Научная статья на тему 'Оценка уровня риска формирования информационной зависимости учащихся 5 классов'

Оценка уровня риска формирования информационной зависимости учащихся 5 классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ ЗАВИСИМОСТИ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойков Александр Евгеньевич

Представлена разработанная автором модель исследования уровня факторов риска формирования и развития информационной зависимости младших подростков 10 -12 лет, а также результаты данного исследования, отражающие реальное состояние проблемы на сегодняшний день. Выявлено, что отсутствие в системе преподавания направленности на профилактику информационной зависимости ведет к неготовности учащихся достичь целей обучения формирования здоровой, всесторонне развитой личности. Таким образом, профилактика информационной зависимости школьников должна стать неотъемлемой составляющей обучения младших подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бойков Александр Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of a risk level of formation of information dependence of pupils of 5 classes

The author developed a model study of the level of risk factors of formation and development of information depending younger teenagers 10 to 12 years, as well as the results of this study, reflecting the real state of the problem to date. It is revealed that absence in system of teaching of an orientation on prevention of information dependence conducts to unavailability of pupils to achieve the training objectives formations of the healthy, comprehensively developed personality. Thus, prevention of information dependence of school students has to become the integral component of training of younger teenagers.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня риска формирования информационной зависимости учащихся 5 классов»

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонова, Т.В. Особенности влияния спортивной деятельности на личность мужчин и женщин (культурологический аспект) / Т.В. Артамонова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 18-22.

2. Дамадаева, А.С. Специфика гендерной дифференциации личности в спорте / А.С. Дамадаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 35-39.

3. Родоманова, С. С. Исследование гендерных отношений в спорте (на примере спорта высших достижений) / С.С. Родоманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2007. - № 9 (31). - С. 81-84.

REFERENCES

1. Artamonova T.V. (2013), “Specifics of the sport activities influence on the personality of men and women (culturological aspect)”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 18-22.

2. Damadaeva A.S. (2010), “Specificity of the gender differentiation of personality in sport”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 68, No. 10, pp. 35-39.

3. Rodomanova S.S. (2007), “Social-pedagogical issues of gender relations in sport”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 31, No. 9, pp. 81-84.

Контактная информация: artamonova-70@bk.ru

Статья поступила в редакцию 21.05.2014.

УДК 372.8

ОЦЕНКА УРОВНЯ РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЗАВИСИМОСТИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ

Александр Евгеньевич Бойков, аспирант,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

Санкт-Петербург

Аннотация

Представлена разработанная автором модель исследования уровня факторов риска формирования и развития информационной зависимости младших подростков 10 -12 лет, а также результаты данного исследования, отражающие реальное состояние проблемы на сегодняшний день. Выявлено, что отсутствие в системе преподавания направленности на профилактику информационной зависимости ведет к неготовности учащихся достичь целей обучения - формирования здоровой, всесторонне развитой личности. Таким образом, профилактика информационной зависимости школьников должна стать неотъемлемой составляющей обучения младших подростков.

Ключевые слова: информационная зависимость, профилактика информационной зависимости, методика преподавания.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p19-23 ASSESSMENT OF A RISK LEVEL OF FORMATION OF INFORMATION DEPENDENCE OF PUPILS OF 5 CLASSES

Alexandr Evgenevich Boykov, the post-graduate student,

The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

Annotation

The author developed a model study of the level of risk factors of formation and development of information depending younger teenagers 10 to 12 years, as well as the results of this study, reflecting the real state of the problem to date. It is revealed that absence in system of teaching of an orientation on prevention of information dependence conducts to unavailability of pupils to achieve the training objectives -formations of the healthy, comprehensively developed personality. Thus, prevention of information de-

pendence of school students has to become the integral component of training of younger teenagers.

Keywords: information dependence, prevention information depending, teaching methodology.

Средства массовой информации сегодня являются мощным и незаменимым инструментом в руках человека, но, в то же время, несет в себе такую опасность как информационная зависимость, являющуюся одной из распространенных заболеваний 21-го века [3]. Так как существование этой проблемы неоспоримо, а масштабы ее охвата практически неограниченны, существует необходимость построения методик профилактики информационной зависимости [1]. В связи с этим, школа, как основной институт социализации подрастающего поколения, обязана принимать участие в профилактике информационной зависимости младших подростков.

С целью определения уровня факторов риска формирования информационной зависимости у учащихся 5-х классов, мы провели наше экспериментальное исследование.

Оно проводилось нами в период с 2011 по 2013 гг. на базе средних общеобразовательных учебных заведений № 26, № 625, № 13, № 268 Невского района города Санкт-Петербурга. В работе участвовали ученики 5-х классов. Общее количество школьников охваченных экспериментальным исследованием составило 217 человек (из них 116 девушки и 101 юноши). В соответствии с поставленной целью была определена структура экспериментального исследования, отражающая его этапы, а также методы и подходы.

На основании факторов риска формирования информационной зависимости мы определили критерии сформированности установок, препятствующих формированию информационной зависимости учащихся 5-х классов:

1. Когнитивный критерий, представляющий собой сформированность у младших подростков представлений и знаний о негативном влиянии информационной зависимости на процессы социального и психического развития.

2. Социально-психологический критерий, подразумевающий формирование, развитие и закрепление социально-психологических установок, способствующих снижению негативного влияния факторов зависимости и формированию устойчивых поведенческих барьеров, препятствующих повторному развитию зависимого поведения.

3. Личностный, предполагающий формирование, развитие эмоциональной сферы и закрепление ценностных установок, препятствующих развитию информационной зависимости.

В ходе эксперимента мы получили результаты по вышеуказанным критериям. Нам было необходимо решить следующие задачи:

- получить информацию об уровне сформированности у младших подростков представлений о негативном влиянии информационной зависимости, методах противостояния негативному воздействию СМИ;

- получить информацию об уровне сформированности социальнопсихологических установок учащихся, а значит о сформированности и развитии навыков общения, навыков принятия решений, о мотивации во время деятельности, об уровне субъективного контроля учащихся, о способностях выбирать модели поведения и виды деятельности, альтернативные информационной и другим видам зависимостей;

- получить информацию об уровне сформированности личностной сферы, а значит об уровне тревожности учащихся, об уровне сформированности ценностных установок, об уровне агрессии и враждебности, о важных психофизиологических аспектах, таких как сила, уравновешенность, подвижность нервной системы, самочувствие, активность, настроение.

- на основании уровня сформированности когнитивных, социальнопсихологических, личностных установок, используя интегральный показатель, определить уровень сформированности установок, препятствующих формированию информационной зависимости учащихся 5-х классов.

Для решения этой задачи нами была разработана модель исследования уровней сформированности установок, препятствующих формированию информационной зависимости учащихся 5 классов, представленной на схеме 1.

Схема 1

Модель исследования уровней сформированности установок, препятствующих формированию информационной зависимости учащихся 5-х классов

Критерии сформированности установок, препятствующих развитию

информационной зависимости у учащихся 5 классов

Ф Ф Ф

Когнитивный Социально- психологический Личностный

Ф Ф Ф

Методы исследования

Ф Ф Ф

- Срезовая работа по пройденному материалу - Интегрированная оценка за выполнение внеклассных работ - «Мотивация успеха и боязнь неудачи» опросник А. А. Реана - УСК (уровень субъективного контроля) - Смотр-конкурс «Мое лучшее достижение» - Тест школьной тревожности Филлипса - М. Рокич «ценностные ориентации» - Опросник Басса-Дарки - анкетирование «Мои предпочтения»

Ф Ф Ф

Уровень сформированности

Ф Ф Ф

Низкий 0-4 баллов Средний 5-7 баллов Низкий 0-8 баллов Средний 9-11 баллов Низкий 0-11 баллов Средний 12-15 баллов

Высокий 8 -10 баллов Высокий 12-15 баллов Высокий 16-20 баллов

Ф Ф Ф

Тип сформированности

Ф Ф Ф

Несформированный 0-25 Дисгармоничный 26-35 Сбалансированный 36-45

Для оценки результатов тестовых методик использовалась балльно-рейтинговая система. Для обработки данных нами применялся компьютерный метод использования баз данных, систем таблиц и диаграмм.

Для обработки данных мы пользовались интегральным показателем, который позволил достоверно по каждому учащемуся высчитать его уровень результатов по указанным критериям.

Проанализировав результаты контрольных, срезовых, домашних работ, мы определили уровень сформированности когнитивных установок, препятствующих формированию информационной зависимости учащихся. Исходя из этих данных, следует, что большинство учащихся слабо владеет необходимым материалом. Большинство учащихся достигли уровня сформированности когнитивных установок на уровне «низкий» -31,75% и «средний» - 45,25%.

Таким образом, на основании полученных данных мы пришли к выводу, что при обучении младших подростков 10-12 лет уделяется недостаточно внимания формированию и развитию знаний и представлений учащихся по проблеме информационной зависимости. Опираясь на исследования [5, 7], мы определили, что наиболее важными показателями, подлежащими исследованию, являются: навыки общения; направленность мотивационной сферы; готовность противостоять неудачам; деятельность, альтернативная зависимому поведению (см. схему 1).

В результате мы определили уровень сформированности социальнопсихологических установок, препятствующих формированию информационной зависимости учащихся. Исходя из этих данных, следует, что большинство учащихся достигли уровня сформированности социально-психологических установок на уровне «низкий» -27,45% и «средний» - 33,60%.

На основе исследований, представленных в [2, 4, 6], мы определили, что наиболее важными показателями, подлежащими исследованию, являются: ценностные ориентации личности, отношение учащегося к себе и окружающим, эмоциональный комфорт учащегося в коллективе, эмоциональный самоконтроль учащегося, психофизиологические особенности учащегося (см. схему 1).

Проанализировав эти результаты, мы определили уровень сформированности личностных установок, препятствующих формированию информационной зависимости учащихся. Исходя из этих данных, следует, что большинство учащихся достигли уровня сформированности социально-психологических установок на уровне «низкий» - 24,55% и «средний» - 39,80%.

На основании уровня сформированности когнитивных, социально-

психологических, личностных установок, используя интегральный показатель, мы определили общий итоговый уровень сформированности установок, препятствующих формированию информационной зависимости учащихся 5 классов.

Результаты констатирующего эксперимента, представленные на рисунке 1, показали, что 52,50% респондентов показали результаты, соответствующие дисгармоничному типу сформированности установок, препятствующих формированию информационной зависимости, 23,75% - сбалансированному, 23,75% - несформированному. Это говорит о высоком риске формирования у них информационной зависимости.

Рис. 1. Уровень сформированности установок, препятствующих формированию информационной зависимости учащихся 5 классов

Полученные результаты показали, что риск формирования и развития информационной зависимости младших подростков достаточно высок, лишь у 23,75% респондентов наблюдается сбалансированность качеств личности и установок, препятствующих формированию информационной зависимости. Это доказывает недостаточную эффективность существующих методик преподавания.

Отсутствие в системе преподавания направленности на профилактику информационной зависимости ведет к неготовности учащихся достичь целей обучения - формирования здоровой, всесторонне развитой личности. Таким образом, профилактика информационной зависимости школьников должна стать неотъемлемой составляющей обучения младших подростков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грачев, Г.В. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / Г.В. Грачев, И.К. Мельник. - М. : Алгоритм-2002, 2003. - 235 с.

2. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! : теория и практика

школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. - М. :

Новая школа, 1996. - 252 с.

3. Котляров А.В. Другие наркотики, или Homo Addictus / А.В. Котляров - М. : Психотерапия, 2006. - 480 с.

4. Рожков, М.И. Социальное закаливание как фактор профилактики употребления психоактивных веществ / М.И. Рожков. - Ярославль : Изд-во Яросл. гос. пед ун-та, 2006. - 160 с.

5. Рожков, М.И. Профилактика наркомании у подростков / М.И. Рожков, М. А. Ковальчук.

- М. : Владос, 2003. - 160 с.

6. Сорокина, Л.А. Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы / Л.А. Сорокина, З.В. Быстрова, К.М. Цыпнятова // Астраханский вестник экологического образования. - 2014. - № 1 (27). - С. 97-100.

7. Сыромятникова, Л.И. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников / Л.И. Сыромятникова, И.Н. Шлет, Л.Г. Буйнов // Молодой ученый. - 2013. - №

11. - С. 660-662.

REFERENCES

1. Grachev, G.V. and Melnik, I.K. (2003), Manipulation personality: organization, ways and technologies of information and psychological influence, publishing house “Algoritm2002”, Moscow.

2. Karakovsky, VA., Novikova L.I. and Selivanova N.L. (1996), "Education? Education. Education!", Theory and practice of school educational systems, publishing house “New school”, Moscow.

3. Kotlyarov A.V. (2006), Other drugs, or Homo Addictus, publishing house “Psychotherapy”, Moscow.

4. Rozhkov, M.I. (2006), Social hardening as factor of prevention of the use of psychoactive agents, publishing house Yaroslavl state education university, Yaroslavl.

5. Rozhkov, M.I. and Kovalchuk, M.A. (2003), Drug addiction prevention at teenagers, publishing house “Vlados”, Moscow.

6. Sorokina, L.A., Bystrov Z.V. and Tsypnyatov, K.M. (2014), “Ecology of health and ecological culture as the perspective directions in the school”, Astrakhan Journal of environmental education, No. 1 (27), pp. 97-100.

7. Syromyatnikova, L.I., Shpet, I.N. and Buynov L.G. (2013), “Features of gender conditions of prevention of drug addiction of seniors”, Young scientist, No. 11, pp. 660-662.

Контактная информация: boykov.alik@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 05.04.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.