Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ: ОЦЕНИВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ: ОЦЕНИВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (ЗОЖ) / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ЗОЖ / THE AKSYOLOGICAL APPROACH / VALUABLE ORIENTATIONS / THE HEALTH / A HEALTHY WAY OF LIFE PRESCHOOL CHILDREN / THE CRITERIA OF EVALUATION THE FORMING OF VALUABLE ORIENTATIONS ON THE HEALTHY WAY OF LIVING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладышева О. С., Николина В. В., Абросимова И. Ю.

В статье рассмотрен аксиологический подход как методологическая основа формирования здорового образа жизни младших школьников. Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» представлены с позиции теории ценностей и ценностных ориентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гладышева О. С., Николина В. В., Абросимова И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of culture of pupils’health at the primary step of education: the efficiency of estimation1NIRO

The authors of the article describe the aksyological approach as a methodological basis of forming the healthy way of life of preschool children. The conceptions of a «health» and «a healthy way of life» are presented from a point of view of the theory of values and valuable orientations.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ: ОЦЕНИВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ»

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ: ОЦЕНИВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

О. С. ГЛАДЫШЕВА, доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой здоровьесбережения в образовании НИРО !аЬгб ©yandex.ru

В. В. НИКОЛИНА, доктор педагогических наук, профессор, проректор по социально-образовательной деятельности и сетевому сотрудничеству НГПУ им. К. Минина п ¡ко!1па_ тШпипмвг. ги

И. Ю. АБРОСИМОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры здоровьесбережения в образовании НИРО кИтаэЬ 1 @ yandex.ru

В статье рассмотрен аксиологический подход как методологическая основа формирования здорового образа жизни младших школьников. Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» представлены с позиции теории ценностей и ценностных ориентаций.

The authors of the article describe the aksyological approach as a methodological basis of forming the healthy way of life of preschool children. The conceptions of a «health» and «a healthy way of life» are presented from a point of view of the theory of values and valuable orientations.

Ключевые слова: аксиологический подход, ценностные ориентации, здоровье, здоровый образ жизни (ЗОЖ), младшие школьники, критерии оценивания формирования ценностных ориентаций на ЗОЖ

Key words: the aksyological approach, valuable orientations, the health, a healthy way of life preschool children, the criteria of evaluation the forming of valuable orientations on the healthy way of living

Процесс образования в качестве института социализации выполняет функцию передачи культурных и интеллектуальных ценностей от одного поколения к другому. В периоды социально-

экономических преобразований, в условиях трансформации общественных идеалов, возникновения и обострения ряда социальных проблем исследование формирования новых ценностей и моделей поведе-

ния представляется особенно актуальным. Усиление внимания философов, психологов, педагогов к проблеме ценностей вызвано значимостью понятия «ценности» при анализе структуры человеческой деятельности. Последняя, как правило, определяется ценностными ориентирами, используемыми при постановке цели, определении программ действий, принятии решений, оценке окружающих предметов и явлений.

Понятие «здоровье» сложно и многогранно, включает в себя как чисто медицинские и социальные аспекты, так и эмоционально-психологические и духовные составляющие. Однако, возводя его в ранг общечеловеческих ценностей, мы можем уверенно опираться на методологию аксиологического подхода, который достаточно основательно разработан в современной российской педагогической науке. Исходя из самоценности человеческой жизни, одной из главных в его личной иерархии ценностей должны стоять здоровье и мотивация к здоровому образу жизни. Применение аксиологического подхода в современной системе образования и построение на его основе образовательных программ могут в значительной мере способствовать становлению необходимых для жизни социально-ценностных, мировоззренческих и нравственных качеств подрастающего человека.

В аксиологическом подходе и после рассмотрения логики построения ценностей и ценностных ориентаций мы основываемся и рассматриваем здоровье как универсальную человеческую ценность — цель и ее соотношение с основными ценностными ориентациями личности. При этом она должна занимать определенное место в иерархии ценностей личности. Здоровый образ жизни является одним из ведущих факторов здоровья, определяющего деятельностную со-

Применение аксиологического подхода в современной системе образования и построение на его основе образовательных программ могут в значительной мере способствовать становлению необходимых для жизни социально-ценностных, мировоззренческих и нравственных качеств подрастающего человека.

ставляющую здоровья человека, и, согласно классификации В. А. Ядова, мы относим его к инструментальным ценностям, или ценностям-средствам.

Уточним еще раз аксиологические понятия, на которые мы опираемся в построении педагогической модели. Здоровье как ценность — это представление о том, что здоровье важно для человека, класса, группы, общества в целом; их убеждения и предпочтения, выраженные в поведении и деятельности, направленные на ведение здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это комплекс способов и средств повседневной жизнедеятельности, форм общения и безопасного поведения, благодаря которым осуществляются сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья.

Ценностные ориентации на здоровый образ жизни — это важный компонент структуры личности человека, который в целом отражает направленность личности на достижение ценности «здоровье» и проявляется в деятельности и поведении, направленном на сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья.

Процесс формирования ценностных ориентаций достаточно длительный и заключается в непрерывной и системной учебно-воспитательной работе. Анализ мнений разных ученых показал, что процесс формирования ценностных ориента-ций может быть организован в следующей последовательности: знания — отношение — поведение (классификация В. А. Ядова). Согласно этим взглядам, ценностные ориентации — структура многокомплексная. Она включает в себя эмоциональный (характеризующийся наличием определенного отношения личности к ценностям), когнитивный (отражающий социальный опыт личности) и поведенческий (содержащий планы действий относительно конкретной ситуации и сами действия) компоненты.

Согласно представлениям одного из авторов этой статьи — В. В. Николиной, процесс формирования ценностных ориен-

таций соотносится с этапами усвоения содержания учебного материала соответствующих образовательных программ (восприятие, означивание, оценивание, выбор ценностей, присвоение). На первом — перцептивном — этапе происходят непосредственное или опосредованное восприятие объектов, процессов и формирование на их основе представлений. На втором этапе — этапе означивания — осуществляется процесс понимания и осмысления знаний, способов действий, а также осуществляется соотнесение новых представлений, понятий, ценностей с системой ранее усвоенного. Под третьим — оценочным — этапом понимается процесс осмысления и обобщения знаний в виде оценочных суждений как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Четвертый этап — выбор ценностей — означает акт принятия решений среди возможных альтернатив ценностей. Здесь автор предполагает обязательное включение учащихся в систему противоречий. Заключительным этапом формирования ценностных ориентаций является «присвоение» субъектом (учащимся) ценности, при котором она становится личностным смыслом, регулятором образа жизни.

Для решения проблемы по формированию ценностных ориентаций на здоровый образ жизни младших школьников нами была спроектирована и реализована в условиях реального эксперимента педагогическая модель, включающая в себя целевой, содержательный, процессуальный, технологический, организационно-педагогический и результативный компоненты. Основные идеи модели педагогической системы, направленной на формирование ценностных ориентаций у учащихся начальных классов, следующие:

3 здоровье — неотъемлемая ценность человеческого бытия и важный показатель благополучия человека;

3 каждый человек ответственен за сохранение своего здоровья;

3 здоровье объединяет в себе биологические, психологические, социальные и духовные составляющие человека.

Содержательный компонент модели определяется приобретением знаний, умений, навыков, в том числе коммуникативных, через разработанные нами авторскую программу и учебно-методический комплекс «Уроки здоровья и ОБЖ — 1 — 4». Они реализованы в рамках интегрированных уроков, классных часов, кружков, а также через внеклассную деятельность, во время которой создаются газеты о здоровьесберегающей деятельности, выставки и фоторепортажи школьников. Также предусматриваются ведение дневника собственного здоровья или создание портфолио ученика в виде специального дневника (совместно с учителем и родителями), совместные праздники Здоровья, Неболейки, Мойдодыра при активном участии в их подготовке родителей.

Процессуальный компонент модели обусловлен и задается этапами формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни младших школьников: потребностно-мотивационным, когнитивным, оценочно-ценностным, деятельностно-пове-денческим, которые определяют разную степень сформированности ценностной ориентации. Потребностно-мотивационный этап соотносится с чувственным восприятием, эмоциональным переживанием и формированием на основе этого представлений о ЗОЖ. Когнитивный этап связан с пониманием важности, значимости сохранения здорового образа жизни; оценочно-ценностный — с процессом принятия и выбора решений в пользу сохранения здоровья. Деятельностно-поведенческий этап осуществляется в ежедневной практической деятельности, направленной на сохранение здоровья и реализацию здорового образа жизни, который проявляется в повседневной жизнедеятельности, в формах общения и безопасного поведения.

Технологический компонент модели предусматривает использование интерак-

Процессуальный компонент модели обусловлен и задается этапами формирования ценностных ори-ентаций на здоровый образ жизни младших школьников, которые определяют разную степень сфор-мированности ценностной ориентации.

тивных педагогических технологии, основанных на активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, технологии проектноИ деятельности), на эффективности управления и организации учебного процесса (коллективный способ обучения) и личностно ориентированных технологии (таких как технология «Чтение и письмо через развитие критического мышления») и на формах обучения и средств воздействия на учеников для формирования ценностных ориентации на ЗОЖ.

Организационно-педагогический компонент модели раскрывает основные формы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов. Он включает в себя подготовку педагогов к проведению этоИ деятельности, поскольку формирование ценностных ориентации на здоровыИ образ жизни у учащихся возможно только через процесс осуществления этих ценностных ориентациИ у педагогов. Предусматривается, что через них идут активная работа с родителями и их включение в деятельность по проблеме сохранения и укрепления здоровья ребенка.

Апробация созданной педагогической модели проходила на базе различных видов и типов образовательных учреждении Нижнего Новгорода и области, что позволило в дальнейшем рассматривать полученные нами результаты как типичные. В ходе проведения эксперимента значительное внимание было уделено принципам оценивания эффективности разрабо-танноИ модели. При отслеживании этих показателей были выбраны следующие критерии формирования ценностных ориентациИ на ЗОЖ младших школьников:

3 потребностно-мотивационныИ;

3 когнитивныИ;

3 оценочно-ценностныИ;

3 деятельностно-поведенческиИ.

Потребностно-мотивационный критерий демонстрирует и оценивает общиИ настроИ, эмоциональное самочувствие и активность школьников во время их занятиИ по программе «Уроки здоровья и ОБЖ», проявление у них интереса к этим занятиям и желание получать знания и навыки по ЗОЖ. Этот критериальныИ показатель на высоком уровне обнаружили учащиеся 1-го класса —77,1 %, 2-го —76,2 % и 3-го — 88,5 %.

Диаграмма 1

Интерес учащихся к занятиям и мероприятиям, связанным с изучением программы «Уроки здоровья и ОБЖ», направленной на формирование ценностных ориентаций на ЗОЖ в начальной школе

о/

100 80 60 40 20 0

88,5

77,1

76,2

20

2,9

23,8

□ Высокий

□ Средний

□ Низкий

11,5

Классы

1-И

2-И

3-И

Когнитивный критерий формирования ценностных ориентациИ младших школьников на ЗОЖ отражает число учащихся, усвоивших и понимающих в программе

предметные знания о нем. После первого года обучения этот уровень составил 70,8 %, после второго — 84,4 % и третьего —89,7 %.

Оценочно-ценностный критерий определяется выстраиванием у учащихся собственной иерархии ценностей и ценностных ориентаций, где в идеале здоровье как терминальная ценность, а ЗОЖ как инструментальная ценность занимают лидирующие позиции. Для этого критерия

была также отмечена позитивная динамика (от 69,9 % после первого года обучения, 74,5 % — после второго и до 89 % — после третьего), которая определялась выстраиванием рейтинга личных ценностей, где здоровье и ЗОЖ учащихся начальной школы заняли лидирующее место.

Диаграмма 2

о/

Рейтинговое распределение системы ценностей учащихся 3-го класса при итоговом анкетировании

100 80 60 40 20 0

82,5

60,3

11,7

□ 1-е место

■ 2-е место

□ 3-е место

□ 4-е место

■ 5-е место

Ценности

Быть здоровым

Жить Иметь Быть Иметь

в счастливой много друзей красивым много денег семье

Важным результатом формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни является понимание школьниками того, какая собственная деятельность и поведение будут способствовать их здоровью. Именно на этом этапе оказалось возможным определить показатели сформированности инструментальных ценностей. Сравнивая данные показатели в разные годы обучения, можно увидеть, что в итоге важными ценностями-средствами для сохранения собственного здоровья являются следование правилам здорового образа жизни (89,2 % — ученики, окончившие 1-й класс, 90 % — 2-й и 95,8 % — 3-й), хорошие природные условия (75 % — школьники, окончившие 1-й класс, 79,2 % — 2-й и 83,3 % — 3-й), регулярные занятия спортом (70,8 % — 1-й класс, 77,8 % —2-й и 84,6 % —3-й) и знания о том, как заботиться о своем

здоровье (67,2 % — учащиеся 1-го класса, 69,2 % —2-го и 82 % —3-го). Снижается на 22,6 % количество детей, которые считают, что самыми важными условиями для сохранения здоровья является возможность лечиться у хорошего врача, на 22 % — наличие денег, но при этом увеличивается на 11 % число учеников, утверждающих, что для здоровья необходим хороший отдых.

Эти результаты свидетельствуют о том, что младшие школьники стали отчетливо понимать, что только врач или наличие денег вряд ли помогут им сохранить здоровье. При этом большинство школьников убеждено в том, что только они сами могут позаботиться о своем здоровье, если будут заниматься спортом, выполнять правила здорового образа жизни, а также правильно питаться и чередовать труд и отдых.

Диаграмма 3

Результаты инструментальных ценностей младших школьников, направленных на ЗОЖ

□ 1-й класс

□ 2-й класс

□ з-й класс

Ценности

Выполнение Хорошие Знания Регулярные Хороший Наличие Хороший

правил природные о том, как занятия врач денег отдых

ЗОЖ условия заботиться спортом о здоровье

Деятельностно-поведенческий критерий демонстрирует применение учащимися полученных знаний в своей реальной жизни, а также характеризуется прочностью присвоения ценностных ориентаций на ЗОЖ. Анализируя результаты специального опроса, в ходе которого ученики решали различные ситуационные задачи, учитывая мнение родителей и учителей, было установлено, что на практике полученные знания использовали 33,2 % учащихся после первого года обучения, 51 % — после второго и 73 % — после третьего.

Также эти результаты свидетельствуют о высокой степени присвоенности знаний школьниками по вопросам здоровья, ЗОЖ и о реальном их использовании в

ЛИТЕРАТУРА _

своей жизни. Это говорит о том, что разработанная и реализованная нами в процессе обучения детей педагогическая модель показала хорошие результаты и способствовала формированию ценностных ориентаций на здоровый образ жизни младших школьников, которые осуществляются в их практической деятельности, направленной на ЗОЖ.

Таким образом, опираясь в концептуальном и практическом смыслах на основы аксиологического подхода, нам удалось создать учебный комплекс «Уроки здоровья и ОБЖ», ориентированный на младшего школьника, и получить хорошие результаты в ходе его практической реализации.

1. Гладышева, О. С. Программа «Уроки здоровья и ОБЖ» / О. С. Гладышева. — Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 1998. — 17 с.

2. Гладышева, О. С. Уроки здоровья и ОБЖ — 1—3 класс : методические рекомендации для учителя / О. С. Гладышева, И. Ю. Абросимова. — Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 2003.

3. Николина, В. В. Аксиологический подход к личности как методологический принцип исследования проблем воспитания будущего педагога: идеи, ценности, ориентации : учеб. пособие / В. В. Николина ; под ред. В. В. Николиной, Л. В. Загрековой, В. А. Фортунатовой. — Н. Новгород : Изд-во НГПУ, 2001. — С. 61—89.

4. Николина, В. В. Экология и культура: воспитание у учащихся ценностей экологической культуры в городской среде : учеб. пособие / В. В. Николина, Г. П. Шалфицкая. — Н. Новгород : Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2002. — 72 с.

5. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. зав. / В. А Сластенин, Г. И Чижакова. — М. : Академия, 2003. — 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.