Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ'

МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
89
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТ МОНИТОРИНГА / ТЕХНОЛОГИЯ МОНИТОРИНГА / МЕТОДОЛОГИЯ МОНИТОРИНГА / ПРИНЦИП КОМПЛЕКСНОСТИ / ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ / ПРИНЦИП ДИНАМИЧНОСТИ / ПРИНЦИП РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТИ / ПРИНЦИП МЕТОДИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА / ОЦЕНОЧНАЯ АНКЕТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецова Е. В., Грач А. С.

Статья посвящена актуальному направлению деятельности современного менеджера образования - разработке и внедрению программы мониторинга здоовьесберегающей деятельности школы на основе компьютерных технологий работы с информацией. Авторы представляют разработанную сотрудниками информационно-аналитического отдела ГОУ ДПО НИРО оценочную анкету, которая позволяет провести мониторинг здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения в каждой школе Нижегородской области; освещают основные результаты проведенного по описанной технологии мониторинга

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ»

МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ

Е. В. КУЗНЕЦОВА, начальник информационно-аналитического отдела ГОУ ДПО НИРО

старший научный сотрудник информационно-аналитического отдела ГОУ ДПО НИРО

Статья посвящена актуальному направлению деятельности современного менеджера образования — разработке и внедрению программы мониторинга здоовьесберегающей деятельности школы на основе компьютерных технологий работы с информацией. Авторы представляют разработанную сотрудниками информационно-аналитического отдела ГОУ ДПО НИРО оценочную анкету, которая позволяет провести мониторинг здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения в каждой школе Нижегородской области; освещают основные результаты проведенного по описанной технологии мониторинга.

Ключевые слова: объект мониторинга, технология мониторинга, методология мониторинга, принцип комплексности, принцип системности, принцип динамичности, принцип репрезентативности, принцип методического единства, оценочная анкета

В условиях модернизации образования освоение руководителями эффективных практик управления развитием образовательного учреждения — жизненно важная задача. Инновационное управление сегодня возможно на основе своевременно полученной достоверной информации о функционировании школы. Такую информацию дает мониторинг, который вписан в систему связей, отношений и практики управленческой

деятельности образовательного учреждения.

В соответствии с приоритетными направлениями программы по совершенствованию структуры и содержания общего образования в Нижегородской области определен такой объект мониторинга, как здоровьесберегающая деятельность школы (ЗСД).

Практически каждое образовательное учреждение в наше время в качестве

ключевых определяет три следующие задачи:

3 не провоцировать ухудшение состояния здоровья каждого ученика;

3 укреплять и развивать здоровье каждого ученика;

3 готовить каждого ученика к здоровому образу жизни.

Объективно педагогический коллектив осознает, что достичь этого возможно лишь при условии создания в ОУ здоровьесбе-регающей образовательной среды, система ресурсного обеспечения развития которой включает следующие компоненты:

3 образовательные;

3 человеческие и медицинские (здо-ровьесберегающие);

3 социальные, управленческие, информационные;

3 временные, природные, материальные.

Привести в действие рычаги управления всеми имеющимися ресурсами образовательного учреждения для полноценного формирования здоровьесберегающей образовательной среды, сохранения и укрепления здоровья детей, ориентирования обучающихся на здоровый образ жизни возможно при наличии данных мониторинговых исследований.

Программа мониторинга ЗСД школы разработана сотрудниками информационно-аналитического отдела ГОУ ДПО НИРО совместно с заведующей лабораторией проблем здоровья в образовании профессором О. С. Гладышевой.

Методология мониторинга здоровье-сберегающей деятельности в образовательных учреждениях строилась на принципах:

3 комплексности — единовременном охвате широкого круга показателей, отражающих как состояние всей образовательной среды, так и данные, характеризующие адаптивные возможности каждой школы;

3 системности — анализе качественных и количественных показателей, отражающих структуру и эффективность здоровье-

сберегающей деятельности учреждений общего образования на основе современных методов компьютерной обработки данных;

3 динамичности (повторяемости) — многократном (в течение ряда лет) обследовании одних и тех же учреждений образования, контингентов учащихся, конкретных учеников. Такое динамическое наблюдение обеспечивает преемственность результатов мониторинга на всех его последовательных этапах, а также позволяет анализировать не только уровень, но и динамические характеристики многих показателей, наблюдать за тенденциями их изменений, принимать своевременные управленческие решения;

3 репрезентативности — обусловлено-сти требованиями статистики, согласно которым надежность выводов и заключений зависит от объема исследованной выборки;

3 методического единства — непременного условия сопоставимости данных, полученных на разных этапах исследования, в различных учреждениях образования.

Цель мониторинга — анализ эффективности здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений для разработки действенных управленческих решений.

Среди многочисленных факторов, оказывающих влияние на показатели состояния здоровья и заболеваемости, факторы школьной среды составляют до 30 %. При этом гигиенически полноценная среда определяется высоким уровнем благоустройства и санитарного состояния образовательных учреждений. Поэтому для мониторинга в соответствии с задачами массовости исследования и включения не медицинских специалистов, а педагогов была выбрана оценочная анкета. На основе статистического и экспертного анализа данных анкеты возможна дифференцированная оценка потенциальных

Цель мониторинга — анализ эффективности здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений для разработки действенных управленческих решений.

и конкретных усилии педагогического коллектива по ЗСД.

Для мониторинга здоровьесберегаю-щеИ деятельности образовательного учреждения выбраны следующие объекты:

3 объект 1 — «Условия организации здоровьесберегающеИ деятельности» —характеризует соответствие условии ЗСД нормативам СанПиНов;

3 объект 2 — «Организация здоровьесберегающеИ деятельности» —характеризует работу ОУ по организации ЗСД;

3 объект 3 — «Ресурсное обеспечение ЗСД» —характеризует соответствие ресурсного обеспечения уровню развития ЗСД;

3 объект 4 — «Состояние здоровья субъектов образовательного процесса» — характеризует уровень здоровья школьников.

Объекты школьного мониторинга оцениваются (измеряются) с помощью определенного инструментария, подбираемого на основании выделенных критериев, которые определяют, что будет измеряться в данном объекте, и показателеИ, позволяющих делать вывод о степени соответствия объекта норме.

Анкета — это электронная программа исследования, которая не только фиксирует информацию, но и автоматически определяет коэффициент эффективности по каждому объекту. Таблицы первых трех объектов в графе «Ответ» содержат три варианта ответа по каждому пункту, и руководитель ОУ выбирает тот из них, которыИ соответствует обстановке в его школе. При этом один из вариантов ответа представляет собоИ норму, а два других либо превышают, либо оказываются ниже ее. Цифры (числовые показатели и баллы, соответствующие выбранным вариантам ответа) обрабатываются программоИ, и на их основе высчитыва-ется уровень соответствия выделенных по-казателеИ идеальному (коэффициент).

В таблицах 1—3 приведены примеры заполненных руководителями конкретных ОУ анкет с рассчитанными коэффициентами (в случае идеального состояния объекта коэффициент равен 100 %). В таблицу 4 (см. с. 59) заносятся статистические данные из классных журналов и ОШ-1. На основе этих данных определяется доля здоровых детеИ в данноИ школе.

Таблица 1

Условия организации здоровьесберегающей деятельности

№ п/п Блок № 1. Сведения о школьных помещениях Ответ

1 Реальная площадь учебных помещений на 1 обучающегося соответствует санитарно-гигиеническим нормам 2,5 м2

2 Мебель для учебного кабинета соответствует возрастным показателям детей да

3 Площадь кабинетов ИКТ соответствует санитарно-гигиеническим нормам 4 м2

4 Освещенность рабочего места ученика соответствует санитарно-гигиеническим нормам 300 лк

5 Наличие специального освещения классной доски 400 лк

6 Наличие условий для физического развития детей физкультурный зал нет

ФОК нет

тренажерный зал нет

плавательный бассейн да

спортивно-игровое оборудование обеспеченность менее 100 %

7 Наличие душевых кабин при физкультурном зале нет

8 Наличие процедурного кабинета нет

Окончание табл. 1

№ п/п Блок № 1. Сведения о школьных помещениях Ответ

9 Наличие стоматологического кабинета (или стоматологических услуг) да

10 Наличие лечебно-оздоровительного комплекса кабинет массажа (или массажный стол) нет

фитобар да

оборудование для физиопроцедур да

11 Наличие благоустроенных санузлов и гигиенических комнат частично

12 Наличие кабинета релаксации зимний сад да

комната психологической разгрузки да

Блок № 2. Техническое состояние и безопасность здания ОУ Ответ

1 Состояние тепло-, водо-, электрообеспечения не дают сбоев в работе

2 Наличие системы видеонаблюдения да

3 Наличие средств пожаротушения да

4 Наличие системы АПС да

5 Режим охраны и допусков специальная охрана нет

тревожная кнопка да

турникет нет

6 Наличие в кабинетах укомплектованных аптечек нет

7 Наличие в кабинетах средств индивидуальной защиты в условиях чрезвычайной ситуации да

8 Питьевой режим емкость с кипяченой водой нет

питьевой фонтанчик да

установки для очистки воды да

Общая сумма баллов 35

Коэффициент 60,3 %

Таблица 2 Организация здоровьесберегающей деятельности

№ п/п Блок № 1 Ответ

1 Режим работы школы 1 смена

2 Количество детей, посещающих группы продленного дня 10—15 %

3 Наличие специальных (коррекционных) классов да

4 Наличие режима проветривания помещений да

5 Наличие занятий по культуре здоровья да

6 Количество уроков ФВ в каждом классе в течение учебного года 60—70 ч

7 Наличие занятий ЛФК да

8 Наличие дополнительных занятий по ОФП нет

Окончание табл. 2

№ п/п Блок № 1 Ответ

9 Наличие в расписании динамических перемен, в том числе на свежем воздухе нет

10 Наличие в системе работы ОУ ежемесячных дней здоровья да

11 Количество кружков и секций спортивно-оздоровительной направленности менее 3 секций

12 Наличие специально оборудованного помещения для столовой нет

13 Наличие буфета да

14 Наличие условий для приготовления горячей пищи в школьной столовой нет

15 Наличие «Витаминного стола» нет

16 Наличие в рационе питания продуктов, выращенных в подсобном хозяйстве да

Общая сумма баллов: 19

Коэффициент 57,6 %

Таблица 3 Ресурсное обеспечение здоровьесберегающей деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ п/п Блок № 1 Ответ

1 Наличие образовательных программ по культуре здоровья да

2 Наличие УМК по культуре здоровья для учащихся да

3 Наличие программ для бесед с родителями по проблемам здоровья нет

4 Наличие программ дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности да

5 Наличие в образовательном процессе интерактивных форм и методов обучения нет

6 Наличие электронных программ для обучения ЗОЖ да

7 Наличие социальных партнеров по здоровьесберегающей деятельности да

Блок № 2 Ответ

1 Наличие преподавателей ФК, имеющих специальное образование нет

2 Наличие педагогов, прошедших курсы ПК по теме «<Здоровьесберегающие технологии» да

3 Наличие в штате ОУ квалифицированного психолога да

4 Наличие в штате ОУ квалифицированного логопеда да

5 Наличие в штате ОУ квалифицированного специалиста, координирующего здоровье-сберегающую деятельность нет

Общая сумма баллов 14

К оэффициент 63,6 %

Таблица 4

Состояние здоровья субъектов образовательного процесса

Статистические данные Учебный год

2005/2006 2007/2008 2008/2009

Общее количество учащихся (реальная наполняемость ОУ на 1 сентября) 564 546 565

Проектная мощность ОУ 570 570 570

Коэффициент наполняемости ОУ 98,9 % 95,8 % 99,1 %

Из них (по состоянию на 1 сентября) здоровые (I группа здоровья) 345 444 399

имеющие функциональные отклонения (II группа здоровья) 104 99 101

имеющие хронические заболевания (III—V группы здоровья) 115 3 65

обучающиеся по специальным (коррекционным) программам в классах возрастной нормы 24 25 18

проходящее индивидуальное обучение на дому 1 1 1

Количество случаев инфекционных заболеваний в течение учебного года 3 2 3

Количество обучающихся, не болевших в течение учебного года 115 97 95

Среднее число учебных дней, пропущенных по болезни (в расчете на 1 ученика в месяц) 5 6 7

Среднее число учебных дней, пропущенных по болезни (в расчете на 1 учителя в год) 7 11 9

Имеют медицинскую группу для занятий ФК (по состоянию на 1 сентября) основная 345 345 501

подготовительная 125 120 25

специальная А 71 57 17

специальная Б 23 24 22

Имеют вредные привычки табакокурение 15 12 17

употребление алкоголя 17 14 7

употребление наркотиков 0 1 1

Количество случаев травматизма в ОУ во время перемены 0 1 2

в ОУ во время занятий 3 1 2

на спортивных соревнованиях 8 6 9

вне ОУ 4 2 3

Количество обучающихся, получающих горячее питание 456 345 545

80,9 % 63,2 % 96,5 %

Количество занятых в спортивных кружках, секциях, клубах 80 85 100

Количество участников спортивных соревнований 5 10 8

И того (общая сумма баллов по всем объектам исследования) 68

Коэффициент эффективности 3 СД 60,2 %

На диаграмме 1 (см. с. 60) представлены результаты обработки данных таблиц 1—3, усредненные по всем школам региона. Как следует из диаграммы, в регионе в среднем низкиИ (ниже 50 %) уровень ресурсного обеспечения и условиИ организации ЗСД.

На диаграмме 2 (см. с. 61) представлено соотношение уровня ЗСД (среднего

по объектам 1—3) и уровня здоровья де-теИ (объект 4) в каждом раИоне области.

Достоинства полученноИ управленче-скоИ информации:

3 объективность (основана на данных строгоИ статистическоИ отчетности);

3 полнота (источники перекрывают поле получения результатов или корректно его отображают);

Важнейшим результатом мониторинга явилась возможность сопоставить показатели ЗСД образовательного учреждения на уровне района и области, определить рейтинговую оценку школ районном и региональном уровнях.

3 достаточность (есть основание для принятия решения);

3 оперативность (своевременна);

3 доступность (представлена в форме, позволяющей видеть проблемы, требующие решения).

В результате руководитель ОУ имеет возможность, во-первых, проверить соответствие всех компонентов ЗСД норме, во-вторых, — определить коэффициент этой деятельности в своей школе. Если данный коэффициент оказывается существенно ниже 50 %, это означает, что необходимо управленческое решение о принятии срочных мер по улучшению оснащения школы, ее кадрового состава и т. д.

В 2007/08 учебном году оценочная анкета была направлена в каждое общеобразовательное учреждение Нижнего Новгорода и области как инструмент мониторинга здоровьесберегающей деятельности. Исследование анкет, заполненных

руководителями школ, позволило, во-первых, провести анализ качественно-количественных показателей состояния здо-ровьесберегающей среды, а во-вторых, создать электронный информационный банк «Здоровьесберегающая деятельность общеобразовательных учреждений Нижегородской области»*, аналогов которого на сегодняшний день нет в других регионах.

Информационный банк «Здоровьесбе-регающая деятельность ОУ Нижегородской области» представляет собой:

3 комплексную статистическую оценку состояния и тенденций развития здоро-вьесберегающей среды региона;

3 возможность обобщения показателей, характеризующих систему здоровь-есбережения в ОУ;

3 методику расчета индикаторов качества ЗСД.

Итак, важнейшим результатом предпринятого мониторинга явилась возможность сопоставить показатели ЗСД образовательного учреждения на уровне района и области, определить рейтинговую оценку школ на уровне района и в целом по области.

Диаграмма 1

Уровень сформированности объектов исследования

Уровень, %

Условия организации ЗСД

Организация ЗСД

Ресурсное обеспечение ЗСД

* Материал банка представлен на странице информационно-аналитического отдела сайта ГОУ ДПО НИРО (www.niro.nnov.ru).

Диаграмма 2

Уровень, % 100 1

Соотношение уровня ЗСД и уровня здоровья детей

80 -

60

40

20 -

ащ о

& Я

I рС X

^ОО £

•т Ф зт цо

ОССО о оя

XX с X

я

зт Ш

я се

X о

Я I

с^ я Я о

о ®

ЗО £ О

□ —уровень здоровья детеИ □ —уровень здоровьесберегающеИ деятельности

Мониторинг ЗСД ОУ, технология которого представлена в настоящеИ статье, позволяет выявить те ключевые позиции, по которым должен выстраиваться конструктивным диалог всех субъектов сис-

темы образования, а также оценить эффективность здоровьесберегающеИ деятельности общеобразовательных учреждениИ для разработки деИственных управленческих решениИ.

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н. В. СЛЮНЯЕВА, учитель начальных классов школы № 138 Н. Новгорода

Работа посвящена описанию основных подходов к здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе начальной школы. Ключевая идея статьи — необходимость внедрять элементы оздоровительной направленности в содержание уроков, реализовывать индивидуально-личностный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.