Научная статья на тему 'Методика профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс)'

Методика профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
629
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ ЗАВИСИМОСТИ / ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойков Александр Евгеньевич

Рассмотрен актуальный на сегодня вопрос реализации профилактики информационной зависимости школьников 5 классов (младших подростков 10-12 лет) в рамках учебного процесса школьного курса ОБЖ. Представлена разработанная и опробованная автором методика профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology for prevention of the school student’s information dependence in the course of basics of safety and survival (the 5th class)

The relevant issue of prevention realization aimed at the 5 th class school student’s information dependence (younger teenagers aged 10 12 years) in frames of the educational process of the school course of basics of safety and survival has been considered. The methodology for prevention of the information dependence of the school students developed and tested by the author has been presented in frames of the school course of basics of safety and survival (the 5th class).

Текст научной работы на тему «Методика профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс)»

УДК 372.8

МЕТОДИКА ПРОФИЛАКТИКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЗАВИСИМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ ОБЖ (5 КЛАСС)

Александр Евгеньевич Бойков, аспирант,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

Санкт-Петербург

Аннотация

Рассмотрен актуальный на сегодня вопрос реализации профилактики информационной зависимости школьников 5 классов (младших подростков 10-12 лет) в рамках учебного процесса школьного курса ОБЖ. Представлена разработанная и опробованная автором методика профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс).

Ключевые слова: информационная зависимость, профилактика информационной зависимости, воспитание, формирование здорового образа жизни.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p10-16

METHODOLOGY FOR PREVENTION OF THE SCHOOL STUDENT’S INFORMATION DEPENDENCE IN THE COURSE OF BASICS OF SAFETY AND

SURVIVAL (THE 5TH CLASS)

Alexandr Evgenevich Boykov, the post-graduate student,

The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

Annotation

The relevant issue of prevention realization aimed at the 5th class school student’s information dependence (younger teenagers aged 10 - 12 years) in frames of the educational process of the school course of basics of safety and survival has been considered. The methodology for prevention of the information dependence of the school students developed and tested by the author has been presented in frames of the school course of basics of safety and survival (the 5th class).

Keywords: information dependence, prevention of information dependence, education, promotion of healthy lifestyles.

Изменение социальной среды диктует новое состояние мировой цивилизации, которая сейчас активно переходит в информационную стадию развития. Проанализировав сегодняшнее состояние информационного пространства, можно сделать вывод, что оно зачастую является источником отрицательного воздействия на школьников. Одной из наиболее острых проблем общества становится проблема зависимости школьников от различных средств массовой информации и коммуникации.

Таким образом, актуализация качественно новых угроз безопасности учащихся, а также отсутствие педагогических условий обеспечения информационной защиты школьников в системе образования свидетельствует о целесообразности внедрения в учебный процесс методик профилактики информационной зависимости учащихся.

Наиболее полно реализовать цели и задачи профилактики информационной зависимости школьников позволяет школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности».

В связи с этим мы разработали и опробовали на практике методику профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс), состоящую из целевого, содержательного, организационно-деятельностного и аналитико-результативного компонента.

Целевой компонент. Основной целью профилактики информационной зависимости учащихся в курсе ОБЖ (5 класс) является формирование у них установок здорового и безопасного образа жизни посредством построения правильных способов взаимодей-

ствия с источниками информационного воздействия и формирования качеств, обеспечивающих защиту от возможности развития информационной зависимости.

Цели профилактики информационной зависимости школьников могут быть достигнуты за счет внедрения ее элементов в учебный процесс при изучении школьного курса ОБЖ (5 класс). Это дает возможность выстроить программу профилактики информационной зависимости школьников, следуя обозначенным целям и задачам разработанной нами методики.

Профилактическая работа с младшими подростками в общеобразовательных учреждениях носит превентивный характер и заключается в том, чтобы каждый учащийся понимал, что только он отвечает за свое здоровье, чтобы знал сущность и последствия информационной зависимости, а также причины ее формирования.

Важным аспектом при этом является формирование у учащихся позитивных личностных регуляционных механизмов, способствующих их конструктивному поведению в рамках здорового образа жизни [1]. Изучение способов и механизмов развития информационной зависимости будет способствовать заложению в структуру активно формирующегося у младшего подростка мировоззрения фундаментальный базис, который придаст ему жизнеутверждающий и оптимистический характер [10].

На сегодняшний день педагогическая профилактика информационной зависимости строится на систематической работе не только с осознаваемыми, но и с бессознательными процессами [5]. Такая работа основывается на духовном развитии личности и направлена на формирование ценностных ориентаций и установок, являющихся базой для предотвращения формирования и развития информационной зависимости.

Важным фактором риска формирования информационной зависимости являются деструктивные изменения в мотивационной сфере личности младшего подростка. Следовательно, одной из главных задач профилактики информационной зависимости является формирование позитивной мотивационной сферы личности, изменение деструктивного образа жизни на конструктивный [9].

Младший подростковый возраст является переломным в жизни человека и сопровождается некоторыми психологическими особенностями, вызванными возрастными изменениями, которые увеличивают риск возникновения информационной зависимости: высокий уровень психической активности, лабильность эмоциональной сферы, низкий уровень контроля над эмоциями и крайняя необходимость психологической разрядки [8].

Как отмечает В.Н. Друзин, анализ мотивов поведения, контроль над своим эмоциональным состоянием, повышение самооценки, освоение навыков саморегуляции, построение альтернативного взаимодействия с окружающими, являются неотъемлемыми элементами профилактики зависимости [3].

Таким образом, основными задачами нашей методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс) являются:

1. Формирование и развитие личности младшего подростка, готовой социализироваться в коллективе.

2. Формирование у учащихся твердого убеждения в негативных последствиях информационной зависимости.

3. Формирование навыков поведения, способствующих снижению влияния факторов риска формирования информационной зависимости.

Содержательный компонент. Обозначенные цели и задачи методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс) определяют следующее содержание профилактической работы:

1. Образовательное направление. Оно основывается на формировании у младших подростков знаний о социальных и психологических последствиях информационной зависимости, причинах ее развития, последствиях, способах отказа от деструктивных моделей взаимодействия со СМИ. Таким образом, образовательное направление способ-

ствует формированию позитивной направленности личности в вопросах здорового образа жизни и противостояния информационной зависимости. Такая работа должна реализовываться с учетом психологических, гендерных и социальных особенностей учащихся.

2. Рефлексивное направление. Данное направление основывается на формировании у младших подростков здоровой рефлексивной позиции.

Процесс формирования рефлексивной позиции является очень сложным процессом, от результата которого зависит, насколько младший подросток способен адекватно оценивать сам себя, свои действия и поведение, а также действия и поведение других людей [4].

А.В. Карпов считает, что формирование здоровой рефлексивной позиции способствует формированию и развитию осознанной, устойчивой позиции младших подростков в сфере здорового образа жизни и отказа от вредных привычек, в том числе и от информационной зависимости [6, 7].

Формирования рефлексивной позиции младшего подростка происходит через процесс его социальной самореализации. Важным аспектом данной деятельности является то, что при отсутствии должного контроля над этим процессом и сферой деятельности младшего подростка, его самостоятельная деятельность может привести к зависимому поведению [11].

Также важнейшим элементом данной деятельности является педагогический контроль аналитической деятельности учащегося в области его социальных отношений и поведения в сложных ситуациях, а также побуждение учащегося к такой деятельности по формированию собственной рефлексивной позиции [12].

Таким образом, для достижения необходимого результата нужно руководить этим процессом путем включения учащегося в решение различных задач социального взаимодействия в реальных и в игровых ситуациях, которые могут быть созданы как в социальном окружении, так и в учебном процессе.

3. Ценностное направление. Данное направление основывается на формировании и коррекции ценностных ориентаций младших подростков. Ценностные ориентации являются основополагающей составляющей структуры личности, воздействующей на ее мотивационную и деятельностную сферу. Искажение системы ценностных ориентаций является одним из факторов формирования информационной зависимости. Поэтому коррекция и правильное формирование ценностных ориентаций должны стать одним из главных направлений профилактики информационной зависимости учащихся 5 классов.

Как утверждают Э. Берн [2], процесс формирования ценностных ориентаций можно разделить на следующие составляющие: формирование умений дифференцировать объекты; построение образовательного процесса на основе ценностей, формирующихся у учащихся; личностно ориентированный характер процесса формирования ценностных ориентаций, в котором система ценностных ориентаций рассматривается как незаменимая составляющая личности; ценностный диалог между педагогом и воспитанником, элементы которого сопровождают учебный процесс; создание вокруг индивида ценностной среды; осознание ценностных ситуаций, способствующих оцениванию индивидом социальных ценностей окружения как своих собственных.

4. Формирование навыков коллективного взаимодействия. Данное направление основывается на включении учащегося в коллективную деятельность, которая развивает и усиливает модели поведения, препятствующие развитию информационной зависимости и уменьшающие воздействие факторов риска.

Для этого учащимся необходимо овладеть навыками коллективного взаимодействия, основными из которых являются следующие: эффективное общение, критическое мышление, уверенность в себе, управление своими эмоциями, принятие решений, создание хороших отношений с окружающими людьми, преодоления жизненных трудностей, противостояние негативным факторам среды и т. д.

М.И. Рожков [10], например, считает наиболее успешным включение учащегося в ситуации, которые создадут необходимые условия для приобретения учащимся опыта, который в дальнейшем реализуется в реальных жизненных условиях, тем самым увеличивая устойчивость личности к отрицательному воздействию.

Таким образом, направляя личность учащегося на освоение адекватных норм поведения и основных способов взаимодействия в коллективе, мы формирует те качества личности, которые будут являться барьерами для формирования у младших подростков информационной зависимости.

5. Включение учащихся в процессы социального взаимодействия. Данное направление основывается на формировании у учащихся комплекса компетентностей, обеспечивающих их участие в процессе социального взаимодействия, а также расширении кругозора младших подростков за счет знакомства и включения их в разнообразные виды общественной деятельности [11].

Организационно-деятельностный компонент. Для реализации целей и содержания профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс) мы выделяем несколько групп методов работы.

Диагностические методы: наблюдение, тестирование, анкетирование и анализ. Эти методы необходимы для решения всех заявленных задач профилактики информационной зависимости, также они используются не только в начале профилактической работы, но и в ее процессе для мониторинга динамики изменений.

Для решения задачи формирования у учащихся твердого убеждения в негативных последствиях информационной зависимости нами используются информационные методы: лекции, беседы, дискуссии, демонстрация видеоматериалов, разъяснения. Эти методы служат для предоставления учащимся необходимой информации по проблеме информационной зависимости, а также формирования и развития понимания негативных последствий информационной зависимости.

Для решения задачи формирования и развития личности учащихся мы использовали методы личностного развития: проведение тренинговых занятий, направленных на снижение уровня тревожности, повышение психологической устойчивости, снятие напряжения, личностно-ориентированное взаимодействие, групповая и индивидуальная работа.

Для решения задачи формирования навыков поведения мы использовали методы коллективного взаимодействия: методы поведенческих навыков, включающих изучение и воспроизведение жизненных ситуаций; обсуждение и анализа проблем, связанных с информационной зависимостью; моделирование ситуаций выбора; коллективная творческая деятельность.

По мнению Д.В. Сухорукова и Л.А. Сорокиной [12], активные методы превентивного обучения имеют ряд преимуществ, так как они повышают способность учащихся приобретать навыки самоконтроля, саморегуляции, принятия решений, а также укрепляют психическую устойчивость и волевые качества учащихся по отношению к неудачам и трудностям. Также необходимо отметить, что процесс профилактики информационной зависимости должен быть систематичным, с использованием разнообразных оптимально подобранных видов и форм деятельности, что необходимо для достижения целей профилактической деятельности.

Аналитико-результативный компонент. Чтобы получить объективную оценку успешности профилактики информационной зависимости, а также вести мониторинг состояния проблемы, нами были выделены критерии эффективности методики профилактики информационной зависимости, то есть сформированности у учащихся качеств свободного от информационной зависимости младшего подростка:

1. Когнитивный критерий представляет собой сформированность у учащихся знаний о негативном влиянии информационной зависимости на личность младших под-

ростков и процессы ее социального и психического становления.

По итогам профилактики учащийся должен обладать рядом знаний о СМИ, об источниках объективной информации, об источниках вредоносной информации, о способах и типах взаимодействия со СМИ, о том, как грамотно строить свою работу с информацией; о построении своего образа жизни используя СМИ с максимальной пользой для себя и окружающих, о причинах появления и развития информационной зависимости, особенностях ее развития и путях ее предотвращения; о негативных последствиях информационной зависимости, об особенностях своего личностного и социального развития, об адекватных способах удовлетворения своих потребностей.

2. Социально-психологический критерий представляет собой сформированность у учащихся адекватных моделей взаимодействия со СМИ, социально-психологических установок, способствующих снижению отрицательного воздействия факторов информационной зависимости и формированию поведенческих навыков, препятствующих повторному развитию информационной зависимости.

В результате у младших подростков должны быть сформированы умения и навыки противостояния негативным факторам окружающей среды: умения грамотно строить свою работу со СМИ (культура работы с информацией) и с окружающей средой, навыки распознавания и выражения эмоций, повышения самооценки, навыки общения, принятия решений, умение разграничения виртуальной и реальной социальной действительности, умение адекватного критичного оценивания предоставляемой информации, умения удовлетворять свои потребности через адекватные модели поведения и виды деятельности, умение выбирать данные виды деятельности, умение строить отношения с окружением, умение слушать и понимать окружающих, умение отстаивать свою точку зрения, навыки стрессоустойчивости, умение адекватно воспринимать критику.

3. Личностный критерий представляет собой сформированность и закрепленность ценностных установок, рефлексивной позиции, позитивной самооценки, препятствующих развитию информационной зависимости. Результатом будет являться сформи-рованность, развитие и закрепление позитивных установок и мотивации на здоровый образ жизни, готовность к поиску проблем своего социального развития, позитивная самооценка, внутреннее спокойствие, ценностное отношение к своему здоровью.

Для решения этой задачи нами были разработаны модели исследования уровня сформированности знаний, социально-психологических установок, личностных установок, а также методики их диагностики, адаптированных к возрасту учащихся. Методики, которые мы выбрали для нашего исследования, являются интегральными и призваны проанализировать ряд компонентов:

- Срезовая работа по пройденному материалу (в виде тестовых заданий и заданий, ответ на которые предполагался в свободной форме).

- Интегрированная оценка за выполнение внеклассных работ.

- Анкетирование «Мои предпочтения»

- Опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А. А. Реан 2008 г.

- Методика «Уровень субъективного контроля» (УСК) Е. Ф. Бажин, Е.А. Го-лынкина, Л. М. Эткинд 2007 г.

- Тест школьной тревожности Филлипса.

- Тест «ценностные ориентации» М. Рокич.

- Опросник Басса-Дарки А. Басс и А. Дарки 1957 г.

- Смотр-конкурс «Мое лучшее достижение».

Таким образом, нами была разработана и опробована методика профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс), составленная с учетом позитивных тенденций действующих профилактических программ и особенностями формирования и развития информационной зависимости. Данная методика соответствует всем требованиям и целям образовательного процесса Российской федерации и учебного

предмета ОБЖ, без затруднений вписывается в учебный процесс, не нарушая его концепции и закономерностей. Поэтому она может быть использована учителями на уроках ОБЖ и других смежных предметов для решения важнейшей задачи современного образования - формирования здоровой, всесторонне развитой личности обучающегося.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байбородова, Л.В. Теория и методика воспитания : учебное пособие /

Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. - М. : Владос, 2004. - 384 с.

2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры : [пер. с англ.] / Э. Берн. - М. : Эксмо, 2008. - 349 с.

3. Друзин, В.Н. Игровая компьютерная аддикция как психолого-педагогический феномен / В.Н. Друзин // Человек как предмет воспитания в современной психолого-педагогической теории и практике : материалы чтений К. Д. Ушинского. Ч. 1. - Ярославль : Изд-во Яросл. гос. пед ун-та, 2008. - С. 92-95.

4. Каган, С.К Истории формирования и взаимодействия человеческих общностей // Человек: соотношение национального и общечеловеческого : сб. материалов международного симпозиума (г. Зугдиди, Грузия, 19-20 мая 2004 г.) / под ред. В. В. Парцвания. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. философ. общества, 2004. - С. 104-110.

5. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: теория и практика

школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. - М. :

Новая школа, 1996. - 252 с.

6. Карпов, A.B. Методологические основы принятия решений / A.B. Карпов. - Ярославль : Изд-во Яросл. гос. пед ун-та, 1999. - 232 с.

7. Карпов, A.B. Психология рефлексивных механизмов управления / A.B. Карпов,

В. В. Пономарева. - М. : Изд-во Ин-та психологии РАН, 2000. - 283 с.

8. Куприянов, Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками: взрослые игры детей / Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. - М. : Владос, 2001. - 214 с.

9. Овчарова, Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте / Р.В. Овчарова. - М. : Изд-во Института развития личности РАО, 1994. - 366 с.

10. Рожков, М.И. Социальное закаливание как фактор профилактики употребления психоактивных веществ / М.И. Рожков. - Ярославль : Изд-во Яросл. гос. пед ун-та, 2006. - 160 с.

11. Рожков, М.И. Профилактика наркомании у подростков / М.И. Рожков, М.А. Ковальчук.

- М. : Владос, 2003. - 160 с.

12. Сухоруков, Д.В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д.В. Сухоруков, Л.А. Сорокина // Образование и наука. - 2014. - № 2 (111). - С. 139-153.

REFERENCES

1. Bayborodova, L.V. and Rozhkov, M. I. (2004), Theory and education technique: manual, publishing house “Vlados”, Moscow.

2. Bern, A. (2008), Games which people play. People who play games, publishing house “Eks-mo”, Moscow.

3. Druzin, V. N. (2008), “Game computer addiction as psychology and pedagogical phenomenon”, Person as an education subject in the modern psychology and pedagogical theory and practice: materials of readings K.D. Ushinsky, publishing house Yaroslavl state education university, Yaroslavl, pp. 92-95.

4. Kagan, S.K (2004), “History of formation and interaction of human communities”, Person:

ratio national and universal, collection materials of the international symposium (of Zugdidi, Georgia, on May 19-20, 2004), publishing house St. Petersburg philosophical society, St. Petersburg, pp. 104-110.

5. Karakovsky, VA., Novikova L.I. and Selivanova N.L. (1996), "Education? Education. Education!" Theory and practice of school educational systems, publishing house “New school”, Moscow.

6. Karpov, A.B. (1999), Methodological bases of decision-making, publishing house Yaroslavl state education university, Yaroslavl.

7. Karpov, A.B. and Ponomareva V.V. (2000), Psychology of reflexive mechanisms of management, publishing house Institute psychology of the Russian Academy of Sciences, Moscow.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Kupriyanov, B. V., Rozhkov, M.I. and Frishman, I.I. (2001), Organization and a technique of

carrying out games with teenagers: Adult games of children, publishing house “Vlados”, Moscow.

9. Ovcharova, R.V. (1994), Social and pedagogical neglect at children's age, publishing house of Institute of development of the identity of Russian Academy of education, Moscow.

10. Rozhkov M.I. (2006), Social hardening as factor of prevention of the use of psychoactive agents, publishing house Yaroslavl state education university, Yaroslavl.

11. Rozhkov M.I. and Kovalchuk M.A. (2003), Drug addiction prevention at teenagers, publishing house “Vlados”, Moscow.

12. Sukhorukov, D.V. and orokina L.A. (2014), “Means stirring up cognitive activity of school students and raising their intellectual Working capacity”, Science and education, No. 2 (111), pp. 139-153.

Контактная информация: bovkov.alik@vandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.04.2014.

УДК 378

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ГПС МЧС РОССИИ

Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Татьяна Викторовна Данилова, соискатель, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Аннотация

В статье представлены результаты исследований по обоснованию требований, предъявляемых к управленческой компетентности выпускников вузов ГПС МЧС России. Авторы отмечают, что эффективность профессиональной деятельности выпускников вузов ГПС МЧС России зависит от целого комплекса способностей, определяющих их управленческую компетентность. К ним относятся: способности организовывать и возглавлять работу коллектива сотрудников ГПС МЧС России; способности к критическому мышлению, исследованию среды обитания при проведении противопожарных мероприятий; способности работать самостоятельно, принимать правильные решения и нести за них ответственность. Сюда же авторы относят: способности использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных задач в сфере пожарной безопасности; способности решать инженерно-технические задачи в сфере своей профессиональной деятельности; способности использовать методы технико-экономического анализа элементов и систем, обеспечивающих пожарную безопасность объектов. Кроме того, большое значение, для профессиональной деятельности выпускников вузов ГПС МЧС России имеют способности проводить экономическую оценку эффективности мероприятий по внедрению элементов систем пожарной безопасности; способности, формирующие готовность к лидерству при локализации и ликвидации пожаров разной категории сложности.

Ключевые слова: требования; управленческая компетентность; выпускники вузов ГПС МЧС России.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p16-21

REQUIREMENTS IMPOSED TO ADMINISTRATIVE COMPETENCE OF THE UNIVERSITY GRADUATES OF STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA

Alexander Eduardovich Bolotin, the doctor of pedagogical sciences, professor,

St. Petersburg State Polytechnical University,

Tatyana Viktorovna Danilova, the competitor,

St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Measures of

Russia

Annotation

The article presents the results of researches on justification of requirements imposed to administrative competence of the university graduates of State Fire Service of Emercom of Russia. Authors note

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.