ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
АКСИОЛОГО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫИ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
© 2007 г. О.С. Гладышева 1 2, Е.В. Алексеева 2, И.Ю. Абросимова 2
1 Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского 2 Нижегородский институт развития образования
klimash1 @уа^ех.т
Пиступила в редакцию 7.09.2007
Рассматриваются базовые методологические подходы для создания учебных материалов для детей, подростков и молодежи, направленных на формирование у них культуры здоровья. Такое обучение строится на использовании здоровья как личной ценностной категории и определяется деятельност-
ным содержанием.
Актуальность решаемой проблемы очевидна и определяется удручающей статистикой о состоянии здоровья школьников, их вовлеченностью в асоциальное поведение и так называемые вредные привычки. Организация обучения детей и молодежи с целью формирования у них потребности вести здоровый образ жизни может заметно снизить поведенческие риски в ходе процесса социализации. Поэтому важно понимать, как теоретически и практически организовать такой обучающий процесс, который бы определял положительный вектор в естественном ходе социализации взрослеющего человека. Работая в течение значительного времени над решением этой проблемы, мы провели теоретическое исследование процесса социализации с различных позиций, и прежде всего с точки зрения компетентностного подхода. Формирование компетентностных характеристик и осуществление компетентностного подхода в вопросах обучения тесно связано с социализацией личности. Именно компетенции определяют задачи и направления в социализации. Нами предложено использовать его как один из подходов в образовании по вопросам здорового образа жизни в современной школе. Ключевые компетенции вводятся как конкретизированные цели образования [1, 2]. В процессе социального взаимодействия человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности [3-7]. Процесс социализации неразрывно связан с общением, совмест-
ной деятельностью людей [4, 8]. Проведенный ретроспективный анализ разных точек зрения на социализацию личности [4], на основе которого сделано заключение о нашем представлении данного понятия, позволил нам рассматривать социализацию как вхождение человека в общество, осознание им существующего социального опыта и преобразование его в собственные ценности через проявление уникальности своей личности. Нам важно было соединить эти два процесса: социализацию и формирование компетентности - в один, что позволяет усиливать «амплитуду вектора» результативности в вопросе формирования мотиваций учащихся на здоровый образ жизни. На основе рассмотрения понятий компетентности и социализации личности нами сделан переход к рассмотрению здоровья как категориальной ценности и определена социальная значимость этого понятия. Конечно, понятие «здоровье» сложно и многогранно. Однако, возводя его в ранг общечеловеческих ценностей, мы можем уверенно опираться на методологию аксиологического подхода, который достаточно основательно разработан в современной российской педагогической науке [1, 6, 9, 10]. Мы полагаем, что признание самоценности человеческой жизни ведет к тому, что главными в личной иерархии ценностей должны стоять здоровье и мотивация к здоровому образу жизни. Применение аксиологического подхода в современной системе образования может в значительной мере способствовать становлению необходимых для
жизни социально-ценностных, мировоззренческих и нравственных качеств человека [6, 9-12].
Таким образом, и аксиологический, и компе-тентностный подходы, по нашим представлениям, должны интегрироваться для методологического обеспечения эффективной образовательной стратегии в создании образовательных программ и учебно-методического комплекса для обучения учащихся основам здорового образа жизни. По нашим убеждениям, формирование социальной компетентности в вопросах здоровья невозможно, если оно не рассматривается как одна из ключевых жизненных ценностей, в пользу которой можно делать выбор поведенческой стратегии социализирующейся личности.
Такой методологический фундамент был заложен в основании наших программ и учебнометодического комплекса для учащихся, начиная с начальной и заканчивая старшей ступенью обучения [12-14]. Мы надеемся, что со временем произойдет формирование особой предметной области, которую условно можно будет обозначить «Человек», а пока наши программы способны интегрироваться в урочное пространство таких курсов, как ОБЖ и предметы естественного цикла, и во внеурочную систему работы образовательного учреждения. Главным в таком подходе, на наш взгляд, является то, что такие интегрированные курсы позволяют без увеличения учебной нагрузки средствами одного предмета решать как задачи профилактического образования в области безопасного поведения школьников, знакомства их с основами здорового образа жизни, формирования у них устойчивых моделей соответствующего поведения, так и задачи воспитания мировоззренческо-ценностных ориентиров их поведения в природной и социальной среде.
Структура содержания программ и учебных курсов ориентирована на интегральные представления в мироощущениях школьников. Главная авторская содержательная идея базируется на так называемых «основных свойствах живого», позволяющих выстроить принципы и правила здоровья и здорового образа жизни, безопасного поведения в природной и социальной среде. Содержание уроков не разрывает биологического, психического, социального и духовно-нравственного в человеке, решая как чисто образовательные, так и воспитательные задачи. Интеграция в одном курсе основных направлений трех предметов («Уроки здоровья», ОБЖ и естественные дисциплины) позволяет также сформировать у учащихся представления не только о единой картине окружающего мира, но и о своем месте в нем, единстве с ним, о нормах
безопасного поведения, о здоровье и здоровом образе жизни.
Новым в этом курсе является также то, что он ориентирует учителя на отказ от широкого использования в построении уроков парадигмы «запугивания» или «устрашения» как совершенно неэффективной для школьников и широко используемой в других учебных программах этого направления. С этой целью уже разработанные методические рекомендации ориентируют учителя на использование на уроках этого курса только деятельностного подхода. Именно это и позволяет реализовать новую образовательную парадигму через накопление учениками «эмпирического опыта» в вопросах здоровья и безопасности жизни и помогает учителю выстроить уроки на основе интерактивных форм обучения. Широкое использование игровых и проблемных ситуаций, элементов тренинговой формы, «мозгового штурма», различных видов групповой работы позволяет каждому ученику приобрести собственный положительный конструктивный опыт в решении пока «модельных» ситуаций и проблем, который в дальнейшем понадобится ему в реальной жизни. В этом контексте стремление к здоровью у ребенка становится естественной потребностью жизни, а не результатом следования целому ряду «запретов». Одновременно с реализацией главной цели данного курса, обозначаемой как формирование у учащихся понимания своего здоровья как гармонии своего внутреннего мира, его био-, социо-, духовно-нравственных начал с миром внешним: природной и социальной средой - через получение практических навыков такого взаимодействия, возможно ставить и решать задачи развития мыслительных и коммуникативных навыков, которые необходимы для успешного обучения другим школьным предметам. Использование подобного методического арсенала для проведения уроков также отличает данный курс от всех известных программ этого направления и позволяет достигать тех целей, стремление к которым закладывается аксиолого-компетентностным подходом. Эффективность их достижения оценивается с помощью специальных мониторинговых исследований. Для этой цели были также разработаны специальные диагностические материалы и критериальные показатели.
Масштабный педагогический эксперимент, в ходе которого были апробированы эти программы и учебно-методические комплексы, подтвердил правильность выбранной нами методологической стратегии и способов ее реализации. В настоящее время эти программы и
учебно-методические комплексы очень активно используются в образовательном пространстве г. Нижнего Новгорода и области и в других регионах России.
После обучения учащихся различных возрастных ступеней нами с помощью анкетирования было проведено оценивание рейтингового распределения определенных личных ценностей, а также интереса учащихся к получению знаний о здоровье, их мнений о том, какие собственные действия помогут его сохранить и, одновременно, как эти действия осуществляются ими на практике. Результаты опроса младших школьников после первого года обучения курсу «Уроки здоровья и ОБЖ» показали, что только незначительное число детей (около 5%) не проявляет должного внимания к этим занятиям, а 70% из всех опрошенных помещают здоровье на первое место в иерархии своих личных ценностей. Среди условий, способствующих сохранению здоровья, ученики уверенно ставят на первые места следующие: «выполнение правил здорового образа жизни», «хорошие природные условия», «знания о том, как правильно заботиться о своем здоровье» и «регулярные занятия спортом». Рейтинг этих ответов колеблется от 88 до 72%. Однако при ответах учеников и их родителей на вопросы, какие правила здорового образа жизни дети регулярно соблюдают, наблюдается иная картина. Почти 100% опрошенных школьников соблюдают режим 3-разового питания, 91% - спят не менее 8ми часов, 81% - регулярно гуляют. Однако утренней зарядкой регулярно занимаются лишь 7.5% учеников начальных классов, такое же количество детей делает ее несколько раз в неделю, а 43% - делают это нерегулярно. Регулярно занимаются спортом 24% школьников и изредка - 14%.
Продолжение занятий по программе в следующих классах способствует улучшению показателей опроса, результаты которого были усреднены. Данные анкетирования и тестирования школьников после 2-го и 3-го года обучения демонстрируют рост не только показателей знаний учащихся, но и их понимания полезности этих знаний для здоровья. Знание и понимание предметного материала после первого года обучения составило 70.8%, после второго года обучения - 84.4 %, а после третьего года обучения учащиеся показали еще более высокий уровень - около 89.7%. Наблюдается положительная динамика и по практическому применению полученных знаний: 63.2% учащихся после первого года обучения, 71% учащихся после второго года обучения и 81% учащихся
после третьего года обучения по программе применяют полученные знания на практике. Анализ результатов опросов по критерию «полезность полученных знаний» показал, что мнения учащихся о полезности этих знаний для здоровья колебались от 60.6% до 88% в течение всего срока обучения по курсу. Полученные данные отчетливо указывают на необходимость соблюдения преемственности и непрерывности в проведении обучения по подобным программам. Подтверждение важности следования этим основным принципам образования было получено нами при работе с более старшей категорией учащихся: учениками 5-7-х классов и старшеклассниками. Причем обучение программе начиналось в первом случае в 5-м классе, а во втором - в 8-м классе. Как показывают результаты опросов, в ходе обучения подростков и старших школьников удается добиться появления значительного интереса к проблеме своего здоровья, 78% учащихся называют здоровье среди личных ценностей, однако процент учащихся, понимающих, что сохранение личного здоровья зависит от характера поведения и своих действий в этом направлении, остается в этом случае крайне низким, т.е. знания, полученные в ходе обучения, не используются на практике. Сравнивая эти результаты с теми, которых удается добиться при системном обучении детей начальной школы, можно отметить, что важно начинать подобные занятия в более раннем возрасте и проводить их на всех этапах обучения школьников от начальной до старшей ступени. Анализ ситуации с использованием обучающих программ по формированию культуры здоровья, проведенный нами в 2005 г. на территории Нижегородской области (в опросе участвовали 926 школ), показал, что при общем достаточно высоком показателе (64.5% школ проводят такое обучение) распределение использования таких курсов в начальной школе составляет 48.9%, а в средней ступени только 7.3% и в старшей школе - 8.3%. Эти цифры указывают на недостаточное понимание руководителями школ проблемы формирования у учащихся культуры здоровья, особенно в контексте принятых к реализации национальных проектов. Эти показатели диктуют нам основные направления деятельности в ближайшей перспективе, которая должна быть связана с усилением работы и популяризацией образовательных программ по культуре здоровья для учащихся более старшего возраста, а также разработки образовательной стратегии в направлении преемственности их использования от начальной до старшей школы.
Списик литературы
1. Рыжаков М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 4. С. 20-23.
2. Клименко Н.Ю. Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы // Педагогика. 2003. № 2. С. 22-28.
3. Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогическое мышление / Под ред.
А.В. Петровского. М., 1989. С. 191-205.
4. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997. - 96 с.
5. Петровский А.В., Петровский В.А. Категориальная система психологии // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 3-17.
6. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.
7. Щепанский Я.Ю. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969. 240 с.
8. Реан А.А. Человек как субъект воспитания // Классный руководитель. 2002. № 5. С. 83-96.
9. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
10. Николина В.В. Аксиологический подход к личности как методологический принцип исследования проблем воспитания будущего педагога // Вос-
питание будущего учителя: идеи, ценности, ориентации: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Загрековой,
В.В. Николиной, В.А. Фортунатовой. Н. Новгород: Из-во НГПУ, 2001. С. 61-89.
11. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Аксиологический (ценностный) план рассмотрения воспитания и обучения // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): Коллективная монография в двух книгах. Книга первая / Под общей ред. проф. И.А. Зимней. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. С. 27-32.
12. Кульневич С.В. Личностная ориентация методологической культуры учителя // Педагогика. 1997. № 5. С. 108-115.
13. Гладышева О.С., Абросимова И.Ю. Уроки здоровья: Методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999.
14. Гладышева О.С., Алексеева Е.В. Уроки здоровья: Программа интегрированного учебного курса (Средняя ступень общеобразовательной школы - 5-7 классы). Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999. 24 с.
15. Поговорим о здоровье: Программа и методические рекомендации для проведения факультативов и классных часов для старших школьников / Под ред. О.С. Гладышевой. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006.
AXIOLOGICAL AND COMPETENCE-ORIENTED APPROACH AS A METHODOLOGY OF HEALTH-SAVING ACTIVITY IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT
O.S. Gladysheva, E. V. Alexeeva, I. Yu. Abrosimova
The article discusses basic methodological approaches employed in the development of educational materials aimed at children, teenagers and youth. These materials are used to form the culture of health in the young people. In this context, the term «health» is perceived as a personality value category and is determined by its activity-oriented content.