Диаграмма 2
Уровень, % 100 1
Соотношение уровня ЗСД и уровня здоровья детей
80 -
60
40
20 -
ащ о
& Я
I рС X
^ОО £
•т Ф зт цо
ОССО о оя
XX с X
я
зт Ш
я се
X о
Я I
с^ я Я о
о ®
ЗО £ О
□ —уровень здоровья детей Щ —уровень здоровьесберегающей деятельности
Мониторинг ЗСД ОУ, технология которого представлена в настоящей статье, позволяет выявить те ключевые позиции, по которым должен выстраиваться конструктивный диалог всех субъектов сис-
темы образования, а также оценить эффективность здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений для разработки действенных управленческих решений.
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
н. в. СЛЮНЯЕВА, учитель начальных классов школы № 138 Н. Новгорода
Работа посвящена описанию основных подходов к здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе начальной школы. Ключевая идея статьи — необходимость внедрять элементы оздоровительной направленности в содержание уроков, реализовывать индивидуально-личностный
подход к учащимся и оценке их знании, отслеживать соответствие санитарно-гигиенических условиИ обучения требованиям СанПиНов, а также поддерживать благоприятную психологическую атмосферу в ходе образовательного процесса.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, элементы оздоровительной направленности, санитарно-гигиенические условия обучения, эмоциональный комфорт, физкультурная пауза, охрана здоровья, культура здоровья
Управляя учебным процессом в начальной школе, необходимо организовать оперативную и надежную двустороннюю (прямую и обратную) связь ученика и учи-
Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающих технологий предполагает объединение усилий всех представителей школы с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся. Успешность реализации здо-ровьесберегающих технологий зависит от времени их введения в учебно-образовательный процесс: необходимо использовать такие технологии уже на этапе начального обучения. По статистике, только 12—15 % первоклассников являются здоровыми. Задача учителей начальной школы — не только сохранить их здоровье, но и, по возможности, повысить число здоровых детей.
Речь пойдет о здоровьесберегающих технологиях как совокупности психолого-педагогических приемов и методов, направленных на формирование у школьников культуры здоровья, представлений о здоровье как ценности, стремления к здоровому образу жизни. Мы используем в учебном процессе разнообразные по содержанию здоровьесберегающие технологии, способствующие повышению интереса к урокам, активному и прочному восприятию детьми учебного материала. Начав работать в сфере здоровье-сберегающей педагогики, мы поставили перед собой несколько задач. Рассмотрим их подробнее.
3 Включение как в организацию, так и в содержание урока элементов оздоровительной направленности. В течение нескольких лет мы работаем по интегрированной программе «Уроки здоровья», автором которой является О. С. Глады-
шева, заведующая лабораторией проблем здоровья в образовании ГОУ ДПО НИРО, позволяющей сформировать у учащихся представления о том, какое место занимает человек в мире, о его единстве с этим миром, об охране здоровья. На уроках математики, русского языка и литературного чтения мы используем множество текстов оздоровительной направленности, в содержательную часть урока обязательно включаем вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
3 Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов. Необходимо содержать класс в чистоте, контролировать его проветривание: частичное — на переменах, сквозное — до и после занятий; соблюдать оптимальный световой и воздушно-тепловой режим в кабинетах. Расписание уроков должно предусматривать динамическую паузу после второго или третьего урока. Ее основная цель — обеспечить необходимую двигательную активность школьников на свежем воздухе.
3 Организация оперативной и надежной прямой и обратной связи в управлении учебным процессом: психологическое воздействие на школьника, передача информации от учителя к ученику, умение стимулировать мотивацию учащихся — они должны знать о своих достижениях, верить в свои силы, развивать адекватную самооценку.
3 Обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности предполагает сочетание новизны и привычного, изложение правил игры и др.; использование всего многообразия приемов мотивации деятельности ученика — как внеш-
ней (оценка, похвала учителя, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление больше узнать, поделиться знаниями, радость от достижения цели). Так, на уроках русского языка для привлечения внимания детей и активизации их деятельности можно использовать, например, упражнения в отчетливом чтении правил, словарных слов, четверостиший с орфограммами, пословиц, поговорок — все это требует энергичной работы речевого аппарата.
Прекрасным отдыхом является хоровое чтение, оживляющее утомленное внимание детей. Важно приучать школьников во время такого чтения держать корпус выпрямленным, голову слегка приподнятой, что даст им возможность правильно дышать, а учителю — видеть и слышать всех и каждого. На уроках математики хорошей разрядкой является инсценирование простых задач, заданий геометрического характера.
3 Формирование и сохранение оптимального стиля взаимоотношений с учениками, основанных на искреннем уважении, доверии, сотрудничестве, обеспечение ученику эмоционального комфорта и психологической безопасности.
3 Создание учителем позитивного настроя на урок. Этому способствуют прослушивание в начале занятия музыкального произведения и рассматривание картины, непосредственно связанных с темой урока; обоснование актуальности и важности ее изучения, объяснение связи темы урока с жизнью; улыбка и пожелание успехов.
Педагогу необходимо держать в поле зрения всех учеников, чтобы оценить степень понимания ими объясняемого материала, увидеть реакцию на свои слова, заметить утомляемость некоторых учащихся. Поняв, что дети устали, учитель дает им одну-две минуты отдыха, предлагая вопросы-загадки, головоломки и т. д., переключающие внимание школьников.
3 Учет индивидуальных особенностей школьников, разработка приемов взаимодействия с учащимися разных типов. Обратим внимание на трудности выполнения гигиенических требований при обучении письму леворуких детей. Мы знакомим ребят с правилами, которые они должны соблюдать во время письма: особенности посадки, наклона головы — вправо, расположение тетради на рабочем столе — с наклоном влево. Образец написания букв для таких ребят мы выносим на правую сторону листа тетради, стрелкой показываем начало письма и направление движения ручки.
3 Планирование переходов от одного этапа урока к другому, предусматривающее чередование труда и отдыха, смену одних форм деятельности другими. При проведении уроков русского языка следует учитывать, что младшие школьники не могут долго находиться в одном положении и заниматься весь урок только письмом. Необходимо разумно чередовать устные и письменные виды заданий, что поддержит устойчивое внимание и высокую работоспособность учеников. Во время длительного письма используется пальчиковая гимнастика для расслабления напряженных мышц руки.
3 Проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия. Минутки отдыха на уроке — наиболее эффективное средство снятия статического напряжения. Вообще, кратковременные физические упражнения в процессе любой деятельности, тем более умственной, — элемент культуры труда. Привычку к ним легче всего привить с детства, так что в организации физкультминуток на уроке имеется и воспитательный аспект. Очень важно вовремя снять излишнее психологическое и физическое напряжение — именно излишнее, за которым следуют переутомле-
Необходимо разумно чередовать устные и письменные виды задании, что поддержит устоИчивое внимание и высокую работоспособность учеников.
ние, снижение, а то и потеря работоспособности, рассеивается внимание.
Несомненно, учащиеся должны испытывать определенное напряжение в учебной деятельности: умственная и физическая нагрузка, преодоление трудностей способствуют развитию. Известно, что отсутствие всяких затруднений снижает интерес к деятельности, поэтому определенная усталость детей на уроках вполне оправдана. Главное — предусмотреть меру умственных и физических усилий ребенка, не приводящих к расстройствам психического здоровья. В 1-м классе необходимо проводить физкультминутки с периодичностью в 10—15 минут, не дожидаясь, что усталость и напряженность детей станут явными, ведь целью отдыха является предупреждение переутомления, а не борьба с ним.
3 Постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учетом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, выполнение во время физкультминуток упражнений для снятия зрительного напряжения, например, по схеме зрительно-двигательных траекторий, разработанной доктором медицинских наук В. Ф. Базарным. Эти упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем и выполняются стоя.
3 Соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся и систематический контроль за осанкой на занятиях.
На уроках русского языка, математики и литературного чтения справа от доски мы ставим парту, за которой в течение урока один из учеников демонстрирует, как правильно сидеть во время письма и чтения, держать ручку, располагать тетрадь и учебник. Этот ученик сам может организовать физкультурную паузу. Место за партой все школьники занимают по желанию.
3 Соблюдение норм домашних заданий, предусмотренных СанПиНами.
Оценка на уроке играет важную педагогическую функцию: она является регулятором учения, позволяющим судить о качестве усвоения учебного материала.
3 Обоснованность, в аспекте сохранения здоровья учащихся, применяемых учителем психолого-педагогических приемов и методов. Педагог должен стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них приемов проработки учебного материала, способствующих их саморазвитию.
3 Реализация индивидуально-личностного подхода к оценке знаний: выбор адекватной для детей сложности заданий, умение показать успешность ученика. В каждом школьнике нужно увидеть то, что он делает лучше других. Оценка на уроке играет важную педагогическую функцию: она является регулятором учения. Проверка и оценка в любой момент дают возможность судить о качестве усвоения учебного материала, выполнении программы.
По итогам проверки знаний в работу вносятся коррективы: оценивается преимущество одних методических приемов и отвергаются другие. Глубоко проанализировав программный материал, мы понимаем, какие содержание, понятия, правила усваиваются с трудом, что дается легче.
3 Целенаправленная деятельность по охране здоровья во внеурочное время. Огромная работа по пропаганде здорового образа жизни ведется с родителями: на тематические родительские собрания приглашаются школьные врачи и психолог, врачи-специалисты из центра родительской культуры «Исток»; в свободное время совместно с родителями и детьми организуются спортивные мероприятия под девизом «За здоровый образ жизни». В воспитательном плане важны классные часы, конкурсы рисунков и беседы на тему охраны и сбережения здоровья, посещение катка вместе с детьми, занятия плаванием. В группе продленного дня организована планомерная работа с тетрадью «Разговор о правильном питании», разработанной Институтом возрастной физиологии РАО, которая помогает формировать у детей основы культуры питания.
В заключение обратим внимание на то, что здоровье наших детей неблагополучно, поэтому педагогам необходимо четко, целенаправленно и грамотно трудиться, используя здоровьесберегающие технологии в обучении школьников. Чем
раньше учитель проявит заботу о здоровье своих учеников, тем плодотворнее будет его работа. Обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них культуру здоровья, мы закладываем фундамент благополучия будущих поколений.
ОПЫТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ № 97 НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Н. В. САЧКОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 97 Н. Новгорода
Статья содержит описание основных мероприятий, осуществляемых МОУ СОШ № 97 Ленинского района Нижнего Новгорода в соответствии со здоровьесберегающей образовательной политикой как одним из основных направлений деятельности школы в условиях модернизации образования.
С. В. МОРДВИНОВА, руководитель программы «Здоровье»
Т. В. РЕГАЛОВА, директор школы № 97 Н. Новгорода
С. Г. СИДОРОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 97 Н. Новгорода