Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА "ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"'

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА "ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
757
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ / НАВЫК / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / STUDENTS / SKILL / HEALTHY LIFESTYLE / LIFE SAFETY BASICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимова Эвелина Энверовна

В статье представлены результаты анкетирования учащихся 10-11 классов по оценке уровня сформированности навыков здорового образа жизни. Установлено, что около половины опрашиваемых имеют низкий уровень формирования компонентов здорового образа жизни и не заинтересованы ведением и соблюдением правил здорового образа жизни. Ценность «здоровье» находится на первом месте лишь у незначительного количества испытуемых (31% опрошенных), большинство отдают предпочтение другим видам ценностей. Преподаватель предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с требованиями ФГОС, обязан создать условия, обеспечивающие успешность каждого обучающегося в изучении Раздела «Основы здорового образа жизни». По результатам исследования были предложены методические рекомендации для педагогов по формированию навыков здорового образа жизни у учащихся 10 - 11 классов на уроке «Основы безопасности жизнедеятельности» путем использования разнообразных методов педагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL JUSTIFICATION AND PRACTICAL DEVELOPMENT OF MEASURES TO DEVELOP HEALTHY LIFESTYLE SKILLS IN STUDENTS WHEN STUDYING THE SCHOOL COURSE "FUNDAMENTALS OF LIFE SAFETY"

The article presents the results of a questionnaire survey among students in grades 10-11 to assess the level of formation of healthy lifestyle skills. It was found that about half of the respondents have a low level of formation of components of a healthy lifestyle and are not interested in maintaining and observing the rules of a healthy lifestyle. The value «health» is in the first place only for a small number of subjects (31% of the respondents), the majority prefer other types of values. The teacher of the subject «Fundamentals of Life Safety» in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standards, is obliged to create conditions that ensure the success of each student in the study of the Section «Fundamentals of a healthy lifestyle». According to the results of the study, methodological recommendations were proposed for teachers on the formation of healthy lifestyle skills among students in grades 10-11 in the lesson «Fundamentals of Life Safety» by using a variety of methods of pedagogical technologies.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА "ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"»

5. Зацепина М.Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.05 / Зацепина Мария Борисовна. - М.,2005. - 363 с.

6. Созинова М.В. Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников / М.В. Созинова. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 112 с.

7. Крулехт М.В. Детский сад и семья как партнеры по взаимодействию / М.В. Крухлет // Сб. науч. тр. / Сост. НП. Митрошина и др. - СПб., 2001. - С. 23-27.

8. Новикова И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США: традиция и современность: Учеб. пособие по специализации «Культ.-просвет. работа среди детей и подростков» / И.А. Новикова. - СПб.: СПГИК, 1991. - 76 с.

9. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 256 с.

Педагогика

УДК 371; 378

кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой биологии, экологии и безопасности жизнедеятельности Ибрагимова Эвелина Энверовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА «ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Аннотация. В статье представлены результаты анкетирования учащихся 10-11 классов по оценке уровня сформированности навыков здорового образа жизни. Установлено, что около половины опрашиваемых имеют низкий уровень формирования компонентов здорового образа жизни и не заинтересованы ведением и соблюдением правил здорового образа жизни. Ценность «здоровье» находится на первом месте лишь у незначительного количества испытуемых (31% опрошенных), большинство отдают предпочтение другим видам ценностей. Преподаватель предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с требованиями ФГОС, обязан создать условия, обеспечивающие успешность каждого обучающегося в изучении Раздела «Основы здорового образа жизни». По результатам исследования были предложены методические рекомендации для педагогов по формированию навыков здорового образа жизни у учащихся 10 - 11 классов на уроке «Основы безопасности жизнедеятельности» путем использования разнообразных методов педагогических технологий.

Ключевые слова: учащиеся, навык, здоровый образ жизни, основы безопасности жизнедеятельности.

Annotation. The article presents the results of a questionnaire survey among students in grades 10-11 to assess the level of formation of healthy lifestyle skills. It was found that about half of the respondents have a low level of formation of components of a healthy lifestyle and are not interested in maintaining and observing the rules of a healthy lifestyle. The value «health» is in the first place only for a small number of subjects (31% of the respondents), the majority prefer other types of values. The teacher of the subject «Fundamentals of Life Safety» in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standards, is obliged to create conditions that ensure the success of each student in the study of the Section «Fundamentals of a healthy lifestyle». According to the results of the study, methodological recommendations were proposed for teachers on the formation of healthy lifestyle skills among students in grades 10-11 in the lesson «Fundamentals of Life Safety» by using a variety of methods of pedagogical technologies.

Keywords: students, skill, healthy lifestyle, life safety basics.

Введение. Одной из важных социальных проблем современного общества является ухудшение здоровья подрастающего поколения. На протяжении уже более чем двадцатилетнего периода сохраняется тенденция снижения показателей здоровья детей, подростков и учащейся молодежи, проявляющаяся в ухудшении как соматического, так и нервно-психического здоровья, снижении их физиологических показателей, функциональных резервов и адаптационных возможностей [1].

Основы здорового образа жизни индивида закладываются и формируются с детства, интенсивно расширяются и углубляются в юношеские годы и, оформляясь в культурные навыки, закрепляются в жизни навсегда [2]. Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становится все боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решения [3].

Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании и практической разработке мероприятий по формированию навыков здорового образа жизни у учащихся при изучении школьного курса «Основ безопасности жизнедеятельности».

Изложение основного материла статьи. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) общего образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) дано описание портрета выпускника школы, с указанием характеристик в области безопасности жизнедеятельности раздела «Основы здорового образа жизни» (основы ЗОЖ) [4, 5]. Следовательно, преподаватель предмета ОБЖ, в соответствии с требованиями ФГОС, обязан создать условия, обеспечивающие успешность каждого обучающегося в изучении раздела основы ЗОЖ предмета ОБЖ [6].

С целью оценки уровня сформированности навыков здорового образа жизни у учащихся в процессе изучения школьного курса ОБЖ, было проведено исследование в задачи которого входило следующее:

1. Сформировать экспериментальную группу испытуемых, с целью выявления уровня сформированности компонентов здорового образа жизни, основных жизненных ценностей, уровня знаний о ЗОЖ, сформированных в рамках изучения курса ОБЖ у обучающихся 10-11 классов.

2. Разработать и обосновать мероприятия по формированию навыков здорового образа жизни у учащихся 10-11 классов на уроках по ОБЖ.

В исследовании, которое было проведено в дистанционном режиме, приняли добровольное участие 52 обучающихся 10-11 классов. В ходе исследования нами были применены следующие анкетные методики:

1. Анкета на определение индивидуального стиля жизни обучающихся и их отношения к формированию и приобретению основ здорового стиля жизни [7]. Оценка индивидуального стиля жизни и отношения к своему здоровью проводилась по 4-х балльной шкале. Полученные по каждому вопросу баллы суммировали и ранжировали по следующей шкале: 42 балла и выше - высокий уровень; 41 - 31 балл - средний уровень; 30 и ниже - низкий уровень.

2. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича [8] содержит 2 списка ценностей по 18 вариантов, каждому из которых опрашиваемый должен присвоить ранговый номер. В исследовании был использован сокращенный вариант методики, содержащий перечень из 8 ценностей: здоровье; дружная семья и домашний уют; материальный достаток; уверенность в себе; интересная работа; друзья; отдых и развлечения; управление людьми.

Результаты проведенного анкетирования и их анализ позволили установить неоднозначное отношение респондентов к проблеме формирования ЗОЖ и ценностей здоровья. Результаты анкетирования по методике Т.А. Шишковца позволили установить высокий уровень, характеризующийся формированием всех элементов личностной культуры, проявляющихся в бережном отношении к собственному здоровью и механизмам его сохранения и укрепления только у 27% обучающихся (рис. 1).

Высокий I Средний I Низкий

Рисунок 1. Уровни индивидуального стиля жизни и отношения к своему здоровью у обучающихся

10-11 классов

Средний уровень, характеризующийся проявлениями одних компонентов формирования здорового образа жизни при недостаточной сформированности механизмов сохранения и укрепления индивидуального здоровья, адаптацией к условиям окружающей среды и неустойчивой работоспособностью был установлен у 23% опрошенных старшеклассников; что свидетельствует о сформированности у них отдельных элементов ЗОЖ, которых для полноценного здоровья недостаточно. И, наконец, наибольшее количество респондентов -50% характеризовалось низким уровнем, на котором проявляется отсутствие отдельных компонентов формирования ЗОЖ, потребности в их формировании и совершенствовании, отсутствие заботы о сохранении и укреплении своего здоровья, низкие показатели приспособительных реакций организма к условиям окружающей среды, низкая работоспособность, наличие болезней.

Таким образом, около половины опрошенных респондентов показали низкий уровень формирования компонентов здорового образа жизни. Это подтверждает остроту исследуемой проблемы, и необходимость принятия мер по исправлению ситуации.

Параллельно для оценки уровня сформированности ценностных ориентаций у учащихся 10-11 классов была использована сокращенная версия методики «Ценностные ориентации» М. Рокича (табл. 1).

Результаты оценки уровня сформированности ценностных ориентаций у учащихся 10-11 классов

по методике М. Рокича

Выбор жизненных ценностей Кол-во ответов испытуемых В % к общему количеству

Здоровье 16 31%

Дружная семья и домашний уют 6 11%

Материальный достаток 10 19%

Уверенность в себе 4 8%

Интересная работа 6 11%

Друзья 6 11%

Отдых и развлечения 2 4%

Управление людьми 2 4%

По результатам исследования, представленным в таблице 2, можно прийти к заключению, что всего 31% испытуемых ставит свое здоровье выше остальных жизненных ценностей, на втором месте - материальный достаток (19% респондентов). Следовательно, около половины всех обучающихся, участвовавших в анкетировании, не заинтересованы ведением здорового образа жизни или не владеют достаточной информацией о важности ЗОЖ.

Полученные результаты явно указывают на необходимость воспитания у обучающихся потребностей в здоровье, формирование у них научных представлений о сущности ЗОЖ и выработки индивидуального способа здорового образа жизни. В этой связи перед педагогами стоит важная задача - повышать уровень знаний радела основы ЗОЖ у обучающихся, через занятия и внеурочную деятельность в школе.

Таким образом, решение проблемы формирования навыков здорового образа жизни требует проведения планомерной методической работы на уроках ОБЖ с учащимися. Данный вывод подтверждает необходимость проведения занятий ОБЖ по разделу «Основы ЗОЖ» у учащихся 10-11 классов. В этой связи на основе анализа полученных в опытно-экспериментальной работе результатов, были разработаны методические рекомендации по формированию здорового образа жизни в общеобразовательной школе в целях формирования общественного мнения о необходимости ведения здорового образа жизни и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом среди учащихся.

Рассмотрим календарно-тематическое планирование раздела основы ЗОЖ в 10 и 11 классах [9]. В тематическом плане 10 - 11 классов по основам здорового образа жизни разделу основы ЗОЖ отводится не много часов (табл. 2).

Таблица 2

Часы, выделенные на изучение предмета ОБЖ в 10-11 классах

Наименование предмета Классы

10 11

ОБЖ, часов в неделю 1 1

ОБЖ, всего часов в год 35 35

ОБЖ, часов раздела «Основы ЗОЖ» в год 6 5

В Модуле «Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья», Разделу «Основы здорового образа жизни» отводится в десятом классе 6 часов и в одиннадцатом классе 5 часов. Становится очевидным, что данного количества часов недостаточно для полноценного изучения раздела «Основы ЗОЖ». Такое мнение можно обосновать следующими доводами:

- школьные мероприятия, направленные на формирование ЗОЖ проводятся по принципу разовых, не разработана система в соответствии с которой педагоги школы должны были вести системную работу;

- отсутствуют критерии, в соответствии с которыми можно оценить сформированность навыков ЗОЖ у учащихся 10-11 классов;

- минимальное время, отведенное усвоению учебной информации на фоне большого объема учебной нагрузки и т.д.

Согласно календарно-тематическому планированию дисциплины ОБЖ в старших классах, обязательный минимум содержания уроков Раздела «Основы ЗОЖ», явно не вписывается в количество часов, выделенных на изучение данного раздела (табл. 3).

Обязательный минимум содержания уроков ОБЖ согласно календарно-тематическому планированию раздела «Основы здорового образа жизни» в 10 и 11 классах

10 класс 11 класс

Обязательный минимум содержания уроков ОБЖ раздела основы ЗОЖ. понятие о здоровом образе жизни; потребность человека в здоровом образе жизни; составляющие здорового образа жизни; личная заинтересованность каждого человека в здоровом образе жизни; основные элементы жизнедеятельности человека; рациональное питание; умственная и физическая нагрузка. иметь представление о личной гигиене; представление о проблемах создания и сохранения семьи, ее значении в жизни человека и факторах, влияющих на гармонию совместной жизни.

Обучающиеся должны знать (предметно-информационная составляющая). о факторах, разрушающих здоровье человека. основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; условия заключения брака; права и обязанности супругов, родителей и детей.

Уметь (деятельностно- коммуникативная составляющая) владеть навыками по выполнению физических упражнений для развития выносливости, ловкости, силы, быстроты, устойчивости к гипоксии. ухаживать за кожей, зубами, волосами; применять меры профилактики синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИДа).

Применять (ценностно- ориентационная составляющая) приобретенные знания и умения в повседневной жизни.

Таким образом, можно констатировать, что у преподавателя ОБЖ ограниченный временной ресурс для того, чтобы представить материал по ЗОЖ в необходимом объеме и надежно закрепить у обучающихся знания данного раздела. Становится очевидным, что необходимо изучать раздел ЗОЖ и закреплять полученные знания не только на уроках, но и через другие виды деятельности. Например, использовать внеклассные мероприятия, межпредметные связи, интегрированные уроки, игры тренинги, квесты, декады на тему ЗОЖ. Можно вынести тему ЗОЖ на городской уровень, например, устроить соревнования между школами города в виде КВН. Для эффективного формирования навыков здорового образа жизни у учащихся 10-11 классов на уроке ОБЖ рекомендуется применять игровые технологии [10].

При подготовке к урокам учитель ОБЖ должен предусмотреть применение различных средств наглядности для повышения эффективности обучения (например, стенды по теме ЗОЖ). Рекомендуется использование видеоаппаратуры, которая необходима для просмотра фильмов или закрепления изученного материала с целью повышения интереса обучающихся.

В ходе занятий по ОБЖ желательно проводить специальные собрания и классные часы, конференции, на которых обучающиеся самостоятельно готовят доклады о важности всех компонентов здорового образа жизни.

В возрасте 15-17 лет обучающиеся предпочитают активные действия. Кроме того, на обучающихся большое влияние оказывают средства массовой информации: радио, телевидение, журналы, интернет. Для мотивации здорового образа жизни необходимо привлекать внимание обучающихся к передачам, статьям и публикациям, пропагандирующим этот стиль жизни. В этой связи учитель ОБЖ должен планировать и проводить практические занятия с этой категорией обучающихся на проблемно-поисковом характере, с выявлением закономерностей и причинно-следственных связей. При проведении практических занятий важно реализовывать все типы восприятия информации, которые способствуют улучшению результата обучения, быстрому усвоению учебного материала и закреплению знаний обучающихся.

Эффективной формой работы по формированию здорового образа жизни на уроках ОБЖ является проектная деятельность обучающихся, которая может активно проводиться в рамках внеурочной деятельности [11-13], как одно из важнейших условий повышения качества знаний учащихся [14].

Организация проектной деятельности по формированию основ ЗОЖ, повышает мотивацию для создания условий, которые формируют, сохраняют и укрепляют здоровье.

«Метод проектов - это система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов» [15, 16]. Проекты по формированию здорового образа жизни в школе, в основе своей имеют исследовательские методы обучения. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся (и это соответствует требования ФГОС). Проектная деятельность может быть индивидуальная, парная или групповая. Через проекты формируются и развиваются познавательные, творческие, коммуникативные умения обучающихся, умения самостоятельно обобщать и систематизировать учебный материал, ориентироваться в информационном пространстве [17].

Важно при этом понимать, что работа по формированию навыков здорового образа жизни не может ограничиваться только рамками урока. Знания, полученные на занятиях ОБЖ, обучающиеся закрепляют, применяют и совершенствуют во внеурочной деятельности. Например, при проведении различных мероприятий: Дни здоровья, выставки плакатов и выпуск газет на темы здорового образа жизни, выступления агитбригад, встречи с интересными людьми, совместная работа с родителями.

Для того чтобы отслеживать на каком уровне находятся знания о ЗОЖ, на сколько обучающиеся информированы по этой теме, ведут ли здоровый образ жизни, в школе, необходимо организовывать:

тестирование, анонимное анкетирование, беседы на классных часах по темам ЗОЖ, а также проводить оздоровительные мероприятия на основе здоровьесберегающего подхода.

Организация воспитательно-образовательного процесса школы на основе здоровьесберегающего подхода предполагает определение приоритета здоровья как общей идеи, которая подчиняет воспитательно-образовательный процесс целям здоровьесбережения, объединяет и сплачивает работу всех субъектов образовательного процесса, и, прежде всего, педагогов.

Можно использовать следующие методические рекомендации для учителей ОБЖ:

1. Начинать урок рекомендуется с приветствия (тем самым мы желаем здоровья каждому ученику и настраиваем его на работу).

2. Проверка домашнего задания должна проходить не как проверка (правильно-неправильно), а как рефлексия (что было трудно-легко, интересно-неинтересно, что учащиеся узнали нового из разных источников информации или интернета).

3. В основной части формулируются новые представления (это самая информативная часть занятия), поэтому педагогу важно предоставить свободу в ориентировочно-поисковой деятельности и произвольно-моторной сфере, применение сенсорно-стимульного разнообразия для органов чувств. Новый материал преподносить учащимся, как нечто увлекательное и интересное, внедрять элементы проблемного обучения, работу учеников в парах сменного состава, использовать методик, позволяющих организовать рефлексивную деятельность учащихся, использовать для подачи материала игровые технологии, способствующие развивающему и оздоровительному эффекту.

4. Использовать оптимальные формы психолого-медико-педагогического взаимодействия, направленного на облегчение учебной деятельности недомогающих детей и профилактику дидактических заболеваний.

5. Для снятия утомления учащихся проводить физкультминутки, физкультпаузы, физкультурные занятия и игры (зарница, квест-игры на улице).

6. В заключительной части урока происходит закрепление убеждений и отработки на их основе личной стратегии поведения.

7. Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта.

Необходимым условием урока является формирование положительной психологической атмосферы, активность всего класс в целом и каждого ученика в частности, использование современных форм обучения. Сам урок лучше проводить в нестандартной форме, например, в виде игры. Это могут быть такие игры как: Зарница, игровые тренинги, квест-игры, а также уроки по типу игры КВН, Поле Чудес и другие.

Таким образом, предложенные рекомендации по формированию навыков ЗОЖ для учащихся 10-11 классов по ОБЖ направлены на повышение уровня сформированности мотивации старшеклассников к ведению здорового образа жизни, повышению психологической устойчивости к стрессовым ситуациям на уроке, а также развитию интереса к самому процессу обучения.

Выводы. По результатам анкетирования учащихся 10-11 классов по методике Т.А. Шишковца, проведенного на констатирующем этапе исследования, было выявлено, что около половины опрашиваемых имеют низкий уровень формирования компонентов здорового образа жизни, что подтвердило остроту исследуемой проблемы и необходимость принятия мер по исправлению ситуации.

Результаты анкетирования по методике М. Рокича показали, что ценность «здоровье» находится на первом месте лишь у незначительного количества испытуемых - 31%. Большинство опрошенных старшеклассников отдают предпочтение другим видам ценностей.

Около половины всех обучающихся, участвовавших в анкетировании, не заинтересованы ведением здорового образа жизни или не владеют достаточной информацией о ценности здоровья.

По результатам исследования были предложены методические рекомендации по формированию навыков здорового образа жизни у учащихся 10-11 классов на уроке ОБЖ путем использования разнообразных методов педагогических технологий.

Литература:

1. Мирская Н.Б. Формирование здорового образа жизни у школьников / Н.Б. Мирская, Е.Л. Дедух, Н.А. Ручкина, Т.Н. Шишкова, Е.И. Вольфсдорф. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/65/shkola/160/.

2. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения / Ю.П. Лисицын. - М.: НОРМА, 2007. - 322 с.

3. Горохова Н.А. Организация здоровьесьережения в школе / Н.А. Горохова // ОБЖ. - 2010. - № 7. -С. 33-38.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. -[Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=221120&fld=134&dst=100008,0&md=0.387 9629946355716#0603092024101068.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Феде рации от 17 мая 2012 г. № 413). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543.

6. Гафнер В.В. Предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения / В.В. Гафнер. -Вестник НЦБЖД. - 2017. - № 4 (18). - С. 32-38.

7. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога / Т.А. Шишковец. - М.: ВАКО, 2005. - 208 с.

8. Психологические тесты для профессионалов / авт. Сост Н.Ф. Гребень. - Минск: Современная Школа, 2007. - 496 с.

9. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе 5-11 класс.: Методическое пособие / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. - М.: Дрофа

2005. - 102 с.

10. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). -

Т. 1. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 140-146.

11. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /

Е.С. Полат. М.: Академия, 2005. - 272 с.

12. Абаева, Н.Н. Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС нового поколения / Н.Н. Абаева // Школьная педагогика. - 2017. - № 2 (9). - С. 14-17.

13. Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления / Е.Н. Барышников // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014. - С. 415-421.

14. Суслова О.Н. Организация внеклассной работы как условие повышения качества знаний школьников по основам безопасности жизнедеятельности / О.Н. Суслова // Студенческая наука и XXI век. -2018. - Т. 15. - № 2 (17). - Ч. 2. - С. 383-385.

15. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ. - 2003. - 110 с.

16. Зайцев В.С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ / В.С. Зайцев // Вестник Челябинского государственного университета. - 2017. - № 6. - С. 53-62.

17. Александрова Е.С. Педагогическое проектирование как средство ценностного согласования во взаимодействии субъектов образовательного процесса: дис. ... канл. пед. наук / Е.С. Александрова. - СПб., 2000. - 220 с.

Педагогика

УДК 378.147:7.05

ассистент кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна Капунова Маргарита Ивановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ И ИХ ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИЯМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье выявлены особенности процесса обучения будущих дизайнеров и их готовность к инновациям в профессиональной деятельности. Рассмотрены содержание и структура инновационной профессиональной деятельности будущих дизайнеров в процессе специальной подготовки, сущность готовности к инновационной деятельности как ключевой момент в образовательном процессе подготовки будущих дизайнеров.

Ключевые слова: инновационная деятельность, дизайн, компонент, интеграция, готовность.

Annotation. In the article the essence, the contents and structure of innovative professional activity are revealed for future designers in the course of special preparation; the structure of readiness for innovative activity is considered as a key preparation in the educational process for the future designers.

Keywords: innovation, design, component integration, readiness.

Введение. Определяет актуальные задачи совершенствования качества профессиональной подготовки обучающихся способом совершенствования образования, как средство интеллектуально-личностного развития перспективных профессионалов. В порядке подготовки нынешних экспертов это требует кардинальных преобразований и обусловливает ориентацию целей полного специального образования на интересы личности профессионалов. Особо следует отметить изменения новшеств, в каких-либо проявлениях самосовершенствования формирующих средств среди преимуществ в области подготовленности специалистов в области дизайн. Прежде всего под их действием преображаются только лишь некоторые компоненты - методы, технологии обучения, цели и содержание, но и сам будущий специалист.

Не могут считаться профессионально-знающие специалисты, не понимающие смысл в современном деле и в профессиональной области, не овладевающие особенность креативного движения, не разбирающиеся широким запасом инновационных технологий.

Подготовленность дизайнера к внедрению инноваций не только формирует основу для реализации конкурентоспособности профессионалов в дизайнерской области, но и определяет направления профессионального роста дизайнеров, творческого поиска, реально способствует личностному росту обучающихся. Развитие и стремления будущих дизайнеров являются особенностями процесса обучения к приобретению новейшего опыта, развитость понятия профессиональных знаний и умения. Правильно создавать функционирование дизайн-проектирования при помощи средств ИТ, уверенности в своих силах при изучении новейших методов использования инновационных технологий в профессиональной деятельности, включающая понимание важнейшими компьютерными средствами, уровень формирования компьютерной осведомленности, действиями реализации действий, методиками применения специальных программ в профессиональной деятельности дизайнера.

Специально организованный процесс активного, целенаправленного взаимосвязи педагогов и обучающихся, сконцентрированный на развитие будущих дизайнеров. К результату творческих задач, как значимо-профессионального атрибута в единстве его теоретической, практической и личностной составляющих, представляет собой подготовочный этап перспективных дизайнеров к современному профессиональному делу.

В теории выражать специфичность процесса подготовки будущих специалистов в области дизайн и их подготовленность к новшеству.

Изложение основного материала статьи. Ведущий показатель готовности будущих специалистов в области дизайн, внедряет в учебную работу профессионально компетентных, с развитым творческим мышлением, способных оперативно определять сложнейшие и разнообразные задачи своей деятельности. Использование инноваций направляет обучающихся на поисково-творческую деятельность по добыванию, моделированию и изучению процессов и явлений, конструированию новых знаний, проектированию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.