СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕСУРСНАЯ БАЗА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О. С. ГЛАДЫШЕВА, доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой здоровьесбережения в образовании НИРО
Т. В. ЗАГУРДАЕВА, директор Эколого-биологического центра (Дзержинск)
Ф. Н. МАРКИНА, заведующая отделом «Здоровье человека и окружающая среда» Эколого-биологического центра (Дзержинск)
В статье рассматриваются возможности системы дополнительного образования в реализации различных направлений здоровьесберегающей деятельности для детей и подростков. В качестве действующего примера приведен успешный опыт работы в этом направлении МБУ ДО «Эколого-биологический центр» г. Дзержинска.
Opportunities of the additional education system toward the implementation of different health saving practices for kids and teenagers are discussed. A major case of successful experience represents «Ecology and Biology Center», Dzerzhinsk.
Ключевые слова: здоровьесберегающая деятельность, дополнительное образование, ресурсный центр
Key words: health saving practice, additional education, resource center
Федеральные государственные образовательные стандарты всех уровней образования определяют формирование и развитие у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения в области здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления их физического, психологического и социального здоровья как одно из важных направлений педагогической деятельности. Осущест-
вление здоровьесберегающей деятельности (далее — ЗСД) в образовательном процессе— основное требование к образовательным организациям всех типов [10; 11]. Среди направлений, определенных Концепцией развития дополнительного образования детей до 2020 г. в качестве ведущих, выделяются формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся [8]. В связи с этим дополнительное образо-
вание сегодня становится значимым фактором в процессе формирования культуры здоровья детей и подростков [9]. Однако следует отметить, что реализация этого направления для системы дополнительного образования недостаточно разработана как в концептуальном, так и в содержательном планах. Поэтому в качестве успешного примера мы предлагаем рассмотреть деятельность Эколого-био-логического центра Дзержинска, которая осуществляется совместно с кафедрой здоровьесбережения в образовании ГБОУ ДПО НИРО.
История этого сотрудничества достаточно долгая. Сначала в Центре при работе с обучающимися разных возрастов просто использовались просветительские программы по культуре здоровья, разработанные на кафедре. Речь идет о программах внеурочной деятельности «Уроки здоровья и ОБЖ» для младших школьников и обучающихся основной школы [6; 7]. Успешность реализации этих программ в работе Центра и желание расширить сферу деятельности в этом направлении привели к значительным изменениям во взаимодействии Центра и кафедры.
С 2009 года МБУ ДО «Эколого-биоло-гический центр» становится одним из ведущих партнеров кафедры в реализа-
С 2009 года МБУ ДО «Эколого-биологический центр» становится одним из ведущих партнеров кафедры в реализации идей здоро-вьесберегающей деятельности в образовательном пространстве Дзержинска.
детских садов и других организаций дополнительного образования. В Центре появляются специальные программы по подготовке волонтеров в области просветительской работы по здоровому образу жизни.
Новой формой взаимодействия между кафедрой и Центром стала инноваци-
ции идей здоровьесбе-регающей деятельности в образовательном пространстве Дзержинска. Кроме активной работы с детьми и подростками Центр начинает реализовывать систему подготовки к этой работе педагогов школ,
онная проектная деятельность. Эколого-биологический центр явился одним из пилотных участников регионального сетевого образовательного проекта «Нижегородская школа — территория здоровья» (2009—2012 гг.), который был реализован кафедрой здоровьесбережения в образовании и был направлен на создание в муниципальных образованиях и городских округах Нижегородской области ресурсных центров по здоровьесберегаю-щей деятельности. Содержательная идея ресурсного центра базировалась на практической реализации системной модели по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков, разработанной на кафедре [5].
В качестве методологической основы в проекте были заложены следующие подходы:
3 аксиологический, предполагающий реализацию изменений мировоззренческих установок у участников проекта как в личностных, так и профессиональных позициях педагогов, принимающих здоровье и стремление быть здоровым как одну из базовых ценностей человеческого бытия, в том числе в своей профессиональной деятельности;
3деятельностный, позволяющий построить необходимую практическую деятельность участников образовательного процесса через активные формы обучения и диалоговую культуру общения, что лежит в основе здоровьесберегающих педагогических технологий;
3 системный, рассматривающий работу образовательной организации как целостный процесс, построенный на принципах адаптивного управления по конечному результату, в котором идеи здоровье-сбережения реализуются во всех необходимых сферах деятельности.
Разделяя идеи проекта, Эколого-био-логический центр создал ресурсный центр и наполнил его деятельность актуальным, востребованным содержанием. В схеме на с. 57 представлена реализация основных направлений ЗСД Эколого-биологи-ческого центра.
Схема реализации различных направлений ЗСД на платформе МБУ ДО «Эколого-биологический центр» как ресурсного центра
Ресурсный центр по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
Сетевое взаимодействие ОО в осуществлении ЗСД
Направления деятельности
Изучение и анализ затруднений
Информационно-аналитическая
Организация
массовых мероприятий
Организационно-методическая
Инновационный опыт
Научно-исследовательская
Обучение; обмен опытом
Образовательная
Научно-методическая база для обобщения и распространения инновационного опыта здоровьесберегающей деятельности
Мониторинг эффективности
Функции созданного ресурсного центра по реализации здоровьесберегающей деятельности заключались в следующем.
3 Информационно-аналитическая деятельность:
— изучение и анализ затруднений педагогических работников в реализации ЗСД;
— изучение и анализ запросов семьи в области здоровья;
— выявление инновационного опыта среди образовательных организаций;
— обобщение и распространение опыта работы образовательных организаций по вопросам ЗСД через публикации в СМИ;
— мониторинговые исследования результатов деятельности в области ЗСД.
3 Организационно-методическая деятельность:
— организация сетевого взаимодей-
ствия образовательных организаций города в осуществлении ЗСД;
— оказание методической и консультационной помощи по вопросам ЗСД всем участникам образовательного процесса;
— организация массовых мероприятий, акций, конкурсов, различных смотров, тематических недель здоровьесбе-регающей направленности;
— создание сайта сетевого взаимодействия, печатного органа и методического кабинета ресурсного центра.
3 Научно-исследовательская деятельность:
— выявление инновационного опыта работы образовательных организаций в направлении ЗСД;
— проведение первичной экспертизы и адаптации образовательных программ здоровьесберегающей направленности;
— создание научно-методической базы
Основная цель работы Эколого биологического центра заключает ся в формировании культуры здо рового и безопасного образа жиз ни у детей и подростков.
для обобщения и распространения инновационного опыта образовательных организаций в области ЗСД;
— разработка и апробация системы мониторинга различных направлений ЗСД в образовательных организациях.
3 Образовательная деятельность:
— проведение семинаров, творческих мастерских, мастер-классов по обучению и обмену опытом в области ЗСД среди педагогических работников;
— организация курсовой подготовки педагогических работников по ЗСД с привлечением специалистов различных институтов и центров;
— организация обучения руководителей волонтерских объединений;
— ведение лектория «Школа любящих родителей».
На наш взгляд, стоит несколько подробнее осветить работу Центра по реализации основных направлений здоровье-сберегающей деятельности.
Основная цель работы Эколого-био-логического центра заключается в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни у детей и подростков.
В Центре реализуются дополнительные образовательные программы, созданные его сотрудниками: «Ступеньки здоровья» для детей дошкольного возраста; «Расти здоровым»—для начальной школы; «Будь здоров» —для обучающихся 5—8-х классов; «Нескучный разговор о здоровье» — для 9—11-х классов; «Шаг навстречу» — для подготовки волонтеров по проблемам здорового образа жизни, — используются адаптированные к системе дополнительного образования детей программы внеурочной деятельности «Уроки здоровья и ОБЖ», разработанные на кафедре, а также федеральная программа «Разговор о правильном питании» [1]; осуществляется их методическое сопровождение для педагогов Дзержинска.
Центр организует и проводит ежегодные городские этапы общероссийского конкурса по программе «Разговор о правильном питании» среди педагогов, детей и их семей, что дает хорошие результаты, так как растет число детей, охваченных работой по программе, а также число победителей в областном и общероссийском этапах конкурса.
Также в Центре занимаются подготовкой волонтеров, распространяющих идеи культуры здоровья. В 2007 году на базе Эколого-биологического центра была создана ассоциация волонтерских объединений образовательных организаций Дзержинска для популяризации здорового и безопасного образа жизни среди подростков и молодежи.
В настоящее время эта ассоциация объединяет более 600 волонтеров из 25 школ города, которые включены в активную пропагандистскую работу с детьми и подростками.
Ассоциация волонтерских объединений проводит различные городские профилактические мероприятия:
3 марафоны «Мы выбираем жизнь», «За здоровый образ жизни»;
3 акцию «За здоровье и безопасность наших детей»;
3 акцию «Радуга добрых дел»;
3 мероприятия в рамках международного проекта «Танцуй ради жизни» и др.
Традиционным для ассоциации является проведение городских конкурсов:
3 «Волонтер года»;
3 социальных проектов «Время единых действий»;
3 социальной рекламы;
3 видеороликов.
Неизменной популярностью среди волонтеров пользуется городской фестиваль агитбригад волонтерских объединений и школьников по пропаганде здорового образа жизни «Новое поколение выбирает».
Ассоциация волонтерских объединений участвует в областном антинаркотическом конкурсе «Мы выбираем жизнь»,
который проводится под эгидой губернатора Нижегородской области. За последние три года волонтерские объединения Дзержинска, работающие под руководством Центра, получили 20 областных, одну всероссийскую и две международные награды.
Работа с детьми, подростками и молодежью является традиционной для Центра. В качестве дополнительной функции Центр взял на себя проведение образовательных мероприятий для педагогов детских садов и школ Дзержинска в направлении здоровьесберегающей деятельности: семинарских занятий по использованию во внеурочной работе просветительских и профилактических программ по культуре здоровья, индивидуальных и групповых консультаций, различных форм обмена опытом в виде мастер-классов и творческих мастерских. Последовательная работа в этом направлении привела к созданию на базе Центра проблемно-творческой группы педагогов школ № 3, 13, 20, 30, 33. Она является организатором и активным участником городских мероприятий, направленных на повышение эффективности использования федеральной программы «Разговор о правильном питании». На базе школ № 3, 13, 30 были проведены городские мероприятия:
3 конкурс детского творчества «Веселый урок о том, что вкусно и полезно» (2013 г.);
3 фестиваль детских творческих проектов «Питание. Движение. Здоровье» (2014 г.);
3 фестиваль «Кулинарный калейдоскоп» (2015 г.).
В рамках взаимодействия ресурсного центра, базовых школ, работающих по данной программе, и кафедры здоровье-сбережения в образовании неоднократно проводились масштабные мониторинговые исследования результативности проводимой работы, которые показали высокий уровень формирования навыков здорового питания среди детей и подрост-
ков, прошедших в течение трех лет обучение по программе.
На базе Эколого-биологического центра постоянно действует стажерская площадка ГБОУ ДПО НИРО, которую кафедра здоровьесбережения в образовании активно использует начиная с 2016 года для проведения различных областных курсовых мероприятий. За это время более 300 педагогических работников школ, детских садов и организаций дополнительного образования Нижегородской области участвовали в мастер-классах и педагогических мастерских, проводимых на базе Центра при участии кафедры.
Эколого-биологическим центром в тесном сотрудничестве с кафедрой здоровье-сбережения в образовании НИРО с 2003 года ведется инновационная работа, связанная с реализацией региональных сетевых образовательных проектов. Первый проект «Нижегородская школа — территория здоровья» (2009—2012 гг.) был реализован при участии Центра под руководством кафедры здоровьесбережения в образовании и направлен на создание в муниципалитетах ресурсных центров по ЗСД.
В 2013—2016 годах был реализован второй сетевой региональный образовательный проект «Нижегородская школа — территория здоровья: новые границы на образовательной карте региона». Центр успешно участвовал в нем, используя свой опыт работы в качестве ресурсного центра и региональной стажерской площадки, что позволило транслировать этот опыт другим участникам проекта, представляющим пилотные площадки различных районов Нижегородской области.
Еще одно направление инновационной работы, в которой совместно с кафедрой Центр использует свои координационные возможности для школ, входя-
В качестве дополнительной функции Центр взял на себя проведение образовательных мероприятий для педагогов детских садов и школ Дзержинска в направлении здоровьесберегающей деятельности.
щих в проблемно-творческую группу, — работа по апробации различных программ просветительского характера, посвященных формированию культуры здорового и безопасного образа жизни среди детей и подростков. В этом ряду следует назвать апробации федеральных программ «Две недели в лагере здоровья» (2003— 2005 гг.) [1], «Формула правильного питания» (2007—2009 гг.) [3], а также электронного образовательного ресурса к федеральной программе «Формула правильного питания» (2013—2016 гг.).
В настоящее время Центр вместе со школами, входящими в проблемно-творческую группу, осуществляет координацию апробации и учебно-методическое сопровождение программы внеурочной
ЛИТЕРАТУРА _
деятельности «Вектор» (2016—2019 гг.), которую можно использовать для старших подростков в рамках реализации программы воспитания и социализации для основной школы [4].
Подводя итоги, следует сказать о том, что опыт работы Эколого-биологического центра как ресурсного центра по вопросам здоровьесберегающей деятельности можно использовать в системе дополнительного образования, при этом организациями могут быть реализованы как отдельные разработанные направления, так и более широкий набор из здоровьесбе-регающего арсенала действий в целях формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у детей и подростков.
1. Безруких, М. М. Две недели в лагере здоровья / М. М. Безруких [и др.]. — М. : Олма Медиа групп, 2013. — 71 с.
2. Безруких, М. М. Разговор о правильном питании : образовательная программа / М. М. Безруких [и др.]. — М. : Олма Медиа групп, 2013. — 72 с.
3. Безруких, М. М. Формула правильного питания / М. М. Безруких [и др.]. — М. : Олма Медиа групп, 2013. — 80 с
4. Гладышева, О. С. Вектор. Формирование социально-позитивного поведения у старших подростков : методическое пособие / О. С. Гладышева [и др.]. — Н. Новгород : НИРО, 2016. — 179 с.
5. Гладышева, О. С. Системная модель деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся / О. С. Гладышева [и др.]. — Н. Новгород : НИРО, 2008. — 203 с.
6. Гладышева, О. С. Уроки здоровья и основы безопасности жизни : программа интегрированного учебного курса для начальной школы / О. С. Гладышева. — Н. Новгород : НИРО, 2013. — 19 с.
7. Гладышева, О. С. Уроки здоровья : программа интегрированного курса для основной школы / О. С. Гладышева, Е. В. Алексеева. — Н. Новгород : НИРО, 2012. — 23 с.
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 г.
9. Приказ Министерства образования Нижегородской области № 3783 от 22.09.2015 «Об утверждении плана мероприятий по реализации "Концепции развития дополнительного образования детей и Стратегии развития воспитания в РФ" в Нижегородской области».
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М. : Просвещение, 2011. — 32 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт. — М. : Просвещение, 2013. — 48 с.