Научная статья на тему 'СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕСУРСНАЯ БАЗА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕСУРСНАЯ БАЗА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладышева О.С., Загурдаева Т.В., Маркина Ф.Н.

В статье рассматриваются возможности системы дополнительного образования в реализации различных направлений здоровьесберегающей деятельности для детей и подростков. В качестве действующего примера приведен успешный опыт работы в этом направлении МБУ ДО «Эколого-биологический центр» г. Дзержинска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION AS A RESOURCE BASE FOR REALIZATION OF HEALTH SAVING ACTIVITY

Opportunities of the additional education system toward the implementation of different health saving practices for kids and teenagers are discussed. A major case of successful experience represents «Ecology and Biology Center», Dzerzhinsk.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕСУРСНАЯ БАЗА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕСУРСНАЯ БАЗА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О. С. ГЛАДЫШЕВА, доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой здоровьесбережения в образовании НИРО

Т. В. ЗАГУРДАЕВА, директор Эколого-биологического центра (Дзержинск)

Ф. Н. МАРКИНА, заведующая отделом «Здоровье человека и окружающая среда» Эколого-биологического центра (Дзержинск)

В статье рассматриваются возможности системы дополнительного образования в реализации различных направлений здоровьесберегающей деятельности для детей и подростков. В качестве действующего примера приведен успешный опыт работы в этом направлении МБУ ДО «Эколого-биологический центр» г. Дзержинска.

Opportunities of the additional education system toward the implementation of different health saving practices for kids and teenagers are discussed. A major case of successful experience represents «Ecology and Biology Center», Dzerzhinsk.

Ключевые слова: здоровьесберегающая деятельность, дополнительное образование, ресурсный центр

Key words: health saving practice, additional education, resource center

Федеральные государственные образовательные стандарты всех уровней образования определяют формирование и развитие у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения в области здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления их физического, психологического и социального здоровья как одно из важных направлений педагогической деятельности. Осущест-

вление здоровьесберегающей деятельности (далее — ЗСД) в образовательном процессе— основное требование к образовательным организациям всех типов [10; 11]. Среди направлений, определенных Концепцией развития дополнительного образования детей до 2020 г. в качестве ведущих, выделяются формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся [8]. В связи с этим дополнительное образо-

вание сегодня становится значимым фактором в процессе формирования культуры здоровья детей и подростков [9]. Однако следует отметить, что реализация этого направления для системы дополнительного образования недостаточно разработана как в концептуальном, так и в содержательном планах. Поэтому в качестве успешного примера мы предлагаем рассмотреть деятельность Эколого-био-логического центра Дзержинска, которая осуществляется совместно с кафедрой здоровьесбережения в образовании ГБОУ ДПО НИРО.

История этого сотрудничества достаточно долгая. Сначала в Центре при работе с обучающимися разных возрастов просто использовались просветительские программы по культуре здоровья, разработанные на кафедре. Речь идет о программах внеурочной деятельности «Уроки здоровья и ОБЖ» для младших школьников и обучающихся основной школы [6; 7]. Успешность реализации этих программ в работе Центра и желание расширить сферу деятельности в этом направлении привели к значительным изменениям во взаимодействии Центра и кафедры.

С 2009 года МБУ ДО «Эколого-биоло-гический центр» становится одним из ведущих партнеров кафедры в реализа-

С 2009 года МБУ ДО «Эколого-биологический центр» становится одним из ведущих партнеров кафедры в реализации идей здоро-вьесберегающей деятельности в образовательном пространстве Дзержинска.

детских садов и других организаций дополнительного образования. В Центре появляются специальные программы по подготовке волонтеров в области просветительской работы по здоровому образу жизни.

Новой формой взаимодействия между кафедрой и Центром стала инноваци-

ции идей здоровьесбе-регающей деятельности в образовательном пространстве Дзержинска. Кроме активной работы с детьми и подростками Центр начинает реализовывать систему подготовки к этой работе педагогов школ,

онная проектная деятельность. Эколого-биологический центр явился одним из пилотных участников регионального сетевого образовательного проекта «Нижегородская школа — территория здоровья» (2009—2012 гг.), который был реализован кафедрой здоровьесбережения в образовании и был направлен на создание в муниципальных образованиях и городских округах Нижегородской области ресурсных центров по здоровьесберегаю-щей деятельности. Содержательная идея ресурсного центра базировалась на практической реализации системной модели по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков, разработанной на кафедре [5].

В качестве методологической основы в проекте были заложены следующие подходы:

3 аксиологический, предполагающий реализацию изменений мировоззренческих установок у участников проекта как в личностных, так и профессиональных позициях педагогов, принимающих здоровье и стремление быть здоровым как одну из базовых ценностей человеческого бытия, в том числе в своей профессиональной деятельности;

3деятельностный, позволяющий построить необходимую практическую деятельность участников образовательного процесса через активные формы обучения и диалоговую культуру общения, что лежит в основе здоровьесберегающих педагогических технологий;

3 системный, рассматривающий работу образовательной организации как целостный процесс, построенный на принципах адаптивного управления по конечному результату, в котором идеи здоровье-сбережения реализуются во всех необходимых сферах деятельности.

Разделяя идеи проекта, Эколого-био-логический центр создал ресурсный центр и наполнил его деятельность актуальным, востребованным содержанием. В схеме на с. 57 представлена реализация основных направлений ЗСД Эколого-биологи-ческого центра.

Схема реализации различных направлений ЗСД на платформе МБУ ДО «Эколого-биологический центр» как ресурсного центра

Ресурсный центр по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни

Сетевое взаимодействие ОО в осуществлении ЗСД

Направления деятельности

Изучение и анализ затруднений

Информационно-аналитическая

Организация

массовых мероприятий

Организационно-методическая

Инновационный опыт

Научно-исследовательская

Обучение; обмен опытом

Образовательная

Научно-методическая база для обобщения и распространения инновационного опыта здоровьесберегающей деятельности

Мониторинг эффективности

Функции созданного ресурсного центра по реализации здоровьесберегающей деятельности заключались в следующем.

3 Информационно-аналитическая деятельность:

— изучение и анализ затруднений педагогических работников в реализации ЗСД;

— изучение и анализ запросов семьи в области здоровья;

— выявление инновационного опыта среди образовательных организаций;

— обобщение и распространение опыта работы образовательных организаций по вопросам ЗСД через публикации в СМИ;

— мониторинговые исследования результатов деятельности в области ЗСД.

3 Организационно-методическая деятельность:

— организация сетевого взаимодей-

ствия образовательных организаций города в осуществлении ЗСД;

— оказание методической и консультационной помощи по вопросам ЗСД всем участникам образовательного процесса;

— организация массовых мероприятий, акций, конкурсов, различных смотров, тематических недель здоровьесбе-регающей направленности;

— создание сайта сетевого взаимодействия, печатного органа и методического кабинета ресурсного центра.

3 Научно-исследовательская деятельность:

— выявление инновационного опыта работы образовательных организаций в направлении ЗСД;

— проведение первичной экспертизы и адаптации образовательных программ здоровьесберегающей направленности;

— создание научно-методической базы

Основная цель работы Эколого биологического центра заключает ся в формировании культуры здо рового и безопасного образа жиз ни у детей и подростков.

для обобщения и распространения инновационного опыта образовательных организаций в области ЗСД;

— разработка и апробация системы мониторинга различных направлений ЗСД в образовательных организациях.

3 Образовательная деятельность:

— проведение семинаров, творческих мастерских, мастер-классов по обучению и обмену опытом в области ЗСД среди педагогических работников;

— организация курсовой подготовки педагогических работников по ЗСД с привлечением специалистов различных институтов и центров;

— организация обучения руководителей волонтерских объединений;

— ведение лектория «Школа любящих родителей».

На наш взгляд, стоит несколько подробнее осветить работу Центра по реализации основных направлений здоровье-сберегающей деятельности.

Основная цель работы Эколого-био-логического центра заключается в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни у детей и подростков.

В Центре реализуются дополнительные образовательные программы, созданные его сотрудниками: «Ступеньки здоровья» для детей дошкольного возраста; «Расти здоровым»—для начальной школы; «Будь здоров» —для обучающихся 5—8-х классов; «Нескучный разговор о здоровье» — для 9—11-х классов; «Шаг навстречу» — для подготовки волонтеров по проблемам здорового образа жизни, — используются адаптированные к системе дополнительного образования детей программы внеурочной деятельности «Уроки здоровья и ОБЖ», разработанные на кафедре, а также федеральная программа «Разговор о правильном питании» [1]; осуществляется их методическое сопровождение для педагогов Дзержинска.

Центр организует и проводит ежегодные городские этапы общероссийского конкурса по программе «Разговор о правильном питании» среди педагогов, детей и их семей, что дает хорошие результаты, так как растет число детей, охваченных работой по программе, а также число победителей в областном и общероссийском этапах конкурса.

Также в Центре занимаются подготовкой волонтеров, распространяющих идеи культуры здоровья. В 2007 году на базе Эколого-биологического центра была создана ассоциация волонтерских объединений образовательных организаций Дзержинска для популяризации здорового и безопасного образа жизни среди подростков и молодежи.

В настоящее время эта ассоциация объединяет более 600 волонтеров из 25 школ города, которые включены в активную пропагандистскую работу с детьми и подростками.

Ассоциация волонтерских объединений проводит различные городские профилактические мероприятия:

3 марафоны «Мы выбираем жизнь», «За здоровый образ жизни»;

3 акцию «За здоровье и безопасность наших детей»;

3 акцию «Радуга добрых дел»;

3 мероприятия в рамках международного проекта «Танцуй ради жизни» и др.

Традиционным для ассоциации является проведение городских конкурсов:

3 «Волонтер года»;

3 социальных проектов «Время единых действий»;

3 социальной рекламы;

3 видеороликов.

Неизменной популярностью среди волонтеров пользуется городской фестиваль агитбригад волонтерских объединений и школьников по пропаганде здорового образа жизни «Новое поколение выбирает».

Ассоциация волонтерских объединений участвует в областном антинаркотическом конкурсе «Мы выбираем жизнь»,

который проводится под эгидой губернатора Нижегородской области. За последние три года волонтерские объединения Дзержинска, работающие под руководством Центра, получили 20 областных, одну всероссийскую и две международные награды.

Работа с детьми, подростками и молодежью является традиционной для Центра. В качестве дополнительной функции Центр взял на себя проведение образовательных мероприятий для педагогов детских садов и школ Дзержинска в направлении здоровьесберегающей деятельности: семинарских занятий по использованию во внеурочной работе просветительских и профилактических программ по культуре здоровья, индивидуальных и групповых консультаций, различных форм обмена опытом в виде мастер-классов и творческих мастерских. Последовательная работа в этом направлении привела к созданию на базе Центра проблемно-творческой группы педагогов школ № 3, 13, 20, 30, 33. Она является организатором и активным участником городских мероприятий, направленных на повышение эффективности использования федеральной программы «Разговор о правильном питании». На базе школ № 3, 13, 30 были проведены городские мероприятия:

3 конкурс детского творчества «Веселый урок о том, что вкусно и полезно» (2013 г.);

3 фестиваль детских творческих проектов «Питание. Движение. Здоровье» (2014 г.);

3 фестиваль «Кулинарный калейдоскоп» (2015 г.).

В рамках взаимодействия ресурсного центра, базовых школ, работающих по данной программе, и кафедры здоровье-сбережения в образовании неоднократно проводились масштабные мониторинговые исследования результативности проводимой работы, которые показали высокий уровень формирования навыков здорового питания среди детей и подрост-

ков, прошедших в течение трех лет обучение по программе.

На базе Эколого-биологического центра постоянно действует стажерская площадка ГБОУ ДПО НИРО, которую кафедра здоровьесбережения в образовании активно использует начиная с 2016 года для проведения различных областных курсовых мероприятий. За это время более 300 педагогических работников школ, детских садов и организаций дополнительного образования Нижегородской области участвовали в мастер-классах и педагогических мастерских, проводимых на базе Центра при участии кафедры.

Эколого-биологическим центром в тесном сотрудничестве с кафедрой здоровье-сбережения в образовании НИРО с 2003 года ведется инновационная работа, связанная с реализацией региональных сетевых образовательных проектов. Первый проект «Нижегородская школа — территория здоровья» (2009—2012 гг.) был реализован при участии Центра под руководством кафедры здоровьесбережения в образовании и направлен на создание в муниципалитетах ресурсных центров по ЗСД.

В 2013—2016 годах был реализован второй сетевой региональный образовательный проект «Нижегородская школа — территория здоровья: новые границы на образовательной карте региона». Центр успешно участвовал в нем, используя свой опыт работы в качестве ресурсного центра и региональной стажерской площадки, что позволило транслировать этот опыт другим участникам проекта, представляющим пилотные площадки различных районов Нижегородской области.

Еще одно направление инновационной работы, в которой совместно с кафедрой Центр использует свои координационные возможности для школ, входя-

В качестве дополнительной функции Центр взял на себя проведение образовательных мероприятий для педагогов детских садов и школ Дзержинска в направлении здоровьесберегающей деятельности.

щих в проблемно-творческую группу, — работа по апробации различных программ просветительского характера, посвященных формированию культуры здорового и безопасного образа жизни среди детей и подростков. В этом ряду следует назвать апробации федеральных программ «Две недели в лагере здоровья» (2003— 2005 гг.) [1], «Формула правильного питания» (2007—2009 гг.) [3], а также электронного образовательного ресурса к федеральной программе «Формула правильного питания» (2013—2016 гг.).

В настоящее время Центр вместе со школами, входящими в проблемно-творческую группу, осуществляет координацию апробации и учебно-методическое сопровождение программы внеурочной

ЛИТЕРАТУРА _

деятельности «Вектор» (2016—2019 гг.), которую можно использовать для старших подростков в рамках реализации программы воспитания и социализации для основной школы [4].

Подводя итоги, следует сказать о том, что опыт работы Эколого-биологического центра как ресурсного центра по вопросам здоровьесберегающей деятельности можно использовать в системе дополнительного образования, при этом организациями могут быть реализованы как отдельные разработанные направления, так и более широкий набор из здоровьесбе-регающего арсенала действий в целях формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у детей и подростков.

1. Безруких, М. М. Две недели в лагере здоровья / М. М. Безруких [и др.]. — М. : Олма Медиа групп, 2013. — 71 с.

2. Безруких, М. М. Разговор о правильном питании : образовательная программа / М. М. Безруких [и др.]. — М. : Олма Медиа групп, 2013. — 72 с.

3. Безруких, М. М. Формула правильного питания / М. М. Безруких [и др.]. — М. : Олма Медиа групп, 2013. — 80 с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Гладышева, О. С. Вектор. Формирование социально-позитивного поведения у старших подростков : методическое пособие / О. С. Гладышева [и др.]. — Н. Новгород : НИРО, 2016. — 179 с.

5. Гладышева, О. С. Системная модель деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся / О. С. Гладышева [и др.]. — Н. Новгород : НИРО, 2008. — 203 с.

6. Гладышева, О. С. Уроки здоровья и основы безопасности жизни : программа интегрированного учебного курса для начальной школы / О. С. Гладышева. — Н. Новгород : НИРО, 2013. — 19 с.

7. Гладышева, О. С. Уроки здоровья : программа интегрированного курса для основной школы / О. С. Гладышева, Е. В. Алексеева. — Н. Новгород : НИРО, 2012. — 23 с.

8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 г.

9. Приказ Министерства образования Нижегородской области № 3783 от 22.09.2015 «Об утверждении плана мероприятий по реализации "Концепции развития дополнительного образования детей и Стратегии развития воспитания в РФ" в Нижегородской области».

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М. : Просвещение, 2011. — 32 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт. — М. : Просвещение, 2013. — 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.