Научная статья на тему 'Теоретико-понятийная основа информационной зависимости подростков'

Теоретико-понятийная основа информационной зависимости подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
454
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ЗАВИСИМОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / INFORMATION DEPENDENCE / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ / VALUE-SEMANTIC ORIENTATIONS / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / PSYCHOLOGICAL DEPENDENCE / ФАКТОРЫ РИСКА ИНФОРМАЦИОННОЙ ЗАВИСИМОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ ЗАВИСИМОСТИ / RISK FACTORS BASED ON INFORMATION / PREVENTION OF INFORMATION DEPENDENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панькин Павел Владимирович, Иванов Александр Михайлович

В статье рассматриваются теоретические вопросы исследования информационной зависимости подростков. В связи с развитием информационных и коммуникационных технологий в современном обществе роль информации претерпела трансформацию и стала одним из главных элементов в жизни любого человека. Основным источником информации стали электронные источники информации, заменяющие собственный опыт, общение и литературу. Возросшее воздействие информации на человека вызывает негативные последствия в виде препятствия нормальному формированию ценностно-смысловых ориентиров и ухудшения здоровья. Данное воздействие особенно усиливается в подростковом возрасте. Анализируются трактовки основных понятий и предлагается авторское определение терминов «информация» и «информационная зависимость». Информационная зависимость основывается на зависимости человека, которая бывает физической и психологической. Психологическая зависимость характеризуется навязчиво-зависимым поведением («compulsive-habitualbehavior»), формирующимся за счёт таких факторов как социальный, психологический, медицинский и др. В современном обществе основным источником получения информации для подростков является телевидение и интернет, поэтому постоянное их использование определяется как технологическая (поведенческая) зависимость, то есть чрезмерное взаимодействие человека и СМИ. Также рассматриваются возрастные особенности подростков, группы факторов риска возникновения информационной зависимости, включающие когнитивные, социально-психологические, личностные и медицинские. Определены направления профилактики информационной зависимости подростков и предложены результаты её проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETIC-CONCEPTUAL BASIS FOR INFORMATION BASED ON TEENAGERS

The article considers theoretical questions of the research, information based on adolescents. In connection with the development of information and communication technologies in modern society, the role of information has undergone a transformation and has become one of the main elements in the life of any person. The main source of information are the electronic sources of information, replacing his own experience, communication and literature. The increased influence of information on human causes negative consequences in the form of an impediment to the normal formation of axiological orientations and deterioration of health. This effect is particularly heightened in adolescence. Studies the interpretation of the basic concepts and proposes the author's definition of the terms "information" and "information addiction". The dependence on information is based on the dependence of man, which is physical and psychological. Psychological dependence is characterized by obsessive-compulsive behavior ("compulsive-habitualbehavior"), formed at the expense of such factors as social, psychological, medical, etc. In modern society, the main source of information for teens is television and the Internet, so their permanent use is defined as technological (behavioral) dependence, that is, excessive interaction between a person and the media. Also discusses age features of teenagers of group of risk factors for information addiction, including cognitive, socio-psychological, personal and medical. The directions of prevention information based on adolescents and the results of its implementation.

Текст научной работы на тему «Теоретико-понятийная основа информационной зависимости подростков»

педагогические науки

Панькин Павел Владимирович, Иванов Александр Михайлович ТЕОРЕТИКО-ПОНЯТИЙНАЯ ОСНОВА ИНФОРМАЦИОННОЙ ...

УДК 37.013

ТЕОРЕТИКО-ПОНЯТИЙНАЯ ОСНОВА ИНФОРМАЦИОННОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ

© 2017

Панькин Павел Владимирович, старший преподаватель кафедры

«Экономика, экономический анализ и менеджмент» Иванов Александр Михайлович, старший преподаватель кафедры «Безопасность жизнедеятельности и основы медицинских знаний» Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (399770, Россия, Елец, ул. Коммунаров, д. 28, e-mail: ivanov.iam48@yandex.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические вопросы исследования информационной зависимости подростков. В связи с развитием информационных и коммуникационных технологий в современном обществе роль информации претерпела трансформацию и стала одним из главных элементов в жизни любого человека. Основным источником информации стали электронные источники информации, заменяющие собственный опыт, общение и литературу. Возросшее воздействие информации на человека вызывает негативные последствия в виде препятствия нормальному формированию ценностно-смысловых ориентиров и ухудшения здоровья. Данное воздействие особенно усиливается в подростковом возрасте. Анализируются трактовки основных понятий и предлагается авторское определение терминов «информация» и «информационная зависимость». Информационная зависимость основывается на зависимости человека, которая бывает физической и психологической. Психологическая зависимость характеризуется навязчиво-зависимым поведением («compulsive-habitualbehavior»), формирующимся за счёт таких факторов как социальный, психологический, медицинский и др. В современном обществе основным источником получения информации для подростков является телевидение и интернет, поэтому постоянное их использование определяется как технологическая (поведенческая) зависимость, то есть чрезмерное взаимодействие человека и СМИ. Также рассматриваются возрастные особенности подростков, группы факторов риска возникновения информационной зависимости, включающие когнитивные, социально-психологические, личностные и медицинские. Определены направления профилактики информационной зависимости подростков и предложены результаты её проведения.

Ключевые слова: информация, зависимость, информационная зависимость, ценностно-смысловые ориентиры, психологическая зависимость, факторы риска информационной зависимости, профилактика информационной зависимости.

THEORETIC-CONCEPTUAL BASIS FOR INFORMATION BASED ON TEENAGERS

© 2017

Pankin Pavel Vladimirovich, senior lecturer of the department "Economics, economic analysis and management" Ivanov Alexander Mikhailovich, senior lecturer of the department "Life safety and the basics of medical knowledge" Yelets State University (399770, Russia, Yelets, Communard st., d. 28, e-mail: ivanov.iam48@yandex.ru)

Abstract. The article considers theoretical questions of the research, information based on adolescents. In connection with the development of information and communication technologies in modern society, the role of information has undergone a transformation and has become one of the main elements in the life of any person. The main source of information are the electronic sources of information, replacing his own experience, communication and literature. The increased influence of information on human causes negative consequences in the form of an impediment to the normal formation of axiological orientations and deterioration of health. This effect is particularly heightened in adolescence. Studies the interpretation of the basic concepts and proposes the author's definition of the terms "information" and "information addiction". The dependence on information is based on the dependence of man, which is physical and psychological. Psychological dependence is characterized by obsessive-compulsive behavior ("compulsive-habitualbehavior"), formed at the expense of such factors as social, psychological, medical, etc. In modern society, the main source of information for teens is television and the Internet, so their permanent use is defined as technological (behavioral) dependence, that is, excessive interaction between a person and the media. Also discusses age features of teenagers of group of risk factors for information addiction, including cognitive, socio-psychological, personal and medical. The directions of prevention information based on adolescents and the results of its implementation.

Keywords: information dependence, information dependence, value-semantic orientations, psychological dependence, risk factors based on information, prevention of information dependence.

Информация в современном мире стала неотъемлемым элементом повседневной жизни. А компьютеризация способствовала ещё большему её распространению, в связи с чем, существенно возросла нагрузка на человека и особенно на подростков. Так как в этом возрасте окончательно формируются ценностно-смысловые ориентиры, а чрезмерная нагрузка в виде огромного потока информации препятствует нормальному их формированию и влияет на здоровье, вызывая различные болезни.

В современном обществе одной из главных проблем является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, что находит отражение в изучении в различных отраслях научного знания, таких как медицина, психология, педагогика, безопасность жизнедеятельности и

др. [1, 2, 3].

Поэтому приоритетное значение, в условиях высокой значимости исследования данной проблематики, имеют проблемы профилактики информационной зави-

симости подростков, в том числе в учебно-воспитательном процессе.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить общенаучность термина «информация», использующееся в разных научных сферах. Однако не существует единства трактовки данного научного термина. Так, понятие «информация» в психологическом словаре трактуется как сведения в окружающем мире и идущих в нем процессах, которые воспринимаются человеком или специальными устройствами [4]. В большом энциклопедическом словаре термин «информация» определяется как сведения, передаваемые людьми различными способами: устным, письменным, с помощью условных сигналов, технических средств и т. д. [5]. Толковый словарь Ожегова трактует информацию как сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством [6]. Федеральный закон «Об ин-

Pankin Pavel Vladimirovich, Ivanov Alexander Mikhailovich THEORETIC-CONCEPTUAL BASIS FOR INFORMATION ..

pedagogical sciences

формации, информационных технологиях и о защите информации», определяет информацию как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления [7]. Отсутствие единства трактовки рассматриваемого термина вызывает необходимость рассмотрения информации в философском аспекте. В философском словаре информация трактуется как «результат отражения одного объекта в другом, используемый, в конечном счете, для формирования управляющих воздействий». Поэтому для раскрытия сущности информации с философской точки зрения необходимо понимание «трех основных её аспектов: синтаксического, семантического и прагматического» [8, с. 134].

По мнению Л.В. Баевой, информация выступает определенным свойством материи, имеющей аналогичные признаки, и её существование не зависит от сознания. Она приравнивает информацию с такими категориями, как материя, пространство, время, системность и др. [9, с. 56].

Поэтому более ёмким и обоснованным определением «информации» является следующая трактовка: «сведения (данные, сообщения), передаваемые любым возможным способом и предназначенные для восприятия человеком».

В процессе обучения подросток может получать необходимую информацию как из собственного опыта и общения с педагогами и сверстниками, так и из различных источников информации, такие как книги, учебники и информационно-образовательные ресурсы. Современное развитие образования привело к тому, что подростки получают информации больше из электронных источников информации, чем из собственного опыта, общения и различной литературы. По словам Г.В. Грачева и И.К. Мельник, в современном обществе главным информационным источником для обучающихся выступают средства массовой информации (СМИ), являющиеся формами передачи информации массовому потребителю [10].

Из всех существующих видов СМИ наибольшее распространение для получения информации среди подростков получили телевидение и интернет. Именно эти формы получения информации и способствуют формированию такой проблемы, как информационная зависимость.

Первоначально термин «зависимость» использовался относительно людей, испытывающих патологическую тягу к различным химическим веществам (алкоголь, никотин, наркотики и т.п.). В дальнейшем изучение этого вопроса позволило выявить его более широкое понимание.

Из многообразия существующих понятий «зависимости», как в отечественной, так и в зарубежной литературе, выделяются два направления. В психологическом словаре они выделяются как два вида зависимости: физиологическая (потребность организма в определенном веществе для нормального функционирования); психологическая (потребность аффективного происхождения) [6]. Более приемлемой, в области нашего исследования, является психологическая зависимость, характеризующаяся навязчиво-зависимым поведением («сотрик^е-haЫtualbehavюr»), формирующееся за счёт различных факторов, таких как социальный, психологический, медицинский и др.). По мнению Ц.П. Короленко термин «зависимость» определяется как форма деструктивного поведения, выражающаяся в стремлении к уклонению от реальности за счет изменения своего психического состояния посредством постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, сопровождающееся развитием интенсивных эмоций [14 с. 5]. Л.Г. Леонова, В.Д. Менделевич и Е.И. Николаева рассматривают зависимость как специфическое поведение, формирующееся под воздействие психологических и физиологических особенностей подростков, а также социальных условий [11, 12, 13]._

Следовательно, основанием зависимости выступает определённая тяга подростков уходить от неудовлетворяющей реальности. Формирование такого поведения у подростков обуславливается появлением внутреннего дискомфортного психического состояния, от которого он стремится дислоцироваться, что неблагоприятно влияет на здоровое состояние подростков. У подростков данное поведение формируется вследствие возникновения у них дискомфортного внутреннего психического состояния, от которого они хотят уйти. Как отмечает М.А. Шаталина, такое состояние может быть вызвано внутренними и внешними факторами, но последние всегда воспринимаются и осознаются подростками, производя воздействие на подсознание и становятся, таким образом, внутренними [15].

Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы выявил выделение отдельного вида в психологической зависимости - поведенческая зависимость. Исследователи данного направления (А.Ю. Егоров, Ц.П. Короленко, А.И. Шаева, F.D. Davis, M. Griffiths, D. King и др.), подразделяя психологическую зависимость на определённые виды, выделяют технологическую зависимость [16, 17, 18, 19, 20, 21, 22]. Данная зависимость определяется как подвид психологической зависимости, характеризующийся изменением психического состояния за счёт взаимодействия человека и технического средства.

Исходя из того, что основным источником получения информации для подростков выступает телевидение и интернет (СМИ), то более объективной и подходящей считается концепция M. Griffiths, согласно которой, постоянное использование СМИ определяется как технологическая (поведенческая) зависимость, то есть чрезмерное взаимодействие человека и СМИ [20].

Информационное поле в настоящее время в большинстве случаев способствует трансформации поступающей информации в источник негативного воздействия и становясь опасным для подростков (Г.В. Грачёв, А.Е. Личко, М.И. Рожков и др.) [23, 24, 25].

Именно на возможные угрозы для физического и морально-нравственного развития личности подростков в XXI веке путем воздействия СМИ указывали многие учёные (Т. Робинсон, Ф. Циммерман, П. Штурк и др.) [26, 27]. Преобладающей по своей распространенности из существующих элементов отклоняющегося поведения является информационная зависимость. Поэтому, одними из первостепенных задач стоящими перед современным образованием становятся: во-первых, обучение нового поколения безопасно и эффективно работать с поступающей информацией, во-вторых, интеграция различных профилактических программ в учебный процесс для предотвращения информационной зависимости.

Процесс обучения должен помогать формировать у подростков целевую установку на здоровый образ жизни, исключающую или снижающую до минимума угрозу любого зависимого поведения. Главной составляющей данной установки является ценностно-смысловое ориентирование в области ведения здорового образа жизни, сводящий к минимуму риски зависимого поведения подростков [28, с. 112].

Можно сделать вывод, что понятие информационной зависимости целесообразно трактовать как навязчиво-зависимое поведение, связанное с развитием интенсивных эмоций и препятствующее адаптации, выражающееся в постоянном стремлении уйти от реальности путем изменения психического состояния с помощью фиксации внимания на СМИ.

В целях исследования данной проблемы и проведения её профилактики необходимо определить факторы, определяющие риск формирования информационной зависимости.

На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы по данному вопросу все факторы целесообразно разделить на четыре группы:

педагогические науки

Панькин Павел Владимирович, Иванов Александр Михайлович

ТЕОРЕТИКО-ПОНЯТИЙНАЯ ОСНОВА ИНФОРМАЦИОННОЙ ...

1) когнитивные. Отсутствие сформированного представления у подростков о негативном воздействии зависимого поведения на физические, социальные и психологические процессы развития создаёт условия для формирования девиантного поведения [29, 30, 31, 32];

2) социально-психологические. Главной проблемой возникновения таких рисков является неспособность человека к рациональному взаимодействию с социумом из-за социально-психологических особенностей человека, среды и их сочетания [11, 33, 34];

3) личностные. Дисгармоничное развитие личности может способствовать развитию различных отклонений, которые могут выражаться в виде зависимости [35, 36, 37, 38];

4) медицинские. Развитие информационной зависимости, как подвид психологической зависимости, может осуществляться под воздействием соматических и психических заболеваний, умственного недоразвития и другое [24, 29, 39]. Однако, ввиду того, что такие заболевания являются приоритетом медицинской области знаний, то с педагогического аспекта они не будут подвергаться детальному анализу.

Детальное исследование выявленной группировки факторов риска позволит разработать эффективную методику в целях успешной профилактики информационной зависимости подростков.

Анализ источников литературы по проблематике информационной зависимости позволил выявить три группы возрастных особенностей подростков, включающие:

1) особенности, определяющие значимость предупреждения информационной зависимости, являющейся одним из главных факторов определяющего гармоничное развитие личности (трансформация эмоционально-личностной сферы и установлении на этой основе социальной позиции);

2) особенности, подчёркивающие существенную эффективность педагогической профилактики информационной зависимости (формирование стилей мышления и ценностно-смысловых ориентиров);

3) особенности, способствующие увеличению вероятности формирования информационной зависимости (социализация подростков, формирование целевых установок, на основе чего приобретаются новые виды деятельности) [11, 25, 26, 27].

Исследование современных подходов предупреждения зависимого поведения позволило выделить четыре направления профилактики информационной зависимости подростков и предполагаемые результаты её проведения:

1) информационное (формирование и совершенствование теоретических знаний информационной зависимости);

2) социально-психологическое (формирование и развитие социальной компетентности);

3) личностное (совершенствование эмоциональной сферы);

4) тренинговое (формирование ценностно-смысловых ориентиров у подростков) [24, 27].

Отсюда следует, что процесс профилактики информационной зависимости не должен носить однонаправленность, а должен иметь системный характер, включающий все виды жизнедеятельности подростков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баранов, А.А. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности / А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина, А.Г. Ильин // Российский педиатрический журнал. 2005. № 2. С. 4-8.

2. Зернюк, А.Д. Факторы, влияющие на формирование репродуктивного потенциала современных подростков / А.Д. Зернюк, В.А. Колмык // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2011. № 5. С. 73-79.

3. Мирский, В.Е. Ухудшение состояния здоровья молодого населения России - опасная тенденция, основные причины и пути выхода из кризиса / В.Е. Мирский,

С.В. Рищук // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2013. № 4. С. 100-112.

4. Психологический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psychologist.ru/dictionary_of_ terms/index.htm?

5. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedu.ru/ bigencdic.

6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: Азъ, 1995. 928 с.

7. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sibarchives.ru/legislation/law/149fz/

8. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 4-е изд. М.: Политиздат, 1981. 445 с.

9. Баева Л.В. Информационная эпоха: метаморфоза классических ценностей: монография / Л.В. Баева. Астрахань: «Астраханский университет», 2008. 217 с.

10. Грачев, Г.В. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / Г.В. Грачев, И.К. Мельник. М.: Эксмо, 2003. 112 с.

11. Леонова, Л.Г. Вопросы профилактики аддиктив-ного поведения в подростковом возрасте: учеб.-метод. пособие / Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева. Новосибирск: НМИ, 1998.48 с.

12. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. СПб.: Речь, 2005. 444 с.

13. Николаева, Е.И. Аддиктология. Теоретические и экспериментальные исследования формирования аддик-ций / Е.И. Николаева, В.Г. Каменская. М.: Форум, 2011. 208 с.

14. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1991. №1. С. 8-15.

15. Шаталина М.А. Анализ факторов, влияющих на формирование Интрнет-аддикции [Электронный ресурс] / М.А. Шаталина. Режим доступа: http://cyberpsy. ru/201l/03/shatalina-m-a-analiz-faktorov-vliyayushhix-aformirovanie-internet-addikcii.

16. Егоров, А.Ю. Нехимические зависимости / А.Ю. Егоров. СПб.: Речь, 2007. 190 с.

17. Короленко, Ц.П. Семь путей к катастрофе / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. Новосибирск: Наука, 1990. 224 с.

18. Шаев, А.И. Кинетика этанола в биологических средах / А.И. Шаев, Т.О. Баринская, А.В. Смирнов // Наркология. 2007. № 5. С. 50-57.

19. Davis, F.D. Perceived usefulness, perceived ease of use, and user acceptance of information technology / F.D. Davis // MIS Quarterly. 1989. № 13(3). P. 319-340.

20. Griffiths, M. A 'components' model of addiction within biopsychosocial framework / M. Griffiths // Journal of Substance Use. 2005. № 10 (4). P.191-197.

21. Griffiths, M. The role of context in online gaming excess and addiction: some case study evidence / M. Griffiths // International Journal of Mental Health and Addiction. 2010. № 8. P. 119-125.

22. King, D. The psychological study of video game players: methodological challenges and practical advice / D. King, P. Delfabbro, M. Griffiths // International Journal of Mental Health and Addiction. 2009. № 7. P. 555-562.

23. Грачёв Г.В. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / Г.В. Грачёв, И.К. Мельник. М.: Эксмо, 2003. 112 с.

24. Личко А.Е. Психопатии и акцентуация характера у подростков / А.Е. Личко. Л.: Медицина, 1983. 256 с.

25. Рожков М.И. Профилактика наркомании у подростков / М.И. Рожков, М.А. Ковальчук. М.: Владос, 2003. 160 с.

26. Реан А.А. Психология и психодиагностика лич-

Pankin Pavel Vladimirovich, Ivanov Alexander Mikhailovich

THEORETIC-CONCEPTUAL BASIS FOR INFORMATION .

pedagogical sciences

ности: теория, методы исследований, практикум / А.А. Реан. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. 255 с.

27. Фельдштейн Д.И. Психология взросления / Д.И. Фельдштейн. М.: Флинта, 2004. 670 с.

28. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине / Н. Винер. 2-е изд. М.: Наука, 1983. 344 с.

29. Березин, C.B. Психология наркотической зависимости и созависимости. / C.B. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров. М.: МПА, 2001. 54 с.

30. Кекелидзе, 3. В омуте игры / 3. Кекелидзе // Мед. газ. 2005. № 97. С. 7.

31. Bandura, A. Self-Efficacy: The Exercise of Control / A. Bandura. New York: W.H. Freeman and Company, 1997. 604 p.

32. Ellis, A. How to Stubbornly Refuse to Make Yourself Miserable About Anything Yes, Anything! / A. Ellis. New York: Kensington Publishing Corp, 2006. 212 p.

33. Шаталина, М.А. Анализ факторов, влияющих на формирование Интрнет-аддикции [Электронный ресурс] / М.А. Шаталина. Режим доступа: http://cyberpsy. m/201l/03/shatalina-m-a-analiz-faktorov-vliyayushhix-na-formirovanie-internet-addikcii.

34. Sameroff, A. J. Accumulation of environmental risk and child mental health / A. J. Sameroff, R. Seifer // Children of poverty: research, health, and policy issues. New York, 1995. P. 233-253.

35. Малыгин, В.Л. Индивидуально-психологические и социальные факторы риска формирования зависимого поведения / В.Л. Малыгин, И.В. Ежов, И.Я. Туревский // Наркозависимость и медико-социальные последствия: стратегии профилактики и терапии: сборник материалов международной конференции / под ред. В.Д. Менделевича. Казань, 2003.

36. Мунтян, П. Вид компьютерной аддикции: зависимость от компьютерных игр: хрестоматия / П. Мунтян; сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 2005. 592 с.

37. Рохлина, М.Л. Психоорганический синдром у больных наркоманиями / М.Л. Рохлина, А.А. Козлов // Вопросы наркологии. 2000. №3. С. 29-35.

38. Шипицына, Л.М. Диагностика наркомании у подростков группы риска / Л.М. Шипицына // Мир детства. 2002. № 1. С. 29-30.

39. Личко, А.Е. Подростковая наркология / А.Е. Личко, В.С. Битенский. М.: Медицина, 1991. 304 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 14.11.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.