Научная статья на тему 'Некоторые результаты применения методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (5 класс)'

Некоторые результаты применения методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (5 класс) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
409
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИЩЕННОСТЬ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / МЕХАНИЗМЫ РЕФЛЕКСИИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бойков Александр Евгеньевич

Представлены результаты эксперимента по проверке эффективности разработанной автором Методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс). Методика разработана с учетом позитивных тенденций действующих профилактических программ и особенностей формирования и развития информационной зависимости. Методика включает основные направления: формирование и развитие личности младшего подростка, готовой социализироваться в коллективе; формирование у учащихся твердого убеждения в негативности последствий информационной зависимости; формирование навыков поведения, способствующих снижению влияния факторов риска формирования информационной зависимости; формирование ценностно-смысловых ориентиров ведения образа жизни, исключающего факторы риска зависимого поведения школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые результаты применения методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (5 класс)»

УДК 372.8 ББК 74.26

А.Е. Бойков

некоторые результаты применения методики профилактики

информационной зависимости школьников в курсе «основы безопасности жизнедеятельности» (5 класс)

Представлены результаты эксперимента по проверке эффективности разработанной автором Методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс). Методика разработана с учетом позитивных тенденций действующих профилактических программ и особенностей формирования и развития информационной зависимости. Методика включает основные направления: формирование и развитие личности младшего подростка, готовой социализироваться в коллективе; формирование у учащихся твердого убеждения в негативности последствий информационной зависимости; формирование навыков поведения, способствующих снижению влияния факторов риска формирования информационной зависимости; формирование ценностно-смысловых ориентиров ведения образа жизни, исключающего факторы риска зависимого поведения школьников.

ключевые слова:

защищенность личностной сферы, здоровый образ жизни, интеллектуально-творческий потенциал, информационная зависимость, механизмы рефлексии, социально-психологические установки, ценностно-смысловые ориентиры, эмоциональная сфера.

Бойков А.Е. Некоторые результаты применения методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (5 класс) // Общество. Среда. Развитие. - 2015, № 1. - С. 145-151. © Бойков Александр Евгеньевич - аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: boykov.alik@yandex.ru

Информационное поле, в котором мы живем, порождает множество новых проблем. Анализируя современное состояние информационного пространства, можно сделать вывод, что оно зачастую становится источником негативного воздействия, опасным для школьника [2]. Доминирующей по своей масштабности из общего паттерна отклоняющегося поведения является информационная зависимость (ИЗ), признаки которой начинают отчетливо проявляться в младшем подростковом возрасте [3].

В связи с этим одной из основных задач образования становится обучение подрастающего поколения безопасной и эффективной работе с информацией, а также профилактика ИЗ путем интеграции программ превенции в учебный процесс. Обучение должно обеспечить формирование у учащихся целевой установки на здоровый образ жизни, исключающий угрозу всех форм зависимого поведения и нанесения иного вреда здоровью. Важнейшей составляющей этой установки являются ценностно-смысловые ориентиры ведения образа жизни, исключающего факторы риска зависимого поведения школьников (далее - ЦСО).

Под информационной зависимостью мы будем понимать навязчиво-зависимое поведение, выражающееся в стремлении к уходу от реальности путем изменения

своего психического состояния посредством постоянной фиксации внимания на средствах массовой информации (СМИ), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

Целью нашей работы [1] была разработка, апробация и внедрение методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс). В настоящее время имеются некоторые результаты ее применения и явно выраженный интерес педагогов и родителей к применению этой методики.

Методика состоит из нормативно-целевого, содержательного, организацион-но-деятельностного и аналитико-резуль-тативного компонентов, раскрывающих: психологические и методологические подходы; направления и этапы педагогической профилактики; организационно-методические условия; содержание и критерии риска формирования информационной зависимости; содержание и уровни сформи-рованности ЦСО; совокупность критериев по их измерению [1]. Методика схематически представлена на рис. 1.

Рассматривая профилактику как многоаспектный процесс, мы определили, что оптимальной является поэтапная реали- о зация учебного модуля. Нами разработаны о четыре этапа профилактики ИЗ школьни- е? ков в курсе ОБЖ (5 класс) (табл.1) о

ц

и я

I

о я я я

з

ёч

сг Я

Учебные программы

ФГОС ООО

2-го поколения

ФЗ №273; ФЗ №120; СРСО Спб

Цель: профилактика информационной зависимости

Задачи

Формирование

предметных

знаний

Формирование метапредметны х результатов

Формирование личностных смыслов

Ценностно-смысловые ориентиры

—с:

Формирование целевых установок ЗОЖ

Модуль «Информационная зависимость и ее профилактика» -1

Психологические подходы эмоционально-ценностный социально-средовой информационный_

v

Методологические подходы

• системно-деятельностный

• личностно-ориентированный

• аксиологический

Направления

я н

3

я £

я я я

Информационное Социально-психологическое Личностное Тренинговое

^ ^ Этапы методики ^ ^

понятийно-сущностный

практико-ориентированный

личностно ориентированный

ценностно-ориентированный

Специфические для каждого этапа методы, формы и средства

Организационно-

методические условия (общие и специфические)

я

я £

я

Уровень риска формирования информационной зависимости

Когнитивный критерий

Социально-психологический критерий

Личностный критерий

Итоговый уровень сформированности ЦСО учащихся с использованием уравнения

интегрального показателя

о

Рис. 1. Модель методики профилактики информационной зависимости школьников

в курсе ОБЖ (5 класс)

Таблица 1 147

Программное и методическое обеспечение профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБж (5 класс)

Этапы Название урока Планируемые результаты Методы

Понятийно-сущностный Формирование информационной зависимости и ее негативные последствия - Знания и представления об информационной зависимости как о вредной привычке; - развитие представлений о причинах формирования информационной зависимости; - представления о вреде информационной зависимости для здоровья; - понимание негативных последствий информационной зависимости Рассказ, объяснение, демонстрация слайдов, учебная дискуссия, демонстрация видеоматериалов и др.

Практико-ори-ентированный Роль общения в профилактике информационной зависимости и других вредных привычек - Понимание важности межличностного общения; - управление своими чувствами; - комфортное состояние в коллективе; - развитие навыков эффективного общения, принятия решений, неконфликтного общения; - развитие критического мышления Ситуационные задачи, проблемное изложение, мозговой штурм, кейс-метод и др.

Личностно-ориентированный Развитие личностных качеств - необходимое условие для профилактики различных видов зависимого поведения - Понимание того, что злоупотребление СМИ - это вредная привычка; - понимание важности развития личностных качеств для укрепления здоровья; - укрепление системы ценностей; - укрепление самооценки; Доказательство, учебная дискуссия, деловая игра, ситуационные задачи и др.

Ценностно-ориентированный Здоровый образ жизни и профилактика информационной зависимости - понимание ценности здорового образа жизни; - стремление учащихся вести образ жизни, свободный от вредных привычек Театр-студия, экспозиция, проблемные задачи, учебная дискуссия и др.

В связи с тем, что в рамках профилактики мы рассматриваем социальную среду как источник обратной связи для младшего подростка, в экспериментальной методике отведено место культурно-просветительским мероприятиям, реализующим профилактику ИЗ через работу с семьей учащихся: исследование внимания родителей к вопросу взаимодействия их детей со СМИ; родительское собрание по вопросам организации профилактики информационной зависимости учащихся; проведение лекций для родителей по вопросам воздействия СМИ на младших подростков и профилактике ИЗ; индивидуальные консультации для родителей; проведение собрания с родителями и учащимися с целью ознакомления с доступными и возможными способами проведения досуга для младших подростков; проведение школьного родительского круглого стола «За здоровый образ жизни в информационной среде». Для подтверждения эффективности методики профилактики ИЗ нами был проведен эксперимент, состоящий из двух этапов.

Первым этапом стал констатирующий эксперимент, который позволил собрать, обобщить и проанализировать данные, отражающие уровень сформированности ценностно-смысловых ориентиров младших подростков как интегрального показателя уровня риска формирования ИЗ у учащихся пятых классов по когнитивному, социально-психологическому, личностному критериям до использования экспериментальной методики при изучении курса ОБЖ (5 класс).

в ходе второго этапа на базе средних общеобразовательных школ №№ 13, 26, 268, 625 Невского района Санкт-Петербурга была осуществлена проверка эффективности предложенной методики. Для решения поставленных задач нами разработана модель исследования уровня риска формирования ИЗ и сформированности ЦСО младших подростков.

Модель включает три критерия: когнитивный, социально-психологический, личностный, которые подлежат изучению с использованием 11 методик.

Когнитивный критерий - это срезовая работа по пройденному материалу, интег-

о

рированная оценка за выполнение внеклассных работ.

Социально-психологический критерий включает оценки по следующим методикам и тестам: «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А. Реана, методика «Уровень субъективного контроля», методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, смотр-конкурс «Мое лучшее достижение».

Личностный критерий - совокупность результатов по нескольким тестам и методикам: тест школьной тревожности Фил-липса, опросник М. Рокича «Ценностные ориентации», опросник Басса-Дарки, методика «Пословицы» С.М. Петровой, анкетирование «Мои предпочтения».

В результате по каждому критерию были определены уровни риска: низкий, средний, высокий, которые лежат в основе оценки уровня сформированности ценностно-смысловых ориентиров по четырем уровням: критический, пороговый, допустимый, оптимальный.

Экспериментальное исследование проводилось нами в период с 2011 по 2013 гг. на базе вышеуказанных средних общеобразовательных учебных заведений. В работе участвовали 217 учеников пятых классов (10-12 лет), обучающиеся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Из них были сформированы экспериментальная (112 чел.) и контрольная (105 чел.) группы.

Итоги опросов, результаты тестирования понятийного аппарата по проблеме информационной зависимости систематически обрабатывались, результаты выполнения контрольных тестов обобщались, были использованы математико-статис-тические методы оценки знаний, умений и навыков школьников, обучающихся по предложенной методике.

На основании анализа факторов риска формирования ИЗ мы определили критерии сформированности установок, препятствующих этому процессу:

1. Когнитивный критерий, характеризующий степень сформированности у младших подростков представлений и знаний о негативном влиянии ИЗ на процессы социального и психического развития.

2. Социально-психологический критерий, подразумевающий оценку полноты формирования, уровня развития и глубины закрепления социально-психологических установок, которые способствуют уменьшению негативного влияния факторов формирования зависимости и усилению устойчивых поведенческих барьеров, препятствующих повторному развитию информационно зависимого поведения.

3. Личностный критерий, предполагающий формирование, развитие эмоциональной сферы и закрепление ценностных установок, препятствующих развитию ИЗ.

В соответствии с этими критериями на этапе констатирующего эксперимента нами были получена информация о следующих характеристиках:

— сформированность знаний и представлений школьников о негативном влиянии ИЗ и методах противостояния негативному воздействию СМИ;

— степень развития навыков общения, навыков принятия решений, уровне мотивации во время деятельности, уровне субъективного контроля учащихся, способности выбирать модели поведения и виды деятельности, альтернативные деятельности, формирующей информационную и другие виды зависимостей;

— защищенность личностной сферы учащихся, сформированности их шкалы ценностей, уровне тревожности, агрессии и враждебности, отмечающейся у пятиклассников.

На основании полученных результатов по когнитивному, социально-психологическому, личностному критериям был определен уровень сформированности ЦСО у учащихся пятых классов.

Опишем уровни сформированности ЦСО.

Критический уровень. Низкий уровень знаний в вопросе ведения здорового образа жизни (ЗОЖ). Невысокая социально-культурная организация и негативные социальные ожидания. Экстернальный локус субъективного контроля, ригидность. Мотивация боязни неудачи. Состояние неуверенности в коллективе, низкая самооценка. Систематическое злоупотребление СМИ при отсутствии социально значимой деятельности, хобби. Бессистемность и низкая ценностная значимость культуры ЗОЖ.

Пороговый уровень. Удовлетворительный уровень знаний в вопросе ведения ЗОЖ. Высокий интеллектуально-творческий потенциал. Активизация механизмов рефлексии и корректировки самооценки, самоанализа мотивов поведения. Экс-тернальный локус субъективного контроля, конформизм, аффективная логика. Высокое влияние среды, некритичность мышления. Терминальная мотивация боязни неудачи. Устойчивая потребность в общении, социальной деятельности. Недостаток умений строить взаимодействие в коллективе и решать сложные задачи. Систематическое злоупотребление СМИ при недостатке социально значимой де-

ятельности, хобби. Бессистемность и второстепенная ценностная значимость культуры ЗОЖ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Допустимый уровень. Хороший уровень знаний в вопросе ведения ЗОЖ. Наблюдается анализ получаемой информации, ее сопоставление с собственным опытом, преобразование и использование на практике. Потребность в коллективной деятельности и сотрудничестве. Умение строить взаимодействие в коллективе и решать сложные задачи. Склонность к мотивации на успех, интернальный локус субъективного контроля. Развиты механизмы рефлексии, адекватная возрасту самооценка. Построение собственной линии поведения в вопросе ЗОЖ. Стремление вести здоровый и безопасный образ жизни, высокая ценностная значимость культуры ЗОЖ.

Оптимальный уровень. Высокий уровень знаний в вопросе ведения ЗОЖ. Высокая когнитивная активность. Развитые механизмы адаптации к окружающей среде. Мотивация на успех, интернальный ло-кус субъективного контроля, стремление к саморазвитию. Желание и умение строить взаимодействие в коллективе и решать сложные задачи. Развиты механизмы рефлексии, адекватная возрасту самооценка. Анализ собственного опыта поведения и использование его для созидания механизмов защиты от факторов риска. Построение собственной линии поведения в вопросе ЗОЖ. Стремление вести здоровый и безопасный образ жизни, превалирующая ценностная значимость культуры ЗОЖ.

Для обработки данных мы пользовались интегральным показателем, который позволил достоверно по каждому учащемуся высчитать его уровень результатов по каждому из критериев и уровень сформи-рованности ЦСО.

Вычисление проводилось по формуле, раскрытой в работе Л.А. Сорокиной [4]:

R = Д (X, ^

где R - итоговый показатель сформирован-ности ЦСО (интегральный показатель); Х - промежуточный показатель, характеризующий результат (уровень риска) по когнитивному критерию, Y - промежуточный показатель, характеризующий результат (уровень риска) по социально-психологическому критерию, Z - промежуточный показатель, характеризующий результат (уровень риска) по личностному критерию. Соответственно: Х = /х (х1,х2);

Y = /У (У1,У2,Уз); Z = /2 где Х1,Х2 -

результаты методик, применяемых для

оценки результатов по когнитивному критерию; у1,у2,у3 - результаты методик, применяемых для оценки результатов по социально-психологическому критерию; z1,z2,z3,z4 - результаты методик, применяемых для оценки результатов по личностному критерию.

Для подсчета интегрального показателя по каждому из исследуемых критериев на каждого из обследуемых учащихся составляется уравнение для интегрального показателя, вычисляется суммарный балл по итогам проведения всех методик. Итоговая оценка составляла корреляцию балльно-рейтингового показателя, позволяющего оценить уровень сформи-рованности ЦСО каждого учащегося и конвертировать полученный результат в традиционную пятибалльную систему оценки, используемую в общеобразовательных учреждениях нашей страны способом, отраженным в табл. 2.

В результате были получены оценки сформированности когнитивных установок, препятствующих развитию ИЗ у учащихся пятых классов. Для определения степени достоверности полученных результатов был применен метод математической статистики - ^критерий Стью-дента.

Результаты срезовых работ в экспериментальной группе после применения нашей методики показали, что уровень знаний о формировании ИЗ и ее профилактики повысился (табл. 3).

Далее нами были получены результаты сформированности социально-психологических установок, препятствующих развитию ИЗ у учащихся пятых классов. Эти результаты свидетельствуют о достоверном повышении сформированности социально-психологических установок, препятствующих развитию информационной зависимости у учащихся 5 классов, которые отображены в табл. 4.

По итогам проведения тестовых методик, статистической обработки полученных данных были получены результаты оценки сформированности личностных установок, препятствующих развитию ИЗ у учащихся 5 классов, которые свидетельствуют о достоверном их повышении в экспериментальной группе (табл.5).

На основании анализа уровня достижения результатов по когнитивному, социально-психологическому, личностному критериям, используя интегральный показатель, мы определили уровень сформи-рованности ценностно-смысловых ориентиров учащихся 5 классов.

о.

ее ^

о О

Результатами, подтверждающими эффективность разработанной Методики профилактики ИЗ школьников в курсе ОБЖ (5 класс), являются экспериментальные данные, полученные нами после использования Методики, которые приведены в табл. 6.

Таблица2

Оценка уровня сформированности ЦСО учащихся 5 классов с использованием уровней интегрального показателя

«2» «3» «4» «5»

Менее 25 баллов 26-35 баллов 36-40 баллов 41-45 баллов

Критический Пороговый Допустимый Оптимальный

Таблица 3

Успешность достижения результатов по когнитивному критерию на этапе формирующего эксперимента, %

Уровень сформированности Контрольная группа Экспериментальная группа

Низкий 34,75 23.55

Средний 45,00 51,35

Высокий 20,25 25,10

Таблица 4 Успешность достижения результатов по социально-психологическому критерию на этапе формирующего эксперимента, %

Уровень сформиро-ванности Контрольная группа Экспериментальная группа

Низкий 37,25 23,50

Средний 44,50 44,75

Высокий 18,25 31,75

Таблица 5 Успешность достижения результатов по личностному критерию на этапе формирующего эксперимента, %

Уровень сформиро-ванности Контрольная группа Экспериментальная группа

Низкий 36,35 22,60

Средний 46,25 55,25

Высокий 17,40 22,15

Таблица 6

Результаты статистической обработки оценок формирования ЦСО у учащихся пятых классов в ходе обучения в экспериментальной группе (Э) и в контрольной группе (К)

Статистический параметр До эксперимента После эксперимента

Э К Э К

Количество человек (п) 112 105 112 105

Средний балл (Хср) 28,29 28,14 36,91 29,01

Среднеквадратичное отклонение (о) 7,51 7,55 7,20 7,96

Дисперсия (о2) 56,40 57,00 51,78 63,36

Коэффициент вариации (V), % 26,55 26,83 20,62 27,44

Анализ статистических данных показывает, что в экспериментальной группе отмечаются более высокие показатели уровня сформированности ценностно-смысловых ориентиров, чем в контрольной.

Сравнение среднеквадратичных отклонений и показателей дисперсии в экспериментальной и контрольной группах позволяет говорить о меньшем разбросе результатов относительно математического ожидания. Это свидетельствует о большей плотности результатов, что в совокупности с повышением среднего балла подтверждает эффективность применения нашей методики.

Значительное снижение коэффициента вариации в экспериментальной группе после применения Методики показывает, что результаты в экспериментальной группе имеют большую стабильность и однородность, что также является положительным показателем.

Обобщенные результаты применения Методики профилактики ИЗ школьников в курсе ОБЖ (5 класс) представлены на рис. 2.

Как видно из рис. 2, уровень сформи-рованности ценностно-смысловых ориентиров учащихся после применения экспериментальной методики достоверно изменился по следующим параметрам: у 26,78% респондентов экспериментальной группы этот показатель находится на оптимальном уровне, у 33,93% - на допустимом уровне. В экспериментальной группе значительно снизилось количество учащихся, имеющих критический уровень сформированности ценностно-смысловых ориентиров, и достигло 14,29%.

Критический Пороговый Допустимый

■ Контрольная ■ Экспериментальная

Оптимальный

Рис. 2. Уровень сформированности ЦСО учащихся 5 классов после применения экспериментальной методики. Достоверность различий между экспериментальной и контрольной группами определялась уровнем значимости р < 0,05

Результаты статистического анализа экспериментальных данных позволяют сделать вывод о том, что учащиеся, входящие в состав экспериментальной группы, достигли достаточной сформированности ЦСО, препятствующих формированию информационной зависимости.

Таким образом, применение Методики способствует формированию у учащихся навыков здорового поведения, стойких негативных установок по отношению к информационной зависимости

и к источникам вредоносной информации. Следовательно, можно утверждать высокую вероятность снижения риска формирования у пятиклассников ИЗ, что подтверждает гипотезу нашего исследования. Эффективность методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс) может быть в дальнейшем подтверждена внедрением её в курс преподавания ОБЖ в других школах Санкт-Петербурга и Северо-Запада России.

Список литературы:

[1] Бойков А.Е. Методика профилактики информационной зависимости в курсе ОБЖ (5 класс) // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. - 2014, № 4 (110). - С. 10-16.

[2] Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. - М.: Эксмо, 2003. - 235 с.

[3] Плахов Н.Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2012, № 145. - С. 90-96.

[4] Сорокина Л.А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» 5 класс / Дисс. ... канд. пед. наук.- СПб., 2013. - 197 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.