предложенный нами комплекс упражнений, дополняя его собственными упражнениями на формирование навыков и умений использования префиксальных глаголов движения.
Литература:
1. Ахмадуллина, С.В. Системно-функциональный подход к изучению глаголов движения студентами-мари в практическом курсе русского языка: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Светлана Владимировна Ахмадуллина. — Нижний Новгород, 2002. — 23 с.
2. Ван, Сюань. Ошибки в употреблении приставочных глаголов движения в письменной речи китайских студентов / С. Ван // Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания: материалы XIV Студенческой научно-практической конференции. Москва, РУДН, 14 апреля 2017 г. - М.: РУДН, 2017. -С. 60-62.
3. Горбонос, Н.Н. Лексико-семантическая группа глаголов движения в обучении русскому языку как неродному / Н.Н. Горбонос // Вестник Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева: Гуманитарные и социально-экономические исследования. — 2016. — № 7. — Том 1. — С. 32-41.
4. Кондрашова, Н.В. Использование видеоматериалов при обучении языку специальности на довузовском этапе / Н.В. Кондрашова // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность: сб. статей I Международного конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов: в 2 ч. Ч. 1 / под. ред. С.В. Каратаевой и др. — М.: РУДН, 2017. — С. 389-393.
5. Кондрашова, Н.В. Проектная деятельность при изучении русского языка как иностранного в техническом вузе / Н.В. Кондрашова // Мир науки, культуры, образования. — 2017. — № 1 (62). — С. 134-136.
6. Корчик, Л.С. Глаголы движения в русском языке и особенности их преподавания в китайской аудитории / Л.С. Корчик // Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность. — 2012. — № 1. — С. 84-90.
7. Ласкарёва, Е.Р. «Банальные» глаголы движения в курсе русского языка / Е.Р. Ласкарёва // Альманах мировой науки. — 2015. — № 2-3 (2). — С. 11-15.
8. Ниматулаева, М.Д. Методические аспекты преподавания глаголов движения иностранным студентам / М.Д. Ниматулаева, С.Г. Сопунова // Наука. Искусство. Культура. — 2017. — № 2 (14). — С. 141-147.
9. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. - 20-е изд. — М.: Рус. яз., 1989. — 750 с.
10. Панова, Л.В. Учебная экскурсия по городу как средство изучения глаголов движения: лингвострановедческий аспект в преподавании РКИ / Л.В. Панова // Развитие современного образования: теория, методика и практика. — 2015. — № 4 (6). — С. 174-177.
11. Требования по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение. Второй вариант / Н.П. Андрюшина и др. [Электронный ресурс]: электронный аналог печатного издания — 2-е изд. — М.-СПб.: Златоуст, 2009. — 32 с. — Режим доступа: http://gct.msu.ru/docs/B1_trebovaniyat.pdf.
Педагогика
УДК: 372.851
кандидат педагогических наук, доцент Кочетова Ирина Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Мумряева Светлана Михайловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); доктор педагогических наук, доцент Егорченко Игорь Викторович Средне-Волжский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» (г. Саранск)
ВОЗМОЖНОСТИ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ВУЗЕ
Аннотация. В статье конкретизировано понятие интерактивного обучения, раскрыты потенциальные возможности интерактивного обучения студентов-иностранцев, выделены условия реализации в контексте обучения в высшей школе, охарактеризованы средства интерактивного обучения в вузе.
Ключевые слова: интерактивное обучение, иностранные студенты, формы обучения, средства интерактивного обучения, вуз.
Annotation. The article concretizes the concept of interactive training, reveals the potential for interactive training of foreign students, identifies the conditions for implementation in the context of teaching in higher education, characterized the means of interactive learning in the university.
Keywords: interactive training, foreign students, forms of training, interactive teaching tools, high school.
Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева) по теме «Методика обучения иностранных студентов математическим дисциплинам»
Введение. В настоящее время перед вузами Российской Федерации обозначены серьезные организационно-методические задачи, связанные с выходом на международный рынок образовательных услуг, разработкой и позиционированием конкурентоспособных и востребованных образовательных продуктов. Одним из значимых факторов развития российского экспорта научной и технической продукции,
является подготовка зарубежных специалистов как в учебных заведениях Российской Федерации, так и в филиалах отечественных вузов за рубежом.
Важно отметить, что российское высшее образование имеет ряд конкурентных преимуществ, среди которых: фундаментальность русского образования наряду с опытом создания лучшего в мире образования; имеющийся богатый опыт обучения иностранцев, традиционно высокий уровень преподавания (в том числе дисциплин естественно-технического и математического профилей); невысокая стоимость образовательных услуг относительно ряда зарубежных стран. Данные аспекты обусловливают желание значительной части иностранной молодежи в получении российского образования.
Цель исследования состоит в поиске оптимальной стратегии преподавания математических дисциплин иностранным студентам в российских вузах посредством использования эффективных форм, средств и методов интерактивного обучения.
В современных условиях для большинства вузов становится актуальным решение проблемы востребованности выпускника, а также повышения качества и эффективности полученных им знаний, навыков и умений, мобильности его профессиональной квалификации.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования реализация учебного процесса должна предусматривать проведение занятий в интерактивных и активных формах обучения с целью формирования необходимых профессиональных и общекультурных компетенций.
В статье конкретизировано понятие интерактивного обучения, раскрыты потенциальные возможности интерактивного обучения студентов-иностранцев, выделены условия реализации в контексте обучения в высшей школе, охарактеризованы средства интерактивного обучения в вузе.
Изложение основного материала статьи. Для изучения особенностей интерактивного обучения иностранных студентов исследование проводилось на базе факультетов ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (далее - МГПИ), материально-техническое, аппаратно-программное и организационно-методическое обеспечение которых позволили определить потенциальные возможности и перспективы интерактивного обучения в вузе. Для конкретизации понятия интерактивного обучения и выявления оптимальных условий его реализации в контексте обучения в высшей школе использовался системный анализ.
МГПИ является одним из вузов, где реализуется одноступенчатая модель обучения иностранных студентов, которая характеризуется тем, что студенты-иностранцы с первого года обучаются по основным образовательным программам, параллельно изучая и совершенствуя язык на начальном этапе обучения. Данная модель характерна для многих вузов и используется при обучении студентов из стран содружества, в частности, из бывших союзных республик.
В настоящее время Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева занимает определенное место в перечне вузов Российской Федерации по числу иностранных студентов, доля которых за последние годы увеличилась в десятки раз [1].
Сейчас в вузе обучается более двухсот иностранцев. С уверенностью можно говорить о том, что данная ситуация имеет тенденцию роста.
Приоритетной задачей, стоящей перед МГПИ в области обучения иностранных студентов, является подготовка первоклассных специалистов, которые, после обучения, будут востребованы у себя на родине.
На основании анализа результатов ежегодного анкетирования студентов, МГПИ за 2014-2018 гг., задачами которого являлось, в том числе, оценка степени удовлетворенности качеством образования, получаемого в МГПИ, многообразием реализуемых образовательных технологий и материально-технической оснащенностью учебного процесса», обозначены оптимальные формы, методы и средства интерактивного обучения в вузе, а также перспективы реализации интерактивного обучения на лекционных, практических и лабораторных занятиях, в том числе, и для иностранных студентов.
В результате проведенного исследования было выявлено, что понятие «интерактивный» подразумевает способность взаимодействовать, находиться в режиме диалога, беседы с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение - прежде всего, диалоговое обучение, в рамках которого осуществляется взаимодействие.
Цель интерактивного обучения - повышение эффективности образовательного процесса, достижение обучающимися высоких результатов обучения и повышение качества знаний, умений, навыков учащихся.
Необходимо отметить следующие особенности интерактивного обучения: образовательный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс совместной познавательной деятельности, развивает коммуникативные качества личности, раскрывает потенциал совместной познавательной деятельности [2].
Перечислим основные условия интерактивного обучения:
• осуществляется анализ конкретных практических примеров управленческой и профессиональной деятельности, в котором обучаемые выполняют различные ролевые функции;
• формируется и развивается профессиональный тезаурус: подбор рабочих терминов, учебной, профессиональной лексики, условных понятий;
• всеми обучаемыми поддерживается непрерывный диалоговый контакт между собой;
• на каждом занятии одним из обучающихся выполняются функции руководителя, который инициирует обсуждение учебной проблемы; эта функция может поочередно делегироваться целому ряду учащихся;
• активно используются технические учебные средства;
• активизируются и создаются комфортные условия познавательной деятельности: преподавателем постоянно поддерживается активное внутригрупповое взаимодействие, снятие психологической напряженности;
• осуществляется оперативное вмешательство преподавателя в ход дискуссии в случае возникновения непредвиденных трудностей, а также в целях пояснения новых для слушателей положений;
• интенсивно используются индивидуальные занятия и реализуются индивидуальные способности в групповых занятиях;
• осуществляется взаимодействие в режиме соблюдения сформулированных преподавателем норм, правил, поощрений (наказаний) за достигнутые результаты;
• осуществляется тренинг принятия решений в условиях регламента времени, средств и наличия элемента неопределенности информации.
К основному потенциалу использования интерактивной формы обучения отнесем: вовлечение студентов в активный процесс обучения, освоение нового материала в качестве активных участников познавательной деятельности; развитие навыков анализа и критического мышления; усиление мотивации изучения дисциплины; создание благоприятной атмосферы на занятиях; развитие коммуникативных компетенций у студентов; активизация познавательной деятельности студентов; развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации; формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности [2].
В ФГОС ВО приводятся следующие виды интерактивных форм обучения: деловые и ролевые игры, тренинги, групповая и научная дискуссия, диспут, дебаты, кейс-метод, метод проектов, мозговой штурм, разработка портфолио, семинар в диалоговом режиме, анализ конкретных практических ситуаций, работа в малых группах (работа студенческих исследовательских групп), круглые столы, вузовские, межвузовские телеконференции, проведение форумов, компьютерное моделирование и анализ практических результатов, интерактивные лекции, проблемная лекция и др.
В настоящее время представлено значительное количество интерактивных технологий, среди которых можно выделить такие, как работа в парах, технологии «Аквариум», «Броуновское движение», «Дерево решений», «Карусель», «Мозговой штурм» и др. Они нацелены не только на то, чтобы передать совокупность знаний, но и способствуют установлению эмоциональных контактов между студентами, развитию коммуникативных умений и навыков, организации поиска студентами необходимой информации [3]. Таким образом, интерактивная форма обучения и образовательные технологии направлены на повышение познавательной активности обучающихся и их мотивации в процессе учебно-профессиональной деятельности, и позволяют перейти от пассивного усвоения знаний студентами к их активному применению в модельных или реальных ситуациях профессиональной деятельности, что, безусловно, повышает качество знаний, умений и навыков будущих специалистов.
Стремительное развитие современных средств информационных технологий обусловило появление такого понятия, как интерактивные средства обучения, которое включает в себя программные, аппаратно-программные и технические средства, обеспечивающие обучение в диалоговом взаимодействии пользователя с компьютером.
Интерактивные средства обучения можно условно разделить на две составляющие: интерактивный учебный комплект и интерактивное оборудование. Интерактивный учебный комплект представляет собой учебно-методический интерактивный учебник, справочник, тренажер, задачник, лабораторный практикум и средства наглядности.
В настоящее время в вузе на кафедре математики и методики ее обучения ведется работа по созданию учебно-методического интерактивного учебника по высшей математике для иностранных студентов. В качестве приложений к нему планируется создание также математического справочника, тренажера для самостоятельной работы и задачника.
Активно ведется работа по созданию электронного курса для студентов с целью использования в системе дистанционного обучения Moodle. Данный курс включает вопросы, связанные с содержанием основных базовых математических курсов, а также различные приложения математики.
Кроме того, данный компонент формируют используемые преподавателями на занятиях средства наглядности (презентации, видео-лекции и т.д.).
В состав интерактивного оборудования входят интерактивные доски, проекторы, плазменные панели, мобильные копи-устройства, системы тестирования, малые средства информационных технологий, активно используемые в МГПИ.
Применение современных интерактивных средств обучения способствует усилению наглядности и эргономики восприятия учебного материала студентами, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на учебной мотивации и эффектности процесса обучения.
Выводы. По результатам проведенного исследования сформулированы выводы:
1. Под интерактивным обучением понимается обучение, реализуемое посредством специальной формы организации познавательной деятельности, способов познания, осуществляемых в ходе совместной деятельности, в процессе которой участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других, вовлекаются в реальную атмосферу делового сотрудничества в процессе разрешения проблем.
2. К потенциальным возможностям интерактивного обучения относятся: активизация познавательной деятельности; усиление мотивации изучения дисциплины; развитие навыков анализа, критического мышления, коммуникативных компетенций; создание благоприятной атмосферы на занятиях; развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации; формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности.
3. Условия реализации интерактивного обучения: в процессе анализа конкретных практических ситуаций обучаемые выполняют различные ролевые функции; ими поддерживается непрерывный диалоговый контакт между собой; формируется и развивается профессиональный тезаурус; на занятиях одним из обучающихся выполняются функции руководителя, который инициирует обсуждение учебной проблемы; активно используются технические учебные средства; активизируются и создаются комфортные условия познавательной деятельности; осуществляется оперативное вмешательство преподавателя в ход учебной деятельности в случае возникновения непредвиденных ситуаций; интенсивно используются индивидуальные, групповые занятия и реализуется дифференциация процесса обучения; осуществляется тренинг принятия решений в условиях жесткого регламента времени, средств и наличия элемента неопределенности информации.
4. Интерактивные средства обучения включают в себя программные, аппаратно-технические средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, обеспечивающие обучение в диалоговом взаимодействии пользователя с компьютером и коллективом.
Литература:
1. Кочетова И. В. Особенности преподавания математических дисциплин иностранным студентам в вузе // Учебный эксперимент в образовании. - 2017. - № 3 (83). - С. 26-30.
2. Кочетова И. В. Интерактивное обучение как фактор совершенствования современного высшего образования / И. В. Кочетова, О. Н. Шалина, И. В. Егорченко // Гуманитарные науки и образование: научный журнал. - 2017. - № 3. - С. 31-36.
3. Молчанова Е. А. О необходимости реализации интерактивных форм в воспитательной работе вуза // Гуманитарные науки и образование: научный журнал. - 2016. - № 3 (27). - С. 47-48.
4. Мужикова А. В. Интерактивное обучение математике в вузе / А. В. Мужикова // Вестник Сыктывкарского университета. - 2015. - Сер. 1 - Вып. 1 (20). - С. 74-90.
5. Шишкина С. И. Особенности преподавания математики иностранным студентам [Электронный ресурс] // Гуманитарный вестник (МГТУ им. Н. Э. Баумана). - 2015. - № 12. - Режим доступа: http://hmbul.ru/catalog/edu/pedagog/325.html (дата обращения: 02.08.2018).
Педагогика
УДК:378.2
преподаватель кафедры огневой подготовки Кумыков Сафарби Хажмусович
Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нальчик)
ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ, ВПЕРВЫЕ ПРИНИМАЕМЫХ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Аннотация. В статье раскрываются проблемы методов воспитания слушателей профессиональной подготовки впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел. Значительное внимание уделяется организации деятельности воспитательной работы в органах внутренних дел, реальность общественных и межличностных отношений. Предметом изучения избраны сущность, структура и функционирование общения как метода воспитания в учебной деятельности ответственного отношения слушателей к учению и ответственности как качества личности.
Ключевые слова: педагог, учебно-воспитательная работа, профессиональная ориентация, педагогическая профессиональная ориентация, профессиональное просвещение, профессиональное консультирование, психологическая поддержка, профессиональное мышление, профессиональные педагогические умения.
Annotation. The article reveals the problems of methods of education of students of vocational training for the first time taken on service in the internal Affairs bodies. Considerable attention is paid to the organization of educational work in the internal Affairs bodies, the reality of social and interpersonal relations. The subject of study is the essence, structure and functioning of communication as a method of education in educational activities responsible attitude of students to the teaching and responsibility as a quality of personality.
Keywords: teacher, educational work, professional orientation, pedagogical professional orientation, professional education, professional consulting, psychological support, professional thinking, professional pedagogical skills.
Введение. В педагогической науке испытаны различные подходы к разработке проблемы методов воспитания слушателей профессиональной подготовки. Закон социальной обусловленности воспитания определял изменения в идеях, лежащих в основании классификаций, в последовательности и номенклатуре методов воспитания. Неизменной оставалась направленность методов воспитания на раздельное формирование сознания и поведения личности или на их стимулирование и коррекцию. Отсюда следовал один из педагогических постулатов о том, что единство сознания, деятельности и поведения достигается выбором и реализацией оптимальных для данных условий комплексов методов воспитания различных групп в соответствии с целями и задачами. Наблюдения за воспитательным процессом показывают, что сознательно комплексированием методов воспитания на практике мало кто из педагогов занимается из-за сложности этой работы, требующей значительных усилий и времени. Это одна из причин медленного продвижения в решении задачи повышения эффективности нравственного воспитания, в воспитании высокого сознания и чувства ответственности слушателей в обучении.
Изложение основного материала статьи. В педагогических исследованиях последних лет предпринимаются попытки взглянуть на проблему совершенствования методов воспитания по-новому. Новизна подхода состоит в том, что исследователи направляют усилия на разработку таких методов, каждый из которых выполнял бы в единстве функции воздействия на сознание и поведение.
Предметом изучения избраны сущность, структура и функционирование общения как метода воспитания в учебной деятельности ответственного отношения слушателей к учению и ответственности как качества личности. В связи с этим необходимо было построить теоретическую модель метода общения, изучить механизм его действия в учебном процессе и диагностировать проявление его (метода общения) основной функции соединения, интеграции сознания долга и ответственности и адекватного отношения слушателей к учению. Ожидаемый результат сформулирован в виде рабочей гипотезы: общение как метод воспитания интегрирует сознание долга и ответственности и адекватное отношение к обучению в процессе их формирования в условиях нравственно направленной учебной деятельности и межличностного общения слушателей.
При изучении общения как метода воспитания в учебной деятельности ответственного отношения слушателей к учению и ответственности как нравственного качества личности учитывалось, что методика исследования должна быть направлена, во-первых, на диагностику уровней отношения к учению и их динамики и, во-вторых, на обнаружение метода общения, его распознавание в учебном процессе, нахождение его структурных элементов и их взаимодействия и, наконец, на установление зависимости между представленностью метода общения, его характером и направленностью, с одной стороны, и динамикой отношения слушателей к учению, с другой. В процессе изучения эти две стороны должны быть разведены.