ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
О. С. ГЛАДЫШЕВА, доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой здоровьесбережения в образовании НИРО gladyshevaOS@yandex.ru
В статье рассматривается теоретическая и практическая реализация системного подхода в здоровье-сберегающей деятельности общеобразовательных организаций в ходе реализации ФГОС и выполнения региональных сетевых образовательных проектов.
The article is devoted to the theoretical and practical implementation of a system approach in the health-saving activities of general education institutions throughout Federal State Educational Standart launching and local network educational projects pursuance.
Ключевые слова: здоровьесберегающая деятельность, системная модель, практика реализации в образовательных организациях, ФГОС, сетевые проекты
Key words: health-saving practice, system model, implementation practice in educational institutions, Federal State Educational Standart (FSES), network projects
В современном мире человеческий капитал является фактором стабильности и прогресса, обеспечивая духовный, экономический и социальный рост и могущество страны. Понимание этого факта отражено во всех последних государственных документах РФ, определяющих как приоритетные задачи не только обеспечение качества образования, но и сохранение здоровья подрастающего поколения.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определены цели и задачи, заключающиеся в увеличении:
3 ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году — до 80 лет);
3 ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет;
3 доли граждан, ведущих здоровый об-
раз жизни, а также доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (до 55 %).
Поставленные задачи ориентированы на повышение качества образования при обязательном сохранении, а по возможности и укреплении, здоровья детей на всех уровнях образования. Условия обучения должны обеспечивать учащимся гармоничные рост, развитие и состояние здоровья, что позволит им успешно социализироваться в современном обществе.
Сегодня государственные институты уделяют этому вопросу значительное внимание. Об этом свидетельствует целый ряд принятых нормативных документов, которые охватывают широкий спектр направлений работы: Указ Президента от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» [5], План основных меро-
приятий до 2020 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации 6 июля 2018 г. № 1375-р. Большое количество субъектов образовательного процесса уже вовлечено в активную деятельность по формированию здорового образа жизни обучающихся и внедрению здоровьесберегающих технологий в общеобразовательную практику. Теме здоровья посвящен целый раздел Плана — «Здоровый ребенок», в котором есть позиции, четко ориентирующие образовательные организации на реализацию мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у детей и молодежи, внедрение здоровьесберегаю-щих технологий.
Такое пристальное внимание к этой важнейшей проблеме в последние годы требует поиска и реализации оптимальных подходов к решению вопросов здо-ровьесбережения в общеобразовательных организациях. В Нижегородской области эта работа проводится достаточно давно, что позволило не только создать теоретическую модель здоровьесберегающей деятельности (ЗСД) в общеобразовательной организации, но и апробировать инновационные подходы через серию сетевых региональных проектов, обеспечивающих социальные изменения в области здоро-вьесбережения у школьников.
С 1998 года сначала на базе лаборатории проблем здоровья в образовании, а в настоящее время — на кафедре здоровье-сбережения в образовании ГБОУ ДПО НИРО совместно с образовательными организациями Нижнего Новгорода и области идет экспериментальная работа по поиску новых средств и подходов к созданию школы здоровье-сберегающей направленности для всех участников образовательного процесса. Научным основанием этой деятельности послужила разработанная сотрудниками
С 1998 года сначала на базе лаборатории проблем здоровья в образовании, а в настоящее время — на кафедре здоровьесбережения в образовании НИРО идет поиск новых подходов к созданию школы здоровьесберегающей направленности.
кафедры системная модель здоровьесбе-режения в общеобразовательных организациях, согласно которой необходимы изменения в управленческой, учебной, воспитательной и коммуникативной деятельности ОО, способствующие сохранению здоровья обучаемых и воспитанников, а также формированию культуры здорового образа жизни [4].
Использование системного подхода помогает рассматривать школу, содействующую сохранению здоровья, как единую систему, в которой весь образовательный процесс организуется согласно принципам адекватности и здоровьесбереже-ния. Школа не может изменить все внешние факторы в жизни обучающихся, которые отрицательно влияют на состояние их здоровья. Однако системный подход помогает направить деятельность образовательной организации в необходимую сторону, а также через координационные советы активно влиять на улучшение социальных факторов. Такая модель отличается функциональностью и ставит своей целью изменить характер современной российской школы, открывая ей путь к здоровьесберегающей деятельности.
Современная школа — это крупная макросистема, состоящая из большого количества подсистем или элементов, которые, с одной стороны, сами являются микросистемами, так как имеют свою структуру и специфику деятельности, а с другой — будучи частью всей образовательной системы, имеют общее предназначение. Под педагогической системой мы понимаем структурированную совокупность основных компонентов образовательного и воспитательного процессов, определяющих наполнение и технологическое исполнение этих функций. Все компоненты педагогической системы находятся в определенной иерархической зависимости и взаимодействуют в каждом конкретном акте учебного процесса, ядром которого является организационно-управленческая деятельность, координирующая действия всех субъектов, их
мотивационно-целевые установки, планирование содержания педагогического процесса, а также оценивания результатов по выполнению поставленных целей и задач. Особенность педагогической системы заключается в ее коммуникативной природе, так как все взаимоотношения в ней строятся на основе использования определенных коммуникативных связей.
Поскольку рассматриваемая проблема ухудшения здоровья учащихся носит системный характер, то есть провоцируется многими школьными факторами риска [2], то борьба за снижение их вреда также должна базироваться на позициях системного подхода, направляющего все звенья педагогической системы в сторону здоровьесбережения. Использование данного подхода оказалось эффективным, так как позволило выявить первопричины ухудшения здоровья обучающихся, связанные с несоблюдением санитарных норм, игнорированием возрастных особенностей развития и физиологических возможностей школьников и т. д. при организации педагогического процесса, с самим построением педагогического процесса [2].
Именно системный подход был обозначен в федеральных государственных требованиях [6] как основополагающий принцип при решении вопросов здоровье-сбережения в общеобразовательных организациях. Его реализация возможна при выполнении работы во всех сферах деятельности, что нашло свое отражение и в федеральных государственных образовательных стандартах [7].
Важным составляющим элементом рассматриваемой педагогической системы является человеческий ресурс — педагоги, специалисты, учащиеся, родители, вступающие в определенные целевые взаимоотношения в ходе реализации ее деятельности. Постановка и разработка подходов к решению такой системной проблемы, как сохранение и укрепление здоровья школьников, вызывает необходимость привлечения к ней педагогиче-
ских специалистов разных профилей, что связано со значительными изменениями в деятельности образовательных организаций, затрагивающими их различные функции. Особое значение в решении задач ЗСД приобретает опора на ценностные установки субъектов, участвующих в этой работе. Как показали наши многолетние исследования, школьный педагог в своих ценностных позициях часто ориентирован только на собственные профессиональные качества и знания по предмету, которые он должен представить ученику. Доля учителей, номинирующих «здоровье учащихся» среди профессиональных ценностей, как оказалось, составляет менее 1 %.
Однако аксиологическая проблема, затрагивая учителя, не может не касаться ученика. И в данном контексте возникает еще один аспект этой проблемы, связанный с процессом формирования устойчивых ценностных ориентаций на здоровье и здоровый образ жизни у обучающихся в ходе реализации школьного воспитания.
В связи с этим одним из важнейших направлений является привлечение педагогов к решению проблемы формирования ценностных приоритетов здоровья, которые составляют основу культуры здоровья и здорового образа жизни как среди школьников, так и учителей. Обучение детей и молодежи с ориентацией на формирование у них потребности вести здоровый образ жизни может заметно снизить поведенческие риски в процессе социализации. Поэтому важно как теоретически, так и практически организовать такой обучающий процесс, который определял бы положительный вектор в естественном ходе социализации взрослеющего человека, одновременно формируя у него мотивацию к здоровому образу жизни. При работе над решением этой проблемы нами было проведено теоретическое исследование понимания процес-
Доля учителей, номинирующих «здоровье учащихся» среди профессиональных ценностей, как оказалось, составляет менее 1 %.
са социализации с различных позиций, и прежде всего с точки зрения компетент-ностного подхода. Формирование компе-тентностных характеристик и осуществление данного подхода в вопросах обучения правилам здорового образа жизни тесно связаны с социализацией личности. Именно социальные компетенции определяют задачи и направления социализации. Ключевые социальные компетенции обучающихся вводятся как конкретизированные цели образования в этой сфере. Среди них отметим умение принимать решения в сложных жизненных ситуациях, руководствуясь здоровьем как одной из высших ценностей бытия, овладение способами эффективного общения и умения решать конфликты, а также развитие навыков самостоятельной деятельности, познания и мышления.
Таким образом, и аксиологический, и компетентностный подходы были интегрированы нами для методологического обеспечения эффективной образовательной стратегии в создании просветительских программ и учебно-методических комплексов нового поколения для обучения детей и подростков основам здорового образа жизни. По нашему убеждению, формирование социальной компетентности в вопросах здоровья невозможно, если оно не рассматривается как одна из ключевых жизненных ценностей, в пользу которой можно осуществлять выбор поведенческой стратегии социализирующейся личности.
Однако это лишь одно из важных, но не единственное направление реализации системной модели, при осуществлении которой изменяется характер общего педагогического процесса, совершаемого на основе аксиолого-компетентностного подхода, что позволяет уходить от знаниево-просве-щенческой модели к компетентносто-дея-тельностной. Как показывают исследова-
Апробация системных действий в организации здоровьесберегаю-щей деятельности была осуществлена через реализацию регионального сетевого образовательного проекта «Нижегородская школа —территория здоровья» (2009—2013).
ния, причины, приводящие к ухудшению здоровья школьников, носят многофакторный и системный характер, а это предполагает, что подходы к их решению должны быть направлены на преобразование всей педагогической системы общеобразовательных организаций.
Практическая апробация системных действий в организации здоровьесбере-гающей деятельности была осуществлена через реализацию регионального сетевого образовательного проекта «Нижегородская школа — территория здоровья» (2009—2013). Его основной целью было обеспечить внедрение на территории Нижегородской области системной модели здоровьесберегающей деятельности в практику общеобразовательных организаций — участников проекта — через создание на их базе школ —ресурсных центров. Именно они в дальнейшем позволили бы организовать широкую трансляцию инновационных подходов в этой работе для других общеобразовательных организаций.
Конкретным способом внедрения этой модели явилась проектировочная деятельность общеобразовательных организаций. В ее ходе после подготовительного обучения в системе повышения квалификации и самостоятельной апробации проектировочной практики школьная педагогическая команда могла обеспечить в своих образовательных организациях необходимые условия, предусмотренные системной моделью, которые способствовали созданию здоровьесберегающего образовательного пространства.
За время реализации этого проекта были созданы методические и учебные пособия по различным направлениям внедрения системной модели здоровье-сберегающей деятельности. Разработана и апробирована на практике программа курсовой подготовки, которую прошли команды образовательных организаций, участвующих в проекте и готовых использовать здоровьесберегающие технологии в своей деятельности, а также переда-
вать этот опыт педагогам своего района. Создана сетевая организация школ — методических ресурсных центров, работающих на распространение опыта внедрения системной модели здоровьесбере-гающей деятельности в различных муниципалитетах Нижегородской области.
Все эти методологические и технологические подходы оказались в полной мере созвучны базовым основаниям как новых образовательных стандартов, так и других нормативных актов, принятых в России. По сути, проект «Нижегородская школа — территория здоровья» создал необходимый ресурсный потенциал для использования всех наработок кафедры в массовой образовательной практике при переходе на ФГОС НОО и ООО.
Полученные в ходе реализации сетевого проекта образовательные продукты нового поколения, механизмы и опыт их внедрения в образовательных организациях, а также создание в ряде районов области ресурсных центров или опорных методических площадок по здоровьесбе-регающей деятельности оказались важным основанием для нового проекта, направленного на разработку эффективной системы реализации здоровьесбере-гающей деятельности и формирование культуры здорового образа жизни в массовой школе Нижегородской области.
Основной идеей нового регионального образовательного сетевого проекта «Нижегородская школа — территория здоровья: новые границы на образовательной карте региона» (2013—2016) стало усиление управленческой составляющей в работе по основным направлениям здо-ровьесберегающей деятельности через создание и содержательное наполнение системы взаимодействия между информационно-диагностической службой района, районным ресурсным центром по здоровьесберегающей деятельности и школами данного муниципального образования.
Основные направления были закреплены нами в «дорожной карте» для ин-
формационно-диагностической службы района. «Дорожная карта» в содержательной части базировалась на системной модели здоровьесберегающей деятельности, а также на других образовательных продуктах, разработанных кафедрой здоро-вьесбережения в образовании ГБОУ ДПО НИРО.
Опыт функционирования районных сетевых ресурсных центров, являющихся инновационными площадками по опережающей апробации здоровьесберега-ющих технологий и внедрению их в практику, оказался чрезвычайно важным для других школ.
Тактическое взаимодействие информационно-диагностической службы района со школой — ресурсным центром по здоровьесберегающей деятельности и школами района было выстроено на основе разработанной «технологической карты», отражающей не только план последовательных шагов по реализации «дорожной карты», но и специфику этих действий на каждой конкретной территории.
Таким образом, на базе управленческого алгоритма был запущен следующий региональный сетевой образовательный проект, в рамках которого была разработана система вовлечения пилотных образовательных организаций Нижегородской области в здоровьесберегающую деятельность, определяемую государственными нормативными документами как обеспечение взаимодействия между информационно-диагностической службой района, школой — ресурсным центром, региональными стажерскими площадками и образовательными организациями районов.
В ходе выполнения проекта:
3 создана сетевая организация ресурсов для построения управляемой системы взаимодействия;
3 спроектированы механизмы внедрения и сопровождения необходимых из-
Основной идеей нового проекта «Нижегородская школа — территория здоровья: новые границы на образовательной карте региона» (2013—2016) стало усиление управленческой составляющей в работе по основным направлениям здоровьесберегающей деятельности.
менений ЗСД в оздоровительной практике школ;
3 разработана система необходимой подготовки и повышения квалификации проектных команд для работы в области здоровьесбережения;
3 созданы условия для трансляции опыта образовательной организации «Школа — ресурсный центр» здоровьесберега-ющей направленности как эффективной технологической структуры, способной к к диссеминации теоретических и практических инноваций в области здоровье-сбережения;
3 разработаны образцы «дорожной» и «технологической» карт для реализации в муниципалитете этих направлений.
Появление в проекте управленческой составляющей оказалось весьма продуктивным, поскольку на практике удалось достичь диагностируемых изменений в положительную сторону целого ряда социальных эффектов в области здоровье-сберегающей деятельности как в отдельных образовательных организациях, так и на уровне муниципальных образований [3].
Муниципальные районы и их образовательные организации — участники проекта в итоге смогли добиться определенных социальных эффектов в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников, на которых стоит остановиться подробнее.
Прежде всего необходимо номинировать те критерии, которые были выбраны нами для определения социальных эффектов в области здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций. При этом следует помнить о том, что эти показатели, с одной стороны, должны действительно отражать результаты усилий ОО в области ЗСД, а с другой — не обременять образовательные организации излишней работой по их сбору
Муниципальные районы и их образовательные организации — участники проекта смогли добиться определенных социальных эффектов в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
и анализу. С этих позиций нами были выбраны критерии, хорошо известные и легко отслеживаемые в каждой ОО:
3 стабильность показателей по распределению обучающихся в группы здоровья для занятий по физической культуре;
3 снижение числа учащихся, пропускающих школу по причине простудных заболеваний;
3 снижение количества пропусков занятий школьниками, имеющими хронические заболевания, по причине их обострения;
3 стабилизация или снижение у обучающихся заболеваний, вызываемых «школьными факторами риска»;
3 увеличение числа учащихся, посещающих кружки физкультурной направленности, участвующих в соревнованиях и других массовых спортивных мероприятиях;
3 снижение количества школьников, состоящих на учете в полиции, получивших травмы в ДТП или других местах;
3 увеличение количества учащихся, получающих горячее питание;
3 осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, увеличение числа школьников — участников волонтерских групп.
Из всех вышеперечисленных показателей разработки специальных диагностических приемов требует только последний критерий, что мы и сделали в ходе специальных исследований [1]. Измерение остальных показателей является рутинным процессом и не нуждается в специальном инструментарии.
Рассмотрим некоторые социальные изменения в ряде школ Нижегородской области в результате системной здоровье-сберегающей деятельности при реализации вышеперечисленных инновационных проектов. В МБОУ «СШ № 8 с углубленным изучением отдельных предметов» (г. Кстово) за время выполнения проекта удалось добиться стабильности по такому показателю, как распределение обу-
чающихся в группах здоровья для занятий физкультурой. Можно отметить незначительное увеличение количества детей в основной группе за счет уменьшения численности подготовительной группы, при этом число детей-хроников в специальной группе этой же школы остается неизменным в течение данного временного периода. Отмечается снижение количества пропущенных дней по простудным заболеваниям в пересчете на одного ученика в год. При этом растет процент обучающихся, занимающихся в спортивных секциях и участвующих в спортивных соревнованиях, а численность школьников, состоящих на учете в ОДН, стабильно снижается. Интересные результаты были получены по динамике заболеваний среди обучающихся, вызываемых «школьными факторами риска»: снизился процент учеников с нарушениями опорно-двигательной и нервной систем, с проблемами желудочно-кишечного тракта, но пока не получается решить вопросы, связанные с нарушением зрения.
Также приведем примеры некоторых социальных изменений, которые связаны с работой по внедрению культуры здорового и безопасного образа жизни среди обучающихся в МБОУ «Котовская основная школа» Ардатовского района. Так, с 2012 по 2015 год почти в три раза снизилось число учащихся, состоящих на учете в ПДН (с 34 до 12 человек), в пять раз — состоящих на учете в КДНиЗП (с 11 до 2 человек) и примерно в два раза (с 48 до 26 человек) — состоящих на внут-ришкольном учете. Подобные результаты свидетельствуют о выборе обучающимися позитивного поведения.
Достаточно интересные результаты за два года системной работы были представлены ИДК Павловского района, где в инновационной работе по проекту принимали участие несколько образовательных организаций, что составило около 3 тысяч обучающихся. С 2014 по 2015 год на 10% снизилось количество детей, про-
пускающих школу по причине простудных заболеваний, при этом увеличилось число школьников, посещающих кружки физкультурной направленности и участвующих в спортивных мероприятиях, суммарно примерно на 7 %. В два раза снизилось количество детей, состоящих на учете в полиции, а численность учащихся — участников волонтерских групп увеличилась в 1,5 раза. Эти результаты были достигнуты в течение незначительного срока системной работы по осуществлению ЗСД.
Таким образом, сегодня ситуация, касающаяся направлений здоровьесбере-гающей деятельности в образовательных организациях, выгодно отличается от той, что имелась до 2010 года: у нас сформирована нормативная база, определяющая объем и направление работы в ОО по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников. Кафедрой здоровьесбережения в образовании разработаны, апробированы, опубликованы и внедрены в систему повышения квалификации педагогов инновационные подходы и алгоритмы системной реализации здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях различного типа. Наступает время их широкого использования.
Системный подход в реализации ЗСД находит новых сторонников, а сама работа в этом направлении продолжает жить в виде проекта третьего поколения «Нижегородская школа — территория здоровья: новые границы возможностей для детей с ОВЗ» (2016—2020).
Результатами этого нового проекта, внедряющего системный подход в образовательные организации, работающие уже в сфере инклюзивного образования, можно назвать то, что МАОУ «СШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» (г. Бор) в 2017 году была призна-
Интересные результаты были получены по динамике заболеваний среди обучающихся, вызываемых «школьными факторами риска»: снизился процент учеников с нарушениями опорно-двигательной и нервной систем, с проблемами желудочно-кишечного тракта.
на лучшей инклюзивной школой России (именно эта школа участвовала в наших сетевых проектах с 2009 года), а победителем во Всероссийском конкурсе «Школа здоровья — 2017» стала МБОУ «Шко-
ЛИТЕРАТУРА -
ла-интернат № 9» (г. Саров)—также многолетний партнер кафедры по инновационной деятельности в вопросах системной работы в области здоровьесбере-жения.
1. Абросимова, И. Ю. Формирование экологически целесообразной культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников / И. Ю. Абросимова, О. С. Гладышева, В. В. Ни-колина. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2014. — 169 с.
2. Безруких, М. М. Здоровьесберегающие технологии в образовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения : методические рекомендации / под ред. М. М. Безруких [и др]. — М. : Триада-фарм, 2002. — 114 с.
3. Гладышева, О. С. Инновационные проекты в области здоровьесберегающей деятельности и социальные эффекты / О. С. Гладышева. // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Формирование здорового образа жизни детей и подростков: традиции и инновации». В 2 ч. Ч. 1 / под ред. Е. А. Богачевой. — Воронеж : Черноземье, 2017. — С. 34—39.
4. Системная модель деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся / под ред. О. С. Гладышевой. — Н. Новгород : НИРО, 2008. — 203 с.
5. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41954.
6. Федеральные государственные требования по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников : утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106.
7. Федеральный государственный образовательные стандарт общего образования : утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ
А. В. ЛЕВЧЕНКО, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин Самарского государственного социально-педагогического университета lavsport_v67@mail.ru
В статье анализируются методологические основы проблемы рассмотрения высшего учебного заведения в качестве объекта управления на основе ретроспективного анализа. Выявленные основные принципы и положения позволяют выделить методологические подходы, на которых строится теоретическая база системы управления высшим