МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ
Е. В. КУЗНЕЦОВА, начальник информационно-аналитического отдела ГОУ ДПО НИРО
старший научный сотрудник информационно-аналитического отдела ГОУ ДПО НИРО
Статья посвящена актуальному направлению деятельности современного менеджера образования — разработке и внедрению программы мониторинга здоовьесберегающей деятельности школы на основе компьютерных технологий работы с информацией. Авторы представляют разработанную сотрудниками информационно-аналитического отдела ГОУ ДПО НИРО оценочную анкету, которая позволяет провести мониторинг здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения в каждой школе Нижегородской области; освещают основные результаты проведенного по описанной технологии мониторинга.
Ключевые слова: объект мониторинга, технология мониторинга, методология мониторинга, принцип комплексности, принцип системности, принцип динамичности, принцип репрезентативности, принцип методического единства, оценочная анкета
В условиях модернизации образования освоение руководителями эффективных практик управления развитием образовательного учреждения — жизненно важная задача. Инновационное управление сегодня возможно на основе своевременно полученной достоверной информации о функционировании школы. Такую информацию дает мониторинг, который вписан в систему связей, отношений и практики управленческой
деятельности образовательного учреждения.
В соответствии с приоритетными направлениями программы по совершенствованию структуры и содержания общего образования в Нижегородской области определен такой объект мониторинга, как здоровьесберегающая деятельность школы (ЗСД).
Практически каждое образовательное учреждение в наше время в качестве
ключевых определяет три следующие задачи:
3 не провоцировать ухудшение состояния здоровья каждого ученика;
3 укреплять и развивать здоровье каждого ученика;
3 готовить каждого ученика к здоровому образу жизни.
Объективно педагогический коллектив осознает, что достичь этого возможно лишь при условии создания в ОУ здоровьесбе-регающей образовательной среды, система ресурсного обеспечения развития которой включает следующие компоненты:
3 образовательные;
3 человеческие и медицинские (здо-ровьесберегающие);
3 социальные, управленческие, информационные;
3 временные, природные, материальные.
Привести в действие рычаги управления всеми имеющимися ресурсами образовательного учреждения для полноценного формирования здоровьесберегающей образовательной среды, сохранения и укрепления здоровья детей, ориентирования обучающихся на здоровый образ жизни возможно при наличии данных мониторинговых исследований.
Программа мониторинга ЗСД школы разработана сотрудниками информационно-аналитического отдела ГОУ ДПО НИРО совместно с заведующей лабораторией проблем здоровья в образовании профессором О. С. Гладышевой.
Методология мониторинга здоровье-сберегающей деятельности в образовательных учреждениях строилась на принципах:
3 комплексности — единовременном охвате широкого круга показателей, отражающих как состояние всей образовательной среды, так и данные, характеризующие адаптивные возможности каждой школы;
3 системности — анализе качественных и количественных показателей, отражающих структуру и эффективность здоровье-
сберегающей деятельности учреждений общего образования на основе современных методов компьютерной обработки данных;
3 динамичности (повторяемости) — многократном (в течение ряда лет) обследовании одних и тех же учреждений образования, контингентов учащихся, конкретных учеников. Такое динамическое наблюдение обеспечивает преемственность результатов мониторинга на всех его последовательных этапах, а также позволяет анализировать не только уровень, но и динамические характеристики многих показателей, наблюдать за тенденциями их изменений, принимать своевременные управленческие решения;
3 репрезентативности — обусловлено-сти требованиями статистики, согласно которым надежность выводов и заключений зависит от объема исследованной выборки;
3 методического единства — непременного условия сопоставимости данных, полученных на разных этапах исследования, в различных учреждениях образования.
Цель мониторинга — анализ эффективности здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений для разработки действенных управленческих решений.
Среди многочисленных факторов, оказывающих влияние на показатели состояния здоровья и заболеваемости, факторы школьной среды составляют до 30 %. При этом гигиенически полноценная среда определяется высоким уровнем благоустройства и санитарного состояния образовательных учреждений. Поэтому для мониторинга в соответствии с задачами массовости исследования и включения не медицинских специалистов, а педагогов была выбрана оценочная анкета. На основе статистического и экспертного анализа данных анкеты возможна дифференцированная оценка потенциальных
Цель мониторинга — анализ эффективности здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений для разработки действенных управленческих решений.
и конкретных усилии педагогического коллектива по ЗСД.
Для мониторинга здоровьесберегаю-щеИ деятельности образовательного учреждения выбраны следующие объекты:
3 объект 1 — «Условия организации здоровьесберегающеИ деятельности» —характеризует соответствие условии ЗСД нормативам СанПиНов;
3 объект 2 — «Организация здоровьесберегающеИ деятельности» —характеризует работу ОУ по организации ЗСД;
3 объект 3 — «Ресурсное обеспечение ЗСД» —характеризует соответствие ресурсного обеспечения уровню развития ЗСД;
3 объект 4 — «Состояние здоровья субъектов образовательного процесса» — характеризует уровень здоровья школьников.
Объекты школьного мониторинга оцениваются (измеряются) с помощью определенного инструментария, подбираемого на основании выделенных критериев, которые определяют, что будет измеряться в данном объекте, и показателеИ, позволяющих делать вывод о степени соответствия объекта норме.
Анкета — это электронная программа исследования, которая не только фиксирует информацию, но и автоматически определяет коэффициент эффективности по каждому объекту. Таблицы первых трех объектов в графе «Ответ» содержат три варианта ответа по каждому пункту, и руководитель ОУ выбирает тот из них, которыИ соответствует обстановке в его школе. При этом один из вариантов ответа представляет собоИ норму, а два других либо превышают, либо оказываются ниже ее. Цифры (числовые показатели и баллы, соответствующие выбранным вариантам ответа) обрабатываются программоИ, и на их основе высчитыва-ется уровень соответствия выделенных по-казателеИ идеальному (коэффициент).
В таблицах 1—3 приведены примеры заполненных руководителями конкретных ОУ анкет с рассчитанными коэффициентами (в случае идеального состояния объекта коэффициент равен 100 %). В таблицу 4 (см. с. 59) заносятся статистические данные из классных журналов и ОШ-1. На основе этих данных определяется доля здоровых детеИ в данноИ школе.
Таблица 1
Условия организации здоровьесберегающей деятельности
№ п/п Блок № 1. Сведения о школьных помещениях Ответ
1 Реальная площадь учебных помещений на 1 обучающегося соответствует санитарно-гигиеническим нормам 2,5 м2
2 Мебель для учебного кабинета соответствует возрастным показателям детей да
3 Площадь кабинетов ИКТ соответствует санитарно-гигиеническим нормам 4 м2
4 Освещенность рабочего места ученика соответствует санитарно-гигиеническим нормам 300 лк
5 Наличие специального освещения классной доски 400 лк
6 Наличие условий для физического развития детей физкультурный зал нет
ФОК нет
тренажерный зал нет
плавательный бассейн да
спортивно-игровое оборудование обеспеченность менее 100 %
7 Наличие душевых кабин при физкультурном зале нет
8 Наличие процедурного кабинета нет
Окончание табл. 1
№ п/п Блок № 1. Сведения о школьных помещениях Ответ
9 Наличие стоматологического кабинета (или стоматологических услуг) да
10 Наличие лечебно-оздоровительного комплекса кабинет массажа (или массажный стол) нет
фитобар да
оборудование для физиопроцедур да
11 Наличие благоустроенных санузлов и гигиенических комнат частично
12 Наличие кабинета релаксации зимний сад да
комната психологической разгрузки да
Блок № 2. Техническое состояние и безопасность здания ОУ Ответ
1 Состояние тепло-, водо-, электрообеспечения не дают сбоев в работе
2 Наличие системы видеонаблюдения да
3 Наличие средств пожаротушения да
4 Наличие системы АПС да
5 Режим охраны и допусков специальная охрана нет
тревожная кнопка да
турникет нет
6 Наличие в кабинетах укомплектованных аптечек нет
7 Наличие в кабинетах средств индивидуальной защиты в условиях чрезвычайной ситуации да
8 Питьевой режим емкость с кипяченой водой нет
питьевой фонтанчик да
установки для очистки воды да
Общая сумма баллов 35
Коэффициент 60,3 %
Таблица 2 Организация здоровьесберегающей деятельности
№ п/п Блок № 1 Ответ
1 Режим работы школы 1 смена
2 Количество детей, посещающих группы продленного дня 10—15 %
3 Наличие специальных (коррекционных) классов да
4 Наличие режима проветривания помещений да
5 Наличие занятий по культуре здоровья да
6 Количество уроков ФВ в каждом классе в течение учебного года 60—70 ч
7 Наличие занятий ЛФК да
8 Наличие дополнительных занятий по ОФП нет
Окончание табл. 2
№ п/п Блок № 1 Ответ
9 Наличие в расписании динамических перемен, в том числе на свежем воздухе нет
10 Наличие в системе работы ОУ ежемесячных дней здоровья да
11 Количество кружков и секций спортивно-оздоровительной направленности менее 3 секций
12 Наличие специально оборудованного помещения для столовой нет
13 Наличие буфета да
14 Наличие условий для приготовления горячей пищи в школьной столовой нет
15 Наличие «Витаминного стола» нет
16 Наличие в рационе питания продуктов, выращенных в подсобном хозяйстве да
Общая сумма баллов: 19
Коэффициент 57,6 %
Таблица 3 Ресурсное обеспечение здоровьесберегающей деятельности
№ п/п Блок № 1 Ответ
1 Наличие образовательных программ по культуре здоровья да
2 Наличие УМК по культуре здоровья для учащихся да
3 Наличие программ для бесед с родителями по проблемам здоровья нет
4 Наличие программ дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности да
5 Наличие в образовательном процессе интерактивных форм и методов обучения нет
6 Наличие электронных программ для обучения ЗОЖ да
7 Наличие социальных партнеров по здоровьесберегающей деятельности да
Блок № 2 Ответ
1 Наличие преподавателей ФК, имеющих специальное образование нет
2 Наличие педагогов, прошедших курсы ПК по теме «<Здоровьесберегающие технологии» да
3 Наличие в штате ОУ квалифицированного психолога да
4 Наличие в штате ОУ квалифицированного логопеда да
5 Наличие в штате ОУ квалифицированного специалиста, координирующего здоровье-сберегающую деятельность нет
Общая сумма баллов 14
К оэффициент 63,6 %
Таблица 4
Состояние здоровья субъектов образовательного процесса
Статистические данные Учебный год
2005/2006 2007/2008 2008/2009
Общее количество учащихся (реальная наполняемость ОУ на 1 сентября) 564 546 565
Проектная мощность ОУ 570 570 570
Коэффициент наполняемости ОУ 98,9 % 95,8 % 99,1 %
Из них (по состоянию на 1 сентября) здоровые (I группа здоровья) 345 444 399
имеющие функциональные отклонения (II группа здоровья) 104 99 101
имеющие хронические заболевания (III—V группы здоровья) 115 3 65
обучающиеся по специальным (коррекционным) программам в классах возрастной нормы 24 25 18
проходящее индивидуальное обучение на дому 1 1 1
Количество случаев инфекционных заболеваний в течение учебного года 3 2 3
Количество обучающихся, не болевших в течение учебного года 115 97 95
Среднее число учебных дней, пропущенных по болезни (в расчете на 1 ученика в месяц) 5 6 7
Среднее число учебных дней, пропущенных по болезни (в расчете на 1 учителя в год) 7 11 9
Имеют медицинскую группу для занятий ФК (по состоянию на 1 сентября) основная 345 345 501
подготовительная 125 120 25
специальная А 71 57 17
специальная Б 23 24 22
Имеют вредные привычки табакокурение 15 12 17
употребление алкоголя 17 14 7
употребление наркотиков 0 1 1
Количество случаев травматизма в ОУ во время перемены 0 1 2
в ОУ во время занятий 3 1 2
на спортивных соревнованиях 8 6 9
вне ОУ 4 2 3
Количество обучающихся, получающих горячее питание 456 345 545
80,9 % 63,2 % 96,5 %
Количество занятых в спортивных кружках, секциях, клубах 80 85 100
Количество участников спортивных соревнований 5 10 8
И того (общая сумма баллов по всем объектам исследования) 68
Коэффициент эффективности 3 СД 60,2 %
На диаграмме 1 (см. с. 60) представлены результаты обработки данных таблиц 1—3, усредненные по всем школам региона. Как следует из диаграммы, в регионе в среднем низкиИ (ниже 50 %) уровень ресурсного обеспечения и условиИ организации ЗСД.
На диаграмме 2 (см. с. 61) представлено соотношение уровня ЗСД (среднего
по объектам 1—3) и уровня здоровья де-теИ (объект 4) в каждом раИоне области.
Достоинства полученноИ управленче-скоИ информации:
3 объективность (основана на данных строгоИ статистическоИ отчетности);
3 полнота (источники перекрывают поле получения результатов или корректно его отображают);
Важнейшим результатом мониторинга явилась возможность сопоставить показатели ЗСД образовательного учреждения на уровне района и области, определить рейтинговую оценку школ районном и региональном уровнях.
3 достаточность (есть основание для принятия решения);
3 оперативность (своевременна);
3 доступность (представлена в форме, позволяющей видеть проблемы, требующие решения).
В результате руководитель ОУ имеет возможность, во-первых, проверить соответствие всех компонентов ЗСД норме, во-вторых, — определить коэффициент этой деятельности в своей школе. Если данный коэффициент оказывается существенно ниже 50 %, это означает, что необходимо управленческое решение о принятии срочных мер по улучшению оснащения школы, ее кадрового состава и т. д.
В 2007/08 учебном году оценочная анкета была направлена в каждое общеобразовательное учреждение Нижнего Новгорода и области как инструмент мониторинга здоровьесберегающей деятельности. Исследование анкет, заполненных
руководителями школ, позволило, во-первых, провести анализ качественно-количественных показателей состояния здо-ровьесберегающей среды, а во-вторых, создать электронный информационный банк «Здоровьесберегающая деятельность общеобразовательных учреждений Нижегородской области»*, аналогов которого на сегодняшний день нет в других регионах.
Информационный банк «Здоровьесбе-регающая деятельность ОУ Нижегородской области» представляет собой:
3 комплексную статистическую оценку состояния и тенденций развития здоро-вьесберегающей среды региона;
3 возможность обобщения показателей, характеризующих систему здоровь-есбережения в ОУ;
3 методику расчета индикаторов качества ЗСД.
Итак, важнейшим результатом предпринятого мониторинга явилась возможность сопоставить показатели ЗСД образовательного учреждения на уровне района и области, определить рейтинговую оценку школ на уровне района и в целом по области.
Диаграмма 1
Уровень сформированности объектов исследования
Уровень, %
Условия организации ЗСД
Организация ЗСД
Ресурсное обеспечение ЗСД
* Материал банка представлен на странице информационно-аналитического отдела сайта ГОУ ДПО НИРО (www.niro.nnov.ru).
Диаграмма 2
Уровень, % 100 1
Соотношение уровня ЗСД и уровня здоровья детей
80 -
60
40
20 -
ащ о
& Я
I рС X
^ОО £
•т Ф зт цо
ОССО о оя
XX с X
я
зт Ш
я се
X о
Я I
с^ я Я о
о ®
ЗО £ О
□ —уровень здоровья детеИ □ —уровень здоровьесберегающеИ деятельности
Мониторинг ЗСД ОУ, технология которого представлена в настоящеИ статье, позволяет выявить те ключевые позиции, по которым должен выстраиваться конструктивным диалог всех субъектов сис-
темы образования, а также оценить эффективность здоровьесберегающеИ деятельности общеобразовательных учреждениИ для разработки деИственных управленческих решениИ.
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Н. В. СЛЮНЯЕВА, учитель начальных классов школы № 138 Н. Новгорода
Работа посвящена описанию основных подходов к здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе начальной школы. Ключевая идея статьи — необходимость внедрять элементы оздоровительной направленности в содержание уроков, реализовывать индивидуально-личностный