Научная статья на тему 'Результаты методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс)'

Результаты методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
432
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ ЗАВИСИМОСТИ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБЖ)

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бойков Александр Евгеньевич

Представлены результаты эксперимента по проверке эффективности разработанной автором методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс). Данная методика состоит из 4-х компонентов: целевого, содержательного, организационно-деятельностного и аналитико-результативного. Методика разработана с учетом позитивных тенденций действующих профилактических программ и особенностей формирования и развития информационной зависимости и включает 3 основных направления: формирование и развитие личности младшего подростка, готовой социализироваться в коллективе; формирование у учащихся твердого убеждения в негативных последствиях информационной зависимости; формирование навыков поведения, способствующих снижению влияния факторов риска формирования информационной зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бойков Александр Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of a technique of prevention of information dependence of school students it is aware of fundamentals of health and safety (the 5th class)

Experimental results are presented to verify the effectiveness of prevention techniques developed by the author according to the information students aware of Fundamentals of health and safety (the 5th class). This methodology consists of four components: the target, substantial, organizational-activity and analytical efficiency. Method has been developed taking into account the positive trends of existing prevention programs and features of the formation and development of information and depending includes three main areas: The formation and development of the personality of the younger teenager, ready to socialize in a collective to offer students a firm belief in the negative consequences of informational dependence the skills behaviors that reduce the impact of risk factors for the formation of informational dependence.

Текст научной работы на тему «Результаты методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс)»

11. Пилоян, Р.А. Модель раздельного управления спортом для всех и спортом высших достижений / Р.А. Пилоян, А. Д. Суханов // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 12. -С. 2б, 39-42.

12. Положение о губернских Советах физкультуры при Губисполкомах // КГБУ «ГАКК». -Ф.Р. 151. - О. 1. - Д. 142. - Л. 17. - 1924 г.

13. Столбов, В.В. История физической культуры : учебник для студентов педагогических институтов / В.В. Столбов. - М. : Просвещение, 1989. - 288 с.

14. Устав Красноярского гимнастического общества «Соколъ» // КГБУ «ГАКК». - Ф.Р. 433. - О.1. - Д. 43. - Л. 8б-Ш. - 1912 г.

15. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от б октября 2QQ3 г. // Рос. газ. - 2QQ3. - 8 окт. - Допвыпуск № 331б. или // Собрание законодательства РФ. - 2QQ3. - Q6 окт. - № 4Q. - Ст. 3822.

REFERENCES

1. Vinogradov, P. A. and Dushanin, A.P. (1997), “Governing bodies of physical culture and sport development on the federal level”, Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 42-45.

2. Gromyko, V.V. and Seyranov, S.G. (1998), “Mislaid on branch”, Sports for all, No. 3-4, pp.

9.

3. Zolotov, M.I., Platonova, O.I. and Vapryanskaya, O.I. (2QQ5), Economy of mass sports: studies. grant, Physical culture, Moscow.

4. Isayev, I.A. (2QQ5), History of state and law of Russia, publishing house “Yurist”, Moscow.

5. Kuznetsova T.V., Anufriyev A.M., Stateynov A.P. and Semyina E.K. (2QQ9), History of Krasnoyarsk Region. Sports, Publishing house "Letter C", Krasnoyarsk.

6. Piloyan, R. A. and Sukhanov A.D. (1999), “Model of separate management of sports for all and an elite sport”, Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 2б, 39-42.

7. Stolbov, V.V. (1989), History of physical culture: the textbook for students of teacher training colleges, Education, Moscow.

Контактная информация: bliznevsky58@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.06.2014.

УДК 372.8

РЕЗУЛЬТАТЫ МЕТОДИКИ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЗАВИСИМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ ОБЖ (5 КЛАСС)

Александр Евгеньевич Бойков, аспирант,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

Санкт-Петербург

Аннотация

Представлены результаты эксперимента по проверке эффективности разработанной автором методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс). Данная методика состоит из 4-х компонентов: целевого, содержательного, организационнодеятельностного и аналитико-результативного. Методика разработана с учетом позитивных тенденций действующих профилактических программ и особенностей формирования и развития информационной зависимости и включает 3 основных направления: - формирование и развитие личности младшего подростка, готовой социализироваться в коллективе; - формирование у учащихся твердого убеждения в негативных последствиях информационной зависимости; - формирование навыков поведения, способствующих снижению влияния факторов риска формирования информационной зависимости.

Ключевые слова: информационная зависимость, профилактика информационной зависимости, методика преподавания основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.06.112.p41-45

RESULTS OF A TECHNIQUE OF PREVENTION OF INFORMATION DEPENDENCE OF SCHOOL STUDENTS IT IS AWARE OF FUNDAMENTALS OF HEALTH AND SAFETY (THE 5TH CLASS)

Alexandr Evgenevich Boykov, the post-graduate student,

The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

Annotation

Experimental results are presented to verify the effectiveness of prevention techniques developed by the author according to the information students aware of Fundamentals of health and safety (the 5th class). This methodology consists of four components: the target, substantial, organizational-activity and analytical efficiency. Method has been developed taking into account the positive trends of existing prevention programs and features of the formation and development of information and depending includes three main areas: - The formation and development of the personality of the younger teenager , ready to socialize in a collective - to offer students a firm belief in the negative consequences of informational dependence - the skills behaviors that reduce the impact of risk factors for the formation of informational dependence.

Keywords: information dependence, prevention information dependence, methods of teaching Fundamentals of health and safety.

Информационное поле, в котором мы сейчас живем, породило множество новых проблем. Одна из основных - информационная зависимость [1]. Сейчас много сообщается о большом негативном воздействии телевидения и интернета на детей и подростков [2]. Детские психологи, на сегодняшний день, считают, что основными болезнями детей и подростков в XXI веке будут болезни от СМИ и СМК [3].

В связи с вышеизложенным, нами была разработана и опробована методика профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс), состоящая из целевого, содержательного, организационно-деятельностного и аналитикорезультативного компонентов.

Для подтверждения эффективности методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс) нами был проведен эксперимент. Рассмотрены анкетные данные, итоги тестирования понятийного аппарата по проблеме информационной зависимости, результаты выполнения контрольных тестов. Нами также были использованы математико-статистические методы оценки знаний, умений и навыков школьников, обучающихся по предложенной методике.

Экспериментальное исследование проводилось нами в период с 2011 по 2013 гг. на базе средних общеобразовательных учебных заведений № 26, № 625, № 13, № 268 Невского района города Санкт-Петербурга. В работе участвовали ученики 5-х классов, обучающиеся по курсу основы безопасности жизнедеятельности. Из представленного контингента нами были сформированы экспериментальная и контрольная группа. Общее количество школьников охваченных экспериментальным исследованием составило 217 человек (из них 116 девушек и 101 юноша). Численность экспериментальной группы составила 112 человек, контрольной - 105. Для обработки полученных в ходе эксперимента данных нами использовался компьютерный метод в рамках приложения Microsoft Excel.

На основании факторов риска формирования информационной зависимости мы определили критерии сформированности установок, препятствующих формированию информационной зависимости учащихся 5-х классов:

1. Когнитивный критерий, представляющий собой сформированность у младших подростков представлений и знаний о негативном влиянии информационной зависимости на процессы социального и психического развития.

2. Социально-психологический критерий, подразумевающий формирование, развитие и закрепление социально-психологических установок, способствующих снижению

негативного влияния факторов зависимости и формированию устойчивых поведенческих барьеров, препятствующих повторному развитию зависимого поведения.

3. Личностный критерий, предполагающий формирование, развитие эмоциональной сферы и закрепление ценностных установок, препятствующих развитию информационной зависимости.

В ходе эксперимента мы получили результаты по вышеуказанным критериям. Нам было необходимо решить следующие задачи:

- получить информацию об уровне сформированности у младших подростков представлений о негативном влиянии информационной зависимости, методах противостояния негативному воздействию СМИ;

- получить информацию об уровне сформированности социальнопсихологических установок учащихся, а значит о сформированности и развитии навыков общения, навыков принятия решений, о мотивации во время деятельности, об уровне субъективного контроля учащихся, о способностях выбирать модели поведения и виды деятельности, альтернативные информационной и другим видам зависимостей;

- получить информацию об уровне сформированности личностной сферы, а значит об уровне тревожности учащихся, об уровне сформированности ценностных установок, об уровне агрессии и враждебности, о важных психофизиологических аспектах, таких как сила, уравновешенность, подвижность нервной системы, самочувствие, активность, настроение.

- на основании уровня сформированности когнитивных, социальнопсихологических, личностных установок, используя интегральный показатель, определить уровень сформированности установок, препятствующих формированию информационной зависимости учащихся 5 классов.

Для обработки данных мы пользовались интегральным показателем, который позволил достоверно по каждому учащемуся высчитать его уровень результатов по указанным критериям.

В результате были получены результаты сформированности когнитивных установок, препятствующих развитию информационной зависимости у учащихся 5 классов.

Результаты срезовых работ в экспериментальной группе после реализации нашей методики показали, что уровень знаний в области информационной зависимости и ее профилактики повысился (см. таблицу 1).

Таблица 1

Успешность достижения результатов по когнитивному критерию на этапе

( юрмирующего эксперимента

Уровень сформированности Контрольная, % Экспериментальная, %

Низкий 34,75 23.55

Средний 45,0 51,35

Высокий 20,25 25,10

У учащихся экспериментальной группы наблюдаются достоверные изменения показателей уровня знаний о социальных и психологических последствиях информационной зависимости, о путях, причинах и этапах ее развития, способах отказа от зависимых моделей взаимодействия со СМИ, что, как мы отметили ранее, является базовым для профилактики информационной зависимости учащихся 5-х классов.

Далее нами были получены результаты сформированности социальнопсихологических установок, препятствующих развитию информационной зависимости у учащихся 5 классов. Эти результаты свидетельствуют о достоверном повышении сфор-мированности социально-психологических установок, препятствующих развитию информационной зависимости у учащихся 5-х классов, которые отображены в таблице 2.

Таблица 2

Сформированность социально-психологических установок на этапе

( юрмирующего эксперимента

Уровень сформированности Контрольная, % Экспериментальная, %

Низкий 37,25 23,5

Средний 44,50 44,75

Высокий 18,25 31,75

В результате проведенных тестовых методик, статистической обработки полученных данных нами были получены результаты сформированности личностных установок, препятствующих развитию информационной зависимости у учащихся 5-х классов.

Мы получили результаты, свидетельствующие о достоверном повышении сфор-мированности личностных установок, препятствующих развитию информационной зависимости у учащихся 5 классов, которые отображены в таблице 3.

Таблица 3

Уровень сформированности личностных установок на этапе

( ормирующего эксперимента

Уровень сформированности Контрольная, % Экспериментальная, %

Низкий 36,35 22,60

Средний 46,25 55,25

Высокий 17,4 22,15

На основании полученных результатов исследования уровня сформированности когнитивных, социально-психологических, личностных установок, используя интегральный показатель, мы определили итоговый уровень сформированности установок, препятствующих формированию информационной зависимости учащихся 5 классов (рисунок

1).' ' '

Рис. 1. Уровни сформированности установок, препятствующих формированию информационной зависимости учащихся 5 классов на этапе формирующего эксперимента (достоверность различий между экспериментальной и контрольной группой определялась

уровнем значимости р<0,05.)

Как видно из данных рисунка 1, уровень сформированности установок, препятствующих формированию информационной зависимости учащихся после применения экспериментальной методики достоверно изменился по следующим параметрам: более чем у 26,01% респондентов экспериментальной группы достижение сформированности установок находятся на уровне «высокий». Значительно снизились в экспериментальной группе результаты сформированности установок по уровню «низкий» менее 23,33%.

Также для доказательства эффективности экспериментальной методики мы сравнили показатели уровня сформированности установок, препятствующих формированию информационной зависимости учащихся 5 классов, в рамках одной группы на этапах констатирующего и формирующего экспериментов. Полученные результаты подтверждают эффективность разработанной нами методики. Из данных следует, что у респон-

дентов экспериментальной группы увеличился процент школьников, которые достигли уровня сформированности установок, препятствующих формированию информационной зависимости учащихся 5 классов, на уровне «высокий» с 16% до 26,01%.

В то же время в этой группе снизился процент учащихся, достигших уровня сформированности установок, препятствующих формированию информационной зависимости учащихся 5 классов, на уровне «низкий» с 31,5% до 23,33%.

Вышеизложенные данные позволяют нам сделать вывод о том, что у учащихся экспериментальной группы сформированы установки, препятствующих формированию информационной зависимости учащихся 5 классов, что многократно снижает риск формирования у них информационной зависимости. Это подтверждает гипотезу диссертационного исследования.

Таким образом, у учащихся были сформированы навыки здорового поведения, стойкие негативные установки по отношению к информационной зависимости и источникам вредоносной информации.

Основываясь на результатах статистического анализа экспериментальных данных, мы делаем вывод, что учащиеся, входящие в состав экспериментальной группы, достигли результатов, позволяющих говорить о сформированности установок, препятствующих формированию информационной зависимости, а, следовательно, и о снижении риска формирования у них информационной зависимости, подтвердив гипотезу исследования и эффективность методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс).

В результате цели профилактической работы были достигнуты. Разработанная нами методика профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс), составленная с учетом позитивных тенденций действующих профилактических программ и особенностями формирования и развития информационной зависимости, доказала свою эффективность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грачев, Г. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / Г. Грачев, И. Мельник. - М. : Эксмо, 2003. - 384 с.

2. Плахов, Н.Н. Деформация в мотивационной и смысловой сфере как один из основных факторов, обусловливающий предрасположенность к асоциальному поведению / Н.Н. Плахов, А.Г. Зайцев, Л.Г. Буйнов // в сборнике: Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения) материалы XII Всероссийской научнопрактической конференции. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - С. 167-168.

3. Сорокина, Л.А. Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы / Л.А. Сорокина, З.В. Быстрова, К.М. Цыпнятова // Астраханский вестник экологического образования. - 2014. - № 1 (27). - С. 97-100.

REFERENCES

1. Grachev, G. and Melnik, I. (2003), Manipulation personality: organization, ways and technologies of information and psychological influence, publishing house “Eksmo”, Moscow.

2. Plakhov, N.N., Zaytsev, A.G. and Buynov, L.G. (2008), “Deformation in the motivational and semantic sphere as one of the major factors”, in the collection: Development of system of-level training of specialists of health and safety (experience of introduction) materials XII of the All-Russian scientific and practical conference, publishing house Herzen University, pp. 167-168.

3. Sorokina, L.A., Bystrov, Z.V. and Tsypnyatov, K.M. (2014), “Ecology of health and ecological culture as the perspective directions in the school”, Astrakhan messenger of ecological education, No.

1 (27), pp. 97-100.

Контактная информация: boykov.alik@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.04.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.