распространению ВИЧ могут быть использованы для повышения адресности профилактической работы с подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузоватова Елена Ефимовна, Зайцева Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE COMPETENCE IN PREVENTION OF THE SPREAD OF HIV INFECTION AMONG HIGH SCHOOL STUDENTS OF THE NIZHNY NOVGOROD REGION

Introduction: Solution of the problem of prevention of the spread of HIV infection among adolescents and young adults is associated, inter alia, with systemic implementation of primary prevention strategies in educational establishments aimed at developing the necessary level of expertise in health risk management in students. The objective of our study was to determine the level of competence of adolescents in the field of HIV spread prevention Materials and methods: The technique of an online survey was used to establish the competence of high school students aged 15-17 living in the Nizhny Novgorod Region and to compare its level between boys and girls. Results: The level of competence was determined by four basic scales (emotional, cognitive, practical, and the scale of actions) and the additional scale of erudition. The level of general competence of the respondents was found to be high. Girls had significantly higher scores by all scales (p < 0.001) compared to boys. The erudition component was most prominent in both subgroups. The emotional component (empathy) was more important for girls. We noted differences in the significance of individual aspects of the assessed competence. Of the four priority strategies of HIV epidemic spread prevention, the respondents chose health care management and effective interaction of responsible structures as key factors in disease spread stop (р < 0.001). Conclusion: Promoting competence in HIV spread prevention among students for their effective social interaction in HIV related issues is an important outcome of preventive activities at schools. The content and forms of their implementation should facilitate students' ability and readiness to self-protection, self-improvement, and mastering skills of predictive behaviour. Evaluating the level of competence and intensity of its components, setting priorities in choosing areas of applying efforts to reduce the risk of HIV epidemic growth can make prevention efforts more targeted.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УРОВНЯ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В ОБЛАСТИ ПРОФИЛАКТИКИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ»

© Кузоватова Е.Е., Зайцева Н.Н., 2021 УДК 614.446.1+616.98+37.032

Анализ уровня компетенции обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции

Е.Е. Кузоватова1-2, Н.Н. Зайцева1 :ФБУН «Нижегородский научно-исследовательский институт эпидемиологии и

микробиологии им. академика И.Н. Блохиной» Роспотребнадзора, ул. Малая Ямская, д. 71, г. Нижний Новгород, 603950, Российская Федерация 2ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», ул. Ванеева, д. 203, г. Нижний Новгород, 603122, Российская Федерация

Резюме: Введение. Решение проблемы распространения ВИЧ-инфекции в молодежной и подростковой среде связывают в том числе с системной реализацией первичной профилактики в образовательных организациях, результатом которой должно стать формирование у обучающихся необходимых компетенций по противодействию рискам здоровью. Цель работы - определить уровень компетенции подростков в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции. Материалы и методы. С использованием методики интернет-опроса изучен уровень вышеуказанной компетенции у подростков, обучающихся в общеобразовательных организациях Нижегородской области. Выполнен сравнительный анализ показателей в подгруппах юношей и девушек. Результаты исследования. Уровень компетенции определен по четырем основным шкалам (эмоциональной, познавательной, практической и шкале поступков) и по дополнительной шкале (эрудиции). В целом в группе респондентов отмечен высокий уровень исследуемой компетенции. Девушки имели достоверно более высокие показатели по всем компонентам компетенции по сравнению с юношами (р < 0,001). В обеих подгруппах наиболее интенсивно выражен компонент «эрудиция». Для девушек важной составляющей является сопереживание ситуации. Выявлены различия в значимости отдельных аспектов оцениваемой компетенции. Из четырех приоритетных направлений деятельности по профилактике распространения ВИЧ-инфекции наибольшую значимость в глазах респондентов имеет управление охраной здоровья, эффективное взаимодействие ответственных структур (р < 0,001). Заключение. Результатом профилактической работы с подростками в образовательных организациях является формирование компетенций, необходимых для эффективного социального взаимодействия в вопросах предупреждения распространения ВИЧ-инфекции. Содержание и формы реализации профилактической работы должны содействовать развитию у обучающихся способности и готовности к самосохранению, саморазвитию, освоению навыков прогностического поведения. Оценка уровня компетенции, характеристика интенсивности ее компонентов, выявление приоритетов в выборе сферы приложения усилий по противодействию распространению ВИЧ могут быть использованы для повышения адресности профилактической работы с подростками. Ключевые слова: ВИЧ-инфекция, профилактика, компетенции, обучающиеся-подростки, интернет-опрос. Для цитирования: Кузоватова Е.Е., Зайцева Н.Н. Анализ уровня компетенции обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции // Здоровье населения и среда обитания. 2021. № 4 (337). С. 57-65. doi: https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-337-4-57-65 Информация об авторах:

И Кузоватова Елена Ефимовна - к.м.н., магистр здравоохранения, доцент, врач-инфекционист Приволжского окружного центра по профилактике и борьбе со СПИД, ФБУН ННИИЭМ им. академика И.Н. Блохиной Роспотребнадзора; доцент кафедры физической культуры, ОБЖ и здоровьесбережения ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»; e-mail: prokaids@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3027-4427.

Зайцева Наталья Николаевна - д.м.н., врио директора ФБУН ННИИЭМ им. академика И.Н. Блохиной Роспотребнадзора, руководитель Приволжского окружного центра по профилактике и борьбе со СПИД; e-mail: micro@nniiem.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5370-4026.

Analysis of the Competence in Prevention of the Spread of HIV Infection among High School Students of the Nizhny Novgorod Region

Е.E. Kuzovatova,1,2 N.N. Zaitseva1 Academician I.N. Blokhina Nizhny Novgorod Scientific Research Institute of Epidemiology and Microbiology, 71 Malaya Yamskaya Street, Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation 2Nizhny Novgorod Institute for Education Development, 203 Vaneev Street, Nizhny Novgorod, 603122, Russian Federation Summary. Introduction: Solution of the problem of prevention of the spread of HIV infection among adolescents and young adults is associated, inter alia, with systemic implementation of primary prevention strategies in educational establishments aimed at developing the necessary level of expertise in health risk management in students. The objective of our study was to determine the level of competence of adolescents in the field of HIV spread prevention Materials and methods: The technique of an online survey was used to establish the competence of high school students aged 15-17 living in the Nizhny Novgorod Region and to compare its level between boys and girls. Results: The level of competence was determined by four basic scales (emotional, cognitive, practical, and the scale of actions) and the additional scale of erudition. The level of general competence of the respondents was found to be high. Girls had significantly higher scores by all scales (p < 0.001) compared to boys. The erudition component was most prominent in both subgroups. The emotional component (empathy) was more important for girls. We noted differences in the significance of individual aspects of the assessed competence. Of the four priority strategies of HIV epidemic spread prevention, the respondents chose health care management and effective interaction of responsible structures as key factors in disease spread stop (р < 0.001). Conclusion: Promoting competence in HIV spread prevention among students for their effective social interaction in HIV related issues is an important outcome of preventive activities at schools. The content and forms of their implementation should facilitate students' ability and readiness to self-protection, self-improvement, and mastering skills of predictive behaviour. Evaluating the level of competence and intensity of its components, setting priorities in choosing areas of applying efforts to reduce the risk of HIV epidemic growth can make prevention efforts more targeted. Keywords: HIV infection, prevention, competence, adolescent students, online survey.

For citation: Kuzovatova EE, Zaitseva NN. Analysis of the competence in prevention of the spread of HIV infection among high school students of the Nizhny Novgorod Region. Zdorov'e Naseleniya i Sreda Obitaniya. 2021; (4(337)):57-65. (In Russian). doi: https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-337-4-57-65 Author information:

И Elena E. Kuzovatova, Candidate of Medical Sciences, Master of Public Health, Associate Professor, Infectious Disease Physician, Privolzhsky District Center for AIDS Prevention and Control, Academician I.N. Blokhina Nizhny Novgorod Scientific Research Institute ofEpidemiology and Microbiology; Senior Lecturer, Department of Physical Education, Life Safety and Health Preservation, Nizhny Novgorod Institute for Education Development; e-mail: prokaids@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3027-4427. Natalya N. Zaitseva, D.M.Sc., Acting Director, Academician I.N. Blokhina Nizhny Novgorod Scientific Research Institute of Epidemiology and Microbiology; Head of the Privolzhsky District Center for AIDS Prevention and Control; e-mail: micro@nniiem. ru ; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5370-4026.

Введение. Государственной стратегией противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2030 года (далее — Стратегия)1 определены основные направления деятельности по предупреждению развития эпидемии, снижению заболеваемости населения ВИЧ-инфекцией и смертности от СПИДа. Ситуация с распространением ВИЧ-инфекции требует консолидации усилий многих структур — государственных, медицинских, педагогических, добровольческих. Достижение цели — снижения числа новых случаев ВИЧ-инфекции — требует усиления профилактической работы. Особое внимание в ней уделяется первичной профилактике, направленной на формирование общественного сознания, содействие повышению осознанности и ответственности в выборе варианта поведения в ситуациях риска инфицирования2 [1]. В рамках Стратегии сектор образования рассматривается в качестве одного из ключевых партнеров. Активное привлечение педагогического сообщества к этой деятельности вовлекает в систему профилактических действий большое число детей и подростков, а также способствует формированию необходимых компетенций у самих педагогических работников [2, 3].

Приволжский окружной центр по профилактике и борьбе со СПИД ФБУН ННИИЭМ имени академика И.Н. Блохиной Роспотребнадзора (ПОЦ СПИД) осуществляет мониторинг эпидемиологической ситуации по ВИЧ-инфекции в субъектах Приволжского федерального округа (ПФО), анализируя данные о качественных и количественных характеристиках эпидемического процесса ВИЧ-инфекции в округе. В рамках межведомственного взаимодействия специалисты центра проводят поведенческие исследования с анкетированием основных участников образовательного процесса и их социальных партнеров, участвуют в разработке программ обучения педагогов проектированию профилактической деятельности с обучающимися по проблеме ВИЧ-инфекции. В 2018—2020 гг. центр в сотрудничестве с ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» (НИРО) организовал участие во Всероссийской профилактической акции «СТОП ВИЧ/СПИД» педагогов и обучающихся образовательных организаций (ОО) Нижегородской области, в ходе которой были изучены аспекты отношения респондентов к проблеме предупреждения распространения ВИЧ-инфекции.

Цель исследования — определить уровень компетенции обучающихся-подростков в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции.

Материалы и методы. В 2019—2020 гг. в исследовании по изучению уровня компетенции в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции приняли участие 277 обучающихся 9—11 классов ОО города Нижнего Новгорода

и 19 районов Нижегородской области. 40 % респондентов составили юноши (111 человек). Возраст участников опроса 15—17 лет.

Была использована технология интернет-опроса с применением контрольно-измерительного инструмента (методики) «Определение уровня компетенции в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции»3. Методика разработана в рамках реализации мероприятий п. 28 Межведомственного плана организации профилактической работы в сфере немедицинского потребления наркотиков на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 гг. от 14 июня 2017 г. № 8/6—8326 Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Центр защиты прав и интересов детей» по заданию Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России и адаптирована для целей настоящего исследования.

Опросник состоит из 42 пунктов. В 40 пунктах предлагаемые ответы по компонентным шкалам состоят из двух дихотомических утверждений А и Б (при этом одно из них позволяет говорить о наличии заинтересованности в предъявляемой ситуации, а другое о ее отсутствии) и двух промежуточных вариантов ответа. В пунктах 41 и 42 предлагаются структурированные вопросы, в которых оценивается готовность предложить свои усилия по противодействию эпидемии или ожидание активных действий от внешних структур. Комбинация вопросов в группы позволяет выявить отдельные аспекты изучаемой компетенции по разработанным шкалами.

Подготовку к проведению опроса в ОО осуществляли педагоги, предварительно освоившие методику при обучении на курсах повышения квалификации на кафедре физической культуры, ОБЖ и здоровьесбережения ГБОУ ДПО НИРО и сами принявшие участие в опросе. Специалисты ПОЦ СПИД выполнили анализ общего уровня компетенции взрослых респондентов и подростков, а также компетенций по шкалам и направлениям. Педагоги имели возможность проанализировать результаты опроса респондентов своих ОО. Все ответы были анонимизированы.

Полученные сводные результаты подвергались статистической обработке с использованием методов вариационной статистики, корреляционно-регрессионного анализа, вычисления средней ошибки (т). Оценку степени различия двух выборок проводили с помощью ^критерия Стьюдента (1). Выявленные различия считали статистически значимыми при р < 0,05.

Результаты и обсуждение. В 2020 г. эпидемический процесс ВИЧ-инфекции в ПФО характеризовался высоким уровнем поражен-ности населения округа ВИЧ-инфекцией, сохранением доминирующих позиций полового пути передачи ВИЧ, реализуемого при гетеросексуальных контактах. На значительной части

1 Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 3468-р «О государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в РФ на период до 2030 г.».

2 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р). Доступно по: http://static.government.ru/media/ files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf. Ссылка активна на 26 февраля 2021.

3 Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России от 11 сентября 2017 г. № 07-5107 «О проведении опроса обучающихся образовательных организаций Российской Федерации по самоисследованию уровня компетенции в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции».

административных территорий округа отмечена тенденция к снижению заболеваемости ВИЧ-инфекцией, выявленная начиная с 2018 г.4 Средний показатель заболеваемости в ПФО в 2020 г. составил 48,5 на 100 000 населения, что существенно ниже уровня 2019 г. (64,1). Вместе с тем на пяти территориях округа в 2020 г. был зарегистрирован уровень инцидентности, превышающий среднеокружной. Нижегородская область по итогам 2020 г. находилась на седьмом месте в округе по показателю заболеваемости ВИЧ-инфекцией (табл. 1). Несмотря на снижение темпов заболеваемости пораженность населения области ВИЧ-инфекцией остается высокой (639,2 на 100 тыс. населения, инфицирован 1 из каждых 156 жителей области).

В условиях продолжающейся эпидемии ВИЧ-инфекции важнейшей задачей является профилактическая работа с молодежью и подростками — обязательный компонент воспитательной работы в ОО. В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) профилактическая работа в ОО должна обеспечить формирование у обучающихся ценностей здорового образа жизни, готовность к социальному взаимодействию по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, профилактики употребления наркотиков и психоактивных веществ5. Деятельность ОО по предупреждению ВИЧ-инфекции среди подростков рассматривается в контексте реализации целевых государственных, а также и региональных программ67. Первичной профилактике в работе с обучающимися отводится основная роль. Результаты ранее проведенных нами исследований по изучению отношения к проблеме и навыков педагогов школ Нижегородской области в сфере организации профилактической работы с обучающимися показали, что три четверти опрошенных педагогов полагают, что сведения по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании, представляемые на занятиях с обучающимися, должны быть достаточно

полными [4]. Следует отметить, что педагоги школ, в которых здоровьесберегающая и профилактическая деятельность по вопросам ВИЧ-инфекции среди учащихся активно проводилась уже в течение ряда лет, чаще выступали за полноту представляемых знаний по проблеме. Большинство опрошенных считали, что работа по профилактике ВИЧ-инфекции должна проводиться с учащимися начиная с 12—14 лет. Осознание глубины проблемы и наличие мотивации педагогов к проведению профилактической деятельности являются залогом ее успешной реализации [5, 6].

Необходимое условие эффективности профилактической работы — владение педагогами современными технологиями профилактики [7—9]. В настоящее время информационно-пропагандистская деятельность по вопросам ВИЧ-инфекции осуществляется в т. ч. через специализированный федеральный информационный ресурс, включающий проведение масштабных коммуникационных кампаний, комплексных коммуникационных проектов, всероссийских акций и т. п. Главным результатом влияния социальных акций как элемента комплекса образовательных воздействий должны стать не определенные знания, умения и навыки в заданных областях, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности, что в рамках компетентност-ного подхода именуется «компетенцией»8. Планируемый эффект социальных акций — повышение осознанности и ответственности в выборе варианта поведения с тем, чтобы уменьшить число новых случаев инфицирования ВИЧ в стране. Участие подростков и молодежи в таких проектах призвано способствовать формированию устойчивой жизненной позиции, обладая которой учащиеся будут иметь не только знания о современных угрозах для жизни и здоровья, но и смогут сформировать готовность активно им противостоять [10].

ПОЦ СПИД в сотрудничестве с НИРО в рамках Всероссийской акции «День единых

Таблица 1. Количество новых случаев ВИЧ-инфекции в Нижегородской области и Приволжском федеральном округе в 2015-2020 гг. Table 1. HIV incidence in the Nizhny Novgorod Region and the Volga Federal District (VFD), 2015-2020

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Нижегородская область, число случаев / Nizhny Novgorod Region, cases 2 633 2 401 2 348 2 343 2 234 1 455

Заболеваемость (на 100 тыс. населения) / Incidence per 100,000 population 80,5 73,6 72,3 72,4 67,6 45,4

ПФО, число случаев / VFD, cases 20 457 20 390 20 900 20 151 18 834 14 212

Заболеваемость (на 100 тыс. населения) / Incidence per 100,000 population 68,8 68,7 70,5 68,2 64,1 48,5

4 Зайцева Н.Н., Альтова Е.Е., Кузоватова Е.Е. ВИЧ-инфекция в Приволжском федеральном округе в 2019 году. Информационный бюллетень. Т.78. ФБУН ННИИЭМ им.академика И.Н. Блохиной, 2020. Доступно по: https:// www.nniiem.ru/file/razrabotki/2019/vich-pfo-2019.pdf. Ссылка активна на 26 февраля 2021.

5 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

6 Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"».

7 Распоряжение Правительства Нижегородской области от 29 мая 2020 г. № 544-р «Об утверждении комплексного межведомственного плана мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нижегородской области на 2020—2022 годы».

8 Воронин Е.Е., Латышева И.Б., Каминский Г.Д. и др. Разработка типовой межведомственной программы по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции в ключевых группах населения: методические рекомендации. М., 2018. 41 с. Доступно по: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=473119#02606058294989726 Ссылка активна на 26 февраля 2021.

действий по информированию детей и молодежи против ВИЧ/СПИДа «ЗНАНИЕ -ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ЗДОРОВЬЕ» в 20182020 гг. провел интернет-опрос обучающих-ся-подростков Нижегородской области с целью определить уровень компетенции в вопросах профилактики распространения ВИЧ-инфекции. Всего в опросе приняли участие 474 обучающихся. В 2018 г. было организовано участие подростков в опросе, размещенном на веб-ресурсе ИИр://опрос-молодежи-о-вич. рф/. Первичные данные для последующего анализа были доступны нам ограниченно. В 2019 г. с использованием содержания опросника специалистами ПОЦ СПИД сконструирован тест, который размещен на общедоступном веб-ресурсе https://onlinetestpad.com/ru, что позволило не только получить полный доступ к первичным данным, но и, сняв возрастные ограничения для респондентов, сформировать подгруппу респондентов-взрослых, а также выбрать дополнительные направления анализа данных. Были проанализированы результаты опроса 277 участников-подростков.

Использованная методика «Определение уровня компетенции в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции» предназначена для диагностики интенсивности субъективного отношения к проблемам распространения ВИЧ-инфекции и уровня знаний в этой области. В своей совокупности отношение и знания соответствуют пониманию компетенции.

Формирование субъективного отношения человека к той или иной проблеме предполагает ее морально-нравственную оценку, включает активную познавательную деятельность, происходит в процессе развития практических умений и касается совершаемых человеком поступков. Соответственно, методика оценки уровня компетенции включает четыре основные шкалы и одну дополнительную (эрудиции), соответствующие четырем компонентам интенсивности отношения:

1) «эмоциональная шкала» служит для определения уровня заинтересованности проблемами распространения ВИЧ-инфекции и переживания сложившейся эпидемиологической ситуации (образно говоря, это ось «волнует, тревожит — не волнует, не тревожит»);

2) «познавательная шкала» служит для определения уровня готовности и стремления получать, искать и перерабатывать информацию по проблематике, связанной с ВИЧ-инфекцией, например, знать свои права в области диагностики, получения информации, лечения ВИЧ-инфекции, быть в курсе активности других субъектов профилактической деятельности;

3) «практическая шкала» служит для определения уровня готовности и стремления к практическому применению мер по профилактике ВИЧ-инфекции, прежде всего исходя из идеи поддержания и сохранения своего собственного здоровья и здоровья своих близких;

4) «шкала поступков» служит для определения готовности к личностной активности,

направленной на формирование здорового и безопасного образа жизни молодежи исходя из логики «это необходимо для всех»;

5) «шкала эрудиции» служит для определения объема и глубины имеющихся у личности сведений (знаний) о ВИЧ-инфекции, прежде всего, о путях ее передачи9.

Таким образом, содержание интернет-опроса обеспечивало достижение целей социальной акции:

1) привлечение внимания подростков к проблеме развития эпидемии ВИЧ-инфекции;

2) изучение отношения молодежи к данной проблеме;

3) распространение информации среди разных групп населения;

4) содействие формированию общественного сознания.

Каждая шкала интенсивности отношения в методике содержит восемь вопросов. Максимальное число баллов за ответ (четыре) отражает личностно-активное отношение к проблемам профилактики. Максимум баллов, который можно набрать по каждой шкале, 32. Уровни компетенции по шкалам определены как высокий (19 баллов и более), средний (12-18 баллов) и низкий (менее 12 баллов). Максимальное число баллов за опрос 160. Высокий уровень общей компетенции соответствует 96 баллам и более (или > 60 % от максимально возможного количества баллов), средний - 62-95 баллов (39-59 %), низкий - 61 балл и менее (< 38 %). Набранное количество баллов служит показателем интенсивности отношения по выбранной шкале, обозначая, в каких сферах и в какой степени проявляется отношение. Респондент по завершении прохождения опроса получает результат в виде суммы баллов по каждой шкале, а затем самостоятельно вычисляет уровень общей компетенции.

Результаты анкетирования целевой группы «подростки» представлены в табл. 2.

Как девушки, так и юноши имели высокий уровень общей компетенции, однако в подгруппе девушек уровень общей компетенции оказался достоверно выше (р < 0,001). Также у девушек по сравнению с юношами отмечены более высокие значения уровня компетенции по отдельным шкалам (р < 0,001; по шкале эрудиции р < 0,05) (табл. 3).

Вместе с тем результаты другого нашего исследования по проблеме ВИЧ-инфекции, проведенного в 2016 г. среди учащихся ОО среднего профессионального образования с целью выявить их уровень знаний и отношение к людям, затронутым ВИЧ (100 участников в возрасте 15-17 лет), показали, что значительная часть подростков (от 31 % до 57 % в ответах на разные вопросы) сомневались в правильности своих знаний по различным аспектам ВИЧ-инфекции и, следовательно, не всегда могли определить безопасное поведение в той или иной ситуации риска [11]. Полученные данные свидетельствуют о сохраняющейся необходимости предоставления обучающимся

9 Приложение «Контрольно-измерительный инструмент (методика) «Определение уровня компетенции в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции» к письму Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России от 11 сентября 2017 г. № 07-5107 «О проведении опроса обучающихся образовательных организаций Российской Федерации по самоисследованию уровня компетенции в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции».

достоверной и полной информации по теме с использованием для этих целей современных доступных и эффективных способов ее передачи.

В каждой из групп респондентов был проведен сравнительный анализ интенсивности субъективного отношения к проблеме ВИЧ/ СПИДа по отдельным шкалам с использованием ^критерия Стьюдента. Анализ имел целью сравнить значимость для респондентов отдельных компонентов компетенции: обладание необходимыми знаниями по проблеме ВИЧ, стремление получить новую информацию в данной области, мотивация к овладению практическими умениями по профилактике ВИЧ, готовность организовать деятельность по противодействию распространению ВИЧ-инфекции.

Согласно концепции субъективных отношений В.Н. Мясищева, направленность предстоящего поведения личности зависит не столько от суммы имеющихся у нее знаний, сколько от отношения к проблеме и способам ее решения, от положительного или отрицательного вектора восприятия сути проблемы, от степени важности этой проблемы для человека10 [12].

В общей когорте респондентов наиболее выраженной оказалась знаниевая компонента компетенции: уровень компетенции по шкале эрудиции был достоверно выше по сравнению с показателями по всем остальным шкалам (р < 0,001). Уровень компетенции по эмоциональной шкале был достоверно выше по сравнению с показателями по другим шкалам, за исключением шкалы эрудиции (р < 0,05). Различия в уровнях компетенции по шкалам познавательной, практической и поступков статистически недостоверны (рис. 1).

Характеристика интенсивности отношения к проблеме профилактики распространения ВИЧ-инфекции по разным шкалам у девушек практически повторяла тенденции общей когорты: статистически значимое преобладание знаниевого компонента, на втором месте по

интенсивности оказался интерес к ситуации с распространением ВИЧ (шкала эмоций). Уровни компетенции в области использования имеющихся знаний на практике, намерения узнать больше по проблеме, готовность к личностной активности для общественного блага у девушек были достоверно ниже, чем уровень интереса к проблеме (р < 0,05). Установлено отсутствие значимых различий в интенсивности компонентов, характеризующих познавательную активность и готовность к практическим действиям, независимо от движущих мотивов -во имя личного или общественного блага.

У юношей по сравнению с девушками не столь выражена заинтересованность и тревога по поводу ситуации с развитием эпидемии ВИЧ, эмоциональный, познавательный и практический компоненты отношения к проблеме для юношей практически равнозначны (различия в уровнях компетенции статистически незначимы). Компонент компетенции по шкале поступков у юношей находится на последнем месте в иерархии значимости аспектов отношения к вопросам профилактики, т.е. мотив к участию в профилактической деятельности, который можно обозначить как «это необходимо для всех», для юношей не является приоритетным.

Технология онлайн-опроса является современным и удобным инструментом сбора и анализа социологических данных [13]. Использование популярного ресурса коммуникации вызывает интерес к мероприятию как у обучающихся, так и у привлеченных к участию взрослых респондентов. Кроме того, в 2020 г. в условиях массового перехода на дистанционные формы обучения и ограничения личных контактов в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции формат интернет-опроса представляет собой пример эффективного и безопасного социального взаимодействия по вопросам профилактики.

Использованная методика позволила провести диагностику интенсивности субъективного

Таблица 2. Уровень общей компетенции подростков Нижегородской области в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции (баллы) Table 2. The level of general competence of adolescents of the Nizhny Novgorod Region Region in prevention of the spread of HIV infection (points)

Общая когорта / All cohort Девушки / Girls (166) Юноши / Boys (111)

Средний уровень общей компетенции / Average level of competence 115,64 ± 0,97 119,23 ± 1,22 110,27 ± 1,45

% от максимального / % of the maximum 71,8 74,4 68,8

Оценка / Rating высокий / high высокий / high высокий / high

Шкалы / Scales Девушки / Girls Юноши / Boys

Эмоциональная / Emotional 24,18 ± 0,3 22,03 ± 0,37

Познавательная / Cognitive 23,03 ± 0,33 21,05 ± 0,43

Практическая / Practical 23,16 ± 0,27 21,52 ± 0,32

Поступков / Scale of actions 23,10 ± 0,38 20,83 ± 0,45

Эрудиции / Scale of erudition 25,76 ± 0,3 24,84 ± 0,34

Таблица 3. Уровень компетенции подростков Нижегородской области в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции по шкалам (баллы) Table 3. The level of competence of adolescents of the Nizhny Novgorod Region Region in prevention of the spread

of HIV infection by scales (points)

10 Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2011. 398 с.

_ 20,00

ш >

£ 15,00

0,00

эрудиции / scale of эмоциональная / практическая / practical познавательная / поступков / scale of erudition emotional cognitive actions

Шкалы / Scales

Я общая когорта / all cohort

девушки / girls

юноши / boys

Линейная (общая когорта / all cohort)

Рис. 1. Показатели уровня компетенции по шкалам в подгруппах юношей и девушек (баллы) Fig. 1. Competence levels of boys and girls by scales (points)

5,00

отношения подростков к проблеме распространения ВИЧ-инфекции и уровня знаний в этой области в их взаимосвязи как в когорте респондентов, так и на индивидуальном уровне. Дизайн и содержание опросника предусматривают возможность сортировки вопросов и создания новых шкал, позволяющих выявить мнение респондентов по иным аспектам проблемы ВИЧ-инфекции.

В зарубежной и отечественной литературе обсуждаются изменения в обществе, несущем бремя эпидемии ВИЧ-инфекции. В условиях продолжающейся эпидемии общество столкнулось с целым рядом проблем, связанных с лечением и уходом за инфицированными ВИЧ людьми, приверженностью лечению, раскрытием ВИЧ-статуса, стигмой и дискриминацией. Социальные аспекты проблемы ВИЧ-инфекции затрагивают широкий спектр культурных, политических и социальных изменений, включая глобализацию и интернационализацию, появилось понятие «политическая экономия СПИДа», отмечается возрастающая «биомедикализация» ответа на эпидемию11 [14, 15].

В нашем исследовании с помощью выбранного контрольно-измерительного инструмента была дополнительно проведена оценка субъективных представлений подростков относительно важности, предполагаемой эффективности и готовности к участию в различных видах деятельности по противодействию эпидемии. Область приложения усилий по противодействию в целях последующего анализа была обозначена как сфера, или направление, деятельности. Многофункциональный онлайн-конструктор тестов Online Test Pad, на платформу которого нами был перенесен опрос, содержит функцию автоматического форматирования результатов.

Опция «Профессиональная настройка шкал» позволяет реализовать практически любую логику расчета результата.

Авторы методики выделяют четыре приоритетных сферы деятельности:

1) экономические меры (сфера «экономика»);

2) нормативно-правовое обеспечение работы по профилактике распространения ВИЧ-инфекции (сфера «право»);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) управление охраной здоровья (сфера «управление»);

4) образование по вопросам охраны здоровья и профилактики (сфера «образование»).

Согласно действующим нормативным документам приоритетные сферы соответствуют стратегическим направлениям деятельности по противодействию развитию эпидемии ВИЧ-инфекции, в число которых входит:

— совершенствование нормативно-правового регулирования, связанного с поражением населения ВИЧ-инфекцией;

— разработка новых и совершенствование существующих методов и технологий профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции;

— оценка социально-экономических последствий эпидемии;

— совершенствование организации деятельности службы по профилактике и борьбе со СПИДом;

— разработка и внедрение индивидуальных подходов и адресных программ профилактики ВИЧ-инфекции в каждом регионе;

— формирование толерантной социальной среды;

— повышение ценности здоровья и здорового образа жизни1213.

Особое значение в решении задач профилактической работы и в целом здоровьесберегающей

11 Global AIDS Update. Seizing the moment. Tackling entrenched inequalities to end epidemics. UNAIDS, 2020. Доступно по: https://www.unaids.org/en/resources/documents/2020/global-aids-report Ссылка активна на 26 февраля 2021.

12 Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции в РФ на период до 2030 г. (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. № 3468-р). Доступно по: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/400033496 Ссылка активна на 23.02.2021

13 Prevention Gap Report. UNAIDS, 2016. Доступно по: https://www.unaids.org/en/resources/documents/2016/prevention-gap Ссылка активна на 26 февраля 2021.

апрель №4 (337)

ЗНСО

63

деятельности приобретает опора не только на владение соответствующими знаниями, но и на ценностные установки субъектов, участвующих в этой работе [3, 16].

Результаты исследования свидетельствуют, что подростки признают важность работы по каждому из приоритетных направлений, однако уровень значимости отдельных сфер деятельности для них неодинаков. Можно было выстроить определенную иерархию интенсивности субъективного отношения к направлениям приложения профилактических усилий (рис. 2).

В исследуемой когорте среди четырех стратегических направлений противодействия эпидемии приоритетным для респондентов является эффективное управление охраной здоровья населения, в т. ч. здоровья молодежи, — рациональное распределение полномочий и продуктивное взаимодействие различных ведомств и структур, задействованных в этой сфере, совершенствование профессиональных подходов в деле профилактики ВИЧ-инфекции. Значимость данной сферы была достоверно выше по сравнению с остальными направлениями деятельности (р < 0,001).

Наименее значимой для подростков оказалась экономическая составляющая профилактики — наличие экономических потерь вследствие эпидемии ВИЧ-инфекции, связанные с ней расходы на диагностику и лечение пациентов, затраты на медицинское оборудование и др. Увеличение экономической ценности здоровья в связи с продолжающейся эпидемией волнует респондентов достоверно меньше, чем любой иной аспект проблемы (р < 0,001).

Более важным для успешного противодействия эпидемии подростки считают совершенствование юридического сопровождения профилактических стратегий, обеспечение прав и свобод люднй, знтронутыс епвдемией, компенсацию и предотвращение вреда, возникшего в свявие пораженнвстьюнаееиенм

ВИЧ-инфекцией. Столь же важным представляется подросткам усиление пропагандистской работы, продвижение идеи сохранения здоровья на всех уровнях образования, пропаганда здорового и безопасного образа жизни, формирование навыков ответственного поведения и избежания ситуаций риска, связанных с ВИЧ-инфицированием. Различия в интенсивности отношения к поддержке действий по данным направлениям были статистически незначимы.

Такое распределение приоритетов профилактической деятельности было характерно как для девушек, так и для юношей. Однако в целом девушки показали более высокий уровень готовности к участию и действиям во всех стратегических сферах профилактики по сравнению с юношами (р < 0,001).

Заключение

Освоение молодыми людьми навыков социального взаимодействия по вопросам, связанным с развитием эпидемии ВИЧ-инфекции, требует формирования у них необходимых компетенций — владения адекватной информацией, неравнодушия к проблеме, проактив-ной позиции, готовности привлечь на свою сторону единомышленников. Подросткам необходимо сформировать свою точку зрения на изменения в общественной жизни (в сфере экономики, права, образования, управления), которые помогут изменить ситуацию к лучшему. Результаты исследования показали, что у подростков ведущим компонентом компетенции в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции являются знания по проблеме. В соответствии с требованиями, изложенными в Стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в РФ, сведения о заболевании, пседостащшемчте целепой еудитории, должны быть достоверными. Такой подход позволит сформировать у молодежи уверенность в возможностей современнойпрофилактики, диаг-еюстини и лечения, а также снизить уровень

35 т

управление / management право / law образование / education экономика / economy

Шкалы / Scales

Нобщая когорта / all cohort ^девушки / girls ЕЗюноши / boys

Рис. 2. Интенсивность отношения к различным направлениям профилактики распространения ВИЧ-инфекции у респондентов-подростков Нижегородской области (баллы) Fig. 2. Intensity of the attitude to various directions of HIV prevention strategies in adolescent respondents

of the Nizhny Novgorod Region (points)

12 Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции в РФ на период до 2030 г. (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. № 3468-р). Доступно по: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/400033496 Ссылка активна на 23.02.2021

13 Prevention Gap Report. UNAIDS, 2016. Available at: https://www.unaids.org/en/resources/documents/2016/prevention-gap. Accessed: 23 Feb 2021.

64

апрель №4 (337)

дискриминации и стигматизации лиц, живущих с ВИЧ. У респондентов-девушек также присутствует значительно выраженное эмоциональное переживание сложившейся эпидемиологической ситуации. Значимость обладания хорошими знаниями по проблеме ВИЧ-инфекции как компонент общей компетенции в вопросах профилактики ВИЧ у подростков превалирует над готовностью искать новую информацию и намерением предпринимать конкретные практические действия. Однако уязвимость несовершеннолетних и молодежи перед ВИЧ-инфекцией обусловлена не только недостатком у них адекватной информации о ВИЧ/СПИДе, но и тем, что подростки и молодые люди зачастую не могут соединить имеющиеся знания с осознанием реального риска и не владеют навыками прогностического поведения. При общих высоких показателях компетенции респонденты-юноши имеют достоверно более низкую интенсивность отношения к проблеме по сравнению с девушками по всем проанализированным шкалам. Поступочный компонент компетенции, характеризующий стремление изменить отношение к проблеме других людей (членов семьи, друзей, общества) в соответствии с собственной позицией, оказался для этой группы наименее значимым. Мотивировать юношей к действиям профилактической направленности скорее будет идея сохранения собственного здоровья и здоровья близких людей, а не достижение общественного блага.

Опыт совместной работы ФБУН ННИИЭМ им. академика И.Н. Блохиной и ГБОУ ДПО НИРО по изучению уровня компетенции подростков Нижегородской области по вопросам профилактики распространения ВИЧ-инфекции с использованием современной и доступной технологии интернет-опроса явился примером эффективного межведомственного взаимодействия, давшего возможность привлечь к участию в акции значительное число обучающихся и педагогов. Полученные результаты могут быть использованы при разработке содержания обучения педагогов по вопросам проектирования профилактической работы в ОО с целью повышения адресности профилактических программ для подростков.

Информация о вкладе авторов: Е.Е. Кузоватова — разработка дизайна исследования, получение данных и их анализ, написание текста рукописи; Н.Н. Зайцева — обзор публикаций по теме.

Финансирование: исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Список литературы (пп. 14 см. References)

1. Аглиуллина С.Т., Хасанова Г.Р. Современные стратегии профилактики ВИЧ-инфекции (обзор литературы) // Acta Biomedica Scientifica. 2018. Т. 3. № 1. С. 26-33.

2. Казин Э.М., Шерер Т.И. Реализация комплексного подхода профилактики употребления психоактивных веществ старшими подростками в образовательных организациях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 3 (31). С. 27-33.

3. Гладышева О.С., Яковлева М.А. Инновационный потенциал здоровьесберегающей деятельности в

общеобразовательной практике // Нижегородское образование. 2019. № 3. С. 39-46.

4. Кузоватова Е.Е. Подготовка педагогов к проведению профилактической работы по социально-значимым заболеваниям в условиях общеобразовательной организации // Здоровье человека — 7: материалы VII международного научного конгресса валеоло-гов. Под ред. В.В.Колобанова. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГМУ, 2014. С. 212—217.

5. Райфшнайдер Т.Ю. Первичная профилактика ВИЧ-инфекции в образовательных учреждениях Российской Федерации // Образование личности. 2013. № 1. С. 25—31.

6. Ребикова Ю.В. Проблемы реализации социальными педагогами превентивного обучения детей и педагогов по вопросам ВИЧ-безопасности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. № 4 (9). С. 40—44.

7. Тарханова И.Ю. Новые подходы к организации профилактической работы в образовательной среде // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 42—46.

8. Бруснева В.В., Бруснев Л.А., Горбунова В.В. Проблемы совершенствования профилактики наркомании в молодежной среде // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. Доступно по: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=27668 Ссылка активна на 26 февраля 2021.

9. Нелюбова Я.К., Мартыненко И.В. Интерактивные методы в профилактической работе с подростками: развитие социальных представлений и навыков // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 38. С. 13—17.

10. Шиголина Т.Н. Интегративная программа «Выбери жизнь»: опыт эффективной работы по профилактике асоциального поведения и формированию здорового образа жизненного стиля среди детей и молодежи Нижегородской области // Лучшие практики субъектов Российской Федерации в сфере профилактики наркомании и других социально-негативных явлений: материалы I Всероссийского Байкальского форума профилактических проектов и лучших практик в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ и других социально-негативных явлений. Иркутск, 28—30 мая 2019 г. / [редкол.: В.Ю. Дорофеев [и др.]]. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2019. С. 124—133.

11. Кузоватова Е.Е. Особенности проектирования профилактической работы с обучающимися по вопросам заболеваний с рисками поведения в контексте ФГОС ООО // Формирование здорового образа жизни детей и подростков: традиции и инновации: материалы IV международной научно-практической конференции, г. Белгород, 7 апреля 2017 г. Под ред. Е.А. Богачевой: в 2 частях. Ч. 1. Воронеж: Изд-во Черноземье, 2017. С. 180—183.

12. Карпова Э.Б., Исурина Г.Л., Журавлев А.Л. Психологическая концепция отношений В.Н. Мяси-щева: основы и содержание // Психологический журнал. 2020. T. 41, № 2. C. 5—14. Доступно по: http://ras.jes.su/psy/s020595920008488-2-1 Ссылка активна на 23.02.2021. doi: https://doi.org/10.31857/ S020595920008488-2

13. Кед А.П., Агаева П.М. Интернет-опрос как метод социологического исследования // Проблемы современной экономики. 2015. № 27. С. 112 — 116.

15. Павлов С.В. Социальные настроения россиян в отношении ВИЧ-инфицированных // Социология медицины. 2018. Т. 17. № 1. С. 43—48. doi: http:// dx.doi.org/10.18821/1728-2810-2018-17-1-43-48

16. Гладышева О.С. Здоровьесберегающая деятельность как важнейшее направление в общеобразовательной практике: системный подход // Нижегородское образование. 2019. № 1. С. 15—21.

1№IL №4 (337)

3HC0

65

References

1. Agliullina ST, Khasanova GR. Modern prevention strategies of HIV infection (review of literature). Acta Biomedica Scientifica. 2018;3(1):26—33. (In Russian). doi: 10.29413/ABS.2018-3.1.4

2. Kazin EM, Sherer TI. The implementation of a complex approach to prevent the consumption of psychoactive substances (PAS) by senior teenagers in educational establishments. Professional'noe Obrazovanie v Rossii i za Rubezhom. 2018;(3(31)):27-33. (In Russian).

3. Gladysheva OS, Yakovleva MA. An innovative potential of health saving activities in the general educational practice. Nizhegorodskoe Obrazovanie. 2019;(3):39—46. (In Russian).

4. Kuzovatova EE. [Teachers' training in realization of preventive work on socially significant diseases in general educational establishments]. In: Human Health — 7: Proceedings of the 7th International Scientific Valeologists' Congress. Kolobanov VV, ed. Saint Petersburg: SPbGM Publ., 2014:212-217. (In Russian).

5. Rayfshnayder TU. Primary prevention of HIV infection in educational institutions of the Russian Federation. Obrazovanie Lichnosti. 2013;(1):25-31. (In Russian).

6. Rebikova JV. [Problems of implementing HIV education of children and teachers by social educators.] Nauchnoe Obespechenie Sistemy Povysheniya Kvalifikatsii Kadrov. 2011;(4(9)):40-44. (In Russian).

7. Tarkhanova IYu. New approaches to organise preventive work in the educational environment. Yaroslavskiy Pedagogicheskiy Vestnik. 2016;(6):42-46. (In Russian).

8. Busheneva VV, Brusnev LA, Gorbunova VV. Problems of improvement of prophylactic work of drug addiction in youth environment. Sovremennye Problemy Nauki i Obrazovaniya. 2018;(3). Accessed February 26, 2021. https://science-education.ru/en/article/view?id=27668 (In Russian).

9. Nelyubova YaK, Martynenko IV. [Interactive methods in prophylactic work with teenagers: development of social ideas and skills]. Psikhologiya i Pedagogika: Metodika i Problemy Prakticheskogo Primeneniya. 2014;(38):13-17. (In Russian).

10. Shigolina TN. [Interactive program "Choose Life": experience of effective work on prevention of asocial behavior and developing healthy lifestyle in children and youth of Nizhny Novgorod Region]. In: Best Practices of the Constituent Entities of the Russian Federation in Prevention of Drug Addiction and Other Socio-Negative Phenomena: Proceedings of the First All-Russian Baikal Forum of Preventive Projects and Best Practices in Prevention of Illegal Consumption of Narcotic Drugs and Psychotropic Substances and Other Socio-Negative Phenomena, Irkutsk, May 28—30, 2019. Dorofeev VYu, Kamaev RA, Sotnikov SA, et al., eds. Irkutsk: IGU Publ., 2019:124-133. (In Russian). Accessed March 25, 2021. http://altaimolodoi.ru/ wp-content/uploads/2019/07/Sbornik_Vserossiyskogo_ Baikalskogo_foruma_2019-2.pdf

11. Kuzovatova EE. Designing of prevention activities in pupils aimed at health problems associated with risk behavior in the context of Federal State Educational Standards. In: Formation of a Healthy Lifestyle of Children and Teenagers: Traditions and Innovations: Proceedings of the 4th International Scientific and Practical Conference, Belgorod, April 7, 2017. Bogacheva EA, ed. Voronezh: Chernozem'e Publ., 2017;1:180-183. (In Russian).

12. Karpova EB, Isurina GL, Zhuravlev AL. Psychology of relations by V.N. Miasishchev: origins and contents. Psikhologicheskiy Zhurnal. 2020;41(2):5-14. (In Russian). doi: 10.31857/S020595920008488-2

13. Ked AP, Agaeva PM. [Online survey as a method of social research]. Problemy Sovremennoi Ekonomiki. 2015;(27):112-116. (In Russian).

14. Aggleton P, Kalichman S, Kippax S, Parker RG, de Wit J (Eds.). Social Aspects of HIV. Springer Nature, 2020.

15. Pavlov SV. The social attitudes of citizens of the Russian Federation concerning HIV-infected patients. Sotsiologiya Meditsiny. 2018;17(1):43-48. (In Russian). doi: 10.18821/1728-2810-2018-17-1-43-48

16. Gladysheva OS. Health-saving activities as the most important direction in the general education practice: a system approach. Nizhegorodskoe Obrazovanie. 2019;(1):15-21. (In Russian).

CrnarnbH nonyneua: 03.03.21 npuunma e nenamb: 14.04.21 Ony6nuKoeaua: 30.04.21

■ + +■ +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.